Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦЕЙ (COVID-19)'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦЕЙ (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО / КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ / РАБОТОДАТЕЛЬ / РАБОТНИК / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОРОНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / LABOUR LAW / HR-RELATED MATTERS / EMPLOYER / EMPLOYEE / CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / CORONOVIRUS INFECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Созанова Марина Валерьевна

Возникновение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в привычном для людей мире способствовало молниеносному изменению всех сфер жизнедеятельности. Трудовое законодательство - не исключение. Коронавирусная инфекция стала катализатором для внедрения новых механизмов и пересмотра принципов работы. К числу последних, после постепенного выхода из режима самоизоляции, относятся специальные мероприятия, направленные на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников - условия при которых допускается очная организация работы предприятий. В статье проанализированы федеральные и региональные нормативные правовые акты власти, принятые в целях конкретизации мер, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Созанова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE APPLICATION OF LABOR LAWS IN CONNECTION WITH CORONAVIRUS INFECTION (COVID-19)

The appearance of a new coronavirus infection (COVID-19) in the usual order for the world contributed to a lightning-fast change in all spheres of life. Labor relations are no exception. Coronavirus infection has become a catalyst for the introduction of new mechanisms and revision of the principles of work. The latter, after a gradual exit from the self-isolation regime, include special measures aimed at preventing the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) among workers - the conditions under which full-time organization of the work of enterprises is allowed. The article analyzes federal and regional legal acts, adopted in order to specify measures aimed at preventing the spread of a new coronavirus infection (COVID-19).

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦЕЙ (COVID-19)»

_Трудовое право; право социального обеспечения

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ (COVID-19)

СОЗАНОВА Марина Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия. E-mail: Sozanova@mail.ru

Краткая аннотация: Возникновение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в привычном для людей мире способствовало молниеносному изменению всех сфер жизнедеятельности. Трудовое законодательство - не исключение. Коронавирусная инфекция стала катализатором для внедрения новых механизмов и пересмотра принципов работы. К числу последних, после постепенного выхода из режима самоизоляции, относятся специальные мероприятия, направленные на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников - условия при которых допускается очная организация работы предприятий. В статье проанализированы федеральные и региональные нормативные правовые акты власти, принятые в целях конкретизации мер, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Abstract: The appearance of a new coronavirus infection (COVID-19) in the usual order for the world contributed to a lightning-fast change in all spheres of life. Labor relations are no exception. Coronavirus infection has become a catalyst for the introduction of new mechanisms and revision of the principles of work. The latter, after a gradual exit from the self-isolation regime, include special measures aimed at preventing the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) among workers - the conditions under which full-time organization of the work of enterprises is allowed. The article analyzes federal and regional legal acts, adopted in order to specify measures aimed at preventing the spread of a new coronavirus infection (COVID-19).

Ключевые слова: Трудовое право, кадровые вопросы, работодатель, работник, субъекты Российской Федерации, коро-новирусная инфекция

Keywords: Labour Law, HR-related matters, employer, employee, constituent entities of the Russian Federation, coronovirus infection

В современном мире соблюдение и защита трудовых прав сталкиваются с многочисленными вызовами. Возникновение новой коронавирусной инфекции (О^Ю-19) в привычном для мира порядке способствовало молниеносному изменению всех сфер жизнедеятельности. Трудовые отношения - не исключение. Коронавирусная инфекция стала катализатором для внедрения новых механизмов и пересмотра принципов работы. Технологическое развитие переместило предпринимательскую деятельность и управленческие процессы в цифровое пространство, разрушая сложившиеся бизнес-модели, радикально меняя рабочие места и сам процесс труда, в том числе происходит замещение работников новыми когнитивными техноло-гиями1. В мировом масштабе темпы роста численности людей работоспособного возраста опережают темпы создания новых рабочих мест, что приводит к постоянному увеличению числа безработных2, число которых в результате негативных социальных последствий новой коронавирусной инфекции (COVID-19), по оценке Международной организации труда увеличится более чем на 25 миллионов человек и составит около 500 млн человек по всему миру34. Пандемия стала фактором, сказывающимся на уровне безработицы, размерах оплаты труда5. С начала апреля до конца мая 2020 года, по данным Минтруда России, количество зарегистрированных безработных увеличилось на 164% (с 725,8 тыс. человек до 1,917 млн человек)6.

1 Шестакова Н.Н. Перспективные свойства и качества человеческого капитала в процессе изменений в сфере труда // Социально-трудовые исследования. 2020. № 38 (1). С. 14-25.

2 Миллионы трудящихся живут в нищете // Официальный сайт ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/01/1370941 (дата обращения: 18.06.2020).

3 МОТ: пандемия может привести к потере до 25 миллионов рабочих мест // Официальный сайт ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/03/1374652 (дата обращения: 18.06.2020).

4 Там же.

5 От работы бегать не придется. Рынок труда РФ ищет стратегии адаптации к карантину // Сайт газеты «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/4318020 (дата обращения: 21.04.2020).

6 В Совете Федерации выступил Министр труда и социальной защиты России

А. Котяков // Официальный сайт Совета Федерации. URL: http://council.gov.ru/events/news/116945/ (дата обращения: 02.06.2020).

В этих условиях, полноценное возвращение к привычным условиям не станет возможным в краткосрочной перспективе, а постепенный выход из режима самоизоляции будет сопряжен с введением специальных мероприятий, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (О^Ю-19) среди работников - условия при которых допускается очная организация работы предприятий.

Таким образом, на современном этапе в сфере трудовых прав преодоление негативных последствий пандемии СОМй-19 становится важнейшей задачей. Необходимость обеспечения государствами экономической помощи гражданам в условиях распространения коронавирусной инфекции, включая гарантированный оплачиваемый отпуск по болезни, расширенные пособия по безработице, распределение продовольствия и всеобщий базовый заработок, отмечается, в том числе, на уровне ООН7.

В статье проанализированы нормативные правовые акты и документы, принятые в целях конкретизации мер, направленных на профилактику распространения новой коронави-русной инфекции (COVID-19).

Для установления правовых основ организации работы в условиях предотвращения распространения новой корона-вирусной инфекции (ООМЮ-19) были приняты отдельные нормативные правовые акты и документы, конкретизирующие меры, выполнение которых должно быть обеспечено работодателями. Данные документы относятся как к федеральному уровню правового регулирования, так и к региональному.

На работодателей накладывается обязанность по принятию ряда мер, направленных на профилактику новой коронавирусной инфекции (ООМЮ-19) среди работников.

С целью профилактики новой коронавирусной ин

7 Защита прав человека в условиях пандемии COVID-19 // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/protecting-human-rights-amid-covid-19-crisis (дата обращения: 20.04.2020).

фекции (ООМЮ-19) Роспотребнадзор и Минтруд России были подготовлены специальные документы.

Так, по цели принятия названные нормативные правовые акты и документы можно условно классифицировать на следующие категории:

1. Санитарные нормы для организации работы предприятий, направленные на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

2. Порядок перевода на дистанционную (удаленную) работу отдельных категорий граждан (находящихся в группе риска).

Роспотребнадзор подготовлены для использования в Таблица №1 организация работы предприятий

работе рекомендации, посвященные порядку организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения новой короновирусной инфекции (СОУЮ-19) (Письмо Роспот-ребнадзора от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (вместе с Рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников)»). Данные рекомендации затрагивают общую организацию деятельности предприятия, отдельные этапы его деятельности, доставку сотрудников на работу/с работы, а также технологический процесс. Отдельные рекомендации перечислены в таблице №1. в условиях сохранения рисков распространения COVID-19

№ п/п Требования

Рабочее место Прием пищи

размещение сотрудников на разных этажах и/или в отдельных кабинетах, осуществление организации работы в несколько смен При наличии столовой: Обеспечение использования посуды однократного применения. После использования - уничтожение в установленном порядке. При использовании посуды многократного применения - ее тщательная дезинфекция.

обеспечение возможности осуществления антисептической обработки рук при входе в организацию При отсутствии столовой: запрещение приема пищи на рабочих местах. Исключение: пищу принимать только в специально отведенной комнате с подводкой горячей и холодной воды и ежедневной дезинфекцией.

осуществление контроля температуры тела работников: обязательное отстранение от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания

информирование работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены

осуществление дезинфекции (в частности, дезинфекция дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, оргтехники), мест общего пользования, во всех помещениях каждые 2 часа

ограничение любых корпоративных мероприятий, а также участия работников в иных массовых мероприятиях на период эпиднеблагополучия;

ограничение доступа на предприятие (в организацию) лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением ремонта и обслуживания технологического оборудования)

ор ганизация работы курьерской службы и прием корреспонденции бесконтактным способом

ли ца из групп риска должны быть временно отстранены от работы или переводены на дистанционную форму работы

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 6(186)

Насколько эффективными станут принятые рекомендации покажет время и уровень ежедневного прироста числа заразившихся новой короновирусной инфекцией СОУЮ-19. Пока остается не ясным порядок контроля за соблюдением указанных в таблице 1 рекомендаций Роспотребнадзора: отдельные меры ответственности за их несоблюдение - не установлены.

Отдельно Роспотребнадзором были подготовлены рекомендации1 по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции О^Ю-19. Рекомендации касаются следующих организаций: салонов красоты и парикмахер-ских2; прачечных и химчисток; ателье; предприятий по техническому обслуживанию автомобилей; магазинов непродовольственных товаров.

Дополнительно к данным рекомендациям, Минздрав России рекомендует3 работодателям обеспечить работников, которым в течение рабочего дня приходится общаться с большим количеством людей, средствами индивидуальной защиты - масками и перчатками, антисептическими средствами.

В организациях торговли рекомендуется обеспечить персонал запасом одноразовых масок, достаточным для смены масок не реже, чем 1 раз в 3 часа, дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками и дезинфицирующими средствами согласно рекомендациям Роспотребнадзора.

Одновременно, Роспотребнадзор считает, что действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей4.

Для работы предприятий общественного питания и предприятий продовольственной торговли с учетом эпидемиологической ситуации также подготовлены отдельные рекомендации Роспотребнадзора5, устанавливающие обязательные меры на переходный период - начало выхода людей из массовой самоизоляции, стойкой тенденции к снижению заболеваний СОУЮ-19 в регионе и тенденции к снижению в стране и отсутствие заболеваний О^Ю-19 в регионе и стойкая тенденция к снижению в стране.

наторно-курортной), транспортной8 отраслей подготовлены отдельные рекомендации Роспотребнадзора.

В частности, необходимо обеспечить оборудование железнодорожных вокзалов установками для дистанционного проведения термометрии пассажирам перед выходом на посадочные платформы.

Минтрансом России введен обязательный режим изоляции водителей, выполняющих международные и внутрироссий-ские грузовые автомобильные перевозки. В частности, для бесперебойного снабжения регионов продуктами питания и непродовольственными товарами первой необходимости, а также снабжения предприятий необходимыми составляющими для непрерывного производственного процесса, водители после завершения международного или внутрироссийского рейса должны быть подвергнуты изоляции только до убытия в очередной рейс.

Отличительной особенностью организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 является наличие инкубационного периода для туристов. Так, по мнению ведомства и учитывая длительность инкубационного периода новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 и механизмы передачи, целесообразно проводить заполнение учреждения единовременно в формате «смен» продолжительностью не менее чем на 14 дней. После окончания «смены» должна быть проведена генеральная уборка и дезинфекция всех помещений, в т.ч. систем вентиляции.

Отдельные рекомендации приняты и для образова-

Ч 1П

тельных9, и для медицинских10 организаций.

В частности, перед открытием организации необходимо провести генеральную уборку и дезинфекцию помещений.

При восстановлении профильной деятельности медицинских организаций в стационаре, перепрофилированном для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19, при подготовке к восстановлению деятельности по основному профилю разрабатывается соответствующий план мероприятий, включающий, например, поэтапное полное освобождение от пациентов помещений медицинской организации, занятых для оказания помощи больным с СОУЮ-19 (подозрением).

Одной из основных мер, направленных на предотвращение распространения новой короновирусной инфекции СОУЮ-19 является временное отстранение от работы или перевод на

1 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 апреля 2020 г. № 02/6338-2020-15 «О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) среди работников».

2 Письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9133-2020-24 «О внесении изменений в рекомендации по организации работы салонов красоты и парикмахерских».

3 Информация Минздрава России «Рекомендации работникам и работодателям в условиях распространения коронавирусной инфекции».

4 Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли».

5 Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24 «О направлении

рекомендаций по организации работы на предприятиях общепита и торговли».

6 Письмо Роспотребнадзора от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий для работников строительной отрасли».

7 Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7505-2020-24 «О направлении рекомендаций по соблюдению режима в санаторно-курортных учреждениях».

Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7373-2020-32 «О направлении рекомендаций по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения С0УЮ-19».

9 Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций».

Письмо Роспотребнадзора от 25.05.2020 № 02/10499-2020-32 «О рекомендациях по проведению профилактических мероприятий при восстановлении деятельности медицинских организаций».

Для работников строительной6, туристической7 (са

дистанционную (удаленную) форму работы лиц из групп риска.

Минтруд России подготовил рекомендации[8] по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. В частности, Минтруд России призывает к организации работы на дому: удаленная, дистанционная, надомная работа.

По мнению Минтруда России, обеспечение занятости работников, включая работу по договорам о временной работе на срок до двух месяцев, о сезонной работе до шести месяцев и другие - есть первостепенная задача.

При переводе сотрудников на удаленную работу, необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Обязанность работодателя обеспечить работников оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации законом не предусмотрена. Также законом не предусмотрена обязанность работодателя компенсировать работнику расходы на связь, Интернет. Данные вопросы могут быть урегулированы соглашением между работником и работодателем. При этом, при переводе сотрудников на удаленный режим работы, нужно создать условия для такой работы -возможность выполнять задания и поручения работодателя, связываться с компанией, а также возможность контроля.

По мнению Роструда России[9], если работник осуществляет трудовую функцию полное время и выполняет полный объем работы, оснований для снижения заработной платы нет.

Основания же увольнения работника в период удаленной работы могут быть связаны исключительно с недобросовестным исполнением работником своих обязанностей, либо нарушением трудовой дисциплины.

Для информирования о правах работников при переводе на дистанционную работу и принятии работодателями других мер в условиях распространения коронавирусной инфекции Минтруд России рекомендует использовать портал «0нлайнинспекция.рф»[10].

В целях предотвращения распространения новой коро-Библиография:

новирусной инфекции ОО^Ю-19 на уровне субъектов Российской Федерации также приняты отдельные нормативные правовые акты и документы. Следует упомянуть, например, Постановление Правительства Оренбургской области от 20.05.2020 № 432-п[11], которым определен порядок стимулирующих выплат для организаций социального обслуживания населения, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция. Постановлением Правительства Оренбургской области от 1 мая 2020 года № 403-пп[12] утвержден порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области приняты Постановления[13] о мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (О^Ю-19), включающие вопросы мер поддержки отдельных категорий граждан.

В Москве Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ был введен режим повышенной готовности, предусматривающий различные меры по профилактике распространения новой короновирусной инфекции COVID-19.

Угроза распространения новой короновирусной инфекции ОО^Ю-19 ускорила развитие многих современных тенденций, в т.ч. на информатизацию общества и повлияла на необходимость принятия специальных нормативных правовых актов и документов.

Предлагаемые последними меры по организации трудового процесса на предприятиях, безусловно, можно назвать уникальными, поскольку подобные практики не имели места в прошлом. Если эффективность мер, направленных на самоизоляцию населения, перевод на удаленную работу и приостановку деятельности предприятий неоспорима, то эффективность введенных мер по организации трудового процесса на предприятиях будет оправдана временем, а также уровнем ежедневного прироста инфицированных короновирусной инфекцией О^Ю-19.

1. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / М.И. Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. М.: Проспект, 2017. 688 с.

2. Ершов В.В., Ершова Е.А. Специальные принципы российского трудового права: актуальная проблема // Российское правосудие. 2019. № 3. С. 7.

3. Кокурина М.А. Как оформлять и оплачивать "президентские" нерабочие дни // Главная книга. 2020. № 8. С. 10 - 13.

4. Коронавирус. Обзор регулирования трудовых отношений // СПС КонсультантПлюс. 2020.

5. Морозов П.Е., Шевченко О.А. Правовое обеспечение управления персоналом // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 15 - 21.

6. Орловский Ю.П. Нужна ли реформа трудового законодательства? // Закон. 2019. № 11. С. 39 - 46.

7. Шестакова Н.Н. Перспективные свойства и качества человеческого капитала в процессе изменений в сфере труда // Социально-трудовые исследования. 2020. № 38 (1). С. 14-25.

8. Письмо Минтруда России от 23.04.2020 №14-2/10/П-3710

9. Письмо Роструда от 09.04.2020 № 0147-03-5

10. Сервис «Коронавирус: горячая линия» запущен на «Онлайнинспекции.рф»// 11Р1_: https://онлайнинспекция.рф/news/show/1708 (дата обращения: 18.06.2020)

11. Постановление Правительства Оренбургской области от 20 мая 2020 года № 432-п «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания населения, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией»

12. Постановление Правительства Оренбургской области от 18 мая 2020 года № 403-пп «Об утверждении порядка предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»

13. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)»

14. Постановление Правительства Ленинградской области от 11 мая 2020 года №277 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) на территории Ленинградской области»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.