"Uzbekistan-China: development of R VOLUME 3 | SPECIAL ISSUE 21
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-228-232
Ходжаева Лайло
Преподаватель-стажер кафедры «Китайская филология» Ташкентский государственный университет востоковедения
Аннотация. В данной статье производится структурный анализ социально-психологических терминов китайского языка, рассмотрены особенности образования социально-психологических терминов, а также разделены по грппам и прилагается в виде таблицы.
Ключевые слова: термин, структурный анализ, социальная психология , аффикспция.
FEATURES OF FORMATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL TERMS IN THE CHINESE LANGUAGE
Xodjaeva Laylo
Trainee teacher at the Department of Chinese Philology Tashkent State University of Oriental Studies [email protected]
Annotation. This article provides a structural analysis of socio-psychological terms in the Chinese language, discusses the features of the formation of socio-psychological terms, and also divides them into groups and attaches them in table form.
Key words: term, structural analysis, social psychology, affixation.
Особенности образования социально-психологических терминов
Словообразование Щ ^ Ш goucifa - раздел лексикологии, изучающий
способы создания слов, содержащий описание словообразовательной системы языка. Можно сказать, что словообразование - это своего рода механизм создания номинативных единиц, важная сфера номинативной деятельности языка.
В разных языках существуют разные способы словообразования, и у всех у них ограниченное количество и используются они по-разному. В китайском языке, как и в других языках, словообразование - это особый раздел языкознания, изучающий структурно-семантические характеристики слов и способы их создания.
"Uzbekistan-China: development of R VOLUME 3 | SPECIAL ISSUE 21
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
При проведении исследований по терминологии важно изучить пути ее формирования и развития, то есть способы формирования терминов. Законы и принципы выведения терминов тесно связаны со словообразованием. В этом плане, когда мы изучаем и анализируем психологические термины, то мы непосредственно стремимся взглянуть на них на основе китайских словообразовательных методов.
Основой для словообразовательного анализа являются - слова и морфемы. Поэтому рассмотрение, прежде всего, начать с этих единиц. Вопрос слова является одной из важнейших в языкознании. Неудивительно, что до сих пор в общем языкознании нет единых взглядов на характер и природу этой лингвистической единицы.
"Китайский язык не только обладает богатым словарным составом, но отличается также многообразием словообразовательных способов", - пишет Чжоу Цзумо.1
Данное исследование опирается на классификацию образования терминов, предложенную А.Л. Семенас.
А.Л. Семенас утверждает, что в китайском языке существуют следующие способы словообразования: сложение, аффиксация, аббревиация и заимствования из других языков. 2 Словообразовательная структура лексических комплексов, это, прежде всего грамматическая характеристика компонентов, в нее входит так же и тип связи существующий между ними. Компоненты сложения по своей грамматической природе могут быть субстантивными «существительными», вербальными «глаголами», адъективными «прилагательными».
В китайской лингвистике выделяют два типа словообразования: zaoci и gouci
zaoci «создание новых слов» > Ш zao «создавать; строить» + i ci
«слово».
gouci «словообразование» > Щ gou троение; призведение» + i ci
«слово»
Эти два термина, очень близкие по значению, различаются в лингвистической литературе следующим образом: Ш i используется для образования новых слов. Щ i имеется в виду внутреннее образование (структуру) слова. Объектом его исследования являются слова, существующие в языке (т. е. не создают новое слово). Щ i изучает способы соединения морфем во внутренней структуре слова и внутренние законы слова.3
1 ШМЛ. ШпгШСШЙ - Ж^: 1959 ^ - Ж. 23. Zhouzumo. Надуй chui jianghua - Beijing: 1959 man - ye. 23. Чжоу Цзумо. Китайская лексика речи - Пекин: 1959 - C. 23.
2 А.Л.Семенас. Лексика китайсконо языка - М.: 2005 - C 311.
3 Мустафаева С. Хитой тили тилшунослик терминлари тизимининг шаклланиши ва таравдиёти - Т.: Шарк, 2016 - Б. 60.
"Uzbekistan-China: development of R VOLUME 3 | SPECIAL ISSUE 21
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
В китайском языке существует следующие способы словообразования: композиционный способ, способ аффиксации, способ полуаффиксации и другие способы. Основным способ является способ сложения первичных лексем первого, второго и четвертого классов. Способ аффиксации и полуаффиксации распространены гораздо меньше.
Ниже мы рассмотрим методы составления современных китайских психологических терминов один за другим:
Образование терминов способом аффиксации:
Аффиксационный метод относится к словам, которые образованы из сочетания значимых морфем и словообразовательных аффиксов.
В китайском языке аффиксация и полуаффиксация считаются двумя независимыми способами словообразования. Основное отличие этих методов в том, что в первом случае к ним применяется новое слово на основе существующих в языке слов и основ.4
Префиксальные слова образуются путем добавления префикса со значимой морфемой. Префикс (ШШ qianzhui, ii^ citou) — аффиксальная морфема, стоящая перед основным корнем. В работах по китайской лексикологии обычно используются три «чистых» префикса: Ш di, ^ lao ва I а. 5 Иногда разряд префиксов несколько умножается за счет полупрефиксальных морфем. Основная грамматическая функция префиксов заключается во введении новой лексической единицы в определенную лексико-грамматическую категорию, то есть в определении ее категориальной принадлежности.
Префиксы и полупрефиксы, используемые при создании психологических терминов, включают:
Префикс Фfei указывающий на -нет - используется для формирования следующих терминов:
1. feizhengshiqUnti - неформальная группа = ^(не - ) + Ш it (официальный) + ШФ (группа)
2. feiyanyugoutong - невербальная коммуникация = ^(не -
) + Щщ (язык) + (соединять)
Префикс Ш di - служит для образования порядковых числительных, у нужно отметить, что это ее единственная функция:
Ш^РЖ diylyinxiang - первое впечатление = Ш^ (первый) + £рЖ (впечатление)
4 Хашимова С. Хитой тилида суз ясалиши - Т.: Шарк, 2018. - Б. 49.
5 1956 - 139-141 Ж. Sunchangxa Hanyfl cihui - Zhangchun.: 1956 nian. - 139-141 ye. Сунь Чансюй, Китайская лексикология - Чанчунь.: 1956. - С. 139-141.
230
"Uzbekistan-China: development of R VOLUME 3 | SPECIAL ISSUE 21
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
Суффиксальные слова образуются путем добавления значимой морфемы с суффиксом. Суффикс (^Ш houzhui, iM ciwei ) — аффиксальная морфема, которая стоит после корня в процессе сложения. Для китайского языка характерно небольшое количество формообразующих и словообразовательных суффиксов.
Однако большое количество полусуффиксов свидетельствует о том, что суффиксация быстро развивается как один из способов словообразования. Классификация важнейших суффиксов в современном китайском языке опирается на грамматический признак при определении принадлежности образуемого слова, как это делают некоторые китайские языковеды, к той или иной группе слов, тому или иному лексико-грамматическому классу (типу).6
Большинство суффиксов и полусуффиксов образованы из вспомогательных слов 7 . В формирование современных китайских психологических терминов полусуффиксы ^(hua) и fixing) ^(xue) играют большую роль.
Полусуффикс ^ hua - широко используется как словообразовательный полусуффикс. Также применяется при создании отраслевых терминов, которые широко используются в науке и технике. Например:
1. Ь shehuihua - обобществление
2. guodu shehuihua- просоциальное поведение
3. ШФШ^ quntijihua - поляризация (интересов) группы
4. qu getihua - индивидуация
Полусуффикс ^ xue - применяется к терминам, которые образованы от «-наука», «-логия»:
1. shiyan shehui xinlixue - экспериментальная социальная психология
2. ЙЙ^/Щ^ hua shehui xinlixue - дискурсивная социальная психология
3. zhiye shehui xinlixue - профессиональное социальная психология
4. ^ iA 1 ^ ^ shehui renzhi shenjing këxue - когнитивная нейробиология
Полусуффикс xing является полузнаменательной морфемой,
образующе многочисленный ряд абстрактных существительных. Слова этого
6 В.И.Горелов. Лексикология китайского языка - М.: Просвещение, 1984. - С. 68.
7 Хаматова А.А. Словообразование современного китайского языка. - М.: Муравей, 2003. - С.186.
231
'Uzbekistan-China: development of historical, cultural, scientific and economic relations"
VOLUME 3 | SPECIAL ISSUE 21
ISSN 2181-1784 SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
рода обозначают разнообразные свойства, имманентно присущие предметам и явлениям, проистекающие из их природы8. 14 образует "-ость".
1. tëyíxíng - специфичность
2. —Ш4 yízhíxíng - однородность
3. — yíguanxíng - последовательность
4. ШШ4 gu6mínxíng - национальность
5. lingyйxíng - территориальность
Таблица №
Общее число 176 - 100%
Префиксы Полусуффиксы
Назва-ние Количество % Название Количество %
Я fei 2 1.13 ft huà 4 2.27
m di 1 0.56 ^ xué 4 2.27
xing 5 2.84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.И.Горелов. Лексикология китайского языка - М.: Просвещение, 1984. С. 68.
2. Мустафаева С. Хитой тили тилшунослик терминлари тизимининг шаклланиши ва тараккиёти - Т.: Шарк, 2016 - Б. 60.
3. Семенас А.С. Лексика китайсконо языка - М.: 2005 - C 311.
4. Хаматова А.А. Словообразование современного китайского языка. - М.: Муравей, 2003. - С.186.
5. Хашимова С. Хитой тилида суз ясалиши - Т.: Шарк, 2018. - Б. 49.
6. 1956 - 139-141 Ж. Sünchangxü. Hanyü cihui
Zhängchün.: 1956 man. - 139-141 ye. Сунь Чансюй, Китайская лексикология -Чанчунь.: 1956. - С. 139-141.
7. №Ш1. - 1959 ^ - Ж. 23. Zhöuzümö. Hanyü chui jiänghua - BeijTng: 1959 nian - ye. 23. Чжоу Цзумо. Китайская лексика речи -Пекин: 1959 - C. 23.
8 Горелов В.И. Теоретическая грамматика китайского языка - М.: Просвещение, 1989. - С. 59
9 Таблица разработана автором
9