Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ КАК МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ТВОРЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ КАК МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий экзамен / языковые компетенции / статистические анализ / сертификат / среедний балл / максимальный балл / контроль / объективность / критерии оценивания / тенденции. / proficiency exam / language competencies / statistical analysis / certificate / average score / maximum score / assessment / objectivity / evaluation criteria / trends.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурматов, Жавлонбек Абдунабиевич, Ураева, Эльвира Усмановна, Азизов, Хусан Хабибуллаевич

В статье представлена информация о проводимом впервые в Республике Узбекистан творческом экзамене по иностранным языкам. Формат экзамена включает в себя 4 компетенции: аудирование, чтение, письмо и говорение. Прием тестов по данным компетенциям мотивирует развитие данных навыков у учащихся и преподавателей. Представлена статистическая информация по итогам творческого экзамена в разрезе языков, регионов, языков, средних и максимальных баллов и компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нурматов, Жавлонбек Абдунабиевич, Ураева, Эльвира Усмановна, Азизов, Хусан Хабибуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFICIENCY EXAMS AS A MEANS OF MOTIVATION TO DEVELOP SKILLS IN FOREIGN LANGUAGES

The article presents information about the proficiency exam in foreign languages held for the first time in the Republic of Uzbekistan. The exam format includes 4 competencies: listening, reading, writing, and speaking. Assessing these competencies motivates the development of these skills in students and teachers. Statistical information on the exam results across languages, regions and skills, as well as average and maximum scores, is presented.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ КАК МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

cultural, historical, scientific and Q ISSN 2181-1784

economic relations" SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7

ТВОРЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ КАК МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

d https://doi.org/10.5281/zenodo.7334220

Нурматов Жавлонбек Абдунабиевич,

[email protected] Ураева Эльвира Усмановна,

[email protected] Азизов Хусан Хабибуллаевич

Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Аннотация. В статье представлена информация о проводимом впервые в Республике Узбекистан творческом экзамене по иностранным языкам. Формат экзамена включает в себя 4 компетенции: аудирование, чтение, письмо и говорение. Прием тестов по данным компетенциям мотивирует развитие данных навыков у учащихся и преподавателей. Представлена статистическая информация по итогам творческого экзамена в разрезе языков, регионов, языков, средних и максимальных баллов и компетенций.

Ключевые слова:творческий экзамен, языковые компетенции, статистические анализ, сертификат, среедний балл, максимальный балл, контроль, объективность, критерии оценивания, тенденции.

PROFICIENCY EXAMS AS A MEANS OF MOTIVATION TO DEVELOP SKILLS IN

FOREIGN LANGUAGES

Annotation. The article presents information about the proficiency exam in foreign languages held for the first time in the Republic of Uzbekistan. The exam format includes 4 competencies: listening, reading, writing, and speaking. Assessing these competencies motivates the development of these skills in students and teachers. Statistical information on the exam results across languages, regions and skills, as well as average and maximum scores, is presented.

Key words:proficiency exam, language competencies, statistical analysis, certificate, average score, maximum score, assessment, objectivity, evaluation criteria, trends.

ВВЕДЕНИЕ

Поддержка, развитие и социализация одаренной молодежи становятсяодной из приоритетных задач системы образования в Узбекистане, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Творческие экзамены являются альтернативной формой традиционного экзамена. Онисоответствуют интересам учащихся, повышают их мотивацию к изучению иностранного языка с использованием языковых навыков по всем компетенциям

Согласно Постановлению Кабинета Министров №34«О дополнительных мерах по совершенствованию изучения иностранных языков» от 19 января 2022 года, начиная с 2022 года проводятся профессиональные и творческие экзамены по иностранным языкам для поступления в 6 вузов. Это - Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкентский государственный университет востоковедения, Самаркандский государственный университет иностранных языков, где иностранный язык является первым предметом, а также направления подготовки филологов Кокандского государственного

педагогического института, Ташкентского государственного педагогического университета, Нукусского государственного педагогического университета.

Этот вид испытаний проводится впервые в Узбекистане. Следует отметить, что около 13 000 абитуриентов зарегистрировались онлайн, 4 000 из них имели сертификаты по иностранному языку, а остальные абитуриенты сдавали экзамен. Отметим, что у сдававших творческий экзамен абитуриентов,международных и национальных сертификатовпо китайскому языку - 50, арабскому языку -50, корейскому языку - 48, турецкому языку - 7, японскому языку и форси -по 1.

Творческие экзамены по11 языкампроходили в два этапа. 23-25 июля были организованы тесты на аудирование, чтение и письмо в письменной форме. Экзамены по оценке навыков устной речи прошли в электронном виде 24-26 июля с.г. Эти испытания проводились во всех регионах - Республике Каракалпакстан, городе Ташкенте и областях. Письменные экзамены проходили в 2 смены.

Абитуриенты, имеющие сертификат по иностранному языку, в творческих экзаменах не участвовали, и им выставлялся максимальный балл по иностранному языку. Остальные 7832 абитуриента приняли участие в тестировании.

Абитуриенты сдавали экзамен по 4 навыкам (понимание на слух, чтение, письмо и говорение) на уровень В1. На творческом экзамене по иностранному языку каждому навыку присваивается 30 баллов, всего 120 баллов. Этот же балл в процентном отношении конвертируется в 93 балла. Если абитуриент прошел тест и набрал в общей сложности 80 процентов по 4 навыкам, то он получает 80 процентов из 93 баллов.

Для проведения творческого экзамена, как и при сертификационном экзамене, в Государственном центре тестирования используется специальная компьютерная платформа по проверке письменных и устных компетенций. Именно она позволяет обеспечить конфиденциальность и объективность проверки.

Vozma ishlarni tekshirish dasturi

* *

/□

О Aa CJ +

Javoblar varaqasi old qismi

eitA\ Ai .l^fuiui-i.

«iL/h. thy* ÎMK '//te>ul iJ'jti *tr '^jyuM^

» < fyv't ÀM I ciucldj .•*»

2 ifhio. •/ r^f Au/i 1 4ttM

: Ki : fa <«'' A-W .".yi.-,.

jjj Iftuimr 4ti*t I as г.,и/ А. 4/шЛоь »»

" ft.' , 1 WW ffotntd fat /•<

m явщ "if. j^&Afcel. 1 *'.</ d-■

m I'-K. JfOgt- Л

4it ^

1 =

IriUb* fvr'v Л

Yozma ish Topshiriq-1

TOPSHIRIQNING BAJARILISHI GRAMMATIK QAMROV VA ANIQLIK LEKSIK QAMROV VA ANIQLIK MATN BUTUNLIGI

Jarima ballari (umumiy balldan ayritadi):

□ Javoblar varaqasini saqladim. Baholash mezonlari bilan tanishdim. Ha

Раздел «Письмо» проверяется на основе критериев оценки письменныхкомпетенций для различных уровней сложности, в основе которой выполнение требований к данному заданию, наличие грамматического разнообразия, правильное использованиеразличных синтаксических единиц, уместное использование многозначных слов и других лексических единиц, взаимосвязанность и смысловая целостность текста, предоставление информации только в рамках заданной темы,отсутствие избыточной информации и многие другие существенные условия.

Письменные работы претендентов, участвующих как в квалификационном, так же и в творческом экзамене по иностранному языку, сканируются и загружаются в специальную программу. Письменная работа соискателей на основе случайной выборки (рандома) отправляется экспертам, что повышает объективность проверки.

Программа для оценки письменных работ претендентов позволяет проводитьдистанционную оценку письменной работы.Эксперты входят в свой личный кабинет из любой области по специальному коду и оценивают представленные им письменные работы.

Для проверки одной письменной работы привлекаются одновременно 2 эксперта по предмету. Оценки экспертов первого эксперта не разглашаются второму эксперту. Например, работу претендента как первый эксперт может проверять специалист из Бухары, а как второй эксперт - специалист из Самарканда.

При обнаружении несоответствия между оценками, поставленными двумя экспертами, программа представляет письменную работу 3-му эксперту. Данная система оценки позволяет точно и достоверно оценить письменные навыки соискателя по иностранному языку.

Раздел «Говорение» проверяет умение поступающих адекватно отвечать на поставленные вопросы и обосновывать свою точку зрения, используя грамматические структуры и словарный запас соответствующего уровня. В разделе "говорение" эксперты по иностранным языкам проверяют кандидатов на основе критериев оценки, таких как произношение, словарный запас, умение правильно использовать грамматические категории в речи, обращая внимание на беглость и целостность речи, коммуникативную эффективность и т.п.

Приводим пример заданий устной части творческого экзамена по китайскому языку.

Ш-иЯ (+#)

шт

хтшт^ш^? ттШЫ^&ШШ

ттш

тшт^мшх. т&втъ-яЫо

Проверка раздела "Говорение" тоже осуществляется на основе специальной программы, созданной Государственным центром тестирования. С помощью этой программы квалифицированные специалисты по иностранным языкам, работающие в Ташкенте и различных регионах нашей республики, оценивают разговорные навыки кандидатов. Специальная программа случайным образом связывает экспертов в Ташкенте или области и кандидата. Эксперт не владеет информацией, из какого региона претендент. Загрузка тестируемых в специальную программу, используемую для оценки навыков говорения, осуществляется в аудиториях, организованных территориальными подразделениями Государственного центра тестирования, с помощью специального кода и средств распознавания лиц (FACE ID). Доступ к данной программе только для экспертов ГЦТ можно получить из любых регионов нашей республики с помощью специальных кодов и средств распознавания лиц (FACE ID). На сегодняшний день около 130 экспертов в Ташкенте и областях республики оценивают речевые навыки кандидатов с помощью этой программы.

Для проведения прозрачных и справедливых экзаменов по навыкам говорения для оценки претендента привлекаются 2 квалифицированных эксперта по предмету. Беседа, проведенная по разделу говорения, полностью записывается. Первый эксперт оценивает речевые навыки претендента по вопросам определенного варианта. Программа автоматически отправляет аудиофайл беседы второму эксперты. В случае выявления несоответствия оценок, выставленных двумя экспертами, аудиозапись, в которой записано говорение, проверяется третьим экспертом. Данная система оценки позволяет достоверно оценить навыки говорения по всем иностранным языкам.

Следует отметить, что сотрудниками Управления проводится постоянный мониторинг выставленных баллов по разделу «Письмо» и «Говорение» на предмет их точности и соответствия критериям оценивания данных компетенций. В случае обнаружения повторяющейся некорректности баллов, данный эксперт на время отстраняется от процесса оценки и с ним проводятся дополнительные консультации, он отправляется для повышения квалификации, а также проводятся «пробные» оценивания письменных работ и аудиозаписей.

Проведенный нами статистический анализитогов творческих тестовых испытаний по определению уровня знаний и владения иностранным языкомна уровеньВ1 позволил проанализировать языковые компетенции претендентов в разрезе языков и регионов, сравнить их, выявить определенные тенденции в уровне подготовки контингента по иностранным языкам. В настоящей статье мы предлагаем подобный анализ по итогам провеленных впервые творческих экзаменов по иностранным языкам.

Как видно из таблицы 1, всего в тестовых испытаниях участвовали 7832 абитуриента. Наибольшее количество абитуриентов участвовали из Ташкента (30) и Самарканда (21).

Таблица!

# Регион /область Всего Англ. Немец. Франц. Испан. Хинди Корейс. Япон. Турец. Араб. Китайс. Фарси

1 Республика Каракалпакстан 64 58 2 1 2 1

2 Андижанская 280 170 20 1 24 3 61 1

3 Наманганская 248 143 8 13 32 1 51

4 Ферганская 519 387 18 8 50 1 3 50 2

5 Бухарская 131 73 3 37 9 3 2 3 1

6 Хорезмская 176 131 2 24 12 3 3 1

7 Сурхандарьинская 225 186 11 8 10 1 1 8

8 Кашкадарьинская 317 249 22 14 23 2 1 5 1

9 Джизакская 208 127 33 9 22 1 3 12 1

1 0 Навоийская 132 94 20 7 10 1

1 1 Самаркандская 2627 2172 15 8 12 4 92 2 4 9 27 1

1 2 Сырдарьинская 102 70 12 2 10 2 5 1

1 Ташкентская/Ташке 2804 2213 52 34 4 136 1 6 25 3 2

4 нт 9 1 3 0

7833 6073 36 1 28 1 1 4 432 5 1 9 0 47 9 5 9 2

Наибольшее число абитуриентов было по английскому (6073), арабскому (479), корейскому (432), немецкому и французскому языкам. Относительно большое количество абитуриентов было по турецкому (90), китайскому (59) и японскому (51) языкам. Мы с удовлетворением отмечаем, что творческий экзамен состоялся и по хинди. Заявленные при регистрации абитуриенты по итальянскому и персидскому языку, к сожалению, на тесты не явились.

Гендерный анализ позволяет констатировать, что в творческом экзамене абитуриентов женского пола было намного больше чем мужского, соответственно 5505 (70,3%) и 2328 (29,75).

Из таблицы 2 также можно получить информацию о качестве знаний абитуриентов в диапазоне полученных ими баллов.

_Таблица 2

№ Chettili Umumiyijodiy ball (93 ball) ganisbatanfoizko'rsatkichdaabituriyent arsoni Jami

0 ball 25% gacha (0,39 -23,21 ball) 25% dan 5 0 % gacha (23,25 -46,46 ball) 50% dan 75% gacha (46,5 -69,67 ball) 75% danyuqori (69,75 -87,65 ball)

1 Ingliz 728 841 2044 2291 168 6072

2 Nemis 55 182 84 31 9 361

3 Fransuz 46 179 43 13 281

4 Ispan 1 1

5 Xind 1 2 1 4

6 Koreys 69 184 136 38 5 432

7 Yapon 8 20 20 2 1 51

8 Turk 17 14 18 28 13 90

9 Arab 82 167 146 71 13 479

) Xitoy 7 12 31 9 59

Fors 2 2

ariyentsoni 14 1601 2522 2485 210 7832

Foizi 2,9 20,4 32,2 31,7 2,7 100

Учитывая направленность нашей конференции отметим, что наивысший средний балл творческого экзамена по китайскому языку у абитуриентов Андижанской (58,65), Джизакской (41,65) областей и г.Ташкента (51,26). Если говорить о максимальном балле, то самый высокий он у абитуриентов из Ташкента (65,56), Самаркандской (50,26) и Андижанской (45,45) областей.

Анализ итогов тестовых испытаний в разрезе языковых компетенций по восточным языкам выявил следующее.

Наиболее высокие показатели среднегобаллапо аудированиюпродемонстрированы поарабскому языку у абитуриентов Навоийской (23,00), Бухарской областей, китайскому языку у абитуриентов Андижанской (16,00) и Кашкадарьинской областей;максимального балла - выявлены у абитуриентов по арабскому языку из Наманганской области (30,00) и Андижанской областей (26,00), а также у абитуриентов по корейскому языку из Ферганской области (28,00), г.Ташкента (28,00), Кашкадарьинской (26,00) и Самаркандской областей. По китайскому языку максимальный балл (16,00) выявлен у ташкентских абитуриентов.

Наиболее высокие показатели среднегобаллапо чтению отмечены у тестируемых по турецкому языку из Бухарской области (23,00), Ташкента (28,00) и Сырдарьинской (28,00) областей; максимального балла соответственно у абитуриентов по турецкому языку из Наманганской и Самаркандской областей (27,00), Андижанской области (26,00), а также по китайскому языку у абитуриентов из Ташкента (23,00), Андижанской (20,00) и Самаркандской (20,00) областей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самые высокие показатели среднего балла по письму выявлены у абитуриентов, сдававших творческий экзамен по турецкому языку из Бухарской (25,65) области и г.Ташкента (14,00); максимального балла - по турецкому языку - у абитуриентов из Андижанской (27,20), Хорезмской (22,55), Самаркандской (21,65) областей и г.Ташкента. По китайскому языку абитуриенту продемонстрировали относительно невысокие баллы. Так самые лучшие показатели у абитуриентов Андижанской (5,65), Хорезмской и г. Ташкента (4,18).

По говорению наиболее высокий результат среднего балла выявлен по китайскому языку (24,00) у абитуриентов Джизакской области и г. Ташкента (16,64), а также турецкому языку (18,17)

Показатели максимального балла наиболее высокие по турецкому языку (30,00) у абитуриентов Андижанской области, по арабскому языку у абитуриентов Наманганской области (28,00), г. Ташкента (28,00) и Андижанской области (25,00).

Высокие показатели максимального балла по данной компетенциипо китайскому языку продемонстрировали абитуриенты из Ташкента (29,00), Самаркандской (26,00) и Джизакской областей.

Данный результаты в итоге служит объективному контролю устных и письменных компетенций творческого экзамена по иностранным языкам, мониторингу знаний учащихся, что позволяет преподавателям иностранного языка выстраивать эффективную стратегию преподавания на основе развития компетентностного подхода.

Это и положено в основу работы Управления по оценке уровня владения иностранными языками Государственного центра тестирования. Он

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 34 «О дополнительных мерах по усовершенствованию изучения иностранных языков» от 19 января 2022 года -lex.uz

2. Китайский язык: актуальные вопросы языкознания, переводоведения и лингводидактики //Сборник статей научной конференции - Москва, МГИМО - Университет- 2019.

3. ЛюЖуньцин Тестирование по языку и методика его проведения. - Пекин,Издательство преподавания и исследования языка. -1999.

4. Санжиева И.Б. Соотношение уровней владения китайским языком в экзамене HSK и европейской системе: к постановке проблемы - Молодой ученый -№ 25. - 2020.

5. У.Суцзюань Общая характеристика изменений условий тестирования по русскому языку в Китае - Международный научно-исследовательский журнал Пекинского педагогического университета, часть 4.- 2019.

6. ЧжаоЮйцзян (на правах рукописи) Лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования (на примере китайских учащихся) - Автореферат кандидатской диссертации, М.-2008.

7. Шитова О.Г., Шатов АВ.Г., Цзэн Ш.Полевая модель концепта «Информационные технологии» в русской и китайской лингвокультурах» - Молодой ученый -№ 25.- 2020.

8. Douglas, Dan. Understanding Language Testing. London - New York.- 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.