historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-175-181
Отажанова Хуррият Отаназар кизи
Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Узбекистан
Аннотация. В данной статье представлена классифитция способов словообразования в современной лингвистике.
Ключевые слова: синхронное словообразование, диахрония, способы образования слов, аффиксaция, безаффиксные способы, классифитция.
CLASSIFICATION OF WORD FORMATION METHODS IN MODERN
LINGUISTICS
Otazhanova Khurriyat Otanazar kizi
Urgench State University, Urgench, Uzbekistan
Annotation. This article presents a classification of word formation methods in modern linguistics.
Key words: synchronous word formation, diachrony, word formation methods, affixation, non-affix methods, classification.
В нашей стране большое внимание уделяется развитию науки и образования. В своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев справедливо отметил: «Наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети» [1]. Действительно, современное состояние развития государства оценивается через призму науки. Поэтому и для нашей страны развитие всех сфер науки, в частности русского языкознания, является важным шагом на пути благосостояния и устойчивого развития. В современной русистике Узбекистана ведется разработка актуальных проблем всех направлений, в том числе и синхронного словообразования.
Изучению синхронного словообразования посвящены работы В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. И. Смирницкого, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, С. Ф. Шатилова, С. Л. Вербицкого, И. П. Подласого, Ф. Ф. Фортунатова, М. Д. Степановой, Е. А. Анисимовой, Р. О. Якобсон, С. Б.
175
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
Бернштейн, Т. В. Булыгиной, Е. А. Земской, В. В. Лопатина, И. С. Улуханова, А. Н. Тихонова, А. А. Абдуазизова, В. А. Редькина, А. С. Пардаева, А. М. Зализняк, А. Г. Шереметьевой и других ученых-лингвистов.
Словообразование - раздел языкознания, изучающий строение слов и способы их образования. Словообразование является одной из важнейших направлений в языкознании, но как часть науки словообразование оформилось достаточно недавно. Основоположниками становления и развития словообразования в рамках языкознания можно считать В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А.И. Смирницкого. Именно они изучали роль и место словообразований в среде лингвистических дисциплин.
Словообразовательная наука имеет два аспекта изучения: различают синхронное и диахроническое словообразование.
Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. Диахронический аспект -это учение о словообразовательных процессах, закономерностях образования новых слов, об изменении структуры уже существующих слов, о формировании словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии.
Синхроническое словообразование изучает образование слов в системе современного языка. Синхронический аспект - это учение о производной лексике, о морфемной и словообразовательной структуре слов, о современном строении словообразовательной системы, о связях и взаимоотношениях родственных слов на определенном этапе развития языка (чаще на современном этапе). При синхронном изучении не ставится вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в предшествующем периоде привели к современному состоянию. Язык изучается как определенным образом организованная система средств человеческого общения, действующая в тот или иной период времени. Задача такого изучения - описать устройство языка, вскрыть механизм его действия.
В.В. Виноградов определил границу между морфологией и словообразованием следующим образом: «различие между разделами заключается в том, что в морфологии изучается формообразование, а в словообразовании - образование слов».
Окончательное выделение словообразования из морфологии и лексикологии произошло в 60-80-е годы XX века. Наука о словообразовании стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.
В связи с разграничением синхронного и диахронного аспекта в словообразовании необходимо провести линию также между синхронными и диахронными способами словообразования. Диахронные способы словообразования - это такие способы, при которых в качестве средства
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
выражения словообразовательного значения выступает всё слово целиком, а не отдельные морфемы, и при котором между производящим и производным словом нет отношений мотивации. Синхронные способы словообразования -это такие способы, при которых средством выражения словообразовательного значения выступает морфема, аффиксы и основы; между производящим и производным при этом имеют место отношения мотивации, т.е. отношения двух однокоренных слов, из которых одно, как правило, сложнее другого на единицу смысла и не более чем на один деривационный формант.
Таким образом, способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова, в русском языке различаются две основные группы способов словообразования:
А) В аффиксальных способах словообразования основным средством выражения деривационного значения производного слова является аффикс (один или в сочетании с другими средствами, в первую очередь с парадигмой словоизменения производного слова). Естественно, что при этом учитываются и нулевые аффиксы (= значимое отсутствие аффикса).
Б) В безаффиксных способах словообразования аффиксы не участвуют. Для выражения деривационного значения производного слова служат другие средства, например, такие, как порядок следования частей производного слова, усечение производящей основы (или основ), изменение парадигмы словоизменения, единое ударение. В зависимости от того, сколько производящих основ участвует в словообразовании, различают способы образования простых и сложных слов. Если в качестве производящей выступает одна основа, производное является простым словом. Если производящих основ две или более, производное является сложным словом.
Классификация способов словообразования является предметом научной полемики. В исследованиях представлены разные, нередко противоположные подходы к проблеме классификации. Е.А. Земская выделяет две основные группы способов словообразования: аффиксальные и неаффиксальные.
Аффиксация как способ образования слов - создание нового слова присоединением к основе образующего слова тех или иных словообразовательных элементов [ ru.wikipedia.org/wiki /Аффиксация 1
В зависимости от того, какие словообразовательные элементы участвуют в образовании слова и как они присоединяются к образующей основе, в аффиксации выделяются три разновидности: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный способы словообразования.
Неаффиксальные, точнее безаффиксные способы подразделяются на сложение, сращение, аббревиацию, субстантивацию и усечение.
В качестве особого способа словообразования Е. А. Земская выделяет субстантивацию - вид конверсии, которая случается при образовании имен
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
существительных, мотивированных и по форме, и по смыслу прилагательными или причастиями (сладкое, слабительное, холодное, учительская, душевая).
Безаффиксные способы русского словообразования по классификации П. А. Леканта:
- Субстантивация - это способ словообразования отадъективных существительных, при котором средством выражения словообразовательных отношений является коренное изменение грамматических признаков производных слов по сравнению с производящим. Ср.: смелый (прил.) человек - смелого (сущ.) пуля не берет, перевязочный пункт и перевязочная (помещение для перевязок), столовый прибор и столовая (место, где едят), учительская сумка и учительская (комната для отдыха учителей).
- Сокращение (усечение) - это безаффиксный способ словообразования, при котором дериватором является усечение производящей основы.
- Сложение - при данном способе словообразования производящее представлено двумя или более основами, а дериватором считается строго фиксированный порядок расположения производящих основ в структуре деривата и единое основное ударение. Разновидностями сложения являются: чистое сложение, аббревиация, сращение, сложносоставной способ словообразования.
- Чистое сложение - это объединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полном виде, обычно сопровождаемое интерфиксацией (грязеводолечебница, Волгоград), реже - без интерфиксов (Новгород, пятьдесят).
- Аббревиация (или сложносокращенный способ словообразования) - это образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усеченном виде: СНГ, РФ, госкомитет, РАН (Российская академия наук), профком, завбазой, мопед (мотоцикл + велосипед).
- Сращение - способ образования адъективных и глагольных дериватов на базе сочетания слов и словоформ, связанных подчинительными отношениями: умалишенный - лишенный ума, фосфоросодержащий -содержащий фосфор.
Развитие словообразовательной системы языка нагляднее и ярче всего проявляется в тех изменениях, которые происходят в сфере его словообразовательных моделей и касаются в первую очередь способов словопроизводства и инвентаря словообразовательных морфем. Изменения на словообразовательном уровне могут быть то большими, то меньшими. Многое определяется самой внутренней логикой развития словообразовательной системы.
Аффиксальный способ словообразования является основным в русском языке. Пользуясь названным способом, создаются в языке путем различных сочетаний словообразовательных морфем новые слова, выражающие новые
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
понятия. Именно этот способ дает «решительное превосходство русского языка над другими европейскими языками по богатству и разнообразию словопроизводства».
Таким образом, словообразовательная система русского языка отмечается активным развитием, что способствует обогащению новыми словами, в особенности, благодаря синхронным способам словообразования. Данный анализ позволяет заключить, что при образовании новых слов в русском языке наиболее продуктивным является аффиксальный способ. Итак, посредством словообразования язык обогащается новыми словами, не только с точки зрения лексической, но и с точки зрения фонетической и морфологической и постоянно находится в динамике.
В современном словообразовании действуют двенадцать способов словообразования: семь аффиксальных, пять безаффиксных. Из них семь используются для производства простых слов (суффиксация, префиксация, нулевая суффиксация, префиксально-суффиксальный способ, префиксация в соединении с нулевой суффиксацией, усечение, субстантивация), пять используются для производства сложных слов (чистое сложение, сращение, аббревиация, сложение в соединении с суффиксацией, сложение в соединении с нулевой суффиксацией).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мирзиёев Ш.М. Учителя и наставники - самая важная наша опора в построении нового Узбекистана / Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников. - Ташкент, 30 сентября 2020 года: https://president.uz/ru/lists/view/3864
2. Виноградов В.В. Русский язык.( Грамматическое учение о слове). - М., 1947. - 640 с.
3. Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в его кн.: Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - М., 1975. - 560 с.
4. Винокур Г. О., Заметки по русскому словообразованию, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, - М., 1959 - 492 с.
5. Шанский Н.М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Учеб. для студентов пединститутов по спец. «Русский язык и литература». - В 3-частях. -Часть II. Словообразование. Морфология. - Изд. второе, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 262 с.
6. Sheremetyeva A. et al. Word-Forming Bases and their Variability (on the Material of the Russian language) //International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Т. 24. - №. 2. - С. 338-349.
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
7. Атаева Р. Р. Структурное своеобразие русских поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа //Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - №. 6 (428). - С. 23-31.
8. АТАЕВА Р. Р. Словообразовательное гнездо как комплексная единица словообразовательной системы русского языка //Иностранные языки в Узбекистане. - 2019. - №. 1. - С. 33-45.
9. Атаева Р. Р. Роль эпистолярного жанра в функционировании любовного этикета и формировании любовного лексикона рубежа XVIIIXIX вв./Социально-гуманитарные науки в системе образования //Том. - Т. 1. - С. 613.
10. Шереметьева А. Г., Атаева Р. Р. ВАРИАНТНОСТЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ФЕНОМЕН //доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии материалов электроники Московского института стали и сплавов. - 2018. - С. 217.
11. Умарова Ф. З. РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 63-68.
12. Умарова Ф. З. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2016. - С. 495-497.
13. Умарова Ф. З. Развитие личности учащегося-залог обеспечения устойчивого развития //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2011. - №. 9. - С. 644-645.
14. Umarova F. The student's personal development as a key to sustainable development //Lifelong Learning: Continuous Education for Sustainable Development: proc. of Int. coop./arr. NA Lobanov; sci. ed. NA Lobanov, VN Skvortsov; LSU na AS Pushkin, Res. Inst. Soc.-Econ. and Ped. Probl. of Lifelong Learn.-SPb.: LSU na AS Pushkin, 2011.-Vol. 9.-656 p. - 2011. - С. 564.
15. Умарова Ф. З. Готовность педагога к личностно-ориентированному образовательному процессу в школе //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2010. - Т. 8. - С. 385-387.
16. Эгамбердиева Г. Своеобразие мифологического образа пери в узбекских сказках и дастанах //Актуальное в филологии. - 2021. - Т. 3. - №. 3.
17. Эгамбердиева Г. М. Исследование эпоса" Книга моего деда Коркута" русскими учеными-востоковедами //Филология и лингвистика. - 2019. - №. 1. -С. 11-14.
18. Эгамбердиева Г. М. К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых взаимоотношений в устном народном творчестве //Молодой ученый. - 2017. - №. 3. - С. 693-696.
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
19. Ergashevna K. S. et al. The Originality Of Modern Literature (On the example of the works of IldarAbuzyarov, TimurPulatov and ZakharPrilepin) //Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry. - 2021. - Т. 12. - №. 9.
20. Egamberdieva G. M. O horezmskih skazkah, zapisannyh AN Samojlovichem //POLISH JOURNAL OF SCIENCE. - 2021. - №. 36-2. - С. 36.
21. Kenjabayevna, Darvishova Gulchehra. "USING VIDEOS IN EFL LESSONS." Journal of new century innovations 25.3 (2023): 91-93.
22. Дарвишова, Гулчехра Кенжабаевна. "По Педагогическом Мастерстве Учителя Иностранного Языка В Процессе Урока." Central Asian Journal of Literature, Philosophy and Culture 3.10 (2022): 122-125.
23. Rashidova, Munavvar Xaydarovna. "Instructional scaffolding to improve learning." Innovative development in educational activities 2.7 (2023): 135-140.
24. Akhmedov, D. A., Xashimov, D. I., Rashidova, M. X., & Namozova, D. B. (2020). Simulation of the effect of turning steering wheel intensity on the vehicle stability. International journal of recent technology and engineering (IJRTE), 9(2), 242-247.
25. S.Nasirova. Staff of officials of the Eastern Palace in ancient China // Zien Journal of Social Sciences and Humanities 12, 19-22.
26. S.A. Nasirova. Principles for translating vocabulary with background information // European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies 2, 82-87.