Научная статья на тему 'ИННОВAЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ КИТАЯ И УЗБЕКИСТАНА'

ИННОВAЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ КИТАЯ И УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / знание / образовательная среда / модернизaция / цифоровизaция / информaционные технологии / инновaционное образование / гуманизaция. / education / knowledge / educational environment / modernization / digitalization / information technology / innovative education / humanization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусов, Лазиз Эркинович

В статье рассматриваются вопросы необходимости дальнейшего совершенствования системы образования, в условиях цифровой образовательной среды, делается акцент на то, что в основе современной цифровой трансформaции образования как Узбекистана так и Китая лежит научный, технический, технологический прогресс, а также рассмотрены основные тенденции развития системы образования, направленные на формирование общества знаний, цифровой образовательной среды, развитой информaционной и коммуникaционной инфраструктуры, составляющих технологическую основу решения современных проблем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATION IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: EXPERIENCE OF CHINA AND UZBEKISTAN

The article discusses the need to further improve the education system in a digital educational environment, emphasizing that the modern digital transformation of education in both Uzbekistan and China is based on scientific, technical, technological progress, and also examines the main trends in the development of the education system, aimed at creating a knowledge society, a digital educational environment, a developed information and communication infrastructure, which form the technological basis for solving modern educational problems.

Текст научной работы на тему «ИННОВAЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ КИТАЯ И УЗБЕКИСТАНА»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

ИННОВAЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ КИТАЯ И УЗБЕКИСТАНА

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-269-275

Юнусов Лазиз Эркинович,

старший преподаватель Нaционального Центра обучения педагогов новым методикам г.Ташкента, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы необходимости дальнейшего совершенствования системы образования, в условиях цифровой образовательной среды, делается акцент на то, что в основе современной цифровой трансформaции образования как Узбекистана так и Китая лежит научный, технический, технологический прогресс, а также рассмотрены основные тенденции развития системы образования, направленные на формирование общества знаний, цифровой образовательной среды, развитой информaционной и коммунишционной инфраструктуры, составляющих технологическую основу решения современных проблем образования.

Ключевые слова: образование, знание, образовательная среда, модернизaция, цифоровизaция, информaционные технологии, инновaционное образование, гуманизaция.

INNOVATIVE EDUCATION IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: EXPERIENCE OF CHINA AND UZBEKISTAN

Yunusov Laziz Erkinovich,

Senior Lecturer at the National Training Center teachers using new methods in Tashkent, lazizyunusov02 @mail .ru

Absract. The article discusses the need to further improve the education system in a digital educational environment, emphasizing that the modern digital transformation of education in both Uzbekistan and China is based on scientific, technical, technological progress, and also examines the main trends in the development of the education system, aimed at creating a knowledge society, a digital educational environment, a developed information and communication infrastructure, which form the technological basis for solving modern educational problems.

Key words: education, knowledge, educational environment, modernization, digitalization, information technology, innovative education, humanization.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

Для решения задач по строительству в Новом Узбекистане демократического социального государства, принципиально важное значение, имеет подготовка кадров новой формaции, воспитанных на надиональных, общечеловеческих ценностях и способных реализовать на деле масштабные задачи по модернизaции страны, строительству современного демократического общества. Практика показывает, что только та страна, та нaция может добиться великого будущего, процветания и благополучия, которая сумеет подготовить знающих, профессионально грамотных и энергичных личностей, обогатить их огромным духовным наследием великой нaциональной культуры, приобщить к сокровищницам мировой культуры. Путь к нaциональному возрождению проходит через высокую образованность, высокую культуру. Именно поэтому уровень образования, степень профессиональной подготовки должны стать мерилом прогресса нашего общественного развития в XXI веке. Это - лучшая гарантия успешного осуществления намеченного курса реформ, это - то направление, которое со временем, даст наибольшие дивиденды от вложенных средств.

Узбекистан и Китай — древние страны с великой цивилизaцией. Великий Шелковый путь свидетельствует о дружественных контактах наших народов на протяжении более 2000 лет. По сей день эти два государства связывают дружеские партнерские отношения во всех сферах. Узбекско-китайское сотрудничество имеет многоплановый характер, уровень стратегического партнерства постоянно повышается. Эти связи, служащие тациональным интересам, социально-экономическому развитию, росту авторитета на мировой арене наших стран, последовательно развиваются на основе сотрудничества в духе принципов дружбы и взаимного доверия.

В последние годы наметилась высокая динамика углубления многопланового сотрудничества не только в сфере инвестиций, транспортных коммунитаций, но и в сфере образования.

Узбекистан и Китай обладают многовековой историей, уникальной культурой и огромным интеллектуальным потенциалом. Это обусловило значительную активизaцию межгосударственного гуманитарного

сотрудничества, создания возможностей для установления тесного партнерства между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами двух стран, а также расширения культурных контактов.

Следует отметить то, что сотрудничество Китая и Узбекистана в сфере цифровизaции и образования продолжает расширяться. Так, в 2013 году в целях близкого изучения истории и развития Узбекистана в Китае создан Центр исследований Узбекистана и образовательных обменов, специалисты которого отслеживают происходящие в республике современные процессы. Начиная с 2010 года в Центральном университете нaциональностей КНР преподается узбекский язык. В Шанхайском университете международных исследований,

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

являющемся одним из авторитетных учебно-академических заведений Китая, действует отдельная кафедра узбекского языка. С сентября 2016 года узбекский язык преподается не только на кафедре, но и как факультативный предмет для всех учащихся шанхайского вуза. В свою очередь, знакомить узбекистанцев с культурой Поднебесной призваны действующие в Ташкенте и Самарканде Институты Конфуция.

В качестве примера плодотворного культурного взаимодействия можно привести проведенные в ряде городов КНР Недели культуры Узбекистана. Наряду с этим, во многих крупных мегаполисах Китая - Пекине, Шанхае и других, состоялись выставки работ известных узбекских художников, раскрывающие различные аспекты современной жизни и прогресса нашей республики. Творческие коллективы из КНР являются постоянными участниками Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари», проводимого каждые два года в Самарканде.

Традиционное китайское образование является одним из важнейших средств управления когнитивной сферой, выполняет множество функций в обществе, имеет широчайшие возможности и необозримые границы, как полагают сами китайцы. В системе образования происходит два важнейших управленческих действия. Первое действие — это концентрация знаний, доступных обществу на сегодняшний день, начиная с концентрации в руках одного человека или группы людей и заканчивая формированием социального института как результата длительного процесса институционализации социально значимой когнитивной потребности общества. Вторым действием является двухполюсная трансформация знаний, подразумевающая определенную систему отношений между учителем и учеником. [Вестник университета № 1, 2023: 201]

В настоящий момент на территории Китая расположено более 2 тыс. вузов, а структура высшего образования состоит из трех традиционных ступеней — бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Основной причиной текущей трансформации системы образования является глобализация — создание единого экономического, образовательного, социального, правового и научного пространства. К настоящему времени Китай превратился из технологического аутсайдера в одну из крупнейших цифровых экономик мира, а индустрия цифровой культуры стала ключевым направлением развития индустрии культуры в целом и важной частью цифровой экономики. Современная китайская реформа национального образования также обозначает цифровизацию как ключевой тренд в трансформации образовательной системы. Одним из существенных методов цифровизации признано электронное образование, причем Министерство образования Китайской Народной Республики (далее — КНР) начало уделять ему приоритетное внимание уже в начале 1999 г.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

Если же обратиться к Узбекистану, то перед образовательной политикой отечественного образования сегодня стоит сложная проблема: результатом проводимых реформ должно быть не только сохранение достижений нaциональной системы образования, но и обеспечение ее адекватного вхождения в мировую образовательную систему. Это обстоятельство обусловливает чрезвычайную заинтересованность государства и общества в глубоком осмыслении современной отечественной образовательной политики, делая ее концептуально важнейшей в ряду современных проблем, решаемых в рамках философии образования. Именно поэтому, по инициативе Президента Республики Узбекистан 2023-й год назван Годом заботы о человеке и качественного образования.

Как известно, 28 января 2022 года был издан Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы». Четвёртым приоритетным направлением данной Стратегии является проведение справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала. В частности, в решении задач по дальнейшему развитию данной сферы предусмотрено повышение качества образования в школах и поднятие на международный уровень знаний и квалификации педагогических кадров, путем: определения отечественных или международных сертифитационных требований по каждому предмету для ведения деятельности в школе; диагностики знаний и навыков школьных учителей, не имеющих категорию; оптимизaции районных подразделений системы народного образования за счет полной цифровизaции их деятельности и т.д.

В настоящее время, информaционные технологии занимают одно из центральных мест в образовании: появление различных онлайн-курсов, образовательных ресурсов и платформ, дополняющих и конкурирующих с традиционными учебными организaциями. Государственные субсидии и поддержка составляет миллиарды на создание и поддержку цифровых образовательных платформ, а также разработку и адаптaцию законодательной и технической политики и инициатив. Цифровые инструменты в высшем образовании становятся неотделимой частью внутренней и глобальной политики и экономики.

В основе современной цифровой трансформaции образования лежит научный, технический, технологический прогресс и переход к эпохе информaционного общества. Ключевые тенденции этой новой эпохи — формирование общества знаний, цифровой экономики, развитой информaционной и коммунитационной инфраструктуры, новой технологической основы для решения проблем управления, социальной сферы. Международные принципы развития информaционного общества и определены Окинавской хартией глобального информaционного общества (2000 г.),

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

Декларацией принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 г.), Планом действий Тунисского обязательства (2005 г.).

Сегодня, в условиях быстро развивающегося информационного общества информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали важной составляющей целостной системы отечественного образования, осуществляя самые разнообразные функции так называемой информационной (или цифровой) образовательной среды.

Цифровая образовательная среда — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Вначале появления ИКТ в образовании они рассматривались как инструментальная составляющая классического педагогического процесса. На сегодняшний день неоспоримым фактом является то, что ИКТ существенно интегрировались в собственно образовательный процесс. Это породило синергетический эффект и значительно трансформировало образование. В условиях цифровизации появились новые запросы к образованию в части формирования человека, способного не только адаптивно существовать в мире новых технологий, но и эффективно развивать их.

Цифровое образование в Китае сталкивается со многими узкими местами в плане обслуживания информационной системы, обмена данными и ресурсами, научного управления и принятия решений, а также глубокой интеграции технологий и обучения. Развитие новых информационных технологий, таких как Интернет вещей, большие данные, облачные вычисления и вездесущие сети, предоставляет важные возможности для трансформации и модернизации цифрового образования в Китае. Повсеместное обучение, интеллектуальное преподавание, интеллектуальный контроль и научная оценка на основе данных стали ориентирами для трансформации цифрового образования. Путь развития цифрового образования в Китае включает: модернизацию инфраструктуры цифрового образования; инновационное применение информационных технологий нового поколения для развития образования; создание национальной платформы облачных услуг цифрового образования; инновационное содержание и режим информатизации преподавания и обучения учителей; создание и объединение массивных высококачественных образовательных ресурсов; инновационные механизмы управления и эксплуатации образования; объединение усилий с правительством, промышленностью, научными кругами, исследованиями и приложениями.

Высококачественное цифровое образование невозможно без большого количества высококачественных образовательных ресурсов. В связи с созданием национальной системы "Три связи и две платформы", в Китае была принята модель строительства "общее строительство и совместное

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

использование" и "публичное строительство и публичный доступ" для динамичного создания разнообразных учебных ресурсов, которые близки к потребностям передового преподавания.

Современная система высшего образования Узбекистана также прошла чрезвычайно важный этап компьютеризaции и информатизaции. Можно отметить, что механизмы изменений в информaционном пространстве были комплексными, зависимыми от финансирования, от уровня высших учебных заведений, от уровня готовности профессорско-преподавательского состава и т.п. Важным направлением работы остается стимулирование научно-исследовательской и инновaционной деятельности, создание эффективных механизмов внедрения научных и инновaционных достижений в практику, создание при высших образовательных учреждениях и научно -исследовательских институтах научно-экспериментальных

специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков.

Реализaция данных стратегических задач обеспечит поступательное развитие всей системы непрерывного образования как единого учебно-научно-производственного комплекса на основе государственных и негосударственных образовательных учреждений, формирование конкурентной среды в области образования и подготовки кадров, открытости системы непрерывного образования республики на рынке образовательных услуг, обмена информaцией и специалистами, укреплению международного авторитета образовательной системы Узбекистана.

Цифровая трансформaция породила необходимость новых информaционных профессионально-педагогических компетенций, связанных со способностью создавать завершенные электронные образовательные ресурсы, оптимально вписывающиеся в модель смешанного обучения. Для их создания существуют апробированные цифровые платформы. Следует отметить, что внедрение дистанционного обучения активно продвигается в отечественном образовании в связи с такими его актуальными преимуществами, как гибкость (обучение в удобном месте в удобное время), возможность обучения на расстоянии [1].

Еще одной особенностью обучения в цифровой среде является самостоятельная учебная деятельность. Очевидно, что в профессиональном образовании полностью самостоятельное освоение области профессиональной деятельности невозможно, если не считать дополнительное профессиональное обучение в рамках повышения квалификaции, профессиональной переподготовки. Поэтому в высшем образовании Узбекистана в последнее десятилетие утвердилось допущение смешанного обучения, сочетающего традиционное очное обучение (офлайн-образование в рамках прямого контакта с преподавателями во время занятий, сессии и внеучебное время) и электронное обучение (другими словами e-learning, онлайн-обучение, дистанционное

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

обучение с помощью интернета в режиме реального времени, когда обучающийся обращается к доступному курсу, самостоятельно планирует время, место и продолжительность занятий).

В Китае же основными факторами, влияющими на удовлетворенность пользователей платформ онлайн-обучения, являются доступность платформы, а также качество системы, взаимодействия и обслуживания. Наибольшую роль играет первый фактор; повышение уровня взаимодействия, в свою очередь, может усилить энтузиазм и концентрацию обучающихся. В традиционном классе существуют некоторые формы учебного взаимодействия (например, перевернутый класс, случайные вопросы, групповые доклады), которые не всегда доступны на конкретных онлайн-платформах, поэтому платформы должны активно развивать интерактивные форматы [Туленова, Г.Ж., & Юнусов, Л. 2022 : 28-34].

В исследованиях Н.Ли и Чен К. было представлено 5 принципов онлайн -обучения, дающих высокий эффект: 1) высокая связь между дизайном онлайн-системы и обучением студентов; 2) эффективное предоставление инструкций для онлайн-обучения; 3) адекватная поддержка студентов со стороны преподавателей и ассистентов; 4) высокое качество обратной связи для улучшения процесса обучения; 5) план действий на случай непредвиденных обстоятельств, связанных с работой образовательных платформ [Li N., Chen K., Kou M. 2017;119:246-255].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для Узбекистана, также как и для Китая осуществляемые процессы модернизации системы образования, подготовки высококвалифицированных кадров предполагают разработку и внедрение эффективных организационных, педагогических форм и средств духовно-нравственного воспитания порастающего поколения, основанного на богатых национальных культурно-исторических традициях, обычаях народа и общечеловеческих ценностях.

Список использованной литературы

1. Вестник университета № 1, 2023: 201]

2. Туленова, Г. Ж., & Юнусов, Л. (2022). Modern virtual technology: structure and possibilities// Philosophy and Life, (2 (17)).-С.28-34.

3. Li N., Chen K., Kou M. Technology foresight in China: Academic studies, governmental practices and policy applications. Technological forecasting and social change. 2017;119:246-255. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.08.010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.