historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ СЛОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТЕКСТЕ
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-63-70
Дуйсинова Гуланда Абдуманнабовна
Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека,
г. Ташкент, Узбекистан
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности функционирования и способы образования окказиональных слов в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Ключевые слова: окказионализмы, индивидуально-авторские слова, классифишция окказионализмов, функция, художественный текст.
FEATURES OF FUNCTIONING AND WAYS OF FORMATION OF OCCASIONAL WORDS IN A ARTISTIC TEXT
Duysinova Gulanda Abdumannabovna
National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek,
Tashkent, Uzbekistan
Annotation. This article discusses the features of functioning and ways of forming occasional words in the works of M.E. Saltykov-Shchedrin.
Key words: occasionalisms, individual author's words, classification of occasionalisms, function, literary text.
Окказионализмы - это индивидуально-авторские неологизмы, которые образуются традиционным способом или при помощи нарушения норм языка, функционируют и обретают смысл только в контексте. Изучению окказиональной лексики в русском языке посвящены работы В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Л. Ельмслева, Э. И. Ханпира, Н. И. Фельдман, Е. А. Земской, Н. Г. Бабенко и других. Так, например Р. Ю. Намитокова, Ю. Н. Пацулла выделяют различные функций окказионализмов, группируя их по двум основаниям: по отношению к плану содержания окказионализма и по отношению к структуре микроконтекста, где функционирует окказионализм.
Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в наше время, отличительной чертой, которой стала свободность языка. Проблеме новообразований в разное время посвящали
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
работы такие ученые, как В.В. Виноградов, А. Г. Горнфельд, Г. О. Винокур, Б. О. Гавранек, В. П. Григорьев Н. И. Фельдман.
Наиболее активно новые слова исследуются в русском языкознании начиная с 60-х годов ХХ века, о чем свидетельствуют монографии, диссертационные исследования, статьи, в которых новообразования рассматриваются в различных аспектах: словообразовательном, лексикологическом, социолингвистическом, нормативном, стилистическом, ономасиологическом (Л. Ельмслев, Н. И. Фельдман, Е. А. Земская, А. Г. Лыкова, Л. П. Крысина, Э. И. Ханпиры, С. П. Белокурова, В. О. Грищенко, Н. И. Коробкина, Т. Ю. Щуклина, Н. Г. Бабенко и других).
«Создание индивидуально-авторских неологизмов обычно связано с использованием словообразовательных ресурсов родного языка. Эстетическая ценность таких новообразований определяется искусством автора, его умением применить наиболее яркие и стилистически оправданные экспрессивные краски тех или иных словообразовательных моделей» [6]. Новообразования выделяются на фоне традиционных речевых средств и последовательно используются не только в собственно авторской речи, но и в речи рассказчика, и в речи персонажей, которые либо искажают непонятные им «чужие» слова, либо наделены даром словотворчества: создание нового слова для них -средство самовыражения, проявление свободы личности [3].
Окказионализмы образуются по продуктивным или непродуктивным словообразовательным моделям и идут вразрез со сложившейся литературной нормой. Их особенность состоит в том, что, применяясь в определенном контексте, они, в отличие от традиционных слов, не закрепляются в языке для дальнейшего повсеместного употребления.
Причины, побуждающие писателей к созданию индивидуально-авторских образований следующие:
а) необходимость точно выразить мысль (узуальных слов для этого может быть недостаточно);
б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заменить словосочетание и даже предложение);
в) потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;
г) стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику, деавтоматизировать восприятие;
д) потребность избежать тавтологии;
е) необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.
Первые три причины являются основными. Очень часто возникновение новообразования бывает вызвано не одной, а сразу несколькими причинами [2].
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
Характеризуя функциональные различия окказионализмов и неологизмов, О. И. Александрова определяет неологизмы как «новые слова, возникающие и формирующиеся как номинативные (идентифицирующие) лексические единицы, предназначенные для выполнения интеллектуально -коммуникативной функции». Тогда как окказионализмы - это новые слова, возникающие и формирующиеся как характеризующие (предикатные) единицы» [1].
Таким образом, окказионализмы - это речевой феномен, созданный средствами современного русского языка, который всегда звучит необычно и ново, не зависимо от времени его создания, и создаются авторами для того, чтобы точно и кратко выразить свою мысль, охарактеризовать и оценить данное слово, сохранить ритм стихосложения и избегать повторений.
Новые слова в языке создаются по определенным моделям, в основном, при помощи значащих частей слова. Однако важно подчеркнуть, что в процессе развития русского языка появляются постоянно новые словообразовательные модели, среди которых особого внимания заслуживают модели, образованные окказиональными способами, имеющими характерные отличия. Окказиональные способы словообразования в русском языке стали предметом повышенного интереса в современной лингвистике. Как отмечала Е. А. Земская, конец XX века считают «веком окказионализмов», так как человек в принципе играет со словом, состязается с окружающими, стремясь победить соперника в остроумии, острословии, оригинальности формы выражения, что приводит к появлению множество форм словообразования [4].
Окказиональные способы словообразования демонстрируют наличие всех способов словообразования в языке, тем самым являясь средством раскрытия потенциала языка в принципе. Окказиональное словообразование позволяет создать новую лексическую единицу, расширяя границы языка. Как отмечал лингвист В. Н. Немченко, способ обратного словообразования представляет собой чисто диахроническое явление, представляет собой способ изменения структуры уже существующего в языке слова, в результате которого создается новая лексическая единица. Ключевой характеристикой окказиональных способов словообразования в русском языке является тот факт, что образованные слова с синхронической точки зрения являются непроизводными и всегда выступают в качестве производящих. В качестве производных для окказионализмов выступают исторически производящие слова. Причем ученый подчеркивает, что основным словообразовательным средством окказионализмов в русском языке являются аффиксальные (суффиксальные) морфемы, которые выражают словообразовательное значение данных синхронический производных, суффиксальных слов [5].
Анализ узуальных способов словообразования основывается на концепции синхронного словообразования, которая поддерживается многими
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
лингвистами. В современном словообразовании действуют двенадцать способов словообразования: семь аффиксальных, пять безаффиксных. Из них семь используются для производства простых слов (суффиксация, префиксация, нулевая суффиксация, префиксально-суффиксальный способ, префиксация в соединении с нулевой суффиксацией, усечение, субстантивация), пять используются для производства сложных слов (чистое сложение, сращение, аббревиация, сложение в соединении с суффиксацией, сложение в соединении с нулевой суффиксацией).
В русском языке окказионализмы образуются по продуктивным или непродуктивным словообразовательным моделям и в зависимости от способа образования делятся на три группы: образованные аффиксальным способом, образованные безаффиксным способом, образованные комбинированным способом.
Анализируя окказиональные слова М. Е. Салтыкова-Щедрина из «Истории одного города», мы пришли к выводу, что они образуются всеми названными выше способами синхронного словообразования, где основную группу слов составляют окказионализмы, образованные по модели «сложение+нулевая суффиксация».
Сравним:
1. Образованные аффиксальным способом: глуповцы, заугольники, клюковники, лягушечники, пошехонец.
— Глупые вы, глупые! — сказал он, — не головотяпами следует вам, по делам вашим, называться, а глуповцами! Не хочу я володеть глупыми! а ищите такого князя, какого нет в свете глупее — и тот будет володеть вами.
2. Образованные безаффиксным способом: кофей-сахар.
— Ты нам такого ищи, чтоб немудрый был! — говорили головотяпы новотору-вору, — на что нам мудрого-то, ну его к ляду!
И повел их вор-новотор сначала все ельничком да березничком, потом чащей дремучею, потом перелесочком, да и вывел прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь сидит.
3. Образованные комбинированным способом:
А) сложение+нулевая суффиксация: головотяпы, моржееды, лукоеды, гущееды, слепороды, губошлепы, кособрюхий, вислоухий, чернонебый;
Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают.
По соседству с головотяпами жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно:
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи. Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою.
Б) сложение+суффикс: письмоводитель, началъстволюбие, многомыслие, единомыслие, градоначалъничество.
Скоро, однако ж, обыватели убедились, что ликования и надежды их были, по малой мере, преждевременны и преувеличенны. Произошел обычный прием, и тут в первый раз в жизни пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие. Все на этом приеме совершилось как-то загадочно. Градоначальник безмолвно обошел ряды чиновных архистратигов, сверкнул глазами, произнес: «Не потерплю!» — и скрылся в кабинет. Чиновники остолбенели; за ними остолбенели и обыватели.
По временам он выбегал в зал, кидал письмоводителю кипу исписанных листков, произносил: «Не потерплю!» — и вновь скрывался в кабинете.
1776-й год наступил для Глупова при самых счастливых предзнаменованиях. Целых шесть лет сряду город не горел, не голодал, не испытывал ни повальных болезней, ни скотских падежей, и граждане не без основания приписывали такое неслыханное в летописях благоденствие простоте своего начальника, бригадира Петра Петровича Фердыщенка. Он ни во что не вмешивался, довольствовался умеренными данями, охотно захаживал в кабаки покалякать с целовальниками, по вечерам выходил в замасленном халате на крыльцо градоначальнического дома и играл с подчиненными в носки, ел жирную пищу, пил квас и любил уснащать свою речь ласкательным словом «братик-сударик».
Стал бригадир считать звезды («очень он был прост», повторяет по этому случаю архивариус-летописец), но на первой же сотне сбился и обратился за разъяснениями к денщику.
Стрельчиха Домашка была совсем в другом роде, нежели Аленка. Насколько последняя была плавна и женственна во всех движениях, настолько же первая — резка, решительна и мужественна. Худо умытая, растрепанная, полурастерзанная, она представляла собой тип бабы-халды, походя ругающейся и пользующейся всяким случаем, чтоб украсить речь каким-нибудь непристойным движением.
Положили: убиенных похоронив, заложить на месте битвы монумент, а самый день, в который она происходила, почтить наименованием «слепорода» и в воспоминание об нем учредить ежегодное празднество с свистопляскою.
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
Человеческая жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, и если б они были вполне логичны, то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
Необходимо, дабы между градоначальниками царствовало единомыслие. Чтобы они, так сказать, по всему лицу земли едиными устами. О вреде градоначальнического многомыслия распространюсь кратко.
- Добро хороню... восемь ленточек... восемь тряпочек... восемь платочков шелковыих... восемь золотыих запоночков... восемь сережек яхонтовенькиих... восемь перстеньков изумрудныих... восьмеро бус янтарныих... восьмеро ниток бурмицкиих... девятая - лента алая... хи-хи! -засмеялась она своим тихим, младенческим смехом.
Среди рассматриваемых окказионализмов, преобладают окказиональные единицы, образованные с помощью системных способов словообразования (37 единиц), преимущественно морфологическим способом (18 единиц) и лексико-синтаксическим способом (17 единиц), что подтверждает направленность окказионализмов на экономию графических и речевых усилий, а также определяет тенденцию к использованию более компактных форм для максимально возможной передачи значения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова О.И. Неологизмы и окказионализмы//Вопросы русского современного словообразования, лексики и стилистики: Научн. тр. Куйбышев. гос. пед. ин-та. Куйбышев, 1974. Т.145. - С.3.
2. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. - Калининград, 1997. - С.2.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие / - М.: Айрис-пресс, 2006. - С.208.
4. Земская Е.А. Современный русский язык. - Москва: Флинта, 2012. - С. 328.
5. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. - Нижний Новгород: НГУ, 1994. - С. 296.
6. Николина Н.А. Типы и функции новообразований в прозе Н.С. Лескова // Н.А. Николина / Русский язык в школе. - М.: 1995. - № 2. - С.79.
7. Sheremetyeva A. et al. Word-Forming Bases and their Variability (on the Material of the Russian language) //International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Т. 24. - №. 2. - С. 338-349.
8. Атаева Р. Р. Структурное своеобразие русских поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа //Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - №. 6 (428). - С. 23-31.
9. АТАЕВА Р. Р. Словообразовательное гнездо как комплексная единица словообразовательной системы русского языка //Иностранные языки в Узбекистане. - 2019. - №. 1. - С. 33-45.
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
10. Атаева Р. Р. Роль эпистолярного жанра в функционировании любовного этикета и формировании любовного лексикона рубежа XVIIIXIX вв./Социально-гуманитарные науки в системе образования //Том. - Т. 1. - С. 613.
11. Шереметьева А. Г., Атаева Р. Р. ВАРИАНТНОСТЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ФЕНОМЕН //доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии материалов электроники Московского института стали и сплавов. - 2018. - С. 217.
12. Умарова, Ф. З. (2021). РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. Academic research in educational sciences, 2(6), 63-68.
13. Умарова, Ф. З. (2016). КОМПЕТЕНТНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА. In Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития (pp. 495-497).
14. Умарова, Ф. З. (2011). Развитие личности учащегося-залог обеспечения устойчивого развития. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, (9), 644-645.
15. Umarova, F. (2011). The student's personal development as a key to sustainable development. Lifelong Learning: Continuous Education for Sustainable Development: proc. of Int. coop./arr. NA Lobanov; sci. ed. NA Lobanov, VN Skvortsov; LSU na AS Pushkin, Res. Inst. Soc.-Econ. and Ped. Probl. of Lifelong Learn.-SPb.: LSU na AS Pushkin, 2011.-Vol. 9.-656p., 564.
16. Умарова Ф. З. Готовность педагога к личностно-ориентированному образовательному процессу в школе //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2010. - Т. 8. - С. 385-387.
17. Egamberdieva G. M. The study of the epic "The Book of my grandfather Korkut" by Russian scientists-Orientalists //Text: direct//Philology and Linguistics. -2019. - Т. 1. - №. 10.
18. Эгамбердиева Г. М. Эффективность использования технологии полного усвоения знаний в воу //XV1 Виноградовские чтения. - 2020. - С. 200-203.
19. Эгамбердиева Г. М. Вопрос о своеобразии в образах //Филология и лингвистика. - 2018. - №. 2. - С. 1-4.
20. Egamberdieva G. M. Funkcii epitetov v «Lesnoj kapeli» MM Prishvina. XIV VINOGRADOVSKIE CHTENIYA (Tashkent, 16 maya 2018 goda). Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.-Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet. 2018.-S. 101-104 //XVI Виноградовские чтения.-Екатеринбург-Ташкент. - 2020. - С. 135-138.
21. Эгамбердиева Г. М. К вопросу о синкретизме в фольклорных жанрах //Филология и лингвистика. - 2020. - №. 2. - С. 11-13.
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
22. Kenjabayevna, Darvishova Gulchehra. "USING VIDEOS IN EFL LESSONS." Journal of new century innovations 25.3 (2023): 91-93.
23. Дарвишова, Гулчехра Кенжабаевна. "По Педагогическом Мастерстве Учителя Иностранного Языка В Процессе Урока." Central Asian Journal of Literature, Philosophy and Culture 3.10 (2022): 122-125.
24. Rashidova, M. X. (2023). Instructional scaffolding to improve learning. Innovative development in educational activities, 2(7), 135-140.
25. Akhmedov, D. A., Xashimov, D. I., Rashidova, M. X., & Namozova, D. B. (2020). Simulation of the effect of turning steering wheel intensity on the vehicle stability. International journal of recent technology and engineering (IJRTE), 9(2), 242-247.
26. Nasirova, S. (2022). Staff of officials of the Eastern Palace in ancient China. Zien Journal of Social Sciences and Humanities, 12, 19-22.
27. Nasirova, S. A. (2022). PRINCIPLES FOR TRANSLATING VOCABULARY WITH BACKGROUND INFORMATION. European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(07), 82-87.