К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЯ В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И
ИНЫЕ АСПЕКТЫ
С.П. Сотов, студент
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-6-2-179-182
Аннотация. Китайско-российское сотрудничество в последнее время активно развивается во многих областях. Представители Китая подтвердили курс развития отношений с Россией на недавнем Петербургском экономическом форуме 2022 года, поэтому, вероятно, одним из ключевых векторов развития китайско-российского сотрудничества будет выступать дальнейшее совершенствование проекта Китая «Один пояс, один путь». Реализация данной инициативы оказывает значительное влияние на экономическое развитие стран, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути». Россия, как основной участник данной инициативы и самая крупная страна, имеющая общую с Китаем границу, является важным партнером для КНР. В статье рассматриваются основные сферы сотрудничества России и Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь», в их число входят инвестиционные проекты, сельскохозяйственная торговля между Россией и Китаем, китайско-российское энергетическое сотрудничество, а также культурная составляющая инициативы. В ходе анализа было выявлено, что сотрудничество Российской Федерации и Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» постепенно увеличивает темпы развития в ряде областей, однако существуют и такие сферы, которые по-прежнему требуют большого внимания со стороны обеих стран, так как уровень их развития является относительно низким.
Ключевые слова: Китай и Россия, проект «Один пояс, один путь», сотрудничество, развитие, экономический аспект.
В последние годы китайско-российское сотрудничество развивается во многих областях, а его масштабы непрерывно увеличиваются. В долгосрочной перспективе сотрудничество между Китаем и Российской Федерацией будет продолжать развиваться, на что указывает присутствие на ключевой дискуссионной панели Петербургского экономического форума 2022 года представителей Китая и их подтверждение курса сотрудничества с Россией [1]. Вероятно, одним из ключевых векторов развития китайско-российского сотрудничества будет выступать дальнейшее совершенствование проекта Китая «Один пояс, один путь». Данная инициатива была впервые озвучена Си Цзиньпином во время визита в Казахстан в сентябре 2013 г., а на церемонии открытия Боаоского форума в 2018 году генеральный секретарь ЦК КПК уже заявил о том, что «Один пояс, один путь» нацелен на достижение взаи-
мосвязанности политики, инфраструктуры, торговли, финансов и воли народов, а также направлен на создание новой платформы международного сотрудничества и новых движущих сил совместного развития с целью принесения пользы большему числу стран и народов [2]. Реализация данной инициативы оказывает значительное влияние на экономическое развитие стран, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути». Россия, как основной участник данной инициативы и самая крупная страна, имеющая общую с Китаем границу, является важным партнером для Китая. Таким образом, в данной статье будут рассмотрены основные сферы сотрудничества России и Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь».
Инициатива «Один пояс, один путь» включает в себя 5 основных направлений реализации сотрудничества: «политическая координация», «взаимосвязь инфра-
структуры», «бесперебойная торговля», «свободное движение капитала», а также «сближение народов» [3].
Прежде всего стоит отметить, что за последние годы прямые инвестиции из Китая в российскую экономику ощутимо выросли. Их накопленный объем в 2010 г. составлял 2,9 млрд долл., а в 2017 г. - 10,2 млрд долл. Более того, инвесторы из Китая стали акционерами ряда крупных российских компаний. Например, обладателем пакета в 14,16% акций «Роснефти» с
2017 г. является китайская частная корпорация «Хуасинь», а Китайская национальная атомная корпорация стала первым иностранным инвестором, допущенным в российскую урановую промышленность: в
2018 г. «Росатом» создал с ней совместное предприятие для разработки месторождений в Забайкалье (доля китайской стороны составляет 49%) [4, с. 84].
Также было совершено несколько значимых сделок в высокотехнологичных отраслях: госкорпорация «Ростех» в 2017 г. продала китайской China Baoli 40-процентную долю своей дочерней фирмы Yota Devices, которая известна тем, что вывела на рынок первый российский смартфон YotaPhone. Лидер китайской электронной торговли компания Alibaba в 2018 г. ради расширения своей деятельности на российском рынке создала совместное предприятие, участниками которого с российской стороны стали государственный Российский фонд прямых инвестиций и частные компании «Мегафон» и Mail.Ru Group [4, с. 84].
Тем не менее, объемы инвестиций по-прежнему можно назвать небольшими, учитывая потенциальные возможности двух крупных экономик соседних стран, которые переживают беспрецедентное политическое сближение. Стоит отметить и то, что крупные инвестиционные проекты реализуются только потому, что они лоббируются на политическом уровне, а массового инвестиционного взаимодействия малых и средних предприятий частного сектора до сих пор не наблюдается [4, с. 85].
Сельскохозяйственная торговля между Россией и Китаем по-прежнему имеет низ-
кий уровень развития. Это обусловлено ограниченной торговлей сельскохозяйственными продуктами и ресурсами. Тем не менее, по оценкам некоторых специалистов, подписание соглашения о сотрудничестве в рамках программы «Экономический пояс Шелкового пути» будет способствовать развитию китайско-российского сотрудничества в сфере сельского хозяйства и предоставит широкие возможности для китайско-российского сотрудничества в данной отрасли. Помимо этого, Китай и Россия достигли соглашения о совместном создании инвестиционного фонда в 2 млрд долл. США для инвестирования в сельскохозяйственные проекты обеих стран, что также должно в значительной степени стимулировать сельскохозяйственное их сотрудничество [5, с. 20].
Россия обладает богатыми сельскохозяйственными земельными ресурсами, однако коэффициент их использования невысок. Сельскохозяйственная деятельность в России охватывает только около 12 % всей территории. На 9,9 % имеются серьезные потери сельскохозяйственных земельных ресурсов. В свою очередь, Китай обладает богатым опытом в сфере использования сельскохозяйственных трудовых ресурсов и эффективного управления сельскохозяйственным производством, и, что более важно, у Китая достаточно средств для инвестирования в земельные участки в России. Поэтому в рамках развития стратегии «Один пояс, один путь» китайско-российское сотрудничество в области сельскохозяйственных ресурсов может привести к появлению новой модели сотрудничества. Например, модель по перепродаже зерна могла бы помочь сельскому хозяйству России найти новый способ развития и восполнить дефицит продовольствия в Китае [5, с. 22].
С 2016 года Россия занимает крайне важное место в качестве поставщика нефти для Китая, являясь главным поставщиком в 2016-2019 годах и вторым по величине в 2020-2021 годах. Одними из наиболее важных шагов в развитии энергетического сотрудничества между двумя странами можно считать открытие китай-
ско-российского нефтепровода в 2011 году и официальный ввод в эксплуатацию китайско-российского Восточного газопровода в 2019 году. Однако в то же время такие проблемы, как различия в механизмах ценообразования на энергоносители и несовершенство транспортной инфраструктуры, стали серьезными препятствиями для развития китайско-российского энергетического сотрудничества. На этом фоне некоторые исследователи считают, что для усовершенствования китайско-российского энергетического сотрудничества необходимо выполнить ряд задач. Например, концепция сотрудничества должна быть построена на основе укрепления взаимного политического доверия, кроме того, необходимо применение ряда инновационных инвестиционных моделей [6, с. 79]. В целом, укрепление китайско-российского сотрудничества в области энергетического потенциала в рамках проекта «Один пояс, один путь» эффективно стимулирует экономическое развитие обеих стран [7, с. 24].
Нельзя не отметить и культурную составляющую проекта «Один пояс, один путь». На данный момент важную роль в распространении китайского языка, культуры и истории Китая играют Институты Конфуция, которые также осуществляют подготовку учителей китайского языка. Первый Институт Конфуция в России был открыт в 2005 г. на базе Санкт-
ситета. На сегодняшний день на территории России действуют 19 Институтов Конфуция и 4 класса Конфуция. [3] В свою очередь, на территории Китая действуют Центры изучения русского языка. [3] Наиболее крупными исследовательскими центрами русского языка являются Русский центр в Пекинском Университете иностранных языков, Русский центр в Шанхайском Университете иностранных языков, Русский центр в Даляньском Университете иностранных языков и т. д. Также Северо-Восточный федеральный университет планирует открыть Центры русского языка и литературы в Чанчуньском институте науки и технологий и в Хэй-лунцзянском восточном университете. [3] Одним из наиболее успешных проектов российско-китайского сотрудничества в сфере образования стал Совместный университет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Пекинского политехнического института в Шэньчжэне [3].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотрудничество Российской Федерации и Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» постепенно увеличивает темпы своего развития в ряде областей, однако существуют и такие сферы, которые по-прежнему требуют большого внимания со стороны обеих стран, так как их уровень развития является относительно низким.
Петербургского государственного универ-
Библиографический список
1. Информационное агентство «REGNUM». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/3622150.html. (дата обращения: 27.06.2022)
2. Газета «Жэньминь Жибао» Он-лайн. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0412/c31521-9448284.html. (дата обращения: 23.06.2022)
3. Хышиктуев О.В. Российско-китайское сотрудничество в сфере науки и образования в рамках инициативы "Один пояс, один путь" / О.В. Хышиктуев, Е.А. Южикова // Власть и общество. - 2020. - №11 (20). - С. 4-7.
4. Мозиас П.М. Китайский проект "Один пояс, один путь" и национальные интересы России // Современная Россия в мировом политическом процессе: глобальное и региональное измерение: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 16-18 апреля 2019 года / Под общей редакцией А.Я. Касюка, И.К. Харичкина. -М.: Московский государственный лингвистический университет, 2019. - С. 81-90.
5. Хуан Х. Исследование возможностей развития китайско-российского сельскохозяйственного сотрудничества в рамках программы "Один пояс - один путь" // Казанский экономический вестник. - 2019. - №6 (44). - С. 20-25.
6. Фэн Аньцюань Синьсин шися шэньхуачжун энэнъюань хэцзодэ луцзин таньсо [ШШЩУИсследование пути углубления китайско-российского энергетического сотрудничества в новых обстоятельствах]. Цзинцзи цзунхэн
- 2022. - № 6. - С. 79-84.
7. Дин И, Ван Чжэньцзян [^—■, «Идайилу» цзяньшэ сядэчжун энэнъюань ча-ньнэн хэцзо [«—Китайско-российское сотрудничество в области энергетических мощностей в рамках строительства «Одного пояса, одного пути»]. Чанье юйкэцзи луньтань - 2021. - №20 (12). - С. 23-24.
TO THE QUESTION OF COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND CHINA WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ONE BELT, ONE ROAD INITIATIVE: ECONOMIC AND OTHER ASPECTS
S.P. Sotov, Student
Saint Petersburg State University
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. Sino-Russian cooperation has recently been actively developing in many areas. Representatives of China confirmed the course of development of relations with Russia at the recent St. Petersburg Economic Forum 2022, therefore, one of the key vectors for the development of Sino-Russian cooperation will be the further improvement of China's "One Belt, One Road" project. The implementation of this initiative has a significant impact on the economic development of countries along the Belt and Road. Russia, as the main participant in this initiative and the largest country that has a common border with China, is an important partner for China. The article discusses the main areas of cooperation between Russia and China within the framework of the One Belt, One Road project, including investment projects, agricultural trade between Russia and China, Sino-Russian energy cooperation, as well as the cultural component of the initiative. The analysis revealed that the cooperation between the Russian Federation and China in the framework of the One Belt, One Road initiative is gradually increasing the pace of development in a number of areas, however, there are areas that still require great attention from both countries, since their level of development is relatively low.
Keywords: China and Russia, One Belt, One Road project, cooperation, development, economic aspect.