historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ИТОГОВ ТВОРЧЕСКИХ ЭКЗАМЕНОВ ПО КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-169-174
Нурматов Жавлонбек Абдунабиевич,
Nurmatovj avlon@yahoo. com Ураева Эльвира Усмановна, Азизов Хусан Хабибуллаевич
Агентство по оценке знаний и квалификaций при Министерстве
высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан
Аннотация. В статье представлена информaция о проводимом второй год в Республике Узбекистан творческом экзамене по иностранным языкам. Формат экзамена включает в себя 4 компетенции: аудирование, чтение, письмо и говорение. Прием тестов по данным компетенциям мотивирует развитие данных навыков у учащихся и преподавателей. Представлена статистическая информaция по итогам творческого экзамена в разрезе языков, регионов, языков, средних и максимальных баллов и компетенций, которая, по нашему убеждению, может стать основой совершенствования методологической подготовки преподавателей.
Ключевые слова: мониторинг, динамика процесса, творческий экзамен, языковые компетенции, статистические анализ, сертификат, средний балл, максимальный балл, контроль, объективность, критерии оценивания, методика преподавания, методическая подготовка, тенденции.
STATISTICAL DATA ON THE RESULTS OF CREATIVE EXAMS IN CHINESE AS A BASIS FOR IMPROVING THE METHODOLOGICAL
TRAINING FOR TEACHERS
Annotation.The article presents information about the proficiency exam in foreign languages held for the second year in the Republic of Uzbekistan. The exam format includes 4 competencies: listening, reading, writing, and speaking. Assessing these competencies motivates the development of these skills in students and teachers. Statistical information on the exam results across languages, regions and skills, as well as average and maximum scores, is presented, which, in our opinion, can become the basis for improving the methodological training of teachers.
Key words: monitoring, process dynamics, proficiency exam, language competencies, statistical analysis, certificate, average score, maximum score,
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
assessment, objectivity, evaluation criteria, teaching methods, methodological training, trends.
Мировое сообщество признает, что решающую роль в прогрессе любого общества играет здоровое и гармонично развитое молодое поколение, энергичная, инициативная, всесторонне развитая, владеющая современными знаниями и навыками молодежь, от которой зависит будущее этого общества.
В современном мире подрастающее поколение не только объект молодежной политики государства, но и ее полноправный субъект.
Современный Узбекистан - страна с молодым, динамично развивающимся обществом. Молодые люди в возрасте до 30 лет составляют 60 процентов населения. В течение следующих двух десятилетий сегодняшние дети и молодые люди станут самой большой экономической и социальной составляющей в истории Узбекистана. При правильных инвестициях в развитие молодежи сегодня именно она может стать тем поколением, которое выведет Узбекистан на новый уровень социально-экономического развития.
Для решения данной задачи молодежь должна получить достойное образование, в том числе и по гуманитарным наукам.
Общество на современном этапе своего развития предъявляет все новые, более высокие требования к качеству образования, уровню педагогических кадров, владению иностранными языками, что предполагает переосмысление методологии образовательного процесса. Во многих странах мира стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения проводятся исследования учебных достижений обучающихся, разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся [Douglas, Dan 2010: 67].
Разработка надежного, объективного инструментария оценки качества образования, который будет соответствовать меняющимся концепциям обучения и контроля, практическим подходам, образовательным потребностям личности, является одной из важнейших задач образования и при обучении иностранным языкам.
Согласно Постановлению Кабинета Министров №34 «О дополнительных мерах по совершенствованию изучения иностранных языков» от 19 января 2022 года, в 2023 году проводились профессиональные и творческие экзамены по иностранным языкам для поступления в 8 вузов. Это - Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкентский государственный университет востоковедения, Самаркандский государственный университет иностранных языков, Наманганский государственный институт иностранных языков, Андижанский государственный институт иностранных языков, где иностранный язык является первым предметом, а также направления
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
подготовки филологов Кокандского государственного педагогического института, Ташкентского государственного педагогического университета, Нукусского государственного педагогического университета (в 2022 году - в 6 высших образовательных учреждениях).
Творческий экзамен является решающим фактором в процессе поступления как на творческие профессии, так и на гуманитарные (языковые). В отличие от стандартных вступительных испытаний, которые базируются на знаниях и навыках, творческий экзамен проверяет способность к большему количеству компетенций по иностранным языкам, что является немаловажным при отборе кандидатов склонным к языковым дисциплинам.
Творческие экзамены по языку позволяют абитуриентам продемонстрировать свои способности по таким компетенциям, как аудирование, чтение, письмо и говорение.
Важность творческого экзамена заключается в том, что он позволяет оценить практические и творческие навыки, которые не всегда могут быть выражены через стандартные тесты и оценки. Этот тип экзамена даёт возможность абитуриентам продемонстрировать свою уникальность, оригинальность и способность к самовыражению. Для языковых тестов это особенно актуально для компетенций письменной и устной речи.
Данный вид испытаний по гуманитарным (языковым) направлениям образования проводится в Узбекистане уже второй год и подтверждает свою эффективность с точки зрения отбора абитуриентов.
В 2023 году творческие экзамены по 11 языкам проходили в два этапа и проводились во всех регионах - Республике Каракалпакстан, городе Ташкенте и вилоятах.
Абитуриенты, имеющие сертификат по иностранному языку, в том числе китайскому, в творческих экзаменах не участвовали, и им выставлялся максимальный балл по иностранному языку.
На творческом экзамене по иностранному языку каждому навыку присваивается 30 баллов, всего 120 баллов. Этот же балл в процентном отношении конвертируется в 93 балла. Если абитуриент прошел тест и набрал в общей сложности 80 процентов по 4 навыкам, то он получает 80 процентов из 93 баллов.
Проведенный нами статистический анализ итогов творческих тестовых испытаний по определению уровня знаний и владения иностранным языком на уровень B1 позволил проанализировать языковые компетенции претендентов в разрезе языков и регионов, сравнить их, выявить определенные тенденции в уровне подготовки контингента по иностранным языкам. По нашему мнению, учет данного анализа может помочь преподавателям эффективно формировать методику целенаправленной работу по развитию компетенций по иностраннорму языку.
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
Всего в тестовых испытаниях участвовали 12371 (для сравнения в 2022 году - 8492) абитуриент. Это связано как с мотивацией самих абитуриентов, так и увеличением числа высших образовательных учреждений, где проводились творческие экзамены.
Наибольшее число абитуриентов было по английскому (9972 - 80,61%), арабскому (795 - 6,43%), немецкому (577 - 4,66%), корейскому (406 - 3,28%), и французскому (352 - 2,85%) языкам. Относительно большое количество абитуриентов было по турецкому (156 - 3,28%), японскому (67 - 0,54%) и китайскому (35 - 0,28%) языкам. Мы с удовлетворением отмечаем, что творческий экзамен состоялся по испанскому языкам и форси (в 2022 году абитуриенты, подавшие заявления, на тесты не явились).
В настоящей статье мы предлагаем краткий анализ итогов проведенных в 2023 году творческих экзаменов по китайскому языку.
Наибольшее количество абитуриентов по китайскому языку, как и в прошлом году, участвовали из Ташкента.
Гендерный анализ позволяет констатировать, что в творческом экзамене по китайскому языку абитуриентов мужского пола было больше, чем женского. Необходимо отметить, что тенденция превалирования мужского пола повторилась в этом году, что демонстрируют соответственно таблицы 1 (2022 г.) и 2 (2023 г.).
Таблица 1
Пол Абитуриенты %
Женский 25 38,4
Мужской 40 61,6
Таблица
2
Пол Абитуриенты %
Женский 14 40
Мужской 25 60
Средний балл по китайскому языку составил 35,40, максимальный -88,40%. Как видно из результатов, в этом году отмечается незначительное понижение среднего балла по сравнению с прошлым годом (средний балл в 2022 году составил - 44,80%), и относительное повышение максимального балла (соответственно в 2022 году данный показатель равнялся 84,60%).
Анализ итогов тестовых испытаний в разрезе языковых компетенций по китайскому языку выявил следующее.
Как видно из диаграмм рис., наиболее высокий средний балл отмечен по аудированию (10,9%), чтению (9,0%). По говорению данный показатель составил 8,20%, а по письму - 7,2%. Отметим в связи с этим, что данная
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
тенденция характерна и для результатов тестов на Национальный сертификат по иностранному (китайскому) языку.
Наблюдаются многочисленные ошибки в письменной речи, отход от темы либо написание по другой теме.
Отметим, что и в прошлом году по письму отмечен наиболее низкий средний балл, который составил 2,97%.
Следовательно, преподавателям необходимо обратить внимание на развитие компетенций письма, определить для себя стратегию работы над данным видом речевой деятельности._
Средний балл
1б -,
14.92
12.98 13.91
— 10.90
— 9.00 —
7.20 8.20
2.97 —
Аудирование Чтение Письмо Говорение
□ 2022 Ш 2023
Рис.1
Относительно максимального балла показатели таковы (рис 2).
Рис.2
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
Как и в прошлом году, максимальный балл отмечен по говорению - 2023 г. - 30%, 2022 г.- 29,0; аудированию - 2023 г. - 25,0%, 2022 г. - 23,00%; письму - 2023 г. - 24,40%, 2022 г. - 17,6% (рис 2).
Надо иметь в виду, что, когда мы приводим данный показатель, то речь идет о наиболее подготовленных абитуриентах. Именно поэтому целенаправленная и эффективная методика обучения должна базироваться на учете средних баллов тестируемых.
Данный статистический анализ итогов тестовых испытаний в итоге служит объективному контролю устных и письменных компетенций творческого экзамена по иностранным языкам, мониторингу знаний претендентов, что позволяет преподавателям иностранного (китайского) языка выстраивать эффективную методику преподавания на основе развития компетенций по иностранному языку. По нашему мнению, учет данных статистического анализа может быть положен в основу научных изысканий филологов, методистов, занимающихся научными разработками по методике обучения китайскому языку.
Этот подход учета и анализа статистических данных итогов проводимых нами тестовых испытаний положен в основу работы Управления по оценке уровня владения иностранными языками Агентства по оценке знаний и компетенций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 34 «О дополнительных мерах по усовершенствованию изучения иностранных языков» от 19 января 2022 года - lex.uz
2. Звонников В. И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. Москва, 2007.
3. Котельникова, Н. Н. Инновационные формы повышения квалификации учителей в Китае / Н. Н. Котельникова // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — 2011. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/974/ (дата обращения: 06.10.2023).
4. Суцзюань У. Общая характеристика изменений условий тестирования по русскому языку в Китае - Международный научно-исследовательский журнал Пекинского педагогического университета, часть 4.- 2019.
5. Анисова О.А. Педагогическое сопровождение языковой практики будущих учителей китайского языка в вузах Китая: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.,2013.
6. Douglas, Dan. Understanding Language Testing. London - New York.- 2010.
7. https://outhall.su/tvorceskii-ekzamen-klyuc-k-postupleniyu-v-tvorceskie-professii
174