historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОМ
ЯЗЫКЕ
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-213-219
Хашимова Сабохат Абдуллаевна
Д.ф.н.,.проф.
Кафедра китайской филологии Факультет Китаеведения Ташкентский государственный университет востоковедения Tel.: +998977105033, e-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья посвящена анализу определения основных понятий о словообразовании в языкознании, правильное определение значения каждого из них позволяет дать наиболее полное, правильное освещение сущности всех явлений, связанных с системой словообразования.
Ключевые слова: лексема, языковая единица, словообразование, производное слово, тип словообразования, словосочетание, аффикс, лексическая единица.
Полное и верное определение основных понятий о словообразовании в языкознании, правильное определение значения каждого из них позволяет дать наиболее полное, правильное освещение сущности всех явлений, связанных с системой словообразования. Четкое определение и правильное освещение сути каждого из этих понятий открывает путь к столь же успешному разрешению другого понятия. Основными понятиями словообразования в китайском языке являются: 1) «словообразование», 2) «метод словообразования», 3) «основа словообразования», 5) «словообразующее», 6) «значение производного слова», 7) «тип словообразования», 8) «производительность»/«непроизводительность1. Говоря о словообразовании, прежде всего необходимо иметь четкое представление о понятиях, упомянутых выше.
1) словосочетание «словообразование» имеет два значения: 1) образовать совершенно новое слово; 2) сформировать слово определенным способом, используя языковые единицы. С таким же вторым значением «словообразовательное сочетание» считается лингвистическим термином, обозначающим лингвистическое понятие. Также широко используется "словообразовательная" форма этого соединения. Стоит обратить внимание на то, какая это форма залога. Потому что именно это играет роль в определении сущности явлений, связанных со "словообразованием". «Словообразование» как отдельная отрасль (раздел) языкознания - это учение о словообразовании и
ibTx • 19640 - Ж 130
213
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
связанных с ним единицах, явлениях, вообще говоря, о системе словообразования. Так как термин «словообразование» обозначает образование слова определенным способом с помощью языковых единиц, то, на первый взгляд, стоит остановиться именно на этом вопросе - о способе словообразования. Понятие «способ словообразования» не является ошибочным, если говорить об одном из основных понятий раздела словообразования. Без правильного понимания его сущности невозможно, прежде всего, точно определить, какой способ или способы словообразования существуют2.
2) Созданы много работ по методу (методам) образования слов. Однако в китайской лингвистике сущность этого явления к настоящему времени не имеет конкретного определения и в этом вопросе еще не пришли к единому мнению. В результате, помимо того, что сущность многих явлений, связанных со словообразованием, не освещается должным образом, в дискуссии "словообразование" вмешалось все, что не имеет ничего общего с данной системой. Это также оказывает негативное влияние на правильное решение вопросов, связанных с образованием слова. Таким образом, приход к правильному и однозначному выводу в вопросе о способе словообразования открывает путь к четкому определению явлений словообразования, к правильному освещению их сущности. При этом требуется строить работу не на основе иноязычных правил, определений, а непосредственно на материале самого китайского языка.
3) Состав производного слова будет состоять из составляющих его частей. Производное слово образуется путем добавления к основному слову словообразующего аффикса. Следовательно, каждое производное слово состоит из этих двух частей, то есть слово состоит из корня и словообразовательного аффикса. Производное слово может быть образовано как от корневого слова, так и от производного слова. Но в любом случае состав производного слова образуется из двух частей (компонентов).
4) Правильная постановка сущности словообразователя и основы словообразования дает возможность правильно определить сущность словообразования и производного слова в целом. В китайской лингвистике довольно долгое время эта единица не упоминалась. Было отмечено, что словообразовательные аффиксы образуют слова из той или иной части речи. Однако это не может не отражать сущность явления, связанного со словообразованием, в том числе и основы словообразования. Потому что, во-первых, ни один словообразователь не образует слово из всех слов, относящихся к какой-либо категории. Во-вторых, называя существительное, прилагательное, глагол словом, лежащим в основе словообразования, оно отражает только материальную сторону основы словообразования, а с точки
2 А.Ходжиев. Система словообразования в узбекском языке. - Т., 2007. - С. 6.
214
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
зрения словообразования не может отражать явления (единицы словообразования) с точки зрения сущности основы словообразования. Также в отношении словообразовательной основы используются термины слово, лексема. Даже само производное слово продолжает называться "словом", "лексемой". Это также связано с тем, что мы, конечно, не проводим различия между языковой и речевой единицами. Но этого допускать не следует, иначе сама суть компонентов производного слова и само производное слово останутся неопределенными. В результате невозможно будет определить сущность других явлений, связанных со образованием слова и производным словом. Поскольку основа словообразования является единицей, присущей уровню словообразования, то его значение должно быть определено с этой точки зрения. А это, в свою очередь, открывает путь к определению сущности производного слова.
Когда речь идет об основе словообразования, то, прежде всего, необходимо четко определить, что это за единица, то есть языковая единица или единица речи, лексема или слово. Только в этом случае открывается путь к правильному и точному определению и других явлений, связанных со словообразованием. Под «словом» понимается не лексическая единица в целом, а языковая единица определенной (конкретной) грамматической формы. Подходя с этой точки зрения, невозможно было бы назвать словом основу словообразования. Потому что оно не будет иметь грамматической формы в составе производного слова. Так, применительно к словообразовательной основе термин "слово" употребляется в том же значении - "лексическая единица, образующая основу для словообразования".
5) Состав любого производного слова будет состоять из двух частей -основы слова и образующей части. В случае нового словообразования, из-за постоянного участия этих двух компонентов в некоторых работах, особенно в исследованиях русскоязычных учёных, как основа словообразования, так и словообразование называются "конструкторами".
Новое слово образуется из двух частей - основы и словообразующего аффикса, которые при сочетании формируют новое слово. Однако неверным будет называть одним названием, т.е. «словообразующим» всех единиц (основу и аффикс), которые по сути отличаются друг от друга. Кроме того, это не что иное, как не замечать принадлежности к определенной языковой единице и не различать их. Эти два состава, участвующие в словообразовании, отличаются друг от друга значением, функцией и другими особенностями языка. Соответственно, каждый из них, исходя из его собственного значения и функции, должен называться отдельным названием3.
Термином "основа словообразования" именуют по общему признаку этого компонента словообразовательного слова. Он не отражает, что это за
3 А.Х,ожиев. Узбек тили суз ясалиш тизими. - Т., 2007. - С. 21.
215
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
единица с точки зрения материала. Например, в узбекском языке "тер" часть слова "терим" (как составная часть производного слова) является основой словообразования, а в качестве материала - лексемой, коренным словом, глаголом. В слове «теримчи» - основой является «терим», в качестве материала явлется производным существительным.
Термин «словообразующий» также называет вторую составляющую производного слова по общему признаку, и это название не отражает единицу как материала для словообразования. Например, в словах узбекского языка «рангдор», кабулхона, «камчиким» аффиксы «-дор», «-хона», «кам-« являются словобразующими, выступающими в роли словообразовательной единицы. Таким образом, под «словообразующим» понимается компонент, который берется за основу словообразования и присоединяется к ней, образуя производное слово. При этом словообразующая основа и словообразующие термины четко отражают сущность каждой единицы (составных компонентов), их взаимное отличие и являются термином словообразовательных единиц.
В качестве словообразующего используется аффикс, аффиксоид и вспомогательное слово. В русском языкознании для всех видов словообразователей используется обобщающий термин «словообразовательный формант». В отношении словообразующих китайского языка, как и в узбекском языке, можно использовать обобщающее слово "формант".
Как известно, аффиксальные морфемы служат для словообразования в китайском языке. Также известно, что с помощью аффиксов образуются словоформы (формы). В литературе по китайскому языку эти явления фиксируются и высказываются четкие утверждения о взаимоисключающих признаках словообразовательных и формообразовательных аффиксов. Однако однозначного мнения по этому вопросу нет, спорных мест тоже нет. Следовательно, в работе над словообразовательным анализом необходимо, прежде всего, определить сущность словообразовательной единицы, ее отличие от единицы, к которой она примыкает.
О словообразующих и формообразующих проф. А.Гуломов, в том числе, пишет следующее: «словообразовательные аффиксы присоединяются к основе, изменяя лексическое значение, образуя новое слово...». Формообразующие аффиксы не образуют новое слово, не кардинально меняют значение, а приобретают различные оттенки...они будут иметь грамматическое значение»4. Хотя данное определение явно не выражает природу такого явления, оно показывает разницу между словообразующим и формообразующим.
Есть два типа морфем которые являются языковой единицей. Они образуют на основе своей сущности языковые единицы, отличающиеся друг от друга по своей сути: словообразующие образуют языковые единицы -словарную единицу (лексему), а формообразующие речевую единицу -
4А^уломов.Узбек тили грамматикаси (Грамматика узбекского языка). - т.1, Т., 1975. - С.82-83.
216
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
словоформу. Поэтому словообразование является основным путем обогащения словарного слоя языка. Как известно, под «словом» понимается ситуация, в которой лексема выражается в речи. Другими словами, слово - это речевая единица. Соответственно, называть именуемое «словообразованием» явление, как «лексемообразующим» соответствует его сущности5. Но в лингвистике целесообразно продолжать использовать термин "словообразование" в соответствии с традицией, которая продолжается до сих пор. Использование термина "слово" вместо лексемы наблюдается и в других явлениях. Например, "формообразующий и смысловой аспект слова", "именующая (называющая) функция слова", "производное слово" и др. Таким образом, использование термина «слово» вместо слова «лексема» является общим случаем6.
6) При правильном анализе словообразовательной системы важно само понятие словообразовательного значения. Правильное обозначение многих явлений, связанных со словообразованием, в том числе и самой сущности словообразования, во многом связано с правильным пониманием значения словообразования. Как уже отмечалось выше, значение словосочетания возникает на основе значения его составных частей - основы словосочетания и словообразующего, в связи с чем становится возможным обосновать его значение значением этих частей. Но это не значит, что значение производного слова равно значению словообразующего.
Значение словообразующего в лингвистической литературе трактуется по разному. Например, в кандидатской диссертации Ш.Мирзакулова значение словообразования в одних случаях приравнивается к значению словообразовательного форманта, в других случаях оно определяется как значение, вытекающее из основы словообразования7.
При анализе словообразующего мы увидели, что любой словообразующий может образовать более одного слова. Словообразовательной единицей не может быть то, что существует только в одном слове и внешне выглядит как производное слово, потому что единичные явления не могут занять место в системе. Соответственно, конкретное значение определенного слова не может быть присуще системе словообразования. Сам по себе этот факт свидетельствует о том, что в значении слов, образованных с помощью одного и того же словообразующего, каждое производное слово имеет не только конкретную, но и общую для них часть. Следовательно, каждое производное слово будет иметь различительный и общий смысл в смысле слова. Значение слов, образованных на основе определенного общего слова с помощью определенного словообразующего, называется
словообразовательным значением. В то время как «значение слова» является
5 Ш.Рахматуллаев. Тил курилишининг асосий бирликлари. - Т., 2002. - С. 16.
6А.Хожиев. Узбек тили суз ясалиш тизими. - Т., 2007. - С. 25.
7 Ш.Мирзакулов. Узбек тилида суз ясалиши маъноси ва парадигмаси (Парадигма и значение словообразования в узбекском языке. Автореферат. - Самарканд, 1995. - С. 15
217
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
понятием лексикологии, «значение словообразования» является предметом дискуссии о словообразовании. На основе сущности этого же понятия будет освещена сущность других понятий, касающихся словообразования.
7) Производные слова с одинаковым словообразующим значением образуют один тип словообразования. Понятие "словообразовательный тип" является одним из самых основных понятий, связанных с уровнем словообразования. Причина, по которой одно и то же слово имеет производное значение, заключается в том, что такие слова образуются с помощью словообразователя из слов, относящихся к одной лексико-семантической группе. Соответственно, если дать определение словообразовательному типу "слова, образованные с помощью определенного словообразователя из слов, относящихся к определенной лексической группе, имеющие одинаковое словообразовательное значение, образуют словообразовательный тип" 8 , то сущность явления будет отражена правильно и полно. Если обратить внимание на определение словообразовательного типа, то мы увидим повторение одних и тех же слов, например: лексико-семантическая группа, одно и то же словообразовательное значение, словообразователь. Это указывает на то, что словообразовательный тип характеризуется "общностью", а общность присуща системе и является одним из определяющих признаков системы. Поэтому словообразовательный тип имеет свою собственную систему словообразовательных уровней. Все группы слов с явлением словообразования имеют типы словообразования. Каждая часть речи представляет собой совокупность словообразовательных типов в словообразовательной системе данного словосочетания и обозначается такими терминами, как "система существительных" и "система глаголов"9.
8) В китайской лингвистике термины продуктивные и непродуктивные были введены в отношении словарей и способов словообразования, то есть продуктивные и непродуктивные словари и способы словообразования рассматриваются как явление, присущее даже словообразовательным моделям, словообразовательным формам. Это обстоятельство является следствием неправильного понимания сущности каждого явления (понятия), не употребления определенного термина, правильно отражающего его сущность, фактом, свидетельствующим о том, что сущность явления не может быть правильно определена. Говоря о производительном-непроизводительном, прежде всего требуется четко определить его сущность и то, с каким понятием связано словообразование, на основе которой и следует построить работу. При этом, во-первых, под "продуктивным и непродуктивным" следует понимать какое-либо явление, во-вторых, четко определить его принадлежность к
20010 - Ж 80
9 А.Х,ожиев. Узбек тили суз ясалиш тизими. - Т., 2007. - С. 40.
218
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
словообразующему, способу словообразования или модели словообразования и изучить в рамках того явления, к которому оно относится.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуломов А. Узбек тили грамматикаси (Грамматика узбекского языка). -т. 1, Т., 1975. - С.82-83.
2. Мирзакулов Ш. Узбек тилида суз ясалиши маъноси ва парадигмаси (Парадигма и значение словообразования в узбекском языке. Автореферат. -Самарканд, 1995. - С. 15.
3. Рахматуллаев Ш. Тил курилишининг асосий бирликлари. - Т., 2002. - С. 16.
4. Хашимова С. Хрзирги хитой тилида редупликация, аффиксация ва конверсия. Т., Ёш куч. 2020. 330 б.
5. Ходжиев А. Система словообразования в узбекском языке. - Т., 2007. - С.
6.
6. Х,ожиев А. Узбек тили суз ясалиш тизими. - Т., 2007. - С. 21.
7. • 19640 - Ж 130
8. М^Шё 2001 о - Ж 8о