Научная статья на тему 'Особенности экономического взаимодействия Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: основные направления и приоритеты (2013-2022 гг.)'

Особенности экономического взаимодействия Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: основные направления и приоритеты (2013-2022 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кыргызстан / Китай / «Один пояс / один путь» / инициатива / экономика / экономическое сотрудничество / инвестиции / торговля / транспорт / инфраструктура / Kyrgyzstan / China / «One Belt / One Road» / initiative / economy / economic cooperation / investment / trade / transportation / infrastructure

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Турусбеков Данияр Бактыбекович

Настоящая статья посвящена анализу ключевых направлений, приоритетов и особенностей взаимодействия Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики (далее соответственно – Кыргызстан, КНР) в экономической сфере в период 2013-2022 гг., т.е. после запуска инициативы «Один пояс, один путь». В исследовании раскрывается значимость китайско-кыргызских отношений с точки зрения реализации данного проекта и прокладки сухопутного коридора из Китая на Запад – в направлении Центральной Азии, Ближнего Востока, постсоветского пространства и Европы. В статье рассматривается концептуальная и нормативно-правовая база двустороннего взаимодействия КНР и Кыргызстана, отмечается значимость придания ему статуса стратегического партнерства. Автором были выявлены наиболее актуальные на сегодняшний день направления кыргызско-китайского сотрудничества: стимулирование экономического роста и взаимного товарооборота, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, реализация крупных логистических проектов, укрепление финансовой и банковской системы, поддержка сельского хозяйства и модернизация агропромышленного комплекса Кыргызстана. Особый акцент делается на рассмотрении транспортно-инфраструктурных проектов, совместно реализуемых Китаем и Кыргызстаном. Отдельно анализируются ключевые проблемы двустороннего взаимодействия, такие как неравноценность товарооборота между государствами, возрастание совокупного долга Кыргызстана Китаю, недостаточное развитие транспортной сети Кыргызской Республики и наличие общих угроз безопасности, препятствующих успешной реализации инициативы «Один пояс, один путь». В заключении автором делается вывод об устойчивом и долгосрочном характере китайско-кыргызских экономических связей, а также о желательности дальнейшего расширения имеющихся форматов взаимодействия и подключения к нему третьих сторон – в первую очередь, России и иных стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Исследование построено на обширной источниковой базе и опирается как на отечественную, так и на зарубежную историографию по соответствующей тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Economic Cooperation between the Kyrgyz Republic and the People's Republic of China within the framework of the "One Belt, One Road" initiative: main directions and priorities (2013-2022)

The article is devoted to the analysis of key areas, priorities and features of interaction between the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan) and the People's Republic of China (PRC, China) in the economic sphere in the period 2013-2022, i.e. after the launch of the ";One Belt, One Road" initiative. The study reveals the significance of Sino-Kyrgyz relations in terms of the implementation of this project and the laying of an overland corridor from China to the West in the direction of Central Asia, the Middle East, the post-Soviet space and Europe. The article discusses the conceptual and legal framework of bilateral interaction between China and Kyrgyzstan, and emphasizes the importance of giving it the status of a strategic partnership. The author has identified the most pressing areas of Kyrgyz-Chinese cooperation: stimulation of economic growth and mutual trade turnover, development of transport and energy infrastructure, implementation of major logistics projects, strengthening of the financial and banking system, support for agriculture and modernization of the agro-industrial complex of Kyrgyzstan. Special emphasis is placed on the consideration of transport and infrastructure projects jointly implemented by China and Kyrgyzstan. The key problems of bilateral interaction are also analyzed, such as the unequal trade turnover between the states, the increasing total debt of Kyrgyzstan to China, the insufficient development of the transport network of the Kyrgyz Republic and the common security risks that hinder the successful implementation of the ";One Belt, One Road" initiative. The author concludes that China-Kyrgyz economic ties are sustainable and long-term, and that it is desirable to further expand the existing formats of interaction and to involve third parties, primarily Russia and other countries of the Eurasian Economic Union (EAEU). The study is based on an extensive source base and relies on both domestic and foreign historiography on the relevant topics.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического взаимодействия Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: основные направления и приоритеты (2013-2022 гг.)»

Научная статья /Research article

Особенности экономического взаимодействия Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: основные направления и приоритеты (2013-2022 гг.)

Д. Б. Турусбеков

Департамент протокола и организационного обеспечения, Евразийская экономическая комиссия, Москва, Россия E-mail: turusbekov@eecommission.org

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу ключевых направлений, приоритетов и особенностей взаимодействия Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики (далее соответственно - Кыргызстан, КНР) в экономической сфере в период 2013-2022 гг., т.е. после запуска инициативы «Один пояс, один путь». В исследовании раскрывается значимость китайско-кыргызских отношений с точки зрения реализации данного проекта и прокладки сухопутного коридора из Китая на Запад - в направлении Центральной Азии, Ближнего Востока, постсоветского пространства и Европы. В статье рассматривается концептуальная и нормативно-правовая база двустороннего взаимодействия КНР и Кыргызстана, отмечается значимость придания ему статуса стратегического партнерства. Автором были выявлены наиболее актуальные на сегодняшний день направления кыргызско-китайского сотрудничества: стимулирование экономического роста и взаимного товарооборота, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, реализация крупных логистических проектов, укрепление финансовой и банковской системы, поддержка сельского хозяйства и модернизация агропромышленного комплекса Кыргызстана. Особый акцент делается на рассмотрении транспортно-инфраструктурных проектов, совместно реализуемых Китаем и Кыргызстаном. Отдельно анализируются ключевые проблемы двустороннего взаимодействия, такие как неравноценность товарооборота между государствами, возрастание совокупного долга Кыргызстана Китаю, недостаточное развитие транспортной сети Кыргызской Республики и наличие общих угроз безопасности, препятствующих успешной реализации инициативы «Один пояс, один путь». В заключении автором делается вывод об устойчивом и долгосрочном характере китайско-кыргызских экономических связей, а также о желательности дальнейшего расширения имеющихся форматов взаимодействия и подключения к нему третьих сторон - в первую очередь, России и иных стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Исследование построено на обширной источниковой базе и опирается как на отечественную, так и на зарубежную историографию по соответствующей тематике.

Ключевые слова: Кыргызстан, Китай, «Один пояс, один путь», инициатива, экономика, экономическое сотрудничество, инвестиции, торговля, транспорт, инфраструктура.

Для цитирования: Турусбеков Д. Б. Особенности экономического взаимодействия Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: основные направления и приоритеты (2013-2022 гг.) // Постсоветские исследования. 2024; 3(7):236-247.

Features of Economic Cooperation between the Kyrgyz Republic and the People's Republic of China within the framework of the "One Belt, One Road" initiative: main directions and priorities (2013-2022)

Daniyar B. Turusbekov

Organizational support andprotocol Department, Eurasian Economic Union, Moscow, Russian Federation E-mail: turusbekov@eecommission.org

Abstract. The article is devoted to the analysis of key areas, priorities and features of interaction between the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan) and the People's Republic of China (PRC, China) in the economic sphere in the period 2013-2022, i.e. after the launch of the "One Belt, One Road" initiative. The study reveals the significance of Sino-Kyrgyz relations in terms of the implementation of this project and the laying of an overland corridor from China to the West - in the direction of Central Asia, the Middle East, the post-Soviet space and Europe. The article discusses the conceptual and legal framework of bilateral interaction between China and Kyrgyzstan, and emphasizes the importance of giving it the status of a strategic partnership. The author has identified the most pressing areas of Kyrgyz-Chinese cooperation: stimulation of economic growth and mutual trade turnover, development of transport and energy infrastructure, implementation of major logistics projects, strengthening of the financial and banking system, support for agriculture and modernization of the agro-industrial complex of Kyrgyzstan. Special emphasis is placed on the consideration of transport and infrastructure projects jointly implemented by China and Kyrgyzstan. The key problems of bilateral interaction are also analyzed, such as the unequal trade turnover between the states, the increasing total debt of Kyrgyzstan to China, the insufficient development of the transport network of the Kyrgyz Republic and the common security risks that hinder the successful implementation of the "One Belt, One Road" initiative. The author concludes that China-Kyrgyz economic ties are sustainable and long-term, and that it is desirable to further expand the existing formats of interaction and to involve third parties, primarily Russia and other countries of the Eurasian Economic Union (EAEU). The study is based on an extensive source base and relies on both domestic and foreign historiography on the relevant topics.

Keywords: Kyrgyzstan, China, «One Belt, One Road», initiative, economy, economic cooperation, investment, trade, transportation, infrastructure.

For citation: Turusbekov Daniiar. Features of Economic Cooperation between the Kyrgyz Republic and the People's Republic of China within the framework of the "One Belt, One Road" initiative: main directions and priorities (2013-2022) // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 3(7):236-247. (In Russ.)

Введение

Начало реализации международной экономической инициативы «Один пояс, один путь» было положено во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан в сентябре 2013 г. Новый международный проект предполагал сопряжение двух инициатив - «Морского Шёлкового пути XXI века» и «Экономического пояса Шелкового пути». Первая из них включала в себя установление двух морских торговых маршрутов, соединяющих Китай со странами Южной и Юго-Восточной Азией, а также с Европой. Вторая инициатива -«Экономический пояс Шелкового пути» -подразумевала создание нескольких сухопутных коридоров из Китая по направлению к Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнему Востоку, постсоветскому пространству и Европе.

С силу географического фактора активизация политического и торгово-

экономического сотрудничества между Кыргызстаном и КНР предполагается именно в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути». В соответствии с замыслом китайского руководства, страны Центральной Азии - и, в том числе, Кыргызстан - должны стать важнейшим транспортным хабом, ключевым

логистическим и распределительным центром на пути к Ближнему Востоку, Европе и постсоветскому пространству. Особая значимость Кыргызской Республики в рамках данной инициативы определяется тем, что именно Кыргызстан является первым государством на пути из Китая в сторону Запада. Другими словами, Кыргызстан можно рассматривать как своеобразную «дверь», или «окно» из Китая в Центральную Азию, а оттуда - далее на Запад [Callahan 2016]. Дополнительным фактором, обусловившим интенсификацию взаимодействия между двумя странами,

стало наличие устойчивых, исторически сформировавшихся приграничных

экономических связей между Кыргызстаном и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая.

Нормативно-правовая база

кыргызско-китайских взаимоотношений

Дипломатические отношения между КНР и Кыргызстаном были официально установлены 5 января 1992 г.1 На первом этапе двустороннего взаимодействия основной проблемой во взаимоотношениях государств было урегулирование пограничного вопроса и демаркация границы. Постепенное сближение позиций двух стран привело к заключению между ними двух ключевых документов: Соглашения о государственной границе (июль 1996 г.)2 и Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве3 (июнь 2002 г.). В преамбуле последнего декларировалось, что «дальнейшее укрепление отношений [...] между Кыргызстаном и Китаем отвечает коренным интересам двух стран и их народов, способствует сохранению мира и стабильности в регионе и во всем мире»4.

На основе данных документов в сентябре 2004 г. в ходе визита Премьера Государственного совета КНР Вэнь Цзябао в Бишкек было опубликовано Совместное коммюнике правительств КНР

и Кыргызской Республики, в котором говорилось о «завершении демаркирования

линии государственной границы на местности и окончательном решении пограничного вопроса»5. Успешное урегулирование данной проблемы позволило сторонам сформировать прочный фундамент для дальнейшего развития политических, торгово-экономических и гуманитарных отношений, а также внесло существенный вклад в обеспечение региональной безопасности.

В сентябре 2013 г., параллельно с запуском инициативы «Один пояс, один путь», Президентом Кыргызстана А.Ш. Атамбаевым и Председателем КНР Си Цзиньпином была подписана Совместная декларация об установлении отношений стратегического партнерства6, которая, помимо прочего, имела своей целью привлечение Кыргызской Республики к участию в новом проекте. В последующие годы данный документ был дополнен аналогичными Декларациями 20187 и 2023 г.8 Концептуальной основой для реализации совместных экономических проектов КНР и Кыргызстана в рамках инициативы «Один пояс, один путь» стали два ключевых документа - Программа сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой на 20152025 гг.9 и Программа приграничного сотрудничества между правительствами Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики на 2015-2020 гг.10

1 Кыргызстан и Китай: 30 лет дружбы и сотрудничества. ИА Синьхуа Новости (russian.news.cn) / https://russian.news.cn/2022-01/05/c_1310410003.htm [дата обращения: 07.02.2024]

2 Соглашение между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе (Бишкек, 4 июля 1996 года) / https://continent-online.com/Document/?doc_id=30589979#pos=0;0 [дата обращения: 07.02.2024]

3 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой (Пекин, 24 июня 2002 года) / https://continent-

online.com/Document/?doc_id=30278381#pos=0;100 [дата обращения: 07.02.2024]

4 Там же

5 Совместное коммюнике правительства КНР и

правительства Кыргызской Республики /

http://russian. china. org. cn/russian/134230. htm [дата

обращения: 07.02.2024]

6 Совместная декларация Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики об установлении отношений стратегического партнерства (Бишкек, 11 сентября 2013 года) / https://clck.ru/3ASeuM [дата обращения: 07.02.2024]

7 Кыргызстан и КНР подписали декларацию о стратегическом партнерстве. 06.06.2018. ИА Агентство Анадолу / https://www.aa.com.tr/ru [дата обращения: 07.02.2024]

8 Совместная декларация Китайской Народной Республики и Кыргызской Республики об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху. ИА Синьхуа Новости (russian.news.cn) / https://russian.news.cn/20230518/3c9fa9c3ce0c4893b60 1ec1556647a29/c.html [дата обращения: 07.02.2024]

9 Там же

10 Китай и Кыргызстан обнародовали Совместное коммюнике Правительства Китайской Народной Республики и Правительства Кыргызской Республики. 03.11.2016. ИА Синьхуа Новости

Важной вехой в формировании нормативно-правовой базы экономического взаимодействия между странами стало присоединение Кыргызстана в качестве учредителя к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в 2015 г.1 Данный финансовый институт был создан по инициативе Китая и, наряду с иными задачами (стабилизация мировой финансовой системы, стимулирование экономического роста, решение социальных проблем региона), имел своей целью материальное обеспечение инициативы «Один пояс, один путь». В результате присоединения к АБИИ Кыргызстан получил доступ к финансированию крупных транспортных и инфраструктурных проектов, значительная часть которых осуществлялась в тесном сотрудничестве с китайской стороной и способствовала прокладке транзитного сухопутного коридора из Китая на Запад.

По состоянию на сегодняшний день двустороннее и многостороннее

взаимодействие между Кыргызской Республикой и КНР обеспечено более чем 220 межправительственными и

межведомственными соглашениями2.

Соответственно, нормативно-правовая база сотрудничества между двумя странами является достаточно прочной и всеобъемлющей и в полной мере отвечает потребностям инициативы «Один пояс, один путь».

Приоритетные направления

сотрудничества Кыргызстана и КНР в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

В 2013-2022 гг. экономическое взаимодействие между КНР

и Кыргызстаном развивалось по многим направлениям. Наиболее значимыми среди них можно назвать следующие:

1. Наращивание взаимного

товарооборота. В течение всего последнего десятилетия наблюдался динамичный рост товарооборота между Китаем и Кыргызстаном. Исключение составил лишь

2020 г., что было вызвано пандемией COVID-19, закрытием границ и ограничением внешней торговли. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, по итогам 2022 г. товарооборот между двумя странами достиг рекордного показателя в 4,13 млрд долл. США3. На сегодняшний день именно Китай является главным внешнеторговым партнером Кыргызстана (для сравнения: на втором месте - Россия, взаимный товарооборот с которой в 2022 г. составил около 3,5 млрд долл.4). Важно отметить и стремительную динамику роста товарооборота между Китаем и Кыргызстаном - так, по итогам

2021 г. взаимная торговля между государствами составила 1,53 млрд долл.5, т.е. всего за год общий объем товарооборота вырос более чем в 2, 7 раза. Особенно впечатляют размеры импорта из Китая - в

2022 г. на долю КНР приходилось более 41% всего кыргызского импорта6.

Успешному наращиванию

товарооборота между Китаем и Кыргызстаном способствовало несколько факторов: во-первых, постепенная либерализация финансовой и торгово-экономической политики обеих стран, выразившаяся, в частности, в планомерном снижении импортных пошлин; во-вторых,

(russian.news.cn) / https://russian.news.cn/2016-11/03/с_135803762.Мт [дата обращения: 07.02.2024]

1 Кыргызстан и Китай: 30 лет дружбы и сотрудничества. 05.01.2022. Китайская глобальная телевизионная сеть (CGTN) / https://russian.cgtn. com/n/BШA-EA-ВЕА/ЕНеЬААМех.Ыт1 [дата обращения: 07.02.2024]

2 Там же

3 Внешняя и взаимная торговля товарами Кыргызской Республики в 2022г (уточненные итоги). 14.02.2023. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики / https://www.stat.kg/media/publicationarchive/2029270f-5с67-4245-а432^е9865с2352.х^х [дата обращения: 08.02.2024]

4 Там же

5 Там же

6 Там же

общий рост экономики двух стран; в-третьих, комплементарность

(взаимодополняемость) их экономических систем: основу экспорта Кыргызстана составляют продукты сельского хозяйства и сырьевые ресурсы (в первую очередь - руды и концентраты драгоценных металлов; минеральное топливо; а также нефть и нефтепродукты - около 31,9; 18,4 и 14,2 млн долл. по итогам 2022 г. соответственно1), тогда как в импорте из Китая преобладают промышленные изделия, товары

повседневного спроса и фармацевтические препараты [Черевык 2020: 415-419].

2. Развитие транспортной

инфраструктуры. Данное направление сотрудничества ценно не только само по себе, но и в контексте дальнейшего продвижения инициативы «Один пояс, один путь» на международной арене: как уже упоминалось, для Китая Кыргызстан является своего рода «дверью» на Запад, ввиду чего усовершенствование его транспортной системы является

необходимым условием для успешной прокладки сухопутных торговых маршрутов из Китая в другие страны Центральной Азии, на Ближний Восток и в Европу.

В последнее десятилетие в рамках инициативы «Один пояс, один путь» на территории Кыргызстана был реализован целый ряд крупных совместных китайско-кыргызских инфраструктурных проектов: завершена реконструкция аэропорта «Манас» (г. Бишкек), произведено расширение автодорог «Бишкек-Балыкчи», «Бишкек-Нарын-Торугарт» и «Ош-Баткен-Исфана»2, начата подготовка к

строительству нового международного аэропорта в Джалал-Абаде3, а также запущен проект строительства автодороги «Север-Юг», призванный связать г. Балыкчы с Джалал-Абадом. Кроме того, во многих проектах Китай участвует косвенно, а не напрямую - в частности, направляя инвестиции на развитие дорожно-транспортной и железнодорожной системы Кыргызстана, давая рекомендации по развитию логистических узлов и цепочек, предоставляя льготные кредиты на строительство новых или реконструкцию уже имеющихся инфраструктурных объектов ^Ьотоу 2018: 41-51]. Так, в настоящее время инициирован проект строительства железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан4, реализация которого будет осуществляться при активном участии китайского капитала. Предварительная стоимость проекта оценивается в 4,7 млрд долл.5

3. Сотрудничество в области энергетики. Развитие транспортной инфраструктуры Кыргызстана невозможно без наращивания энергетического потенциала государства, ввиду чего кооперация в данной сфере представляется одним из важнейших элементов китайско-кыргызского взаимодействия в рамках инициативы «Один пояс, один путь». В 2013 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в строительстве

и эксплуатации газопровода Кыргызстан-Китай6, которое было призвано содействовать наращиванию

производственных и транспортных мощностей обоих государств. Тогда же

1 Там же

2 Кыргызстан и Китай: 30 лет дружбы и сотрудничества. 05.01.2022. Китайская глобальная телевизионная сеть (CGTN) / https://russian.cgtn. com/n/BШA-EA-BEA/EHebAA/index.html [дата обращения: 08.02.2024]

3 Для нового аэропорта Джалал-Абада нашли участок. 21.12.2023. Информационное агентство 24^ / https://24.kg/ekonomika/282760_dlya_novogo_aeroporta _djalal-abada_nasЫi_uchastok/ [дата обращения: 08.02.2024]

4 Меморандум о строительстве железной дороги

между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном могут

подписать до конца мая. 18.06.2023. Международная логистическая платформа trans.ru /

https://trans.ru/news/memorandum-o-stroitelstve-zheleznoi-dorogi-mezhdu-kitaem-kirgizstanom-i-uzbekistanom-mogut-podpisat-do-kontsa-maya [дата обращения: 08.02.2024]

5 Железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»: реализация проекта уперлась в вопрос финансирования. 05.10.2023. Радио Азаттык / https://rus.azattyk.Org/a/32624048.html [дата обращения: 08.02.2024]

6 О ратификации Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации газопровода «Кыргызстан - Китай» / https://continent-online.com/Document/?doc_id=31486523#pos=0;194.66 66717529297 [дата обращения: 08.02.2024]

началась совместная работа по модернизации ТЭЦ Бишкека1, активное участие в которой приняла китайская компания Tebian Electric Apparatus (TBEA Company Limited). Обновление ТЭЦ Бишкека стоимостью около 400 млн долл. США (из которых более 20 млн были получены в качестве гранта от TBEA)2, было успешно завершено в 2017 г.

Значительный объем китайских инвестиций был направлен также на строительство Кара-Балтинского

нефтеперерабатывающего завода «Джунда». Со стороны Китая партнерами по реализации этого проекта выступили компания China Petrol Company "Zhongda" и Шенсийская Угольно-химическая промышленная

корпорация3. Завод мощностью 800 тыс. тонн в год был сдан в эксплуатацию в 2016 г. Еще одним примером успешно реализованного совместного проекта стал запуск линии электропередач «Датка-Кемин»4. Общая стоимость работ составила 390 млн долл. США5.

4. Сельское хозяйство. В настоящее время агропромышленный комплекс (АПК) Кыргызстана по-прежнему характеризуется достаточно низкой капиталоемкостью и устаревшей технологической базой. В данном контексте наращивание китайских инвестиций в сельскохозяйственный сектор Кыргызской Республики представляется

исключительно важным. Одна из ключевых задач кыргызско-китайского сотрудничества в этой сфере - повышение производительности труда за счет внедрения инноваций и корректировки

производственной структуры АПК Кыргызстана [Омурова, Алмазбек кызы Ширин, Хань Сюэ 2022: 5-10]. Это особенно важно в силу того, что сельскохозяйственная продукция является одной из категорий кыргызского экспорта в КНР6.

Велика роль Китая и в модернизации ирригационной системы Кыргызстана, особенно в южных, наиболее засушливых регионах государства. В период 2013-2022 гг. ирригационные работы нередко осуществлялись за счет кредитов или грантов, предоставленных как

официальными структурами, так и частными компаниями Китая [Djankov 2016]. В частности, особенно активно подобные проекты реализуются в Иссык-Кульской области, где в настоящее время производится реконструкция Ак-Олонского канала7. Кроме того, в 2018 г. было подписано кыргызско-китайское соглашение о создании за счет гранта, предоставленного КНР, инновационного сельскохозяйственного технопарка на базе Кыргызского национального аграрного университета8.

5. Повышение устойчивости

финансовой системы Кыргызстана.

1 Кыргызстан и Китай: 30 лет дружбы и сотрудничества. 05.01.2022. Китайская глобальная телевизионная сеть (CGTN) / https://russian.cgtn. com/n/BfJIA-EA-BEA/EHebAA/index.html [дата обращения: 08.02.2024]

2 Модернизация ТЭЦ Бишкека: как тратили $386 млн кредита, и что сейчас известно. 19.03.2018. ИА Клооп / https://clck.ru/3ASexV [дата обращения: 08.02.2024]

3 Китай поддержит ряд крупных экономических проектов в Кыргызстане. 11.09.2013. Радио Азаттык / https://rus.azattyk.Org/a/25102400.html [дата обращения: 08.02.2024]

4 Кыргызстан и Китай: 30 лет дружбы и сотрудничества. 05.01.2022. Китайская глобальная телевизионная сеть (CGTN) / https://russian.cgtn.com/n/BfJIA-EA-BEA/EHebAA/index.html [дата обращения: 08.02.2024]

5 ЛЭП "Датка" — Кемин" начала свою работу.

25.08.2015. Sputnik Кыргызстан /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://ru.sputnik.kg/20150825/1017678116.html [дата обращения: 08.02.2024]

6 Внешняя и взаимная торговля товарами Кыргызской Республики в 2022г (уточненные итоги). 14.02.2023. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики / https://www.stat.kg/media/publicationarchive/2029270f-5c67-4245-a432-dde9865c2352.xlsx [дата обращения: 08.02.2024]

7 В Кыргызстане при поддержке Китая реконструируют ирригационные системы для развития сельского хозяйства. 05.11.2023. ИА Синьхуа Новости (russian.news.cn) / https://russian.news.cn/20230511/f22ff9ffc25c4c42ba74 3ace67c61306/c.html [дата обращения: 08.02.2024]

8 Китай даст Кыргызстану грант на создание аграрного технопарка. 10.06.2018. Sputnik Кыргызстан / https://ru.sputnik.kg/20180610/kyrgyzstan-kitaj-tekhnopark-1039596693.html [дата обращения: 08.02.2024]

Реализация масштабных инфраструктурных проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» требует макроэкономической стабильности и предсказуемости, а также минимизации экономических рисков. В этой связи одной и ключевых задач Китая является обеспечение долгосрочной устойчивости банковской системы Кыргызстана. На практическом уровне данная цель достигается,

с одной стороны, путем направления китайских инвестиций в финансовый сектор Кыргызстана, а с другой - посредством дипломатической деятельности по привлечению капиталовложений третьих сторон в экономику Кыргызской Республики. Одним из наиболее эффективных инструментов данной политики является уже упоминавшийся ранее Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), активно

перенаправляющий финансовые потоки из Китая и иных стран Восточной и Юго-Восточной Азии в государства Центральноазиатского региона (и, в том числе, в Кыргызстан) [Zhang, Yu, Yu, Jin 2017].

Еще одним важным направлением двустороннего взаимодействия в

финансовой сфере стало предоставление Китаем Кыргызстану консалтинговых услуг и экономической экспертизы, а также обмен опытом и передовыми практиками в области рыночного регулирования. Так, за период 2013-2022 гг. в несколько раз выросло количество китайских финансовых специалистов, работающих в кыргызских государственных и коммерческих структурах и способствующих внедрению коммерческих инноваций [Zhang, Yu, Yu, Jin 2017].

6. Прочие направления сотрудничества. Своеобразной «надстройкой» над экономической кооперацией КНР и Кыргызстана, призванной укрепить

имеющиеся связи и придать им долгосрочных характер, служит

политическое и культурно-гуманитарное взаимодействие. В политической сфере основными приоритетами сотрудничества можно назвать совместное обеспечение региональной безопасности, борьбу с международным терроризмом и

экстремизмом, нелегальной миграцией и наркотрафиком. Все эти вызовы способны затормозить реализацию инициативы «Один пояс, один путь», ввиду чего противодействие им крайне актуально как для Китая, так и для Кыргызстана.

Политическое взаимодействие между КНР и Кыргызстаном осуществляется как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Нормативно-правовой основой первого служат уже упоминавшиеся ранее Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве1 и соглашения об установлении стратегического партнерства, регламентирующие не только

экономическое, но и военно-политическое взаимодействие2. В свою очередь, многостороннее сотрудничество

осуществляется, прежде всего, в рамках ШОС.

Одним из инновационных направлений политического взаимодействия между КНР и Кыргызстаном является кооперация в сфере обеспечения информационной безопасности и противодействия кибер-преступности и кибер-терроризму. В практическом плане она включает в себя обмен накопленным опытом и разведывательной информацией, проведение совместных тренировочных мероприятий, интеграцию китайских и кыргызских баз данных, унификацию технических стандартов, регламентов и протоколов [Deng, Zuo 2021; Shen, Wang 2019].

Динамично развивается и китайско-кыргызское культурно-гуманитарное

сотрудничество. Его приоритетными

1 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой (Пекин, 24 июня 2002 года) / https://continent-

online.com/Document/?doc_id=30278381#pos=0;100 [дата обращения: 07.02.2024]

2 Совместная декларация Китайской Народной Республики и Кыргызской Республики об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху. ИА Синьхуа Новости (russian.news.cn) /

https://russian.news.cn/20230518/3c9fa9c3ce0c4893b60 1ec1556647a29Zc.html [дата обращения: 07.02.2024]

направлениями можно назвать медицину (особенно в период пандемии COVID-19), образовательные обмены, научно-техническую кооперацию и туризм. Отдельно стоит отметить взаимодействие в области продвижения китайского языка в Кыргызстане, ключевую роль в котором играют Институт Конфуция, а также китайские культурно-образовательные

центры при различных высших учебных заведениях Кыргызстана (Кыргызском национальном университете им. Жусупа Баласагына, Бишкекском государственном университете им. К. Карасаева, Иссык-Кульском государственном университете им. К. Тыныстанова и др.) [Kerimbaev, Mukhametkhanuly, Turgenbay, Nabizhankyzy 2020]. Исключительно значимым с культурно-гуманитарной точки зрения представляется и приграничное

сотрудничество двух государств (отдельных районов Иссык-Кульской, Нарынской и Ошской областей Кыргызстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая).

Основные проблемы китайско-кыргызского сотрудничества

в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

Несмотря на позитивную динамику двустороннего сотрудничества между КНР и Кыргызстаном и большое количество достигнутых результатов, во взаимодействии между государствами все же присутствует ряд проблем, на которые стоит обратить внимание. В основном это проблемы, находящиеся в экономической плоскости и зачастую являющиеся оборотной стороной стремительного развития отношений.

Во-первых, нельзя не упомянуть о явно неравноценном товарообороте между странами. Дисбаланс между экспортом и импортом двух государств огромен - так, из 4,13 млрд долл. внешнеторгового оборота между КНР и Кыргызстаном около 4,07 млрд приходится на импорт из Китая и лишь 60

1 Внешняя и взаимная торговля товарами Кыргызской Республики в 2022г (уточненные итоги). 14.02.2023. Национальный статистический комитет Кыргызской

млн - на экспорт из Кыргызстана1. Другими словами, экспорт КНР более чем в 67 раз превышает аналогичные показатели Кыргызской Республики. Значительные диспропорции наблюдаются и в структуре взаимной торговли: в экспорте Кыргызстана преобладает продукция первичного сектора (сельское хозяйство, минерально-сырьевые ресурсы), тогда как в импорте из Китая -промышленные изделия. Подобная ситуация в перспективе грозит тем, что Кыргызстан может превратиться в «сырьевой придаток» Китая.

Вторая проблема заключается в диспропорциональном соотношении экономической значимости двух государств друг для друга. Если для Кыргызстана Китай уже стал основным торговым партнером, то для КНР торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие с Кыргызской Республикой не относится к числу первичных приоритетов. Уже сейчас зависимость кыргызской экономики от Китая трудно переоценить, однако в будущем, при сохранении текущей динамики, она будет лишь нарастать. Ситуация несколько сглаживается тем, что Кыргызстан крайне важен для Китая в качестве транзитного коридора на Запад, без устойчивого функционирования которого осуществление инициативы «Один пояс, один путь» может столкнуться с серьезными трудностями. Однако даже этот столь значимый фактор вряд ли перевешивает разницу в экономической ценности партнеров друг для друга.

Третья проблема китайско-кыргызского взаимодействия - это опять же оборотная сторона их успешного сотрудничества в финансово-инвестиционной сфере. Речь идет о том, что по мере реализации инициативы «Один пояс, один путь» Кыргызстан становится все более зависим от китайского капитала. Так, за последние полтора десятилетия совокупный долг Кыргызской Республики Китаю вырос более

Республики /

https://www.stat.kg/media/publicationarchive/2029270f-5c67-4245-a432-dde9865c2352.xlsx [дата обращения: 08.02.2024]

чем в 37 раз1. Общий объем долга пока некритичен, особенно учитывая тот факт, что в течение последних 6 лет он почти не менялся, однако долгосрочный прогноз все же внушает определенные опасения.

Следующая сложность экономического взаимодействия между КНР и Кыргызстаном заключается в по-прежнему недостаточном количестве транспортных сетей,

связывающих два государства. Несмотря на все достижения последнего десятилетия, развитие транспортной и логистической инфраструктуры Кыргызстана по-прежнему не поспевает за стремительным ростом взаимного товарооборота. Это приводит к возрастанию нагрузки на имеющиеся транспортные сети и, как следствие, к повышению материальных издержек. Железная дорога из Китая в Кыргызстан (и далее в Узбекистан) только строится, интенсивность авиаперевозок относительно невысока - соответственно, единственной значимой транспортной артерией между государствами остается сеть

автомагистралей, качество которой также оставляет желать лучшего [Rolland 2019]. Требуют модернизации и пункты пропуска «Торугарт» и «Иркештам», находящиеся на границе Китая и Кыргызстана. Транспортная проблема тем более значима, что в соответствии с инициативой «Один пояс, один путь» Кыргызстан должен стать крупным логистическим и

распределительным центром на пути из Китая на Запад.

И, наконец, последняя, шестая категория проблем связана с политическим взаимодействием между государствами. Перманентная нестабильность в

Кыргызстане, серьезные социальные проблемы, с которыми сталкивается Республика, противоречия между Севером и Югом страны, непростые отношения с иными центральноазиатскими

государствами (в первую очередь, с Таджикистаном) - все эти факторы повышают международные риски и, как следствие, препятствуют успешной реализации инициативы «Один пояс, один

1 За 15 лет долг Кыргызстана Китаю вырос в 37 раз. На что республика брала деньги. 25.10.2023. Информационное агентство 24.kg /

путь». Еще одним сдерживающим фактором двустороннего сотрудничества Китая и Кыргызстана является геополитическая конкуренция с иными крупными международными акторами - в первую очередь, с Россией, США, ЕС и Японией ^ЬОТОУ 2018: 41-51].

В завершение нельзя не упомянуть и о субъективно-психологическом факторе -распространенном среди определенных слоев населения Кыргызстана восприятии крупного восточного соседа в качестве «китайской угрозы» [KerimЬaev,

Mukhametkhanuly, Turgenbay, Nabizhankyzy 2020]. Бесспорно, подобные настроения также не способствуют успешному взаимодействию между государствами.

Заключение

Таким образом, запуск инициативы «Один пояс, один путь» в 2013 г. привел к значительному повышению интенсивности экономических связей между Китаем и Кыргызстаном. Актуальность данных взаимоотношений трудно переоценить: для Кыргызстана Китай является главным внешнеторговым партнером, а для КНР Кыргызская Республика служит ключевым опорным и транзитным пунктом для продвижения собственной продукции на Запад - в регионы Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы.

Расширение двусторонних контактов выразилось в придании взаимоотношениям Китая и Кыргызстана статуса стратегического партнерства. В период 20132022 гг. государства активно сотрудничали по самым разным направлениям: в транспортно-инфраструктурной, энергетической и финансовой сферах, в сельском хозяйстве, в области стимулирования экономического роста, товарооборота и взаимных инвестиций. Особенно интенсивно развивалось взаимодействие в выстраивании новых транспортно-логистических цепочек,

которые в перспективе должны обеспечить сухопутному коридору из Китая на Запад большую пропускную способность.

https://24.kg/ekonomika/278192_za15let_dolg_kyirgyizs tana_kitayu_vyiros_v37raz_nachto_respuЫika_brala_de п^/ [дата обращения: 08.02.2024]

В то же время реализация инициативы «Один пояс, один путь» и дальнейшая интенсификация китайско-кыргызских

отношений сталкивается с целым рядом проблем - прежде всего, экономического характера. Тем не менее, подобные затруднения представляются вполне преодолимыми в средне- и долгосрочной перспективе, особенно с учетом взаимной выгоды, получаемой обеими сторонами.

Инициатива «Один пояс, один путь» является масштабным и амбициозным проектом, который, бесспорно, и в будущем будет оказывать существенное позитивное влияние на динамику китайско-кыргызских

взаимоотношений. Участие Кыргызстана в реализации этого проекта уже пошло на пользу экономике и социальной сфере Республики, а в будущем, при сохранении текущей динамики, этот эффект будет лишь нарастать.

В данном контексте представляется значимым дальнейшее укрепление кыргызско-китайских связей, развитие двустороннего и многостороннего формата взаимодействия, а также подключение к нему третьих сторон - например, России и иных государств Евразийского

экономического союза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Омурова Ж., Арзыматова А., Лысенко Ю. Экономические отношения Кыргызстана и КНР: история, проблемы, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Том 67, № 6. С. 116-123. Омурова Ж., Алмазбек кызы Ширин, Хань Сюэ. Стратегическое партнерство Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой // Международный журнал экспериментального образования. 2022. № 1. C. 5-10. Титаренко М.Л., Ломаное А.В. Политические и культурные аспекты стратегии становления

Китая как великой державы // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 3. С. 17-27. Черееык К.А. Стратегическое сотрудничество Кыргызской Республики и КНР: торгово-экономический аспект // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. 2020. № 3, ч. 2. С. 415-419. Чубарое И., Калашников Д. "Один пояс - один путь": глобализация по-китайски // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 1. С. 25-33. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-1-25-33 Callahan W. A. China's Belt and Road Initiative and the New Eurasian Order. 2016. Norwegian Institute of International Affairs / https://css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/center-for-securities-

studies/resources/docs/NUPI_China%E2%80%99s%20Belt%20and%20Road%20Initiative%20 and%20the%20new%20eurasian%20order.pdf [Accessed 07.02.2024] Chatalova L. The Paradox of Water Management Projects in Central Asia: An Institutionalist

Perspective // Water. 2017. Vol. 9. Pp. 2-14. Deng W., Zuo J. Policy changes of Internet content governance since the 18th National Congress of the Communist Party of China: Based on policy literature measurement // Journal of Information Resource Management. 2021. Pp. 88-98. Djankov S. The Belt and Road Initiative in the Former Socialist Bloc. China's Belt and Road Initiative: Motives, Scope, and Challenges. 2016 // PIIE Briefing / https://piie.com/publications/piie-briefings/chinas-belt-and-road-initiative-motives-scope-and-challenges [Accessed 07.02.2024] Dong S., ChengH., Guo P., Li F., Li Y., Li Z., ZhangX. Transportation Industry Patterns and Strategy of the Belt and Road // Bulletin of Chinese Academy of Sciences (In Chinese). 2016. Vol. 31. No 6. Pp. 663-668. D0I:10.16418/j .issn.1000-3045.2016.06.003 Heathershaw J. The global performance state: a reconsideration of the Central Asian 'weak state' // Ethnographies of the State in Central Asia: Politics Performing, edited by Madeleine Reeves, Johann Rasanayagam, and Judith Beyer. Bloomington, IN: Indiana University Press. 2013.

Jaborov S. Chinese Loans in Central Asia: Development Assistance or "Predatory Lending"?, China's Belt and Road Initiative and Its Impact in Central Asia // Washington DC, George Washington University, Central Asia Program. 2018. Pp. 41-51.

Kerimbaev E., Mukhametkhanuly N., Turgenbay A., Nabizhankyzy Z. Main factors of China's soft power in Central Asia // Central Asia & the Caucasus. 2020. Vol 21. Issue 1. P. 20.

Li Y., Barbosa M. The Chinese Partnerships and "the Belt and Road" Initiative: A Synergetic Affiliation // In F. J. Leandro & P. A. Duarte (Eds.), The Belt and Road Initiative: An Old Archetype of a New Development Model. Singapore: Palgrave Macmillan. 2020.

OtsukaS. Central Asia's Rail Network and the Eurasian Land Bridge // Japan Railway and Transport Review. 2001. Vol. 28. Pp. 42-49.

Rolland N. A Concise Guide to the Belt and Road Initiative // NBR National Bureau of Asian Research. 2019 / https://www.nbr.org/publication/a-guide-to-the-belt-and-road-initiative/ [Accessed 07.02.2024]

Sharma B.K., Kundu D. China's One Belt One Road: Initiative, Challenges and Prospects // New Delhi: Nivedit Vij Books India Pvt Ltd. 2016.

Shen X., Wang G. The logical change of Internet governance in Singapore from 1991 to 2016: A framework analysis based on governance subject, governance mode and Governance concept // E-government. 2019. Pp. 58-65.

Zhang F., Yu M., Yu J., Jin Y. The Effect of RMB Internationalization on Belt and Road Initiative: Evidence from Bilateral Swap Agreements // Emerging Markets Finance and Trade. 2017. Vol. 53(12). Pp. 2845-2857.

REFERENCES

Omurova ZH., Arzymatova A., Lysenko YU. Ekonomicheskie otnosheniya Kyrgyzstana i KNR: istoriya, problemy, perspektivy // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2023. Tom 67, № 6. S. 116-123.

Omurova ZH., Almazbek kyzy SHirin, Han'Syue. Strategicheskoe partnerstvo Kyrgyzskoj Respubliki s Kitajskoj Narodnoj Respublikoj // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2022. № 1. C. 5-10.

Titarenko M.L., Lomanov A.V. Politicheskie i kul'turnye aspekty strategii stanovleniya Kitaya kak velikoj derzhavy // Problemy Dal'nego Vostoka. 2015. № 3. S. 17-27.

CHerevyk K.A. Ctrategicheskoe sotrudnichestvo Kyrgyzskoj Respubliki i KNR: torgovo-ekonomicheskij aspekt // Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. Ezhegodnik. 2020. № 3, ch. 2. C. 415-419.

CHubarov I., Kalashnikov D. "Odin poyas - odin put'": globalizaciya po-kitajski // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 62. № 1. S. 25-33. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-1-25-33

Callahan W. A. China's Belt and Road Initiative and the New Eurasian Order. 2016. Norwegian Institute of International Affairs / https://css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/center-for-securities-

studies/resources/docs/NUPI_China%E2%80%99s%20Belt%20and%20Road%20Initiative%20 and%20the%20new%20eurasian%20order.pdf [Accessed 07.02.2024]

Chatalova L. The Paradox of Water Management Projects in Central Asia: An Institutionalist Perspective // Water. 2017. Vol. 9. Pp. 2-14.

Deng W., Zuo J. Policy changes of Internet content governance since the 18th National Congress of the Communist Party of China: Based on policy literature measurement // Journal of Information Resource Management. 2021. Pp. 88-98.

Djankov S. The Belt and Road Initiative in the Former Socialist Bloc. China's Belt and Road Initiative: Motives, Scope, and Challenges. 2016 // PIIE Briefing / https://piie.com/publications/piie-briefings/chinas-belt-and-road-initiative-motives-scope-and-challenges [Accessed 07.02.2024]

Dong S., ChengH., Guo P., Li F., Li Y., Li Z., ZhangX. Transportation Industry Patterns and Strategy of the Belt and Road // Bulletin of Chinese Academy of Sciences (In Chinese). 2016. Vol. 31. No 6. Pp. 663-668. D0I:10.16418/j.issn.1000-3045.2016.06.003 Heathershaw J. The global performance state: a reconsideration of the Central Asian 'weak state' // Ethnographies of the State in Central Asia: Politics Performing, edited by Madeleine Reeves, Johann Rasanayagam, and Judith Beyer. Bloomington, IN: Indiana University Press. 2013. Jaborov S. Chinese Loans in Central Asia: Development Assistance or "Predatory Lending"?, China's Belt and Road Initiative and Its Impact in Central Asia // Washington DC, George Washington University, Central Asia Program. 2018. Pp. 41-51. Kerimbaev E., Mukhametkhanuly N., Turgenbay A., Nabizhankyzy Z. Main factors of China's soft

power in Central Asia // Central Asia & the Caucasus. 2020. Vol 21. Issue 1. P. 20. Li Y., Barbosa M. The Chinese Partnerships and "the Belt and Road" Initiative: A Synergetic Affiliation // In F. J. Leandro & P. A. Duarte (Eds.), The Belt and Road Initiative: An Old Archetype of a New Development Model. Singapore: Palgrave Macmillan. 2020. OtsukaS. Central Asia's Rail Network and the Eurasian Land Bridge // Japan Railway and Transport

Review. 2001. Vol. 28. Pp. 42-49. Rolland N. A Concise Guide to the Belt and Road Initiative // NBR National Bureau of Asian Research. 2019 / https://www.nbr.org/publication/a-guide-to-the-belt-and-road-initiative/ [Accessed 07.02.2024]

Sharma B.K., Kundu D. China's One Belt One Road: Initiative, Challenges and Prospects // New

Delhi: Nivedit Vij Books India Pvt Ltd. 2016. Shen X., Wang G. The logical change of Internet governance in Singapore from 1991 to 2016: A framework analysis based on governance subject, governance mode and Governance concept // E-government. 2019. Pp. 58-65. Zhang F., Yu M., Yu J., Jin Y. The Effect of RMB Internationalization on Belt and Road Initiative: Evidence from Bilateral Swap Agreements // Emerging Markets Finance and Trade. 2017. Vol. 53(12). Pp. 2845-2857.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Турусбеков Данияр Бактыбекович, Daniyar B. Turusbekov, Director of the

директор департамента протокола и Organizational support and protocol организационного обеспечения, Евразийская Department, Eurasian Economic Union, экономическая комиссия, Москва, Россия, e- Moscow, Russian Federation, e-mail: mail: turusbekov@eecommission.org turusbekov@eecommission.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.