Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И КНР В РАМКАХ ШОС В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»'

РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И КНР В РАМКАХ ШОС В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ" / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абулаити Алафате

Статья посвящена проблемам развития взаимоотношений Кыргызской республики и КНР в рамках ШОС в период с 2013 по 2020 гг. начало реализации Китаем своей экономической инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) осенью 2013 г. стал важнейшим фактором дальнейшей трансформации отношений Китая с государствами Центральной Азии. Эти процессы закономерно затронули важнейшую в регионе международную региональную организацию - Шанхайскую организацию сотрудничества, так как именно в ее формате протекала значительная часть сотрудничества Кыргызской Республики и КНР. Но с началом реализации Пекином ОПОП начинает складываться новая модель отношений КНР и Кыргызской Республики, при котором экономические вопросы предпочитались решаться в двустороннем порядке, а проблемы, связанные с вопросами безопасности - в рамках ШОС. Но уже с Уфимского саммита ШОС 2015 г. происходит дальнейшее развитие данной региональной структуры, в результате которой экономическому партнерству в ее рамках начинает уделяться существенно большее внимание, что вызвало углубление взаимоотношений в этой сфере, в том числе между Кыргызстаном и Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN THE KYRGYZ REPUBLIC AND THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA WITHIN THE FRAMEWORK OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION OF THE CONTEXT OF “ONE BELT, ONE ROAD” INITIATIVE

The article is devoted to the problems of developing relations between the Kyrgyz Republic and the PRC within the framework of the SCO in the period from 2013 to 2020. China’s launch of its economic initiative “One Belt, One Road” (OBOR) in the autumn of 2013 became a major factor in the further transformation of China’s relations with the countries of Central Asia. These processes naturally affected the most important international regional organization in the region - the Shanghai Cooperation Organization, since it was in its format that a significant part of the cooperation between the Kyrgyz Republic and the PRC proceeded. But with the beginning of the implementation of the BRI by Beijing, a new model of relations between the PRC and the Kyrgyz Republic begins to take shape, in which economic issues were preferred to be resolved bilaterally, and problems related to security issues within the framework of the SCO. But since the Ufa summit of the SCO in 2015, this regional structure has been further developed, as a result of which much more attention is being paid to economic partnership within its framework, which caused a deepening of relations in this area, including between Kyrgyzstan and China.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И КНР В РАМКАХ ШОС В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»»

Абулаити А.

5.5.4 Международные отношения

International Relationships

5.4.5 Политическая социология

Political Sociology

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-79-87

Развитие взаимоотношений Кыргызской Республики и КНР в рамках ШОС в контексте инициативы «Один пояс, один путь»

А. Абулаити ©

Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

E-mail: Arafat.ablet@qq.com

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития взаимоотношений Кыргызской республики и КНР в рамках ШОС в период с 2013 по 2020 гг. начало реализации Китаем своей экономической инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) осенью 2013 г. стал важнейшим фактором дальнейшей трансформации отношений Китая с государствами Центральной Азии. Эти процессы закономерно затронули важнейшую в регионе международную региональную организацию - Шанхайскую организацию сотрудничества, так как именно в ее формате протекала значительная часть сотрудничества Кыргызской Республики и КНР. Но с началом реализации Пекином ОПОП начинает складываться новая модель отношений КНР и Кыргызской Республики, при котором экономические вопросы предпочитались решаться в двустороннем порядке, а проблемы, связанные с вопросами безопасности - в рамках ШОС. Но уже с Уфимского саммита ШОС 2015 г. происходит дальнейшее развитие данной региональной структуры, в результате которой экономическому партнерству в ее рамках начинает уделяться существенно большее внимание, что вызвало углубление взаимоотношений в этой сфере, в том числе между Кыргызстаном и Китаем.

Ключевые слова: КНР, Кыргызская Республика, дипломатические отношения, Шанхайская организация сотрудничества, «Один пояс, один путь», экономическое сотрудничество

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-79-87

Development of Relations

Between the Kyrgyz Republic

and the People's Republic of China

Within the Framework

of the Shanghai Cooperation Organization

of the context of "One Belt, One Road" Initiative

A. Abulaiti ©

Bishkek State University named after K. Karasaev, Bishkek, Kyrgyz Republic

E-mail: Arafat.ablet@qq.com

Abstract. The article is devoted to the problems of developing relations between the Kyrgyz Republic and the PRC within the framework of the SCO in the period from 2013 to 2020. China's launch of its economic initiative "One Belt, One Road" (OBOR) in the autumn of 2013 became a major factor in the further transformation of China's relations with the countries of Central Asia. These processes naturally affected the most important international regional organization in the region - the Shanghai Cooperation Organization, since it was in its format that a significant part of the cooperation between the Kyrgyz Republic and the PRC proceeded. But with the beginning of the implementation of the BRI by Beijing, a new model of relations between the PRC and the Kyrgyz Republic begins to take shape, in which economic issues were preferred to be resolved bilaterally, and problems related to security issues within the framework of the SCO. But since the Ufa summit of the SCO in 2015, this regional structure has been further developed, as a result of which much more attention is being paid to economic partnership within its framework, which caused a deepening of relations in this area, including between Kyrgyzstan and China.

Key words: PRC, Kyrgyz Republic, diplomatic relations, Shanghai Cooperation Organization, One Belt, One Road, economic cooperation

FOR CITATION: Abulaiti A. Development of Relations Between the Kyrgyz Republic and the People's Republic of China Within the Framework of the Shanghai Cooperation Organization of the context of "One Belt, One Road" Initiative. Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 2. Pp. 79-87. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-79-87

ВВЕДЕНИЕ

В начале сентября 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпинь совершает официальную поездку по государствам Центральной Азии, во время которой он официально он официально презентует начало реализации Пекином глобальной экономической инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Отправной точкой стала речь главы КНР в Назарбаев университете 6 сентября 2013 г. Главной целью нового масштабного проекта Китая была объявлена необходимость возрождения древних транс-евразийских торговых маршрутов Великого Шелкового пути в современном формате, которые связали бы Китаем с важнейшими регионами Евразии и Северной Африки [3]. При этом лидер КНР на пять приоритетных направлений сотрудничества в рамках данного проекта - политический диалог, создание общей инфраструктуры, углубление торговых связей, свободное перемещение капитала и расширение связей между народами [5].

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И КНР В ШОС НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП

Показательно, что презентация инициативы ОПОП была сделана лидером КНР за неделю до очередного саммита глав государств-участников ШОС в Бишкеке. Непосредственно накануне данного саммита, 10-12 сентября 2013 г., по итогам его встречи и официальных переговоров с президентом Кыргызской Республики А. Атамбаевым подписывается «Совместная декларация Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики об установлении отношений стратегического партнерства» [19].

В данном контексте большой интерес вызывает то, что этот документ по основным своим положениям совпадает с теми тезисами, которые были обозначены Си Цзиньпинем в его программной речи в Астане, посвященной официальному старту реализации Пекином экономической инициативы ОПОП. Это указывает

на то, что Пекин рассчитывал не только на собственно презентацию данного глобального проекта в Центральной Азии, но и также на незамедлительное создание необходимой дипломатической основы для его реализации, поскольку без поддержки государств региона воплощение ОПОП в жизнь было бы невозможно. Поэтому согласование и принятие КНР и Кыргызской Республикой «Совместной декларации» в практическом плане означало, что Бишкек присоединялся к китайской экономической инициативе. Поэтому совершенно закономерным выглядит принятие обоими сторонами наряду с отмеченной декларацией пакета из восьми соглашений экономического и культурно-гуманитарного содержания в соответствии с концептуальными основами ОПОП.

Прошедший непосредственно после этих событий очередной саммит глав государств ШОС в Бишкеке 13 сентября 2013 г., был преимущественно посвящен обсуждению важнейших геополитических событий в Евразии на тот момент (ситуации в Сирии, Афганистане и др.). Традиционно уже для мероприятий подобного уровня была в очередной раз задекларирована приверженность участников данной региональной организации к дальнейшему приложению усилий по совместному противодействию главным угрозам в регионе Центральной Азии - международному терроризму, сепаратизму и экстремизму, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических и психотропных средств и пр. Экономическая и культурно-гуманитарная сферы сотрудничества стран-участниц ШОС по объективным причинам обсуждалось на нем очень ограниченно и во многом вскользь [19], скорее, это была больше дань традиционной повестке подобного рода саммитов.

Фактически после Бишкекского саммита глав государств ШОС 2013 г. политическое руководство КНР выносит последние два направления сотрудничества со странами Центральной Азии, включая Кыргызскую Республику, в основном в рамки инициативы «Один пояс, один путь». Поскольку этому региону Пекином отводится основополагающая роль в комплексной реализации данного мега-проекта на долгосрочной основе [32: 164-176]. В то же время решение вопросов, связанных с поддержанием коллективной безопасности и стабильной обстановки, Китай предпочитает все также оставить в поле деятельности ШОС.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ШОС И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЯ КНР И ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Объективными причинами столь существенного пересмотра Пекином формата и подходов выстраивания своей внешней политики по отношению к странам Центральной Азии во многом стало то, что к концу 2000-х гг. в развитии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) все более просматриваются признаки внутренней стагнации. Хотя с самого начала она задумывалась ее основными конструкторами - КНР и Россией - как многопрофильная региональная международная организация [28: 13-14], к отмеченному времени она уделяла основное свое внимание преимущественно проблемам коллективной безопасности

в регионе, что не совсем отвечало интересам и запросам Китая. Так как к этому времени в Центральной Азии удалось достичь определенного уровня политического баланса и стабильности. По этой причине Пекин еще в 2003-2004 гг. выступает с предложением о создании свободной торгово-экономической зоны в рамках ШОС.

Важнейшей целью этого предложения было стремление китайской стороны способствовать дальнейшему кардинальному расширению торговли на базе данной региональной структуры. Это планировалось достичь, прежде всего, за счет снижения стоимости товаров и свободного привлечения инвестиций. Не менее прогрессивной идеей было также формирование разделения труда на уровне на основе установления прочных связей между региональной промышленностью и источниками необходимых ресурсов. Предлагаемая Пекином новая система разделения труда должна интегрироваться в глобальную систему и объединить население стран-участниц ШОС, составляющее 2,8 млрд человек, в единый евразийский рынок [29]. Но подобное предложение не встретило поддержки со стороны политического руководства России, вследствие чего в рамках ШОС была достигнута договоренность о том, что механизмы более тесной экономической интеграции в рамках данной организации будут вырабатываться постепенно. В частности было запланировано поэтапное движение государств-участников ШОС в течение последующих 20 лет к свободному передвижению товаров, капиталов, услуг и технологий на внутрирегиональном рынке. Только после достижения этих основных условий они могли бы приступить к созданию единой зоны свободной торговли в ШОС [14: 110-115]. Разумеется, что подобная позиция мало способствовала интенсивному развитию торгово-экономических взаимоотношений между государствами-членами ШОС, что совершенно не отвечало интересам самого Китая.

Тем более что с приходом к власти нового поколения китайской политической элиты во главе с Си Цзиньпином в конце 2012 г. приводит к заметным сдвигам во внутренней и внешней политике Китая. Важнейшим отражением новых политических трендов стало формулирование и презентация новым председателем КНР концепции «великой китайской мечты», главной целью которой является «превращение Китая в богатое и сильное государство» [23; 34]. Именно с этой ключевой целью КПК увязывается реализация инициативы ОПОП, последовательная и успешная реализация которой должна идти рука об руку с достижением «китайской мечты».

В то же время существенное обновление при председателе Си Цзиньпине внешнеполитического курса Китая находит отражение в другой концепции - стратегии «периферийной дипломатии», основные идеи которой получают окончательное идейное наполнение в 2013 г. В ней происходит заметное переосмысление геополитических подходов к дальнейшему развитию взаимоотношений Китая и соседними регионами Евразийского континента. Причем, в китайском понимании современной регионализации данного континента Центральная Азия выступает как важнейший связующий компонент на пути реализации инициативы ОПОП [13: 138-146; 32: 164-181]. Идеологической

основой обновленной стратегии КНР в Евразии при этом становится концепция «сообщества единой судьбы человечества», которая также была выдвинута Си Цзиньпинем и неоднократно представлялась им мировому сообществу. В ней обосновывается необходимость построения качественно новых взаимоотношений между государствами на основе «доброжелательности, искренности, взаимовыгодности и инклюзивности», также важное внимание в ней уделяется идее «совместного существования различных цивилизаций» [16]. Фактически она отражает стремление современного Китая к построению многополярного мира, в котором он мог бы по праву стать одним из цивилизационных центров мировой геополитики.

Исходя из изложенного контекста, становится очевидным, что определенный обход направления торгово-экономического сотрудничества среди членов ШОС не отвечал насущным интересам КНР и даже порождал внутри данной организации латентные противоречия, которые тормозили ее дальнейшее конструктивное развитие. По этой причине новое поколение китайской политической элиты во главе с Си Цзиньпинем вносит существенные коррективы во взаимоотношения Китая и государств Центральной Азии, начав реализацию инициативы «Один пояс, один путь», что также нашло отражение в их сотрудничестве в рамках ШОС. С этого момента КНР стремится решать основную часть вопросов, связанную с торгово-экономическим и инфраструктурным сотрудничеством, непосредственно с государствами Центральной Азии по линии ОПОП. Но в то же время проблемы безопасности и стабильности в данном регионе Пекин вполне прагматично оставляет в ведении ШОС, так как отмечалось выше: китайское руководство прекрасно понимает, что успешная реализация экономической инициативы ОПОП во многом ставится в зависимость от того, насколько спокойной будет обстановка в Центральной Азии.

Данные аспекты становятся очевидными уже на последующих саммитах глав государств-членов ШОС после официальной презентации председателем Си Цзипьпинем ОПОП. Так, на саммите глав государств ШОС в Душанбе, прошедшем 11-12 сентября 2014 г., помимо традиционного коллективного ответа на современные политические угрозы и вызовы, которые стоят перед членами данной организации, основными вопросами стали: выработка ими коллективной позиции на площадке ООН, политическая ситуация в Сирии, Афганистане и Украине, проблема нераспространения ядерного оружия и пр. В то время как экономическому сотрудничеству на их фоне было уделено заметно более скромное внимание, которое в целом не носило характер конкретных соглашений, за исключением констатации необходимости дальнейшей работы по созданию Фонда развития (Специального счета) ШОС и Банка развития ШОС [6], основными донорами которых готова выступить китайская стороны. Причем, последние проекты традиционно встречают поддержку со стороны государств Центральной Азии, в том числе Кыргызской Республики, та как это открывает для нее возможности получения дополнительных кредитных средств на развитие социально-экономической сферы [1].

На этом фоне вполне закономерным выглядит то, что на протяжении практически всего 2014 г. политические экономические отношения между Кыргызской Республикой и КНР заметно углубляются. 17-21 мая тогдашний президент Кыргызстана А. Атамбаев совершает официальный визит в Пекин, во время которого он еще раз подтверждает достигнутые ранее соглашения, а также подписывает с китайской стороной «Совместную декларацию Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений стратегического партнерства» [20]. Особое внимание в ней уделялось именно торгово-экономическому сотрудничеству между двумя странами, указывались также важнейшие его сферы: энергетика, создание регионального транспортно-коммуникаци-онного коридора с соответствующим логистическим обеспечением, сельское хозяйство. Помимо этого, был также подписан ряд соглашений, основная часть которых касалась углубления совместной работы между налоговыми службами Кыргызстана и КНР, поощрение двусторонней торговли, а также договоренность о предоставлении Китаем безвозмездной помощи для реконструкции и реабилитации автомобильных дорог в Бишкек [9].

УФИМСКИЙ САММИТ ШОС И РАСШИРЕНИЕ ПАРТНЕРСТВА КНР И КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Углубление экономических связей КНР с государствами Центральной Азии на фоне начала активной реализации своей инициативы «Один пояс, один путь» вызвало вполне закономерную реакцию со стороны одного из двух главных бенефициаров ШОС - Российской Федерации. По ее инициативе 9-10 июля 2015 г. проводится очередной саммит глав государств - членов ШОС в Уфе, прошедший непосредственно после VII саммита БРИКС (8-9 июля 2015 г.). Несмотря на то, что ключевым его вопросом было начало процедуры принятия в данную организацию Индии и Пакистана, на нем коснулись уже ставших традиционными для мероприятий подобного уровня вопросов безопасности (афганский конфликт, кризисы в ряде стран Азии и Северной Африке, иранской ядерной проблеме и др.). Но одним из наиболее моментов значимых стала также поддержка государствами - членами организации, включая Кыргызскую Республику, запуска на территории Центральной Азии «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) - одной из двух важнейших компонент инициативы ОПОП [26], что также, по мнению кыргызской стороны, может выступить важным фактором активизации торгово-экономических связей в самой ШОС [21]. Также президентом Кыргызской Республики А. Атамбавым была вновь озвучена необходимость окончательной доработки вопроса о создании Банка и Фонда развития ШОС для того, чтобы перейти к непосредственной реализации торгово-экономических проектов в рамках организации [30]. Важным моментом в этом является то, что председатель КНР перед этим в очередной раз отметил, что создание Банка ШОС является одной из ключевых стратегических мер организации, а также отметил, что «китайская сторона готова с помощью таких финансовых площадок, как

Фонд Шелкового пути и фонд экономического сотрудничества «Китай-Евразия», удовлетворять инвестиционные потребности государств - членов ШОС» [21].

Таким образом, китайская сторона еще раз продемонстрировала свою готовность быть важнейшим финансовым бенефициаром структурных экономических подразделений данной региональной организации. Интересно также то, что на данном саммите вновь официально зазвучали предложения ее сопряжения с российским экономическим проектом ЕАЭС, впервые возможность этого была высказана во время официального визита Си Цзиньпина в Москву на празднование 70-летия Дня Победы и переговоров с президентом РФ В.В. Путиным в начале мая 2015 г. [18: 68-69; 31: 32]. Подобная возможность была поддержана на Уфимском саммите кыргызской стороной, так как реальное воплощение этого открывало дополнительные торговые и инвестиционные возможности для Кыргызстана. Вполне закономерно, что тематика экономического партнерства получила также отражение в ключевом итоговом документе саммита - «Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г.», где ей посвящен один из разделов, в котором подробно были обозначены важнейшие сферы взаимодействия [22].

Заинтересованность руководства Кыргызской Республики в возможностях сопряжения ОПОП и ЕАЭС стала одним из важнейших тем на переговорах во время официального визита президента КР А. Атамбаева в КНР в сентябре 2015 г. По их итогам было высказано предложение разработать совместную дорожную карту в целях синхронизации двух этих проектов в едином направлении [10]. Также был подписан дополнительный пакет двусторонних соглашений, важнейшими из которых стали «Программа сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой на 2015-2025 годы» и «Программа приграничного сотрудничества между Правительством Китайской Народной Республики и Кыргызской Республики на 2015-2020 годы», основным содержанием которых была направленность дальнейшего углубления торгово-экономического партнерства в рамках ОПОП среднесрочной перспективе.

Однако, несмотря на достигнутые на Уфимском саммите ШОС итоги, в частности, поддержке членами данной региональной организации экономической инициативы «Один пояс, один путь» и обсуждения возможностей ее сопряжения с российским проектом ЕАЭС, уже на следующих саммитах глав государств ШОС в Ташкенте (23-24 июня 2016 г.), Астане (8-9 июня 2017 г.) тема углубления экономического сотрудничества не получает должного развития. Но, несмотря на то это, происходит дальнейшее углубление экономических связей КНР и государств Центральной Азии по линии ОПОП, в том числе с Кыргызской Республикой. Отражением этого стало подписание запуск целого ряда крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, том числе начало строительства нитки D газопровода «Китай-Центральная Азия», продолжение проекта по реконструкции ирригационной системы Кыргызстана, продолжение консультации о строительстве железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» (ККУЖД) и пр.

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ

КНР И КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В РАМКАХ ШОС В 2018-2020 гг.

С этого времени КНР в отношениях с Центрально-азиатскими государствами все более стремится развивать торгово-экономические и инвестиционные отношения вне площадки ШОС, на уровне двусторонних дипломатических контактов. В рамках данной региональной организации Пекином сосредотачивается преимущественно поддержание стабильной и безопасной ситуации в регионе Центральной Азии, хотя по инерции риторика, связанная с экономическим партнерством продолжает по инерции отражаться в ключевой документации ШОС, но не носит там основополагающего характера.

Этот аспект в кыргызско-китайских отношениях стал особо очевиден накануне очередного саммита глав государств ШОС в Циндао (9-10 июня 2018 г.), когда в данный город с официальным визитом 6-8 июня прибывает президент Кыргызской Республики С. Жээнбеков, который проводит ряд встреч и переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином. По их итогам было подписано 11 двусторонних документов, главным из которых стала «Совместная декларация об установлении всестороннего стратегического партнерства между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой» [2]. Помимо того, что данный документ полностью подтверждал все прежние договоренности между двумя государствами, он содержал очень подробный и обширный параграф, посвященный экономическому сотрудничеству. В нем четко обозначались генеральные сферы торгово-экономического и инфраструктурно-инвестиционного сотрудничества. Главными совместными проектами, которые планируется реализовать в ближайшее время, в документе были обозначены следующие: газопровод «Кыргызстан-Китай», железнодорожная магистраль «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» (ККУЖД) и ряд некоторых других [11].

На самом же Циндаоском саммите ШОС экономическому сотрудничеству наряду с коллективными усилиями по поддержанию стабильности и мира на территории ее государств-членов было уделено значительное внимание. Помимо подведения итогов целого ряда целого ряда экономических форумов, проведенных в 2018 г. под эгидой ШОС, было предложено расширение использования национальных валют, а также дальнейшей работы по развитию дорожно-транспортной сети и улучшению условий для международных автомобильных перевозок [27]. Учитывая, что значительная часть проектов по реабилитации и строительству автомобильных дорог велась в тот момент на территории государств Центральной Азии, в том числе при активной финансовой и технической помощи КНР, то данное предложение было поддержано ими, в том числе Кыргызской Республикой.

Важной вехой в дальнейшем развитии взаимоотношений Кыргызстана и Китая в рамках ШОС стал очередной саммит глав государств этой региональной организации в Бишкеке 13-14 июня 2019 г., тем более что Пекин взял на себя основную часть расходов по проведению данного мероприятия [25]. По его итогам были

подписаны 22 документа, важнейшим из которых является «Бишкекская декларация совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества». Показательно, что в данном документе помимо ставших уже традиционными задачами и итогами по поддержанию мира и стабильности в Евразии, необходимостью урегулирования конфликтов и коллективному противодействию экстремизму, терроризму, сепаратизму, а также обороту наркотиков, содержится очень объемный блок по экономическому сотрудничеству членов ШОС. В частности, в нем содержатся положения об углублении процессов упрощения процедур торговли в Центральной Азии для наращивания «свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий» в соответствии с лучшими мировыми практиками. В этом плане также была отмечена необходимость дальнейшей цифровизации экономических процессов в государствах-членах ШОС. Также в документе особый акцент делается на дальнейшее развитие транспортных коридоров, логистических центров, реабилитацию и строительство автомобильных и железнодорожных магистралей и запуск новых инфраструктурных проектов [24].

При анализе Бишкекской декларации становится очевидным, что она во многом созвучна китайской экономической инициативе «Один пояс, один путь». Тем более что в ней в очередной раз была зафиксирована ее поддержка со стороны государств-членов ШОС. И этого становится очевидным, что данная часть документа во многом отражает взгляд на дальнейшее развитие данной международной организации со стороны политического руководства КНР. Об этом свидетельствуют те акценты, которые председатель КНР Си Цзиньпин расставил в своей официальной речи по итогам саммита, особо отметив, что необходимо развивать транспортную инфраструктуру, а также подчеркнул готовность Китая помогать во внедрении современных аграрных технологий [17].

В практическом плане это сигнализирует о дальнейшей эволюции ШОС в целом, начале нового этапа в ее развитии и постепенном превращении в подлинно многопрофильную организацию. В ней возобладало представление о том, что она не должна скатываться к региональной международной структуре, основными функциями которой является поддержание стабильной ситуации на территории Евразии и общего противодействия политическим угрозам и вызовам, а развивать динамичное стремление к углублению экономических, торговых, инвестиционных, а также культурного и гуманитарного сотрудничества в ее рамках. Это стало особенно актуальным на фоне постепенного согласования позиций по постепенному сопряжению проектов ЕАЭС и ОПОП, что вызвало одобрение у государств Центральной Азии, в том числе Кыргызской Республики.

Кроме того, к проведению Бишкекского саммита ШОС было приурочено проведение бизнес-форума «Кыргызстан - Китай». Во время него между кыргызскими и китайскими компаниями было подписано 24 различных соглашения и меморандума в разно-

образных сферах экономики: горнодобывающей, агропромышленной, строительной отраслей и др. на общую сумму в 7,5 млрд долл. [15].

Последующая пандемия COVID-19 в 2020-2021 г. приводит не только к спаду уровня, политических, культурных и прочих контактов в рамках ШОС. Поэтому вполне закономерно, что на ее пике в 2020 г. очередной саммит глав государств-участников данной региональной структуры был проведен в формате видеоконференции 10 ноября, и основная часть обсуждаемых вопросов на нем была посвящена совместной борьбе со сложившейся эпидемиологической обстановкой. Исполняющий обязанности президента Кыргызской Республики С. Жапаров выразил благодарность руководству КНР за оказанную помощь с борьбе с коронавирусом в Кыргызстане [4]. Так как в течение года обе стороны оказали друг другу гуманитарную помощь для противодействия распространения пандемии [6; 12].

Но, несмотря на очень непростую эпидемиологическую ситуацию Кыргызская Республика и КНР в течение 2020 г. продолжали активные дипломатические консультации, в том числе на основе договоренностей по линии ШОС и ОПОП. Наиболее значимым в этом отношении являются переговоры о расширении сотрудничества между Китаем и государствами Центральной Азии в построении пространства цифрового Шелкового пути, прошедшие в формате видеоконференции 17 июля 2020 г. В принятом по их итогам совместном коммюнике была зафиксирована договоренность о совместном углублении процессов электронной торговли, внедрении технологий «умного города» и пр. [33].

ВЫВОДЫ

Дипломатические взаимоотношения Кыргызской Республики и КНР в рамках инициативы «Один пояс, один путь» в течение 2013-2020 гг. продолжают динамично развиваться. Происходит выработка оптимальной модели сотрудничества между ними, сочетающего коллективное партнерство в рамках ШОС и двусторонние взаимоотношения.

Оба формата играют взаимодополняющую роль. Так как коллективный формат в рамках рассматриваемой региональной организации обеспечивает не только принятие генеральных решений, касающихся сферы безопасности и общего противодействия важнейшим политическим вызовам современности, но и также в сфере экономического, культурного и гуманитарного взаимодействия. В то время как окончательное и детальное согласование, а также практическое воплощение достигнутых договоренностей по линии ОПОП происходит на уровне двусторонних дипломатических контактов между КНР и Кыргызской Республикой. Причем, в рамках данного формата преимущественно решаются вопросы сотрудничества двух государств в торгово-экономической, инвестиционной, инфраструктурной и культурно-гуманитарной сферах.

Абулаити А. ЛИТЕРАТУРА

1. Банк развития ШОС. Кыргызстан - за, Россия - против [Электронный ресурс]. URL: https://rus.azattyk.org/a/ 27130878.html (дата обращения: 06.12.2021).

2. В рамках государственного визита президента С. Жээнбе-кова в Китай подписана совместная декларация об установлении всестороннего стратегического партнерства // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.kg/ ru/sobytiya/11787_v_ramkah_gosudarstvennogo_vizita_ prezidenta_sooronbaya_gheenbekova_v_kitay_podpisana_ sovmestnaya_deklaraciya_ob_ustanovlenii_vsestoronnego_ strategicheskogo_partnerstva (дата обращения: 14.11.2021).

3. Виноградов А. Что такое проект «Один пояс, один путь» и каковы перспективы его «сопряжения» с Евразийским союзом [Электронный ресурс]. URL: https://www.sonar2050. org/publications/chto-takoe-kitayskiy-proekt-odin-poyas-odin-put-i-perspektivy-ego-sopryajeniya-s-rossiyskim-proekt/ (дата обращения: 21. 11.2021).

4. Выступление и.о. президента Кыргызской Республики С.Н. Жапарова на заседании Совета Глав государств - членов ШОС. 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://rus.sectsco.org/ news/20201111/690737.html (дата обращения: 11.12.2021).

5. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете (полный текст) [Электронный ресурс]. URL: http://kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm (дата обращения: 11.11.2021).

6. Гумпомощь из Китая для борьбы с коронавирусом отправлена на юг Кыргызстана [Электронный ресурс]. URL: https:/Anews.kg/2020/04/10/gumpomoshh-iz-kitaya-dlya-borby-s-koronavirusom-otpravlena-na-yug-kyrgyzstana/ (дата обращения: 21.12.2021).

7. Душанбинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 12 сентября 2014 г., Душанбе [Электронный ресурс]. URL: http://www.infoshos. ru/ru/?id=120 (дата обращения: 11.12.2021).

8. Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://rus.sectsco.org/ news/20140912/48242.html (дата обращения: 12.10.2021).

9. Итоги государственного визита президента Алмазбека Атамбаева в КНР и участие в IV саммите СВМДА // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/ itogi_sobytiy/3312_itogi_rabochego_vizita_prezidenta_ almazbeka_atambaeva_v_knr (дата обращения: 21.09.2021).

10. Итоги рабочего визита президента А. Атамбаева в КНР // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.president. kg/ru/sobytiya/itogi_sobytiy/3312_itogi_rabochego_vizita_ prezidenta_almazbeka_atambaeva_v_knr (дата обращения: 01.12.2021).

11. Кыргызстан и Китай подписали декларацию о всестороннем стратегическом партнерстве [Электронный ресурс]. URL: http://ru.siluxgc.com/html/R1682/201806/79365612150 482632255.shtml (дата обращения: 15.11.2021).

12. Кыргызстан передал Китаю 7 тонн гумпомощи для борьбы с коронавирусом [Электронный ресурс]. URL: https:// zdorovie.akipress.org/news:1597933 (дата обращения: 29.11.2021).

13. Лян Чжэньпэн. Китайская периферийная дипломатия и ее практика в регионе Центральной Азии // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации. Владивосток, 2018. С. 138-146.

14. Лю Хуацинь. Идея создания зоны свободной торговли ШОС: расчеты, проблемы и перспективы // Евразийская экономическая интеграция. 2009. № 3 (4).

15. По итогам кыргызско-китайского бизнес-форума подписали 24 документа [Электронный ресурс]. URL: https://24.kg/ekonomika/120579_ponbspitogam_kyirgyizsko-kitayskogo_biznes-foruma_podpisali_24nbspdokumenta/ (дата обращения: 25.12.2021).

REFERENCES

1. SCO Development Bank. Kyrgyzstan is for, Russia is against [Electronic resource]. URL: https://rus.azattyk.Org/a/27130878. html (data of accesses: 06.12. 2021).

2. As part of the state visit of President S. Jeenbekov to China, a Joint Declaration was signed on the establishment of a comprehensive strategic partnership. Official website of the President of the Kyrgyz Republic [Electronic resource]. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/11787_v_ ramkah_gosudarstvennogo_vizita_prezidenta_sooronbaya_ gheenbekova_v_kitay_podpisana_sovmestnaya_deklaraciya_ ob_ustanovlenii_vsestoronnego_strategicheskogo_partnerstva (data of accesses: 14.11.2021).

3. Vinogradov A. What is the "One Belt, One Road" project and what are the prospects for its "pairing" with the Eurasian Union [Electronic resource]. URL: https://www.sonar2050.org/ publications/chto-takoe-kitayskiy-proekt-odin-poyas-odin-put-i-perspektivy-ego-sopryajeniya-s-rossiyskim-proekt/ (data of accesses: 21.11.2021).

4. Acting speech President of the Kyrgyz Republic S.N. Zhaparova at the meeting of the Council of Heads of SCO Member States 2020 [Electronic resource]. URL: http://rus.sectsco.org/ news/20201111/690737.html (data of accesses: 12.11.2021).

5. Speech by Chinese President Xi Jinping at Nazarbayev University (full text) [Electronic resource]. URL: http:// kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm (date of access: 11.11.2021).

6. Humanitarian aid from China to fight coronavirus sent to the south of Kyrgyzstan [Electronic resource]. URL: https:// knews.kg/2020/04/10/gumpomoshh-iz-kitaya-dlya-borby-s-koronavirusom-otpravlena-na-yug-kyrgyzstana/ (data of accesses: 21.12.2021)

7. Dushanbe Declaration of the Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization September 12, 2014, Dushanbe [Electronic resource]. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id= 120 (date of access: 12.11.2021).

8. Information message following the meeting of the Council of Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization [Electronic resource]. URL: http://rus.sectsco.org/news/ 20140912/48242.html (data of accesses: 10.12.2021).

9. Results of the state visit of President Almazbek Atambayev to China and participation in the IV CICA Summit. Official website of the President of the Kyrgyz Republic [Electronic resource]. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/itogi_ sobytiy/3312_itogi_rabochego_vizita_prezidenta_almazbeka_ atambaeva_v_knr (data of accesses: 21.09.2021).

10. Results of the working visit of President A. Atambaev to China. Official website of the President of the Kyrgyz Republic [Electronic resource]. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/itogi_ sobytiy/3312_itogi_rabochego_vizita_prezidenta_almazbeka_ atambaeva_v_knr (data of accesses: 01.12.2021).

11. Kyrgyzstan and China signed a declaration on comprehensive strategic partnership [Electronic resource]. URL: http:// ru.siluxgc.com/html/R1682/201806/79365612150482632255. shtml (data of accesses: 15.11.2021).

12. Kyrgyzstan donates 7 tons of humanitarian aid to China to fight coronavirus [Electronic resource]. URL: https://zdorovie. akipress.org/news:1597933 (data of accesses: 29.11.2021).

13. Liang Zhenpeng. Chinese peripheral diplomacy and its practice in the Central Asian region. In: Actual problems of China's development in the process of its regionalization and globalization. Vladivostok, 2018. Pp. 138-146.

14. Liu Huaqin. The idea of creating a SCO free trade zone: Calculations, problems and prospects. Eurasian Economic Integration. 2009. No. 3 (4).

15. As a result of the Kyrgyz-Chinese business forum, 24 documents were signed [Electronic resource]. URL: https://24.kg/ekonomika/120579_ponbspitogam_kyirgyizsko-kitayskogo_biznes-foruma_podpisali_24nbspdokumenta/ (data of accesses: 25.12.2021).

16. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения: 06.12.2021).

17. Си Цзиньпин: «Участникам ШОС нужно сильнее сплотиться» [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/ polit/2647665.html (дата обращения: 11.12.2021).

18. Скриба А.С. Сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути: интересы участников и вызовы реализации // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Совместная декларация Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики об установлении отношений стратегического партнерства // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/novosti/1402_sovmest-naya_deklaraciya_kirgizskoy_respubliki_i_kitayskoy_narod noy_respubliki_ob_ustanovlenii_otnosheniy_strategichesko go_partnerstva (дата обращения: 18.09.2021).

20. Совместная декларация Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений стратегического партнерства // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.kg/ru/ sobytiya/novosti/2001_sovmestnaya_deklaraciya_kirgizskoy_ respubliki_i_kitayskoy_narodnoy_respubliki_o_dalneyshem_ uglublenii_otnosheniy_strategicheskogo_partnerstva (дата обращения: 23.10.2021).

21. Стенограмма заседания Совета глав государств - участников Шанхайской организации сотрудничества в расширенном составе [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin. ru/events/president/transcripts/49908#sel=60:1:Dxi,60:3:ixD (дата обращения: 06.12.2021).

22. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a3YPpGqLvOI4uaMX4 3lMkrMbFNewBneO.pdf (дата обращения: 21.12.2021).

23. Сухадольская Л.Л. «Китайская мечта» и новая дипломатия Китая // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. № 1.

24. Текст Бишкекской декларации Совета глав государств -членов ШОС [Электронный ресурс]. URL: https://kabar.kg/ news/tekst-bishkekskoi-deklaratcii-soveta-glav-gosudarstv-chlenov-shos/ (дата обращения: 29.12.2021).

25. Улитина Е. Китай оплатил проведение саммита ШОС в Бишкеке // Вечерний Бишкек [Электронный ресурс]. URL: https://www.vb.kg/doc/379333_kitay_oplatil_provedenie_ sammita_shos_v_bishkeke.html (дата обращения: 27.12.2021).

26. Уфимская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=126 (дата обращения: 11.12.2021).

27. Циндаоская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=150 (дата обращения: 22.12.2021).

28. Чжао Хуашен. Китай, Россия и Шанхайская организация сотрудничества. Рабочие матреиалы. № 5. М.: Московский центр Карнеги, 2005.

29. Шилина М.Г. Шанхайская организация сотрудничества как формат политического и экономического взаимодействия государств: реалии и перспективны [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2015/01/19/1107010194/%D0 %A8%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf (дата обращения: 17.09.2021).

30. ШОС-2015: новый виток развития [Электронный ресурс]. URL: https://24.kg/sng/16078_shos-2015_novyiy_vitok_ razvitiya/ (дата обращения: 19.10.2021).

31. Юй Чжочао. Киргизия и инициатива «Один пояс, один путь» // Постсоветский материк. 2016. № 4 (12).

32. Hu A., Ma W., Yan Y. Connotation, orientation and path of the One Belt - One Road initiative // Looking for a Road. China Debates Its and the World's Future. Leiden; Boston: Brill, 2016.

16. Full text of the report delivered by Xi Jinping at the 19th CPC Congress [Electronic resource]. URL: http://russian. news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (data of accesses: 06.12.2021).

17. Xi Jinping: "SCO Members Need to Unite Stronger" [Electronic resource]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2647665.html (data of accesses: 11.12.2021).

18. Skriba A.S. Pairing the EAEU and the Silk Road Economic Belt: Participants' Interests and Implementation Challenges. Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy. 2016. Vol. 11. No. 3. (In Rus.)

19. Joint declaration of the Kyrgyz Republic and the People's Republic of China on the establishment of strategic partnership relations. Official website of the President of the Kyrgyz Republic [Electronic resource]. URL: http://www.president.kg/ru/ sobytiya/novosti/1402_sovmestnaya_deklaraciya_kirgizskoy_ respubliki_i_kitayskoy_narodnoy_respubliki_ob_ustanovlenii_ otnosheniy_strategicheskogo_partnerstva (data of accesses: 18.09.2021).

20. Joint declaration of the Kyrgyz Republic and the People's Republic of China on further deepening of strategic partnership. Official website of the President of the Kyrgyz Republic [Electronic resource]. URL: http://www.president. kg/ru/sobytiya/novosti/2001_sovmestnaya_deklaraciya_ kirgizskoy_respubliki_i_kitayskoy_narodnoy_respubliki_o_ dalneyshem_uglublenii_otnosheniy_strategicheskogo_ partnerstva (data of accesses: 23.10.2021).

21. Transcript of the meeting of the Council of Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization in an expanded format [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/transcripts/49908#sel=60:1:Dxi,60:3:ixD (data of accesses: 06.12.2021).

22. Development strategy of the Shanghai cooperation organization until 2025 [Electronic resource]. URL: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a3YPpGqLvOI4uaMX4 3lMkrMbFNewBneO.pdf (data of accesses: 21.12.2021).

23. Sukhadolskaya L.L. "Chinese Dream" and China's New Diplomacy. Society and State in China. 2016. Vol. 46. No. 1. (In Rus.)

24. Text of the Bishkek Declaration of the Council of Heads of State of the SCO Member States [Electronic resource]. URL: https://kabar.kg/news/tekst-bishkekskoi-deklaratcii-soveta-glav-gosudarstv-chlenov-shos/ (data of accesses: 29.12.2021).

25. Ulitina E. China paid for the SCO summit in Bishkek. Evening Bishkek [Electronic resource]. URL: https://www.vb.kg/ doc/379333_kitay_oplatil_provedenie_sammita_shos_v_ bishkeke.html (data of accesses: 27.12.2021).

26. Ufa Declaration of the Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization [Electronic resource]. URL: http:// www.infoshos.ru/ru/?id=126 (data of accesses: 11.12.2021).

27. Oingdao Declaration of the Council of Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization [Electronic resource]. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=150 (data of accesses: 22.12.2021).

28. Zhao Huasheng. China, Russia and the Shanghai Cooperation Organization. Working materials. No. 5. Moscow: Carnegie Moscow Center, 2005.

29. Shilina M.G. Shanghai Cooperation Organization as a format of political and economic interaction between states: Realities and perspectives [Electronic resource]. URL: https://www. hse.ru/data/2015/01/19/1107010194/%D0%A8%D0%B8% D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf (data of accesses: 17.09.2021).

30. SCO-2015: A new round of development [Electronic resource]. URL: https://24.kg/sng/16078_shos-2015_novyiy_vitok_ razvitiya/ (data of accesses: 19.10.2021).

31. Yu Zhochao. Kyrgyzstan and the One Belt and One Road initiative. Post-Soviet Continent. 2016. No. 4 (12).

32. Hu A., Ma W., Yan Y. Connotation, orientation and path of the One Belt - One Road initiative. Looking for a Road. China Debates its and the World's Future. Leiden; Boston: Brill, 2016.

33. «фа+фжга» ^Ш^КЖЙ^ВД // МФ (Совместное коммюнике видеоконференции министров иностранных дел в формате «Китай + пять центральноазиатских государств») //Синьхуа.17июля2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-07/17/content_5527594.htm (дата обращения: 11.12.2021).

34. -

iXiÜ^sWiS (Китайская мечта, мечта народа. Выступление Си Цзиньпина на заключительном заседании ВСНП 12-го созыва) [Электронный ресурс]. URL: http://lianghui. people.com.cn/2013npc/n/2013/0317/c357183-20816399. html (дата обращения: 13.12.2021).

33. Joint communique of the videoconference of foreign ministers in the format "China + five Central Asian states". Xinhua. July 17, 2020 [Electronic resource]. URL: http://www.gov.cn/ xinwen/2020-07/17/content_5527594.htm (data of accesses: 11.12.2021).

34. Chinese dream, people's dream. Speech by Xi Jinping at the closing meeting of the 12th NPC [Electronic resource]. URL: http://lianghui.people.com.cn/2013npc/n/2013/0317/ c357183-20816399.html (data of accesses: 13.12.2021).

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 79,94%

Рецензент: Машранов Т.Т., кандидат исторических наук, профессор; декан факультета международных отношений и востоковедения Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева

Статья поступила в редакцию 28.03.2022, принята к публикации 17.04.2022 The article was received on 28.03.2022, accepted for publication 17.04.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Абулаити Алафате, магистр международных отношений; аспирант Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева. Бишкек, Кыргызская Республика. E-mail: Arafat.ablet@qq.com

ABOUT THE AUTHOR

Alafate Abulaiti, master of international relationship; aspirant at the Bishkek State University named after K. Karasaev. Bishkek, Kyrgyz Republic. E-mail: Arafat. ablet@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.