Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ "ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ" И БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ, МОТИВЫ И ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

ИНТЕГРАЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ "ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ" И БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ, МОТИВЫ И ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ / БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / КИТАЙ И РОССИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НОВАЯ ЭРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чу Лин

В статье исследуется предыстория и стратегическое значение двух инициатив - «Один пояс, один путь» (Китай) и Большое евразийское партнерство (Россия). Анализируются точки соответствия и мотивации сопряжения двух стратегических инициатив. В контексте укрепления международного сотрудничества и региональной интеграции обсуждается путь сопряжения двух основных инициатив. Рассматриваются и учитываются факторы актуальной международной ситуации. Так, эпидемия коронавируса продолжает распространяться по миру, что влияет на изменение экономики, торговые связи, гуманитарное сотрудничество. Мировой торговый протекционизм обостряет процесс контрглобализации и эволюцию глобальной политической структуры. Сегодня подписание соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) и возвращение Индо-Тихоокеанской стратегии в Азиатско-Тихоокеанский регион ускорили процесс региональной интеграции в Азии. В новой международной ситуации инициатива «Один пояс, один путь» и Большое евразийское партнерство как геостратегические концепции Китая и России имеют достаточно много пересечений в политическом, экономическом, гуманитарном и других аспектах. Особенно в рамках «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между Китаем и Россией, вступающих в новую эпоху», сопряжение этих двух стратегий станет одним из важных направлений политико-экономической деятельности двух стран. Перед Китаем и Россией стоит общая задача - реализовать сопряжение двух инициатив, в полной мере задействовать их стратегические атрибуты и прагматическое сотрудничество в глобальной региональной игре, а также способствовать развитию сотрудничества с максимальной выгодой и беспроигрышной ситуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE INITIATIVE "ONE BELT, ONE ROAD" AND THE GREATER EURASIAN PARTNERSHIP: PREREQUISITES, MOTIVES AND PRIORITIES FOR IMPLEMENTATION

The article examines the background and strategic importance of two initiatives - “One Belt and One Road” (China) and the Great Eurasian Partnership (Russia). The points of correspondence and motivation of the two strategic initiatives are analyzed. In the context of strengthening international cooperation and regional integration, a way to link the two main initiatives is being discussed. Factors of the current international situation are considered and taken into account. Thus, the coronavirus pandemic has already become the main event, which affects the changing economy, trade relations and humanitarian cooperation. In addition, global trade protectionism exacerbates the process of counter-globalization and the evolution of the global political structure. The signing of the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) and the return of the Indo-Pacific Strategy to the Asia-Pacific region have accelerated the process of regional integration in Asia. In the new international situation, the initiative “One Belt and One Road” and the Great Eurasian Partnership as geostrategic concepts of China and Russia have quite a lot of intersections in political, economic, humanitarian and other aspects. Especially within the framework of the “comprehensive partnership and strategic cooperation between China and Russia entering a new era”, the integration of the two strategies - “One Belt and One Road” and the Greater Eurasian Partnership - will become one of the important areas of political and economic activity of the two countries. China and Russia have a common task - to implement the integration of the two initiatives, to fully use their strategic attributes and pragmatic cooperation in the global regional game, and to promote the development of cooperation with the maximum benefit and win-win situation.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ "ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ" И БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ, МОТИВЫ И ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ РОССИИ SOCIO-CULTURAL COMMUNICATION RUSSIA

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-1-95-100

Интеграция инициативы «Один пояс, один путь» и Большого евразийского партнерства: предпосылки, мотивы и приоритеты реализации

Чу Лин (КНР) ©

Факультет марксизма Технологического университета Внутренней Монголии Китая, Российско-Монгольский исследовательский центр Хух-Хото, Внутренняя Монголия, КНР

Е-таН:сИиПпд-]Б@уаг^ех.ги

Аннотация. В статье исследуется предыстория и стратегическое значение двух инициатив - «Один пояс, один путь» (Китай) и Большое евразийское партнерство (Россия). Анализируются точки соответствия и мотивации сопряжения двух стратегических инициатив. В контексте укрепления международного сотрудничества и региональной интеграции обсуждается путь сопряжения двух основных инициатив. Рассматриваются и учитываются факторы актуальной международной ситуации. Так, эпидемия коро-навируса продолжает распространяться по миру, что влияет на изменение экономики, торговые связи, гуманитарное сотрудничество. Мировой торговый протекционизм обостряет процесс контрглобализации и эволюцию глобальной политической структуры. Сегодня подписание соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) и возвращение Ин-до-Тихоокеанской стратегии в Азиатско-Тихоокеанский регион ускорили процесс региональной интеграции в Азии. В новой международной ситуации инициатива «Один пояс, один путь» и Большое евразийское партнерство как геостратегические концепции Китая и России имеют достаточно много пересечений в политическом, экономическом, гуманитарном и других аспектах. Особенно в рамках «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между Китаем и Россией, вступающих в новую эпоху», сопряжение этих двух стратегий станет одним из важных направлений политико-экономической деятельности двух стран. Перед Китаем и Россией стоит общая задача - реализовать сопряжение двух инициатив, в полной мере задействовать их стратегические атрибуты и прагматическое сотрудничество в глобальной региональной игре, а также способствовать развитию сотрудничества с максимальной выгодой и беспроигрышной ситуацией.

Ключевые слова: Один пояс, один путь, Большое евразийское партнерство, Китай и Россия, интеграция, энергетическое сотрудничество, новая эра.

Благодарности:

Данная статья является поэтапным результатом исследования молодежного проекта Национального фонда социальных наук Китая «Роль и влияние китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства на китайско-российское энергетическое сотрудничество в новой ситуации», №19 СС.1020.

ДЛЯЦИТИРОВАНИЯ:ЧуЛин Интеграцияинициативы«Одинпояс,один путь»иБольшого евразийского партнерства: предпосылки, мотивы и приоритеты реализации // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 1. С. 95-100. DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-1-95-100

Г

V

J

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-1-95-100

Integration of the initiative «One Belt, One Road» and the Greater Eurasian Partnership: prerequisites, motives and priorities for implementation

Chu Ling ©

Inner Mongolia University of Technology,

Russia-Mongolia Research Center, Hohhot, Inner Mongolia, China

E-mail: chuling-js@yandex.ru

Abstract: The article examines the background and strategic importance of two initiatives - "One Belt and One Road" (China) and the Great Eurasian Partnership (Russia). The points of correspondence and motivation of the two strategic initiatives are analyzed. In the context of strengthening international cooperation and regional integration, a way to link the two main initiatives is being discussed. Factors of the current international situation are considered and taken into account. Thus, the coronavirus pandemic has already become the main event, which affects the changing economy, trade relations and humanitarian cooperation. In addition, global trade protectionism exacerbates the process of counter-globalization and the evolution of the global political structure. The signing of the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) and the return of the Indo-Pacific Strategy to the Asia-Pacific region have accelerated the process of regional integration in Asia. In the new international situation, the initiative "One Belt and One Road" and the Great Eurasian Partnership as geostrategic concepts of China and Russia have quite a lot of intersections in political, economic, humanitarian and other aspects. Especially within the framework of the "comprehensive partnership and strategic cooperation between China and Russia entering a new era", the integration of the two strategies - "One Belt and One Road" and the Greater Eurasian Partnership - will become one of the important areas of political and economic activity of the two countries. China and Russia have a common task - to implement the integration of the two initiatives, to fully use their strategic attributes and pragmatic cooperation in the global regional game, and to promote the development of cooperation with the maximum benefit and win-win situation.

Key words: One Belt and One Road, Greater Eurasian Partnership, China and Russia, integration, energy cooperation, new era. Acknowledgements

This article is the phased research result of the Natio nal Social Science Fund Youth Project «Study on the role and impact of China-Russia Comprehensive Strategic Cooperative Partnership on Chinese-Russian energy cooperation in the new situation», №19 CGJ020.

S \

FOR CITATION: Chu Ling Integration of the initiative «One Belt, One Road» and the Greater Eurasian Partnership: prerequisites, motives and priorities for implementation // Sociopolitical Sciences. 2021. T. 11. № 1. C. 95-100. DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-1-95-100

-_y

ВВЕДЕНИЕ

Перед лицом глубоких изменений в международной обстановке в рамках евразийской стратегии особую важность приобретает возглавляемая Китаем инициатива «Один пояс, один путь» и выдвигаемое Россией Большое евразийское партнерство, поскольку Китай и Россия являются ведущими региональными державами в Евразии. Эти инициативы как общая стратегия совместного интеграционного развития Евразии с востока на запад. При этом неизбежно повлияют на другие страны Евразии. Инициатива «Один пояс, один путь» Китая - это трансконтинентальная долгосрочная политическая и инвестиционная программа, направленная на развитие инфраструктуры и ускорение экономической интеграции стран, расположенных вдоль исторического Шелкового пути. Большое евразийское партнерство - это путь реализации важной для России стратегии «Смотреть на Восток» и строить евразийскую экономическую интеграцию. Формат Большого евразийского партнерства имеет несколько точек опоры, Евразийский экономический союз - одна из них. С точки зрения России, партнерство базируется на этом союзе в качестве отправной точки, формируя

сеть экономического сотрудничества с центром в ЕЭС. Две евразийские стратегии - Китая и России («на запад» и «на восток») - не только расширят пространство для стратегического взаимодействия между двумя странами, но и обеспечат реалистичную основу для новой модели китайско-российского сотрудничества. По мере того, как Китай развивается на запад в различных формах, Большое евразийское партнерство и инициатива «Один пояс, один путь» должны интегрироваться.

ПРЕДЫСТОРИЯ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН Пояс, один ПУТЬ» И БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Подъем великих держав обычно проявляется как геополитический подъем. В силу различных географических особенностей подъем каждой из них имеет свой уникальный геополитический путь. Зб. Бжезинский отмечал: «Геополитика продвинулась от регионального мышления к глобальному, при этом превосходство над всем Евразийским континентом служит центральной основой для глобального главенства» [Бжезинский, 1998: 1]. В настоящее время в мире сформировалась многополярная модель развития ситуации, американская гегемония в

Чу Лин _

международной политике пошатнулась, глобальный экономический центр постепенно перемещается в Азию. Рассматривая Евразию как центральную арену мировой геополитики, страны Евразии выдвинули собственные стратегические планы в новой ситуации, например: Проект Mausam (Индия), Vision 2025 (Пакистан), the Prairie Road (Монголия), the Bright Road (Казахстан), the Middle Corridor (Турция) и т.д. Инициатива «Один пояс, один путь» и Большое евразийское партнерство как региональные стратегии Китая и России в Евразии базируются на экономическом сотрудничестве как основном содержании межрегиональной стратегии. Это программы взаимодействия Китая и Россия в сложной и изменчивой новой ситуации, которые позволят справиться с корректировкой международной модели сотрудничества.

Со стороны Китая инициатива «Один пояс, один путь», предложенная китайским правительством в новый исторический период, направлена на ускорение социально-экономического развития Китая в условиях новых вызовов на мировой арене, в том числе обусловленных снижением мировых темпов экономического развития, а также для координации международной и внутренней общей ситуации для принятия важнейших стратегических решений. Стратегия «Один пояс, один путь» - ключевое звено и важное средство реализации вековой мечты и подъема великих держав [Лу Вэй, Ли Давэй, 2016: 8]. С точки зрения геополитики, это стратегический шаг Китая, чтобы прорвать сжатие между Востоком и Западом, прорвать стратегическую блокаду Соединенных Штатов и расширить свое собственное пространство для развития. С точки зрения экономического развития, инициатива «Один пояс, один путь» - это понимание и видение Китаем новых международных отношений на основе его растущей экономической мощи и дипломатических возможностей [Лю Чанмин, Яо Шифань, 2016: 11]. Что касается многостороннего сотрудничества, то инициатива «Один пояс, один путь» привела к развитию «пояса и пути» через двустороннюю торговлю, расширила экономические интересы стран, расположенных в зоне «Одного пояса и одного пути», и еще больше усилила глобальное влияние Китая.

Новые реалии в глобальной политике и экономике оказались неблагоприятными и для России, побудив ее руководство внести коррективы в расстановку стратегических приоритетов. Предложение России о создании Большого евразийского партнерства мотивировано рядом факторов.

Во-первых, это подъем Евразии на фоне краха «Европейского идеализма». Сдвиг парадигмы от «Большой Европы» к «Большой Евразии» продолжался долгое время в период холодной войны и даже после ее окончания, а санкции ЕС после украинского кризиса позволили России полностью отказаться от своей прежней идеи о «Большой Европе». 12 сентября 2015 года эта дипломатическая концепция была окончательно доработана, и экс-министр иностранных дел РФ Игорь Иванов в выступлении на XX ежегодной конференции в Риге Балтийского форума признал нереализуемость для РФ «Большой Европы». Он указал, что «пути Европы и России расходятся всерьез и надолго -не на месяцы и даже не на годы, но, вероятно, на десятилетия вперед. Набирают обороты процессы евразийской интеграции и сотрудничества. Это и Евразийский экономический союз, и Шанхайская организация сотрудничества, и проект Нового шелкового пути. Стало модным заявлять о том, что на место Большой Европы от Лиссабона до Владивостока приходит Большая Евразия от Шанхая до Минска... Евроатлантика и Евразия оформляются как новые центры глобального притяжения, а отношения между ними превращаются в главную ось мировой политики будущего» и «в формирующейся новой геополитической реальности Россия перестает быть восточным флангом несостоявшейся Большой Европы и превращается в западный фланг формирующейся Большой Евразии» [Иванов, 2015: 2].

Россия пыталась укрепить экономическое сотрудничество с экономиками азиатских стран через концепцию «Большой Евразии», в частности с Китаем, чтобы вернуться в Европу. Идея «Большой Евразии» - это еще одна амбициозная стратегическая идея, выдвинутая Россией после провала идеи «Большой Европы», несущая России нежелание маргинализироваться, перекраивать международный политический и экономический порядок, возвращать в Центр международной сцены великодержавную мечту [Лу Пин, 2019: 9].

Во-вторых, Большое евразийское партнерство также является продуктом российской практики регионального сотрудничества. Построение концептуальных командных высот является важным фактором продвижения российского предложения о партнерстве, которое базируется на Евразийском экономическом союзе в качестве отправной точки и формирует сеть экономического сотрудничества с центром в Евразийском экономическом союзе [Чжао Хуашэн, 2017: 15].

В-третьих, Большое евразийское партнерство требует сохранения политической стабильности в условиях замедления или даже снижения темпов экономического роста, а также быстрого развития собственной экономики, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири, за счет восточного вектора экономики Китая и регионального сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе [Панг Дабенг, 2017: 13]. Россия надеется развивать экономику Сибири и Дального Востока в рамках инициативы «Большая Евразия», что сделает ее важной основой для национальных стратегий развития Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI веке [Чжан Хаоци, 2017: 14].

Можно сказать, что Россия и Китай работают над тем, чтобы способствовать трансформации международного порядка и оптимизации структуры глобального управления, чтобы сделать ее более устойчивой и эффективной для достижения глобальной и региональной стабильности. В этом ключе стратегия Большого евразийского партнерства является ответом на китайскую инициативу «Один пояс, один путь». Сопряжением этих двух инициатив Россия продолжает реализацию стратегии «Большая Евразия», которая, можно сказать, является позитивным следствием инициативы «Один пояс, один путь» Китая. А сопряжение «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза в полной мере использует всесторонние преимущества обеих сторон, способствуя стратегическому совмещению интересов, обеспечивая трансграничные стратегические примеры стыковки для регионального экономического сотрудничества.

ТОЧКИ СООТВЕТСТВИЯ В СОПРЯЖЕНИИ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН Пояс, один ПУТЬ» И БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Сегодня Евразия, обладающая 75% мирового населения, 60% совокупного богатства и 75% ископаемой энергии, имеет два (Европейский союз и Восточная Азия) из трех существующих крупнейших мировых экономических центров (Северная Америка, Европейский союз, Восточная Азия). Сложные религиозные и цивилизаци-онные формы, географические интересы крупных держав и различные системы верований в столкновении формируют сложную ситуацию жесткой конкуренции. Как бы ни развивалась мировая ситуация в будущем, базовая структура глобальных стратегических ресурсов, ориентированных на Евразию, не изменится, участие в игре великих держав на Евразийском континенте будет означать подъем Китая и России.

Во-первых, Евразия играет и продолжает играть чрезвычайно важную стратегическую роль. Формирование глобальной державы должно иметь три фундаментальных элемента: географический размер, национальную

мощь и глобальное влияние. И, в частности, она должна обладать глобальным стратегическим умом и способностью влиять, планировать и контролировать мировые дела [Ма Чжэнган,2015: 12]. Китайская экономика, культура, дипломатия, военные и т.д. не являются «влиятельными» в мире, а только «существуют». Так что Китай - это просто «незавершенная великая держава», как полагает профессор международных отношений Университета Джорджа Вашингтона Шэнь Давэй [Шэнь Давэй, 2014: 16]. Поскольку это мировая держава не в полном смысле этого слова, стратегическое влияние Китая может быть сосредоточено только в Евразии, контроль выполнения региональной стратегии также в основном ограничен прилегающими районами Китая. Глобальные интересы Китая объективно требуют от государства как можно скорее сформулировать внешнюю стратегию подъема - геогенеральную стратегию, соответствующую стратегии мирного развития, и осуществить стратегическое планирование и развертывание в глобальном масштабе с глобальной перспективой [Дю Дебен, Ма Ях Ва, 2015: 7]. То же самое относится и к России, чья стратегия развития Большого евразийского партнерства обусловлена политическим, экономическим, дипломатическим и стратегическим отчуждением России от Запада. Это связано не только с украинским кризисом, вызванным западными экономическими санкциями, но и с российским «европеизмом» и «евразийством» как знаками идентичности и национального позиционирования. Большое евразийское партнерство является трансформацией провалившейся стратегии России «Большая Европа» и продолжением ее евразийской геополитической игры.

Во-вторых, Китай и Россия имеют одну и ту же концепцию стратегической передачи. Евразийский регион, охватывающий с севера северо-восточный, северный и северо-западный Китай, играет чрезвычайно важную роль в системе геостратегической безопасности страны. Значение Евразии для геополитической безопасности Китая заключается в обеспечении стабильного стратегического тыла Китая. В направлении Южной Азии характер китайско-индийских отношений в последние годы стал препятствием для их углубленного развития. В то же время существует возможность возникновения новых противоречий в китайско-индийских отношениях, примером чего является китайско-индийский пограничный конфликт в долине реки Галван. Кроме того, Евразия является сухопутным коридором, соединяющим Китай с Западной Азией, Африкой и Европой, и играет незаменимую ключевую роль в продвижении строительства проекта «Один пояс, один путь». А для России постсоветское пространство рассматривается как ключевой национальный интерес в целях защиты своей сферы влияния, поэтому Россия быстро разработала и запустила внешнеполитический контур для стран СНГ, одновременно начав продвигать процесс интеграции со странами постсоветского пространства. Предложение президента Путина об инициативе Большого евразийского партнерства, призванного заменить первоначальную стратегию Большой Европы и интеграции в Европу, отражает серьезную корректировку дипломатической стратегии России. Это не только неизбежный результат ее геополитической игры с США и Европой, но и тенденция международного политико-экономического развития. Учитывая нынешнее затруднительное положение России, очевидно, что инициатива Большого евразийского партнерства предоставит ей больше возможностей.

В-третьих, «Один пояс, один путь» и Большое евразийское партнерство - две стратегические стыковки станут новым локомотивом экономического развития и сотрудничества двух стран. В настоящее время мировая экономическая система вступила в период глубокой перестройки, ситуация региональной интеграции посте-

пенно укрепилась и вышла на новый этап развития, особенно после эпидемии. Возросли надежды стран на институционализацию отношений экономического и торгового сотрудничества, на избежание внешних потрясений, вызванных неопределенной мировой экономической ситуацией. Официальное подписание 15 ноября 2020 года соглашения о Региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве (ВРЭП, на англ. КСБР) подтверждает этот момент. В этом контексте инициативы стремятся расширить свое пространство развития за счет крупномасштабных соглашений о стратегическом партнерстве между регионами, добиваясь тем самым благоприятного положения на евразийском экономическом ландшафте.

Китайский ученый Лю Фэнхуа считает, что «Россия корректирует свою экономическую структуру, активно расширяет внешнеэкономические связи, выдвигает идею создания большого евразийского партнерства, рассчитывая расширить торгово-экономическое сотрудничество со странами АТР, чтобы придать импульс экономическому подъему и развитию России в восточном регионе. Само собой разумеется, что Россия и впредь будет искать внешнюю помощь для своего экономического и социального развития через стыковочное сотрудничество "пояса и пути", строительство Евразийского партнерства и другие пути» [Лю Фэнхуа, 2017: 10]. Кроме того, это станет важной отправной точкой для России в стремлении к геоэкономическому и геополитическому доминированию Евразии в будущем [Ван, Шучунь, Чжу Янь, 2017: 5]. Сопряжение двух стратегий, расширяя экономическое и торговое сотрудничество между двумя странами, одновременно может укрепить сотрудничество между развивающимися экономиками и прийти к формированию нового типа международной экономической мощи, что позволит сбалансировать влияние развитых экономик.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОПРЯЖЕНИИ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН Пояс, один ПУТЬ» И БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Поскольку две основные инициативы регионального сотрудничества - «Один пояс, один путь» и Большое евразийское партнерство - не являются взаимоисключающими, а напротив, имеют много общего в контексте стратегического предложения, то сопряжение двух стратегических инициатив требует укрепления консенсуса на высшем уровне, углубления торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества для общего усиления региональной интеграционной ситуации.

Во-первых, в политическом аспекте Китай и Россия должны укреплять партнерские отношения на государственном высшем уровне. В рамках «Совместного заявления КНР и РФ о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» консолидируется консенсус по стыковке на высшем уровне. В апреле 2019 г. Владимир Путин принял участие во втором Международном форуме «Один пояс, один путь» и указал, что «Российская сторона неоднократно подчеркивала, что инициатива Председателя КНР "Один пояс, один путь" перекликается с российской идеей создания большого евразийского партнерства, которое именно и предполагает "интеграцию интеграций", то есть тесное сопряжение идущих в Евразии различных двусторонних и многосторонних интеграционных процессов» [Международный форум, 2020: 3]. В «Совместном заявлении КНР и РФ о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» было заявлено, что «китайская сторона поддерживает инициативу формирования Большого евразийского партнерства. Стороны считают, что эти инициативы могут развиваться парал-

Чу Лин

лельно и скоординировано, будут способствовать развитию региональных объединений, двусторонним и многосторонним интеграционным процессам на благо народов Евразийского континента» [Совместное заявление, 2020: 4]. Инициатива и многосторонний механизм развития стратегии требуют, чтобы и Китай, и Россия координировали интересы стран, расположенных вдоль пути Большого евразийского партнерства. Таким образом, это требует укрепления регулярных и качественных контактов между лидерами и правительствами двух стран на высшем уровне и содействия сопряжению двух стратегий, исходя из интересов Китая и России, а также из интересов Евразийского региона.

Во-вторых, в экономическом аспекте необходимо углублять взаимовыгодное энергетическое сотрудничество между Китаем и государствами-членами ЕАЭС, способствуя тем самым сопряжению проекта «Один пояс, один путь» и Большого евразийского партнерства. В последние годы Китай стал крупнейшим торговым партнером из числа важнейших торгово-экономических партнеров Евразийского экономического союза. Несмотря на незначительное снижение торгового оборота вследствие пандемии коронавируса СОУЮ-19, Китай остается главным стратегическим партнером государств-членов ЕАЭС. По данным Евразийской экономической комиссии, основными торговыми партнерами ЕЭС в январе-апреле 2020 года стали Китай (29,3% от объема торговли союза), Германия (8,3%), Турция (4,4%), Италия (4,1%) и США (3,3%). Китай является крупнейшим торговым партнером ЕЭС [17]. Основным товаром, экспортируемым ЕЭС в Китай, является сырая нефть (объем продаж составил $ 8,4 млрд, рост на 101% по сравнению с январем-мартом 2019 года), при этом 93% поставок нефти приходится на Россию [6]. ЕАЭС, благодаря благоприятному географическому положению и общему регулированию стал экономическим мостом между стратегией «Один пояс, один путь» и Большим евразийским партнерством. Китай и Россия должны расширять энергетическое сотрудничество одновременно по всем направлениям, стимулировать строительство энергетической инфраструктуры в других странах, добиваться взаимодополняющих преимуществ рынков спроса и предложения

энергоресурсов в Евразии, превращать преимущества ресурсов в экономические преимущества. В области энергетики, как важной отправной точке, Китай должен продолжать укреплять сотрудничество в энергетической сфере с другими государствами-членами ЕАЭС, а также осуществлять практическое сотрудничество в области поставок, локализации производства современного оборудования, оцифровки энергетики и финансирования.

В-третьих, в аспекте общественного мнения, необходимо укреплять общественно-политический фундамент «Один пояс, один путь» и Большого евразийского партнерства. В последние годы постоянно укрепляется политическое доверие и экономический потенциал Китая и России, всесторонне осуществляется сотрудничество в различных областях. В условиях эпидемии импульс роста торговли Китая и России очевиден, обе страны добились значительного прогресса в гуманитарных обменах в последние годы, в частности в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь», при этом взаимная осведомленность и взаимопонимание народов Китая и России еще нуждаются в дальнейшем улучшении. Две стороны должны укреплять культурные обмены и углублять дружбу в сфере культуры.

ВЫВОДЫ

Инициатива «Один пояс, один путь» направлена на то, чтобы опираться на экономические коридоры пяти «коммуникаций»: политические контакты, инфраструктурную взаимосвязанность, свободную торговлю, движение финансовых потоков и гуманитарные обмены. Это позволит активировать новую точку экономического роста в Евразии, экономическое процветание Евразии и стабильное развитие, и в конечном итоге даст возможность сформировать единое экономическое пространство в Евразии. Аналогичным образом намерение России построить Большое евразийское партнерство с Китаем состояло в том, чтобы использовать свое уникальное геополитическое и экономическое положение в Евразии для расширения внешних рынков за счет более широкого регионального сотрудничества и создания большего пространства для собственного развития. Это позволит сформировать новый полюс роста мировой экономики на базе Евразийского экономического сектора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М., 1998. С. 53.

2. Иванов И. Выступление на XX ежегодной конференции Балтийского форума «США, ЕС и Россия - новая реальность» [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 15.09.2015. URL:https://russiancounril.ru/analytics-and-comments/analytics/zakat-bolshoy-evropy/ (дата обращения: 30.11.2020).

3. Международный форум «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] // Кремль. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/60378 (дата обращения: 25.11.2020).

4. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху [Электронный ресурс] // Кремль. URL: http://www. kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 02.12.2020).

5. Ван Шучунь, Чжу Янь. Большое евразийское партнерство: углубленный анализ с многомерной точки зрения // Российские исследования. 2017. № 2. С. 22-25.

6. В первом квартале 2020 года товарооборот Евразийского экономического союза с Китаем составил 21,1 миллиарда долларов [Электронный ресурс]// Китайский Совет по содействию развитию международной торговли представительство в России. URL: http://www.ccpit.org/contents/ channel_3974/2020/0612/1267700/content_1267700.htm (дата обращения: 05.12.2020).

7. Дю Дебен, Ма Ях Ва. "Один пояс, один путь": гео-генеральная стратегия возрождения китайской нации// Географические исследования. 2015. № 6. С. 1006.

8. Лу Вэй, Ли Давэй.Дифференцированная стратегия развития подъема великих держав в контексте инициативы «Один пояс,

REFERENCES

1. Brzezinski Zb. The great chessboard. The dominance of America and its Geostrategic Imperatives. Moscow, 1998. p. 53.

2. Ivanov I. Speech at the XX Annual Conference of the Baltic Forum "USA, EU and Russia - a new reality" [Electronic resource] // Russian Council on International Affairs, 15.09.2015. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ zakat-bolshoy-evropy/ (accessed: 30.11.2020).

3. International Forum "One Belt, One Way" [Electronic resource] // Kremlin. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/60378 (accessed: 25.11.2020).

4. Joint statement of China and Russia on comprehensive strategic cooperative partnership for the development of a new era [Electronic resource] // Kremlin. URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/5413 (accessed: 02.12.2020).

5. Wang Shuchun, Zhu Yan. Greater Eurasian Partnership-Indepth analysis from a multi-dimensional perspective] //Russian researches. 2017. № 2. P. 22-25.

6. the first quarter of 2020, the total trade volume between the Eurasian Economic Union and China reached US$21.1 billion]. URL: http://www. ccpit.org/contents/channel_3974/2020/0612/1267700/ content_1267700.htm (accessed: 05.12.2020).

7. ttiiM. Debin, Ma Yahua. "One Belt, One Road": the geopolitical strategy for the rejuvenation of the Chinese nation]. . 2015. no. 6. p. 1006.

8. Lu Wei, Li Dawei. Differentiated development strategies for the rise of great powers under the background of "One Belt One Road". 2016. № 10. p. 12.

один путь» // Китайская мягкая наука. 2016. № 10. С. 12.

9. Лу Пин. Российская "европейская мечта" и "возвращение в Европу": краткий анализ российско-европейских отношений после украинского кризиса // Журнал российских исследований. 2019. № 6. С. 20-21.

10. Лю Фэнхуа. Евразийское партнерство: новая повестка китайско-российского сотрудничества // Форум Северо-Восточной Азии. 2017. № 4. С. 78-86.

11. Лю Чанмин, Яо Шифань.Стратегия евразийской интеграции Китая и атлантизм в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Тихоокеанский журнал. 2016. № 11. С. 57-58.

12. Ма Чжэнган. Как далеко Китай находится от глобальной державы // Академическое предисловие. 2015. № 11. С. 28-38.

13. Панг Дабенг. Российское "Большое евразийское партнерство" // Журнал российских исследований. 2017. № 2. С. 7.

14. Чжан Хаоци. Стратегическое видение России «Большой Евразии» и его коннотация // Современные международные отношения. 2017. № 6. С. 18-32.

15. Чжао Хуашэн. Китай и Большое евразийское партнерство// Исследование международных проблем. 2017. № 6. С. 3-4.

16. Шэнь Давэй. Китай - незавершенная великая держава : Сборник научных статей Лидерство. 2014. № 9. С. 110-113.

17. 2020/1-4 Январь-апрель 2020 года: Китай является крупнейшим торговым партнером Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Министерство торговли Китайской Народной Республики. URL: http://www.mofcom.gov.cn/ artide/i/jyjl/e/202006/20200602978691.shtml (дата обращения: 05.12.2020).

9. Lv Ping. Russia's "European Dream" and "Return to Europe"— Analysis of Russia-Europe Relations since the Ukraine Crisis]. 2019. № 6. P. 20-21.

10. Liu Fenghua. Eurasian Partnership: A New Agenda for China-Russia Cooperation]. 2017. № 4. P. 78-86.

11. Liu Changming, Yao Shifan. China's Eurasian Integration Strategy and Atlanticism under the "One Belt One Road" Initiative]. 2016. № 11. P. 57-58.

12. Ma Zhengang. How far is China from a global power. 2015. № 11. P. 28-38.

13. Pang Dapeng. Russia's "Greater Eurasian Partnership". 2017. № 2. p. 7.

14. Zhang Haoqi. Russia's "Greater Eurasia" Strategic Conception and Its Connotation. 2017. № 6. p. 20.

15. Zhao Huasheng. China and Greater Eurasian Partnership. . 2017. № 6. P. 3-4.

16. Shen Dawei. China - an incomplete country: Collection of scientific articles. 2014. № 9. P. 110-113.

17. 2020/1-4 From January to April 2020, China is the largest trading partner of the Eurasian Economic Union]. URL:http://www. mofcom.gov.cn/article/i/jyjl/e/202006/20200602978691.shtml (accessed: 05.12.2020).

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».

Рецензент: YueQiang, PhD, анхайский политико-юридический университет; Комиссия по юридическим услугам для ШОС (Китай); Восточно-китайский политико-юридический университет, старший преподаватель, заместитель начальника Центра обмена и сотрудничества; научный сотрудник пост-докторской станции (г. Шанхай).

Статья поступила в редакцию 11.01.2021, принята к публикации 24.02.2021. The article was recieved on 11.01.2021, accerted for publication 24.02.2021.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Чу Лин (КНР), кандидат политических наук, доцент; заведующая кафедрой нравственного воспитания факультета марксизма Технологического университета Внутренней Монголии Китая, эксперт Российско-Монгольского исследовательского центра, Хух-Хото, Внутренняя Монголия, КНР E-mail: chuling-js@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT THE AUTHOR

Chu Ling, PhD in Political Science, Associate Professor, Director of Moral Education Teaching and Research Section, School of Marxism, Inner Mongolia University of Technology, expert of Russia-Mongolia Research Center, Hohhot, Inner Mongolia, China E-mail: chuling-js@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.