Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / предприятия / пандемия / management / enterprises / pandemic

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Д. Тартубаева, В.В. Ноговицина, О.В. Пацук

В статье рассматриваются важность эффективного менеджмента предприятия в Российской Федерации в условиях пандемии в 2020–2021 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EFFECTIVE MANAGEMENT

The article considers the importance of effective management of the enterprise in the Russian Federation in a pandemic in 2020-2021.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 005.216.1

ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

А. Д. Тартубаева, В. В. Ноговицина, О. В. Пацук

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: anastasiatartu@mail.ru

В статье рассматриваются важность эффективного менеджмента предприятия в Российской Федерации в условиях пандемии в 2020-2021 годах.

Ключевые слова: менеджмент, предприятия, пандемия.

FEATURES OF EFFECTIVE MANAGEMENT

А. D. Tartubaeva, V. V. Nogovitsyna, O. V. Patsuk

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: anastasiatartu@mail.ru

The article considers the importance of effective management of the enterprise in the Russian Federation in a pandemic in 2020-2021.

Keywords: management, enterprises, pandemic.

Развитие любого предприятия зависит не только от сотрудников, но и от грамотной управленческой политики со стороны руководства с использованием различных инструментов эффективного менеджмента. Менеджмент - это целая система управленческих решений и методов координирования компании, направленных на создание высококвалифицированного и подготовленного кадрового состава организации для осуществления поставленных задач и планов вышестоящих органов с целью получения прибыли.

Одним из главных итогов применения эффективного менеджмента является повышение готовности и развитие желания сотрудников грамотно и своевременно выполнять свои обязанности на рабочем месте, а также уменьшение риска потери персонала компании, который показывает хороший результат по выполнению своих обязанностей [1].

В Российской Федерации большое количество предприятий старались создать специальные условия по развитию высокоэффективной предпринимательской деятельности, в том числе, в особо сложные периоды для российского бизнеса - в периоды экономических кризисов и локдауна в период COVID - 19.

Многие российские компании в период коронавирусной инфекции в 2020-2021 годах полностью зависели от эффективности выбранных методов эффективного менеджмента, ведь от того, как руководство компании будет действовать в самое сложное время, зависело, в каком составе компания выйдет после снятия карантинных мер. В соответствии со статистикой первого полугодия 2020 года, около 70% всех российских компаний переводили свою деятельность в онлайн - режим работы. Это было выполнено по различным причинам:

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

1. большое количество работников в офисе стало бы нарушением санитарных и эпидемиологических норм, установленных Правительством Российской Федерации;

2. часть работников находилась в группе риска из-за своих хронических заболеваний дыхательной системы;

3. около 1/5 из общего числа кадрового состава компании составляли лица предпенсионного и пенсионного возраста, что могло привести к большому количеству потерь работников из-за высокого процента смертности от коронавирусной инфекции среди старшего поколения;

4. часть предприятий могло проводить свою деятельность удаленно благодаря специфики своего профиля работы;

5. предпринимались любые возможные меры по сохранению кадров компании, и руководители переводили своих сотрудников на онлайн - режим с этой целью.

Остальные 30% предприятий в Российской Федерации продолжали работать в привычном режиме из-за специфики своей деятельности, к которым относятся:

1. государственные учреждения: аптеки, больницы, полиция, почта, административные органы власти и т.д.;

2. организации, имеющие непрекращающиеся этапы производства: машиностроение, нефтеперерабатывающие и добывающие предприятия, химическая промышленность;

3. организации по созданию медицинской продукции и лекарственных средств, в том числе для лечения коронавирусной инфекции.

Для того, чтобы обеспечить удаленный доступ работы требовалось применить наиболее эффективные методы современного менеджмента. Согласно последним исследованиям, более половины российских предприятий смогли обеспечить такой доступ к трудовой деятельности в период пандемии без больших потерь капитала и кадров.

В условиях пандемии многие компании в России осуществляли адаптацию кадрового состава к удаленному формату труда. Для этого требовалось перевести большую часть привычной деятельности в онлайн-режим работы. Прежде всего, это касалось доступа офисной части сотрудников: требовалось обеспечить удаленный доступ к данным организации, создание постоянной связи со всеми службами компании для быстрого реагирования и осуществления производственной деятельности. В целях применения эффективных методов менеджмента руководство компании осуществляло поиск программ удаленного доступа и разрабатывало удобную систему общения. Для этого использовались различные мессенджеры и социальные сети, где не только работники российских компаний могли задать интересующие их вопросы по рабочей деятельности, но и осуществлялся диалог с клиентами и заказчиками, что в значительной мере увеличило скорость выполнения рабочих вопросов.

Около 60% компаний, согласно опросу журнала «БизнесРус», проводило постоянное анкетирование своих работников для понимания удобства системы удаленного типа работы. С этой целью составлялись различные вопросы по благоустройству удаленного рабочего места, а также сравнивались результаты коммуникативного общения рабочего состава и заказчиков. Например, если у работника отсутствовал доступ к компьютеру, то менеджер подавал запрос к руководству и уже они обращались к IT-персоналу с просьбой обеспечить работника требуемыми предметами [2].

Другим примером эффективного менеджмента являлись еженедельные или ежедневные совещания с помощью Skype, Discort, ZOOM, где руководители отвечали на интересующие вопросы кадрового состава и отслеживали их общее эмоциональное и физическое состояние. Для работников российских предприятий, которым было сложно перестроить привычный образ жизни, предлагались личные беседы, где руководители или ответственные сотрудники помогали в обучении рабочего процесса в онлайн-режиме.

Большую работу по применению эффективного менеджмента выполняли менеджеры по работе с персоналом и кадровым составом, так как сотрудники данных отделов помогали руководителям российских предприятий осуществлять быстрый и своевременный контакт начальников и всех участников бизнес-процессов. Они принимали жалобы по организационным вопросам и передавали предложения работников предприятия на рассмотрение руководящей части компании. Служба персонала и кадрового состава искала замену старым кадрам, которые не могли по личным причинам или состоянию здоровья продолжать рабочую деятельность в данной организации в период коронавирусной инфекции.

Согласно исследованию Harvard Business Review Россия, для повышения производительности труда служба управления персоналом предлагала руководителям следующие способы по поддержанию кадров организации [3]:

1. Регулярное тестирование работников предприятия. Многие фирмы осуществляли деятельность по тестированию на короновирусную инфекцию с целью выявления таких работников и своевременного лечения их. Сохранение всего кадрового состава - это одно из основных направлений службы по управлению персоналом.

2. Обеспечение индивидуальных и массовых средств защиты. За 2020 год многие компании закупили себе не только маски и респираторы, но антисептические средства бесконтактного типа. Приобретались ионизирующие очистители воздуха для снижения риска бактерицидного и вирусного фона в рабочих помещениях.

3. Оплата личного транспорта для работников, если появлялась потребность в их появлении в офисном здании. Службы по управлению персоналом находили удобные сервисы по перевозке персонала с целью снижения риска заболеть короновирусной инфекцией в общественном транспорте.

4. Повышение заработной платы для сотрудников, работающих сверхурочно. Особенно ярко это было выражено в российских предприятиях, занимающихся курьерской доставкой различных видов продукции и продуктов первой необходимости. Также повышалась заработная плата для сотрудников медицинских организаций, которые производили средства первой необходимости для медработников, лекарственные средства и для лиц, которые подвергали себя риску заболеть короновирусной инфекцией.

Таким образом, данные меры эффективного менеджмента помогли многим российским предприятиям не только не потерять большое количество прибыли, но и сохранить высокоразвитые кадры. Особенно важным в настоящее время является развитие инновационных и медицинских предприятий, которые способны победить опасную болезнь как можно скорее.

Библиографические ссылки

1. Алехина О. Е. Менеджмент и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 7. С. 375.

2. Результаты опроса [Электронный ресурс]. URL: https://www.business.ru (дата обращения 30.03.2022).

3. Способы поддержания кадров [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/ https://hbr-russia.ru (дата обращения 25.03.2022).

© Тартубаева А. Д., Ноговицина В. В., Пацук О. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.