УДК 159.923 Ч-59
Чижова Инга Николаевна
Ведущий специалист отдела по делам несовершеннолетних администрации муниципального образования города-курорта Геленджика [email protected]
Рефлективность и агрессивное поведение делинквентных подростков
Аннотация:
Изучались особенности взаимосвязи общей и парциальной рефлексивности с показателями и формами агрессивности у подростков с разной степенью делинквентности. Анализ взаимосвязей между показателями рефлексивности и агрессивности проводился на двух выборках: обычных школьников и группы подростков-делинквентов в возрасте от 14 до 18 лет (всего 90 чел.). Обнаружены различия в характере взаимосвязей между парциальными характеристиками рефлексивности и разными формами агрессивности у подростков-делинквентов и обычных школьников.
Ключевые слова: рефлексивность, агрессивность, механизм агрессивного поведения, делинквентность, несовершеннолетние правонарушители.
В настоящее время практически все исследователи проблем агрессии и асоциального поведения солидарны с представлением о том, что большую роль в детерминации агрессии и асоциального поведения играют личностные характеристики субъектов данного поведения (наряду с генетическими, социально-средовыми, ситуационными, когнитивными). Повышенная конфликтность и агрессивность некоторыми авторами связывается с неспособностью к рефлексии собственных действий, указывая на недостаточную сформи-рованность умений саморегуляции, так как при совершении агрессивных действий человек, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, он оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков [1, с. 17].
Выбор в качестве одного из факторов агрессивности и делинквентности уровня рефлексивности подростков обусловлен следующими соображениями. Во-первых, развитие рефлексии является одной из важнейших линий развития личности в подростковый период. Во-вторых, вклад рефлексии в регуляцию социального поведения, деятельности и общения подростков отличается неоднозначностью и противоречивостью. С одной стороны, неоспоримо общее оптимизирующее воздействие рефлексии на всю систему
292
психологической регуляции и саморегуляции личности. Многие психологи рассматривают ее как механизм тонкой «балансировки» регуляторов поведения, деятельности и общения человека, их «подстройки» под содержание ситуации и требуемого в ней типа личностной и общей психической активности [2]. В то же время необходимо учитывать, что в подростковом возрасте происходит лишь постепенное овладение развивающейся личностью рефлексией как инструментом психологической регуляции. Последствия его не очень «умелого» использования часто оказываются весьма печальными (хотя и вполне закономерными). В качестве примеров таких последствий могут выступать хрестоматийные факты пониженного фона настроения подростков, их тяготение к созданию преимущественно негативных Я-концепций, фиксация на недостатках, непродуктивное «самокопание» и т.п. [3]. В-третьих, приводимые различными авторами данные о связи рефлексии и других родственных ей психологических механизмов (например, импульсивности, общего самоконтроля и др.) с агрессивными и делинквентными поведенческими проявлениями подростков оказываются неоднозначными.
Представлялось необходимым уточнить связь агрессивности подростков, ориентированных на различный тип социального поведения, с характеристиками их рефлексивности.
При формировании выборок для проведения исследования учитывалось положение о том, что «...значительная часть подростков до совершения правонарушений проходит этап «докриминаль-ной агрессии», характеризующийся такими разнообразными формами агрессивного поведения, как оппозиционность, негативизм, враждебность, частое инициирование драк, запугивание сверстников и вымогательство, вандализм, граффити, агрессивный спортивный фанатизм, зоосадизм и др.» [4].
Цель исследования состоит в выявлении различий в структуре взаимосвязей между агрессивностью и характеристиками рефлексивности в зависимости от степени делинквентности поведения. В рамках данной цели были сформулированы следующие задачи:
1) выявить различия в показателях рефлексивности делинквентных подростков и их просоциальных сверстников;
2) установить характер взаимосвязей рефлексивности с формами и показателями агрессии у делинквентных и социальнонормативных подростков.
При формировании выборок в основу определения контингента подростков была положена степень делинквентности поведения. Экспериментальная группа «У» была сформирована из воспитанников закрытого спецучреждения для подростков-правонарушителей, неоднократно совершавших уголовно-наказуемые деяния, ответственность за которые предусмотрена статьями УК РФ (30 чел.).
293
Контрольную группу «N» составили ученики 9-10 классов нескольких общеобразовательных школ, ранее не замеченные в проступках и правонарушениях (60 чел.). Возраст подростков во всех группах имел примерно равное распределение. Распределение по полу соответствовало примерно 20% девочек и 80% мальчиков в каждой выборке.
Методика. Статистическая обработка включала вычисление средних выборочных значений (х), оценку достоверности межгруп-повых различий по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ (по Пирсону). В исследовании были использованы статистические пакеты STATISTICA 6,0 и MS Excel 2003. В качестве достоверных рассматривались различия, начиная с 5% уровня значимости.
Процедура исследования. Исследуемые заполняли бланки опросников, исследование проводилось анонимно, в бланках указывались пол, возраст, количество оконченных классов образования, статус семьи.
Методики. Основная часть эмпирической информации была получена при помощи следующих методик: опросника диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки (в адаптации А.К. Осниц-кого), методики определения индивидуальной меры рефлексивности (авторы - А.В. Карпов и В.В. Пономарева) [5].
На основании результатов вычисления коэффициентов взаимной корреляции между показателями и формами агрессии с уровнем рефлексивности были построены корреляционные матрицы. С учетом полученных данных была предпринята попытка описать проявление механизма взаимодействия указанных факторов в регуляции поведения обследованных групп подростков.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Общий уровень рефлексивности рассматриваемых нами категорий подростков оказался практически одинаковым. При этом значения обоих выборок явно «смещены» в сторону низких показателей рефлексивности, а большая часть индивидуальных результатов попадает в диапазон между «низкими» и «ниже среднего» значениями. Этот факт отражает известную психологическую закономерность, свойственную подростковому возрасту: рефлексия в этот период жизни находится в стадии формирования. На этот момент обращали внимание и авторы использованной в нашем исследовании диагностической методики, считая ее в то же время «работающей» и в границах подросткового возраста [6, с. 260-262].
Не было выявлено значимых различий и между парциальными характеристиками рефлексивности делинквентных и просоциаль-ных респондентов (табл. 1).
294
Таблица 1 - Показатели рефлексивности делинквентных и просоциальных подростков
Характе- ристики рефлек- сивности Ретроспективная рефлексивность деятельности Рефлексия настоящей (актуальной деятельности) Рефлексия будущей деятельности Рефлексия общения и взаимодействия с окружающими Рефлек- сивность общая
Просоци- альные подрост- ки 31,5 31,23 28,9 31,62 121,92
Воспитан ники спецучреждения 29,57 33,03 30,63 31,67 125,17
Более явные различия между выборками делинквентных и просоциальных подростков обнаруживает корреляционный анализ взаимосвязей общей и парциальной рефлексивности с показателями и формами агрессии (табл. 2, 3).
Таблица 2 - Взаимосвязь показателей и форм агрессии просоциальных подростков с уровнем их рефлексивности [7]
Показатели и формы агрессии Характеристики рефлексивности
Общая РРД РНД РБД РОВд
ФА 06 19 -13 12 03
ВА 19 15 05 -08 -07
КА -22* -01 -20 -11 -002
Н 26* 04 06 03 02
Р -06 -09 -08 -19 -03
П 07 -19 12 -12 06
О 15 02 19 -16 11
АА -09 -10 04 -14 -08
ИА 12 -03 -02 -14 05
ИВ 13 -09 19 -18 11
В контрольной группе «М» выявились лишь две связи, приближающиеся к уровню значимости: между общей рефлексивностью и такими формами агрессии, как косвенная агрессия и негативизм. Связь между общей рефлексией и косвенной агрессией является отрицательной, а связь между общей рефлексией и негативизмом -положительной.
Это означает, что по мере возрастания обшей рефлексивности у данной категории подростков вероятно усиление негативизма и уменьшение количества проявлений косвенной агрессии. В свою
295
очередь, накопление опыта переживаний может выступать фактором развития рефлексивности просоциальных подростков.
Таблица 3 - Взаимосвязь показателей и форм агрессии делинквентных (группа У) подростков с уровнем их рефлексивности [8]
Показатели и формы агрессии Характеристики рефлексивности
Общая РРД РНД РБД РОВд
ФА -03 12 004 -10 06
ВА 28 23 22 04 14
КА -13 -02 -20 -23 21
Н -09 -07 -04 -03 -02
Р 01 11 10 -06 -06
П -19 -11 -22 02 -08
О -09 13 02 -03 -35*
АА -17 08 -28 -02 -19
ИА 05 18 04 -15 16
ИВ -23 -01 -16 -05 -30*
Для делинквентных подростков группы «У» характерно наличие значимых отрицательных взаимосвязей коммуникативной рефлексии с обидой и индексом враждебных реакций. Иначе говоря, при усилении рефлексии общения и взаимодействия с другими людьми у подростков этой группы значимо уменьшается количество обид, а отношение к окружающим становится менее враждебным.
ВЫВОДЫ:
1. Общие и парциальные показатели рефлексивности делинквентных и просоциальных подростков практически не различаются между собой. Рефлексивные способности развиты слабо, а большая часть индивидуальных результатов попадает в диапазон между «низкими» и «ниже среднего» значениями. Этот факт отражает известную психологическую закономерность, свойственную подростковому возрасту: рефлексия в этот период жизни находится в стадии формирования.
2. При этом характер и направленность связей общей и парциальной рефлексивности с показателями и формами агрессии различаются в группах делинквентных и просоциальных подростков.
3. У просоциальных подростков практически отсутствуют значимые связи между показателями рефлексии и агрессивностью. У воспитанников спецучреждения выявлено присутствие особенного регулятивного комплекса: при повышении уровня коммуникативной рефлексии у них происходит уменьшение числа обид и враждебных проявлений.
Эффективными средствами профилактики и коррекции асоциального поведения несовершеннолетних правонарушителей могут
296
быть развитие коммуникативной рефлексии через тренинги уверенного поведения, повышения уровня самооценки и совершенствование навыков позитивного социального взаимодействия.
Ссылки:
1. Осницкий А.К. Анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 61-68.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997; Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов управления М.;Ярославль, 2000; Кудрявцев И.А. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 5. С. 48-59; Практическая психология образования/под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991; Кле М. Психология подростка. М., 1991; Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984; Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997; Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997; Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997; Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1996.
4. Масагутов Р.М., Ениколопов С.Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психол. журн.-2004. Т. 25. № 1. С. 119-124.
5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5. С. 43-56; Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психол. журн. 2006. Т. 27. № 6. С.18-28; Практическая психодиагностика: Методика и тесты / ред. -сост. Райгород-ский Д.Я. Самара, 1998.
6. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов управления М.; Ярославль, 2000.
7. Условные обозначения (здесь и далее): РРД - ретроспективная рефлексия деятельности; РНД - рефлексия настоящей деятельности; РБД -рефлексия будущей деятельности; РОВ - рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми; ФА - физическая агрессия; ВА - вербальная агрессия; КА - косвенная агрессия; Н - негативизм; Р - раздражение; П - подозрительность; О - обида; АА - аутоагрессия (чувство вины); ИА - индекс агрессивности; ИВ - индекс враждебности; Примечания (здесь и далее): 1. Нули и запятые опущены. 2. Одной звездочкой обозначены корреляционные связи значимые на уровне p <0,05, двумя - на уровне p<0,01, тремя - на уровне р<0,001.
8. Примечания: 1. Нули и запятые опущены. 2. Одной звездочкой обозначены корреляционные связи значимые на уровне p <0,05, двумя - на уровне p<0,01, тремя - на уровне p<0,001.
297