Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ КНР'

К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ КНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-методическая литература / китайский язык / исследовательский центр / иноязычная культура / методики и подходы разработки учебников. / educational and methodological literature / Chinese language / Research Center / foreign language culture / methods and approaches of textbook development.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Назарова, Сайера Анваровна, Бобожонова, Феруза Улугбек кизи

Данная статья освещает проблему разработки современных учебников по иностранным языкам в системе высшего образования. Республика Узбекистан активно проводит реформы в сфере образования, направленные на повышение качества обучения и подготовки кадров. В рамках этих реформ требуется разработка новых учебников, учебных программ, методик и материалов, которые будут соответствовать современным стандартам и потребностям рынка труда. На основе международного опыта и передовых практик Китайских исследовательских центров по созданию учебно-методической литературы, авторами разработаны рекомендации по внедрению современных подходов в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Назарова, Сайера Анваровна, Бобожонова, Феруза Улугбек кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEM OF DEVELOPING MODERN TEXTBOOKS OF FOREIGH LANGUAGE IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM: CHINESE EXPERIENCE

This article highlights the problem of developing modern textbooks on foreign languages in the higher education system. The Republic of Uzbekistan is actively pursuing reforms in the higher education system aimed at improving the quality of education and training. As part of these reforms, it is necessary to develop new textbooks, curricula, methods and materials that will meet modern standards and the needs of the labor market. Based on international experience and best practices of Chinese research centers in the field of creating educational and methodological literature, the authors have developed recommendations for the implementation of modern approaches in the field of modern educational literature.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ КНР»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ КНР

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-153-159

PhD Назарова Сайера Анваровна,

Доцент кафедры Китайской филологии ТГУВ;

Бобожонова Феруза Улугбек кизи,

Преподаватель - стажер кафедры Китайской филологии ТГУВ

Аннотация: Данная статья освещает проблему разработки современных учебников по иностранным языкам в системе высшего образования. Республика Узбекистан активно проводит реформы в сфере образования, направленные на повышение качества обучения и подготовки кадров. В рамках этих реформ требуется разработка новых учебников, учебных программ, методик и материалов, которые будут соответствовать современным стандартам и потребностям рынка труда.

На основе международного опыта и передовых практик Китайских исследовательских центров по созданию учебно-методической литературы, авторами разработаны рекомендации по внедрению современных подходов в данной области.

Ключевые слова: учебно-методическая литература, китайский язык, исследовательский центр, иноязычная культура, методики и подходы разработки учебников.

ABOUT PROBLEM OF DEVELOPING MODERN TEXTBOOKS OF

FOREIGH LANGUAGE IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM:

CHINESE EXPERIENCE

PhD Nazarova Sayyora Anvarovna

Associate Professor of the Department of Chinese Philology, Faculty of "Sinology", Tashkent State University of Oriental Studies.

Mobile: 998935083582; e-mail: [email protected] Bobojonova Feruza Ulug'bek kizi Asistent - lecturer of the Department of Chinese Philology, Faculty of "Sinology", Tashkent State University of Oriental Studies

Abstract: This article highlights the problem of developing modern textbooks on foreign languages in the higher education system. The Republic of Uzbekistan is actively pursuing reforms in the higher education system aimed at improving the

153

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

quality of education and training. As part of these reforms, it is necessary to develop new textbooks, curricula, methods and materials that will meet modern standards and the needs of the labor market.

Based on international experience and best practices of Chinese research centers in the field of creating educational and methodological literature, the authors have developed recommendations for the implementation of modern approaches in the field of modern educational literature.

Key words: educational and methodological literature, Chinese language, Research Center, foreign language culture, methods and approaches of textbook development.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в Республике Узбекистан происходят существенные изменения в системе высшего образования, которые целостно охватывают все ступени и направления данной сферы. В этом ключе большую роль играет проблема разработки и создание современной учебно-методической литературы. Развитие информационных и коммуникационных технологий требует адаптации к современным методам обучения. Учитывая происходящие процессы, учебно-методическая литература должна быть разработана с учетом современных методов и инструментов, с целью стимулирования эффективного обучения.

Данная проблема в определённой степени служит реализации задач намеченных в указах и постановлениях Президента РУз: ЗРУ № 637 «Закон об образовании» от 23 сентября 2020 года, УП №-5847 «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года, в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года, № 11112909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года, № ПП-3775 «О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших учебных заведениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах» от 5 июня 2018 года, № ПП-5117 «О мерах по поднятию на качественно новый уровень деятельности по популяризации изучения иностранных языков в Республике Узбекистан», в Постановлениях Кабинета Министров № 312 «О мерах по эффективной организации популяризации изучения иностранных языков» РУз от 19 мая 2021 года, а также других нормативных правовых документов. В частности, этими документами определяется важность разработки современной учебно-методической литературы по иностранным языкам в высших учебных заведениях.

Таким образом, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые государственными органами Республики Узбекистан для обновления и

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

создания современной учебно-методической литературы в системе высшего образования, все еще существует ряд проблем, которые затрудняют ее разработку, перечислим некоторые из них:

- проблема доступа к базам последних научных исследованиий и технологическим достижениям к международным журналам и публикациям. Включение актуальной информации в учебники ограничивает возможности студентов получить полное представление о своей области;

- ограниченное взаимодействие между университетами и индустрией при разработке учебников. Университеты активно сотрудничать с предприятиями и организациями, чтобы учесть современные требования рынка труда и включить соответствующие материалы в учебники;

- отсутствие достаточного финансирования для проведения исследований и разработки новых учебных материалов и технологий;

- недостаточное внимание к инновационным подходам и использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании и др.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ

Проблема разработки современной учебно-методической литературой освещена в работах многих отечественных зарубежных и ученых, таких как Г.Х. Бакиева, Т.К. Саттаров, Ж. Жалолов, В.И. Андрианова, М. Джусупов, Л.Т. Ахмедова, В.И. Нормуратова, Д.Р.Джуманова, И.М.Тухтасинов, М.А. Мурадкасимова, А.А.Каримов, Ж.Т.Зиямухамедов, С.А.Насирова, С.А.Назарова, Л.Ш.Шасаидова, И.В.Кочергин, Н.А.Дёмина, Т.Л.Гурулёва, О.А.Масловец, Сян Пинчжу, Чэнь Цзинси Ченг Чанглай, Лю Шанвэй, Чжан Дунсю, Сунь Сичунь и Гао Лоужиган и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью дальнейшего совершенствования механизмов по созданию учебно-методической литературы отвечающим современным международным требованиям, изучим существующие научно-исследовательские центры в Китайской Народной Республике. Изучение международного опыта позволит университетам установить контакты с ведущими учеными и экспертами в своей области. Это может привести к сотрудничеству в проведении совместных исследований, организации семинаров и конференций, а также обмену опытом и знаниями.

В КНР функционирует большое количество научно-исследовательских центров, которые занимаются исследованиями и разработкой инновационных подходов и методов обучения, а также разработкой современной учебно-методической литературой. Они могут также проводить эксперименты и пилотные проекты для проверки эффективности новых подходов. С целью изучения опыта КНР, мы рассмотрим некоторые из них.

National Center for Educational Development Research (NCEDR) был создан в 1986 году Государствееным советом КНР, является одним из ключевых

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

научно-исследовательских центров в Китае, специализирующимся на разработке учебников и учебных пособий для различных уровней образования. NCEDR работает в тесном сотрудничестве с Китайским институтом педагогических наук и другими организациями, с целью разработки учебников, основанных на последних научных исследованиях и передовых практиках в образовании. Центр также проводит исследования, чтобы оценить эффективность и качество учебников, а также для исследования новых подходов к образованию.

NCEDR также занимается разработкой учебных программ и методик преподавания, проводит обучение и переподготовку педагогических кадров. Центр разрабатывает программы повышения квалификации для учителей, директоров школ и других работников сферы образования, чтобы помочь им совершенствовать свои педагогические навыки и знания.

Основная цель NCEDR - улучшение качества образования в Китае путем разработки и внедрения инновационных подходов к учебным материалам и методикам преподавания. Центр также сотрудничает с другими научно-исследовательскими организациями и университетами, как внутри страны, так и за рубежом, чтобы обмениваться опытом и знаниями в области образования.

Институт научно-исследовательских работ по разработке учебников (Institute of Curriculum and Instructional Research) был создан в Китайской Народной Республике в 1950-х годах. Основателем института было Министерство образования Китая. Создание института было важным шагом для развития образования в Китае. Его целью было улучшение качества учебных материалов и методик обучения, чтобы соответствовать современным образовательным требованиям и стандартам.

С течением времени институт стал одним из ведущих научно-исследовательских центров в области разработки учебников и учебных материалов в Китае. Он активно сотрудничает с учителями, экспертами и другими специалистами в области образования, чтобы проводить научные исследования и разрабатывать передовые методики обучения.

Основной акцент института - это создание учебных материалов, которые будут эффективными и актуальными для учащихся. Они стремятся развивать критическое мышление учащихся, стимулировать их интерес к обучению и помогать им достигать успеха в учебе.

Институт научно-исследовательских работ по разработке учебников играет важную роль в современной системе образования Китая, обеспечивая качественные и актуальные учебные материалы, а также поддерживая учителей и образовательные учреждения в их постоянном стремлении к улучшению образовательного процесса.

Китайский институт педагогических наук (Chinese Institute of Educational Sciences) был создан китайским правительством в 1978 году. Он является национальным исследовательским учреждением, специализирующимся

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

на исследованиях в области образования и педагогики. Институт финансируется правительством Китая. Является ведущей научно-исследовательской организацией в области образования в Китае. Он занимается разработкой учебников и учебных пособий для различных уровней образования, включая начальное, среднее и высшее образование.

Институт также осуществляет обучение и переподготовку педагогических кадров. Он проводит различные программы повышения квалификации и профессионального развития для учителей, директоров школ и других работников сферы образования. Обучение включает в себя как теоретическое обучение, так и практическую работу, направленную на развитие педагогических навыков и компетенций. Основная цель института - разработка и внедрение инновационных подходов к образованию, а также повышение качества образования в Китае. Он сотрудничает с другими научно-исследовательскими организациями и университетами как в Китае, так и за рубежом, c целью обмена опытом и знаниями в области педагогики и образования.

Это лишь некоторые из центров и институтов, занимающихся разработкой учебников и учебных пособий в Китае. Важно отметить, что эти организации работают в тесном сотрудничестве с учителями, специалистами и другими заинтересованными сторонами, чтобы создать качественные и актуальные материалы для образования.

ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование и анализ потребностей и требований образовательной системы: Провести исследование и анализ потребностей и требований образовательной системы Республики Узбекистан в сфере учебно-методической литературы. Это позволит определить основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги и обучающиеся Республики Узбекистан, и выявить наиболее эффективные методы и подходы к разработке литературы.

Сотрудничество с китайскими исследовательскими центрами: Установить партнерские отношения с китайскими исследовательскими центрами, специализирующимися на разработке современной учебно-методической литературы. Обменяться опытом и знаниями, активно участвовать в совместных проектах и исследованиях.

Адаптация китайских методик и подходов: Изучить и адаптировать китайские методики и подходы при разработке современной учебно-методической литературы под образовательную систему Республики Узбекистан. В данном случае следует учитывать особенности и потребности педагогов и обучающихся, а также национальные ценности и культуру изучаемой страны.

Разработка новых учебных материалов и технологий: Разработать современные учебные материалы и технологии, основанные на китайском

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

опыте научно-исследовательских центров. Включить в них современные методики обучения, интерактивные элементы, использование информационно -коммуникационных технологий и другие инновационные подходы.

Тестирование и адаптация результатов: Провести тестирование и адаптацию разработанных учебных материалов и технологий в реальных условиях узбекской образовательной системы. Собрать обратную связь от учителей и учеников, провести оценку эффективности и внести необходимые корректировки.

Обучение педагогических кадров: Предоставить обучение и поддержку педагогическим кадрам в использовании новых учебных материалов и технологий. Организовать тренинги, семинары и другие мероприятия для повышения квалификации учителей в области современной обучающей литературы.

Мониторинг и оценка результатов: Провести мониторинг и оценку результатов внедрения новых учебных материалов и технологий. Оценить их влияние на уровень образования, успеваемость обучающихся и уровень удовлетворенности педагогов.

Масштабирование и распространение: При успешном внедрении новых учебных материалов и технологий, масштабировать их использование на всей территории Узбекистана. Распространить опыт и результаты работы на другие регионы и высшие образовательные учреждения страны.

ВЫВОДЫ

Таким образом, разработка современных учебников в системе высшего образования в Республике Узбекистан является актуальной и важной задачей требующая изучения и внедрения зарубежного опыта.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо активизировать сотрудничество университетов с международными партнерами, проводить обмен опытом и знаниями, а также обновлять учебную литературу на основе последних научных и технологических достижений. Это позволит университетам в Республике Узбекистан разработать современные учебники, которые будут соответствовать требованиям современного образования и подготовить высококвалифицированных специалистов для успешной конкуренции на международном рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмедова Л.Т.(2018). О методах научно-педагогического исследования. Иностранные языки в Узбекистане, 51-57

2. Balakin, D. A., A. R. Alikberova, and S. A. Nazarova. "Intemet-memes in Chinese mediasphere as a reflection of modern reality." Journal of Sociology and Social Anthropology 10.4 (2019): 309-314.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

3. Barnokhon Samatova. Peculiarities Of Students With Different Indicators Of Educational Performance. International Journal of Advanced Science and Technology, (2020) 29(7), 2078 -2081.

4. Шамов А. Н., Чернышов С. В. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНИКА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. №3. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/prmtsipy-sozdaniya-uchebnika-po-metodike-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 29.10.2023).

5. Жалолов Ж. Чет тил укитиш методикаси. - Тошкент, 2012. - Б.430.;

6. Саттаров Т.К. Формирование профессиональных умений будущего учителя иностранного языка на практических занятиях по специальности (на материале английского языка): Автореферат.дис...д-ра пед.наук. - Ташкент, 2016. - 28б;

7. Zhao, Fuxia. 2022. Analysis of Foreign Language Teachers' Cross-cultural Teaching Ability (J). Teaching and Management.

Электронные ресурсы:

8. http://www.lex.uz

9. http : //www. ziyonet .uz

10.https://www.baidu.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.