Научная статья на тему 'Участие Белоруссии в реализации проекта "один пояс и один путь"'

Участие Белоруссии в реализации проекта "один пояс и один путь" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1176
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
LOGISTICS / THE EURASIAN SUPPLY CHAIN / BELARUS / INITIATIVE «ONE BELT AND ONE WAY» / THE NEW EURASIAN CONTINENTAL BRIDGE / THE GREAT STONE INDUSTRIAL PARK / ЛОГИСТИКА / ЕВРАЗИЙСКИЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК / БЕЛОРУССИЯ / ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ» / НОВЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ МОСТ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК "ВЕЛИКИЙ КАМЕНЬ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалёв Михаил Николаевич

Раскрыта сущность китайской инициативы «Один пояс и один путь». Отмечаются преимущества и риски реализации инициативы «Пояс и путь» для стран Евразийского экономического союза и Белоруссии. Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» рассматривается как важный элемент Нового сухопутного Евразийского континентального моста. Выполнен сравнительный анализ сухопутного и морского пути из Китая в Европу. Подчеркивается необходимость максимального использования предоставляемых проектом возможностей для развития белорусской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие Белоруссии в реализации проекта "один пояс и один путь"»

PARTICIPATION OF BELARUS IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT «ONE BELT AND ONE WAY» Kovalyov M.N. (Republic of Belarus) Email: [email protected]

Kovalyov Mikhail Nikolaevich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF INNOVATIVE ECONOMY, GOMEL BRANCH

INTERNATIONAL UNIVERSITY «MITSO», GOMEL, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: the essence of the Chinese initiative «One belt and one way» is revealed. The advantages and risks of implementing the «Belt and the Way» initiative for the countries of the EAEC and Belarus are noted. The advantages and risks of implementing the «Belt and the Way» initiative for the countries of the Eurasian Economic Union and Belarus are noted. The Sino-Belarusian industrial park «The Great Stone» is regarded as an important element of the New Eurasian land bridge. A comparative analysis of the land and sea route from China to Europe was carried out.The need to make maximum use of the opportunities provided by the project for the development of the Belarusian economy is underlined. Keywords: logistics, the Eurasian supply chain, Belarus, initiative «One belt and one way», the New Eurasian Continental Bridge, the Great Stone industrial park.

УЧАСТИЕ БЕЛОРУССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ» Ковалёв М.Н. (Республика Беларусь)

Ковалёв Михаил Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра инновационной экономики, Гомельский филиал Международный университет «МИТСО», г. Гомель, Республика Беларусь

Аннотация: раскрыта сущность китайской инициативы «Один пояс и один путь». Отмечаются преимущества и риски реализации инициативы «Пояс и путь» для стран Евразийского экономического союза и Белоруссии. Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» рассматривается как важный элемент Нового сухопутного Евразийского континентального моста. Выполнен сравнительный анализ сухопутного и морского пути из Китая в Европу. Подчеркивается необходимость максимального использования предоставляемых проектом возможностей для развития белорусской экономики.

Ключевые слова: логистика, евразийские цепи поставок, Белоруссия, инициатива «Один пояс и один путь», Новый Евразийский континентальный мост, индустриальный парк «Великий камень».

Глобальная инициатива «Один пояс и один путь» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века) была выдвинута Китаем в 2013 г. с целью строительства торговой и логистической инфраструктуры, соединяющей Азию с Европой и Африкой, вдоль древних торговых путей.

Республика Беларусь, несмотря на незначительные масштабы и уровень развития рыночной экономики, является активным участником процесса реализации данного глобального инвестиционного проекта.

В рамках инициативы активно формируется евразийская логистическая сеть, включающая экономические коридоры: Китайско-Пакистанский экономический коридор, экономический коридор Китай - Монголия - Россия и Новый Евразийский

континентальный мост. Основу этой сети составляют сухопутные и морские пути, а также информационные магистрали [1].

Хотя Китай и уверяет страны-участницы в том, что реализация проекта способна помочь всему миру, лидеры отдельных государств относятся к инициативе Пекина скептически, а некоторые - отрицательно.

Бывший председатель Торговой палаты Евросоюза по Китаю Йорг Вутке заявил, что китайские компании пытаются с помощью этой инициативы вывести капитал за пределы страны, прикрываясь международным партнерством в области инвестиций [2].

«Есть определенные разногласия между РФ и КНР. Россия, хотя и поддержала инициативу Китая, но, в свою очередь, предложила собственную версию всеобъемлющего евразийского партнерства. Предложение РФ включает в себя параллельное сотрудничество с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и с Евразийским экономическим союзом. Эта инициатива как бы включает в себя и экономический пояс Шелкового пути, но как это будет осуществляться на практике, пока понятно не совсем», - высказал свои сомнения Толорая [2].

С одной стороны, обеспечение мирной среды на евразийском континенте отвечает интересам России, с другой - «шёлковая удавка китайского производства», которую предполагают накинуть на Евразию, может вызвать у Москвы озабоченность [3].

Определенную тревогу для Союзного государства и нашей страны вызывает рост влияния Китая в Евразии. С увеличением кредитования белорусской экономики существует риск оказаться в финансовой зависимости от азиатской супердержавы. Рост поставок конкурентоспособных китайских товаров несет угрозу возрастания конкуренции для отечественных предприятий на целевых внешних рынках и на внутреннем рынке.

Для Республики Беларусь особый интерес представляет новый Евразийский континентальный мост, поскольку его развитие позволит получить экономические выгоды от увеличения транзитных потоков Китай - ЕС и обратно.

Развитие сухопутных транспортных систем может дать экономический эффект участникам евразийских цепей поставок: при перевозке по железной дороге расстояние между Европой и Азией почти в 2 раза меньше, чем по морю. Время доставки грузов по железной дороге составляет приблизительно 14 дней против 30 дней морским путем. Однако сухопутный транспортный тариф гораздо дороже морского. Контейнерный поезд перевозит сейчас немногим более 100 стандартных 20-футовых контейнеров. В то же время современный морской контейнеровоз по объему перевозок соответствует приблизительно 160-200 контейнерным поездам [4].

Слабым местом сухопутных перевозок в сравнении с морскими является также ограниченная пропускная способность наземных видов транспорта.

В [5] определены возможности и риски для экономик стран ЕАЭС и для Республики Беларусь, связанные с реализацией ЭПШП.

На использование этих возможностей направлены мероприятия государственных программ развития логистической системы Беларуси.

«Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 годы» разработана с учетом приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие годы.

Международное сотрудничество в области логистики позволит увеличить объемы и повысить качество логистических услуг в Республике Беларусь. Это сотрудничество развивается в рамках стратегического партнерства между белорусскими и зарубежными участниками логистической деятельности, в том числе в процессе реализации инициативы «Один пояс и один путь».

Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» является самым масштабным совместным проектом Беларуси и Китая, рассчитанным на долгие годы. «Великий камень» станет важным логистическим, инновационным и промышленным узлом нового Шелкового пути.

Парк «Великий камень» создается в стратегически выгодном месте. Этот парк площадью около 80 км2 строится в 25 километрах от белорусской столицы. Рядом с парком находятся международный аэропорт «Минск», железнодорожная и автомобильная магистрали направления Берлин-Брест-Москва.

В настоящее время парк приобретает все большее значение. Он может стать ключевым элементом экономического пояса Шелкового пути, важным звеном евразийских и глобальных цепей поставок.

В индустриальном парке «Великий камень» будут развиваться отрасли и сферы деятельности 5 и 6 технологических укладов.

Для развития логистического и транзитного потенциала Республике Беларусь следует максимально использовать преимущества географического расположения и интеграционных выгод от сотрудничества с Россией, странами ЕАЭС и Китаем. Возрастание роли Белоруссии в глобальных цепях поставок будет содействовать развитию белорусской экономики.

Список литературы /References

1. «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзиньпина // Иностранные СМИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html/ (дата обращения: 10.081.2018).

2. Толорая Георгий. Китайская инициатива: «шёлковая удавка» или шанс для России? // Международный дискуссионный клуб «Валдай». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.valdaiclub.eom/a/highlights/ kitayskaya-initsiativa-shyelkovaya-udavka/ (дата обращения: 10.08.2018).

3. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП: потенциал взаимодополняемости региональных проектов // Аналитический портал «Евразийские исследования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/1805/ (дата обращения: 10.08.2018).

4. Контейнерные перевозки // Белорусская железная дорога. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rw.by/cargo_transportation/container_ transportation/ (дата обращения: 10.07.2018).

5. Шимов В.Н., Быков А.А. «Экономический пояс Шелкового пути» как транспортный коридор и глобальный проект развития // Белорус. экон. Журнал, 2016. № 2. С. 4-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.