Научная статья на тему 'Особенности доверия к себе и к другому у студентов юридического факультета.'

Особенности доверия к себе и к другому у студентов юридического факультета. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
687
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИЯ / УСТАНОВКА-ОТНОШЕНИЕ / ДОВЕРИЕ К СЕБЕ И К ДРУГОМУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОВЕРИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пухарева Татьяна Сергеевна

Статья посвящена изучению психологических особенностей доверия у студентов юридического факультета. Доверие рассматривается как установка-отношение к себе и к другим людям в контексте проблемы обучения студентов профессиональной юридической деятельности. Представлены результаты исследования доверия к себе и к другому у студентов-юристов в сравнении со студентами других факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to research of law faculty students' physiological peculiarities of trust. Trust is considered as self-attitude and attitude towards other people in the context of the problem of teaching students to professional law activity. The results of studying trust to themselves and others of law faculty students are presented and compared with the results of analogical study of the same phenomenon among students of other faculties.

Текст научной работы на тему «Особенности доверия к себе и к другому у студентов юридического факультета.»

Т. С. Пухарева

ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И К ДРУГОМУ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Работа представлена кафедрой общей и прикладной психологии Сибирской академии права, экономики и управления, г. Иркутск. Научный руководитель — доктор медицинских наук, профессор А. Д. Гольменко

Статья посвящена изучению психологических особенностей доверия у студентов юридического факультета. Доверие рассматривается как установка-отношение к себе и к другим людям в контексте проблемы обучения студентов профессиональной юридической деятельности. Представлены результаты исследования доверия к себе и к другому у студентов-юристов в сравнении со студентами других факультетов.

Ключевые слова: психологические особенности доверия, установка-отношение, доверие к себе и к другому, профессиональная юридическая деятельность.

T. Pukhareva

PECULIARITIES OF LAW FACULTY STUDENTS' TRUST TO THEMSELVES AND OTHERS

The article is devoted to research of law faculty students' physiological peculiarities of trust. Trust is considered as self-attitude and attitude towards other people in the context of the problem of teaching students to professional law activity. The results of studying trust to themselves and others of law faculty students are presented and compared with the results of analogical study of the same phenomenon among students of other faculties.

Key words: physiological peculiarities of trust, attitude, trust to themselves and others, professional law activity.

Современный этап развития российского общества характеризуется возрастанием требований, предъявляемых к личности будущих специалистов. Образовательный процесс в высших учебных заведениях включает не только развитие общих и специальных способностей, но и этических, нравственных качеств, которые составляют профессиональный по-

тенциал личности специалиста. Одной из таких базовых личностных характеристик является доверие как интегративно-психологиче-ский феномен. Доверие сегодня рассматривается не только с морально-этических позиций, но и как социально-психологическое явление, которое играет одну из ключевых ролей в жизни общества, выполняя связующую функцию

Особенности доверия к себе и к другому у студентов юридического факультета

между людьми, социальными группами. Исследование особенностей доверия у студентов юридического факультета представляется актуальным, поскольку профессиональная юридическая деятельность связана с реализацией правовых, этических, моральных норм в процессе взаимодействия с различными людьми.

В научной литературе в работах С. Джурард, П. Ласкау, В. П. Зинченко, Т. П. Скрипкиной и других рассмотрены источники формирования, характеристики проявления и функции доверия. Согласно Т. П. Скрипкиной, доверие представляет собой сложный психологический феномен, проявляющийся в виде ценностной установки-отношения к себе и к другим людям, который обеспечивает целостность и устойчивость личности, предполагает самопринятие, определяет отношение личности к себе и к другим [2, с. 233]. По нашему мнению, соразмерное доверие к себе и к другим является необходимым звеном структуры профессиональной деятельности юриста, поскольку выступает ценностным ориентиром личности, позволяет познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в правоприменительной деятельности, а также снижает риск профессиональной личностной деформации.

В связи с этим нами было организовано исследование, целью которого стало выявление психологических особенностей доверия к себе и к другим у студентов юридического факультета.

Мы полагаем, что существуют отличительные особенности доверия к себе и к другому у студентов-юристов в сравнении со студентами других факультетов. При выдвижении этого предположения мы опирались на принцип сознания и деятельности человека, сформулированный в работах С. Л. Рубинштейна.

Для верификации выдвинутой гипотезы исследования было проведено изучение содержательных и уровневых характеристик доверия к себе и доверия к другому. В качестве испытуемых в исследовании участвовали студенты второго курса обучения юридического, психологического и экономического факультетов. Общая выборка составила 130 человек.

Среди эмпирических методов исследования мы использовали как авторскую процедуру исследования — опросник, направленный на выявление уровня доверия к другому, так и стандартизированные и адаптированные к задачам исследования методы: контент-анализ, рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модификация опросника Т. П. Скрипкиной для студентов), модифицированный вариант методики оценки круга доверительного общения. Статистическая обработка данных производилась с помощью х2-критерия Пирсона.

Остановимся на анализе установленных статистически достоверных различий в оценке понимания испытуемыми доверия. Контент-анализ сочинений позволил нам определить, что в описании студентами доверия можно выделить три смысловые категории: доверие — раскрытие себя для другого; доверие — хорошие взаимоотношения, доверие — уверенность в другом человеке. Испытуемыми доверие оценивается неодинаково, студенты-юристы оценивают доверие как раскрытие себя для другого (р < 0,000). Это говорит о том, что для студентов-юристов доверие связано прежде всего с умением «открываться» другому в располагающих к доверию, соответствующих представлениям о личностной безопасности ситуациях.

Интересными представляются результаты исследования уровня доверия к себе в различных сферах жизни, которые показали, что студенты-юристы более высоко доверяют себе в профессиональной деятельности (р < 0,000), в сфере интеллектуальной деятельности (р < 0,000) и в умении строить взаимоотношения с вышестоящими людьми (р < 0,000). В этой связи отметим, что доверие к себе проявляется не столько в том, что человек приписывает себе какие-то качества и верит в их истинность, сколько в том, что на основе таких самоатрибуций он приписывает себе определенный набор возможностей, реальность которых тоже принимает на веру. Исходя из этого, мы полагаем, что студентов-юристов отличает уверенность в правильности профессионального выбора, вера в свои личностные возможности, связанные с профессиональной реализацией. Учитывая, что важным и необходимым ком-

ПСИХОЛОГИЯ

понентом профессиональной деятельности юриста является интеллектуальная деятельность, представляется оправданным высокое доверие студентов-юристов к себе в интеллектуальной сфере, поскольку практическая работа юриста немыслима без наличия у него необходимого запаса знаний, причинно-следственного мышления, высокого уровня интеллектуального развития в целом.

Профессиональную деятельность юриста характеризует также умение строить взаимоотношения с вышестоящими людьми. Специфика этой сферы взаимоотношений заключается в высокой формализации контактов, сдержанности эмоциональных проявлений. Доверие к себе в этой области жизнедеятельности отрефлексировали 43,6% студентов-юристов; тем не менее мы считаем, что в условиях вуза необходимо проведение психологической работы по развитию доверия к себе с целью обучения студентов-юристов навыкам делового общения, повышения их коммуникативной компетентности.

Студенты-юристы менее, чем другие испытуемые, доверяют себе в умении строить взаимоотношения с одногруппниками (р < 0,003). Обратим внимание на то, что профессия юриста предполагает умение выстраивать отношения с людьми разных убеждений, взглядов, социального положения и т. п., следовательно, обучение профессиональной юридической деятельности должно включать и развитие коммуникативных качеств личности.

Анализируя данные исследования круга доверительного общения, мы пришли к выводу, что в качестве основных объектов доверия испытуемые общей выборки называют: родителей, родных, партнера, друзей, одногруппни-ков. При этом большинство опрошенных (от 82,6 до 100% в разных студенческих группах) в круг доверия включают прежде всего родителей и родных. Среди студентов-юристов 97,8% избирают объектом доверия родителей, 82,6% — родных. Партнеру (супругу) доверяют 6,5% студентов-юристов, 36,3% студентов-экономистов и 67,5% студентов-психологов. В качестве лиц, которым можно доверять, друзей называют 30,4% студентов-юристов, 47,7%

студентов-экономистов и 72,5% студентов-психологов. Объект доверия из группы сокурсников выбирают 35% студентов-психологов, 17,4% студентов-юристов и 11,4% студентов-экономистов. Приведенные данные свидетельствуют о том, что круг доверительного общения студентов юридического факультета менее широк и разнообразен, чем у других испытуемых, для большинства студентов-юристов атмосфера полного доверия и самораскрытия представляется возможной в кругу семьи и родных.

Сравнительный анализ оценки личностных качеств людей, включенных в круг доверительного общения, показал, что другой как объект доверия характеризуется такими качествами, как доброта, искренность, надежность, порядочность и честность. Студенты-юристы, помимо перечисленных качеств, называют авторитетность, интеллигентность, ответственность и ум.

Уровень доверия к другому изучали посредством прямого самооценивания испытуемыми меры доверия к конкретным людям. Нами был построен опросник, направленный на выявление уровня доверия к другому, в котором представлен список лиц, условно обозначенных «объекты доверия»: отец, мать, лучший друг, партнер, родные, одногруппник, вышестоящий человек. При этом мы исходили из того, что доверие к другому может предполагать различную степень вовлечения в свой внутренний мир, т. е. различный уровень самораскрытия. В соответствии с этим обстоятельством в условии опросника предусмотрено выделение нескольких уровней проявления доверия: полностью доверяю; частично доверяю; полностью не доверяю.

Большинство испытуемых полное доверие проявляют по отношению к матери, по данному показателю мы не выявили статистически значимых различий. Высокий уровень доверия испытуемые общей выборки демонстрируют в отношении отца и других родственников. Это говорит о том, что доверие «обслуживает», подкрепляет отношения близости ради сохранения близкой психологической дистанции между людьми.

Лучшему другу полностью доверяют лишь 20% студентов-юристов, 31% студентов-экономистов и 78% студентов-психологов. Мож-

но предположить, для остальных испытуемых дружба не включается в орбиту реальных жизненных отношений. Одногруппнику полностью доверяют лишь 9% студентов-юристов, 5% студентов-экономистов и 22% студентов-психологов, таким образом, большинство испытуемых общей выборки склонны скорее не доверять своим сокурсникам. Показатели уровня доверия к вышестоящему лицу также смещаются в сторону низких значений. Так, среди студентов-юристов вышестоящим людям частично доверяют 57%, полностью не доверяют 43% испытуемых, среди студентов-психологов эти показатели составляют 93 и 7% соответственно. Очевидно, отношения с вышестоящим лицом воспринимаются большинством испытуемых как дистанцированные, исключающие обстановку доверия и расположения.

Статистически достоверные различия, выявленные в уровне доверия другим лицам, дают нам основание говорить о том, что студентов-юристов в сравнении с другими испытуемыми

отличает низкий уровень доверия: к лучшему другу (р < 0,000), одногруппнику (р < 0,000), вышестоящему человеку (р < 0,000).

На основании полученных результатов содержательные и уровневые характеристики доверия могут быть рассмотрены в качестве психологических особенностей доверия к себе и к другому у студентов-юристов. Мы полагаем, что наиболее значимыми из них являются: осмысление доверия как самораскрытия личности, высокий уровень доверия к себе в профессиональной и интеллектуальной деятельности, низкий уровень доверия к людям в сфере социальных контактов, а также узкий круг доверительного общения.

Выделение психологических особенностей доверия у студентов юридического факультета предполагает необходимость организации в условиях вуза целенаправленной психологической работы, направленной на развитие у них доверия к себе и к другому в различных сферах жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зинченко В. П. Психология доверия // Вопр. философии. 1998. № 7. С. 76—93.

2. Скрипкина Т. П. Психология доверия: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 264 с.

3. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: Учебник. М., 2003. 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.