К ВОПРОСУ ОБ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ И ЕЁ ЦИФРОВИЗАЦИИ Д.И. Хайруллина, студент
Научный руководитель: Р.Р. Хаснутдинов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11218
Аннотация. Рассмотрены сущность и особенности проведения экспертной деятельности государственными учреждениями и экспертами в контексте задач, реализуемых институтом судебной экспертизы в РФ. Выделены существенные признаки автотехнической экспертизы и ее целевое назначение. Проанализирована специфика осуществления экспертных исследований в условиях цифровизации экономико-правового пространства РФ. Приведены аспекты установления обстоятельств совершения ДТП посредством использования программного обеспечения и иных возможностей информационных технологий.
Ключевые слова: экспертиза, государственные судебно-экспертные учреждения, ДТП, программное обеспечение, техническое состояние, транспортное средство.
Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-Ф3), регламентирующий особенности производства судебной экспертизы на территории РФ, уточняет, с одной стороны, правовые основы функционирования государственных судебно-экспертных учреждений и экспертов и принципы проведения экспертных исследований, а с другой - основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в процессуальных отраслях права [3, с. 111-112]. В данном случае Закон N 73-Ф3 дает исчерпывающее представление о том, что суть экспертной деятельности заключается в организации и производстве судебной экспертизы и для достижения поставленной цели эксперты оказывают содействие судам, следователю, дознавателю в установлении обстоятельств, принципиальных для рассмотрения и разрешения дела в суде. Для этого каждый эксперт располагает специальными знаниями в области науки, техники и искусств, используемыми по конкретному делу (ст. 2) [5].
В современных условиях развития науки криминалистики и экспертной деятельности автотехническая экспертиза представляет собой один из видов экспертиз, назначаемых для установления обстоятельств совершения дорожно-транспортного происшествия. Несмотря на
неоспоримую важность данного экспертного исследования, законодатель четко не регламентирует сущность понятия автотехнической экспертизы, в связи с чем, представляется важным не только разобраться в характеристике, основах производства экспертизы данного вида и тактики ее назначения в условиях совершения ДТП, но и в специфике цифровизации в условиях распространения средств информационного взаимодействия.
Таким образом, в приведённом определении экспертной деятельности обращают на себя внимание следующие признаки, которые целесообразно раскрыть в контексте автотехнической экспертизы:
- цели и задачи, которые требуется достичь при назначении экспертизы;
- должность лица, в компетенцию которого входит проведение исследования;
- наличие и специфика необходимых знаний и методик, посредством которых будет проводиться экспертное исследование;
- круг лиц, в должностные обязанности которых входит назначение экспертизы.
Так, Приказа Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 N 550н предусматривает, что должности главного государственного судебного эксперта и государственного судебного эксперта имманентно требуют наличие высшего профессио-
нального образования [5], а применительно к такой узкой экспертизе как автотехническая эксперт - автотехник должен располагать знаниями по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» [7, с. 61].
Определяясь с целями назначения экспертизы, стоит сослаться на мнение Рос-синской Е.Р. и Галяшина Е.И., высказанное в книге «Настольная книга судьи: судебная экспертиза», о том, что целями производства автотехнической экспертизы является установление нижеследующих аспектов:
- психофизиологическое состояние водителя и участников ДТП;
- техническое состояние транспортных средств, задействованных в ДТП, и особенностей осуществления ДТП;
- общее состояние дорог и их обустройства, а также дорожных знаков и разметок;
- анализ технического состояния транспортных средств, участвующих в ДТП, и общей обстановки, на месте которой произошло ДТП;
- установление обстоятельств, характеризующих механизм ДТП или отдельных его элементов;
- анализ возможностей предотвращения ДТП;
- установление отдельных обстоятельств осуществления ДТП, включающих, в частности, скорость автомобиля, участвующего в ДТП, взаиморасположение транспортных средств и пешеходов в момент совершения ДТП и т.д.;
- решение вопроса о действиях водителя с точки зрения их соответствия параметрам обстановки и движения.
Вышесказанное обуславливает актуальность и неоспоримую важность использования данных, полученных в результате проведения автотехнической экспертизы, в вопросах установления объективных обстоятельств дела. При этом особенности современного цифрового экономико-правового пространства связаны с необходимостью внедрения технических новшеств в практику осуществления экспертной деятельности, что обусловлено тем, что информация, получаемая с помощью
применения цифровых технологий, существенно оптимизирует процесс установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу [3, с. 182].
Специфика проведения автотехнической экспертизы также основана на применении информационных технологий, что связано с тем, что без наличия и использования программного обеспечения и информационных средств трудоемким является установление таких параметров случившегося ДТП, как определение энергообмена при столкновении, влияния электронного системы управления ТС на траекторию его движения, получение информации о технологичности транспортного средства [1, с. 85]. Также использование соответствующих автоматизированных систем позволяет установить причинно-следственные связи между факторами количественного и качественного порядка, влияющими на совершение ДТП, и следствиями от их воздействия. В итоге эксперт-автотехник имеет возможность объективно оценить обстоятельства случившегося ДТП с помощью таких инструментов информационного пространства, как методы фазового интервала, регрессионный анализ, логическое программирование, которые в совокупности способствуют прояснению специфики развития процесса ДТП и получению объективных результатов проводимого исследования.
Таким образом, можно резюмировать, что применение информационных технологий изначально нашло отражение в моделировании ДТП, создании программного обеспечения, а также программ по выполнению вспомогательных расчетов, в совокупности позволяющих провести качественное экспертное исследование и подготовить эксперту соответствующее заключение, в том числе с использованием специальных программ. Так, к примеру, эксперт при ответе на вопрос, который ставится перед ним правоохранительными или судебными органами, главным образом об установлении механизма ДТП, использует ряд реконструкций: натуральный, графический или макетный. Можно сказать, что только графический метод наиболее приближен к реальной обстанов-
ке совершения ДТП и выявлении всех обстоятельств произошедшего, однако в условиях внедрения возможностей 3D-моделирования составление вручную графиков стало тенденцией ретроспективного анализа, что привело к использованию таких программ, как AUTO-GRAF, PC CRASH, CARAT и т.д. [4, с. 194]. Целевым назначением указанных программ выступают нижеследующие:
- придание заключению, составляемому эксперту, черт максимальной достоверности;
- применение современных методов проведения исследования, возникших в эпоху программирования и моделирования;
- оптимизация временных сроков экспертного производства;
- снижение числа экспертиз, назначаемых повторно.
Используемые программы, с одной стороны, отвечающие требованиям проведения экспертного исследования, а с другой - олицетворяющие в себе требования стандартов общемирового уровня в работе с графическими объектами, позволяют построить масштабные схемы произошедшего ДТП и отражают механизм случившегося дорожно-транспортного происшествия. Базы данных аккумулируют в себе варианты автомобилей, посредством управления которыми происходит ДТП и в случае, если эксперт не находит нужную модель для составления схемы, то может ввести ее самостоятельно с помощью заложенных в программу шаблонов транспортных средств. Такой подход позволяет как снизить трудоемкость в вопросе под-
готовки экспертного заключения, так и придать ему максимальную точность и достоверность.
Помимо прочего в программах заложены шаблоны перекрестков, имеется база существующих дорожных знаков и разметок, что позволяет в экспертной практике создать перекресток нужной конфигурации и определить на нем место столкновения, угла взаимного расположения автомобилей в момент первичного соприкасания и т.д.
Таким образом, автотехническую экспертизу можно представить как совершение экспертом-автотехником соответствующих процессуальных действий по формированию заключения, в котором отражаются обстоятельства, характеризующие механизм осуществления ДТП, отдельные фазы его совершения, техническое состояние ТС и т.д. Иными словами в обязанности эксперта входит предоставление ответов на вопросы, поставленные судом, следователем, дознавателем и иными заинтересованными субъектами правоохранительной и судебной системы, способствующие установлению обстоятельств по рассматриваемому делу. В этом смысле использование технических возможностей существенно минимизирует сроки подготовки экспертного заключения, и делают его качественным и объективным. Можно утверждать, что информационные технологии, внедренные в практику подготовки экспертного заключения, позволяют с максимальной точностью как оценить ДТП, так и выявить правонарушителей в структуре совершенного дорожно-транспортного происшествия.
Библиографический список
1. Агафонов А.С. Компетенция эксперта при проведении судебной автотехнической экспертизы по исследованию маркировочных обозначений транспортных средств // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 84-86.
2. Камалова Г.Г. Цифровые технологии в судебной экспертизе: проблемы правового регулирования и организации применения // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2019. - Т. 29. № 2. - С. 180-186.
3. Коловоротный А.А. Назначение автотехнической судебной экспертизы при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник научных трудов. - Волгоград, 2019. -С.111-113.
4. Марченко С.С., Лазарев В.А. Информационные технологии в расследовании и экспертизе ДТП // Автомобильный транспорт дальнего востока. - 2016. - №1. - С. 193-195.
5. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-Ф3 (ред. от 26.07.2019) // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31871/ (дата обращения 23.09.2020)
6. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы»: Приказ Мин-здравсоцразвития России от 16.05.2012 N 550н // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132410/ (дата обращения 23.09.2020)
7. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. - М.: Проспект, 2010. - 464 с.
ON THE ISSUE OF AUTO TECHNICAL EXPERTISE AND ITS DIGITALIZATION D.I. Khairullina, Student
Supervisor: R.R. Khusnutdinov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. The article Deals with the essence and features of conducting expert activities by state institutions and experts in the context of tasks implemented by the Institute of forensic expertise in the Russian Federation. The essential features of auto technical expertise and its purpose are highlighted. The article analyzes the specifics of expert research in the conditions of digitalization of the economic and legal space of the Russian Federation. Aspects of establishing the circumstances of an accident through the use of software and other information technology capabilities are presented.
Keywords: expertise, state forensic institutions, accidents, software, technical condition, vehicle.