Научная статья на тему 'РОССИЯ В КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»'

РОССИЯ В КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Один пояс / один путь / Китай / Россия / Сообщество единой судьбы / международные отношения / One belt / One Road / China / Russia / Community of One destiny / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кондрашов К.А.

В условиях динамично развивающихся международных отношений Китай старается заполучать ведущие позиции как в политическом, экономическом, так и в других аспектах межгосударственных сношений посредством реализации собственной инициативы Один пояс, один путь». Россия не осталась в стороне и также, как и многие страны мира, заключила договор партнерства с КНР. Однако в силу ряда факторов, которые влияют на международные позиции РФ, вектор сотрудничества с Китаем сдвигается в более выгодную сторону для Народной Республики, нежели нашей страны. В работе представлены подробные данные сотрудничества двух стран в некоторых областях, а также дана оценка роли российского вовлечения в китайскую инициативу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA IN THE CHINESE INITIATIVE ONE BELT, ONE ROAD

In the context of dynamically developing international relations, China is trying to gain leading positions in both political, economic and other aspects of interstate relations through the implementation of its own One Belt, One Road initiative." Russia did not stand aside and, like many countries of the world, signed a partnership agreement with the People's Republic of China. However, due to a number of factors that affect the international positions of the Russian Federation, the vector of cooperation with China is shifting in a more favorable direction for the People's Republic than our country. The paper presents detailed data on cooperation between the two countries in some areas, as well as an assessment of the role of Russian involvement in the Chinese initiative.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ В КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 11 (68) Том 1. НОЯБРЬ 2023 г. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ (POLITICAL SCIENCES)

УДК 32

Кондрашов К.А.

студент

Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)

РОССИЯ В КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»

Аннотация: в условиях динамично развивающихся международных отношений Китай старается заполучать ведущие позиции как в политическом, экономическом, так и в других аспектах межгосударственных сношений посредством реализации собственной инициативы Один пояс, один путь». Россия не осталась в стороне и также, как и многие страны мира, заключила договор партнерства с КНР. Однако в силу ряда факторов, которые влияют на международные позиции РФ, вектор сотрудничества с Китаем сдвигается в более выгодную сторону для Народной Республики, нежели нашей страны. В работе представлены подробные данные сотрудничества двух стран в некоторых областях, а также дана оценка роли российского вовлечения в китайскую инициативу.

Ключевые слова: Один пояс, один путь, Китай, Россия, Сообщество единой судьбы, международные отношения.

Являясь восходящей державой, Китай все увереннее захватывает новый рынки сбыта для реализации продукции своего производства, продвигая собственную инициативу «Один пояс, один путь». Подразумевается, что этот мегапроект способен реализовывать до 23% мирового экспорта, он будет охватывать территории более 30 стран Евразии с населением в 3 млрд человек [11, с. 89].

Вовлечение России в китайскую инициативы «Один пояс, один путь» может явиться причиной изменения геополитической обстановки в Евразии. Так называемая «перекройка» Евразии, но уже без участия США и западных

союзников может принести России как выгоды, большие возможности, так и определенные риски.

Участие России в инициативе видится в рамках сопряжения «Пояса и пути» с Евразийским экономическим союзом. Так, подписанное 8 мая 2015 г. российско-китайское Заявление о сопряжении Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) фактически актуализируют российское участие в инициативе. Данный документ определяет российское евразийское пространство в качестве основной зоны промышленного сотрудничества и транзита товаров и инвестиций [15, с 121].

На данный момент партнерство видится больше в двустороннем сотрудничестве Китая, как инициатора мегапроекта, и России, как основного актора евразийского пространства.

В рамках китайской инициативы планируется создание семи «поясов»: транспортного, энергетического, торгового, информационного, научно -технического, аграрного и туристического [9, с. 177]. При его успешной реализации результатом может явиться колоссальная по своим размерам зона свободной торговли, простирающаяся через весь материк Евразия.

Одним из важнейших аспектов российско-китайского сотрудничества является поддержание и развитие транспортно-логистической сферы.

1. Железнодорожные перевозки;

2. Морские перевозки;

3. Авиаперевозки;

4. Автомобильные перевозки.

В данный момент в рамках инициативы функционирует множество железнодорожных путей сообщения. Наиболее крупными из всех выделяются Транспортный коридор Китай - Монголия - Россия, а также высокоскоростная магистраль «Пекин - Москва» [7].

Не менее значимым также видится и развитие морских грузоперевозок. Северные порты России представляют для Китая особый интерес, так как они могут стать удобными хабами в логистических цепочках.

Так, в этих районах начато создание глубоководных портовых зон в Архангельске и Мурманске и развитие перевалочных пунктов. В перспективе необходимую роль и значимость создаваемых хабов подтвердили поставки сжиженного газа из России в Китай в 2021 году с использованием вышеназванных портов [5].

Официальные представители России и Китая уверены, что многостороннее сотрудничество в транспортно-логистической сфере заложат прочный фундамент для дальнейшего углубления и расширения сотрудничества в сфере логистики и грузоперевозок.

Однако, как показывает анализ реализации проектов в рамках инициативы, не все так продуктивно и перспективно. Согласно данным издания Foreign Policy большое число проектов в сфере транспорта, которое было предложено Россией, в конечном счете были отвергнуты китайской стороной [6].

Также несомненный отпечаток в падении интенсивности взаимоотношений оставила пандемия коронавирусной инфекции. По оценкам китайской стороны темпы реализации проектов в условиях повсеместной пандемии упали на 30%.

Однако пандемия явилась не единственным препятствием на пути реализации инициативы. Таковым также можно назвать украинский кризис. Специальная военная операция РФ оставила свой след в отношениях с КНР. На определенный период произошло полное свертывание финансирования и инвестирования проектов. [13, с. 191]

Тем не менее обе проблемы не явились большим препятствием на пути взаимоотношений России и Китая. Так, в 2020—2021 гг. проводились Годы научно-технического и инновационного сотрудничества КНР и РФ. [14]

В феврале 2023 г. глава канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И совершил визит в Москву. В период своего пребывания он встретился с секретарем Совета Безопасности РФ Николаем Патрушевым, с

главой МИДа РФ Сергеем Лавровым и в завершении с Президентом РФ Владимиром Путиным. [3]

Следующим «поясом» в китайской инициативе является энергетический. Одним из крупнейших трендов российско-китайского кооперации является сотрудничество в нефтегазовой сфере.

Вспомогательным звеном интеграции России в китайскую инициативу явились ранее заключенные соглашения и утвержденные проекты. Таким примером является нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), проект которого был утвержден задолго до представления инициативы «Пояса и пути» мировой общественности. В рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы этот нефтепровод был включен в сферу интересов китайских инвестиций [14].

Еще одним «проектом из прошлого» является «Ямал СПГ», который включается в себя не только производство сжиженного природного газа (СПГ), но и его поставки за границу. Включение «Ямал СПГ» в «Один пояс, один путь» началось еще в 2015 г., когда китайский «Фонд Шелкового пути» в кооперации с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией подписали с российскими партнерами договор о передаче 9% акций Фонду. [8]

Кроме привлечения ретроспективных проектов в рамках инициативы создаются новые. Таким, например, является «Сила Сибири-2», объявление о строительстве которого появилось в 2020 г. Согласно проекту, газопровод соединит месторождения природного газа Сибири с китайским «Запад -Восток». Новая газовая магистраль пройдет также по территории Монголии. Совокупная протяженность газопровода составит около 6700 км, предварительные расчеты показали, что пропускная способность новой ветки составит 38 млрд м3 сырья.

В сентябре 2022 года вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что «Сила Сибири-2» для России фактически может заменить «Северный поток-2». [1]

Еще одной точкой соприкосновения РФ и КНР в инициативе «Пояса и пути» можно выделить торговлю. Она является неотъемлемой частью

инициативы и, как отмечают официальные представители двух стран, фундаментом, который служит твердой опорой для «построения» последующих проектов.

Как правило, в отчетах о торговом сотрудничестве РФ и КНР не производится разделение на торговлю в рамках инициативы и вне ее рамок. Российские эксперты оценивают долю «Пояса и пути» в общих показателях торговли в диапазоне от 35 до 45%, в то время как китайские исследователи предлагают рассматривать всю двустороннюю торговлю после подписания «Шанхайских соглашений» (2015 г.) как торговлю в рамках инициативы [13].

Говоря о совокупном обороте торговли, следует отметить его несомненный рост. Так в 2013 г. совокупный товарооборот двух стран составлял менее 50 млрд. долл., однако после подписания ряда соглашений в Шанхае он увеличился почти на 19 млрд. На конец 2022 г. товарооборот составил рекордную сумму в размере 190 млрд. долл., в процентном эквиваленте рост составил 29,3 %.

Однако, несмотря на значительный прирост, многие экономисты склонны полагать, что сотрудничество в сфере торговли с КНР не всегда является выгодным для России, что связано с разным видением значимости торговых интересов.

Еще одним фактором, подчеркивающим неравноценное партнерство России и Китая является приоритетность партнерства. Если для России Китай является крупнейшим партнером, то Китай рассматривает Россию далеко не как первостепенного партнера в торговле. Уступая место Европейскому союзу, США, Южной Корее и Японии РФ входит лишь во вторую десятку основных партнеров КНР. В таком ключе развития несомненно сотрудничество двух стран выстраивается по больше мере в соответствии с приоритетами Китая.

Таким образом, подводя итог, следует отменить, что, с одной стороны, сотрудничество России и Китая в рамках инициативы «Один пояс - один путь» несомненно имеет обширный характер, что показывает всеобъемлющее сотрудничество во многих сфера, включая логистику, энергетику, торговлю и

др. Однако, с другой стороны, почти во всех сферах наблюдается смещение вектора интересов в сторону Китая, что несколько дискредитирует основную идею построения «сообщества общей судьбы», ведь в таком случае учитывается только «судьба» и национальные интересы КНР. Тем не менее на сегодняшний день Китай для России является партнером №1, что показывает объем товарооборота между странами, поэтому считается разумным продолжать и развивать взаимоотношения между странами, при этом руководствуясь собственными национальными интересами и ценностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александр Новак выступил на форуме «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] // Министерство энергетики РФ. 14.05.2017. URL: https://minenergo.gov.ru/node/7991 (дата обращения: 20.03.2023).

2. Аналитический доклад «Анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств-членов ЕАЭС» [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. 13.12.2019. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ (дата обращения: 12.03.2023 г.).

3. Великая китайская скала: главный дипломат КНР подтвердил нерушимость тандема с Москвой [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 22.02.2023 URL: https://www.kommersant.ru/doc/5841458 (дата обращения: 16.03.2023 г.).

4. Гао Ц. Сотрудничество в рамках «Одного пояса, одного союза» в научно-технической и инновационной сфере: возможности и вызовы [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 15.09.2020. URL: https://russiancouncil.ru (дата обращения: 10.03.2023 г.).

5. Глубоководный порт-хаб под Архангельском начнут строить в 2020 году // РИА-Новости. 17.02.2018. URL: https://ria.ru/20180217/1514842770.html (дата обращения: 4.03.2023); Строящийся под Мурманском порт «Лавна» выйдет на проектную мощность в 2022 году // ИТАР-ТАСС. 13.03.2020. URL: https://tass.ru/ekonomika/7972651 (дата обращения: 4.03.2023 г.).

6. Как правило, причиной отказа КНР от участия в финансировании подобных проектов заключалась в низкой мультипликативности и незначительном кумулятивном эффекте от реализации предлагаемых инициатив // Foreign Policy. 16.07.2020. URL:

https://foreignpolicy.com/2020/07/16/russiachina-belt-and-road-initiative/ (дата обращения: 18.03.2023 г.).

7. Китай, Россия и Монголия договорились об организации транспортного коридора // ИТАР-ТАСС. 25.07.2016. URL: https://tass.ru/transport/3483513 (дата обращения: 9.03.2023 г.).

8. Китайский Фонд «Шелкового пути» купил 9,9% «Ямал СПГ» // Ведомости. 17.12.2015. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2015/12/17/621420-fond-shelkovogo-puti-yamal-spg (дата обращения: 20.03.2023).

9. Литвинов А.И. Политика современных «шёлковых путей» // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 4 (49). С. 176-180

10. Обращение Президента Российской Федерации В.В.Путина к главам государств -членов Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Президент России 23.01.2023 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70380 (дата обращение: 18.03.2023 г.).

11. Сафронова Е.И. Стратегия «Один пояс, один путь» как носитель «мягкой силы Китая // Новый Шелковый путь и его значение для России... С. 84-108.

12. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества [Электронный ресурс] // Президент России. 08.05.2015. URL: http://kremlin.ru/supplement/4969 (дата обращения: 10.03.2023 г.)

13. Цзоу Сютин. Российско-украинский конфликт: направления и тенденции российско-китайского экономического и торгового сотрудничества // Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян, 2022. г. Харбин №3 С. 190-198

14. Чжан Ханьхуэй: «Один пояс, один путь»: открыть дорогу взаимному выигрышу // Посольство КНР в России. 16.01.2021. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1846717.htm (дата обращения: 20.03.2023).

15. Чубаров И.Г. География сопряжения: региональная политика КНР и пространственное развитие стран ЕАЭС // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 5. С. 114-125.

Kondrashov K.A.

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

RUSSIA IN THE CHINESE INITIATIVE ONE BELT, ONE ROAD

Abstract: in the context of dynamically developing international relations, China is trying to gain leading positions in both political, economic and other aspects of interstate relations through the implementation of its own One Belt, One Road initiative." Russia did not stand aside and, like many countries of the world, signed a partnership agreement with the People's Republic of China. However, due to a number of factors that affect the international positions of the Russian Federation, the vector of cooperation with China is shifting in a more favorable direction for the People's Republic than our country. The paper presents detailed data on cooperation between the two countries in some areas, as well as an assessment of the role of Russian involvement in the Chinese initiative.

Keywords: One belt, One Road, China, Russia, Community of One destiny, international relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.