известия вгпу
11. Piskunova T.V. Sociokul'turnye modifikacii patriotizma. Rostov n/D.: IPO JuFU, 2007.
12. Podberezkin A.I. Verojatnyj scenarij razvitija mezhdunarodnoj obstanovki posle 2021 goda. M.: MGIMO-Universitet, 2015.
13. Podberezkin A.I. Russkij put': sdelaj shag. M., 1998.
14. Tjushkevich S.A. Vojna i sovremennost'. M.: Nauka, 1986.
15. Taylor A.J.P. Origins of the Second World War. URL: http://www.jrbooksonline.com/PDF_ Books/Origins_Second_World_War.pdf - 1961.
Spiritual and patriotic education of modern youth: challenges and risks
There are represented the areas of spiritual and patriotic education of the modern youth in the anniversary year of the Victory in the Great Patriotic War. Special attention is paid to the innovation forms. There are shown the social and cultural challenges and revealed the risks that lead to quasi-patriotism, which requires the constant pedagogic support.
Key words: anniversary, spirituality, patriotism, education, youth, challenges, risks, victory, the Great Patriotic War.
(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)
ю.с. Кузнецова, е.и. Балакирева
(Саратов)
доверие в диалогических отношениях педагога и обучающихся
Рассматриваются атрибутивные (неотъемлемые) свойства диалогических отношений педагога и обучающихся, такие как равноправие, проникновение, взаимопонимание, эмпатия, доверие и самораскрытие. Подробно описана проблема доверия в структуре диалогических отношений «преподаватель-обучающийся». Представлены результаты эмпирического опыта исследования влияния доверия на диалогические отношения в процессе обучения в университете.
Ключевые слова: диалог, доверие, диалогические отношения, атрибутивные (неотъемлемые) свойства, педагог, обучающиеся.
Диалогическое общение в современном мире является одной из самых востребованных форм отношений. Оно приобретает универсальный характер, и сферы его примене-
ния расширяются, одной из самых значимых является образование. В этой связи актуализируется изучение особенностей диалогических отношений, т.к. педагог должен уметь решать профессиональные задачи и компетентно вести себя в различных ситуациях общения.
На основе анализа научной литературы, посвященной проблеме диалогических отношений (М. Бубер, М.М. Бахтин), а также вопросу взаимодействия педагога и обучающихся в диалоге (С.Л. Братченко, А.А. Бода-лев, К.А. Абульханова-Славская, С.В. Белова, Д.Б. Эльконин, Т.П. Гаврилова и др.), мы посчитали необходимым определить наиболее важные, атрибутивные (неотъемлемые) свойства диалогических отношений, устанавливаемых между преподавателем и обучающимися (в нашем случае, студентами) в образовательном процессе. Диалогические отношения -это отношения особого рода, предполагающие равноправие собеседников (суверенные, полноценные Я со своими мирами, своей позицией (М.М. Бахтин)), проникновение в мир другого (М. Бубер), когда явление или событие раскрывает что-то друг о друге, взаимопонимание, эмпатию, которая, в свою очередь, влечет доверие и самораскрытие [6].
Что же составляет суть диалогических отношений? В концепции М.М. Бахтина диалогические отношения - это, прежде всего, сфера духовного обогащения людей и их единения; диалогические отношения всегда знаменуют возникновение новых смыслов, которые не остаются стабильными (раз и навсегда завершенными) и всегда будут меняться [1]. Если попробовать перенести эту мысль в образовательную практику, то можно говорить, на наш взгляд, о приобретении в диалогических отношениях личностного, ценностно-смыслового опыта, причем как студентами, так и преподавателем. С.В. Белова в своих работах пишет о том, что предельная единица диалога - это диалогические отношения, под которыми она понимает направленность на доверительное, эмпатическое, открытое, вопросно-ответное, ценностно-смысловое, конструктивное, сознательное, целостное взаимодействие с объектами познания [2].
Определив атрибутивные (неотъемлемые) свойства диалогических отношений, попытаемся представить их характеристику, необходимую для понимания влияния каждого из этих свойств на ситуацию и участников общения; более детально же остановимся на рас-
© Кузнецова Ю.С., Балакирева Е.И., 2015
смотрении такого свойства диалогических отношений, как доверие.
Первым в ряду рассматриваемых свойств представлено равноправие позиций педагога и обучающихся. Под равноправием понимаем принятие и признание педагогом активного включения студентов в процесс обучения, познания, самопознания, самовыражения и самовоспитания. Равенство позиций участников общения не означает одинаковости их позиций, т.к. у педагога и обучающихся свои права, обязанности, мнения. Но равноправие подразумевает взаимное уважение, право обучающегося на то, чтобы его рассматривали как личность, готовую к сотрудничеству. Г.А. Ковалев пишет: «Диалог основан на равенстве позиций партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии к другому человеку, принятии его как ценности в свой внутренний субъективный мир. Это и создает условия для взаимного личностного развития и творческого "соучастия" в нем» [9]. Немаловажным при построении диалогических отношений является взаимопонимание. Это вид человеческих отношений, для которых характерны адекватное отражение действий, слов друг друга, согласие в поступках, совпадение мнений и взглядов, а также взаимная терпимость в случае каких-либо разногласий. Взаимопонимание является основой любви, дружбы людей, их взаимодействия в разного рода коллективах (учебных, трудовых и т.д.). Как вид отношений взаимопонимание возникает на основе общности вероисповедания и культур, оно выступает как результат образования и воспитания человека в мире и любви. Взаимопонимание - это мирный способ разрешения различных конфликтов и преодоления противоречий. Главная цель взаимоотношений между людьми - это достижение взаимопонимания, ведь оно возникает только в дружественной обстановке и для его возникновения очень важно поддержание теплых отношений с аудиторией. Поэтому диалогические отношения возможны лишь при условии полного взаимопонимания между педагогом и обучающимися.
Педагог играет важную роль в организации процесса взаимопонимания. Оно служит стимулом для сотрудничества, создает оптимальный психологический климат общения. Успешной учебная деятельность становится именно при условии адекватного взаимопонимания - это и является самым главным в построении диалогических отношений. Эти отношения невозможно представить без эмпа-
кие науки -
тии - способности человека эмоционально отзываться на переживания другого. Таким образом, характер межличностного взаимодействия определяет наличие эмпатии в диалоге «преподаватель - обучающиеся». С.В. Боч-карева [5] указывает на то, что процесс обучения, организованный по принципу сотрудничества и диалога, является мощным фактором развития эмпатийных способностей и ди-алогизации личности. Выражать эмпатию во время общения по отношению к своему собеседнику означает смотреть на обстановку его глазами, понимать его эмоциональное состояние и стараться представить чувства собеседника, понять его и принять. Разрешение проблемных ситуаций, принятие совместных решений - все это создает необходимые условия для выстраивания продуктивного диалога. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эмпатия как составляющая межличностного взаимодействия координирует отношения людей и во многом обусловливает их нравственные качества.
Построение диалогических отношений между педагогом и обучающимися подразумевает их установку на самораскрытие. Если участники процесса не раскрывают позиции по отношению друг к другу, то диалогические отношения начинают носить искусственный характер. По мнению М. Бубера, не язык является основой коммуникации, а взаимная открытость участников диалога: когда люди раскрылись друг другу, пусть даже на словах, вот тогда и начался диалог [7]. Также значительной характеристикой самораскрытия выступает степень искренности субъекта, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Всякая информация, которую человек сообщает о себе, не может быть достоверной, если он вносит в это сообщение умышленные изменения - это уже псевдораскрытие. Но потребность в самораскрытии свойственна каждому человеку и обязательно должна быть удовлетворена, потому как ее подавление может быть причиной различных психологических, психических, а также соматических заболеваний. Исследователи, изучающие динамические аспекты самораскрытия личности в межличностном общении (А. Чайкин, В. Дер-лига, И. Альтман, Р. Ачер) [3], отмечают: для того, чтобы человек раскрылся, у него должна присутствовать определенная мера доверия к партнеру. Такой же точки зрения придерживается К. Рудестам: человек позволяет себе самораскрыться на столько, на сколько он доверяет партнеру по общению. Это говорит о том,
известия вгпу
что человек не может раскрыться без доверия к партнеру. И чем выше будет мера доверия, тем более сокровенную информацию раскроет человек о себе. Таким образом, нарушение баланса между доверием и самораскрытием препятствует общению и приводит к снижению доверия между участниками диалога.
Доверие выступает как составляющая во всех сферах межличностных отношений личности в обществе, является фундаментом общения. Среди отечественных психологов-исследователей, внесших вклад в разработку данной проблемы, следует назвать А.Б. Ку-прейченко, Т.П. Скрипкину, В.П. Зинченко, И.В. Антоненко, В.Н. Куницину, А.Л. Журавлева, В.И. Лебедева, Е.А. Холмогорова, П.Н. Шихирева [11], они часто обращались к такому явлению, как доверие, и указывали на его чрезвычайную важность в построении продуктивного и позитивного общения между людьми.
Одним из наиболее фундаментальных в области психологии общения принято считать исследование Т.П. Скрипкиной. Согласно автору, доверие - сложный психологический феномен, ценностная установка - отношение к себе и другим людям, обеспечивающая целостность и устойчивость личности, предполагает самопринятие и определяет отношение личности к себе и другим людям [12]. С. Джу-рард и П. Ласкоу одними из первых в зарубежной социальной психологии стали заниматься изучением доверия. Они работали в этом направлении с конца 50-х гг. XX в., проанализировав доверие как самораскрытие внутреннего Я. С. Джурард сформулировал свою концепцию о значении доверия в жизни любого человека, в ней он выделяет два основных направления. Суть первого заключается в том, что человек, замыкающийся в себе, может выйти из этого состояния путем раскрытия себя другому человеку. Сутью второго направления является то, что проникновение в сущность личности человека представляет собой регулятор взаимоотношений. В процессе взаимоотношений возникает доверие и происходит сближение личностей.
Однако излишняя доверительность может привести к проблемам во взаимоотношениях. Доверительное общение возникает вследствие того, что мы взаимодействуем с другими людьми, перебарывая при этом свой страх перед возможными последствиями - это и является основной мыслью концепции С. Джу-рарда. Доверительность рассматривается, согласно концепции С. Джурарда, как неизмен-
ный феномен. Таким образом, наилучшим вариантом, по его теории, являются обязательные доверительные отношения только с близкими людьми, но и опять же - высказывания о наболевшем не должны быть чрезмерными.
В свою очередь, Т.П. Скрипкина указывает на то, что доверие является «исходным условием диалогичности в общении». Только в этом случае возможно «вовлечение другого лица в собственный внутренний мир». Как поясняет Т.П. Скрипкина, «основными условиями возникновения доверия» и «состояния готовности к проявлению доверия» являются значимость (ценность) другого и ощущаемая участниками общения безопасность. Главное в доверительном общении, считает она, это «момент вовлечения во внутренний мир, а не факт передачи информации» [13].
Остановимся более подробно на проблеме доверительных диалогических отношений в системе «преподаватель - обучающиеся», которая представляет для нас особый интерес. Одна из главных функций доверительности в общении педагога и обучающихся как диалога равных людей, обеспечивающего сближение позиций и эмоциональный комфорт, прослеживается в психолого-педагогических исследованиях А.А. Бодалева, Р.В. Овчарова, В.И. Петрушина, И.Ф. Аметова, В.А. Дрофе-ева, Л.С. Скрябиной, С.В. Теряевой, Л.И. Маленковой. Важнейшим критерием эффективного образовательного процесса, работоспособности системы «преподаватель - обучающиеся», а также признаком сплоченности является наличие доверия. В педагогике «доверие» сравнимо с доброжелательными отношениями, которые являются одним из факторов развития и воспитания личности (Т.С. Комаров, Л.С. Спиваковская, Н.Е. Щуркова и др.) [14], в основе которых вера учителя в ребенка, справедливость по отношению к нему. В.А. Сухомлинский писал: «Справедливость -это основа доверия ребенка к воспитателю. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка» [15]. Понятие доверия в педагогике определяется как вид установки, отношения, связанный с ценностным отношением человека к миру и самому себе. В структуре диалогических отношений «преподаватель - обучающийся» наибольшее значение приобретает фактор доверия как необходимое условие успеха таких отношений, возникающих при желании и умении верить друг другу и друг в друга, при взаимном «соучастии». А.В. Петровский под таким соучастием подразумевал активную по-
мощь, эмоциональное действенное включение в дела другого человека, сопереживание, сочувствие.
Ю.М. Лотман отмечает, что «для того чтобы я мог тебя обучать, т.е. передавать тебе знания, мало того, чтобы я хотел передать, нужно еще, чтобы ты хотел принять. Обучение подразумевает, что один хочет учить, а другой хочет учиться» [8].
Таким образом, обязательным атрибутом педагогического процесса является наличие доверия, преимущественно взаимного. Именно такое взаимное доверие дает возможность творчески себя реализовывать, быть уверенным в себе, а также способствует успеху в достижении поставленных целей. Все это является главной ценностью, которая должна сложиться в отношениях между преподавателем и обучающимся.
В доверительных отношениях обучающиеся приобретают возможность открыто выстраивать диалог с преподавателем, не боясь высказывать свои чувства и мысли. Учатся брать на себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них, вступать с окружающими людьми в открытые и доверительные отношения, понимать людей и принимать их такими, какие они есть.
Л.Л. Бодалев выделяет следующие признаки доверительного общения: отсутствие жесткого контроля в процессе контакта и формального психологического воздействия, искренность, прочность установленного контакта, а также уверенность, что полученная информация не будет использована во вред [4].
Американские исследователи С. Паркс и Л. Халберт выделили факторы, направленные на «строительство» и «разрушение» доверия. К факторам, «строящим» доверие, по их мнению, относятся: 1) честная и открытая коммуникация без искажения информации; 2) демонстрация способностей и возможностей другого для достижения им мастерства, компетентности и т.д.; 3) умение прислушиваться к мнению другого даже при несогласии с ним; 4) выполнение обещаний и обязательств; 5) взаимодействие с другими и взаимопомощь. К «разрушителям» доверия были отнесены те, кто: 1) участвуя в деятельности, более заинтересован в собственном благополучии, чем в благополучии других; 2) дает противоречивые указания, из которых невозможно понять, как поступать; 3) избегает брать на себя ответственность за собственные действия; 4) делает безответственные выводы без проверки фак-
кие науки -
тов; 5) оправдывается или обвиняет других, когда что-то не получается [12] .
Теоретические выводы о роли доверия в диалогических отношениях подтверждены личной практикой авторов статьи. В течение четырнадцати лет, с 2000-го по 2014 г., со студентами 5-го курса физического и механико-математического факультетов Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского в рамках изучения курса «Психология и педагогика» на нескольких (5-6) практических занятиях мы проводили тренинги личностного роста и коммуникации, таким способом изучая сразу несколько тем учебной дисциплины.
Каждый год после тренинга и подведения итогов мы проводили рефлексию нашей работы в устной и письменной форме: ребята рассказывали о своих впечатлениях и о том, какой личностный опыт, опыт отношений был ими приобретен. Практически все студенты отмечают серьезный положительный эффект от этой достаточно необычной для них формы взаимодействия, т.к. именно этот формат предполагает выстраивание диалогических и групповых коммуникативных отношений. С физиками работать было проще, они оказались более подготовленными к участию в тренингах, а студенты механико-математического факультета переживали определенный адаптационный стресс вначале, но по мере включения и появления мотивации к взаимодействию и работе над собой принимали правила работы и изучали предлагаемое содержание в интерактивном режиме. Основные выводы участников тренинга (более 70% опрошенных) были следующие: «главный "урок"- в осознании необходимости доверять друг другу, даже если это очень сложно, учитывая опыт», «тренинги убедили в том, что без доверия мы теряем многое: близких людей, возможности, общение и остаемся одинокими»; большинство прошедших тренинговые занятия удивляются тому, что практически «не знали», т.е. представляли иными тех людей, с кем проучились вместе пять лет, теперь они открыли для себя совершенно новые «миры» в знакомых однокурсниках. Что же настолько повлияло на ребят?
Во-первых, необычность проведения занятий с особенными принципами работы в группе: принцип диалогизации взаимодействия, предполагающий полное доверие друг другу и взаимоуважение; принцип постоянной обратной связи; принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участников; прин-
известия вгпу
цип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер; принцип постоянного состава группы.
Во-вторых, это люди-участники. Многое (почти все), на наш взгляд, зависит от ведущего (преподавателя), предлагающего модель диалогических отношений и работы в группе. Мы сознательно, не играя роли, а проживая каждое занятие, занимали позицию ведущего, понимающего и доброжелательного, внимательного и, что самое главное, способного помочь любому стать собой. Для того чтобы помочь стать собой, ведущий должен быть тем, кому можно довериться. В ходе тренингов участники учились доверять ведущему, другим участникам и самим себе через исследование собственного отношения к себе, освобождение от деструктивного влияния негативных эмоций и установок, которые нас сопровождают из прошлого, прорыв к положительным эмоциям и заблокированным возможностям.
В-третьих, это содержание занятий, ориентированное на саморазвитие и приобретение навыков общения и рефлексивных способностей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диалог в образовательном процессе носит исследовательский и рефлексивный характер, он не может быть передан и заимствован, диалогические отношения обеспечивают открытие постигаемых смыслов участниками в каждой конкретной педагогической ситуации, а доверие является основополагающим атрибутивным свойством диалогических отношений.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
2. Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования: монография. М.: АПКиППРО, 2006.
3. Беседин А.Н. Психология общения и конфликта. Харьков: ХНАДУ, 2007.
4. Бодалев А.А. Личность и общение: избр. психол. тр. М.: Междунар. пед. акад., 2013.
5. Бочкарёва С.В. Специфика и возможности эмпатического познания: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. Курган, 2011.
6. Братченко С.Л., Леонтьев Д.А. Диалог // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 2 (11). С. 23-28.
7. Бубер М. Два образа веры. М.: АСТ, 1999.
8. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб.: Искусство-СПб., 2003.
9. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / под ред. A.A. Бодалева. M.: Изд-во Am СССР, 1987.
10. Педагогика: педагогические теории системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / нод ред. СА. Смирнова. M.: Ara-демия, 2000.
11. Психология общения: энцикл. словарь / нод общ. ред. A.A. Бодалева. M.: Когито-Центр, 2011.
12. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие для студ. высш. нед. учеб. заведений. M.: Aкадемия, 2000.
13. Скрипкина Т.П. Два вида диалоговых отношений в общении // Психология общения - 2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы Ыеждунар. конф. 19-21 окт. 2006 г. / Психол. ин-т РAО. M.: Aкадемия имиджелогии, 2006. С. 97 - 102.
14. Скрябина Л.С. Педагогические условия формирования доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися: дис. ... канд. нед. наук: 13.00.01. Уфа, 2006.
15. Сухомлинский ВА. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
* * *
1. Bahtin M.M. Jestetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1979.
2. Belova S.V. Pedagogika dialoga: teorija i praktika postroenija gumanitarnogo obrazovanija: mono-grafija. M.: APKiPPRO, 2006.
3. Besedin A.N. Psihologija obshhenija i konflikta. Har'kov: HNADU, 2007.
4. Bodalev A.A. Lichnost' i obshhenie: izbr. psihol. tr. M.: Mezhdunar. ped. akad., 2013.
5. Bochkarjova S.V. Specifika i vozmozhnosti jempaticheskogo poznanija: dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.01. Kurgan, 2011.
6. Bratchenko S.L., Leont'ev D.A. Dialog // Jek-zistencial'naja tradicija: filosofija, psihologija, psihoterapija. 2007. № 2 (11). S. 23-28.
7. Buber M. Dva obraza very. M.: AST, 1999.
8. Lotman Ju.M. Vospitanie dushi. SPb.: Iskusstvo-SPb., 2003.
9. Obshhenie i dialog v praktike obuchenija, vos-pitanija i psihologicheskoj konsul'tacii / pod red. A.A. Bodaleva. M.: Izd-vo APN SSSR, 1987.
10. Pedagogika: pedagogicheskie teorii sistemy, tehnologii: uchebnik dlja stud. vyssh. i sred. ucheb. zavedenij / pod red. S.A. Smirnova. M.: Akademija, 2000.
11. Psihologija obshhenija: jencikl. slovar' / pod obshh. red. A.A. Bodaleva. M.: Kogito-Centr, 2011.
12. Skripkina T.P. Psihologija doverija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 2000.
13. Skripkina T.P. Dva vida dialogovyh otnoshenij v obshhenii // Psihologija obshhenija - 2006: na puti k jenciklopedicheskomu znaniju: materialy Mezhdunar. konf. 19-21 okt. 2006 g. / Psihol. in-t RAO. M.: Akademija imidzhelogii, 2006. S. 97 - 102.
педагогические науки
14. Skrjabina L.S. Pedagogicheskie uslovija for-mirovanija doveritel'nyh vzaimootnoshenij mezhdu uchitelem i uchashhimisja: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Ufa, 2006.
15. Suhomlinskij V.A. Serdce otdaju detjam. Kiev, 1969.
Trust in dialogic relations between a teacher and students
There are considered the attributive (essential) properties of dialogic relations between a teacher and students, such as equality, sincerity, mutual understanding, empathy, trust and self-revelation. There is given the detailed description of the issue of trust in the structure of the dialogic relations "teacher-student". There are represented the results of the empiric experience of research of trust influence on the dialogic relations in the university educational process.
Key words: dialogue, dialogic relations, attributive (essential) properties, trust, teacher, student.
(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)
н.к. анохина, Л.н. фоменко
(Астрахань)
функции социальной рекламы в формировании гражданской позиции молодежи
Раскрыто понятие «гражданская позиция», дан краткий анализ процесса формирования гражданской позиции у молодых людей, обозначен инструментарий социальной рекламы, дана характеристика функционала социальной рекламы.
Ключевые слова: реклама, социальная реклама, гражданская позиция, функции социальной ре-
Начало XXI в. ознаменовалось для мира, и России в частности, целым рядом глобальных изменений, преобразований, которые затронули все сферы жизнедеятельности. Изме-
нения повлияли не только на политическую, социальную, экономическую сферы, но также на самосознание личности, её этнокультурную и социальную самоидентификацию, качество духовной жизни в целом. на смену традиционной системе ценностей и норм приходит новая, наполненная иными смыслами уникальных национальных, культурных традиций система. Вступив в очередной этап научно-технической революции, мир находится в состоянии перехода на новую ступень своего развития и готов к построению информационного общества. Процесс становления глобального информационного общества невозможен без внедрения во все сферы жизнедеятельности современного человека информационно-коммуникационных технологий, а также развития сети Интернет. И сегодня общая картина складывается таким образом, что уровень социально-культурной жизни человека напрямую зависит от доступности материальных и духовных благ информационной цивилизации. Современный человек окружен паутиной информации, и всё больше исследователей обращаются к проблеме влияния средств массовой информации на сознание молодого человека, его поведение и моральные установки. Одним из мощнейших механизмов влияния на сегодняшний день является реклама. Реклама встречается буквально на каждом шагу: телевизионная реклама, аудио-реклама по радио, билборды, текст-реклама в печатных изданиях, баннеры в интернет-пространстве и т.д. Несовершенная система правового регулирования рекламных продуктов в России ведет к распространению рекламных образцов безнравственности, аморализма, жестокости, а также способствует формированию потребительского поведения современного человека. Особенно уязвимой категорией населения в данном аспекте является молодежь.
Современная молодежь в большинстве своем придерживается идей демократии. Молодые люди охвачены стихийным процессом осмысления себя гражданами и действуют в соответствии со стереотипами сознания и поведения. Тем не менее, определяя положительную сторону подобных изменений, не стоит забывать и о негативных последствиях, таких как депатриотизация общества, размывание ценностно-мотивационного ядра на-
© Анохина Н.К., Фоменко Л.Н., 2015