^ЫЫ 1812-1853 • РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2009 ТОМ 6 № 5
ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ПРИВОДЫ В МИЛИЦИЮ
Савенкова И.В.
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования, направленного на изучение выраженности доверия к себе в разных сферах у подростков-делинквентов. Показано, что делинквентные подростки не являются гомогенной группой подростков с противоправным поведением. Они различаются между собой как по уровню доверия к себе в разных сферах жизни, так и по уровню доверия, проявляемого к родителям и другим людям. На основе полученных данных можно выделить три группы делинквентых подростков: подростки, надеющиеся на родителей, подростки, надеющиеся только на себя и подростки, на себя не надеющиеся и ищущие поддержки в других людях.
Ключевые слова: подростки-делинквенты, доверие, доверие к себе.
Изучению личностных особенностей делинквентных подростков посвящено немало исследований. Особенно часто исследователи изучали особенности самооценки подростков-делинквентов. Тем не менее, среди исследователей не существует однозначного мнения, относительно того, какая же самооценка присуща подросткам-делинквентам: завышенная или заниженная. Разными авторами были получены совершенно противоположные результаты.
Мы не ставили перед собой задачи исследовать самооценку подростков-делинквентов, но названные исследования привели нас к гипотезе о том, что подростки-делинквенты не представляют собой гомогенную группу. Они различаются между собой не только уровнем самооценки, но и уровнем самоценностного отношения, что сказывается не только на особенностях их личности, но и на возможностях строить позитивные отношения с другими людьми и на уровне коммуникативной компетентности в целом.
С целью проверки выдвинутой гипотезы было проведено специальное исследование, в котором приняли участие подростки, имеющие приводы в детскую комнату милиции. В основание исследования была положена концепция доверительных отношений, разработанная Т.П. Скрипкиной, согласно которой, доверие есть двухполюсная установка, связанная с гармонично выраженным уровнем доверия личности к себе и одновременно к миру. «Перекосы» в уровне выраженности доверия, порождают как личностные деформации, так и деформации во взаимоотношениях с другими людьми. Так как доверие - явление сложное и по-разному проявляющееся в разных сферах жизни, было высказано предположение о том, что различные виды нарушений или «перекосов» в уровне выраженности доверия к себе и к другим, можно положить в основание дифференциации подростков с делинквентным поведением.
В исследовании приняло участие 89 подростков-делинквентов. В программу исследования были включены как стандартные бланковые методики: самоконтроль в общении, уровень субъективного контроля, стратегии поведения в конфликте, коммуникативная толерантность, межличностное доверие (Дж. Роттера), уровень развития эмпатии, для изучения уровня выраженности доверия к себе у подростков использовалась психометрическая методика, предложенная Т.П. Скрипкиной.
Опишем данные, полученные при использовании методики «Доверие к себе. При обработке данных в начале был проведен древовидный кластерный анализ по всем шкалам, вошедшим в методику «Оценка доверия к себе».
Результаты показали, что переменные, включенные в методику, группируются на три основных кластера (фактора): доверие к себе в учебной и интеллектуальной деятельности; доверие к себе во взаимодействии с близкими людьми; доверие к себе в умении строить взаимоотношения с подчиненными и вышестоящими.
Нами было рассмотрено только два первых кластера, имеющих наибольшее значение для данной группы подростков: доверие к себе в интеллектуальной деятельности и доверие к себе в умении строить взаимоотношения с вышестоящими людьми (взрослыми). На следующем этапе посредством проведения кластерного анализа все респонденты были разделены на 3 группы. Первую группу составили подростки с низким уровнем доверия к себе как в интеллектуальной сфере, так и в сфере взаимоотношений с вышестоящими. Это самая малочисленная группа подростков с делинквентым поведением. В нее вошло 22 подростка.
Вторая группа характеризуется низким уровнем доверия к себе в интеллектуальной сфере и высоким уровнем доверия к себе во взаимоотношениях с вышестоящими (40 подростков).
Для третьей группы характерен высокий уровень доверия как в одной, так и в другой сфере - 27 подростков.
ГРАФИК СРЕДНИХ ПО КЛАСТЕРАМ - УЧАЩИЕСЯ
УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ Ш»!
-С-"""-"——-•
Как видно из полученных данных, преобладают подростки, для которых свойственно иметь высокий уровень доверия к вышестоящим и низкий уровень доверия к себе в интеллектуальной сфере (40 человек). Отметим здесь, что по условию методики, мы не отслеживали, кого из вышестоящих подростки-делинквенты имеют в виду.
Нами также был проведен дисперсионный анализ, который показал, что выделенные группы отличаются между собой как по всем показателям доверия к себе, так и по показателю межличностного доверия.
Затем нами был проведен корреляционный анализ между показателями всех шкал, включенных в опрос, по выделенным кластерным группам, в результате чего были построены корреляционные плеяды. Проанализируем каждую из них.
Кластер 1 (низкий уровень доверия). Для этой группы подростков характерно наличие тотального недоверия к себе во всех сферах, о чем свидетельствует наличие множества взаимосвязей между всеми шкалами методики. При этом, как видно из полученной матрицы, низкий уровень доверия к себе никак не связан с доверием к окружающим.
Интересно, что для этой группы испытуемых характерно наличие позитивной значимой взаимосвязи между всеми стратегиями поведения в конфликте, что свидетельствует о том, что они в своем поведении не самоопределились и у них нет устойчивых моделей взаимодействия в сложных жизненных ситуациях.
Кластер 2. Вторая группа респондентов, для которой характерен высокий уровень доверия к себе в сфере взаимоотношений с вышестоящими и низкий уровень доверия к себе в интеллектуальной сфере.
Для данной группы респондентов характерно наличие меньшего количества взаимосвязей между уровнем выраженности доверия к себе в разных сферах жизни. Интересным является тот факт, что в центре доверия к себе стоит семья, что на наш взгляд, свидетельствует о наличии доверительных отношений в семье. Наличие отрицательных связей между стратегиями поведения в конфликте и уровнем доверия к себе в семье, свидетельствует о том, что данная группа подростков чувствует себя защищенной собственной семьей и в сложных ситуациях эта группа подростков рассчитывает на помощь семьи. Они знают, что, когда что-то случается, родители их спасут и «вытащат» из любой ситуации.
Интересен тот факт, что уровень доверия к себе в интеллектуальной и учебной сфере (который в данной группе респондентов, является низким), не связан с доверием к себе в других сферах жизни, они его связывают только с будущим профессиональным самоопределением. Межличностное доверие для них связано только со сферой досуга.
Кластер 3. Третья группа характеризуется высоким уровнем доверия к себе как в интеллектуальной сфере, так и в сфере взаимоотношений с людьми.
В данном случае, высокий уровень доверия к себе не имеет связей между разными сферами жизни. Высокий уровень доверия к себе в семье связан для них только с высоким уровнем доверия к себе в решении бытовых проблем, что,
на наш взгляд, свидетельствует об эгоцентричности данной группы подростков.
Вообще, доверие к себе в решении бытовых проблем для этой группы респондентов имеет положительные корреляционные связи с высоким уровнем доверия к себе в области отношений с другими людьми. На наш взгляд, это свидетельствует о наличии тенденции решать свои бытовые и личные проблемы за счет других людей.
Интересно наличие отрицательных корреляционных связей между самоконтролем в общении и уровнем доверия к себе в семейных отношениях и в отношениях с нижестоящими. Это означает, что они не считают нужным контролировать себя и свое поведение в семье и с нижестоящими. Данные также показывают о наличии корреляционной (положительной) связи между самоконтролем в общении и недоверием к людям, что свидетельствует о том, что они не нуждаются в других и склонны полагаться только на себя, а в отношениях с другими себя контролируют. Отметим, что для этой группы испытуемых характерным является самый низкий уровень доверия к другим.
Для этой группы испытуемых также стратегии поведения в конфликте взаимосвязаны между собой. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что данная группа подростков умеет достаточно успешно приспосабливаться к разным жизненным ситуациям и хорошо понимает, как наиболее «выгодно» себя вести в той или иной конфликтной ситуации.
Итак, в целом, полученные данные свидетельствуют о том, что делинквентные подростки не являются гомогенной группой подростков с противоправным поведением. Они различаются между собой как по уровню доверия к себе в разных сферах жизни, так и по уровню доверия, проявляемого к родителям и другим людям. На основе полученных данных можно выделить три группы делинквентых подростков: подростки, надеющиеся на родителей, подростки, надеющиеся только на себя и подростки, на себя не надеющиеся и ищущие поддержки в других людях.
Литература
1. Доверие в социально-психологическом взаимодействии // Под. ред. Т.П. Скрип-
киной. - Р н/Д: изд-во ПИ ЮФУ, 2006.
2. Скрипкина Т.П. Психология доверия. - М.: Академия, 2000. - 214 с.