Научная статья на тему 'НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОЕКТУ “ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ”'

НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОЕКТУ “ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ” Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«один пояс / один путь» / «шелковый путь» / «мегопроект» / «международная сотрудничества» / «развитие транспортной инфраструктуры» / «взаимное доверие» / «научно-технический» / «гуманитарный обмен» / «создания технопарков и трансферта технологий». / "one belt / one road" / "silk Road" / "megoproject" / "international cooperation" / "development of transport infrastructure" / "mutual trust" / "scientific and technical" / "humanitarian exchange" / "creation of techno parks and technology transfer".

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабитов, Шукур Абдурахманович

В данное статье анализируется двусторонные сотрудничество между Узбекистаном и КНР в рамках китайского проекта «Один пояс один путь». Под руководством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и Председателя КНР Си Цзиньпина узбекско-китайские отношения вступили в новую эпоху всестороннего стратегического партнерства и совместное строительство проекта “Один пояс, один путь” продвинулось вперед, а многоплановое сотрудничество достигло плодотворных результатов. Республика Узбекистан с самого начала поддержала китайскую инициативу. Вовлечение страны в данном мегопроекте важно с точки зрения достижения приоритетных задач по обеспечению устойчивого экономического развития, реализации важнейших транспортно-инфраструктурных проектов, способных оказать всестороннее положительное воздействие на всю Центральную Азию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK-CHINESE COOPERATION UNDER THE “ONE BELT, ONE ROAD” PROJECT

This article analyzes bilateral cooperation between Uzbekistan and China within the framework of the Chinese project “One Belt One Road”. Under the leadership of President of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev and President of the People's Republic of China Xi Jinping, Uzbek-Chinese relations have entered a new era of comprehensive strategic partnership and the joint construction of the Belt and Road project has moved forward, and multifaceted cooperation has achieved fruitful results. The Republic of Uzbekistan supported the Chinese initiative from the very beginning. The country’s involvement in this mega-project is important from the point of view of achieving priority tasks to ensure sustainable economic development, the implementation of the most important transport and infrastructure projects that can have a comprehensive positive impact on the entire Central Asia.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОЕКТУ “ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ”»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОЕКТУ "ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ"

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-656-663

Сабитов Шукур Абдурахманович

к.п.н., заместитель Директора Ташкентского филиала Российского Экономического Университета имени Г.В.Плеханова. shukursabitov@gmail .com

Аннотация. В данное статье анализируется двусторонные сотрудничество между Узбекистаном и КНР в рамках китайского проекта «Один пояс один путь». Под руководством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и Председателя КНР Си Цзиньпина узбекско-китайские отношения вступили в новую эпоху всестороннего стратегического партнерства и совместное строительство проекта "Один пояс, один путь" продвинулось вперед, а многоплановое сотрудничество достигло плодотворных результатов. Республика Узбекистан с самого начала поддержала китайскую инициативу. Вовлечение страны в данном мегопроекте важно с точки зрения достижения приоритетных задач по обеспечению устойчивого экономического развития, реализации важнейших транспортно-инфраструктурных проектов, способных оказать всестороннее положительное воздействие на всю Центральную Азию.

Ключевые слова: «один пояс, один путь», «шелковый путь», «мегопроект», «международная сотрудничества», «развитие транспортной инфраструктуры», «взаимное доверие», «научно-технический», «гуманитарный обмен», «создания технопарков и трансферта технологий».

Annotation. This article analyzes the bilateral cooperation between Uzbekistan and China within the framework of the Chinese project "One Belt One Road". Under the leadership of Uzbek President Shavkat Mirziyoyev and Chinese President Xi Jinping, Uzbek-Chinese relations have entered a new era of comprehensive strategic partnership and the joint construction of the One Belt, One Road project has advanced, and multifaceted cooperation has achieved fruitful results. The Republic of Uzbekistan has supported the Chinese initiative from the very beginning. The involvement of the country in this megaproject is important from the point of view of achieving priorities for ensuring sustainable economic development, the implementation of the most important transport and infrastructure projects that can have a comprehensive positive impact on the whole of Central Asia.

Keywords: "one belt, one road", "silk Road", "megoproject", "international cooperation", "development of transport infrastructure", "mutual trust", "scientific

656

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

and technical", "humanitarian exchange", "creation of techno parks and technology transfer".

Для Республики Узбекистана КНР всегда был и остаётся дружественным соседом, надёжным и проверенным временем партнёром. Сегодня наши двусторонние отношения вышли на уровень всестороннего стратегического партнёрства, носящее устойчивый и долгосрочный характер. С момента установления дипломатических отношений в 1992 году страны достигли высокой динамики углубления многопланового сотрудничества во всех сферах — торгово-экономической, социально-политической и культурно-гуманитарной.

Народы Узбекистана и Китая уже многие тысячелетия связывает крепкая дружба и взаимовыгодные отношения. Веками караваны с шелком, чаем и многими другими товарами шли по "Великому шелковому пути", который выступал не только главной торговой артерией между странами, но и выполнял ключевую функцию по распространению знаний и культуры, объединяя народы двух стран и создавая благоприятные условия для диалога цивилизаций. Сегодня таким маршрутом стал уникальный проект Китая по инциативу Председателья КНР Си Циньпина "Один пояс, один путь", который выстраивает новую архитектуру взаимоотношений КНР и Республики Узбекистан, стремясь объединять государства на основе взаимной выгоды и учета интересов друг друга1.

Под руководством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и Председателя КНР Си Цзиньпина узбекско - китайские отношения вступили в новую эпоху всестороннего стратегического партнерства и совместное строительство проекта "Один пояс, один путь" продвинулось вперед, а многоплановое сотрудничество достигло плодотворных результатов. Республика Узбекистан с самого начала поддержала китайскую инициативу. Вовлечение страны в данном мегопроекте важно с точки зрения достижения приоритетных задач по обеспечению устойчивого экономического развития, реализации важнейших транспортно-инфраструктурных проектов, способных оказать всестороннее положительное воздействие на всю Центральную Азию.

На Первом Форуме «Один пояс, один путь», состоявшемся в 2017 году, оба президента положительно высказались о будущем сотрудничестве в продвижении данного проекта. В ходе этих встреч между двумя странами было подписано 115 соглашений на сумму более 23 млрд. долл. США по расширению сотрудничества в области электроэнергетики, нефтедобычи, химии, архитектуры, текстиля, фармацевтического машиностроения,

1 ист. "Курсив Медиа" Узбекистан от 3 апреля 2023 года.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

транспорта, инфраструктуры и сельского хозяйства. В 2019 году Узбекистан создал новую правительственную группу, отвечающую за приведение плана развития своей страны в соответствие с амбициями Китая в области этого проекта2.

В этом году исполняется 10 лет инициативе "Один пояс и один путь". Концепция направлена на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, связывающих более 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки. Узбекистан является активным сторонником и участником инициативы, а также бенефициаром плодов сотрудничества. В октябре состоится Третий Форум международного сотрудничества "Один пояс, один путь". Считается, что благодаря совместным усилиям обеих сторон откроется более широкая перспектива китайско-узбекского сотрудничества, и будут достигнуты более плодотворные результаты.

Позиция Ташкента в отношении к этому проекту идет вместе с основными приоритетами нашей страны по дальнейшему углублению всестороннего стратегического партнерства с Пекином. Китай - один из ведущих торгово-экономических и инвестиционных партнеров Узбекистана. По итогам прошлого года товарооборот между двумя странами достиг 8,9 млрд. долл. США, показав рост на 20%. Прирост экспорта составил 23,4%, а импорт 134,7%. Больше всего Узбекистан поставил в Китай в прошлом году минеральное топливо 849,5 млн. долл. США, услуги 703,0 млн. долл. США, промышленные товары 629,8 млн. долл. США, химию 133,3 млн. долл. США и продовольствие товары 108,8 млн. долл. США. Узбекистан в основном импортировал из Китая машины и оборудование 3,6 млрд. долл. США, промышленные товары 1259,1 млн. долл. США и химическую продукцию 821,9 млн. долл. США. За первые два месяца 2023 года Китай стал самым крупным импортером Узбекистана, поставив товары на 1,1 млрд. долл. США3. На территории республики действует 1225 предприятие с участием китайских инвестиций. За минувший год создано 354 предприятия. Общий объем китайских инвестиций в экономику Узбекистана превышает 10 млрд. долл. США4.

Следует отметить, что суммарный товарооборот Китая со странами Центральной Азии вплотную приблизился к показателю в 50 млрд. долл. США. Показательно, что лишь за последние пять лет объем взаимного экспорта-

2 Статья «Узбекистан - экономическая модель для инициативы Центральной Азии «Один пояс, один путь»» подготовлена Порталом

PRC.TODAY по материалам сотрудника агентства Silk Road Briefing - Криса Девоншир-Эллиса.

4 Материал был опубликован в газете "Народное слово" №144 от 16 июля 2019 года.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

импорта между Китаем и Узбекистаном увеличился вдвое. Втрое выросло число совместных проектов и предприятий. Существенное количественное и качественное переформатирование ожидает рынки всего региона с реализацией проекта по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, договоренности по которому были достигнуты на Самаркандском саммите ШОС в минувшем году. Уже сделаны первые шаги по практическому взаимодействию с целью его продвижения.

Вместе с тем, что финансирование и поддержка создания общей трансграничной транспортной сети, предоставляемые инициативой "Один пояс, один путь", по-прежнему выгодны для транспортной связанности Узбекистана. Благодаря участию в инициативе производители Узбекистана могут выйти на рынки Китая, Ирана, Западной Азии и Индии, Европы и Турции. Согласно оценкам, улучшения транспортной инфраструктуры в рамках этого проекта сократят время доставки в Узбекистан почти на 15%, что является самым большим сокращением среди стран данного проекта. Сокращение времени отгрузки, в свою очередь, увеличит экспорт Узбекистана на 13-23%. Более высокий оценочный рост является совокупным эффектом завершенных транспортных проектов «Один пояс, один путь» и реформ, благодаря которым задержки при пересечении границы сократились вдвое5.

В настоящее время узбекско-китайские отношения находятся в новой отправной точке, обе страны переживают важные этапы преобразований. Под руководством глав государств двух стран, при активной поддержке и совместном участии своих правительств и народов Узбекистан и Китай прилагают усилия для вывода двусторонних отношений и стратегического партнерства в различных областях особенно по проекту "Один пояс, один путь", на новый уровень и стремятся наполнить славную главу сотрудничество и отношений новыми практическими достижениями.

Согласно официальным источникам, в ходе двусторонних встречи стороны обсудили реализацию совместных проектов в возобновляемой энергетике, развитие транспортной инфраструктуры, создание промышленных парков и сельскохозяйственных кластеров в регионах Узбекистана с участием ведущих китайских компаний, многое другое. Результаты успешного сотрудничества, плодотворных переговоров не заставили себя ждать.

Буквально не давно в Ташкенте состоялось открытие совместной со специалистами из Синьцзяна лаборатории новых лекарственных средств "Один пояс, один путь". В создаваемом узбекском - китайском медицинском технопарке по синтезу лекарственных субстанций будет производиться 13 видов лекарственных и химических препаратов, здесь открыто 120 рабочих мест. В комплексе действует клиника традиционной китайской медицины Синьцзянского медицинского университета. В рамках торжественной

5 ист. Всемирный банк, 2020 г.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

церемонии подписан меморандум о взаимопонимании между этим вузом и Ташкентской медицинской академией.

Кроме того, жители столицы с недавних пор могут лично убедиться в том, насколько успешно взаимодействуют две страны: в Ташкент прибыла первая партия автобусов от китайского производителя '^Шю^" Договор о поставках 300 электробусов и 500 автобусов, работающих на сжиженном газе, признан рекордным в экспорте транспортных средств в Узбекистан, а также по масштабу введения в эксплуатацию в стране автотранспорта на новых источниках энергии.

Число подобных рекордов по мере укрепления взаимовыгодного сотрудничества будет нарастать. Как и эффективность экономического партнерства, взаимодействия в рамках инициативы "Один пояс, один путь", торговли между регионами Узбекистана и Китая, что откроет широкие перспективы в двусторонних отношениях. В масштабном узбекско-китайском взаимодействии особо выделяется сотрудничество в области борьбы с бедностью. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подчеркивал необходимость привлекать к работе по повышению уровня жизни населения нашей страны специалистов из Китая, наработавших соответствующую практику.

Кроме того, президент Узбекистана предлагает создать целостную систему партнерства "Одного пояса, одного пути" по приоритетным направлениям научной и инновационной деятельности. Исследования на прорывных направлениях современной науки, инновационной деятельности требуют значительных финансовых и иных ресурсов. Их объемы зачастую неподъемны для отдельных даже развитых стран. Сотрудничество в рамках инициативы создает уникальные условия для объединения средств и возможностей наших стран в ускорении научно-технического прогресса, создания в этих целях совместных технопарков, научно-инвестиционных кластеров, венчурных компаний6.

В настоящее время КНР уже реализует План действий сотрудничества в области науки, технологий и инноваций в рамках проекта "Один пояс, один путь". Совместно с партнерами планируется продвижение четырех крупных инициатив: научно-технический и гуманитарный обмен, создание совместных лабораторий, сотрудничество в создании технопарков и трансферта технологий.

В то же время для решения поставленных задач важно обеспечить рост человеческого капитала, расширить доступ молодежи к образованию. Востребовано использование наиболее передовых методов подготовки квалифицированных кадров путем обмена опытом, организации профессио-

6 Материал был опубликован в газете "Народное слово" №»144 от 16 июля 2019 года.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

нальных стажировок на технологически современных производствах. Эти и целый ряд других задач можно решить путем создания образовательно-производственных хабов, в организации которых могут принять участие ведущие вузы стран Шелкового пути. Эту важную роль мог бы сыграть Университетский альянс нового Шелкового пути, в который уже вошел 151 университет из 38 государств.

Для достижения реальных результатов в туристской сфере Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил учредить Международную ассоциацию туризма Шелкового пути в Самарканде и наладить проведение ежегодных туристских форумов проекта "Один пояс, один путь". Узбекистан обладает серьезным потенциалом для развития туризма. В стране свыше 7,4 тысячи объектов культурного наследия, из них 209 включены в список ЮНЕСКО. В республике 11 национальных природных парков и государственных заповедников, 12 заказников, 106 музеев и много других объектов, с помощью которых можно привлечь путешественников.

Активное сотрудничество в этом направлении со странами данного проекта открывает большие возможности для Узбекистана. Особенно в сотрудничестве в туристическом отрасли. В проекте "Один пояс, один путь" участвует 60 государств и это крупнейшие «поставщики» внешних туристов. По данным Всемирной туристской организации, только на долю Китая приходится более 20% совокупно потраченных средств выездными путешественниками во всем мире.

Необходимо подчеркнуть, что инициатива "Один пояс, один путь" — это не только в интересах Китая, а также в интересах всех участвующих сторон. Инициатива приносит ощутимую пользу странам и народам, расположенным вдоль маршрута. Перед лицом глобальных рисков и вызовов Китай готовы работать вместе с международным сообществом для достижения консенсуса сотрудничества, набираться сил для развития и делиться плодами реализации данного проекта7.

В Китай готовы работать с узбекскими партнерами для продолжения реализации важных договоренностей глав государств, содействия углубленному сопряжению строительства мегопроекта "Один пояс, один путь" и Стратегии Нового Узбекистана, готовы поделиться возможностями развития, укрепить сотрудничество на благо наших стран и народов. Приоритетные направления взаимодействия включают в себя следующее: Во-первых, расширение торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества на новом этапе. Мы намерены увеличить объем торговли, расширить сотрудничество в таких областях, как энергетика, особенно новая энергетика,

7 Ван Х. Китайская инициатива «Один пояс - один путь» в Центральной Азии: проблемы и препятствия реализации // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 2. С. 23-28. https://doi.org/10.24158/pep.2022.23.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

«зеленая» экономика, современное сельское хозяйство и сокращение бедности, определить новые точки роста для сотрудничества в сфере инноваций и технологий, цифровой экономики, экологии, медицины и здравоохранения. Совместно реализовывать больше проектов на благо людей. Во-вторых, необходимо повышать взаимосвязанность, ускорить строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, высвободить потенциал трансграничных перевозок между двумя странами и укрепить инфраструктурные взаимодействия. В-третьих, предпринимать более активные действия в гуманитарном сотрудничестве, приумножать образовательные обмены, проводить больше культурных мероприятий, активизировать туристический обмен и межкультурный диалог.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что сотрудничество Узбекистана и Китая, а также со странами региона по проекту "Один пояс, один путь" имеет огромный и пока еще не до конца реализованный потенциал. Обозначенные Президентом Узбекистана конкретные инициативы в сферах транспорта, инноваций, образования способны вывести узбекско-китайские отношения на принципиально новый уровень, направить взаимодействие в рамках этого проекта на решение самых актуальных проблем, все еще сдерживающих устойчивый экономический рост и развитие. Предложения узбекской стороны создают хорошую основу для дальнейшего сотрудничества со странами-партнерами в рамках китайского проекта "Один пояс, один путь" во имя общего блага и процветания.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Ван И о международной роли Китая.08.03.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.chma-embassy.org/rus/ztbd/yidaiyilu/t1659867.htm (дата обращения: 16.04.2020).

2. Ван И об ожиданиях от форума "Пояс и путь".08.03.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.chma-embassy.org/rus/ztbd/yidaiyilu/t1659867.htm (дата обращения: 16.04.2020).

3. Узбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг Хитойнинг Пекин шахрида утган «Бир макон бир йул ташаббусининг хамкорлик шартлари ва ривожланиш истикболлари» мавзусидаги халкаро конференцияда сузлаган нущи, 16 май 2017 йил.

4. Хитой матбуоти Узбекистон Президентининг ташрифини кенг ёритмокда. Узбекистон Миллий ахборот агентлиги, 13.05.2017. [In Uzbek: Chinese press broadly covers the visit of the President of Uzbekistan. Uzbekistan National News Agency, 13/05/2017.] Available at: http://uza.uz/oz/politics/khitoy-matbuoti-zbekiston-prezidentining-tashrifmi -keng-yer-13-05-2017.

5. Алиев Т.М. и др. Экономический пояс Евразийской интеграции: доклад о путях реализации проекта сопряжения интеграции Евразийского

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

экономического союза и Экономического пояса «Шелкового пути»//. Moscow, ITI Publ., 2016, 200 p.].

6. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев Университете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.people.com. сп/95197/8392674.Ыт1 (дата обращения: 28.11.2019).

7. Лукин А.В., Лузянин С.Г. и др. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи. - М.: Научный эксперт. 2016. - 130 с. [In Russian: Lukin, A.V., Luzyanin, S.G. and others. China's Global Project for Eurasia: Setting the Challenge. Moscow, Nauchniy Eksperst Publ., 2016, 130 p.].

8. "Uzbekistan-China: development of R VOLUME 1 | SPECIAL ISSUE 1cultural, historical, scientific and Q ISSN 2181-1784 economic relations" SJIF 2021: 5.423

9. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and XXI -Century Maritime Silk Road. Issued by the National Development and Reform Commission, Ministry of Foreign Affairs, and Ministry of Commerce of the People's Republic of China, with State Council authorization. URL: http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_669367.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.