УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10448
ББК 67 © П.М. Мурашев, 2020
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ УЧЕТЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Павел Михайлович Мурашев, научный сотрудник-эксперт Международного научно-исследовательского центра судебной экспертизы и исследования
(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: [email protected]
Аннотация. Изложен алгоритм экспертной оценки механизма дорожно-транспортного происшествия, связанного с техническими особенностями транспортного средства на основе анализа юридической и технической литературы.
Ключевые слова: Российская Федерация; законодательство; Федеральный закон РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 05 апреля 2001 г.; экспертное исследование, судебная экспертиза; автотехническая экспертиза; непосредственная техническая причина ДТП; механизм ДТП; безопасность дорожного движения; технические особенности транспортного средства; техническая квалификация действия водителей и пассажиров.
CARRYING OUT A FORENSIC AUTOMOTIVE EXPERTISE WHEN TAKING INTO ACCOUNT THE TECHNICAL FEATURES OF THE VEHICLE
Pavel M. Murashev, Research Associate and Expert the International Research Center for Forensic Science and Research (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: [email protected]
Abstract. An algorithm for expert assessment of the mechanism of a road traffic accident related to the technical features of a vehicle based on the analysis of legal and technical literature is presented.
Keywords: Russian Federation; legislation; Federal Law of the Russian Federation «On State Forensic Expert Activity in the Russian Federation» dated April 05, 2001; expert research, forensic examination; auto-technical expertise; the immediate technical cause of the accident; accident mechanism; road safety; technical features of the vehicle; technical qualification of the actions of drivers and passengers.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Мурашев П.М. Проведение судебной автотехнической экспертизы при учете технических особенностей транспортного средства. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):41-3.
Нередко при установлении механизма дорожно-транспортного происшествия (далее по тексту ДТП) технические особенности транспортного средства играют определяющую роль. При этом, иногда приходится совместно с необходимостью учета этих особенностей решать вопрос установления статуса лиц, причастных к данному событию.
В полном соответствии с общими положениями Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обя-
занности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») эти лица могут являться водителями, пассажирами, пешеходами и регулировщиками, а именно:
• «Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
• «Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное
средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
• «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
• «Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры».
Следует отметить, что сочетание необходимости одновременного учета технических особенностей транспортного средства с определением статуса лиц, причастных к конкретному ДТП, требует наличия у эксперта специальных познаний как в области юриспруденции, так и автомобильной техники.
Одним из достаточно распространенных видов подобных ДТП являются происшествия, связанные с
устранением технических неисправностей автомобиля на дороге во время его вынужденной остановки, или стоянки.
Значительное число таких ДТП связано с попытками запуска двигателя при различных видах его неисправностей.
Проиллюстрируем особенности судебной автотехнической экспертизы в таких случаях на примере ДТП, связанного с попыткой запуска двигателя автомобиля УРАЛ-4320 в следующей ситуации.
Водитель этого автомобиля доставил груз к месту назначения, после разгрузки занял место водителя, при этом в кабине на пассажирском сиденье находился пассажир.
Попытка запуска двигателя с помощью поворота ключа в замке зажигания оказалась безуспешной, т.к. стартер двигателя не реагировал на это действие водителя. При этом со слов водителя пассажиру данного автомобиля стало ясно, что эта проблема с запуском двигателя была и ранее, поскольку водитель взял гаечный ключ, вышел из кабины автомобиля и сказал фразу пассажиру «по моей команде поверни ключ в замке зажигания», а сам отправился под данный автомобиль с целью запуска двигателя снизу путем внешнего замыкания клемм стартера.
Далее перечислим важные технические особенности именно этого автомобиля.
Данный автомобиль оснащен дизельным 8-цилиндровым двигателем мощностью 209 л.с. Является полноприводным с колесной формулой 6 х 6.
Для пуска двигателя предназначен стартер СТ 142 Б2, представляющий собой электромотор мощностью 8,5 квт, питающийся от АКБ с напряжением 24 вольта при пусковом токе до 800 ампер.
Такие параметры стартера обусловлены тем, что для пуска дизельного двигателя требуется большой (до 150 нм) крутящий момент.
Вращение якоря электромотора (стартера) начинается в момент замыкания контактов (клемм), что обеспечивается соответствующим перемещением втягивающего реле. При неисправности этого реле (подгорание контактов), а также при иных неисправностях в электрической цепи от замка зажигания до стартера замыкание контактов не происходит и якорь электромотора (стартера) не вращается, т.е. двигатель запустить невозможно.
Поскольку эти контакты имеют внешние выводы, оформленные в виде болтов с гайками, то принципиально возможно включении электромотора при внешнем замыкании, что подводит питание к обмотке якоря электромотора (стартера).
Такой способ проверки работоспособности стартера использует, когда он снят с автомобиля и установлен на стенде.
Доступ к этим клеммам возможен в том числе и снизу. Учитывая то обстоятельство, что водитель автомобиля УРАЛ-4320 взял гаечный ключ (металлический, т.е. токопроводящий предмет), то с учетом последующего можно считать, что он выбрал именно такой способ включения стартера (путем внешнего замыкания).
Далее для понимания причин последующего (двигатель заработал и автомобиль начал движение, поскольку была включена третья передача, и водитель, находясь в этом момент под автомобилем, получил тяжелые травмы, не совместимые с жизнью из-за переезда его тела колесами данного транспортного средства), необходимо отметить следующее.
Данный автомобиль, как было указано выше, оснащен дизельным двигателем. Дизельные двигатели запускаются не при достижении определенной (рабочей) частоты вращения коленчатого вала (как бензиновые), а за счет самовоспламенения дизельного топлива в процессе его сжатия. Это означает, что такой двигатель запускается после 1-1,5 оборотов коленчатого вала, когда частота оборотов может быть всего 100-150 об/мин (при рабочей частоте 500-600 об/мин).
Поскольку для воспламенения горючей смеси подача электрических импульсов к рабочим цилиндрам в дизельном двигателе не требуется, то это означает, что никакой роли поворот ключа в замке зажигания (как в данном случае) после внешнего замыкания гаечным ключом контактов и включения электромотора (стартера) не играл.
Иначе говоря, при внешнем замыкании и включении электромотора (стартера) происходит запуск двигателя автомобиля без какого либо влияния на этот процесс поворота ключа в замке зажигания.
Это означает, что действия пассажира автомобиля УРАЛ-4320, выразившиеся в повороте ключа в замке зажигания (по команде водителя), не имели никакого отношения к запуску двигателя и началу движения этого автомобиля.
Вполне естественно, что поскольку в этот момент была включена передача (по материалам проверки третья) автомобиль УРАЛ начал движение одновременно с запуском двигателя.
Таким образом, основные выводы проведенного исследования данного ДТП можно представить следующим образом.
Водитель данного автомобиля покинул свое води-
тельское место, не приняв мер по исключению несанкционированного движения транспортного средства (оставив включенную третью скорость).
Пассажир данного автомобиля, повернувший ключ в замке зажигания по своему статусу не являлся и не мог являться водителем данного транспортного средства, поскольку это его действие не привело и не могло привести к началу движения автомобиля.
Непосредственной технической причиной данного ДТП явилось начало движения автомобиля УРАЛ-4320, обусловленное нештатным включением стартера его двигателя при том, что на данном транспортном средстве была включена в этот момент третья передача.
Данное ДТП явилось результатом технических действий водителя, не соответствующих нормам и требованиям п.п.1.3, 1.5 и 12.8 ПДД РФ, а именно:
• «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами».
• «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию».
• «Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя».
При этом, какие либо реальные и объективные признаки несоответствия действий пассажира данного автомобиля нормам и требованиям ПДД РФ в исследуемом случае нет.
Это означает, что для экспертного исследования данного ДТП потребовалось рассмотрение как юридических, так и технических аспектов одновременно.