Научная статья на тему 'СОПРЯЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА И КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»'

СОПРЯЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА И КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРЯЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джаилова А.Д.

Обоснованы возможности интеграционного сотрудничества в рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, Один путь». Представлена оценка торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой. В рамках сопряжения экономики Кыргызстана с интеграционной стратегией КНР определены перспективы сбалансированного развития торгово-экономического сотрудничества, дальнейшей реализации крупных инфраструктурных проектов в развитии транспорта, логистики, рационального использования водно-энергетического потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNECTION OF THE ECONOMY OF KYRGYZSTAN AND THE CHINESE INITIATIVE "ONE BELT, ONE ROAD"

The possibilities of integration cooperation within the framework of conjugation of the EAEU and the Chinese initiative "One Belt, One Road" are substantiated. An assessment of trade, economic and investment cooperation between the Kyrgyz Republic and the People's Republic of China is presented. Within the framework of conjugation of the economy of Kyrgyzstan with the integration strategy of the PRC, the prospects for the balanced development of trade and economic cooperation, the further implementation of large infrastructure projects in the development of transport, logistics, and the rational use of the country's water and energy potential have been determined.

Текст научной работы на тему «СОПРЯЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА И КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»»

СОПРЯЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА И КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

«ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»

А.Д. Джаилова, канд. экон. наук, научный сотрудник

Национальный институт стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики

(Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-5-1-163-166

Аннотация. Обоснованы возможности интеграционного сотрудничества в рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, Один путь». Представлена оценка торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой. В рамках сопряжения экономики Кыргызстана с интеграционной стратегией КНР определены перспективы сбалансированного развития торгово-экономического сотрудничества, дальнейшей реализации крупных инфраструктурных проектов в развитии транспорта, логистики, рационального использования водно-энергетического потенциала страны.

Ключевые слова: сопряжение экономики, внешняя торговля, экспорт, импорт, инвестиции, проекты.

В настоящее время активно происходят усложнения процессов интеграции, создания и развития внутри интеграционных формирований новых направлений экономического сотрудничества, развитии конкуренции между ними, что отражается на современных подходах в их исследовании. В этой связи, следует согласиться с исследователями, которые справедливо указывают, что среди всех факторов, от которых в решающей степени зависит конкурентоспособность национальных экономик, в последнее время доминирует уровень и формат интеграции [1].

В рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) две крупные мировые экономические державы - Российская Федерация (РФ) и Китайская Народная Республика (КНР) проводят сбалансированную и активную политику по углублению интеграционных процессов. Усилия РФ направлены на развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членами которой также являются Кыргызстан и Казахстан.

КНР активно реализует программу создания экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века (инициатива «Один пояс и один путь»). Страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан), вы-

ступив с проектами сопряжения собственных планов национального развития, постепенно вовлекаются в реализацию данной экономической стратегии КНР [2]. В данном случае, на наш взгляд, речь идет в перспективе о слиянии крупных региональных интеграционных формирований и развитии межблокового евразийского партнерства. Речь должна идти в русле сопряжения указанных двух глобальных экономических стратегий на евразийском пространстве.

Развитие и углубление интеграционных процессов в ЕАЭС на основе проведения согласованной макроэкономической политики, должно обуславливать устойчивое развитие экономик государств-членов с использованием интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ каждой из стран. Активное участие в программе КНР позволит странам Центральной Азии, в том числе и Кыргызстану модернизировать транспортную систему, развить альтернативные пути выхода на рынки третьих стран.

Развитие региональной экономической интеграции, широкомасштабное участие Кыргызстана в интеграционных формированиях создают благоприятные условия для сбалансированного и динамичного развития национальной экономики. Как

известно среди стран ЕАЭС Кыргызстан практически первым стал членом ВТО, что позволило ускоренным путем налаживать и развивать торговые связи с КНР и способствовало превращению нашей республики в буферную зону, своеобразного торгового моста, связывающего остальные страны СНГ с КНР. В связи с реализацией интеграционной стратегии КНР» кыргызско-китайские отношения вышли на новый уровень.

Высокими темпами развивается взаимная торговля. Взаимный товарооборот Кыргызстана и КНР вырос с 128,0 млн. долл. США в 2005 г. до 1527,9 млн. долл. США в 2021 г., т. е., почти в 11,9раза. Причем темпы роста внешнеторгового

Отмечая положительные тенденции, нельзя не отметить значительного преобладания во внешнеторговом обороте импорта с КНР над экспортом из Кыргызстана в КНР (в 22,8 раза), что создает определенные угрозы для усугубления отрицательного сальдо внешней торговли Кыргызстана с КНР. В этой связи при сопряжении экономик Кыргызстана в рамках реализация «ЭПШП» КНР необходимо иметь также ввиду реализацию мер по сбалансированности внешнеторгового оборота и значительному росту экспортного потенциала Кыргызстана в КНР. В этом отношении в последнее время определен-

оборота Кыргызской Республики (КР) и КНР были значительно выше (более чем в 2,5-3,0 раза), чем в целом темпы роста общего внешнеторгового оборота КР. В результате такого опережающего роста торгового сотрудничества удельный вес внешнеторгового оборота КНР в общем внешнеторговом обороте КР последовательно увеличивался с 7,2% в 2005 г., до 13,9% в 2010 г. и до 21,1% в 2021 г. И в настоящее время КНР является одним из основных торговых партнеров КР, занимая второе место по объему внешней торговли после Российской Федерации (для сравнения доля Российской Федерации составила в 2021 г. 31,6%) (табл. 1).

ную заинтересованность предлагает и правительство КНР. Особенно КНР заинтересована в значительном увеличении из Кыргызстана экспорта экологически чистой сельскохозяйственной продукции (фруктов, продукции животноводства и др.) и предпринимает меры по обеспечению Кыргызстана необходимыми лабораторными установками для обеспечения приемлемых фитосанитарных стандартов.

Объемы поступлений прямых иностранных инвестиций из Китая за 2021 год составили 334,0 млн. долларов США и в динамике имеет тенденцию к росту (табл. 2).

Таблица 2. Поступление иностранных инвестиций в Кыргызстан из Китайской Народ-

ной Республики, млн. долл. США [3]

Показатели 2010 г. 2015 г. 2019г. 2021 г.

Инвестиции из КНР, всего: 231,0 1258,0 846,0 546.0

- прямые инвестиции 70,8 474,4 337,8 334,0

- др. инвестиции 155,1 784,0 360,0 212,0

Удельный вес КНР, в %, в:

- общем объеме инвестиций 6,4 22,4 11,6 6,4

- прямых инвестициях 10,5 30,1 34,4 33.4

- др. инвестициях 5,7 22,0 4,9 4.0

Таблица 1. Развитие внешней торговли Кыргызской Республики с Китайской Народной

Республикой, млн долл. США [3]

Показатели 2005г 2010г. 2015г. 2021г

Внешнеторговый оборот-всего: 1773,0 4978,7 5745,0 7 229,0

в т.ч с КНР 128,0 694,5 1085,0 1527,9

Коэф. роста по сравнению с 2005 г.: - 2, 8 3,2 4,0

в т.ч с КНР - 5,4 8,4 11,9

Уд. вес КНР в общем товарообороте КР, в % 7,2 13,9 18,8 21,1

За период 2010-2021 гг. общий объём инвестиций из КНР в Кыргызстан увеличился в 2,4 раза. В 2021 г. из общего объёма китайских инвестиций в экономику Кыргызстана свыше 60,0% составили прямые инвестиции. В настоящее время на долю КНР приходится третья часть прямых иностранных инвестиций, поступивших в республику. По объёму привлекаемых в республику прямых иностранных КНР принадлежит перовое место, затем следует Турция и Россия.

КНР последовательно укрепляет свой позиции на инвестиционном пространстве Кыргызстана, вкладывая свои инвестиционные ресурсы в перспективные отрасли национальной экономики Кыргызстана (обрабатывающую промышленность, операцию с недвижимостью, сферу торговли и в геологоразведку), а также в строительство крупнейших инфраструктурных проектов.

В качестве существенного риска для развития национальной экономики, следует отметить рост внешнего долга Кыргызстана перед КНР, доля которого во внешнем государственном долге страны составила 35,0% [4]. Причем, растет долг Кыргызстана по кредитным ресурсам, направленным на реализацию в основном крупных инфраструктурных проектов (строительство альтернативной дороги «Бишкек-Ош»). В этой связи в рамках дальнейшего сопряжения национальной экономики в интеграционную стратегию КНР необходимо основной упор делать на рост прямых инвестиций в развитии приоритетных отраслей реального сектора экономики

Последствием слабо регулируемой торгово-экономического сотрудничества КР с КНР является растущая асимметричность и дисбаланс внешнеторгового оборота нашей страны. Практически торговля товарами ведется только в направлении роста импорта их из КНР. В то же время Кыргызстан в торговле с КНР крайне неэффективно использует возможности наращивания экспорта отечественной продукции.

Одним из важных направлений сопряжения национальной экономики в интеграционную стратегию КНР является возможность обеспечения выхода Кыргызстана на мировые и региональные рынки. Важное место должна занять модернизация и развитие транспортной инфраструктуры. Следует усилить работу в направлении строительство железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», учитывающий национальные интересы Кыргызстана.

Одним из насущных и нерешаемых в последние годы проблем в республике является эффективное использование водно-энергетического потенциала страны. Эта проблема давно вышла за рамки нашего государства и приняла форму межгосударственного решения с участием большинства стран Центральной Азии (ЦА). Сопряжение национальных экономик стран ЦА и участие в реализации энергетических проектов в рамках китайской инициативы создает также хорошие условия для эффективного сотрудничества Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана в решении данной проблемы.

страны.

Библиографический список

1. Ушачев И.Г. Внутренние и внешние аспекты конкурентоспособности продукции АПК в условиях региональной интеграции и глобализации. - Одесса, 2014. - 14 с.

2. Песцов, С. К. Большая Евразия: что скрывает фасад вдохновляющей идеи / С. К. Песцов // Россия и АТР. - 2018. - № 1(99). - С. 8-28. - ББК УШБУМ.

3. Кыргызстан в цифрах: статсборник. - Бишкек: Нацстатком, 2022. - 364 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.kg.

9. Госдолг: Кому и сколько должен Кыргызстан? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knews.kg.

CONNECTION OF THE ECONOMY OF KYRGYZSTAN AND THE CHINESE INITIATIVE "ONE BELT, ONE ROAD"

A.D. Dzhailova, Candidate of Economic Sciences, Researcher

National Institute for Strategic Studies under the President of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The possibilities of integration cooperation within the framework of conjugation of the EAEU and the Chinese initiative "One Belt, One Road" are substantiated. An assessment of trade, economic and investment cooperation between the Kyrgyz Republic and the People's Republic of China is presented. Within the framework of conjugation of the economy of Kyrgyzstan with the integration strategy of the PRC, the prospects for the balanced development of trade and economic cooperation, the further implementation of large infrastructure projects in the development of transport, logistics, and the rational use of the country's water and energy potential have been determined.

Keywords: conjugation of the economy, foreign trade, export, import, investment, projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.