Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАРТИЙНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И КИТАЕМ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАРТИЙНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И КИТАЕМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
343
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" / "НУРЛЫ ЖОЛ" / КАЗАХСТАН / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ван Лулу

В статье раскрываются вопросы многопланового сотрудничества и развития Китая и Казахстана в рамках совместного строительства «Один пояс - один путь» и экономической политики Казахстана «Нурлы жол» («Светлый путь»).Цель. Выдвинуть предложения по содействию развитию казахстанско-китайской торговли на основе исследования текущей ситуации развития китайско-казахстанских отношений и отношений сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь» и анализа ограничительных факторов.Задачи. Рассмотреть ключевые идеи, лежащие в основе двух планов, определить основные масштабы и направления сотрудничества, проанализировать перспективы реализации проекта международного сотрудничества и достигнутые на данный момент достижения.Методология. Для сопоставления практики «Экономического пояса Шелкового пути» и плана «Нурлы жол» был применен метод сравнительного анализа для выявления существующих преимуществ и недостатков развития. Также в статье использовался метод библиографического анализа данных, чтобы путем поиска и изучения научных материалов и работ отечественных и зарубежных ученых углубить понимание влияния и особенностей инициативы «Один пояс - один путь» на Казахстан.Результаты. На основе конкретных достижений сотрудничества были выдвинуты конструктивные предложения по дальнейшему развитию китайско-казахстанского сотрудничества. В целях беспрепятственного продвижения сотрудничества между строительством «Экономического пояса Шелкового пути» и «Светлого пути» необходимо дальнейшее совершенствование единых процедур и механизмов стыковки, полное использование коммуникационных возможностей ШОС для содействия экономическому сотрудничеству.Выводы. «Один пояс - один путь» и «Нурлы жол» достигли значительной взаимодополняемости. Сотрудничество между ними удовлетворило потребности развития Казахстана и Китая. Но безопасность сотрудничества требует серьезного внимания. Китай, Казахстан и даже страны Центральной Азии должны углублять взаимодействие в нетрадиционных областях безопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества и поддерживать связь между ШОС и другими региональными механизмами безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PARTY COOPERATION BETWEEN KAZAKHSTAN AND CHINA

The article reveals the issues of multifaceted cooperation and development of China and Kazakhstan in the framework of the joint construction of “One Belt, One Road” and the economic policy of Kazakhstan “Nurly Zhol” (“Bright Road”).Aim. Put forward proposals to promote the development of Kazakh-Chinese trade based on a study of the current situation in the development of Kazakh-Chinese relations and cooperation relations within the framework of the “One Belt, One Road” and an analysis of limiting factors.Tasks. Consider the key ideas underlying the two plans, identify the main scope and areas of cooperation, analyze the prospects for the implementation of the international cooperation project and the achievements achieved so far.Methods. To compare the practices of the Silk Road Economic Belt and the Nurly Zhol Plan, a comparative analysis method was adopted to identify the existing advantages and disadvantages of development. The method of bibliographic data analysis was also used in the article. By searching and studying scientific materials and works of domestic and foreign scientists, deepen the understanding of the impact and features of the One Belt, One Road initiative on Kazakhstan.Results. On the basis of specific achievements of cooperation, constructive proposals were put forward for the further development of Chinese-Kazakh cooperation. In order to smoothly promote cooperation between the construction of the Silk Road Economic Belt and the Bright Road, it is necessary to further improve common procedures and docking mechanisms, to fully use the communication capabilities of the SCO to promote economic cooperation.Conclusion. One Belt One Road and Nurly Zhol have achieved strong complementarity. The cooperation between them has satisfied the development needs of Kazakhstan and China. But the security of cooperation requires serious attention. China, Kazakhstan, and even the countries of Central Asia should jointly raise security awareness and deepen cooperation in non-traditional security areas within the framework of the Shanghai Cooperation Organization and deepen the connection between the SCO and other regional security mechanisms.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАРТИЙНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И КИТАЕМ»

DOI 10.22394/2073-2929-2022-03-137-144

Некоторые аспекты партийного сотрудничества между Казахстаном и Китаем

Ван Лулу

Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан; Китай e-mail: 1933712797@qq.com

РЕФЕРАТ

В статье раскрываются вопросы многопланового сотрудничества и развития Китая и Казахстана в рамках совместного строительства «Один пояс — один путь» и экономической политики Казахстана «Нурлы жол» («Светлый путь»).

Цель. Выдвинуть предложения по содействию развитию казахстанско-китайской торговли на основе исследования текущей ситуации развития китайско-казахстанских отношений и отношений сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс — один путь» и анализа ограничительных факторов. Задачи. Рассмотреть ключевые идеи, лежащие в основе двух планов, определить основные масштабы и направления сотрудничества, проанализировать перспективы реализации проекта международного сотрудничества и достигнутые на данный момент достижения. Методология. Для сопоставления практики «Экономического пояса Шелкового пути» и плана «Нурлы жол» был применен метод сравнительного анализа для выявления существующих преимуществ и недостатков развития. Также в статье использовался метод библиографического анализа данных, чтобы путем поиска и изучения научных материалов и работ отечественных и зарубежных ученых углубить понимание влияния и особенностей инициативы «Один пояс — один путь» на Казахстан.

Результаты. На основе конкретных достижений сотрудничества были выдвинуты конструктивные предложения по дальнейшему развитию китайско-казахстанского сотрудничества. В целях беспрепятственного продвижения сотрудничества между строительством «Экономического пояса Шелкового пути» и «Светлого пути» необходимо дальнейшее совершенствование единых процедур и механизмов стыковки, полное использование коммуникационных возможностей ШОС для содействия экономическому сотрудничеству.

Выводы. «Один пояс — один путь» и «Нурлы жол» достигли значительной взаимодополняемости. Сотрудничество между ними удовлетворило потребности развития Казахстана и Китая. Но безопасность сотрудничества требует серьезного внимания. Китай, Казахстан и даже страны Центральной Азии должны углублять взаимодействие в нетрадиционных областях безопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества и поддерживать связь между ШОС и другими региональными механизмами безопасности.

Ключевые слова: партийное сотрудничество, «Один пояс — один путь», «Нурлы жол», Казахстан, Китай

Для цитирования: Ван Лулу. Некоторые аспекты партийного сотрудничества между Казахстаном и Китаем // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 3. С. 137-144.

Some Aspects of Party Cooperation between Kazakhstan and China Wang Lulu

L. N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Kazakhstan; China e-mail: 1933712797@qq.com

ABSTRACT

The article reveals the issues of multifaceted cooperation and development of China and Kazakhstan in the framework of the joint construction of "One Belt, One Road" and the economic policy of Kazakhstan "Nurly Zhol" ("Bright Road").

Aim. Put forward proposals to promote the development of Kazakh-Chinese trade based on a study of the current situation in the development of Kazakh-Chinese relations and cooperation relations within the framework of the "One Belt, One Road" and an analysis of limiting factors. Tasks. Consider the key ideas underlying the two plans, identify the main scope and areas of cooperation, analyze the prospects for the implementation of the international cooperation project and the achievements achieved so far.

Methods. To compare the practices of the Silk Road Economic Belt and the Nurly Zhol Plan, a comparative analysis method was adopted to identify the existing advantages and disadvantages of development. The method of bibliographic data analysis was also used in the article. By searching and studying scientific materials and works of domestic and foreign scientists, deepen the understanding of the impact and features of the One Belt, One Road initiative on Kazakhstan.

Results. On the basis of specific achievements of cooperation, constructive proposals were put forward for the further development of Chinese-Kazakh cooperation. In order to smoothly promote cooperation between the construction of the Silk Road Economic Belt and the Bright Road, it is necessary to further improve common procedures and docking mechanisms, to fully use the communication capabilities of the SCO to promote economic cooperation.

Conclusion. One Belt One Road and Nurly Zhol have achieved strong complementarity. The cooperation between them has satisfied the development needs of Kazakhstan and China. But the security of cooperation requires serious attention. China, Kazakhstan, and even the countries of Central Asia should jointly raise security awareness and deepen cooperation in non-traditional security areas within the framework of the Shanghai Cooperation Organization and deepen the connection between the SCO and other regional security mechanisms.

Keywords: Party cooperation, One Belt, One Road, Nurly Zhol, Kazakhstan, China

For citing: Wang Lulu. Some Aspects of Party Cooperation between Kazakhstan and China // Eurasian

integration: economic, law, politics. 2022. Vol. 16. No. 3. P. 137-144.

Введение

Под влиянием экономической глобализации и международного финансового кризиса проблемы, стоящие перед развитием всех стран, по-прежнему серьезны. В поисках нового пути современного экономического развития в сентябре 2013 г. во время своего первого государственного визита в Казахстан Председатель КНР Си Цзиньпин в Назарбаев Университете впервые выдвинул стратегическую инициативу совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути»1 с целью углубления экономических связей и взаимного сотрудничества между странами Евразии с помощью инновационных моделей сотрудничества. В октябре того же года на Конгрессе Индонезии лидер Китая выдвинул инициативу совместного строительства «Морского шелкового пути XXI века»2 для укрепления морского сотрудничества. В контексте этой эпохи предложение «Один пояс — один путь» (ОПОП или «Пояс и путь») является крупным нововведением в дипломатическом мышлении Китая. Инициатива «Один пояс — один путь» является не организацией или механизмом, а идеей развития и предложением для сотрудничества между странами. Можно сказать, что это взаимовыгодный путь сотрудничества, способствующий общему развитию и достижению общего процвета-

1 «Один пояс — один путь» — путь взаимовыгодного развития и совместного процветания Китая и Казахстана (7 сентября 2018 г.) [Электронный ресурс] // Международное информационное агентство «Казинформ». URL: https://www.inform.kz/ru/odin-poyas-odin-put-put-vzaimovygodnogo-razvitiya-i-sovmestnogo-procvetaniya-kitaya-i-kazahstana_a3381924 (дата обращения: 25.08.2022).

2 Объедините усилия, чтобы построить сообщество Китая и АСЕАН с общим будущим (4 октября 2013 г.) [Электронный ресурс] // People.com. URL: http://politics.people.com.cn/n/2013/1004/c1024-23102653.html (дата обращения: 20.04.2022).

ния. Цель строительства «Пояса и пути» состоит в том, чтобы построить мост, соединяющий Европу и Азию, и способствовать развитию стран вдоль маршрута и развитию международного сотрудничества [5]. В строительстве «Пояса и пути» участвуют более 60 стран и регионов вдоль маршрута с общей численностью населения около 4,4 млрд чел. и экономическим совокупным объемом около 21 трлн долл. США. Казахстан, как дружественный сосед и первая остановка из Китая в страны Запада, является неотъемлемой частью строительства Шелкового пути. В последние годы Казахстан стал экономической державой в Центральной Азии благодаря своей быстро развивающейся нефтяной экономике и потенциалу экономического развития. В то же время Казахстан расширил свое политическое влияние в Центральной Азии через такие платформы, как Всемирная межрелигиозная конференция, СВМДА и Шанхайская организация сотрудничества. Казахстанские официальные лица дали «полное одобрение» инициативе «Экономический пояс Шелкового пути» и возложили большие надежды на сотрудничество в сфере транспорта. В этом контексте первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил экономическую политику «Нурлы жол» («Светлый путь») для эффективного решения вопросов внутреннего экономического развития. Казахстан надеется превратить свой географический недостаток в геоэкономическое преимущество, избавиться от зависимости от экспорта энергоносителей и найти новый путь экономического роста за счет развития международной транс-портно-логистической экономики. Цели и политика «Светлого пути» и «Пояса и пути» весьма совместимы, и лидеры двух стран активно продвигают сотрудничество между «Один пояс — один путь» и «Светлый путь».

Обсуждение

С момента обретения независимости Казахстан всегда поддерживал дружеские отношения с Китаем. В условиях все более тесного обмена страны активно строят двусторонние стратегические партнерские отношения. После установления дипломатических отношений Китай и Казахстан постепенно начали приграничную торговлю и в то же время постепенно достигли договоренностей по науке и технологиям, экономике, гуманитарным наукам и культуре. Кроме того, из-за присутствия многих трансграничных этнических групп на границе между Китаем и Казахстаном активно решались некоторые исторические вопросы в процессе сотрудничества. Во время своего визита в Китай в 2002 г. Нурсултан Назарбаев подписал китайско-казахстанский договор о дружбе и сотрудничестве1. Республика Казахстан (РК) и Китайская Народная Республика (КНР) активно развивают и укрепляют отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права2. Лидеры двух стран пришли к единому мнению об историческом значении границы между двумя странами и решимости сохранить мир в приграничье, также наметили планы дальнейшего сотрудничества в сферах экономики, науки и техники, культуры, образования и энергетики [6, с. 115]. Подписание договора о дружбе заложило прочную основу для дальнейшего развития китайско-казахстанского торгового партнерства. 4 июля 2005 г. председатель КНР Ху Цзиньтао и Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в Астане подписали Совместную декларацию КНР и РК об установлении и развитии стратегического партнерства3. Определение стратегического партнерства способствует дальнейшему экономическому развитию и культурным обменам между двумя странами [5, с. 21-23]. В сентябре 2019 г. государственный визит Президента РК Касым-Жомарта Токаева придал новый импульс политическому диалогу на высшем уровне и задал новое направление развития казахстанско-китайского партнерства — развитие вечного

1 Сотрудничество Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/press/article/details/470?lang=ru (дата обращения: 20.04.2022).

2 О ратификации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] // ИПС «Эдшет». URL: http://adilet.zan.kz (дата обращения: 20.08.2022).

3 Совместная декларация Китая и Казахстана об установлении и развитии стратегического партнерства от 4 июля 2005 г. в Астане [Электронный ресурс] // Официальный сайт посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/xwdt/ t202659.htm (дата обращения: 20.08.2022).

всестороннего стратегического партнерства1. 5 февраля 2022 г. на встрече с Президентом Касым-Жомартом Токаевым во время Зимних Олимпийских игр 2022 г. Си Цзиньпин подчеркнул, что коннотация китайско-казахстанских отношений вышла за рамки двусторонних отношений и имеет важное значение для регионального и даже международного мира и стабильности2. Китай всегда будет надежным другом и твердым партнером Казахстана и готов углублять политическое взаимодоверие с Казахстаном, расширять всестороннее сотрудничество, стремиться к общему развитию, неуклонно охранять китайско-казахстанскую дружбу и поддерживать друг друга, совместно создавать еще одни золотые тридцать лет для развития китайско-казахстанских отношений.

«Один пояс — один путь», как великая инициатива Китая по углублению реформ, открытости и развитию дипломатии соседних стран, привлекла большое внимание международного сообщества и получила положительные отклики. «Один пояс — один путь» направлена на то, чтобы унаследовать и продвигать древний дух Шелкового пути — мир, дружбу, открытость, терпимость и взаимную выгоду, и способствовать взаимопониманию и доверию азиатских стран, а также продвигать построение азиатской экономической интеграции3. Предложение инициативы Китая предоставило новые идеи, новые модели, новые платформы и новые возможности для развития стран вдоль маршрутов и мира4. Этот способ стратегического сотрудничества предоставляет развивающимся странам на этом пути широкое открытое пространство и закладывает прочную основу для дальнейшего построения общности интересов, общности ответственности и общности судьбы с экономической интеграцией и политическим взаимным доверием, что будет способствовать глубоким изменениям в структуре глобального экономического управления. Концепция сообщества с общим будущим для человечества будет играть важную роль в идеологической интеграции [10, с. 46-52].

В последние годы в развитии и сотрудничестве в азиатском регионе был достигнут значительный прогресс, но все еще имеется множество проблем. ОПОП начинается в Китае и проходит через Центральную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Западную Азию и даже часть Европы, что способствует развитию зарубежного сотрудничества со странами вдоль маршрута, улучшению региональной торговли и инвестиционной среды и содействию упорядоченному потоку производственных факторов в регионе. Инициатива ОПОП придала новый импульс региональному сотрудничеству и региональному развитию.

Евразийские страны в основном разделены на пять направлений сотрудничества в рамках «Пояса и пути»: политическое согласование — обмен мнениями о планах, мерах, стратегиях и тактиках экономического развития; оптимизация строительства инфраструктуры — улучшение трансграничной транспортной инфраструктуры, создание транспортной сети; упрощение торговых и инвестиционных процедур; реформа валютных потоков; продвижение идей ОПОП среди населения [2, с. 4-5].

За свою недолгую историю ОПОП успел продемонстрировать свою перспективность, и правительство Казахстана уделяет большое внимание разработке политики экономического взаимодействия с Китаем в рамках данного проекта. В своем обращении к нации 11 ноября 2014 г. первый Президент Нурсултан Назарбаев, «отвечая на стоящие перед нами вызовами», представил новую концепцию политики Казахстана под названием «Нурлы жол» (Светлый путь)5, которую он описал как «путь к будущему», предполагающую

1 Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев встретился с премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном (11 сентября 2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/events/international_community/ foreign_visits/prezident-kazahstana-kasym-zhomart-tokaev-vstretilsya-s-premerom-gosudarstvennogo-soveta-knr-li-kecyanom (дата обращения: 20.04.2022).

2 Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РК по случаю визита Токаева в Китай (16 февраля 2022 г.) [Электронный ресурс] // Kazakhstan Today. URL: https://www.kt.kz/rus/interview/chrezvychaynyy_i_polnomochnyy_posol_knr_v_rk_dal_intervyu_po_1377929457.html (дата обращения: 20.04.2022).

3 Продвижение видения и действий по совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века (28 марта 2015 г.) [Электронный ресурс] // Ministry of Commerce of the People's Republic of China. URL: http://hr.mofcom.gov.cn/article/ ztdy/201503/20150300925993.shtml (дата обращения: 20.04.2022).

4 The Belt and Road Initiative provides a new way of development for the world : Interview with Surasi Thanathang, Director of the Thailand-China Strategic Research Center of the National Research Institute of Thailand (April 24, 2019) [Electronic resource] // Xinhuanet. URL: http://www.xinhuanet. com/world/2019-04/24/c_1124410220.htm (date of access: 25.08.2022).

5 Ольга Самофалова. Назарбаев верит в «Светлый путь» [Электронный ресурс] // Деловая газета «Взгляд». 2014. URL: https://vz.ru/ economy/2014/11/11/714787.html (дата обращения: 20.04.2022).

увеличение экономического роста в стране за счет широкого привлечения инвестиций. «Она будет иметь контрцикличный характер и будет направлена на продолжение структурных реформ в нашей экономике»1. «Нурлы жол» — это план модернизации внутренней инфраструктуры (транспортной, промышленной, энергетической и другой) Казахстана для обеспечения устойчивого экономического развития и социальной стабильности. Основной целью новой политики является реализация масштабных инфраструктурных программ и транспортно-логистических проектов по всей стране, в частности построение «мультимодального высокоскоростного евразийского коридора, объединяющего железные, автомобильные и морские дороги» [1, с. 61-65]. Первый Президент ставит задачу по создании транспортной сети, которая будет расходиться автомобильными, железнодорожными и авиационными магистральными радиусами от Нур-Султан (Астана). Осуществление этих проектов придаст импульс развитию транспортной сети Казахстана и создаст транспортный коридор глобального значения, соединяющий Китай со странами Европы и Ближнего Востока.

Таблица

Сравнительная информация концепций «Экономический пояс Шелкового пути» и «Светлый путь»

Table. Comparative Information of the Silk Road Economic Belt Project and the Bright Road Plan

Показатель Экономический пояс Шелкового пути Нурлы жол (Светлый путь)

Сходства ^ Ожидание — содействие экономическому развитию и социальному прогрессу Метод реализации — привлечение инвестиций для стимулирования экономического развития [9, с. 57-61] ^ Содержание — улучшение строительства инфраструктуры (строительство дорог, железных дорог, авиации, трубопроводов и других транспортных систем), создание конкурентоспособной транспортной сети

Инициировавшая страна Китай Казахстан

Инициировавшая партия Коммунистическая партия Китая Нур Отан (АМА1МАТ)2

Время • В сентябре 2013 г. в Казахстане председатель КНР Си Цзиньпин предложил стратегическую инициативу «Экономический пояс Шелкового пути» • 28 марта 2015 г. соответствующие ведомства по поручению китайского правительства опубликовали документ «Видение и действие, направленный на продвижение совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века» [3] Лидер нации Нурсултан Назарбаев 11 ноября 2014 г. на политсовете партии «Нур Отан» обратился с Посланием народу Казахстана «Нурлы жол — Путь в будущее»3

Цель Построить сообщество интересов, сообщество ответственности и сообщество судьбы, основанное на экономической интеграции, культурной инклюзивности и политическом взаимном доверии для всех стран мира, включая евразийские страны4 Содействие трансформации экономической структуры и повышение экономической эффективности Казахстана посредством создания эффективной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры5

Миссия • Изучение и поиск пути экономического роста • Восстановление баланса глобализации • Поиск новой модели международного сотрудничества и общемирового менеджмента • Создание нового типа регионального сотрудничества • Улучшение инфраструктурного строительства в Казахстане • Содействие структурным преобразованиям экономики • Создание транспортного коридора с глобальным влиянием, который свяжет Китай со странами Европы и Ближнего Востока

Масштаб Почти по всему евразийскому континенту В основном это Казахстан, но он играет ведущую роль в соседних странах

Источник: составлено автором

1 Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Нурлы Жол — путь в будущее» (г. Астана, 11 ноября 2014 г.) [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ PRG.KZ». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31625608&pos=4;-106#pos=4;-106 (дата обращения: 29.04.2022).

2 1 марта — Внеочередной XXII Съезд, в ходе которого партия получила новое название — AMANAT [Электронный ресурс]. URL: https:// amanatpartiasy.kz/history?lang=ru (дата обращения: 20.04.2022).

3 Послание Президента 11 ноября 2014 г. «Нурлы жол — Путь в будущее» (13 ноября 2014 г.) [Электронный ресурс] // Zakon.Kz. URL: https:// www.zakon.kz/4670339-poslanie-prezidenta-11-nojabrja-2014.html (дата обращения: 29.04.2022).

4 Посол КНР в КР выступил перед студентами АГУПКР с лекцией на тему: «Уловить шанс концепции «Один пояс — один путь» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Кабар». URL: https://for.kg/news-321365-ru.html (дата обращения: 25.08.2022).

5 Лидирующая роль транспортно-транзитного сектора: о реализации второго этапа программы «Нурлы жол» (31 августа 2021 г.) [Электронный ресурс] // Международное информационное агентство «Казинформ». URL: https://www.inform.kz/ru/lidiruyuschaya-rol-transportno-tranzitnogo-sektora-o-realizacii-vtorogo-etapa-programmy-nurly-zhol_a3830456 (дата обращения: 25.08.2022).

Результаты

Путем сравнительного изучения информации двух планов (см. таблицу) можно увидеть, что эти проекты достигли сильной взаимодополняемости. Масштабные инвестиции в проект «Нурлы жол», помимо развития внутренней транспортной инфраструктуры страны и строительства развитой транспортной сети, также направлены на интеграцию Казахстана в глобальные транспортные коридоры в силу своего уникального географического положения1. В плане особо подчеркивается стратегическое положение Казахстана как крупного евразийского транспортного узла для перевозки товаров из Азии в Европу. Реализация «Нурлы жол» приведет к значительному увеличению грузопотока на транзитных маршрутах через Казахстан. С увеличением объема грузов Казахстан надеется получить большую прибыль от транзита товаров и обеспечивает стабильный источник налоговых поступлений в финансы страны. Кроме того, этот план не только эффективно стимулирует экономический рост, но и создает большое количество рабочих мест: только благодаря проектам строительства и реконструкции дорог создано более 100 тыс. рабочих мест2. Лидеры Казахстана и Китая неоднократно подчеркивали, что строительство «Нурлы жол» имеет важное значение для развития двух стран и даже развития мира [4]. 2 сентября 2016 г. правительство КНР и правительство РК подписали «План сотрудничества по сопряжению инициативы "Экономический пояс Шелкового пути" и новой экономической политики "Светлый путь"»3. Этот план двустороннего сотрудничества эффективно способствовал широкому обмену и сотрудничеству между двумя сторонами в области транспортной инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Стыковка новой экономической политики двух стран эффективно стимулировала потенциал экономического развития двух стран. Этот план сотрудничества является стыковкой стратегий развития Казахстана и Китая и стыковкой комплексных проектов международного сотрудничества и обязательно принесет эффект «1 + 1 больше 2» для Казахстана и Китая.

Заключение

Казахстан и Китай сотрудничают на принципах равноправия и взаимной выгоды. Стыковка и сотрудничество между «Светлым путем» и «Экономическим поясом Шелкового пути» соответствует интересам и потребностям развития Китая и Казахстана, поднимая отношения между двумя странами на новые высоты. В центре внимания сотрудничества находится строительство транспортной инфраструктуры и укрепление взаимосвязи инфраструктуры. Обе страны намерены продолжать активно оптимизировать приграничную транспортную инфраструктуру и улучшать возможность автомобильных и железнодорожных перевозок с обеих сторон. Кроме того, Китай и Казахстан также выразили готовность совместно поддерживать крупномасштабные проекты сотрудничества в области производственных мощностей и инвестиций. Видно, что сотрудничество «Пояса и пути» и «Светлого пути» не ограничивается инфраструктурными проектами, но также включают промышленность и производство, такие как строительные материалы, строительная техника, автомобильная промышленность, пищевая промышленность и новые отрасли, такие как биология, новая энергия и новые материалы. Эти новые инвестиционные проекты в таких отраслях будут способствовать развитию промышленности и производства в Казахстане [11, с. 55-58]. Китайский ученый Лю Жуй так прокомментировал перспективы китайско-казахстанского сотрудничества: «Исходя из общих интересов и потребностей, две страны должны достичь стратегической стыковки путем строительства

1 Роль и значение транспортно-транзитного потенциала Казахстана в Евразии (22 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] // Международное информационное агентство «Казинформ». URL: https://www.inform.kz/ru/rol-i-znachenie-transportno-tranzitnogo-potenciala-kazahstana-v-evrazii_ а2972127(дата обращения: 29.08.2022).

2 Достижения новой экономической политики Казахстана «Светлый путь» (17 января 2019 г.) [Электронный ресурс] // Отдел по торгово-экономическим вопросам Посольства Китайской Народной Республики в Республике Казахстан. URL: http://kz.mofcom.gov.cn/article/ scdy/201901/20190102827894.shtml (дата обращения: 29.04.2022).

3 Правительство Китайской Народной Республики и Правительство Республики Казахстан о плане сотрудничества по увязке строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и новой экономической политики «Светлый путь» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национальной комиссии по развитию и реформам. URL: https://www.ndrc.gov.cn/fzggw/jgsj/kfs/sjdt/201610/t20161017_1086133. html?code=&state=123 (дата обращения: 20.04.2022).

стыковочных платформ, создания механизмов стыковки и принятия общих законов и правил, которые могут принести новые развития к экономическому росту обеих сторон. ШОС является основной платформой для стыковки и сотрудничества. В то же время стыковка также будет способствовать трансформации ШОС от ее первоначальной функции безопасности на функции безопасности и экономики. Кроме того, мы должны продолжать продвигать механизм диалога и сотрудничества между правительствами двух стран, а также создать официальные стыковочные ведущие группы в Китае и Казахстане для укрепления китайско-казахстанского экономического сотрудничества» [8].

29 января 2022 г. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал эксклюзивное интервью телеканалу «Хабар»1. Президент прокомментировал сотрудничество Казахстана с Китаем, отметив, что Китай является ближайшим соседом Казахстана и казахстанские сельхозпроизводители возлагают большие надежды на китайский рынок. В январе-сентябре 2021 г., по данным КГД МФ РК, объем двусторонней торговли составил 13,5 млрд долл. (+12,5%), включая экспорт РК — 7,3 млрд долл. (-1,3%) и импорт — 6,2 млрд долл. (+34,7%). По данным Национального банка РК, по состоянию на 1 сентября 2021 г. Китай занимает 4-е место (21,3 млрд. долл.) по привлеченным в РК иностранным инвестициям после Нидерландов, США и Швейцарии2. Президент также выразил готовность к дальнейшему углублению сотрудничества.

5 февраля 2022 г. на встрече с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в Пекине Председатель КНР Си Цзиньпин высоко оценил ощутимую пользу для двух стран и стратегическое значение проектов сотрудничества, созданных Китаем и Казахстаном в рамках совместного строительства «Пояса и пути»3. И дал понять, что две страны должны и впредь концентрироваться на производственных мощностях, торговле, сельском хозяйстве и строительстве инфраструктуры, а также совместными усилиями качественно строить «Пояс и путь». В то же время необходимо сосредоточиться на создании новых точек роста в области «зеленой» энергетики, современного здравоохранения, искусственного интеллекта, электронной коммерции, цифровых финансов и других областях, чтобы совместно построить «Зеленый Шелковый путь», «Шелковый путь здоровья» и «Цифровой Шелковый путь»4.

Литература

1. Государственная программа инфраструктурного развития РК «Нурлы жол» на 2020-2025 годы // Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (г. Нур-Султан, 2019 год). С. 61-65.

2. Пантелеев А., Желябовская К., Рябцев Н. [и др.]. Сопряжение стратегии развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс — один путь» // Департамент макроэкономической политики. Аналитический доклад. 2021 г. С. 4-5.

3. Панцерев К. А. Китай — глобальный актор мировой политики: к вопросу архитектуры нового международного порядка [Электронный ресурс] // Международный научно-аналитический журнал Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «Диалог: политика, право, экономика». URL: https://iacis.ru/public/upload/ files/1/853.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

4. Accelerate the connection between the "Belt and Road" and the "Bright Road" // Jiefang Daily. 2017. June 9. (На китайском яз.)

5. Joint declaration of China and Kazakhstan on the establishment and development of a strategic partnership // Gazette of the State Council of the People's Republic of China — Diplomatic Documents. 2005. July 8 (23). P. 21-23.

6. Kang Ze-min. A Review of the Strategic Partner Relationship Between China and Kazakhstan // Journal of PLA University of Foreign Languages. 2006. No. 06. P. 115. (На китайском яз.)

1 Эксклюзивное интервью Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева Агентству «Хабар» [Электронный ресурс] // Акимат Целиноградского района. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/aqmola-selinograd/press/news/details/319013?lang=ru (дата обращения: 20.04.2022)

2 Сотрудничество Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан (2 декабря 2021 г.). URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/press/article/details/470?lang=ru (дата обращения: 20.04.2022).

3 Си Цзиньпин встретился с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым (5 февраля 2022 г.). [Электронный ресурс] // СИНЬХУА Новости. URL: http://russian.news.cn/2022-02/05/c_1310457140.htm (дата обращения: 25.08.2022).

4 Xi Jinping Meets with President Tokayev of Kazakhstan [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 2022. February 05. URL: https://www.mfa.gov.cn/web/zyxw/202202/t20220205_10639196.shtml (дата обращения: 20.04.2022).

7. Liu Jianchao. The "One Belt One Road" construction is a common cause of Asian countries // Guangming Daily. 2014. May 28 (008). (На китайском яз.)

8. Liu Rui. Connection of the Silk Road Economic Belt with the Future Economic Policy of "Bright Avenue": Reality and Prospect // Journal of Lanzhou University (Social Sciences). Vol. 47. No. 4. July, 2019.

9. Wang Chengyue, Wang Xinyi. On the connection between the background of "One Belt and One Road" and the "Bright Road" plan // Journal of the Party School of Jinan Municipal Committee of CPC. 2018. No. 01. P. 57-61. (На китайском яз.)

10. Zeng Xianghong. The Geopolitical Imaginations of the "One Belt, One Road" Initiative and Regional Cooperation // Journal of International Studies, CASS. 2017. P. 46-52. (На китайском яз.)

11. Zhang Ning. Achievement and Outlook of Sino-Kazakh Economic Joint Cooperation // Academic Journal of Russian Studies. 2017. No. 02. P. 55-58.

Об авторе:

Ван Лулу, докторант политологии Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (Нур-Султан, Казахстан; КНР); 1933712797@qq.com

References

1. State program of infrastructure development of the Republic of Kazakhstan "Nurly Zhol" for 2020-2025. Ministry of Industry and Infrastructure Development of the Republic of Kazakhstan (Nur-Sultan, 2019). P. 61-65. (In Rus.)

2. Panteleev A., Zhelyabovskaya K., Ryabtsev N. [et al.]. Pairing the EAEU Development Strategy and the Chinese One Belt, One Road Initiative. Department of Macroeconomic Policy. Analytical report. 2021. P. 4-5. (In Rus.)

3. Pantserev K. A. China as the Global Actor of World Policy: to the Problem of the Construction of the New World International Order [Electronic resource]. International scientific and analytical journal of the Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States "Dialogue: Politics, Law, Economics" [Mezhdunarodnyi nauchno-analiticheskii zhurnal Mezhparlamentskoi Assamblei gosudarstv — uchastnikov SNG "Dialog: politika, pravo, ekonomika"]. URL: https://iacis.ru/public/upload/files/1/853.pdf (accessed: 08/25/2022). (In Rus.)

4. Accelerate the connection between the "Belt and Road" and the "Bright Road". Jiefang Daily. 2017. June 9. (In Chinese)

5. Joint declaration of China and Kazakhstan on the establishment and development of a strategic partnership. Gazette of the State Council of the People's Republic of China — Diplomatic Documents. 2005. July 8. P. 21-23.

6. Kang Ze-min. A Review of the Strategic Partner Relationship Between China and Kazakhstan. Journal of PLA University of Foreign Languages. 2006. No. 06. P. 115. (In Chinese)

7. Liu Jianchao. The "One Belt One Road" construction is a common cause of Asian countries. Guangming Daily. 2014. May 28. (In Chinese)

8. Liu Rui. Connection of the Silk Road Economic Belt with the Future Economic Policy of "Bright Avenue": Reality and Prospect. Journal of Lanzhou University (Social Sciences). July, 2019. Vol. 47. No. 4.

9. Wang Chengyue, Wang Xinyi. On the connection between the background of "One Belt and One Road" and the "Bright Road" plan. Journal of the Party School of Jinan Municipal Committee of CPC. 2018. No. 01. P. 57-61. (In Chinese)

10. Zeng Xianghong. The Geopolitical Imaginations of the "One Belt, One Road" Initiative and Regional Cooperation. Journal of International Studies, CASS. 2017. P. 46-52. (In Chinese)

11. Zhang Ning. Achievement and Outlook of Sino-Kazakh Economic Joint Cooperation. Academic Journal of Russian Studies. 2017. No. 02. P. 55-58.

About the author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Wang Lulu, PhD in Political Sciences of L. N. Gumilyov Eurasian National University (Nur-Sultan, Kazakhstan; China);

1933712797@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.