Научная статья на тему 'Рефлективность и агрессивное поведение делинквентных подростков'

Рефлективность и агрессивное поведение делинквентных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
570
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / МЕХАНИЗМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / REFLEXSIVENESS / AGGRESSIVENESS / AGGRESSIVE BEHAVIOR MECHANISM / DELINQUENCY / DELINQUENT TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чижова Инга Николаевна

Изучались особенности взаимосвязи общей и парциальной рефлексивности с показателями и формами агрессивности у подростков с разной степенью делинквентности. Анализ взаимосвязей между показателями рефлексивности и агрессивности проводился на двух выборках: обычных школьников и группы подростков-делинквентов в возрасте от 14 до 18 лет (всего 90 чел.). Обнаружены различия в характере взаимосвязей между парциальными характеристиками рефлексивности и разными формами агрессивности у подростков-делинквентов и обычных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexsiveness and aggressive behavior amongthe delinquent teenagers

The have been studied peculiarities of interaction between general and partial reflexiveness and indicators, forms of aggressiveness among the teenagers having different degrees of delinquency. There has been made an analysis of interactions between the indicators, of reflexsiveness and aggressiveness in the two groups of the teenagers at the age of 14-18. There has been found out the difference in the character of interaction between the partial reflexsiveness and different forms of aggressiveness among the teenagers with different degrees of delinquency.

Текст научной работы на тему «Рефлективность и агрессивное поведение делинквентных подростков»

УДК 159.923 Ч-59

Чижова Инга Николаевна

Ведущий специалист отдела по делам несовершеннолетних администрации муниципального образования города-курорта Геленджика [email protected]

Рефлективность и агрессивное поведение делинквентных подростков

Аннотация:

Изучались особенности взаимосвязи общей и парциальной рефлексивности с показателями и формами агрессивности у подростков с разной степенью делинквентности. Анализ взаимосвязей между показателями рефлексивности и агрессивности проводился на двух выборках: обычных школьников и группы подростков-делинквентов в возрасте от 14 до 18 лет (всего 90 чел.). Обнаружены различия в характере взаимосвязей между парциальными характеристиками рефлексивности и разными формами агрессивности у подростков-делинквентов и обычных школьников.

Ключевые слова: рефлексивность, агрессивность, механизм агрессивного поведения, делинквентность, несовершеннолетние правонарушители.

В настоящее время практически все исследователи проблем агрессии и асоциального поведения солидарны с представлением о том, что большую роль в детерминации агрессии и асоциального поведения играют личностные характеристики субъектов данного поведения (наряду с генетическими, социально-средовыми, ситуационными, когнитивными). Повышенная конфликтность и агрессивность некоторыми авторами связывается с неспособностью к рефлексии собственных действий, указывая на недостаточную сформи-рованность умений саморегуляции, так как при совершении агрессивных действий человек, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, он оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков [1, с. 17].

Выбор в качестве одного из факторов агрессивности и делинквентности уровня рефлексивности подростков обусловлен следующими соображениями. Во-первых, развитие рефлексии является одной из важнейших линий развития личности в подростковый период. Во-вторых, вклад рефлексии в регуляцию социального поведения, деятельности и общения подростков отличается неоднозначностью и противоречивостью. С одной стороны, неоспоримо общее оптимизирующее воздействие рефлексии на всю систему

292

психологической регуляции и саморегуляции личности. Многие психологи рассматривают ее как механизм тонкой «балансировки» регуляторов поведения, деятельности и общения человека, их «подстройки» под содержание ситуации и требуемого в ней типа личностной и общей психической активности [2]. В то же время необходимо учитывать, что в подростковом возрасте происходит лишь постепенное овладение развивающейся личностью рефлексией как инструментом психологической регуляции. Последствия его не очень «умелого» использования часто оказываются весьма печальными (хотя и вполне закономерными). В качестве примеров таких последствий могут выступать хрестоматийные факты пониженного фона настроения подростков, их тяготение к созданию преимущественно негативных Я-концепций, фиксация на недостатках, непродуктивное «самокопание» и т.п. [3]. В-третьих, приводимые различными авторами данные о связи рефлексии и других родственных ей психологических механизмов (например, импульсивности, общего самоконтроля и др.) с агрессивными и делинквентными поведенческими проявлениями подростков оказываются неоднозначными.

Представлялось необходимым уточнить связь агрессивности подростков, ориентированных на различный тип социального поведения, с характеристиками их рефлексивности.

При формировании выборок для проведения исследования учитывалось положение о том, что «...значительная часть подростков до совершения правонарушений проходит этап «докриминаль-ной агрессии», характеризующийся такими разнообразными формами агрессивного поведения, как оппозиционность, негативизм, враждебность, частое инициирование драк, запугивание сверстников и вымогательство, вандализм, граффити, агрессивный спортивный фанатизм, зоосадизм и др.» [4].

Цель исследования состоит в выявлении различий в структуре взаимосвязей между агрессивностью и характеристиками рефлексивности в зависимости от степени делинквентности поведения. В рамках данной цели были сформулированы следующие задачи:

1) выявить различия в показателях рефлексивности делинквентных подростков и их просоциальных сверстников;

2) установить характер взаимосвязей рефлексивности с формами и показателями агрессии у делинквентных и социальнонормативных подростков.

При формировании выборок в основу определения контингента подростков была положена степень делинквентности поведения. Экспериментальная группа «У» была сформирована из воспитанников закрытого спецучреждения для подростков-правонарушителей, неоднократно совершавших уголовно-наказуемые деяния, ответственность за которые предусмотрена статьями УК РФ (30 чел.).

293

Контрольную группу «N» составили ученики 9-10 классов нескольких общеобразовательных школ, ранее не замеченные в проступках и правонарушениях (60 чел.). Возраст подростков во всех группах имел примерно равное распределение. Распределение по полу соответствовало примерно 20% девочек и 80% мальчиков в каждой выборке.

Методика. Статистическая обработка включала вычисление средних выборочных значений (х), оценку достоверности межгруп-повых различий по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ (по Пирсону). В исследовании были использованы статистические пакеты STATISTICA 6,0 и MS Excel 2003. В качестве достоверных рассматривались различия, начиная с 5% уровня значимости.

Процедура исследования. Исследуемые заполняли бланки опросников, исследование проводилось анонимно, в бланках указывались пол, возраст, количество оконченных классов образования, статус семьи.

Методики. Основная часть эмпирической информации была получена при помощи следующих методик: опросника диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки (в адаптации А.К. Осниц-кого), методики определения индивидуальной меры рефлексивности (авторы - А.В. Карпов и В.В. Пономарева) [5].

На основании результатов вычисления коэффициентов взаимной корреляции между показателями и формами агрессии с уровнем рефлексивности были построены корреляционные матрицы. С учетом полученных данных была предпринята попытка описать проявление механизма взаимодействия указанных факторов в регуляции поведения обследованных групп подростков.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Общий уровень рефлексивности рассматриваемых нами категорий подростков оказался практически одинаковым. При этом значения обоих выборок явно «смещены» в сторону низких показателей рефлексивности, а большая часть индивидуальных результатов попадает в диапазон между «низкими» и «ниже среднего» значениями. Этот факт отражает известную психологическую закономерность, свойственную подростковому возрасту: рефлексия в этот период жизни находится в стадии формирования. На этот момент обращали внимание и авторы использованной в нашем исследовании диагностической методики, считая ее в то же время «работающей» и в границах подросткового возраста [6, с. 260-262].

Не было выявлено значимых различий и между парциальными характеристиками рефлексивности делинквентных и просоциаль-ных респондентов (табл. 1).

294

Таблица 1 - Показатели рефлексивности делинквентных и просоциальных подростков

Характе- ристики рефлек- сивности Ретроспективная рефлексивность деятельности Рефлексия настоящей (актуальной деятельности) Рефлексия будущей деятельности Рефлексия общения и взаимодействия с окружающими Рефлек- сивность общая

Просоци- альные подрост- ки 31,5 31,23 28,9 31,62 121,92

Воспитан ники спецучреждения 29,57 33,03 30,63 31,67 125,17

Более явные различия между выборками делинквентных и просоциальных подростков обнаруживает корреляционный анализ взаимосвязей общей и парциальной рефлексивности с показателями и формами агрессии (табл. 2, 3).

Таблица 2 - Взаимосвязь показателей и форм агрессии просоциальных подростков с уровнем их рефлексивности [7]

Показатели и формы агрессии Характеристики рефлексивности

Общая РРД РНД РБД РОВд

ФА 06 19 -13 12 03

ВА 19 15 05 -08 -07

КА -22* -01 -20 -11 -002

Н 26* 04 06 03 02

Р -06 -09 -08 -19 -03

П 07 -19 12 -12 06

О 15 02 19 -16 11

АА -09 -10 04 -14 -08

ИА 12 -03 -02 -14 05

ИВ 13 -09 19 -18 11

В контрольной группе «М» выявились лишь две связи, приближающиеся к уровню значимости: между общей рефлексивностью и такими формами агрессии, как косвенная агрессия и негативизм. Связь между общей рефлексией и косвенной агрессией является отрицательной, а связь между общей рефлексией и негативизмом -положительной.

Это означает, что по мере возрастания обшей рефлексивности у данной категории подростков вероятно усиление негативизма и уменьшение количества проявлений косвенной агрессии. В свою

295

очередь, накопление опыта переживаний может выступать фактором развития рефлексивности просоциальных подростков.

Таблица 3 - Взаимосвязь показателей и форм агрессии делинквентных (группа У) подростков с уровнем их рефлексивности [8]

Показатели и формы агрессии Характеристики рефлексивности

Общая РРД РНД РБД РОВд

ФА -03 12 004 -10 06

ВА 28 23 22 04 14

КА -13 -02 -20 -23 21

Н -09 -07 -04 -03 -02

Р 01 11 10 -06 -06

П -19 -11 -22 02 -08

О -09 13 02 -03 -35*

АА -17 08 -28 -02 -19

ИА 05 18 04 -15 16

ИВ -23 -01 -16 -05 -30*

Для делинквентных подростков группы «У» характерно наличие значимых отрицательных взаимосвязей коммуникативной рефлексии с обидой и индексом враждебных реакций. Иначе говоря, при усилении рефлексии общения и взаимодействия с другими людьми у подростков этой группы значимо уменьшается количество обид, а отношение к окружающим становится менее враждебным.

ВЫВОДЫ:

1. Общие и парциальные показатели рефлексивности делинквентных и просоциальных подростков практически не различаются между собой. Рефлексивные способности развиты слабо, а большая часть индивидуальных результатов попадает в диапазон между «низкими» и «ниже среднего» значениями. Этот факт отражает известную психологическую закономерность, свойственную подростковому возрасту: рефлексия в этот период жизни находится в стадии формирования.

2. При этом характер и направленность связей общей и парциальной рефлексивности с показателями и формами агрессии различаются в группах делинквентных и просоциальных подростков.

3. У просоциальных подростков практически отсутствуют значимые связи между показателями рефлексии и агрессивностью. У воспитанников спецучреждения выявлено присутствие особенного регулятивного комплекса: при повышении уровня коммуникативной рефлексии у них происходит уменьшение числа обид и враждебных проявлений.

Эффективными средствами профилактики и коррекции асоциального поведения несовершеннолетних правонарушителей могут

296

быть развитие коммуникативной рефлексии через тренинги уверенного поведения, повышения уровня самооценки и совершенствование навыков позитивного социального взаимодействия.

Ссылки:

1. Осницкий А.К. Анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 61-68.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997; Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов управления М.;Ярославль, 2000; Кудрявцев И.А. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 5. С. 48-59; Практическая психология образования/под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991; Кле М. Психология подростка. М., 1991; Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984; Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997; Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997; Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997; Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1996.

4. Масагутов Р.М., Ениколопов С.Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психол. журн.-2004. Т. 25. № 1. С. 119-124.

5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5. С. 43-56; Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психол. журн. 2006. Т. 27. № 6. С.18-28; Практическая психодиагностика: Методика и тесты / ред. -сост. Райгород-ский Д.Я. Самара, 1998.

6. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов управления М.; Ярославль, 2000.

7. Условные обозначения (здесь и далее): РРД - ретроспективная рефлексия деятельности; РНД - рефлексия настоящей деятельности; РБД -рефлексия будущей деятельности; РОВ - рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми; ФА - физическая агрессия; ВА - вербальная агрессия; КА - косвенная агрессия; Н - негативизм; Р - раздражение; П - подозрительность; О - обида; АА - аутоагрессия (чувство вины); ИА - индекс агрессивности; ИВ - индекс враждебности; Примечания (здесь и далее): 1. Нули и запятые опущены. 2. Одной звездочкой обозначены корреляционные связи значимые на уровне p <0,05, двумя - на уровне p<0,01, тремя - на уровне р<0,001.

8. Примечания: 1. Нули и запятые опущены. 2. Одной звездочкой обозначены корреляционные связи значимые на уровне p <0,05, двумя - на уровне p<0,01, тремя - на уровне p<0,001.

297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.