Якубова Элнора-хан Талабхановна,
главный научный сотрудник, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований
ПОВЫШЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ДРАЙВЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА
УДК: 332.142
ЯКУБОВА Э.Т., ПОВЫШЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ДРАЙВЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА
В статье представлены тенденции повышения индустриального потенциала регионов Узбекистана за 2017-2020 годы, проведена оценка структурной трансформации и уровня развития промышленности территорий, обоснованы основные направления и возможности осуществления промышленной политики на региональном уровне.
Ключевые слова: регионы, промышленность, рост производства, на душу населения, специализация, концентрация, диверсификация, межрегиональная дифференциация, потенциал, резервы, возможности.
ЯКУБОВА Э.Т. УЗБЕКИСТОНЦУДУДЛАРИНИНГ ИЦТИСОДИЙ РИВОЖЛАНИШ ДРАЙВЕРИ СИФАТИДА САНОАТ САЛОЦИЯТИНИ ОШИРИШ
Маколада 2017-2020 йиллар давомида Узбекистан худудларининг саноат салохиятини ошириш тен-денциялари келтирилган булиб, худудлардаги таркибий узгаришлар ва саноат даражаси бахоланди, саноат сиёсатини худудий даражада амалга оширишнинг асосий йуналишлар ва имкониятлари асос-лаб бералган.
Калит сузлар: минтакалар, саноат, ишлаб чикаришнинг усиши, ахоли жон бошига, ихтисослашув, концентрация, диверсификация, минтакалараро дифференциация, салохият, захиралар, имкониятлар.
YAKUBOVA Е.Т. INCREASING THE INDUSTRIAL POTENTIAL AS A DRIVER OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN'S REGIONS
In the article is presented the trends of increasing the industrial potential of Uzbekistan's regions for 2017-2020, assessed the structural transformation and the level of industry in the territories, substantiates the main directions and opportunities for the implementation of industrial policy at the regional level.
Key words: regions, industry, production growth, per capita, specialization, concentration, diversification, interregional differentiation, potential, reserves, opportunities.
Введение. В процессе перехода на качественно новый уровень развития [1], когда во главу угла ставится задача развития креативной экономики1 и формирования проактивного мышления общества2, повышение индустриального потенциала становится ведущим драйвером эффективной реализации региональной политики. В этом плане возрастает значимость региональных аспектов решения вопросов рационального использования ресурсов, организации производства высокотехнологичных видов экономической деятельности, внедрения в практику современных форм размещения производительных сил, создания высокопроизводительных рабочих мест.
Актуальность. Отечественная практика показывает, что в нестабильных условиях (в частности, мировой финансовый кризис в 2008 г., пандемический кризис в 2019 г., другие изменения в мире) для устранения сдерживающих факторов устойчивого развития, стабилизации роста производства, обеспечения конкурентоспособности промышленности - следует критически переориентировать деятельность регионов посредством поиска эффективных форм размещения производительных сил, инновационных путей развития производства и пр.
Об актуальности повышения промышленного потенциала также отмечено главой государства Ш.Мирзиёевым в Стратегии действий по дальнейшему развития Узбекистана, где в качестве задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также комплексное и сбалансированное социально-экономического развития областей, районов и городов обозначено углубление структурных преобразований, модернизация и диверсификация экономики ее ведущих отраслей3. В Послании к Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева также под-
1 Под понятием «креативная экономика» понимается, экономика, основанная на интеллектуальной деятельности и инновационном развитии, основная идея которой заключается в создании высокотехнологичных видов экономической деятельности, а также генерации новых идей и знаний.
2 Под понятием «проактивное мышление общества» понимается повышение активности и ответственности населения в реализации мер, проводимым в стране. Это, в свою очередь способствует укреплению взаимного доверия в отношениях государства и народа и служит фактором обеспечения стабильности общества, его развития.
3 Указ Президента Республики Узбекистан от 7 фев-
раля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».
черкнул, что важной для долгосрочного устойчивого роста является обеспечение глубоких структурных преобразований4.
С учетом вышеизложенного возникает необходимость в поиске эффективных подходов стратегического территориального анализа и планирования развития промышленности с учетом рыночных факторов, что обусловлено сохранением диспропорций и несбалансированностью в использовании природно-ресурсного и производственного потенциала территорий.
Цель исследования заключается в оценке текущего состояния и тенденций развития промышленности регионов, обоснования перспектив развития с учетом конкурентных преимуществ, потенциала и возможностей территорий.
Методы исследования. В исследовании применены методы сравнительной оценки, многомерного статистического, системного и структурного анализа, относительных разностей и группировок. Критерии оценки развития промышленности регионов и методы их расчета [2] представлены в таблице 1.
Основная часть. Региональная промышленная политика Узбекистана за 2017-2020 гг. была направлена на совершенствование законодательно-правовой базы, эффективное размещение производств с учетом ресурсов и потенциала регионов, активизацию предпринимательской и инвестиционной деятельности, формирование благоприятных условий и конкурентных преимуществ для повышения экспортного потенциала территорий.
Вместе с тем, своевременная реализация в 2020 году мер, направленных на смягчение последствий пандемии и ее воздействия на экономику, стабилизацию темпов производства и поддержку хозяйствующих субъектов, способствовала предотвращению спада промышленного производства в регионах.
В территориальном развитии наряду с индустриально развитыми регионами особое внимание уделяется активизации предпринимательской деятельности и вовлечению в производственный процесс местных сырьевых ресурсов менее развитых территорий с аграрной направленностью экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что
4 Послание Президента Республики Узбекистан Шав-ката Мирзиёева Олий Мажлису. 29 декабря 2020 года. - Электронный источник: https://uza.uz/ru/posts/poslanie-prezidenta-respuЫiki-uzbekistan-shavkata-mirziyoeva-oliy-та7И^и_198652.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
25
Таблица 1. Критерии оценки промышленного потенциала регионов1
Наименование показателя
Детерминанты
Методика расчета
Среднегодовой рост
промышленного
производства
Grmid i - среднегодовые темпы роста
производства промышленной продукции
1-ого региона, коэф;
дг- темпы роста промышленного
производства 1-ого региона к
предыдущему году, %
п - количество лет
Уровень
промышленного
производства
Ind
dev i
V/P
1пССе„ i - уровень производства промышленной продукции 1-ого региона, коэф.;
vi - объем промышленного производства
1-ого региона, млрд.сум;
pi - среднегодовая численность
населения 1-ого региона, тыс.чел;
V - объем промышленного производства
страны, млрд.сум;
Р - среднегодовая численность населения страны, тыс.чел.
Доля добавленной стоимости в промышленности
Kv add i - доля добавленной стоимости в промышленности i-ого региона, коэф.;
Vv
v — Vv add i
"I? add i -
объем добавленной стоимости
A
в промышленности 1-ого региона, млрд. сум;
Vi - объем производства промышленной продукции 1-ого региона, млрд.сум.
Доля обрабатывающих отраслей в промышленности
Mi - доля обрабатывающей отрасли в промышленности 1-ого региона, коэф.; vm i - объем производства обрабатывающей отрасли 1-ого региона, млрд.сум
vi - объем промышленного производства 1-ого региона, млрд.сум
Доля
высокотехнологичной продукции в промышленности
Н - доля высокотехнологичной продукции в промышленности 1-ого региона, коэф.;
vh i - объем производства средне- и высокотехнологичной продукции 1-ого региона, млрд.сум
Vi - объем промышленного производства 1-ого региона, млрд.сум
Коэффициент
концентрации
производства
С - доля 1-го района в производстве региона;
Vi - объем производства ¡'-го района, миллионов сум;
- общий объем промышленного производства районов области, миллионов сум.
1 Источник: составлено автором.
26 ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Коэффициент
специализации
производства
■ у±гл
1 V/ VI
- индекс специализации i-ого вида деятельности у-ого района; V¡¡ - объем производства ¡-ого вида деятельности по стране, миллионов сум; V - общий объем производства товаров / услуг по стране, миллионов сум; - объем производства ¡-ого вида деятельности у-ого района, миллионов сум; v¡ - общий объем производства товаров / услуг у-ого района, миллионов сум
Диверсификация производства
Диверсификация технологичности производства
Диверсификация экспорта товаров
^ ¡ - уровень диверсификации производства ¡-ого региона, коэф.; ху - объем валовой добавленной стоимости у-ой отрасли (технологичной или товарной группы) промышленности ¡-ого региона, млрд.сум; X¡ - объем валовой добавленной стоимости промышленности ¡-ого региона, млрд.сум;
п - количество отраслей (технологичных или товарных групп).
Доля предприятий с иностранными инвестициями в промышленности
К - доля предприятий с иностранными инвестициями в промышленности ¡-ого региона, коэф.;
vk¡ - объем производства продукции предприятиями с иностранными инвестициями ¡-ого региона, млрд.сум v¡ - объем промышленного производства ¡-ого региона, млрд.сум
Коэффициент экспорт-
ориентированности
продукции
E¡ - доля экспорта промышленной
продукции /-го района;
V,. ¡ - объем экспорта продукции /-го
района, миллионов сум;
V¡ - объем производства продукции /-го
района, миллионов сум
наряду с индустриально развитыми регионами (г.Ташкент, Ташкентская, Андижанская области) опережающий рост промышленного производства достигнут в Наманганской, Сурхандарьин-ской, Хорезмской областях (рост производства за 2017-2020 гг. выше республиканского параметра, равного 122,8%). Вместе с тем умеренный рост промышленного производства в Бухарской, Джи-закской, Кашкадарьинской, Навоийской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской областях и Республике Каракалпакстан (рост производства за 2017-2020 гг. составил 100,3-118,0%), говорит о недостаточно устойчивом их развитии, наибольшей их уязвимости к внешним факторам (колеба-
ния конъюнктуры мирового рынка, геополитическая ситуация в странах-партнерах и пр.).
Благодаря наращиванию производственных мощностей перерабатывающего производства, внедрению современного оборудования и ресурсосберегающих технологий в рамках реализации территориальных программ удалось обеспечить определенные структурные преобразования.
Во-первых, за 2017-2020 гг. достигнуто повышение индустриализации экономики страны (доля промышленности в ВВП) с 23,9% в 2017 г. до 28,5% в 2020 г. В территориальном разрезе позитивные изменения отмечаются в Андижанской (с 20,3% до 23,7%), Бухарской (с 17,9% до 18,1%), Навоийской (с 52,2% до 71,2%), Сырдарьинской (с 23,5%
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
до 25,2%), Ташкентской (с 35,9% до 48,4%) областях и г.Ташкенте (с 28,6% до 38,3%).
Во-вторых, повышение доли добавленной стоимости в промышленности отмечается как в целом по Узбекистану (с 41,4% в 2017 г. до 45,0% в 2020 г.), так и большинству ее регионов (Республика Каракалпакстан, Андижанская, Джизакская, Навоийская, Сырдарьинская, Ташкентская области и г. Ташкент, что свидетельствует о сокращении расходов на промежуточное потребление (производственные издержки, затраты на сырье, материалы, ресурсы) в производстве.
В-третьих, с реализацией программ по комплексному развитию территорий, а также специальных программ по развитию промышленного потенциала и инфраструктуры городов и районов возросла доля регионального производства с 33,8% до 40,3%.
Структурные сдвиги в развитии регионов за 2017-2020 гг. предопределили формирование конкурентных преимуществ в индустриальном секторе их экономик:
- в автомобилестроении Самаркандской и Хорезмской областей наряду с Андижанской;
- в топливной промышленности Республики Каракалпакстан и Сурхандарьинской области наряду с Бухарской, Кашкадарьинской, Ферганской;
- в промышленности строительных материалов Республики Каракалпакстан, Бухарской, Джизакской областей наряду с Навоийской, Сурхандарьинской, Ташкентской и Ферганской;
- в фармацевтической промышленности Наманганской, Сырдарьинской областей и г. Ташкента;
- в электронной и оптической продукции Республики Каракалпакстан, Джизакской области и г. Ташкента.
Формирование производственно-
технологической базы, создание основы перехода от сырьевой направленности к выпуску готовых изделий и высокотехнологичной продукции отразилось на повышении уровня диверсификации промышленности регионов. Оценка диверсификации промышленности за анализируемый период указывает на положительную тенденцию повышения, характеризующейся обеспечением более или менее равномерного размещение видов деятельности на территориях.
Группировка регионов по промышленному производству на душу населения за 2020 г. пока-
зала, что регионами-лидерами по-прежнему остаются г. Ташкент, Навоийская, Ташкентская, и Андижанская области. Размещение базовых и стратегически важных объектов, ориентированных на выпуск экспортоориентированной продукции (энергоносители, цветные и черные металлы, продукция нефтехимии и машиностроения), явилось основным фактором высокой концентрации производства (удельный вес регионов в формировании республиканского выпуска промышленной продукции составляет 63,3%, производство на душу населения - 11,3-64,8 миллионов сум) и определило рассматриваемые территории, как индустриально развитые регионы.
Аграрно-индустриальные территории, такие как Республика Каракалпакстан, Сырдарьинская, Бухарская, Кашкадарьинская и Ферганская области, производство промышленной продукции на душу населения которых составляет 5,2-9,3 миллионов сум, относятся к регионам со средним уровнем промышленного развития.
Вместе с тем Хорезмская, Самаркандская, Джизакская, Наманганская и Сурхандарьинская области - регионы с преимущественно аграрной специализацией экономики (доля промышленности в ВРП ниже 15,0%) - характеризуются относительно низким уровнем промышленного производства (производство на душу населения составляет 2,05,1 миллионов сум, что в более чем 2 раза ниже республиканского параметра). Промышленный потенциал этих регионов характеризуется низкой концентрацией и преимущественным развитием низкотехнологичных производств.
Основные препятствия устойчивому развитию регионов создают такие характеристики промышленности, как структурное несовершенство, слабое освоение высокотехнологичных производств, доминирование производства и экспорта сырьевых товаров и промежуточной продукции, зависимость промышленности от внешнего рынка, проявляющаяся в высоких показателях импорта товаров конечного потребления, продовольствия.
На региональном уровне сохраняется ряд проблем и диспропорций, требующие своевременного решения. В первую очередь, неравномерное распределение отраслей и производств между территориями отражается на увеличении межрегиональной дифференциации с 15,7 раза в 2017 г. до 31,2 раза в 2020 г. Ввиду неэффективного задействования местных ресурсов и возможностей регионов отмечается недостаточный уро-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
вень диверсификации производства и повышение импорта товаров.
Диспропорции в технологической структуре промышленности связаны с сохраняющейся высокой долей низкотехнологичного производства в Джизакской, Кашкадарьинской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьин-ской, Ферганской (более 50% общего объема промышленного производства регионов), средне- и низкотехнологичного - в Бухарской, Навоийской, Ташкентской областях.
Медленный процесс технического и технологического перевооружения производства вследствие слабой инвестиционной активности и внедрения высокотехнологичного оборудования отражается на увеличении себестоимости продукции и низком спросе отдельных видов продукции как на внутреннем, так и внешнем рынке.
Выводы и рекомендации. С учетом природно-экономического потенциала и возрастающей демографической нагрузкой драйверами развития промышленного производства на территориях можно отметить следующие:
1. Для обеспечения потребностей внутреннего и внешнего рынков потребительскими товарами легкой и пищевой промышленности в регионах имеются возможности вовлечения в производственный процесс местных сырьевых ресурсов, в частности сельскохозяйственных, на базе создаваемых агропромышленных кластеров. Наряду с создаваемыми хлопково-текстильными, плодоовощными кластерами имеются возможности организации кожевенно-обувного (регионы Ферганской долины), шелково-производственных (Ташкентская, Самаркандская, Бухарская, Ферганская области) кластеров. Организация полного цикла производства предусматривает размещение как трудоёмких, так и высокотехнологичных производств по глубокой переработке местного сырья вплоть до создания готовой промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью. В плане обеспечения эффективной деятельности кластеров необходимо решение вопросов формирования сырьевой базы, создания благоприятной производственной инфраструктуры, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества крупного бизнеса, субъектов предпринимательства, домашних хозяйств, ВУЗов.
2. Для насыщения местного и межрегионального рынков товарами стройиндустрии, на которые имеется высокий спрос в условиях эконо-
мического подъёма, имеются возможности реализации перспективных проектов по эффективному использованию месторождений полезных ископаемых и глубокой переработке сырья. С учетом наличия местного сырья и ресурсов точками производственного роста могут стать Ташкентская, Навоийская, Кашкадарьинская области и Республика Каракалпакстан. Вместе с тем резервами дальнейшего роста является задействование в производственный процесс балансовых запасов полезных ископаемых в Сурхандарьинской, Джизакской, Самаркандской, Бухарской областях и Республике Каракалпакстан.
3. На базе потенциала сформировавшихся конкурентных преимуществ регионов, как точек производственного роста, возможно расширение ассортимента востребованной промежуточной продукции, готовых товаров и изделий вторичной переработки отходов за счет организации территориально-промышленных кластеров (нефтехимический - в Южном экономическом районе1, фармацевтические - Наманганской, Джизакской, Самаркандской областях, металлургический - в Ташкентском экономическом районе), где взаимодополняющие базовые, смежные и вспомогательные производства будут составными звеньями в единой технологической цепочке по производству конечной продукции.
4. С целью активизации инновационной деятельности регионов необходимо формирование креативного развития. В частности, имеются возможности организации технопарков и бизнес-инкубаторов, специализирующихся на разработке и внедрении в практику инновационных подходов и методов производства. Наиболее актуально данное направление в развитии стратегически важных (нефтехимическая промышленность, энергетический комплекс) и высокотехнологичных (микробиологическая, фармацевтическая промышленность, приборостроение) отраслях промышленности.
5. В рамках организации промышленных зон в регионах имеется возможность создания благоприятных условий (производственная инфраструктура - обеспечение доступа к электроэнергии, природному газу, питьевой воде, транспортные пути сообщения, доступ к бездействующим и
1 Южный экономический район включает Кашкада-рьинскую и Сурхандарьинскую области. Ь|М^;//исЬ|еЬ-n¡kfree.com/sots¡alnaya-geograf¡ya-ekonom¡cheskaya/ vnutrennie-razlichiya-44712.html
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
маломощным производственным площадям) для поддержки инициатив предпринимательства, а также стимулирования инвестиционной активности. Резервом расширения производства также могут служить имеющиеся на территории области маломощные производства и бездействующие объекты, эффективное использование которых решит проблему доступа к производственным площадям и объектам инфраструктуры.
6. Усиление региональных конкурентных позиций за счет налаживания межрегиональных экономических связей с регионами соседних стран создаст возможности обеспечения рациональных межрегиональных поставок ресурсов и материала для конечного производства товаров, формирования научно-образовательного
потенциала для ускорения инновационных процессов. Так, в расширении интеграционных связей регионов Узбекистана со странами СНГ имеются резервы повышения экспортного потенциала машиностроения, химической и нефтехимической, легкой промышленности за счет формирования проектов, включающих реализацию межрегиональных и межтерриториальных проектов на основе глубокой переработки сырья.
7. Одним из важных резервов производственного роста можно отметить создание энергетической базы страны за счет реализации проектов по реконструкции действующих и строительству новых сетей, строительству малых ТЭС, внедрению ресурсосберегающих технологий и альтернативной энергетики.
Список использованной литературы:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»
2. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года. - Электронный источник: https://uza.uz/ru/posts/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyoeva-oliy-mazhlisu_198652.
3. Саидов А. Новый Узбекистан и третий Ренессанс. - Электронный источник: https://yuz. uz/ru/news/novy-uzbekistan-i-tretiy-renessans.
4. Якубова Э. Оценка критериев индустриального развития регионов Узбекистана. Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2020. - Выпуск 3, часть 1. - С.457-461.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Креативная_экономика.
6. https://blog.wikium.ru/proaktivnoe-i-reaktivnoe-myshlenie.