Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ЭКСПЕРТ-АВТОТЕХНИК / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / TECHNICAL EXPERTISE / TRAFFIC ACCIDENT / AN EXPERT IN AUTOMOTIVE FORENSICS / FORENSIC EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фетищева Лидия Михайловна, Тонких Екатерина Сергеевна

Рассматриваются новые методы проведения автотехнической экспертизы при расследовании дорожнотранспортных происшествий. В частности, указывается на актуальность использования лазерного 3D-сканирования, которое может позволить фиксировать большее количество последствий ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CRIMINAL-LEGAL AND CRIMINALISTIC ASPECTS OF PRODUCTION OF AUTOTECHNICAL EXAMINATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses new methods of carrying out automotive technical expertise in the investigation of road traffic accidents. In particular, the relevance of using 3D laser scanning is indicated, which can make it possible to record a greater number of consequences of an accident.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.98

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фетищева Лидия Михайловна

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики

Пермского института ФСИН России, г. Пермь

Тонких Екатерина Сергеевна

курсант Пермского института ФСИН России, г. Пермь, e-mail: katerinka.tonkikh@mail.ru

FEATURES OF CRIMINAL-LEGAL AND CRIMINALISTIC ASPECTS OF PRODUCTION OF AUTOTECHNICAL EXAMINATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Lydia Fetisheva

Candidate of Law, associate Professor of Criminal Procedure and Criminology The Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm

Ekaterina Tonkikh

Student of Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm АННОТАЦИЯ

Рассматриваются новые методы проведения автотехнической экспертизы при расследовании дорожно-транспортных происшествий. В частности, указывается на актуальность использования лазерного 3D-сканирования, которое может позволить фиксировать большее количество последствий ДТП.

ABSTRACT

The article discusses new methods of carrying out automotive technical expertise in the investigation of road traffic accidents. In particular, the relevance of using 3D laser scanning is indicated, which can make it possible to record a greater number of consequences of an accident.

Ключевые слова: автотехническая экспертиза; дорожно-транспортные происшествия; эксперт-автотехник; судебная экспертиза.

Keywords: technical expertise; a traffic accident; an expert in automotive forensics; forensic examination.

В период с начала года по июль 2019-го произошло более 85 тыс. ДТП, в которых погибло более 8 тыс. человек и было ранено 110 тыс. участников этих аварий. Согласно сравнению статистики с аналогичным прошлогодним периодом, как и прежде, наблюдается небольшое, но стабильное снижение аварийности1. С каждым годом автомобилестроение прогрессирует. Мы наблюдаем техническое совершенствование в том числе скорости и мощности, что в свою очередь увеличивает шанс возникновения дорожно-транспортных происшествий.

При осуществлении расследования дорожно-транспортного происшествия в совре-

менных условиях широко используется автотехническая экспертиза. Она является одной из процессуальных форм, которая отражает прогрессивные технические знания в расследовании причин ДТП. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме2.

Наиболее результативное расследование дорожно-транспортных происшествий находится в зависимости от таких компонентов, как:

1 Статистика ДТП в России. [Электронный ресурс]. URL:http: / / www.lgai.ru/autonews/523244-statistika-dtp-v-rossii-za-7-mesjacev-2019-goda.html (дата обращения: 2.10.2019г.)

Глагол Ъ

ПРАВОСУДИЯ

4(22)/2019

2 О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

— всестороннее проведение первоначальных следственных и процессуальных действий,

— качественный осмотр места дорожно-транспортного происшествия, с применением современных технических средств,

— своевременное назначение автотехнической экспертизы,

— грамотная постановка задач при проведении автотехнической экспертизы.

Наиболее актуальным становится вопрос о проведении квалифицированной автотехнической экспертизы. Точность проведения данной экспертизы необходима для освещения всех подробностей дорожно-транспортных происшествий. Необходимость возникает и в оперативной организации дальнейшего развития теории, методов и средств экспертизы.

Автотехническая экспертиза — одна из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств1. При расследовании дорожно-транспортных происшествий устанавливается виновное лицо, которое в дальнейшем возмещает ущерб от ДТП, с другой стороны, другие участники ДТП доказывают наличие этого ущерба. На месте дорожно-транспортного происшествия виновное лицо устанавливается не всегда правильно и справедливо. В свою очередь, автотехническая экспертиза помогает следственным и судебным органам определить виновное лицо. Важно понимать, что виновность участника дорожно-транспортного происшествия устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и причиненный ущерб. Обстоятельства, выявленные автотехнической экспертизой, с одной стороны, могут отяготить либо смягчить вину, выявить других лиц виновных в исследуемом происшествии. Так, в качестве такого лица может выступить дорожно-транспортная служба, которая в свою очередь не установила своевременно дорожные знаки, при проведении ремонтных работ. На первый взгляд виновность

1Автономная некоммерческая организация Судебная экспертиза. Автотехническая экспертиза. [Электронный ресурс]. URL: https://sud-exp.ru/avto.html (дата обращения: 2.10.2019)

в дорожно-транспортном происшествии может оказаться совершенно неочевидной.

Предметом судебной автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия, психофизиологических характеристиках

участников происшествия и эмоциональных факторах, действующих на них, механизме дорожно-транспортного происшествия, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.

К объектам судебной экспертизы относится различная информация о фактах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий:

— о транспортных средствах;

— о месте дорожно-транспортного происшествия;

— о психофизиологических процессах водителя ТС;

— о предмете экспертного исследования.

Эксперт исследует только те материалы

дела, которые непосредственно относятся к предмету экспертизы. Эксперт-автотехник не имеет права самостоятельно собирать исходные данные, изымать из дела фактические данные. Особенностью автотехнической экспертизы является то, что она делится на виды в зависимости от задач экспертизы, объектов и методов исследования. Выделяют следующие виды автотехнической экспертизы: экспертизу обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертизу технического состояния транспортного средства; экспертизу транс-портно-трасологическую, экспертизу дорожных условий, автотовароведческую экспертизу. В зависимости от условий, перед экспертом ставится ряд задач, а также вопросы из разных видов автотехнических экспертиз. Чтобы избежать нагромождения названий, считается целесообразным указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование «автотехническая экспертиза».

В компетенцию автотехнической экспертизы входит решение специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Суды не вправе ставить перед экспертом иные правовые во-

4(22)/2019

Глаг о Л Ъ

ПРАВОСУДИЯ

просы, ведь решение их находится строго в компетенции суда, сюда можно отнести заключение о виновности участников дорожно-транспортного происшествия. При проведении автотехнической экспертизы достоверность экспертных выводов определяется глубиной обзора и точностью анализа выполненных экспертных исследований. На современном этапе остро стоят вопросы о замене устаревших методов проведения экспертных исследований новейшими компьютерными технологиями. Как считают эксперты, новые технологии помогут повысить эффективность новых методик процесса автотехнических расчетов моделирования и реконструкции дорожно-транспортного происшествия. В процессе развития происходит выработка новых методик и аккумуляция экспериментальных данных, которые помогут всесторонне исследовать все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

На сегодняшний день одним из самых перспективных направлений является применение современных технических средств фиксации при осмотре места дорожно-транспортного происшествия [см.: 1]. Компьютерные программы и инструменты для 3D- и 2D-визуализации, для производства конкретных ситуаций, могут стать новым витком развития автотехнической экспертизы для Российской Федерации. Имеется положительный опыт применения лазерного ЗО-сканирования в расследовании преступлений, в том числе и дорожно-транспортных происшествий. Комплекс Faro Focus ЗОодин из имеющихся на рынке продуктов для ЗО-сканирования, посредством которого возможно зафиксировать такие последствия дорожно-транспортного происшествия, как: — взаимное расположение автомобилей и пострадавших с привязкой к окружающим местным объектам; — следы торможения, осыпи, грязи и битого стекла; — степень повреждения автомобилей; а также опре-

делить все возможные расстояния между объектами с точностью до миллиметра.

С помощью ЗО-сканера возможно создать трехмерную модель места происшествия, что являет нам плюсы при многократном использовании данных, которые полностью совпадают с реальными данными на момент их фиксации. При этом фальсификация данных исключена, как уверяют нас разработчики, так как схема и «облако точек» сохраняются единым файлом, который не может быть изменен. Также использование лазерного ЗО-сканера позволит значительно уменьшить количество ошибок при составлении схемы дорожно-транспортного происшествия. Время проведения экспертного исследование будет составлять примерно 15 мин, а временные параметры обработки результатов с выводом в форме бланка схемы дорожно-транспортного происшествия варьируются в зависимости от опыта оператора, примерный показатель составляет 5—7 мин.

Актуальным на сегодняшний день является вопрос производства квалифицированного первоначального осмотра места дорожно-транспортного происшествия, качественного применения современных информационных технологий таких как: средства ЗО-визу-ализации дорожно-транспортных ситуаций. Таким образом, все зависит от того, найдется ли место в будущем инновационным технологиям в практике расследования дорожно-транспортных происшествий или же по-прежнему основным инструментом останутся ручка и рулетка.

Список литературы

1. Соловцова Ю. Д., Несмеянов А. А. Использование технологии ЗО-сканирования при производстве судебных автотехнических экспертиз // Материалы всероссийской науч.-практ. конф. (Иркутск, 26 мая 2017 года). Иркутск, 2017. С. 6—8.

ГлаголЪ 4(22) / 2019

ПРАВОСУДИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.