DOЫ0.23888/humJ20Ш541-552
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК И ДОВЕРИЯ К СЕБЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Пухарева Т. С.
Кубанский государственный университет
Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического анализа ценностных установок и доверия к себе у студенческой молодежи. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить взаимосвязи между ценностными и доверительными установками личности. В теоретическом обосновании статьи проведен краткий обзор литературы по проблеме ценностных установок и доверительных отношений личности. Ценностные установки рассматриваются автором как психологические и духовные начала личности, формирующиеся по мере обретения жизненного опыта, в процессе самопознания и самоосуществления. Доверие к себе понимается как установка-отношение, базирующаяся на субъективных ценностных представлениях личности о самой себе и включающая самопринятие, самоценность и веру в самоэффективность. В эмпирической части представлены результаты исследования взаимосвязи ценностных установок (нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов) и доверия к себе в различных сферах жизнедеятельности у студентов гуманитарных направлений подготовки. В диагностических процедурах применены методики: «Опросник измерения ценностей» Ш. Шварца, включающий две части: «Обзор ценностей» и «Профиль личности»; «Рефлексивный опросник определения уровня доверия личности к себе» Т.П. Скрипкиной. В результате исследования установлено, что для студентов-гуманитариев значимы такие ценности, как самостоятельность, достижения и успех, переживание удовольствий и новизны; респонденты с высоким уровнем доверия к себе в большей мере ориентированы на традиционные ценности, само-
стоятельность, универсализм, достижения, власть и безопасность; выявлены взаимосвязи между ценностными ориентациями и уровнем доверия студентов к себе в сфере межличностных, деловых, профессиональных отношений.
В заключении констатируется, что дальнейшие исследования системы ценностных и доверительных установок личности могут стать основой для разработки тренинговых программ по развитию оптимальных доверительных отношений.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностные установки, нормативные идеалы, индивидуальные приоритеты, доверие, доверительные установки, доверие к себе, доверие к другим, уровень доверия.
THE RELATIONSHIP OF VALUES AND CONFIDENCE IN STUDENTS
Pukhareva T. S.
Kuban State University
Abstract. The article presents the results of theoretical and empirical analysis of values and self-confidence of students. The purpose of the study was to identify the relationship between value and trust of the individual. The author considers the value settings as psychological and spiritual principles of the personality, which are formed in the process of self-knowledge and self-realization as the life experience is gained. Self-confidence is understood as an attitude-attitude, based on subjective value ideas of the individual about himself and including self-acceptance, self-value and belief in self-efficacy. The empirical part presents the results of the study of the relationship of values (normative ideals and individual priorities) and self-confidence in various spheres of life of students of humanitarian areas of training. The study showed that such values as independence, achievements and success, experience of pleasure and novelty are important for students-humanitarians; respondents with a high level of confidence in them-
Электронный научный журнал
«личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» j
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]
selves are more focused on traditional values, independence, universalism, achievements, power and security; the interrelations between value orientations and the level of students ' trust in the sphere of interpersonal, business, professional relations are revealed.
In conclusion, it is stated that further studies of the system of values and trust of the individual can become the basis for the development of training programs for the development of optimal trust relations.
Key words: values, value orientations, value orientations, normative ideals, individual priorities, trust, trust attitudes, self-confidence, trust to others, level of trust.
Ценности и ценностные ориентации личности зачастую становятся предметом анализа исследователей-гуманитариев, поскольку являются индикатором общественных нравов, направленности интересов и поведения отдельных людей и социальных групп. Ценностные установки, рассматриваемые нами как психологические и духовные начала личности, формируются по мере обретения жизненного опыта, в процессе взаимодействий и отношений с другими, самопознания и самоосуществления. Важную роль в процессе формирования и реализации ценностных убеждений личности выполняют и установки на доверие - взаимообусловленные отношения личности к миру, к себе и к другим людям, основанные на чувстве безопасности и признании себя и мира как ценности. Поскольку работ, посвященных изучению соотношения ценностных структур и доверительных установок личности крайне мало, в данном исследовании мы определили цель - выявить взаимосвязи ценностных установок и доверия к себе у студенческой молодежи.
Теоретико-методологической базой исследования стал сложившийся в отечественной психологии субъектный подход, положения гуманистической психологии (С. Джурард, П. Ласкау, А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Фромм и другие), научные
Электронный научный журнал //- |
«Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие»
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]
представления об отношениях доверия (И.В. Антоненко, В.П. Зинченко, А.Б. Купрейченко, Е.П. Ильин, Т.П. Скрипкина и другие), о ценностях и ценностных ориентациях личности (Д.А. Леонтьев, М. Рокич, Ш. Шварц и другие).
В научных работах ценность предстает как внутриличностная характеристика человека, результат индивидуального ценностного сознания [1; 2]. Ценность определяется как феномен, который имеет определенную значимость для личности и детерминирует различные сферы жизни человека. Индивидуальные ценности отражают всю систему реальных жизненных отношений между субъектом и окружающим его миром, человек взаимодействует с миром, природой, другими людьми посредством индивидуальной системы приоритетов-ценностей.
Понятия «ценности» и «ценностные ориентации» содержательно различаются, поскольку ценностные ориентации, не только отражают жизненные цели и являются выражением личностных смыслов, а, будучи динамичными образованиями, направляют процесс целеполагания и регулируют поведение человека.
Формирование системы ценностей и ценностных ориентаций связано с добровольным и свободным выбором, процессом самотворчества и самоопределения личности. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, ценностные ориентации, в которых проявляется внутренний мир человека, формируются в период юношества, когда вырабатывается система представлений о мире, окружающей действительности, других людях и самом себе, а также желание руководствоваться ими в деятельности [3].
Понятие «ценностные установки» в научных работах используется значительно реже, как правило, ценностная установка понимается как одна из форм проявления ценностных ориентаций личности, предрасположенность к определенным предпочтениям в оценках окружающего мира или самого себя.
Проведенные нами ранее исследования показали, что для современной молодежи приоритетными являются ценностные установки на личностный рост и саморазвитие. Молодые люди склонны минимизировать ценности коллективизма -
почитание своей культуры, традиционного уклада жизни; социальное неравенство считают нормой общественной жизни. В реальном поведении они стремятся к самостоятельности и независимости, к достижению благосостояния и успеха [4].
Доверие, доверительные отношения и доверительные установки личности к себе, к другим и к миру в отечественной психологии стали изучать недавно, однако к настоящему времени накоплен обширный теоретический и эмпирический материал о психологической природе этих феноменов [5].
Мы понимаем нравственное значение «доверия» интуитивно, однако психологическая сущность выражаемого явления на протяжении нескольких лет остается предметом научного анализа и размышлений. Доверие может пониматься как социальная установка, отношение человека к миру. Однако, как правило, доверие трактуется как избирательное личностно-психологическое отношение человека к другому, в основе доверия в данном случае лежит представление о нравственной зрелости другого, его способности к взаимопониманию и сопереживанию. Доверие понимается и как качество, которое формируется в совместной деятельности и отношениях с другими и может быть выражено в общительности, доброте, отзывчивости, уверенности.
Т.П. Скрипкина трактует доверие как сложный психологический феномен, проявляющийся в виде ценностной установки-отношения к себе и к другим людям, который обеспечивает целостность и устойчивость личности, предполагает самопринятие, определяет отношение личности к себе и к другим; автор указывает на два условия, которые необходимы, чтобы доверять другим: чувство безопасности и способность относится к другим, как к себе. Доверие способствует целостному взаимодействию человека с миром, объединяет человека с миром в единую систему, дает ощущение целостности бытия человека и личности, выполняет функцию слияния прошлых и настоящих событий и устремленных в будущее планов в целостный акт жизнедеятельности; устанавливает меру соответствия целей и поведения человека миру и самому себе [6]. Доверие к миру, к другим и к
Электронный научный журнал л р.
«личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» )
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]
себе у взрослого человека, согласно Э. Эриксону, определяется качеством «ба-зального доверия», сформированного в раннем детстве [7].
Доверие к себе является одним из самостоятельных видов доверия, которые выделяют авторы, изучающие эти феномены. Доверие к себе, подчеркивает Е.П. Ильин - это доверие своей внутренней сущности, своим чувствам, ощущениям, своему опыту; это вера в свое совершенство и ценность, самопринятие, которое раскрепощает человека и способствует открытому выражению своих мыслей и чувств [8]. Доверие к себе базируется на обобщенном внутреннем опыте личности, представлениях о нравственности, субъективно усвоенных нормах. Содержание ценностно-смысловых компонент личности и мера доверия к себе, таким образом, являются взаимообусловленными.
В эмпирическом исследовании участвовали студенты гуманитарных направлений подготовки. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что у студентов существуют взаимосвязи ценностей (нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов) с доверием к себе в различных сферах жизнедеятельности. В диагностических процедурах были применены: «Опросник измерения ценностей» Ш. Шварца, включающий две части: «Обзор ценностей» и «Профиль личности»; «Рефлексивный опросник определения уровня доверия личности к себе» Т.П. Скрипкиной. Для статистической обработки результатов была использована система SPSS Statistics 23.
В соответствие с опросником Ш. Шварца, нами были проанализированы два уровня ценностей: нормативные идеалы и индивидуальные приоритеты [9].
Анализ результатов исследования ценностей на уровне нормативных идеалов, или убеждений личности, показал, что для студентов наиболее значимыми являются (по мере убывания значимости): «самостоятельность», «достижения» и «гедонизм», а на уровне индивидуальных приоритетов, иначе, ценностей, наиболее часто выступающих ориентирами в реальном социальном поведении - «самостоятельность», «достижения» и «стимуляция», что согласуется с результатами
Hi
проведенных нами ранее исследований. Ориентация студентов на самостоятельность и достижения проявляется в их стремлении к независимости в выборе способов действий, в творчестве, в исследовательской деятельности и мышлении, к достижению успеха в профессиональном обучении. В числе приоритетных убеждений студентов - представления о важности получения удовольствий в жизни, в жизненных реалиях респонденты нуждаются в новизне, разнообразии и глубоких переживаниях. При сравнительном анализе ценностных установок у юношей и девушек было выявлено, у девушек на уровне нормативных идеалов достоверно выше ориентация «универсализм», они более склонны, по сравнению с юношами, к проявлению понимания, терпимости, защиты благополучия других людей и природы.
Анализ результатов изучения доверительных самоотношений показал, что, в целом, студенты на высоком уровне оценивают умение доверять себе. При сравнении было выявлено, что юноши более доверяют себе в умении взаимодействовать с вышестоящими людьми, чем девушки. Девушки, в свою очередь, более уверены в себе при построении отношений с близкими людьми и друзьями. Обращает внимание, что и юноши, и девушки выявляют низкий уровень доверия к себе, сдержанность и осторожность в отношениях с другими в реальной студенческой группе.
Были изучены различия ценностных ориентаций студентов с высоким и средним уровнем доверия к себе. Достоверно имеются различия ценностей-нормативных идеалов: студенты с высоким уровнем доверия к себе более ориентированы на ценности «традиции», «универсализм», «самостоятельность», «стимуляция», «достижения», «власть». В реальных жизненных ситуациях у студентов с высоким уровнем доверия к себе более выражены установки на «самостоятельность», «стимуляцию» и «безопасность», по сравнению со студентами, имеющими средний уровень доверия к себе.
у
Далее мы проанализировали у респондентов взаимосвязи ценностей-нормативных идеалов и доверительных установок к себе. Ценности «традиции» и «стимуляция» положительно коррелируют с доверием к себе в умении строить взаимоотношения в семье, с близкими людьми и членами студенческой группы; «конформность» и «безопасность» положительно взаимосвязаны с умением доверять себе в профессиональной деятельности, во взаимоотношениях как с близкими людьми, так и с вышестоящими лицами - ценностные установки на понимание и принятие мнения других, на безопасное поведение в соответствии с социальными ожиданиями, повышают уверенность в своих профессиональных качествах, коммуникативной компетентности. Ценностная установка на «доброту», проявление качеств доброжелательности, лояльности, ответственности, взаимосвязаны с доверием студентов-гуманитариев к себе в профессиональной деятельности. Ценность «самостоятельность» связана с доверием к себе в сфере интеллектуальных возможностей.
На уровне ценностей-индивидуальных приоритетов у респондентов были выявлены следующие взаимосвязи с доверием к себе. В реальном поведении студентов установки на «доброту», «конформность», «традиции» и «безопасность» связаны с умением доверять себе в межличностных отношениях, при этом установка «конформность» положительно влияет на уверенность во взаимоотношениях с влиятельными людьми. «Универсализм» и «стимуляция», проявляющиеся в отзывчивости, терпимости, стремлении к новизне, справедливости и гармонии, взаимосвязаны с умением доверять себе в студенческих взаимоотношениях. Ориентация на «самостоятельность» повышает уровень доверия к себе в профессии, интеллектуальной деятельности, в отношениях с вышестоящими лицами. Ценность «достижения» положительно связана с доверием к себе в сфере интеллектуальной деятельности, при этом имеет отрицательную связь с умением доверять себе во взаимоотношениях в семье: возможно, трудности в семейных отношениях
Электронный научный журнал /;
«личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» )
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected] V mV'
респондентов инициируют их ориентацию на профессиональные и иные достижения.
Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования ценностных установок и доверия к себе у студенческой молодежи можно прийти к следующему: участники опроса, прежде всего, ориентированы на самостоятельность, достижения и успех, переживание удовольствий и новизны, умение доверять себе; студенты с высоким уровнем доверия к себе более направлены на ценности «традиции», «самостоятельность», «универсализм», «достижения», «власть» и «безопасность»; в целом, ценностные предпочтения студентов взаимосвязаны с их умением доверять себе в сфере межличностных, деловых, профессиональных отношений.
Представленные результаты исследования указывают на значимость научных изысканий в этой предметной области и определяют перспективы дальнейшей работы. Научно-теоретического осмысления требует изучение ценностей-убеждений как компонент доверительных установок, интересным и важным с практической точки зрения станет изучение соотношения ценностных и доверительных установок у людей зрелого возраста, разработка на основе проведенных исследований тренинговых программ для групповых и индивидуальных занятий по развитию оптимальных доверительных отношений.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал, 1984, Т.5., № 5. - С. 63-70.
2. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение, 1998, № 1, С.13-25.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
4. Пухарева, Т. С. К вопросу о ценностях как нормативных идеалах студенческой молодежи / Т. С. Пухарева, В. В. Яремчук // Известия высших учебных заведений. Серия: гуманитарные науки. 2015, №4. Том 6. С. 274 - 277.
5. Скрипкина, Т. П. Методологические подходы и основные направления изучения доверия в отечественной психологии / Т. П. Скрипкина // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. 2015. С. 310 - 312.
6. Скрипкина, Т. П. Психология доверия / Т. П. Скрипкина. - М.: «Академия», 2000. - 264 с.
7. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Университетская книга, 1996. - 110 с.
8. Ильин, Е. П. Психология доверия / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. -288 с.
9. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. -70 с.
REFERENCES:
1. Alekseeva VG. Cennostnye orientacii kak faktor zhiznedeyatel'nosti i razvitiya lichnosti [Value orientations as a factor of life and personal development]. Psihologi-cheskij zhurnal [Psychological journal]. 1984; 5: P. 70-63. (in Russian)
2. Leont'ev DA. Cennostnye predstavleniya v individual'nom i gruppovom sozna-nii: vidy, determinanty i izmeneniya vo vremeni [Value representations in individual and group consciousness: types, determinants and changes in time]. Psihologicheskoe obozrenie [Psychological review]. 1998; 1: P.25-13. (in Russian)
Электронный научный журнал
«личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» j
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]
3. Rubinshtejn SL. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General psychology]. Sankt-Peterburg: Piter; 2002. 720 p. (in Russian)
4. Puhareva TS., Yaremchuk VV. K voprosu o cennostyah kak normativnyh idea-lah studencheskoj molodezhi [On the issue of values as normative ideals of students]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: gumanitarnye nauki [News of higher educational institutions. Series: Humanities]. 2015; 4: P. 277 - 274. (in Russian)
5. Skripkina TP. Metodologicheskie podhody i osnovnye napravleniya izucheniya doveriya v otechestvennoj psihologii [Methodological approaches and main directions in the study of trust in the national psychology]. Ot istokov k sovremennosti 130 let or-ganizacii psihologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete: sbornik mate-rialov yubilejnoj konferencii v 5 tomah. Otvetstvennyj redaktor: Bogoyavlenskaya D.B. [From the origins to the present 130 years of organization of psychological society at Moscow University: proceedings of the anniversary conference in 5 volumes]. 2015. P. 312 - 310. (in Russian)
6. Skripkina TP. Psihologiya doveriya [Psychology of trust]. Moskva: «Akade-miya»; 2000. 264 p. (in Russian)
7. Erikson E. Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. - Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga; 1996. 110 p. (in Russian)
8. Il'in EP. Psihologiya doveriya [Psychology of trust]. - Sankt-Peterburg: Piter; 2013. 288 p. (in Russian)
9. Karandashev, VN. Metodika Shvarca dlya izucheniya cennostej lichnosti: kon-cepciya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz's methodology for studying personal values: concept and methodological guidance]. - Sankt-Peterburg : Rech'; 2004. 70 p. (in Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Пухарева Татьяна Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, Кубанский государст-
венный университет, ул. Ставропольская, 149, 350040, г. Краснодар, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Pukhareva Tatiana Sergeevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology and Sociology of Management, Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, str. Stavropol'skaja, 149, e-mail: [email protected]
Дата поступления: 29.08.2018г.
Дата принятия в печать: 15.09.2018г.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Пухарева Т.С. Взаимосвязь ценностных установок и доверия к себе у студенческой молодежи [Электронный ресурс] /Т.С. Пухарева// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №3 (22). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=338 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Pukhareva T. S. Vzaimosvyaz' tsennostnykh ustanovok i doveriya k sebe u studen-cheskoy molodezhi [The relationship of values and confidence in students]/ T.S. Pukhareva // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №3 (22). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=338 (date of reference: hh.mm.yyyy).