Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз и китайская инициатива " один пояс - один путь". Возможности для сотрудничества'

Евразийский экономический союз и китайская инициатива " один пояс - один путь". Возможности для сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2206
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / Один пояс – один путь / интеграционные проекты / Китайская народная республика / постсоветское пространство / Eurasian Economic Union / «One Belt and One Road» / integration projects / People's Republic of China / post-Soviet space

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яковлев А. А.

В данной статье анализируются перспективы и риски сопряжения Евразийского экономического союза (классического интеграционного проекта) и китайской интеграционной инициативы «Один пояс и один путь». В последние годы Китайская Народная Республика начинает играть все большую роль в экономическом развитии стран постсоветского пространства. Китай постепенно становится основным торговым партнером, инвестором и кредитором постсоветских стран. Предложенная Китаем интеграционная инициатива «Один пояс и один путь» призвана усилить и институционально оформить стратегию освоения постсоветского пространства. Для России крайне важно сохранить влияние в регионе и направить состыковку проектов ЕАЭС и ЭПШП на взаимовыгодное экономическое сотрудничество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Eurasian Economic Union and the Chinese "One Belt - One Road Initiative". Opportunities for Cooperation

This article analyses perspectives and risks of conjugation of the Eurasian Economic Union (the classical integration project) and the Chinese integration initiative “One Belt and One Road” In recent years, the People's Republic of China has begun to play an increasingly important role in the economic development of post-Soviet countries. China is gradually becoming the main trading partner, investor and creditor of the post-Soviet countries. The integration initiative "One Belt and One road" proposed by China is designed to strengthen and institutionalize the strategy for the development of the post-Soviet space. It is extremely important for Russia to maintain its influence in the region and to direct the co-ordination of the projects of the Eurasian Economic Union and “The Economic Belt of the Silk Road” to mutually beneficial economic cooperation.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз и китайская инициатива " один пояс - один путь". Возможности для сотрудничества»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2018

А.А. ЯКОВЛЕВ

младший научный сотрудник Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, аспирант/ассистент МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова

евразиискии экономическим союз и китайская инициатива «один пояс - один путь»: возможности для сотрудничества

В данной статье анализируются перспективы и риски сопряжения Евразийского экономического союза (классического интеграционного проекта) и китайской интеграционной инициативы «Один пояс и один путь». В последние годы Китайская Народная Республика начинает играть все большую роль в экономическом развитии стран постсоветского пространства. Китай постепенно становится основным торговым партнером, инвестором и кредитором постсоветских стран. Предложенная Китаем интеграционная инициатива «Один пояс и один путь» призвана усилить и институционально оформить стратегию освоения постсоветского пространства. Для России крайне важно сохранить влияние в регионе и направить состыковку проектов ЕАЭС и ЭПШП на взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Один пояс - один путь, интеграционные проекты, Китайская народная республика, постсоветское пространство.

JEL: F02, F15, F63.

После распада Советского Союза для Российской Федерации крайне важной задачей является сохранение влияния на стратегически важном для нее постсоветском пространстве. Для этого Россия выступает инициатором активизации сотрудничества между бывшими республиками СССР. В связи с этим представляется перспективным интеграционный проект, начало которому было положено в 2010 г., когда Белоруссия, Казахстан и Россия создали таможенный союз, дополненный в 2012 г. единым экономическим пространством. На его базе 1 января 2015 г. был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), членами которого помимо названных стран стали Армения и Киргизия. Евразийский экономический союз - это классическая интеграционная группировка, ставящая перед собой задачу развития и модернизации экономик стран-участниц. Однако первые годы функционирования проекта пришлись на крайне неблагоприятное

время, характеризующееся падением мировых цен на энергоносители (основные экспортные товары ведущих стран - участниц), ослаблением национальных валют, экономическим спадом в России, негативно влияющим на торговые и инвестиционные связи со странами ЕАЭС, санкциями Запада против России, замедлением или падением темпов роста реального ВВП в других странах ЕАЭС. Все это осложняет перспективы достижения поставленных перед ЕАЭС целей [1].

Одним из путей решения поставленных перед ЕАЭС задач по модернизации экономики стран-участниц видится кооперация с другими проектами региона. Наиболее перспективным вариантом выглядит тесное взаимодействие с Китаем в рамках проекта «Один пояс - один путь», особенно с сухопутной частью этого проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП). Плюсами такого сотрудничества является то, что модернизация экономики, комплексное развитие инфраструктуры, промышленности и торговли в странах-участницах совпадает с задачами ЕАЭС. Положительным моментом также является гибкость механизмов присоединения к проекту и желаемый для стран-участниц уровень и формат сотрудничества в рамках ЭПШП. Экономический пояс Шелкового пути - это новый вид интеграционных группировок - мегапроект, который объединит 3 млрд людей (в 15 раз больше, чем в ЕАЭС) и создаст большой рынок. Китай - инициатор данного проекта - обладает большими финансовыми возможностями. Уже в ноябре 2014 г. был образован фонд в размере 40 млрд долл., для создания ЭПШП и финансирования его основных проектов, а также Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом 100 млрд долл, основным учредителем которого является КНР. Подписан договор о сотрудничестве с банком развития БРИКС и Банком ШОС. В рамках проекта планируется активное привлечение частных капиталов. Китай - ключевой игрок проекта - сейчас является одной из крупнейших экономик мира (см. табл.) занимая первое место в мире по ВВП по ППС и второе место по номинальному курсу, лидируя по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции (уголь, цемент, сталь, олово, цинк, алюминий, электроника, автомобили, хлопок, пшеница, мясо и многое другое). Китай также занимает первое место в мире по объему накопленных золотовалютных запасов (в 2012 г. золотовалютные резервы Китая вдвое превысили общемировой золотой запас1) [2]. Усиление экономического сотрудничества с таким крупным игроком, как Китайская Народная Республика, в рамках интеграционной инициативы «Один пояс - один путь» несет и ряд выгод, и ряд рисков для стран - участниц проекта.

1 Данные Bloomberg. www.bloomberg.com/sustainability.

Таблица

Динамика экономических показателей Китая (2012-2016 гг.)

2012 2013 2014 2015 2016

ВВП КНР в мировом ВВП (номинальный), в % 11,38 12,47 13,26 14,78 14,76

ВВП КНР в мировом ВВП (ППС), в % 15,25 15,91 16,53 17,18 17,78

Золотовалютные резервы КНР, млрд долл. 3388 3800 3900 3405 3098

Объем товарооборота, млрд долл. 3866 4158 4300 3962 3684

Источник: составлено автором по данным: ИЫ Comtradedata. comtrade.un.org/. ШогЫЬапкиКЪ:Ьйр://шшш.шогЫЬапк.о^.

Неравенство экономических потенциалов стран Евразийского экономического союза и Китая требует, прежде всего, выверенности и осторожности при разработке конкретных шагов по сопряжению проектов. Очевидно, что сведение сопряжения только к инфраструктурной составляющей не позволит России и другим странам союза решить стоящие перед ними проблемы по модернизации экономик. Для разработки стратегии состыковки проектов, направленной на взаимовыгодное сотрудничество, необходимо учитывать, что инициатива «Один пояс - один путь» проводится Китайской Народной Республикой в первую очередь для того, чтобы помочь своим слаборазвитым районам, поднять экономический уровень за счет проектов: Экономический пояс Шелкового пути и Морской шелковый путь [3]. Регионы В Китае очень различаются по своему уровню экономического развития. Условно страну можно разделить на 4 региона: очень хорошо развитые Приморские районы; старая промышленная база - Северо-Восток; слаборазвитый Центральный район и отсталые Западные районы. Поэтому главной задачей проекта «Один пояс - один путь» для Китая является создание инфраструктуры в отстающих районах, как на Западе, так и на Северо-Востоке страны, которая должна способствовать их экономическому развитию в целом.

8 мая 2015 г. Президент РФ В.В. Путин и глава КНР Си Цзиньпин подписали Совместное заявление Российской Федерации и Китайской народной республики по сопряжению проектов Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. От России Китай ждал, в первую очередь, формальной поддержки инициативы Си Цзиньпина о повышении взаимосвязанности и координации на всем Евразийском континенте, так как проект подразумевает множество других альтернативных транзитных путей в обход территории РФ. Однако здесь важно учитывать и интересы России, которая, естественно, заинтересована в китайском транзите, в использовании

Вестник ИЭ РАН. №1. 2018 С. 204-211

возможностей ЕАЭС, а не просто в подключении к проекту, направленному на развитие Китая. После подписания заявления состыковка проектов ЭПШП и ЕАЭС предусматривает прокладывание ряда маршрутов по территории Российской Федерации и позволит странам ЕАЭС выйти на рынок Юго-Восточной Азии [4]. Однако желанного для России полномасштабного включения в ЭПШП Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали пока не предусматривается. Помимо инфраструктурной составляющей подписание соглашения о состыковке проектов преследовало еще две ключевые цели: во-первых, взаимное признание, а во-вторых, создание многостороннего механизма сотрудничества. Одна из особенностей китайской дипломатии - это решать вопросы в двустороннем формате, обходя многосторонние механизмы [5].

%

0,0 2012,% 2013,Ж 2014,% 2015,% 2016,%

♦ Армения 7,5 7,9 10,3 7,0 9,2

И Белоруссия 3,0 4,1 2,1 5,4 4,9

Казахстан 17,5 17,0 6,9 7,4 12,7

к Киргизия 18,0 19,0 20,3 19,3 29,3

-«-Россия 10,4 10,5 11,3 12,1 14,1

Источник: рассчитано автором по данным: ИМ Сот1гаёеёа1а, сот1таёе. un.org.

Рис. Динамика доли товарооборота стран ЕАЭС с Китаем в общем товарообороте этих стран (2012-2016), в %

Экономическое сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс - один путь» призвано повысить взаимосвязанность экономик стран Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики. Уже в настоящее время развитие экономических отношений между странами характеризуется высоким уровнем динамизма. Так, быстро развиваются торговые связи между Китаем и странами ЕАЭС (см. рис.). Китай постепенно становится основным торговым партнером стран ЕАЭС (по данным за 2016 г. является первым торговым партнером России и Казахстана), доля КНР значительно выросла

Вестник ИЭ РАН. №1. 2018 С. 204-211

в торговле других стран - участниц союза (Белоруссии, Армении, Киргизии) и постепенно догоняет традиционно основного для этих стран торгового партнера - Российскую Федерацию. Одной из основных проблем в торгово-экономических отношениях с Китаем является тенденция к росту минеральных энергетических ресурсов в структуре экспорта стран ЕАЭС, в то время как импорт из Китая почти полностью состоит из готовой продукции. В нем прослеживается тенденция к увеличению доли машин и оборудования, что в первую очередь связано с улучшением качества китайской высокотехнологичной продукции и тем, что многие компании переносят и налаживают свое производство в Китае [6].

Стремительное развитие товарооборота между Китаем и постсоветским пространством началось в середине 2000-х годов и сопровождалось китайскими инвестициями в энергетический сектор этих стран, а также льготным кредитованием. Действует негласное правило «льготные кредиты в обмен на ресурсы и рынок сбыта готовой продукции». Кредитно-инвестиционное сотрудничество в регионе также является одним из важнейших аспектов развития взаимоотношений между странами. Китай в последние годы стал основным кредитором и крупным инвестором для стран Евразийского экономического союза. Между Россией и другими участниками ЕАЭС, особенно странами Центральной Азии, присутствует конкуренция за китайские прямые инвестиции, т. к. и там и там они в основном направлены в инфраструктуру, разработку и добычу полезных ископаемых [7]. Китайская Народная Республика предоставляет многомиллионные льготные кредиты на развитие инфраструктуры, на проекты, связанные с добычей и разработкой полезных ископаемых, многие из которых реализуются с участием китайских трудовых мигрантов.

В настоящее время между странами Евразийского экономического союза и Китаем сложились дружеские, партнерские отношения. Наблюдается высокая положительная динамика развития экономических отношений, однако она приводит к росту конкуренции в регионе (что еще раз доказывает необходимость состыковки проектов, которая должна помочь кооперации взаимного сотрудничества в регионе) и во многом закрепляет за странами ЕАЭС статус сырьевого придатка и транспортного коридора из Китая в Европу. Экспорт более чем наполовину состоит из минеральных ресурсов, а инвестиции и кредиты Китая также во многом направлены либо в энергетический сектор, либо в развитие транспортных маршрутов. Поэтому страны ЕАЭС должны стараться направить состыковку проектов на всестороннее взаимовыгодное сотрудничество. Много вопросов возникает по механизмам и формам состыковки проектов. Ведь ЕАЭС - это традиционная интеграционная группировка, а ЭПШП - инициатива.

Наиболее удачным вариантом видится создание серии успешных совместных взаимовыгодных проектов, среди которых и построение цепочек добавленной стоимости (цепочки промышленного производства, когда какая-то часть добавленной стоимости производится в ЕАЭС, а какая-то в Китае с максимально выгодным территориальным расположением таких предприятий). Если речь идет о поставках в Европейский союз совместно произведенной продукции (известно, что Китай активно добивается наращивания торговли с Евросоюзом), то такие предприятия могли бы быть расположены ближе к границе с Евросоюзом, в России или Белоруссии. Если речь идет об азиатской части, такие предприятия могли бы располагаться в Китае и на Дальнем Востоке России.

Также целесообразно расширять практику переноса китайских производств на территорию России и стран Центральной Азии - участников ЕАЭС. Перспективны совместные проекты в сельском хозяйстве. Очевидно, что те изменения, которые идут в Азии, в первую очередь рост среднего класса, рост потребления недорогих, но качественных продуктов питания, дает возможность для серьезного наращивания совместного с Китаем бизнеса в этой сфере. Для этого необходимо, чтобы китайское правительство открыло доступ продуктам из стран ЕАЭС на китайский рынок. Есть возможность построения совместных компаний, которые успешно будут использовать потенциал и технологии ЕАЭС. Такие совместные производства могли бы развивать сельское хозяйство в странах ЕАЭС и позволили бы Китаю справиться с теми вызовами, которые есть у него в области продовольственной безопасности, а также они могли бы стать серьезным игроком на быстрорастущем рынке Азии.

В рамках совместных проектов видится перспективно развитие транспортной системы. Речь идет как о развитии транзитного потенциала, так и о построении совместных портов на Дальнем Востоке, что будет способствовать разгрузке «пробок» в портах Северо-Восточной части Китая и ускорит торговлю, внесет вклад в развитие торговых отношений между Китаем и странами ЕАЭС, а также между Китаем и третьими странами. Обоюдно интересны инвестиции китайских компаний в морские порты Калининграда, что объясняется расположением Калининграда в Европе: фактически Китай мог бы иметь контейнерный терминал в Европе.

Сопряжение проектов Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути в случае реализации инфраструктурной составляющей проекта должно положительно сказаться на развитии торговых отношений. Это произойдет вследствие сокращения транспортного плеча за счет развития новых логистических маршрутов. Положительный эффект для увеличения товарооборота может

внести и возможное создание в ходе состыковки проектов зоны свободной торговли. Конечно, необходимо с осторожностью подойти к созданию ЗСТ в рамках ЭПШП или ШОС, на которой активно настаивает китайская сторона, являющаяся сегодня «мастерской мира», что сделает китайские товары еще более дешевыми и доступными на рынках стран постсоветского пространства и может снизить конкурентоспособность местных производителей [8]. Возможным плюсом кооперации проектов может стать уменьшение бюрократизации, улучшение администрирования сотрудничества, что приведет к снижению значительных масштабов теневой торговли между странами региона.

Также необходимо способствовать активизации работы частных компаний из стран ЕАЭС и Китая - сейчас в подавляющем большинстве все совместные проекты ведутся на межгосударственном уровне. Перспективным в этом направлении является развитие электронной торговли. Существует серьезный потенциал наращивания с помощью электронной торговли экспорта малого бизнеса из стран ЕАЭС в Китай и из Китая в страны ЕАЭС. Конечно, для того чтобы это стало именно состыковкой проектов Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, а не развитием двухсторонних отношений с Китаем, необходимо научиться улаживать разногласия и координировать действия в рамках ЕАЭС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глинкина С.П., Тураева М.О., Яковлев А.А. Китайская стратегия освоения постсоветского пространства и судьба Евразийского союза: /Доклад. М.: Институт экономики РАН, 2016.

2. Аносова Л.А. Китайская экономика сегодня: достижения и проблемы //Экономика и управление. 2017. № 9(143). С. 4-12.

3. Яковлев А.А., Голубкин А.В. К вопросу об экономическом сотрудничестве Китая со странами Центрально-Восточной Европы// Экономика и управление, 2017. № 9(143). С. 13-19.

4. Нгуен Куок Хунг, Леженина Т.В. Китайский проект «Один пояс и один путь»// Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 110-116.

5. Глинкина С.П., Яковлев А.А. Торговое сотрудничество стран БРИКС в условиях Китае-центричности и политики импортозамещения в России// Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 5. С. 116-131.

6. Яковлев А.А. Перспективы торгового сотрудничества между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой (расчеты на основе гравитационной модели взаимодействия) // Инновации и инвестиции. 2017. № 2.

7. Глинкина С.П. Геополитический контекст развития Евразийского интеграционного проекта// Мир новой экономики. 2016. № 4. С. 62-75.

8. Яковлев А.А., Глинкина С.П., Тураева М.О. Развитие Зоны свободной торговли ЕАЭС - Вьетнам и фактор Китая // Инновации и инвестиции. 2017. № 6. С. 78-83.

С. 57-60.

ABOUT THE AUTHOR

Artem Alexandrovich Yakovlev - junior research fellow of the Center for Russian Strategy in Asia, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), graduate student. [email protected].

THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND THE CHINESE «ONE BELT - ONE ROAD INITIATIVE».OPPORTUNITIES FOR COOPERATION

This article analyses perspectives and risks of conjugation of the Eurasian Economic Union (the classical integration project) and the Chinese integration initiative "One Belt and - One Road" In recent years, the People's Republic of China has begun to play an increasingly important role in the economic development of post-Soviet countries. China is gradually becoming the main trading partner, investor and creditor of the post-Soviet countries. The integration initiative "One Belt and One road" proposed by China is designed to strengthen and institutionalize the strategy for the development of the post-Soviet space. It is extremely important for Russia to maintain its influence in the region and to direct the co-ordination of the projects of the Eurasian Economic Union and "The Economic Belt of the Silk Road" to mutually beneficial economic cooperation.

Keywords: Eurasian Economic Union, «One Belt and One Road», integration projects, People's Republic of China, post-Soviet space. JEL: F02, F15, F63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.