Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ТРАНСФОРМАЦИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
617
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия / удалённая работа / мотивация персонала / банковская деятельность. / pandemic / remote work / staff motivation / banking

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Т.Н. Субботина, К.В. Исакичева

В статье рассмотрены проблемы банковского сектора в условиях пандемии COVID-19. Проведён анализ мотивации персонала Сбербанка в условиях удалённой работы, выявлены факторы неудовлетворённости персонала. Проведено исследование о влиянии дистанционной работы на деятельность кредитного учреждения. Выявлены положительные факторы, повлиявшие на трансформацию деятельности и обеспечившие устойчивость развития Сбербанка в условиях коронавирусной инфекции. Сделан вывод о влиянии грамотного подхода к управлению персоналом и активного развития цифровых сервисов на показатели деятельности Сбербанка в условиях пандемии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMING BANKING IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article discusses the problems of the banking sector in the context of the COVID-19 pandemic. The analysis of the motivation of Sberbank staff in the conditions of remote work is carried out, the factors of staff dissatisfaction are identified. A study was conducted on the impact of remote work on the activities of a credit institution. The positive factors that influenced the transformation of the Bank's operations and ensured the sustainability of Sberbank's development in the context of coronavirus infection were identified. The conclusion is made about the impact of a competent approach to personnel management and the active development of digital services on the performance of Sberbank in the context of the pandemic.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ТРАНСФОРМАЦИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ СОУГО-19

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент К.В. Исакичева, магистрант

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1086

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы банковского сектора в условиях пандемии COVID-19. Проведён анализ мотивации персонала Сбербанка в условиях удалённой работы, выявлены факторы неудовлетворённости персонала. Проведено исследование о влиянии дистанционной работы на деятельность кредитного учреждения. Выявлены положительные факторы, повлиявшие на трансформацию деятельности и обеспечившие устойчивость развития Сбербанка в условиях коронавирусной инфекции. Сделан вывод о влиянии грамотного подхода к управлению персоналом и активного развития цифровых сервисов на показатели деятельности Сбербанка в условиях пандемии.

Ключевые слова: пандемия, удалённая работа, мотивация персонала, банковская деятельность.

Эпидемия COVID-19 затронула, безусловно, все сферы жизнедеятельности людей по всему миру. Во многих странах были введены локдауны. Но даже там, где это не было осуществлено, были введены значительные ограничения. Это привело к снижению рабочего времени, которое, в свою очередь, оборачивается сокращением доходов работников. По данным МОТ, за первые три квартала 2020 г. суммарный мировой доход от трудовой деятельности сократился на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Потеря рабочего времени составила 8,8%, что эквивалентно сокращению 225 млн. рабочих мест, что в четыре раза больше показателей финансового кризиса 2009 г. [1].По данным ACCA (the Association of Chartered Certified Accountants) производительность труда в мире в целом снизилась на 59%, в нашей стране на 54%.

Несмотря на то, что во многих странах было осуществлено государственное стимулирование экономики, пока рано говорить о его влиянии на возрождение бизнеса.

Карантин кардинально изменил потребительское поведение и привычки людей [2]. В России в связи со сложной эпидемиологической ситуацией была остановлена деятельность учреждений культу-

ры, туризма, предприятий общественного питания, фитнес-индустрии; во многих организациях был осуществлён перевод персонала на удалённый доступ. Все решения по переходу сотрудников на удалённую работу в России применялись исходя из конкретной эпидемиологической ситуации по каждому региону, рассматривались возможности сотрудников работать из дома, при этом учитывался возраст сотрудников.

Большинство кредитных учреждений перевели большую часть своих сотрудников на удалённый доступ. Так, ПАО «Сбербанк России» Калужское отделение №8608, в первую очередь, осуществил переход на удаленную работу таких групп сотрудников как: лица старше 60 лет, беременные женщины, сотрудники, имеющие хронические заболевания. Сами отделения банка продолжали свою работу в штатном режиме. В связи с этим, сотрудники, не имеющие возможность работать из дома, были снабжены всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, а также регулярно тестировались на короновирусную инфекцию. Все эти меры помогали персоналу снизить уровень тревожности в сложившейся ситуации.

ПАО «Сбербанк России» разработал и внедрил план перевода как минимум 20%

сотрудников на удаленный режим работы. Происходило разделение сотрудников на категории в зависимости от сложности организации удалённого доступа.

Для сотрудников, деятельность которых невозможно осуществлять в удалённом доступе, были организованы помещения для проживания непосредственно в офисах банков с бесконтактной доставкой всего необходимого (такая практика использовалась в «Совкомбанк» и «Зенит») [3, с. 41]. Мотивационной мерой таким сотрудником выступило повышение заработной платы.

Руководство ПАО «Сбербанк России» столкнулось с проблемой снижения мотивации персонала, работающего в удалённом доступе. Анализ причин позволил выявить следующие факторы неудовлетворённости:

- новый трудовой режим;

- изменение условий работы;

- необходимость быстрого реагирования на внешние и внутренние изменения;

- тревога за себя и близких;

- изменение экономических условий.

Все эти факторы влияют на психологическое состояние персонала, работающего в удалённом режиме. Отсутствие возможности находиться в привычном рабочем режиме, привело у большинства сотрудников к появлению страха увольнения. Ощущение тревожности усугубилось уве-

Рис. Результаты опроса сотрудников о

В конце 2020 г. были проанализированы результаты работы ПАО «Сбербанк России» Калужского отделения №8608 в ус-

личением нарастания объёма и контролем со стороны руководства.

Трудности вызвали такие показатели как: организация рабочего дня, баланс в работе и личной жизни, а также уровень стресса. Все они являются демотиваторами и мешают сотрудникам работать в полную силу, несмотря на высокие показатели наличия ресурсов и инструментов для качественной коммуникации сотрудников.

Повышенный уровень стресса на удаленной работе связан также с уменьшением живого общения. Часть сотрудников прекрасно переносят автономный режим работы, однако многие сотрудники ощущают недостаток межличностного делового общения, испытывая при этом высокий уровень тревоги и стресса. Со временем невозможность находиться с коллективом под одной крышей может тормозить рабочий процесс [4, с. 77].

Сейчас многие работодатели задаются вопросом: повлияет ли дистанционная работа на результаты компании? Так, опрос 1012 сотрудников ПАО «Сбербанк России» Калужского отделения №8608, проведённый в мае 2020 г., показал, что 21% респондентов считает, что уровень работы останется на том же уровне, 35% выбрали вариант «качество работы снизится незначительно» и 44% опрашиваемых точно уверены, что качество работы снизится значительно.

влиянии дистанционной работы на банк

ловиях удалённого доступа. Положительными моментами стало:

- усовершенствование бизнес-модели;

■ Останется на том же уровне ■ Снизится незначительно

■ Снизится значительно

Также на три месяца была отменена плата за обслуживание терминалов эквай-ринга и онлайн-касс.

В сложившейся ситуации Сбербанк расширил доступ к услугам за счёт небанковских сервисов, таких как, Сбермаркет, OKKO, DELIVERY CLUB, DOCDOC, виртуальная школа Сбербанка и

beremnarabotu.ru.

Все эти меры в совокупности с развитием цифровых сервисов, по словам главы Сбербанка Г. Грефа, позволили банку лучше других кредитных организаций подготовиться к кризису. Данные финансовой отчётности по итогам 2020 г. продемонстрировали положительные результаты по основным показателям. Чистая прибыль в 2020 г. составила 718,2 млрд. руб. в сравнении с 845 млрд. руб. в 2019 г. Таким образом, снижение составило 7,7% против ожидаемого рынком 15%.

Таким образом, пока ограничения, введённые в связи с распространением коро-навирусной инфекции, остаются достаточно высокими. Но на данном этапе грамотной подход к управлению персоналом, активное развитие цифровых сервисов и оптимизация расходов позволили Сбербанку сохранить кадровый состав, удержать клиентов и, в целом, продемонстрировать устойчивость развития. Библиографический список

1. Монитор МОТ: covid-19 и мир труда. 7-е издание. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/— dcomm/documents/briefingnote/wcms_767028.pdf (Дата обращения 25.01.2020)

2. Медведева О.С., Кожина О.А. Влияние пандемии covid-19 на потребительское поведение и привычки людей // Инновационная экономика и современный менеджмент. -2020. - № 5 (31). - С. 15-20.

3. Захарова И.А. Влияние экономических кризисов на бизнес-решения компаний и поиск оптимальной бизнес-модели в результате современного кризиса, вызванного пандемией // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - №82. - С. 22-53. DOI: 10.24411/2070-1381 -2020-10092

4. Кучерова А.А., Субботина Т.Н. Особенности управления персоналом в условиях пандемии Covid-19 // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №12-2 (70). -С. 75-78. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11076

5. Сафонов А.Ю. Управление персоналом в период пандемии // Московский экономический журнал. - 2020. - №5. - С. 554-559.

- совершенствование клиентского сервиса;

- ускоренная цифровизация деятельности;

- цифровизация антикризисных банковских продуктов.

Пандемия подтолкнула кредитные учреждения к трансформации своих услуг на фоне изменившихся потребностей клиентов. Вынужденная мера осуществления коммуникаций в дистанционном режиме, привела к необходимости более быстрого реагирования банковского сектора.

Для клиентов, пострадавших от корона-вируса, заболевших или находящихся на вынужденном карантине, Сбербанк принял решение в индивидуальном порядке предоставлять «каникулы» по кредитным платежам на срок до 6 месяцев без начисления штрафов и неустоек. При этом, для их получения не нужно было посещение отделения банка. Подать заявление, а также предоставить подтверждающий документ можно на сайте банка.

Для предприятий малого и среднего бизнеса банк расширил программы лояльного кредитования, осуществлялись программы гарантийной поддержки малых и средних предприятий.

TRANSFORMING BANKING IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor K.V. Isakicheva, Graduate Student Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. The article discusses the problems of the banking sector in the context of the COVID-19 pandemic. The analysis of the motivation of Sberbank staff in the conditions of remote work is carried out, the factors of staff dissatisfaction are identified. A study was conducted on the impact of remote work on the activities of a credit institution. The positive factors that influenced the transformation of the Bank's operations and ensured the sustainability of Sberbank's development in the context of coronavirus infection were identified. The conclusion is made about the impact of a competent approach to personnel management and the active development of digital services on the performance of Sberbank in the context of the pandemic.

Keywords: pandemic, remote work, staff motivation, banking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.