Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(4/2), April, 2023
РАЗРАБОТКИ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Мухайё Муталлиевна Дедаханова
Самостоятельный соискатель НамГУ
АННОТАЦИЯ
Изучая иностранный язык в школе нужно больше уделять внимание на разработки методов обучении иностранного языка для лучшего освоения учеников среднего класса. В особенности систематическое развитии речевой деятельности в применении практических занятий.
Ключевые слова: иностранный язык, методы изучение, общение, письмо, говорение.
CHET TILINI O'RGANISHDA METODLARNI ISHLAB CHIQISH
Mukhayo Mutallievna Dedaxanov
Namangan davlat universitetining mustaqil izlanuvchi
АNNOTATSIYA
Maktabda chet tilini o'rganishda o'rta sinf o'quvchilarini yaxshiroq o'zlashtirish uchun chet tilini o'qitish usullarini ishlab chiqishga ko'proq e'tibor berish kerak. Xususan, amaliy mashg'ulotlarni qo'llashda nutq faolligini tizimli rivojlantirish.
Kalit so'zlar: chet tili, o'rganish usullari, muloqot, yozish, nutq.
DEVELOPMENT OF METHODS IN THE STUDY OF A FOREIGN
LANGUAGE
Mukhayo Mutallievna Dedakhanova
Independent applicant of Namangan State University
ABSTRACT
When studying a foreign language at school, more attention should be paid to the development of methods for teaching a foreign language for better mastering of middle class students. In particular, the systematic development of speech activity in the application of practical exercises.
Key words: foreign language, study methods, communication, writing, speaking
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4/2), April, 2023
ВВЕДЕНИЕ
При изучении иностранного языка на средней ступени в основной школе главной целью обучения школьников в подростковом возрасте является последовательное и систематическое развитие речевой деятельности, а именно: говорения, письма, чтения и аудирования.
Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс передачи и приема сообщений, выраженный через языковую систему и зависимый от ситуации общения.
При практической направленности обучения речевая деятельность рассматривается в качестве ведущего аспекта.
Форма речи делится на устную и письменную. Развитие видов речевой деятельности также отличаются по характеру - продуктивный/рецептивный.
Соответственно выделяют 4 основные вида речевой деятельности:1
- говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение;
- аудирование - рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием устного сообщения;
- чтение - рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием письменного текста;
- письмо - продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Каждый метод изучения иностранного языка нацелен на решение конкретной задачи - улучшение навыков чтения, коммуникации или письма. Такая привязка позволяет определиться с тем, какого именно результата хочется достичь и выбрать самый оптимальный вариант обучения. И в данной работе сделана попытка найти пропорциональное соотношение методов, помогающих детям усвоить иностранный язык и их практическое применение.
Существует много методик, которые помогают улучшить уровень владения иностранным языком. Среди них есть те, которые зарекомендовали себя как эффективные. Сегодня их используют для обучения языку в учебных заведениях и на языковых курсах.
Грамматико-переводной метод. Грамматико-переводной метод основывается на понимании языка как системы и опирается на когнитивный подход к обучению. Был широко распространен при обучении греческому и латыни. согласно данному методу, владение языком - это владение
1 Маклаков А. Г. «Общая психология», издательство «Питер» , 2002г
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4/2), April, 2023
грамматикой и словарем. Диана Ларсен-Фриман в своей книге «Методы и принципы обучения языку» (TechniquesandPrmtiplesinLanguageTeacЫng, 1986)2 описывает типичные задания грамматико-переводного метода, которые используются по сей день и некоторые их модификации:
1) перевод с изучаемого языка на родной
2) вопросы на понимание
Этот метод основан в ХУШ веке, а сейчас всё чаще применяется для самостоятельного изучения иностранного языка. Он заключается в следующем: выбирается последовательность изучения грамматических конструкций, и соответственно, подбираются тексты для перевода3. Ученики с помощью словарей находят перевод каждого незнакомого слова и запоминают новый материал. Они переводят сначала с иностранного на свой родной язык, затем наоборот, чтение данного текста несколько раз.
У традиционной методики есть свои достоинства: на высоком уровне изучается грамматика, особенно хорошо усваивают материал обучающиеся с развитой логикой. В будущем они с легкостью подставляют любые слова под известные конструкции. Впрочем, многие не могут улучшить из-за этого метода свой разговорный уровень, у них появляется языковый барьер. Для тех, кто начинает, такое обучение помогает накопить словарный запас и изучить базовые грамматические конструкции.
Аудиолингвальный метод (АЛМО) — это метод обучения языку, предусматривающий многократное прослушивание в магнито-записи и проговаривание языковых структур и речевых образцов, что ведет к их автоматизации. Для метода, как видно из его названия, характерна опора на слуховой канал восприятия.
Работа над речью ученика средних классов, есть принцип аудиолингвального метода. Многие преподаватели уверены, что без работы речевого аппарата нельзя учить иностранный язык, что говорить нужно постоянно, даже делая письменные задания (вычитка написанного текста). Учитель произносит каждое новое слово, ученики повторяют за ним вслух несколько раз, и эти задания нужно закрепить, как домашнее задание ввиде составлении 2-3 предложений на изучаемом языке.
Главным атрибутом обучения иностранному языку является прослушивание аудиозаписей. Ученики развивают восприятие речи носителей
2 Диана Ларсен-Фриман в своей книге «Методы и принципы обучения языку» (TechniquesandPrinciplesinLanguageTeaching, 1986)
3 Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4/2), April, 2023
языка, стараются выделить суть. После им предлагают сделать письменные задания, например, воспроизвести какие-то предложения из прослушанного, вспомнить даты, имена из текста или высказать свое мнение на данную тему. Улучшить владение иностранным языком помогает просмотр фильмов на языке оригинала. Таким образом пополняется словарный запас, улучшается произношение и восприятие на слух речи разного темпа, эмоциональной окраски и скрытого смысла сказанного.
Метод заучивание слов. Каждый день ученик должен учить 10-15 слов изучаемого языка, составление диалогов со своими родителями.
Метод погружения в языковую среду. Самый лучший способ выучить язык - это общаться с носителями языка. Если невозможно поехать в иноязычную страну, можно создать ее кусочек у себя на родине.
Как работает метод погружения в языковую среду? Обычно его используют при обучении детей раннего возраста. Для них создают билингвальную, то есть двуязычную среду. Предметы вначале называются только на иностранном, и учителя также говорят на чужом языке.
Метод погружения в языковую среду создает экстремальные условия, заставляя активизироваться и приспосабливаться к новым обстоятельствам. На курсах обучения языку часто используют подобную тактику. Учителя предлагают выбрать себе иностранное имя с выдуманной биографией, вообразить себя в чужой стране. Подобные игры помогают лучше вжиться в ситуацию. Учащиеся развивают, во-первых, коммуникативные навыки, во-вторых, пополняют свой лексический запас.
Метод погружения в иноязычную среду нужно использовать аккуратно и вводить постепенно, всё более сокращая объем родной речи на занятиях. Только в этом случае уроки будут эффективными, а учащиеся будут наслаждаться общением на иностранном языке, с удовольствием посещая каждое занятие.
Коммуникативный метод4. Основная задача коммуникативного метода обучения иностранным языкам — помочь учащемуся избавиться от пресловутого языкового барьера.
Главенствующая цель обучения предмету "Иностранный язык" - это формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя несколько компонентов:
коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;
4 Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4/2), April, 2023
языковые знания и навыки владения этим языковым стройматериалом для порождения и распознавания информации;
лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения вторичной социализации, социально-культурного фона, без которого невозможно формирование коммуникативной компетенции.
Чтобы обеспечить усвоение учащимися особенностей другой страны, её национальной культуры, расширить их общий кругозор, в целевую установку обучения и в содержание образования вводятся страноведческие знания как коммуникативный элемент, что усиливает интерес к изучаемому иностранному языку и способствует устойчивой мотивации.
Языковая среда является основным средством обучения иностранному языку, а все остальные средства только помогают, их предназначение - создать иллюзию приобщения учащихся к естественной языковой среде. Именно поэтому столь важно, чтобы обучение проходило с помощью аутентичных учебных средств.
Самый распространенный в современных школах и высших учебных заведениях - это коммуникативный метод. Его цель - комплексное развитие всех навыков - умений читать, писать и общаться, но больше всего внимания уделяется именно коммуникации. Постоянный контакт преподавателя с обучающимися помогает гораздо лучше усвоить материал. Естественное обучение идет в процессе интересных занятий. Студенты строят диалоги с письменной подготовкой или спонтанно, создают небольшие монологи, придумывают истории на заданные темы.
Парная работа помогает быстро ориентироваться по ситуации. Надо отвечать на вопросы, на ходу придумывать свои. Часто предлагается разыграть какую-либо сценку в ролях. Активно используется метод дискуссий, в которых участвует все обучающиеся. Так создается иллюзия пребывания в естественной языковой среде. Преподаватель является скорее наставником и советчиком, который мягко указывает на ошибки и их причину.
Благодаря своей спонтанности и целенаправленности, коммуникативный метод очень эффективен. Учащийся никогда не знает, как ответит его собеседник на заданный вопрос. Словарный запас используется активно, улучшается восприятие речи. Ученик старается излагать свои мысли более понятно, заменять те или иные слова на синонимы. Часто используется такой метод обучения, как мозговой штурм, где даётся проблема, которая на выходе должна получить свое решение. Обсуждение чаще всего ведётся в малых группах. Каждый может изложить свое мнение. Обучение иностранному языку в
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4/2), April, 2023
основной школе направлено на изучение языка как средства общения в международном масштабе. У школьников должны быть сформированы и развиты основные коммуникативные умения в различных видах речевой деятельности. Ученики должны знать не только язык, но и традиции, и обычаи страны изучаемого языка. Чаще всего это происходит путем вживания в иноязычную среду при помощи диалогов, монологических высказываний и решения различных ситуативных задач. Также социокультурное развитие школьников происходит путем изучения страноведческого и культуроведческого материала. На данном этапе школьники знакомятся с понятием "внеклассная работа", что позволяет им самостоятельно изучать культуру и историю страны, а также развивать умение видеть свою страну в условиях межкультурного общения.
Работая с учениками средних классов надо учитывать, не только изучения русского языка на уроках, какую методику применить, учитывать их возрастное развитие, перебороть барьер между языком родным и изучаемым. В средних классах ученики более бурно реагируют на замечание учителя. Поэтому надо выработать атмосферу в классе дружелюбное, нестандартный подход к ученику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)
1. Дедаханова, М. М. (2021). НЕЙРОЛИНГВИСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧЕНИКОВ С 12-15 ЛЕТ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(5), 333-341.
2. Дедаханова, М. М. (2022). МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЯДЕРНО-МАГНИТНОГО РЕЗОНЕНСА ПРИ ОБРАБАТЫВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(Special Issue 4-2), 418-425.
3. Дедаханова, М. М. (2021). ПЕРВЫЕ ЗАДАТКИ РЕЧИ У РЕБЁНКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(11), 976-981.
ВЫВОД