Научная статья на тему 'Сотрудничество Кыргызской Республики с китайской Народной Республикой в рамках проекта "один пояс - один путь"'

Сотрудничество Кыргызской Республики с китайской Народной Республикой в рамках проекта "один пояс - один путь" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1846
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KYRGYZSTAN / CHINA / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION (SCO) / "ONE BELT ONE WAY" / ECONOMY / STRATEGY / INTEGRATION / INVESTMENT / COOPERATION / DOMINANCE / КЫРГЫЗСТАН / КИТАЙ / ШОС / "ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ" / ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОМИНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Омурова Жамыйкат Орозбековна

Введение. В статье представлена авторская интерпретация кыргызско-китайского сотрудничества в рамках стратегии «Один пояс один путь» (далее ОПОП). На базе изученных материалов проанализированы положительные и отрицательные факторы и проблемы реализации проекта «Один пояс один путь» между двумя странами. Особое внимание уделено вопросу его перспективности в создании благоприятных условий для тесных экономических связей между регионами двух стран, которые пролегают вдоль Шелкового пути. Методы. Теоретико-методологической основой статьи выступили историко-правовой, сравнительно-сопоставительный и другие методы. Историография вопроса рассмотрение зарубежными и кыргызскими учеными и экспертными сообществами китайской стратегии «Один пояс один путь» в Кыргызской Республике в данной статье является непосредственным объектом изучения. Анализ. Активность китайской инициативы ОПОП целесообразно рассматривать в контексте интеграции Кыргызской Республики в мировое сообщество, тем самым определяя ее место и роль, ее политическую и правовую систему. Многие западные и российские ученые считают, что основным инструментом продвижения китайской стратегии в отношениях с партнерами является предоставление кредитов, что не может не вызывать опасения и дискуссии вокруг проекта ОПОП. Основными дискуссионными доминантами при анализе фактов и аналитики выступают: инвестиционное, торгово-экономическое и транспортно-инфраструктурное направления и добывающая промышленность. Результат. По результатам исследования видно, что потенциальными сферами расширения китайского присутствия в Кыргызстане останутся: транспорт и коммуникации, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика и т. д. В Кыргызстане к китайской инициативе ОПОП относятся по-разному, очень много позитивных и негативных мнений. Во-первых, проект ОПОП воспринимается как конкурент ЕАЭС на пространстве Евразии. Во-вторых, миграционные потоки китайских граждан с каждым годом увеличиваются, «китайская демографическая угроза» растет с каждым годом, и этот вопрос волнует народ Кыргызстана. В-третьих, волнует и экологическая безопасность, безопасность жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды и др. В-четвертых, коррумпированность некоторых китайских компаний создает негативное мнение граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Омурова Жамыйкат Орозбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC WITH THE CHINESE PEOPLE’S REPUBLIC WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "ONE BELT - ONE WAY" PROJECT

Introduction. The article presents the author’s interpretation of the Kyrgyz-Chinese cooperation within the framework of “One Belt One Way” (OBOW) strategy. On the basis of the studied materials, the author analyzes positive and negative factors and problems of implementing “One Belt One Way” project between the two countries. The researcher pays particular attention to the prospects of the project in creating favorable conditions for close economic ties between the regions of the two countries that lie along the Silk Road. Methods. The historical and legal, comparative and other methods form the theoretical and methodological basis of the article. The historiography of the issue the consideration of Chinese “One Belt One Way” strategy in the Kyrgyz Republic by foreign and Kyrgyz scientists and expert communities is a direct object of the study. Analysis. The activity of the Chinese OBOW initiative should be considered in the context of the integration of the Kyrgyz Republic into the world community, thereby determining its place and role, its political and legal system. Many Western and Russian scientists believe that the main tool for promoting the Chinese strategy in relations with partners is the provision of loans, which cannot but cause concern and discussion around the OBOW project. The main debatable dominants in the analysis of facts and analytics are investment, trade and economic, transport and infrastructure directions, and mining industry. Results. The results of the study show that the potential areas for expanding the Chinese presence in Kyrgyzstan will remain transport and communications, mining, hydropower, etc. In Kyrgyzstan, the Chinese OBOW initiative is treated differently, there are a lot of positive and negative opinions concerning it. First, the OBOW project is perceived as a competitor to the Eurasian Economic Union (EAEU) in Eurasia. Second, the migration flows of Chinese citizens are increasing every year, the “Chinese demographic threat” is growing every year, and the people of Kyrgyzstan are concerned about this issue. Third, environmental safety, the safety of life and health of people, flora and fauna, the environment and others are also concerned. Fourth, the corruption of some Chinese companies creates a negative opinion of citizens.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Кыргызской Республики с китайской Народной Республикой в рамках проекта "один пояс - один путь"»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2019.5.17

UDC 940.5:958:327.7 Submitted: 01.03.2019

LBC 63.3(5кыр)+63.3(5кит) Accepted: 31.05.2019

COOPERATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC WITH THE CHINESE PEOPLE'S REPUBLIC WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "ONE BELT - ONE WAY" PROJECT

Jamyikat O. Omurova

Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan

Abstract. Introduction. The article presents the author's interpretation of the Kyrgyz-Chinese cooperation within the framework of "One Belt - One Way" (OBOW) strategy. On the basis of the studied materials, the author analyzes positive and negative factors and problems of implementing "One Belt - One Way" project between the two countries. The researcher pays particular attention to the prospects of the project in creating favorable conditions for close economic ties between the regions of the two countries that lie along the Silk Road. Methods. The historical and legal, comparative and other methods form the theoretical and methodological basis of the article. The historiography of the issue - the consideration of Chinese "One Belt - One Way" strategy in the Kyrgyz Republic by foreign and Kyrgyz scientists and expert communities - is a direct object of the study. Analysis. The activity of the Chinese OBOW initiative should be considered in the context of the integration of the Kyrgyz Republic into the world community, thereby determining its place and role, its political and legal system. Many Western and Russian scientists believe that the main tool for promoting the Chinese strategy in relations with partners is the provision of loans, which cannot but cause concern and discussion around the OBOW project. The main debatable dominants in the analysis of facts and analytics are investment, trade and economic, transport and infrastructure directions, and mining industry. Results. The results of the study show that the potential areas for expanding the Chinese presence in Kyrgyzstan will remain transport and communications, mining, hydropower, etc. In Kyrgyzstan, the Chinese OBOW initiative is treated differently, there are a lot of positive and negative opinions concerning it. First, the OBOW project is perceived as a competitor to the Eurasian Economic Union (EAEU) in Eurasia. Second, the migration flows of Chinese citizens are increasing every year, the "Chinese demographic threat" is growing every year, and the people of Kyrgyzstan are concerned about this issue. Third, environmental safety, the safety of life and health of people, flora and fauna, the environment and others are also concerned. Fourth, the corruption of some Chinese companies creates a negative opinion of citizens.

Key words: Kyrgyzstan, China, Shanghai Cooperation Organization (SCO), "One Belt - One Way", economy, strategy, integration, investment, cooperation, dominance.

Citation. Omurova J.O. Cooperation of the Kyrgyz Republic with the Chinese People's Republic Within the Framework of the "One Belt - One Way" Project. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2019, vol. 24, no. 5, pp. 236-249. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.5.17

УДК 940.5:958:327.7 Дата поступления статьи: 01.03.2019

ББК 63.3(5кыр)+63.3(5кит) Дата принятия статьи: 31.05.2019

СОТРУДНИЧЕСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 2 С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

° В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

о

Жамыйкат Орозбековна Омурова

« Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан

^ Аннотация. Введение. В статье представлена авторская интерпретация кыргызско-китайского сотруд-

@ ничества в рамках стратегии «Один пояс - один путь» (далее - ОПОП). На базе изученных материалов

проанализированы положительные и отрицательные факторы и проблемы реализации проекта «Один пояс -один путь» между двумя странами. Особое внимание уделено вопросу его перспективности в создании благоприятных условий для тесных экономических связей между регионами двух стран, которые пролегают вдоль Шелкового пути. Методы. Теоретико-методологической основой статьи выступили историко-право-вой, сравнительно-сопоставительный и другие методы. Историография вопроса - рассмотрение зарубежными и кыргызскими учеными и экспертными сообществами китайской стратегии «Один пояс - один путь» в Кыргызской Республике - в данной статье является непосредственным объектом изучения. Анализ. Активность китайской инициативы ОПОП целесообразно рассматривать в контексте интеграции Кыргызской Республики в мировое сообщество, тем самым определяя ее место и роль, ее политическую и правовую систему. Многие западные и российские ученые считают, что основным инструментом продвижения китайской стратегии в отношениях с партнерами является предоставление кредитов, что не может не вызывать опасения и дискуссии вокруг проекта ОПОП. Основными дискуссионными доминантами при анализе фактов и аналитики выступают: инвестиционное, торгово-экономическое и транспортно-инфраструктурное направления и добывающая промышленность. Результат. По результатам исследования видно, что потенциальными сферами расширения китайского присутствия в Кыргызстане останутся: транспорт и коммуникации, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика и т. д. В Кыргызстане к китайской инициативе ОПОП относятся по-разному, очень много позитивных и негативных мнений. Во-первых, проект ОПОП воспринимается как конкурент ЕАЭС на пространстве Евразии. Во-вторых, миграционные потоки китайских граждан с каждым годом увеличиваются, «китайская демографическая угроза» растет с каждым годом, и этот вопрос волнует народ Кыргызстана. В-третьих, волнует и экологическая безопасность, безопасность жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды и др. В-четвертых, коррумпированность некоторых китайских компаний создает негативное мнение граждан.

Ключевые слова: Кыргызстан, Китай, ШОС, «Один пояс - один путь», экономика, стратегия, интеграция, инвестиции, сотрудничество, доминирование.

Цитирование. Омурова Ж. О. Сотрудничество Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой в рамках проекта «Один пояс - один путь» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2019. - Т. 24, № 5. - С. 236-249. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2019.5.17

Введение. Сегодня китайская экономическая стратегия ОПОП, инициатором которой выступил председатель КНР Си Цзинь-пин, приобретает глобальные масштабы. Сама идея возникновения ОПОП, показавшаяся многим очередной китайской программой, на самом деле объединила все сферы, включая экономику, культуру, медицину, систему образования, туризм, спорт, археологию и другие области взаимоотношений, образовав тем самым новую модель сотрудничества между странами. Данная модель, созданная в духе древнего Шелкового пути, мобилизует разработку новых инструментов привлечения внимания потенциальных торговых партнеров, перемещая товары из Китая через Центральную Азию (далее - ЦА) в Евразию и далее на Запад.

В данной статье мы попытаемся ретрос-пектировать длительную историю взаимоотношений кыргызов и китайцев, которых связывал Шелковый путь, а в настоящее время объединенный проект ОПОП. Изучение данного проекта и участие в нем Кыргызстана

становится очень актуальным для нашей страны. Популярность китайской инициативы наглядно показывает, что речь идет не только о создании новых транспортных маршрутов, но и о выстраивании стратегии нового экономического партнерства в проекте ОПОП в Центрально-Азиатском регионе. Единственный вопрос сейчас заключается лишь в том, чтобы научиться управлять этими процессами для принесения ими наибольшей выгоды основным странам-партнерам в интеграционном сотрудничестве. В связи с этим для осуществления инициативы ОПОП Китаю необходим новый подход реализации этой стратегии, в основе которой лежат интересы народов, расположенных вдоль Шелкового пути [1].

Цель статьи: изучить различные аспекты взаимного сотрудничества в рамках проекта ОПОП Кыргызстана с КНР на современном этапе, выявить положительные и отрицательные стороны данного проекта для Кыргызстана.

Для достижения цели мы проанализировали сотрудничество двух стран как на уров-

не традиционной народной дипломатии, так и международной. При анализе акцент сделан на общих чертах социальных проблем, на особенностях исторического развития, а также на экономическом потенциале и национальной специфике нашей страны, подняты вопросы учета интереса исследуемых стран. Политика КНР в Кыргызстане рассматривается как сложившаяся и эволюционирующая система, имеющая свои специфические особенности и направления развития.

Методы. В процессе проведения исследования использовался ряд методов: истори-ко-генетический, сравнительно-сопоставительный, системный анализ, синтез, истори-ко-правовой. Историко-генетический метод позволил раскрыть характер сотрудничества Кыргызстана с КНР в проекте по развитию регионального сотрудничества в рамках проекта ОПОП в качестве создания совершенно новой модели развития народов, расположенных вдоль древнего Шелкового пути. С точки зрения историко-сравнительного и системного анализа показаны инвестиционные, социальные, производственные проектные соглашения с участием китайских предпринимателей в Кыргызстане, в рамках ШОС и в проекте ОПОП.

Историография вопроса - рассмотрение зарубежными и кыргызскими учеными и экспертными сообществами китайской стратегии «Один пояс - один путь» в Кыргызской Республике, что в данной статье является непосредственным объектом изучения.

Анализ. Проект ОПОП был активно поддержан многими китайскими компаниями. Дискуссии вокруг реализации инициативы ОПОП собрали вокруг себя исследователей-«международников», политологов, аналитиков и других [24; 39].

В XXI в. темы мира, развития сотрудничества в условиях глобальной экономической ситуации со сложной международной и региональной ситуацией, дух наследования и продвижения Шелкового пути становятся более важными и ценными [36].

Активность китайской инициативы ОПОП разносторонне обсуждается и становится все более актуальным вопросом для исследователей мирового сообщества. В области российской науки проблематика Цент-

ральной Азии в постсоветский период рассматривалась особенно глубоко. Различные подходы к изучению ОПОП и влияния его на Центральную Азию в целом представлены в работах российских ученых-международников [12; 18].

Многие западные и российские ученые считают, что основным инструментом продвижения китайской стратегии в отношениях с партнерами является предоставление кредитов. Создаваемая в рамках ОПОП инфраструктура нацелена на улучшение условий экспорта товаров из Китая и получения ими природных ресурсов из других стран, особенно из соседних стран ЦА.

Американский исследователь Майкл Глянц в своей статье отмечает: «В течение десятилетий Китай принимал участие в реализации международных проектов в рамках кооперации с отдельными странами по строительству плотин, трубопроводов, автомобильных и железных дорог, а также по реконструкции устаревшей инфраструктуры, например, портов и мостов. Отличие в данном случае состоит в том, что используется бренд ОПОП, Китай фокусирует, координирует и реализует свои усилия, направленные на превращение Китая в мировую и политическую державу» [5].

По мнению директора Института Дальнего Востока (ИДВ РАН), д.и.н., профессора С.Г. Лузянина, «Концепция экономического пояса «Великого шелкового пути» означает, что Китай рассматривает регион Центральной Азии значительно шире в экономическом и интеграционном плане, чем остальные региональные участники. Фактически, предлагается мегапроект экономического соразви-тия от Восточной Азии до Европы, и Китай выступает как главный исполнитель и вдохновитель этого проекта. Речь не идет о создании некой евразийской зоны свободной торговли, а скорее о развитии экономики и транспортных / инфраструктурных проектов при помощи КНР в Евразии» [19].

По признанию китайских авторов начала 1990-х гг., Кыргызстан не был региональным приоритетом КНР, однако оставался одним из главных торговых партнеров: «Кыргызстан - это важный торговый партнер Китайской Народной Республики в регионе Централь-

ной Азии». При этом он характеризовался как «небольшое государство региона... недостаточно развитое. Данные особенности также заметны при анализе регионального рынка» [32, с. 264]. Однако в ряде работ на современном этапе, особенно для реализации ОПОП, отмечается: «Кыргызстан, наряду с другими странами ЦА, является приоритетом для развития многостороних отношений». Это дает некоторым кыргызским аналитикам думать, что грандиозность китайской инициативы, наглядно показывает: речь идет не только о создании новых транспортных маршрутов, но и о выстраивании нового экономического партнерства в Центрально-Азиатском регионе. Единственный вопрос сейчас заключается лишь в том, чтобы научиться управлять этими процессами, для того, чтобы они приносили наибольшую выгоду нашей стране [14].

На современном этапе растущий потенциал Китая повлиял не только на политическую и геополитическую ситуацию в странах Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане, но также в корне изменил экономическое положение региона. В быстром торговом сотрудничестве между Китаем и Кыргызстаном прослеживается несколько стратегий. Во-первых, Китай стремится укрепить свое политическое влияние, используя политику сознательного участия в ключевых секторах экономики Кыргызстана. Во-вторых, Китай хочет способствовать развитию региона во избежание политической и социальной дестабилизации, которая может иметь последствия и замедлить рост Китая. Наконец, Кыргызстан является новым рынком для китайских продуктов, который может помочь завоевать и рынки стран Евразии. На фоне этого власти Китая предложили несколько проектов по экономическим и другим секторам для реализации ОПОП. Для внедрения всех этих стратегий Китай использует множество инструментов развития как двусторонних, так и коллективных структур, таких как ШОС. Воплощение этой идеи в жизнь может принести экономическое процветание основным странам-партнерам проекта, однако, насколько проект в действительности устойчив, сказать пока сложно. Здесь важную роль играет, прежде всего, тот факт, что у каждого участника ОПОП есть свои национальные интересы и надежды на проект.

По мнению директора Центра России и Центральной Азии Фуданьского университета (Шанхай, Китай) Чжао Хуашэна, «региональная экономическая кооперация представляет для Китая широкий экономический интерес. От сотрудничества со странами Центральной Азии наибольшие выгоды получают северо-западные районы Китая и, прежде всего, Синьцзян-Уйгурский автономный район. Северо-западные районы находятся на значительном удалении от развитой в экономическом отношении приморской зоны КНР, а страны Центральной Азии - их непосредственные соседи. Экономические связи Северо-Запада с восточными районами Китая характеризуются определенными сложностями, связанными с большой удаленностью, а Центральная Азия - его близкий и естественный партнер. Это важный фактор экономических интересов Китая в Центрально-Азиатском регионе» [38, с. 33].

В связи с этим китайская сторона при развитии и реализации ОПОП сделала ставку на развитие коммуникаций, прежде всего, для обеспечения доступа к рынку, а также для развития соседнего с Кыргызстаном Синьц-зяна. Синьцзян - центральная территория в его строительстве. В полной мере играя роль государственной крупной базы месторождений угля, угольно-энергетической и угольно-химической промышленности, крупной ветроэлектрической и фотогальванической базы и важного наземного канала для энергоресурсов, Синьцзян будет ускорять строительство пяти основных центров: центр узлов сообщения, торгово-логистический центр, финансовый центр, центр науки и просвещения, центр медицинского обслуживания; выполнять основную функцию центральной зоны, углублять двусторонние обмены и сотрудничество в экономике, культуре, медицине и других областях между Кыргызстаном и Китаем, чтобы добиться взаимной выгоды и общего развития [7]. Благодаря этому вышеупомянутые (коммуникационные и др.) проекты были одной из важнейших тем на переговорах различного уровня.

2 ноября 2016 г. состоялся официальный визит Премьера Государственного совета КНР Ли Кэцян в Кыргызскую Республику, в ходе которого сторонами были обсуждены актуальные вопросы многопланового сотрудни-

чества между Кыргызстаном и Китаем, ход реализации совместных проектов в различных сферах и перспективы дальнейшего наращивания взаимодействия по широкому спектру направлений [11].

14 мая 2017 г. в Пекине по итогам проведенных консультаций между Министерством экономики Кыргызской Республики и Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Народной Республики был подписан Меморандум об укреплении промышленного потенциала и инвестиционного сотрудничества [21], в приложении которого составлен список инвестиционных проектов, с целью оказания содействия инвесторам в реализации проектов на государственном уровне двух стран. Кыргызская сторона, так же, как и китайская, имеет право внесения и добавления инвестиционных проектов с участием китайского капитала в вышеупомянутый список для получения актуализированной информации и оказания поддержки. Полагается, что активизация вышеупомянутых мер послужит перспективным подспорьем для экономического и инвестиционного сотрудничества двух стран.

Наиболее привлекательными отраслями для инвесторов из КНР за последние годы являлись обрабатывающая промышленность (48,8); профессиональная, научная и техническая деятельность (20 %) и операции с недвижимым имуществом (17,6 %) [8, с. 6].

По данным государственной службы миграции КР в 2017 г. разрешение на работу получили 14 768 иностранцев, из них 11 593 являются гражданами КНР. Также по сведениям Государственной регистрационной службы КР в 2017 г. в Кыргызстане зарегистрировались 27 566 граждан КНР, в том числе 14 354 - в Бишкеке. С 2010 по 2018 г. 268 граждан Китая получили гражданство Кыргызстана (в том числе 171 кыргызов, 72 уйгура, 9 узбеков, 6 китайцев, 9 дунган и 1 казах) [30].

Если анализировать эти данные Государственной службы миграции КР, Государственной регистрационной службы КР, около 80 % рабочих квот в Кыргызстане получили китайцы, а меньше всего - граждане соседних стран [6]. Возникает вопрос: «Почему китайцы?». Причина в том, что правительство КР заключает с китайскими компаниями договоры о

строительстве дорог, ГЭС, реализации горнорудных и других крупных проектов. По данным Госкомитета по промышленности, энергетике и недропользованию значится примерно 2 500 лицензиатов. Примерно 70 имеют статус кыргызско-китайских совместных предприятий. Если взять только такие полезные ископаемые, как золото, уголь и нефть с газом, то среди лицензиатов более 20 компаний с китайскими названиями, занимающихся поиском, разведкой или добычей [10].

Также Китай стоит на втором месте после России по численности совместных предприятий в Кыргызстане - 18,5 % из существующих 3 107 совместных предприятий [33].

Теперь рассмотрим реализованные инвестиционные, социальные, производственные проекты с участием китайских предпринимателей по регионам республики.

Чуйская область. Нефтеперерабатывающий завод ОсОО «Чайна Петроль Компани "Джунда"» основан государственной Углехи-мической корпорацией китайской провинции Шэньси. Он расположен в восточной промышленной зоне города Кара-Балта. Общая занимаемая площадь - 350 га, в том числе производственные установки занимают 70 га: транс-портно-складской участок, производственный участок и жилой комплекс. В настоящее время на заводе трудятся около 600 местных жителей. Кроме них, на заводе работают 260 граждан КНР [4; 29; 31]. Производственная мощность завода по переработке сырой нефти составляет 800 тыс. т в год, а мощность по переработке мазута - 200 тыс. т в год. Ежегодно завод может производить около 460 тыс. т бензина (Аи-95, Аи-92, Аи-80), 380 тыс. т дизельного топлива и 74 тыс. т сжиженного газа различных видов [30]. Официальный повторный запуск предприятия состоялся 13 мая 2014 года. В 2011 г. инвестором было вложено в строительство завода 10,8 млрд сомов. За период с 2012 по 2017 гг. объем привлеченных инвестиций в основной капитал составил 42 475,5 млн сомов (из них в 2017 г. - 7 970,8 млн сомов, в 2015 г. составил 16 410,7 млн сомов) [8, с. 6].

В ноябре 2011 г. был открыт стекольный завод ОсОО «Diamond Glass» - совместное кыргызско-российско-китайское предприятие по производству стеклотары. Завод был по-

строен за счет частных капиталовложений (3,5 млн долл. США). Выпускается стеклянная тара емкостью от 100 мл до 3 литров. Ассортимент выпускаемой продукции - бутылки, банки, посуда для фармацевтической отрасли [26].

На территории Сокулукского района за 2015-2017 гг. с участием китайских предпринимателей были реализованы следующие проекты:

- в сентябре 2016 г. было начато строительство нового кафельного завода ОсОО «Тянь-Шань Керамик» с проектной мощностью 10 млн м2 кафельной плитки в год. Компания прошла перерегистрацию 24.01.2018 (по данным Минюста КР). Инвестиции на строительство завода были привлечены с Китайской Народной Республики на сумму 50 млн долл. США. Наиболее привлекательным и пригодным в качестве промышленной площадки для строительства завода являлся земельный участок площадью 18,76 га на территории Военно-Антоновского айыл окмоту Соку-лукского района Чуйской области. Завод состоит из двух линий по производству кафельной плитки. На первую линию было инвестировано финансов на сумму 30 млн, а на вторую линию - 20 млн долл. США. Суточная мощность первой линии составляет около 20 тыс. м2. Все сырье для производства кафельной плитки добывается в Кыргызстане [28];

- в 2018 г. осуществляется строительство цеха по производству ветеринарных препаратов в селе Кара-Сакал (Кызыл-Тууйский а/о) - ОсОО «Ветпром центр» стоимостью 60000,0 млн сом. Источник - инвестиции из КНР. На 01.05.2018 освоено 60,0 млн сомов. Ввод в эксплуатацию запланирован на июль 2018 г. [8, с. 7];

- ОсОО «ТДНЗ» является дочерней компанией ОАО «Синьцзянской международной деловой компании» (именуемой в дальнейшем «Головная компания»), находящейся в Кыргызской Республике в городе Токмок. «Головная компания» была создана в Синьцзяне, ее основной сферой деятельности являются торговля энергией, инвестиции в недвижимость. Чтобы улучшить энергетическую отрасль, управление делами президента КР заключило меморандум в сентябре 2009 г. с «Головной компанией». Утвердили создание в горо-

де Токмок нефтеперерабатывающего завода мощностью 400 000 т в год. Стоимость НПЗ -около 60 млн долларов. ОсОО «ТДНЗ» зарегистрирован и создан в августе 2012 года. Предприятие занимается переработкой нефти, энергии, торговлей и инвестиционными операциями. ОсОО «ТДНЗ» 6 ноября 2012 г. провел церемонию закладки, а проект официально был введен в строительство 9 апреля 2013 года. На данный момент он находится на финальной стадии строительства [27]. На 1 июля 2016 г. объем освоенных инвестиций составляет 40,0 млн долл. США [35]. По состоянию на 01.02.2018 на предприятии работают 127 человек, из них 93 чел. - граждане Кыргызской Республики, 34 чел. -граждане КНР.

На территории Кеминского района за 20152017 гг. с участием китайских предпринимателей были реализованы следующие проекты:

- ВЛ 500 кВ «Датка-Кемин» и подстанции 500 кВ «Кемин» - село Чолок Кызыл-Октябрьского айыльного аймака. Объем инвестиций - 389,7 млн долл. США. Ответственные исполнители: ОАО «ТВЕА», ОАО «НЭСК». Подстанция введена в эксплуатацию в 2015 г. [34];

- ОсОО «Алтынкен» - поселок Орлов-ка урочище Талды-Булак, Чым-Булак. Объем инвестиций - 248,0 млн долл. США. Ответственные исполнители ОАО «Кыргызалтын» -доля 40 % и КНР (горнорудная компания «Цзы Цзинь») - доля 60 %. Фабрика введена в эксплуатацию в 2015 г. [25]. Лицензионная площадка составляет 250 га. Запасы золота оцениваются в 80 тыс. т [37].

Итак, обзор инвестирований по Чуйской области показывает, что приоритетными направлениями сотрудничества являются энергетика, разработка нефтезолотодобывающих месторождений и производство стеклотары и ветеринарных препаратов.

Иссык-Кульская область. Реабилитация автодороги Балыкчи-Тамчы-Чолпон-Ата-Корумду. Контракт подписан с подрядчиком ОсОО «Циандоская корпорация дорог и мостов "Лонг Хай"» (04.11.2015). Общее выполнение работ на 15.04.18 составило сумму 2 701,5 млн сомов [17].

Орошение земель в айыльном аймаке «Кара-Ой» Иссык-Кульского района. Запла-

нировано освоение новых орошаемых земель на площади 330 га. Внешние источники финансирования - грант КНР в размере 50 млн сом. В настоящее время идут подготовительные работы для реализации проекта за счет гранта КНР [8, с. 8].

Реконструкция головного водозаборного сооружения и магистрального канала Ак-Олон Тонского района Иссык-Кульской области. Введено в эксплуатацию 516 га новых земель, также будет повышена водо-обеспеченность на площади 3 565 га. Проект, стоимость которого составляет около 500 млн сомов, предполагается завершить к 2021 г. [22].

Планируется разработка олово-вольфрамового месторождения Трудовое, Лесистое на месторождении «Сары-Жаз» китайской компанией ОсОО Централь Эйжа-Тин компани» (на основе лицензии № 1766 МЕ, выданной Государственным агентством по геологии и минеральным ресурсам КР от 12 декабря 2008 г.). Идут подготовительные работы: приобретен и установлен трансформатор мощностью 630 кВА и проведены водопроводные трубы на сумму 1 012,0 тыс. сомов [20].

Нарынская область. Кыргызско-китайское совместное предприятие по производству обуви ОсОО «Ренессанс» (субъект СЭЗ На-рын) создано в 2014 г. в селе Кочкор, Кочкор-ского района, Нарынской области китайскими инвесторами. Предприятие выпускает детскую обувь, женские сапоги, сапоги резиновые и спортивную обувь. Промышленный объем производства до 700 пар в сутки. На предприятии работают 108 чел.: из них 78 чел. - граждане КР, 30 чел. - граждане КНР. В 2016 г. объем выпущенной продукции составил 395 510,2 тыс. сомов, или 2 505 630 пар разной обуви. Произведенная продукция полностью экспортируется в Россию и Казахстан. Предприятие простаивает с 1-го квартала 2017 г. из-за внутренних разногласий между китайскими инвесторами. Ожидается смена собственника [8, с. 8-9].

В Кочкорском районе ведет деятельность совместное кыргызско-китайское предприятие ОсОО «Сан хе» по добыче строительного камня барит на участке «Тундук». Объем промышленного производства данного предприятия в стоимостном выражении за

2017 г. составил 85 560,0 тысяч сомов, или темп роста - 120,2 % [8, с. 9].

ОсОО «Цзинь Юань» - предприятие, занимающееся геолого-разведывательными работами участка Арсы Кочкорского района, где сосредоточены запасы золота и олова.

ОсОО «ZhongJiMmmg» - разработка золоторудного месторождения Бучук Нарынс-кого района [16].

ОсОО «Эгиз-Тор девелопинг» - разведка месторождения Колтор Нарынского района [16].

Реабилитация 272-365 км автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт Китайско-Кувейтская совместная компания «Компри-Сино хид-ро» на территории Нарынского района.

Реабилитация 367-539 км автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт на территории Атба-шинского района [9].

Ремонт 10 км внутренней автодороги Атбашы-Ак-Жар Атбашинского района.

Строительство моста протяженностью 224 м на 400 км автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт (территория Атбашинского района).

Строительство таможенного пункта на 532 км автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт (территория Атбашинского района) [8, с. 9].

Как мы видим, долгосрочные интересы Китая по отношению к Кыргызстану, который полностью окружен сушей, в вопросе транзита и транспорта могут существенно повлиять на будущее региона. Ведь мы уже упоминали о том, что западные и российские ученые расценивают заинтересованность Китая в имп-лементации ОПОП в КР и опасаются, что может быть применена «мягкая» сила по попытке завладения природными ресурсами. Это приводит к мысли, что каждый проект внутри ОПОП должен быть тщательно еще раз пересмотрен во избежание негативных последствий для экологии и др.

Баткенская и Джалал-Абадская области. Теперь рассмотрим реализованные бизнес-проекты и инвестиционные проекты КНР по южной части Кыргызской Республики по Баткенской и Джалал-Абадской областях:

- ОАО «Кадамжайский сурьмяной комбинат». В соответствии с заключенными «Меморандумом о сотрудничестве» и «Договором с ОсОО "Чжунтэн"», а также с получением следующих разрешительных доку-

ментов: согласия мэрии города Кадамжай, Кадамжайской райгосадминистрации, полномочного представителя Правительства Кыргызской Республики в Баткенской области и Распоряжения Правительства Кыргызской Республики за № 62-б от 6 марта 2017 г. на вторичную переработку продуктов металлургического производства, завершено строительство «мини-завода». В настоящее время проводятся пусконаладочные работы [9] ;

- месторождение Шамбесай Майданс-кого айыльного округа Кадамжайского района. Согласно требованиям Закона КР «О недрах» и Положения «О порядке лицензирования недропользования» ЗАО «Z-Explorer», как первооткрыватель месторождения, получило в декабре 2012 г. лицензию 3164 АЕ на право пользования недрами с целью разработки месторождения Шамбесай. В январе 2017 г. получено полное финансирование от китайской компании «Тианди Интернэшнл Майнинг Компани Лимитед» (Tiandi International Mining Co.Limited), владельцем которой является Guizhou Geological and Mineral Resources Development Company Limited, государственное предприятие КНР. «Тианди Интернэшнл Майнинг Компани Лимитед» приобрела 100 % акций в австралийской «Manas Holdings (Kyrgyz) PtyLtd», являющейся головной компанией ЗАО «Z-Explorer» [2]. За весь период деятельности компания инвестировала в геологические работы на территории Кыргызской Республики 2,2 млрд сомов, из них 340 млн сомов - налоги и неналоговые платежи в государственный и местный бюджеты (на декабрь 2017 г.) [8];

- в 2016 г. агентство по привлечению инвестиций и представитель городского управления китайского Паньцзиня подписали Меморандум о намерениях по реализации инвестиционных проектов по Джалал-Абадской области. В рамках этого документа агентству КР будет оказывать поддержку администрация города Паньцзинь в Китае. Крупнейшая китайская нефтеперерабатывающая компания Lan Motion обратилась к нам с рабочими планами по нефтедобыче рядом с городами Коч-кор-Ата, Майлуу-Суу в Джалал-Абадской области [3];

- ЗАО «Кичи-Чаарат» на месторождении Куру-Тегерек Чаткальского района Жалал-

Абадской области 2013 г. получили лицензии для проведения геологоразведочных работ на россыпное золото. В то же время «Кичи-Чаарат» на этих участках, выданных по лицензии, уже построила инфраструктуру - дамбу, фабрику, посты охраны и другие объекты. В разработку месторождения Куру-Тегерек уже инвестировано 10,5 млрд сомов, создано около 500 рабочих мест. После запуска обогатительной фабрики компания намерена и дальше увеличивать объем инвестиций и количество рабочих мест [15];

- 23 апреля 2018 г. состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Агентством по продвижению и защиты инвестиций КР и компанией China Energy Reserve and Chemicals Group на строительство цементного завода на $ 210 млн. Мощность завода по производству цемента планируется 1 000-1 300 тыс. т в год. Примерная численность работающих и служащих на заводе составит 320 человек. Основными потребителями цемента будут предприятия Кыргызской Республики и СНГ. Срок строительства проектируемого объекта ориентировочно установлен в 19 месяцев [13].

Как видим, Китай поступательно увеличивает свое присутствие в секторе полезных ископаемых. В Кыргызстане имеются значительные запасы золота, урана, меди, цинка, железа и других полезных ископаемых. По инициативе китайской стороны по регионам Кыргызстана проведены геологоразведочные работы для добычи золота и др., есть примерно 20 китайских компаний, занимающихся поиском, разведкой или добычей. В связи с этим по КР китайские компании активно реализуют свою инвестиционную деятельность особенно в стратегически важных отраслях экономики, таких как энергетика, горнодобывающая промышленность, строительство, транспорт и др.

Необходимо отметить, что для Кыргызстана основной страной-инвестором прямых иностранных инвестиций за последние 5 лет являлся Китай. Инвестиции из Китая в основном направлялись в предприятия обрабатывающих производств (из них 78,3 % - в производство нефтепродуктов, 19,6 % - в производство резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных про-

дуктов), а также в геологоразведку и добычу полезных ископаемых.

Некоторые российские и отечественные ученые критикуют проект ОПОП, обвиняя Китай в стремлении дальнейшего усиления влияния на Центральную Азию и Кыргызстан при помощи более эффективной экономики, использовании центральноазиатских природных и трудовых ресурсов в своих целях. По мнению многих экспертов, сотрудничество по-прежнему осуществляется на условиях «ресурсы в обмен на инвестиции» [32, с. 305] -так, реализация строительства транспортной магистрали, комуникаций и других объектов обошлась Кыргызстану месторождениями Куру-Тегерек (Чаткальского района, золото), Шамбесай (Кадамжайского района, золото), Бучук (Нарынского района, золото), Сандык (в Жумгальском и Кочкорском районах, алюминий) и др.

Эти факты говорят о китайском доминировании в регионе. Тем более, что транс-портно-логистическая инфраструктура ОПОП рассматривается важнейшим инструментом формирования «Большой Евразии» под эгидой КНР и РФ. В России также имеются аргументированные соображения насчет неизбежного возрастания ведущей роли Пекина в делах Евразии и всего мира. Как известно, китайская инициатива - это не только реализация глобального торгово-экономического проекта, ОПОП имеет известную степень иде-логизированности, что придает ему особое значение и не может не вызывать обеспокоенность в сопредельных странах, в частности и для нашей страны [23, с. 38].

Результаты. Присутствие Китая в Кыргызстане в рамках проекта ОПОП, конечно, полезно для экономики Кыргызстана, хотя и является неоднозначным, так как оно более всего благоприятствует тяжелой промышленности, которая находится в руках правительственных кланов. Малые и средние китайские предприятия - это редкость, так как цен-тральноазиатский, тем более кыргызский рынок, довольно ограниченный, а климат для инвестиций считается неблагоприятным. Благодаря торговле стали появляться частные предприятия, как китайские, и совместные кыргызско-китайско-российские предприятия. От такого бизнеса также в первую очередь

получают выгоду коррумпированные слои общества, работники таможни, милиции и др. К тому же китайский способ ведения бизнеса все чаще получает резкую критику со стороны Центральной Азии: китайские компании приезжают со своим оборудованием и материалами, обходя таким образом местные предприятия. Штат таких компаний составляют в основном работники из Китая, которые живут изолированно там же, где и работают, а те немногие местные работники, которым удается трудоустроиться на китайские предприятия, часто работают в нехороших условиях. Итак, содействует ли китайское присутствие развитию регионов Кыргызстана? Способствует ли ОПОП распространению новых технологий, обучению местных жителей и установлению отношений с принимающей страной? Похожие вопросы возникают в других регионах мира, и они остаются открытыми.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- на современном этапе сотрудничества Кыргызская Республика заняла свое место в региональной стратегии Китая, в строительстве дорог, ГЭС, реализации горнорудных и других крупных программ в рамках проекта ОПОП, увеличивая кредитное финансирование китайских инвесторов. Потенциальными сферами расширения китайского присутствия в Кыргызстане останутся транспорт и коммуникации, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика и т. д.;

- учитывая, что концептуальное обеспечение внешних и внутренних инициатив КНР является важным целевым направлением идеологической работы китайского руководства, реализация стратегии ОПОП представляет собой мощный «мягко силовой» ресурс страны. Особой чертой экономической дипломатии КНР стало широкое использование потенциала культурной общности Китая с окружающими его странами. Пекин нацелился на формирование нового типа региональной интеграции, подразумевающего создание азиатского сообщества на базе не только торговых, энергетических и инфраструктурных связей, но и сходства исторических и культурных факторов. Ключевой теоретической опорой такой интеграции служит целый ряд новых социокультурных и имиджевых концепций: «китай-

ская мечта», «азиатско-тихоокеанская мечта», «новый тип отношений между крупными державами», «сообщество общей судьбы», целью которых является укрепление доверия между Китаем и его азиатскими соседями;

- в Кыргызстане к китайской инициативе ОПОП относятся по-разному, очень много позитивных и негативных мнений. Во-первых, проект ОПОП воспринимается как конкурент ЕАЭС на пространстве Евразии. Во-вторых, миграционные потоки китайских граждан с каждым годом увеличиваются, «китайская демографическая угроза» растет, и этот вопрос волнует народ Кыргызстана. В-третьих, экологическая безопасность, безопасность жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды и др. В-четвертых, коррумпированность некоторых китайских компаний создает негативное мнение граждан. В-пятых, выделяется ряд рисков в реализации ОПОП в Кыргызстане, связанных с нестабильностью в регионах.

В заключение можно сказать, что в перспективе для развития собственной стратегии с Китаем важнейшим условием, конечно же, является равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Такое условие актуально для Кыргызстана, если он хочет на равных взаимодействовать с КНР, войдя в проект ОПОП. Но нельзя не согласиться и с тем, что активное экономическое проникновение китайской стороны на значительном пространственном протяжении несет в себе определенные угрозы и риски и, в частности, может привести к усилению влияния КНР на внутреннюю и внешнюю политику Кыргызстана. В условиях, когда Кыргызстан продолжает испытывать серьезные экономические трудности: безработица, внутренняя и внешняя миграция, еще более массовое вовлечение китайских граждан в кыргызский бизнес, распределение большого количества трудовых квот для китайских граждан - все это может иметь негативные последствия. Причем не только с точки зрения невыгодной конкуренции для граждан Кыргызстана, но и вероятности потери контроля над отдельными регионами, где возможно компактное проживание выходцев из КНР. В связи с этим возникает демографическая угроза сохранению территориальной целостности и суверенитета страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Великий Шелковый путь: перспективы и проблемы, или Проект, сулящий новые шансы. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// slovo.kg/=72207 (дата обращения: 25.11.2015). - Загл. с экрана.

2. В Госкомитете недропользования обсудили вопрос конфликтного проекта «Шамбесай». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// knews.kg/2017/03/14/v-goskomitete-nedropolzovaniya-obsudili-vopros-konfliktnogo-proekta-shambesaj (дата обращения: 14.03.2017). - Загл. с экрана.

3. В Джалал-Абаде будет запущен нефтеперерабатывающий завод. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.gezitter.org/economics/ 56080_v_djalal-abade_budet_zapuschen_ neftepererabatyivayuschiy_zavod_ (дата обращения: 15.12.2016). - Загл. с экрана.

4. В ходе государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Кыргызстан подписан ряд двусторонних документов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.president.kg/ru/ sobytiya/novosti/1400_v_hode (дата обращения: 11.09.2013). - Загл. с экрана.

5. Глянц, М. Китайская инициатива «Один пояс - один путь»: что может сделать «бренд» / М. Глянц // Проблемы постсоветского пространства / Post-Soviet Issues. - 2017. - № 4 (1). - С. 819. - DOI: 10.24975/2313-8920-2017-4-1-8-19.

6. Сколько все-таки в Кыргызской Республике китайцев и чем они занимаются? Данные госорганов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://ru.sputnik.kg/society/20180405/1038522494/ china-kyrgyzstan-migraciya-rabota.html (дата обращения: 05.04.2018). - Загл. с экрана.

7. Датка-Кемин - проект века. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://slovo.kg/?p= 48211 (дата обращения: 11.12.2015). - Загл. с экрана.

8. Информационная справка Агентства по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики (Министерство экономики КР). Сотрудничество Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики. - Бишкек, 2018. - 17 с.

9. Информация об итогах социально-экономического развития Кыргызской Республики за 2016 г. (на основе предварительных данных НСК КР). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// mineconom.kg/_2016_fin.pdf (дата обращения: 05.04.2018). - Загл. с экрана.

10. Каждый кыргызстанец должен Китаю $ 276. В стране растет недовольство к инвесторам из КНР. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// kaktus.media/doc/375262_kajdyy_kyrgyzstanec_doljen_ kitau_276._v_strane_rastet_nedovolstvo_k_investoram_ iz_knr.html (дата обращения: 10.10.2018). - Загл. с экрана.

11. Китай поддерживает укрепление суверенитета Кыргызстана - Ли Кэцян. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://ru.sputnik.kg/ politics/20161102/1030087802/kyrgyzstan-i-kitaj-realizovyvayut-dogovorennosti.html (дата обращения: 02.11.2016). - Загл. с экрана.

12. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи (аналитический доклад). - М. : Научный эксперт, 2016. - 130 с.

13. Китайская компания построит в Джалал-Абадской области цементный завод. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://knews.kg/ 2018/04/24/kitaj skaya-kompaniya-postroit-v-dzhalal-abadskoj-oblasti-tsementnyj-zavod (дата обращения: 24.04.2018). - Загл. с экрана.

14. Китайский пояс для Кыргызстана: экономика - «за»! - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.region.kg/index.php?option=com_ content&view=article&id=2262:-lr&catid=6: ekonomika&Itemid=11(дата обращения: 27.02.2017). -Загл. с экрана.

15. Кичи-Чаарат: скандал на месторождении в Чаткале. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://rus.azattyk.org/a7kyrgyzstan_corruption _chatkal_mining/29139486.html (дата обращения: 02.04. 2018). - Загл. с экрана.

16. Комиссия Госгеологии продлила лицензию ZhongJiMining company на разведку золота на Бу-чукской площади Компания «Эгиз-Тор Девело-пинг» за 8,3 млн сомов выиграла аукцион по лицензии на разведку золота в Нарынском районе. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// www.tazabek.kg/news:384983/?from=tazabek&place= find (дата обращения: 15.04. 2015). - Загл. с экрана.

17. Контракт подписан с подрядчиком «Лонг Хай». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://24.kg/ekonomika/49986_kontrakt_slong_hay_ stroyaschey_balyikchi_korumdu_rastorgat_ neplaniruyut (дата обращения: 20.04.2017). - Загл. с экрана.

18. Лузянин, С. Г. Россия - Китай: формирование обновленнного мира / С. Г. Лузянин ; отв. ред. В.С. Мясников. - М. : Весь Мир, 2018. - 328 с.

19. Лузянин, С. Г. Поглощение, сопряжение или конфликт? ШОС, китайский проект «Шелкового Пути и ЕАЭС: варианты взаимодействия в Евразии / С. Г. Лузянин. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/images/stories/ 2018/report_2018_luzyanin_s_g.pdf (дата обращения: 02.04.2018). - Загл. с экрана.

20. Месторождение олова и вольфрама в Ак-суйском районе будет разрабатывать китайская компания. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://old.kabar.kg/economics/full/37494 (дата обращения: 06.05.2015). - Загл. с экрана.

21. Министр экономики КР подписал два документа в Китае. - Электрон. текстовые дан. - Ре-

жим доступа: https://vesti.kg/zxc/item/46042-ministr-ekonomiki-kr-podpisal-dva-dokumenta-v-kitae.html (дата обращения: 15.05.2017). - Загл. с экрана.

22. На Иссык-Куле дан старт реконструкции ирригационной системы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://knews.kg/2018/05/ 04/na-issyk-kule-dan-start-rekonstruktsii-irrigatsionnoj-sistemy (дата обращения: 04.05.2018). - Загл. с экрана.

23. Небренчин, А. С. КНР - сверхдержава XXI века: российско-китайские перспективы / А. С. Не-бренчин, С. М. Небренчин. - М. : Центр стратегических оценок и прогнозов, 2017. - 116 с.

24. Один пояс - один путь: ведущая стратегия внутренней и внешней политики Китая. - М. : РИСИ, 2016. - 430 с.

25. ОсОО «Алтынкен». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://who.ca-news.org/ company:79 (дата обращения: 13.08.2018). - Загл. с экрана.

26. ОсОО «ДаймондГласс»совместное кыргызско-китайское предприятие по производству упаковки из стекла. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.afve.org/member/section102/ diamond-glass (дата обращения: 11.09.2018). - Загл. с экрана.

27. ОсОО «ТДНЗ». - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://who.ca-news.org/company:561/ ?from=portal (дата обращения: 02.09.2018). - Загл. с экрана.

28. ОсОО «Тянь-Шань Керамик». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://who.ca-news.org/company:438/?from=portal (дата обращения: 20.08.2018). - Загл. с экрана.

29. ОсОО «ЧайнаПетроль Компани "Джун-да"». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://who.ca-news.org/company75 (дата обращения: 31.08.2018). - Загл. с экрана.

30. Официальная информация ГРС КР: в 2018 году в Кыргызстан прибыло более 3 5 тыс. граждан Китая. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http s: //knews. kg/2018/12/18/ofitsialnaya-informatsiya-v-2018-godu-v-kyrgyzstan-pribylo-bolee-35-tys-grazhdan-kitaya (дата обращения: 12.18.2018). - Загл. с экрана.

31. Руководство заводов «Джунда» игнорирует жалобы карабалтинцев. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://24.kg/obschestvo/ 96302_rukovodstvo_zavoda_djunda_ignoriruet_jalobyi_ karabaltintsev (дата обращения: 18.09.2018). - Загл. с экрана.

32. Савкович, Е. В. Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии (19922012 гг.) / Е. В. Савкович ; под ред. В. П. Зиновьева. - Томск : Томский государственный университет, 2012. - 336 с.

33. Совместный бизнес КР и КНР: Владельцы кыргызско-китайских предприятий, в том числе экс-депутаты, экс-министр и нынешний депутат ЖК. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.tazabek.kg/news:1483103 (дата обращения: 17.12.2018). - Загл. с экрана.

34. Строительство ЛЭП 500 «Датка-Кемин» Кыргызстану обошлось дорого. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://vesti.kg/zxc/ item/50658-stroitelstvo-lep-500-datka-kemin-kyrgyzstanu-oboshlos-dorogo.html (дата обращения: 26.08.2015). - Загл. с экрана.

35. Токмокский нефтеперерабатывающий завод. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://meria.tokmokcity.kg/osoo-tokmokskij-delovoj-neftepererabatyvayushhij-zavod (дата обращения: 30.09.2018). - Загл. с экрана.

36. Три министерства и комиссии, уполномоченные Государственным советом, совместно издали концепцию и меры по продвижению «Один пояс, один путь». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.gov.cn (дата обращения: 28.03.2015). -Загл. с экрана.

37. Чынь Жиянь Ху. Китайцы начнут разрабатывать кыргызское золотое месторождение с 2014 года, какими будут последствия? / Чынь Жиянь Ху. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.sayasat.kg/economics/20316 (дата обращения: 25.09.2012). - Загл. с экрана.

38. Хуашэн, Ч. Китай. Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества / Ч. Хуашэн. -М. : Московский центр Карнеги, 2005. - 63 с.

39. Цин, Ю. Один пояс - один путь : комментарии / Ю. Цин, Г. Чжоу, В. Ло ; пер. с кит. Л. К. Стан-ченко. - М. : Шанс, 2017. - 279 с.

REFERENCES

1. Velikiy Shelkovyy put: perspektivy i problemy, ili Proekt, sulyashchiy novye shansy [The Great Silk Road: Prospects and Problems, or a Project that Promises New Chances]. URL: http://slovo.kg/ ?p=72207 (accessed 25 November 2015).

2. V Goskomitete nedropolzovaniya obsudili vopros konfliktnogo proekta «Shambesai» [The State Committee for Subsoil Use Discussed the Issue of the Shambesai Conflict Project]. URL: https://knews.kg/2017/ 03/14/v-goskomitete-nedropolzovaniya-obsudili-vopros-konfliktnogo-proekta-shambesaj (accessed 3 March 2017).

3. V Dzhalal-Abade budet zapushchen neftepererabatyvajushchiy zavod [An Oil Refinery Will be Launched in Jalal-Abad]. URL: https://www. gezitter.org/economics/56080_v_djalal-abade_budet_ zapuschen_neftepererabatyivayuschiy_zavod_ (accessed 15 December 2016).

4. V khode gosudarstvennogo vizita Predsedatelya KNR Si Tszinpina v Kyrgyzstan podpisan ryad dvustoronnikh dokumentov [During the State Visit of President Xi Jinping to Kyrgyzstan, a Number of Bilateral Documents Were Signed]. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/novosti/1400_ v_hode (accessed 11 September 2013).

5. Glyants M. Kitayskaya initsiativa «Odin poyas - odin put»: chto mozhet sdelat «brend» [China's One Belt, One Way Initiative: What a "Brand" Can Do]. Problemy postsovetskogo prostranstva / Post-Soviet Issues, 2017, no. 4 (1), pp. 12. DOI: 10.24975/2313-89202017-4-1-8-19.

6. Skolko vse-taki v Kyrgyzskoy Respublike kitaytsev i chem oni zanimayutsya? [How Many Chinese Are There in the Kyrgyz Republic, and What Do They Do?]. URL: https://ru.sputnik.kg/society/ 20180405/1038522494/china-kyrgyzstan-migraciya-rabota.html (accessed 5 April 2018).

7. Datka-Kemin - proekt veka [Datka-Kemin -the Project of the Century].URL: http://slovo.kg/?p= 48211 (accessed 11December 2015).

8. Informatsionnaya spravka Agentstva po prodvizheniyu i zashchite investitsiy Kyrgyzskoy Respubliki (Ministerstvo Ekonomiki KR). Sotrudnichestvo Kyrgyzskoy Respubliki i Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Information Note of the Agency for the Promotion and Protection of Investments of the Kyrgyz Republic (Ministry of Economy of the Kyrgyz Republic). Cooperation of the Kyrgyz Republic and the People's Republic of China]. Bishkek, 2018. 17 p.

9. Informatsiya ob itogakh sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Kyrgyzskoy Respubliki za 2016 god (na osnove predvaritelnykh dannykh HSK KR) [Information on the Results of the SocioEconomic Development of the Kyrgyz Republic for 2016 (Based on Preliminary Data from the NSC of the Kyrgyz Republic)]. URL: http://mineconom.kg/ _2016_fin.pdf (accessed 5 April 2018).

10. Kazhdyy kyrgyzstanets dolzhen Kitayu $ 276. Vstrane rastet nedovolstvo k investoram iz KNR [Every Kyrgyz Citizen Owes China $ 276. The Country is Growing Dissatisfaction with Investors from China]. URL: https://kaktus.media/doc 375262_kajdyy_kyrgyz stanec_doljen_kitau_276._v_strane_rastet_nedovolstvo_k_i nvestoram_iz_knr.html (accessed 10 October 2018).

11. Kitaypodderzhivaet ukreplenie suvereniteta Kyrgyzstana - Li Kyetsyan [China Supports the Strengthening of the Sovereignty of Kyrgyzstan - Li Keqiang]. URL: https://ru.sputnik.kg/politics/ 20161102/1030087802/kyrgyzstan-i-kitaj-realizovyvayut-dogovorennosti.html (accessed 2 November 2016).

12. Kitayskiy globalnyy proekt dlya Evrazii: postanovka zadachi (analiticheskiy doklad) [Chinese Global Project for Eurasia: Statement of the

Problem (Analytical Report)]. Moscow, Nauchnyy ekspert, 2016. 130 p.

13. Kitayskaya kompaniya postroit v Zhalal-Abadskoy oblasti tsementnyy zavod [A Chinese Company Will Build a Cement Plant in Jalal-Abad Oblast]. URL: https://knews.kg/2018/04/24/kitajskaya-kompaniya-postroit-v-dzhalal-abadskoj-oblasti-tsementnyj-zavod (accessed 24 April 2018).

14. Kitayskiy poyas dlya Kyrgyzstana: ekonomika - «za»! [The Chinese Belt for Kyrgyzstan: The Economy is for!]. URL: http://www.region.kg/ index.php?option=com_content&view=article&id= 2262:lr&catid=6:ekonomika&Itemid=11 (accessed 27 February 2017).

15. Kichi-Chaarat: skandal na mestorozhdenii v Chatkale [Kichi-Chaarat: Scandal at the Chatkal Field]. URL: https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_ corruption_chatkal_mining/29139486. html (accessed 2 April 2018).

16. Komissiya Gosgeologii prodlila litsenziyu ZhongJiMiningcompany na razvedku zolota na Buchukskoy ploshchadi Kompaniya «Egiz-Tor Developing» za 8,3 mln somov vyigrala auktsion po litsenzii na razvedku zolota v Narynskom rayone [The Gosgeology Commission Extended the ZhongJiMiningcompany Gold Exploration License in Buchuk Square. The Company Egiz-Tor Development Won an Auction for Gold Exploration License in Naryn District for 8.3 Million Soms]. URL: https://www. tazabek.kg/news:384983/?from=tazabek&place=find (accessed 15 February 2015).

17. Kontrakt podpisan s podryadchikom «Long Hay» [The Contract is Signed with Long Long Contractor]. URL: https://24.kg/ekonomika49986_kont rakt_slong_hay _stroyaschey_balyikchi_korumdu_ rastorgat_neplaniruyut (accessed 20 February 2017).

18. Luzjanin S.G. Rossiya- Kitay: formirovanie obnovlennogo mira [Russia -China: The Formation of an Updated World]. Moscow, Ves Mir, 2018. 328 p.

19. Luzyanin S.G. Pogloshchenie, sopryazhenie ili konflikt? SHOS, kitayskiy proekt «Shelkovogo Puti i EAES: varianty vzaimodeystviya v Evrazii» [Takeover, Pairing or Conflict? SCO, Chinese Project "Silk Road and the EAEU: Options for Cooperation in Eurasia"]. URL: http://www. ifes-ras. ru/images/stories/2018/ report_2018_luzyanin_s_g.pdf (accessed 2 April 2018).

20. Mestorozhdenie olova i volframa v Aksuyskom rayone budet razrabatyvat kitayskaya kompaniya [Tin and Tungsten Deposit in Aksuysky District Will Be Developed by a Chinese Company]. URL: http: //old. kabar. kg/rus/economics/full/37494 (accessed 6 May 2015).

21. Ministr ekonomiki KR podpisal dva dokumenta v Kitae [The Minister of Economy of the Kyrgyz Republic Signed Two Documents in China]. URL: https://vesti.kg/zxc/item/46042 (accessed 15 May 2017).

22. Na Issyk-Kule dan start rekonstruktsii irrigatsionnoy sistemy [On Issyk-Kul, the Start of the Reconstruction of the Irrigation System]. URL: https://knews.kg/2018/05/04/na-issyk-kule-dan-start-rekonstruktsii-irrigatsionnoj -sistemy (accessed 4 May 2018).

23. Nebrenchin A.S., Nebrenchin S.M. KNR -sverkhderzhava XXI veka: rossiysko-kitayskie perspektivy [China - a Superpower of the 21st Century: Russian-Chinese Prospects]. Moscow, Tsentr strategicheskikh otsenok i prognozov, 2017. 116 p.

24. Odin poyas - odin put vedushchaya strategiya vnutrenney i vneshney politiki Kitaya [One Belt - One Way Leading Strategy of Domestic and Foreign Policy of China]. Moscow, 2016. 430 p.

25. OsOO «Altynken» [LLC "Altynken"]. URL: https://who.ca-news.org/company:79 (accessed 13 August 2018).

26. OsOO «DaymondGlass» sovmestnoye kyrgyzsko-kitayskoe predpriyatie po proizvodstvu upakovki iz stekla ["DiamondGlass" LLC A Kyrgyz-Chinese Joint Venture for the Production of Glass Packaging]. URL: http://www.afve.org/member/ section102/diamond-glass (accessed 11 September 2018).

27. OsOO «TDNZ» [LLC "TDNZ"]. URL: https:// who.ca-news.org/company:561/?from=portal (accessed 2 September 2018).

28. OsOO «Tyan-Shan» Keramik [LLC "Tien Shan" Ceramics]. URL: https://who.ca-news.org/ company:438/?from=portal (accessed 20 August 2018).

29. OsOO Chayna Petrol Kompani «Dzhunda» [LLC ChinaPetrol Company "Junda"]. URL: https:// who.ca-news.org/company75 (accessed 31 August 2018).

30. Ofitsialnaya informatsiya GRS KR: v 2018 godu v Kyrgyzstan pribylo bolee 35 tys. grazhdan Kitaya [Official Information of the GRS KR: In 2018, Over 35 Thousand Chinese Citizens Arrived in Kyrgyzstan]. URL: https://knews.kg/2018/12/18/ ofitsialnaya-informatsiya-v-2018-godu-v-kyrgyzstan-pribylo-bolee-35-tys-grazhdan-kitaya (accessed 18 December 2018).

31. Rukovodstvo zavodov «Dzhunda» ignoriruet zhaloby karabaltintsev [The Management of the "Dzhunda" Factories Ignores the Complaints of the Kara-Balta People]. URL: https://24.kg/ obschestvo/96302_rukovodstvo_zavoda_djun da_ignoriruet_jalobyi_karabaltintsev (accessed 18 September 2018).

32. Savkovich E.V. Ekonomicheskaya politika Kitaya v postsovetskoy Tsentralnoy Azii (19922012 gg.) [China's Economic Policy in Post-Soviet Central Asia (1992-2012)]. Tomsk, Tomskiy gosudarstvennyy universitet, 2012. 336 p.

33. Sovmestnyy biznes KR i KNR: Vladeltsy kyrgyzsko-kitayskikh predpriyatiy, v tom chisle eks-deputaty, eks-ministr i nyneshniy deputat ZhK [Joint

Business of the Kyrgyz Republic and the PRC: Owners of Kyrgyz-Chinese Enterprises, Including Ex-Deputies, Ex-Minister and Current Deputy of the ZhK]. URL: http://www.tazabek.kg/news: 1483103 (accessed 17 December 2018).

34. Stroitelstvo LEP 500 «Datka-Kemin» Kyrgyzstanu oboshlos dorogo [Construction of Power Lines 500 "Datka-Kemin" Cost Kyrgyzstan a Lot]. URL: https://vesti.kg/zxc/item/50658;https:// ru.sputnik.kg/economy/20150826/1017714321.html (accessed 26 August 2015).

35. Tokmokskiy neftepererabatyvayushchiy zavod [Tokmok Refinery]. URL http://meria. tokmokcity.kg/osoo-tokmokskij -delovoj-neftepererabatyvayushhij-zavod (accessed 30 September 2018).

36. Tri ministerstva i komissii, upolnomochennye Gosudarstvennym sovetom, sovmestno izdali kontseptsiyu i mery po prodvizheniyu «Odin poyas,

odin put» [Three Ministries and Commissions Authorized by the State Council Jointly Issued the Concept and Promotion Measures "One belt, One way"]. URL: www.gov.cn (accessed 28 March 2015).

37. Chyn Zhiyan Khu. Kitaytsy nachnut razrabatyvat kyrgyzskoe zolotoe mestorozhdenie s 2014goda, kakimi budutposledstviya? [The Chinese Will Begin to Develop the Kyrgyz Gold Deposit in 2014, What Will Be the Consequences?]. URL: http://www. sayasat.kg/economics/20316 (accessed 25 September 2012).

38. Chzhao Khuashen. Kitay, TsentralnayaAziya i Shankhayskaya organizatsiya sotrudnichestva [Central Asia and the Shanghai Cooperation Organization]. Moscow, Moskovskiy tsentr Karnegi, 2005. 63 p.

39. Tsin Yuytsay, Chzhou Gupin, Lo Veydun. Odin poyas i odin put: kommentarii [One Belt, One Way: Comments]. Moscow, Shans, 2017. 279 p.

Information about the Author

Jamyikat O. Omurova, Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Regional and Kyrgyz Studies Department, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Frunze St., 547, 720033 Bishkek, Kyrgyzstan, Jamyikat2012@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7104-3708

Информация об авторе

Жамыйкат Орозбековна Омурова, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионове-дения и кыргызоведения факультета истории и регионоведения, Кыргызский Национальный университет им. Ж. Баласагына, ул. Фрунзе, 547, 720033 г. Бишкек, Кыргызстан, Jamyikat2012@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7104-3708

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.