Научная статья на тему 'Динамика доверия к себе и к другим у студентов юридического факультета в период обучения в вузе'

Динамика доверия к себе и к другим у студентов юридического факультета в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ К СЕБЕ / ДОВЕРИЕ К ДРУГИМ / ОТНОШЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИЯ / ДИНАМИКА / DYNAMIC. 97 / TRUST TO THEM / TRUST TO OTHERS / ATTITUDE / PROFESSIONAL LAW ACTIVITY / PHYSIOLOGICAL PECULIARITIES OF TRUST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пухарева Т. С.

Представлены результаты исследования динамики доверия к себе и к другим у студентов-юристов в период обучения в вузе. Доверие рассматривается как установка-отношение к себе и к другим людям в контексте проблемы обучения студентов профессиональной юридической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to research of law students' trust dynamics to themselves and to others during their professional training. Trust is considered as self-attitude and attitude towards other people in the context of the problem of teaching students their professional law activity. The results of studying law student's trust dynamics to themselves and others.

Текст научной работы на тему «Динамика доверия к себе и к другим у студентов юридического факультета в период обучения в вузе»

УДК 159.9.072

ДИНАМИКА ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И К ДРУГИМ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Т.С. Пухарева (Иркутск)

Аннотация. Представлены результаты исследования динамики доверия к себе и к другим у студентов-юристов в период обучения в вузе. Доверие рассматривается как установка-отношение к себе и к другим людям в контексте проблемы обучения студентов профессиональной юридической деятельности.

Ключевые слова: доверие к себе; доверие к другим; отношение; профессиональная юридическая деятельность; психологические особенности доверия; динамика.

Стремление российского общества к построению правового и социального государства актуализирует проблему повышения эффективности профессионального обучения и воспитания студентов юридических факультетов. Профессиональное становление, успешность реализации юриста зависят от подготовки к профессиональной деятельности в вузе, поэтому в процессе обучения студентов-юристов должны быть заложены и задействованы личностные характеристики, которые в условиях демократизации общества становятся важными составляющими профессиональной компетентности и в таких строго регламентированных структурах, как правоприменительные органы. В связи с этим представляет интерес изучение доверия у студентов-юристов как базовой, интегральной характеристики личности, поскольку доверие к себе и к другим определяет ее готовность к обеспечению любых профессиональных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наибольшим результативным эффектом.

Проблема изучения доверия является одной из актуальных в современной психологической науке и представляет собой достаточно обширную область научного поиска. Исследование доверия нашло отражение в фундаментальных работах С. Джурард, П. Ласкау, Дж. Хоманса, Р. Эмерсона, В.П. Зинченко, А.Б. Ку-прейченко, Т.П. Скрипкиной и др. В отечественной психологии сформировалось представление о доверии как отношении. В основу исследований легла идея Т.П. Скрипкиной о доверии как установке-отношении к себе и к миру. Доверие понимается также как метаотношение (И.В. Антоненко); психологическое отношение, включающее три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (А.Б. Купрейченко). Анализ работ отечественных авторов показал, что условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного для субъекта, а термин «отношение» подразумевает субъективную позицию личности, включает момент оценки, специфической его чертой является эмоционально-чувственная основа. Это позволило нам прийти к пониманию, что доверие - есть субъективное отношение личности, отражающее ее внутреннюю позицию и имеющее эмоционально-чувственную основу, сущность которого связана с актуальной значимостью

объекта доверия и оценкой его как безопасного для субъекта. Доверие к себе есть отношение к собственной субъектности как значимой для личности. Доверие к другим - субъективное отношение к личности другого, основанное на позитивном прогнозировании его будущих поступков. Доверие к себе и к другим взаимосвязаны и являются обобщенным ресурсом гармонично развивающейся личности.

В связи с вышесказанным было организовано исследование, целью которого стало изучение динамики доверия к себе и к другим у студентов юридического факультета в процессе профессионального обучения. Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой можно предположить, что в период профессионального обучения у студентов-юристов снижается уровень доверия к другим людям и увеличивается уровень доверия к себе. При этом допущении мы опирались на принцип сознания и деятельности человека, сформулированный в работах С.Л. Рубинштейна, на основные теоретические положения системно-деятельностного подхода к личности А.Н. Леонтьева; на представления о личности как субъекте активности К.А. Абульхановой-Славской, на методологическое положение Э.Ф. Зеера о том, что процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен и неповторим, тем не менее, существуют его общие особенности и закономерности. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены задачи: во-первых, на основе анализа литературы изучить психологическую природу доверия и его виды - доверие к себе и к другим; во-вторых, исследовать уровень доверия к себе и к другим у студентов-юристов в течение их профессионального обучения; в-третьих, выявить динамику доверия к себе и к другим у студентов-юристов в период обучения в вузе.

Для верификации выдвинутой гипотезы было проведено лонгитюдное исследование уровня доверия к себе и к другим у студентов-юристов, общая выборка составила 132 человека. Исследование проводилось в течение трех лет, уровень доверия к себе и к другим, его изменения отслеживали у группы испытуемых в процессе их обучения на втором, третьем, четвертом курсах. Доверие мы изучали посредством прямого са-

95

№ 36

Сибирский психологический журнал

2010 г.

мооценивания испытуемыми меры доверия к себе и к конкретным людям. Диагностика уровня доверия к себе осуществлялась с помощью опросника, направленного на рефлексивный анализ доверия к себе в различных сферах жизни (Т.П. Скрипкина). При исследовании доверия к другим использовался опросник исследования уровня доверия к другим людям. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, содержательным анализом полученных данных, использованием статистических методов обработки данных, включающих сравнительный анализ, расчет стандартного отклонения, определение Х2-критерия Пирсона.

Результаты изучения динамики доверия к себе показывают, что в процессе обучения среди студентов возрастает количество доверяющих себе в профессиональной деятельности. Так, если на втором курсе обучения в этой сфере жизнедеятельности полностью себе доверяли 52,2% студентов, то на третьем курсе -86,4%, на четвертом - 92,5%. Данные свидетельствуют о возрастании у студентов уверенности в своих профессиональных знаниях и умениях, о психологической готовности испытуемых к профессиональной юридической деятельности. Существенно возрастает у студентов в период обучения доверие к себе в интеллектуальной деятельности. На втором курсе полное доверие к себе в этой сфере отмечали 60,8%, на третьем курсе - 91%, на четвертом - 95% испытуемых. Таким образом, к четвертому курсу обучения большинство испытуемых высоко оценивают свои знания, умения, интеллектуальные качества. Важно отметить, что благодаря доверию к себе человек приписывает себе определенный набор возможностей, стремится соответствовать миру и самому себе. Приведенные данные могут указывать на стремление испытуемых быть компетентными в профессиональной сфере жизни, о значимости интеллектуальных характеристик личности при оценивании как себя, так и других. В умении строить взаимоотношения с близкими людьми доверяют себе 63,1% студентов второго курса; 79,5% студентов третьего курса и 72,5% студентов четвертого курса. Интересно, что полное доверие к себе в умении налаживать отношения в семье рефлексируют 65,2% второкурсников; 81,8% третьекурсников и 82,5% четверокурсников. Вероятно, увеличение уровня доверия к себе в данной области жизни связано с процессами становления личности, осмыслением семейных ценностей, близких и родственных связей.

Особого внимания заслуживают данные, свидетельствующие о снижении у студентов в процессе обучения уровня доверия к себе. Так, в умении строить взаимоотношения с одногруппниками полностью доверяют себе на втором курсе обучения - 30,3%, на третьем - 27,2%, на четвертом - лишь 17,5% испытуемых. Думается, снижение уровня доверия студентов к себе в данном случае можно объяснить содержанием и требованиями про-

фессионального обучения, предполагающего высокую способность к самоорганизации, самостоятельность, независимость личности. Вместе с тем профессия юриста предполагает умение выстраивать отношения с людьми разных убеждений, взглядов, социального положения, поэтому можно сказать, что существует проблема формирования и развития коммуникативных качеств личности на этапе профессионального обучения юристов. Установлено также, у испытуемых снижается уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения с вышестоящими людьми. Высокое доверие к себе в этой области отметили 43,6% студентов второго курса, 16% студентов на третьем курсе обучения и 15% - на четвертом курсе. С нашей точки зрения, это свидетельствует о противоречии между складывающимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессии юриста, одной из сторон которой является коммуникативная деятельность.

Статистический анализ результатов показал, что на втором, третьем и четвертом курсах обучения у студентов-юристов существуют различия в уровне доверия к себе в профессиональной деятельности (X 2 = 54,406 при р < 0,001), в интеллектуальной деятельности (х2 = 48,153 при р < 0,001), в умении строить взаимоотношения с близкими людьми (х 2 = 16,203 при р < 0,003), с одногруппниками (х 2 = 16,600 при р < 0,002), с вышестоящими людьми (х 2 = 30,185 при р < 0,001). Таким образом, доказано, что в процессе обучения у студентов-юристов происходит увеличение уровня доверия к себе в профессиональной и интеллектуальной сферах жизни и снижение уровня доверия к друзьям, одногруппникам и вышестоящим лицам. Можно утверждать, что к концу обучения большинство студентов-юристов высоко оценивают свои личностные возможности в сфере профессиональной деятельности, интеллектуальные способности, одновременно упуская важную составляющую юридического труда - коммуникативную деятельность.

Лонгитюдное исследование уровня доверия к другим позволило выявить, что в период обучения у студентов юридического факультета снижается уровень доверия по отношению к объектам доверия: «лучший друг», «одногруппник», «вышестоящий человек». Так, по данным самоотчетов, другу полностью доверяют 20% студентов на втором курсе, 24% - на третьем курсе, 17% - на четвертом курсе. Можно предположить, что для большинства испытуемых дружба не включается в орбиту реальных жизненных отношений. Могут полностью довериться сокурснику на втором курсе 9% испытуемых, на третьем - 7%, на четвертом - 5%. Возможно, снижение уровня доверия к другу и к одногруппникам обусловлено спецификой приобретаемой профессии, которая требует высокой формализации контактов, самостоятельности, уверенности прежде всего в самом себе. Среди всей выборки испытуемых не выявлены показатели полного доверия к вышестоящему человеку. Считают, что можно

96

Социальная психология

частично довериться вышестоящему лицу 57% второкурсников, 38% третьекурсников и 44% четверокурсников. Полностью не доверяют вышестоящим людям на втором курсе 43% испытуемых, на третьем курсе - 62%, на четвертом курсе - 56%. Снижение у студентов уровня доверия по отношению к вышестоящим лицам может свидетельствовать о наличии трудностей в общении, в установлении психологического контакта с людьми в сфере профессиональных отношений. Отметим, что подобного рода отношения подразумевают субординацию и, как следствие, большую психологическую дистанцию, при которой неуместным является полное раскрытие внутреннего мира участников взаимодействия, вместе с тем построение конструктивных деловых отношений невозможно без умения доверять друг другу.

На основе статистической обработки установлено, что у студентов-юристов на разных курсах обучения различается уровень доверия к лучшему другу (х 2 = 12,536 при р < 0,014), одногруппнику (х2 = 25,008 при р < 0,001) и вышестоящему человеку (х2=7,585 при р < 0,023), что подтверждает полученные данные о снижении уровня доверия в данных сферах жизнедеятельности у студентов-юристов в период обучения в вузе. Отметим, что доверие к другим

выражает признание ценности личности другого, является исходным условием общения. Очевидно, доверие к другим в ситуациях профессионального общения юриста ограничивается рамками закона, при этом без доверительного общения невозможна успешная деятельность адвоката, инспектора по делам несовершеннолетних, следователя и др. Согласно «Кодексу чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ» «вежливое и предупредительное обхождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью» [3. С. 502]. Это обусловливает необходимость целенаправленной психологической работы по развитию доверия у студентов, обучающихся профессии юриста.

В целом проведенное исследование позволило доказать, что существуют особенности доверия у студентов-юристов в период обучения, которые состоят в увеличении уровня доверия к себе в профессиональной и интеллектуальной сферах жизни и одновременно в снижении уровня доверия к друзьям, одногруппникам и вышестоящим лицам. Перспективой данного исследования является разработка и апробация программы, направленной на развитие доверия у студентов юридического факультета с учетом динамики его проявления.

Литература

1. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 571 с.

2. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 264 с.

3. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. М.: ЩитМ, 2007. 524 с.

LAW STUDENTS’ TRUST DYNAMICS TO THEMSELVES AND TO OTHERS DURING THEIR TRAINING AT THE UNIVERSITY Pukhareva T.S. (Irkutsk)

Summary. This article is devoted to research of law students’ trust dynamics to themselves and to others during their professional training. Trust is considered as self-attitude and attitude towards other people in the context of the problem of teaching students their professional law activity. The results of studying law student’s trust dynamics to themselves and others.

Key words: trust to them; trust to others; attitude; professional law activity; physiological peculiarities of trust; dynamic.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.