Научная статья на тему 'Особенности доверия в подростковом возрасте в связи с личностными характеристиками и социальным опытом'

Особенности доверия в подростковом возрасте в связи с личностными характеристиками и социальным опытом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1063
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ / СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ДОВЕРИЕ / ADOLESCENCE / PERSONALITY / FAMILY SITUATION OF DEVELOPMENT / TRUST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова Ю.Ю.

В статье проводится анализ особенностей проявления доверия у подростков в связи с семейной ситуацией развития и личностными характеристиками. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14-16 лет, всего 151 человек (83 девушек и 68 юношей). В том числе 54 воспитанника детского дома, подростки, проживающие в полной семье 71 чел., в неполной 46. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики: рефлексивный опросник уровня доверия к себе Т.П. Скрипкиной и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (юношеский вариант 14-PF). Показано, что не только состав и наличие семьи связано с формированием доверия в подростковом возрасте, но оно также неразрывно связано с набором личностных характеристик человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of trust in adolescence in connection with personal characteristics and social experience

The article analyses the features of trust performance in adolescence in connection with social situation of development and personal characteristics. Adolescents aged 14-16 took part in the research, altogether 151 people (83 girls, 68 boys), including 54 people from Orphanage, 71from full families, 46 from incomplete families. The following methods are used for the task: reflective questionnaire of credibility level by T.P. Skripkina and multifactorial questionnaire by R. Kettell (adolescent version 14-PF). It is shown, that not only the composition and the presence of the family is connected to forming of trust in adolescence, but it is also correlated with a set of personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Особенности доверия в подростковом возрасте в связи с личностными характеристиками и социальным опытом»

Данилова Ю.Ю.

особенности доверия в подростковом возрасте в связи с личностными характеристиками и социальным опытом

Доверие есть форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру, окружающим людям и к себе, представленная в соотношении меры доверия к другим и меры доверия к себе [8; с.16]. Согласно э. эриксону [11], базовое доверие формируется в первый год жизни в том случае, если ребенок чувствует безопасность, которую ему обеспечивает мать.

Многие современные исследователи (П. Бромилей и Л. камингз, р. крамер, Д. Левис А. Вейгерт, Д. Мак-Алистер, Т. Тайлер и П. Дегой) справедливо отмечают, что доверие - это сложный, многомерный психологический феномен, содержательно отражающий эмоциональные и мотивационные личностные компоненты. В ряде подходов акцентируется внимание на этическом аспекте доверия. В философской традиции доверие часто рассматривается как нравственное понятие, выражающее такое отношение одной личности к другой, которое исходит из убежденности в ее добропорядочности, верности, ответственности, честности, правдивости. как форма личностной зависимости рассматривается доверие некоторыми зарубежными авторами (Б. Барбер, Д. Занд, Д. Гамбетта и др.) [5; с.31-32]. Другие авторы понимают доверие как общее отношение человека или его ожидания по отношению к людям, общественным системам, социальному порядку и т.д. (Б. Барбер, Х. Гарфинкел, Н. Луманн и др.). Позитивные ожидания являются основным элементом многих подходов к пониманию сущности доверия (р. Левицки, Д. Мак-Алистер и р. Бис, Д. Руссо и С. Ситкин, Г. Хоманс, Л. Хосмер и др.). Согласно Н. Луману, доверие рассматривается как механизм, способствующий сокращению ненадежности и риска в сложном жизненном мире. Л. Хосмер определяет доверие как оптимистическое ожидание человека, группы или организации в условиях уязвимости и зависимости от другого человека, группы или организации в совместной деятельности с целью облегчения взаимодействия, ведущего к обоюдной выгоде [4; с.31].

И.В. Антоненко понимает доверие как метаотношение, указывая, что оно формируется как обобщение опыта взаимодействия, но с момента, когда оно сформировалось, начинает играть роль детерминирующего фактора поведения, деятельности, других отношений [1; с. 196]. Скрипкина Т.П. описывает доверие

как самостоятельное социально-психологическое явление, которое выполняет фундаментальные функции в жизни человека, выступая условием целостного взаимодействия и создавая эффект целостности бытия личности, в основе доверия лежит специфическое состояние (или переживание), связанное с отношением, возникающим при взаимодействии (соприкосновении) субъекта и объекта, а одной из его функцией является соотнесение субъективного и объективного. Т.П. Скрипкина выделяет феномен доверия к себе как форму «ценностного отношения к собственной субъектности в сочетании с ценностным отношением к внешним условиям активности» [9, с. 168-169], уточняя, что доверие к себе является обобщенным внутриличностным коррелятом уверенного поведения [4].

Формирование доверия к миру изучалось в связи с феноменом привязанности (Боулби, А.Фрейд и др.) [10]. В ряде современных исследований было выявлено нарушение формирования привязанности и базового доверия у маленьких детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации [6]. Таким образом, многими авторами признается важная роль доверия в качестве фактора позитивного функционирования личности и ее развития. Вместе с тем, основные результаты исследования доверия к себе получены на взрослых выборках. В частности Т.П. Скрипкиной достаточно полно описаны различные формы проявления доверия к себе в разных сферах жизнедеятельности у взрослых [8]. Практически неизученным остается онтогенетический аспект формирования доверия и связи доверия с личностными свойствами человека, его включенность в структуру свойств личности. Мало изучены различные аспекты проявления доверия к себе у подростков, переживших в детстве воздействие семейной депривации и травму расставания с семьей.

В связи с вышесказанным, задачами нашей работы стали исследование взаимосвязей доверия с личностными характеристиками подростков и выявление места доверия в структуре свойств личности, а также изучение особенностей взаимосвязей доверия с личностными свойствами у подростков, находящихся в разных ситуациях развития.

гипотезами исследования стали предположения о том, что в качестве факторов формирования доверия могут выступать свойства личности и характеристики социальной среды развития. Мы полагаем также, что набор личностных свойств, имеющих взаимосвязи с различными сторонами доверия к себе, может различаться в зависимости от семейной ситуации развития.

В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14-16 лет, всего 151 человек (83 девушек и 68 юношей). В том числе 54 воспитанника детского дома, 71 - подростки, проживающие в полной семье, 46 - в неполной. Для решения поставленных задач использовались следующие методики: рефлексивный опросник уровня доверия к себе Т.П. Скрипкиной [8] и многофакторный личностный опросник р. кеттелла (юношеский вариант 14-PF) [7; с.577]. Математико-статистическая обработка данных включала сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента, корреляционный (по Спирмену), факторный анализ и проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 20.0.

В нашей предыдущей работе [2] были получены данные, свидетельствующие о том, что в целом у подростков показатели доверия находятся на среднем и высоком уровне выраженности. В структуре доверия в большей степени преобладает доверие к себе в отношениях с друзьями, доверие к себе в умении интересно провести досуг и доверие к себе в умении строить взаимоотношения в семье. Наименее выраженными оказались доверие к себе в умении выстраивать взаимоотношения с представителями противоположного пола, с учениками младших классов и доверие к себе в отношениях с учителями. Показатели доверия существенно зависят от условий социализации. Так у детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации и переживших травму расставания с родителями (детский дом и неполная семья) показатели доверия ниже, чем у подростков из полных семей. Уровень выраженности доверия к себе у подростков из неполных семей находится примерно на одном уровне с показателями подростков из детского дома. Выявлены существенные различия в структуре доверия между подростками, воспитывающимися в детском доме и в полных семьях. наиболее страдают такие стороны доверия как доверие к себе в интеллектуальной и учебной деятельности, в отношениях с родителями, что указывает на проблемность этих сфер у воспитанников детского дома.

Результаты измерения личностных свойств в разных группах подростков представлены в табл.1.

Таблица 1. Средние значения личностных факторов по всей выборке и в разных подгруппах подростков

Фактор Все Полная семья Неполная семья Детский дом

М с М с М с М с

А 5,76 1,92 5,77 1,89 6,11 1,88 5,13 2,06

В 6,10 2,11 6,14 2,03 6,28 1,88 4,50 4,04

С 6,80 2,05 7,16 1,90 6,48 2,24 6,06 2,08

D 5,21 1,74 5,02 1,75 5,33 2,01 5,69 1,07

Е 6,47 2,09 6,51 2,19 6,74 2,10 5,88 1,66

Б 4,67 1,67 4,77 1,70 4,48 1,18 4,63 2,27

й 5,08 1,84 5,21 1,96 4,63 1,94 5,38 0,95

Н 6,21 1,95 6,39 1,82 6,07 2,14 5,81 2,10

I 5,71 1,46 5,91 1,61 5,52 1,12 5,31 1,35

J 5,31 2,20 5,49 2,22 5,15 2,50 4,94 1,56

О 4,93 1,66 4,63 1,63 5,56 1,73 4,94 1,43

Q2 5,23 2,27 5,19 2,37 5,37 2,22 5,13 2,09

Q3 5,52 1,80 5,89 1,39 5,04 2,39 5,00 1,71

04 4,52 2,00 4,54 1,81 4,52 2,39 4,44 2,09

При сравнении подгрупп подростков из детского дома и неполной семьи

значимых различий не обнаружено. Интересен тот факт, что при сравнении подростков из полных семей и из детского дома, сравнительный анализ также не показал значимых различий по факторам личностных характеристик, однако обнаружены тенденции к различию по факторам «эмоциональная устойчивость» (С, p=0,071), «беспокойство» (р, p=0,067) и «самоконтроль поведения» ^3, p=0,069). эти различия свидетельствуют о снижении эмоциональной устойчивости, самоконтроля поведения и повышении беспокойства в группе воспитанников детских домов. Сравнительный анализ подгрупп подростков из полных и неполных семей обнаружил различие на достоверном уровне значимости по фактору О (склонность к чувству вины), свидетельствующее о том, что подростки из неполных семей более склонны к переживанию чувства вины (р=0,025).

Таким образом, анализ личностных свойств подростков показал, что в целом они соответствуют возрастной норме. Сравнительный анализ подтвердил позитивное влияние условий семейного воспитания в формировании эмоциональной сферы подростка: в развитии эмоциональной устойчивости, самоконтроля поведения и уверенности в себе.

корреляционный анализ, проведенный в подгруппах, разделенных по фактору семейной ситуации развития, обнаружил большое количество и разнообразие связей личностных факторов с доверием к себе в различных сферах жизнедеятельности подростков. Так, в подгруппе подростков из детского дома наибольшее количество связей (5) обнаружил фактор А (открытость): положительные связи с параметрами доверия к себе в учебной и интеллектуальной деятельности (при р<0,001), во взаимоотношениях с воспитателем и представителями противоположного пола, а также в умении провести досуг (3 связи при р<0,05). Факторы F (беспечность, оптимизм) и О (склонность к чувству вины, напряженность) обнаружили по 4 связи с параметрами доверия к себе. Так, фактор F положительно коррелирует с доверием к себе в интеллектуальной сфере и в умении провести досуг (2 связи при р<0,001), в отношениях с друзьями (при р<0,05), а также отрицательно коррелирует с доверием к себе в отношениях в семье (т.е.чем более подросток склонен к чувству вины, чем он более напряжен, тем меньше он доверяет себе в отношениях с семьей) (при р<0,05). Склонность к чувству вины также отрицательно взаимосвязана с доверием к себе в интеллектуальной сфере, в отношениях с друзьями, в умении провести досуг (3 связи при р<0,05), в отношениях с представителями противоположного пола (при р<0,001). Факторы D (активность, возбудимость) и G (социальная нормативность) обнаружили по 3 связи с параметрами доверия к себе. Возбудимость положительно коррелирует с доверием к себе в интеллектуальной сфере и в отношениях с друзьями (при р<0,05), и отрицательно - с доверием к себе в отношениях в семье, таким образом определяя, что чем более возбудим, активен подросток, тем ниже доверие к себе в отношениях с семьей (при р<0,05), но выше в отношениях с друзьями. Социальная нормативность положительно взаимосвязана с доверием к себе

в отношениях с друзьями (при р<0,001), с младшими школьниками (при р<0,05), и отрицательно с доверием к себе в отношениях с учителями (при р<0,05). Факторы С (эмоциональная устойчивость), I (мягкосердечие, ранимость) и Q3 (самоконтроль поведения) обнаружили по 2 связи с параметрами доверия к себе. эмоциональная устойчивость (С) положительно коррелирует с доверием к себе в отношениях с воспитателем и в учебной деятельности (2 связи при р<0,05). Мягкосердечие (I) отрицательно коррелирует с доверием к себе в учебной деятельности и в умении провести досуг (2 связи при р<0,05). Самоконтроль поведения отрицательно связан с доверием к себе в отношениях с друзьями (при р<0,05), но положительно - в отношениях с воспитателем (при р<0,05). Факторы Е (доминантность), Н (социальная смелость) и J (осторожный индивидуализм) образовали по 1 связи с показателями доверием к себе. Доминантность (Е) положительно связана с доверием к себе во взаимоотношениях с маленькими детьми (при р<0,001). Социальная смелость (Н) положительно связана с доверием к себе в интеллектуальной сфере (при р<0,001).0сторожный индивидуализм (!) обнаружил отрицательную взаимосвязь с доверием к себе в семье, т.е. чем больше проявляется зависимость от группы, тем более выражено доверие в отношениях с семьей (при р<0,001).

Таким образом, в группе воспитанников детского дома показатели доверия к себе наибольшее количество положительных взаимосвязей обнаружили с факторами личности, относящимися к коммуникативной сфере. Развитие коммуникативных качеств личности способствует повышению уровня доверия к себе в интеллектуальной деятельности, в учебе, в досуге и в области межличностных взаимодействий, в том числе в семье и с воспитателями. Сензитивность и тревожность, входящие в эмоциональный блок личности, наоборот, для этой группы подростков являются препятствием для формирования доверия к себе. Для формирования доверия к себе с воспитателями особое значение имеет развитие регуляторных свойств личности, отражающихся, в частности, в самоконтроле поведения.

В подгруппе подростков из неполных семей наибольшее количество связей (а именно 5) обнаружили факторы высокой совестливости, нормативности поведения (ф^) и напряженности (ф^4). Так, нормативность поведения положительно коррелирует с доверием к себе в семье и с маленькими детьми (обе связи при р<0,05), с младшими школьниками и родителями (обе связи при р<0,001) и отрицательно - с представителями противоположного пола (при р<0,05). Фрустрированность, напряженность отрицательно коррелирует с доверием к себе в отношениях с друзьями, младшими школьниками и родителями (все связи при р<0,001), а также с учителями и в семье (обе связи при р<0,05). Фактор эмоциональной устойчивости (С) обнаружил 4 положительные связи с доверием к себе в учебной и интеллектуальной деятельностях, в отношениях с друзьями и родителями (все связи при р<0,001). По 3 корреляции с показателями доверия к себе обнаружили факторы Е (доминантность), О (неуверенность в себе, склонность к чувству вины), Q2 (зависимость от группы) и Q3 (самоконтроль

поведения). Так, доминантность положительно коррелирует с доверием к себе в бытовой сфере, в отношениях с маленькими детьми (обе связи при р<0,05), а также в умении провести досуг (при р<0,001). Склонность к чувству вины отрицательно взаимосвязана с доверием к себе в отношениях с друзьями, в интеллектуальной деятельности (при р<0,001), а также в отношениях с родителями (при р<0,05). Фактор 02 (нонконформизм, самодостаточность) отрицательно коррелирует с доверием к себе в учебной деятельности (при р<0,001), но положительно - с доверием к себе в отношениях с маленькими детьми (при р<0,001) и в семье (при р<0,05). Фактор 03 (самоконтроль поведения) обнаружил отрицательные корреляции с доверием к себе в интеллектуальной деятельности, в отношениях с учителями и в умении провести досуг (все связи при р<0,05). Факторы А (открытость), Н (социальная смелость) и F (жизнерадостность, оптимизм) выявили по 2 связи с параметрами доверия к себе: открытость, общительность положительно связана с доверием к себе в отношениях с друзьями (при р<0,001), а отрицательно - с доверием в отношениях с маленькими детьми (при р<0,05). Оптимизм положительно связан с доверием к себе в интеллектуальной деятельности и в отношениях с друзьями (при р<0,05). Социальная смелость оказалась положительно связана с доверием к себе в отношениях с друзьями (при р<0,001) и родителями (при р<0,05). Фактор мягкосердечия (I) положительно коррелирует только с параметром доверия к себе в отношениях с учителями (при р<0,05).

Таким образом, у подростков из неполных семей наибольшее количество связей с параметрами доверия образовали личностные свойства эмоционального блока. Полученные данные позволяют говорить о позитивной роли эмоциональной устойчивости и негативной роли напряженности для проявления доверия к себе в разных сферах жизни и деятельности. Важную роль играет также нормативность поведения, которая прямо отражается на доверии к себе в семье, с родителями, с младшими, однако препятствует доверию к себе в умении взаимодействовать с противоположным полом. Самодостаточность (нонконформизм) помогает проявлению доверия к себе в отношениях с маленькими детьми, но не способствует доверию к себе в учебной деятельности. Следует отметить неоднозначность такой черты, как самоконтроль поведения, препятствующей доверию к себе в важнейших для подростков сферах жизни: в интеллектуальной сфере, с учителями и в досуге, т.е. предъявление к себе повышенных требований в самоорганизации поведения, возможно, провоцирует снижение доверия к себе в указанных сферах жизнедеятельности.

В подгруппе подростков из полных семей обнаружено наибольшее количество связей личностных факторов и параметров доверия к себе. Так, фактор открытости (А) положительно коррелирует с 8 параметрами доверия к себе: в бытовой сфере, в отношениях с друзьями, младшими школьниками, семьей, маленькими детьми, родителями, представителями противоположного пола, а также в умении провести досуг (все связи при р<0,001). Фактор социальной смелости (Н) положительно коррелирует с 7 параметрами доверия к себе: в

бытовой сфере, в отношениях с друзьями, семьей, маленькими детьми (4 связи при р<0,001), родителями, представителями противоположного пола и младшими школьниками (3 связи при р<0,05). Фактор оптимизма, жизнерадостности (Р) образовал положительные взаимосвязи с 6 параметрами доверия к себе: в отношениях с друзьями, младшими школьниками, маленькими детьми, родителями, представителями противоположного пола (5 связей при р<0,001) и с семьей (при р<0,05). Фактор самодостаточности, независимости от группы ^2) отрицательно взаимосвязан с 5 параметрами доверия к себе: в отношениях с друзьями, младшими школьниками, представителями противоположного пола (3 связи при р<0,001), а также с маленькими детьми и в умении провести досуг (2 связи при р<0,05). Фактор эмоциональной устойчивости (С) положительно коррелирует с 4 параметрами доверия к себе: в интеллектуальной сфере (при р<0,001), учебной деятельности, в отношениях в семье и с родителями (3 связи при р<0,05). Фактор ! (осторожный индивидуализм) обнаружил 3 отрицательные корреляции с показателями доверия к себе: в отношениях с друзьями, младшими школьниками и представителями противоположного пола (все связи при р<0,001). Факторы доминантности (Е), социальной нормативности и фрустрированности, напряженности ^4) обнаружили по 2 связи с показателями доверия к себе. Так, доминантность положительно коррелирует с доверием к себе в бытовой сфере (при р<0,001) и отрицательно - с доверием к себе в умении провести досуг (при р<0,05). Социальная нормативность отрицательно взаимосвязана с доверием к себе в отношениях с друзьями и младшими школьниками (при р<0,05). напряженность отрицательно коррелирует с доверием к себе в бытовой сфере (при р<0,05) и в отношениях с друзьями (при р<0,001). Факторы D(возбудимость) и О (склонность к чувству вины) обнаружили отрицательную взаимосвязь с доверием к себе в отношениях с друзьями (при р<0,05; р<0,001).

Для подростков из полных семей в целом для проявления доверия наиболее значимыми оказались коммуникативные характеристики личности, причем одни из них (открытость, жизнерадостность, смелость) способствуют проявлениям доверия, а другие (самодостаточность, индивидуализм), наоборот, препятствуют. Стоит отметить, что препятствуют проявлению доверия к себе также некоторые характеристики эмоциональной и регуляторной сфер личности, но в этой группе они имеют меньшее значение, чем у подростков из неполных семей.

Для уточнения полученных результатов был применен факторный анализ. В результате получены 5 факторов, указывающих на связь личностных свойств и показателей доверия, описывающих 50,2% объясненной дисперсии с достаточно равномерным распределением по факторам: на 1 фактор пришлось 11,51%, на 2 фактор - 11,2%, на 3 фактор - 9,48%, на 4 фактор - 9,31%,на 5 фактор - 8,71% (табл.2).

Таблица 2. Факторы доверия в структуре личности

Фактор Переменные Факторная нагрузка

1-й фактор Коммуникативный Беспечность (Б) ,753

Открытость (А) ,594

Смелость (Н) ,582

Доверие к себе в отношениях с противоположным полом ,523

Доверие к себе в отношениях с друзьями ,502

Доверие к себе в умении провести досуг ,407

Зависимость от группы (02) -,512

2-ой фактор Эмоциональный Возбудимость (Б) ,747

Осторожный индивидуализм (Г) ,729

Напряженность (04) ,704

Эмоциональная устойчивость (С) -,526

Склонность к чувству вины (О) ,439

3-ий фактор Доверие к себе в школьной среде Доверие к себе в учебной деятельности ,836

Доверие к себе в интеллектуальной сфере ,818

Доверие к себе в отношениях с учителями ,504

Совестливость (в) ,448

4-ый фактор Доверие к себе в бытовой среде Доверие к себе в отношениях с младш. шк. ,738

Доверие к себе в отношениях с мал. детьми ,690

Доверие к себе в бытовой сфере ,642

5-ый фактор Доверие к себе в семейной среде Доверие к себе в отношениях. в семье ,822

Доверие к себе в отношениях.с родителями ,754

Самоконтроль поведения (03) ,543

Среди пяти полученных факторов три включают в свою структуру параметры доверия к себе в сочетании с личностными свойствами: 1,3 и 5 факторы. В 1-ый фактор, условно названный нами Коммуникативным, наряду с такими личностными характеристиками, как беспечность, общительность, социальная смелость и зависимость от группы входят также параметры доверия к себе в отношениях с представителями противоположного пола, с друзьями и в умении провести досуг. В 3-й фактор, который может быть обозначен как фактор Доверия к себе в школьной среде, входят социальная нормативность (в) и доверие к себе в учебной, интеллектуальной деятельности и в отношениях с учителями. В 5-й фактор, определенный нами как фактор Доверия к себе в семейной сфере наряду с характеристиками самоконтроля поведения (03) входят параметры доверия к себе в отношениях в семье и с родителями. В 4-й фактор Доверия к себе в бытовой

сфере не включены личностные черты, в него вошли только параметры доверия к себе в отношениях с младшими школьниками, маленькими детьми и в бытовой сфере. А во 2-ой фактор оказались включены только такие личностные черты, как возбудимость, осторожный индивидуализм, напряженность, эмоциональная устойчивость (с отрицательным знаком), склонность к чувству вины, что позволило нам назвать его фактором эмоциональных характеристик личности. Факторный анализ, таким образом, показал, что для проявления доверия в различных сферах деятельности имеют значение разные свойства личности. Для доверия во взаимоотношениях с друзьями и противоположным полом наиболее важны коммуникативные характеристики; для доверия во взаимоотношениях с учителями, в интеллектуальной и учебной деятельности наиболее важна социальная нормативность поведения, а для доверия во взаимоотношениях с родителями и в семейной сфере важен самоконтроль поведения.

Обсуждение результатов и выводы.

Проведенное исследование показало, что доверие к себе в подростковом возрасте тесно связано с личностными характеристиками. нами были выявлены факты, свидетельствующие о том, что не только наличие или отсутствие семьи накладывает отпечаток на формирование доверия в подростковом возрасте, но оно также неразрывно связано с набором личностных характеристик подростка. это позволяет сделать вывод о том, что комплекс таких личностных черт, как открытость, эмоциональная устойчивость, оптимизм, социальная смелость, спокойствие в наибольшей степени присущ индивиду, доверяющему себе в различных областях жизнедеятельности. Исследование показало, что воспитание в условиях семейной депривации (развода родителей или жизни в детском доме) оказывает негативное влияние на доверие к себе в различных сферах жизнедеятельности. У подростков из неполных семей достаточно выраженным оказывается чувство вины, которое негативно влияет на проявления доверия. У подростков из детских домов наиболее значимым личностным компонентом их развития оказывается эмоциональная незрелость, несформированность систем регуляции и контроля, что проявляется и в показателях доверия. эти данные согласуются с результатами других авторов [5].

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Анализ личностных особенностей подростков показал, что все исследованные группы характеризуются нормативными показателями развития личностных свойств. Однако группу подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации, отличает сниженный уровень эмоциональной устойчивости, повышенная возбудимость и сниженные показатели самоконтроля.

2.Выявлены многочисленные взаимосвязи личностных свойств подростков с показателями доверия к себе в разных сферах жизнедеятельности. корреляционный и факторный анализ обнаружил наибольшую вовлеченность в связи с доверием коммуникативных характеристик личности (общительности, социальной смелости, оптимизма, зависимости от группы), которые оказывают

позитивное влияние на проявления доверия.

3.Показано, что для разных сторон проявления доверия к себе имеют значение разные свойства личности. Для доверия к себе в отношениях с друзьями, представителями противоположного пола, в умении провести досуг наиболее значимыми оказались коммуникативные свойства личности. Для доверия в школьных делах и в отношениях с учителями наиболее значимой является нормативность поведения, стремление и умение соблюдать социальные правила поведения. Для доверия в семье и семейных отношениях наиболее важен развитый самоконтроль поведения.

4. Выявлена разная вовлеченность личностных свойств в связи с показателями доверия в зависимости от семейной ситуации развития. Наиболее интегрированными оказались взаимосвязи в группе подростков, проживающих в семьях. Наименее интегрированы связи в группе подростков, проживающих в детских домах.

5.Обнаружено, что в зависимости от ситуации развития изменяется роль тех или иных личностных свойств в проявлении доверия подростков. У подростков из полных семей наиболее значимыми являются коммуникативные качества, у подростков из неполных семей и у подростков из детских домов - наиболее значимыми оказываются свойства эмоционального блока (эмоциональная неустойчивость, возбудимость, фрустрированность), а также показатели саморегуляции.

результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости психологической работы, направленной на формирование доверия к себе у подростков, особенно у подростков, переживших травму расставания с одним или обоими родителями, учитывая как более низкий уровень их доверия к себе, так и большую проблемность их эмоциональной и регуляторной сфер личности.

литература

1. Антоненко И.В. Доверие: социально психологический феномен. М.: Социум; ГУУ, 2004.

2. Головей Л.А., Данилова Ю.Ю. Семейные факторы формирования доверия и удовлетворенность жизнью в подростковом возрасте// Вестн. С.-Петерб. Ун-та. Сер. 12. 2015. Вып. 1.

3. Доверие в социально-психологическом взаимодействии / под ред. Т.П. Скрипкиной. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.

4. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. Москва: «Институт психологии РАН», 2008. 564 с.

5. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологические исследования проблем сиротства // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.

М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2015. С.7-61.

6. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 286 с.

7. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.

8. Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление : Дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 : Ростов н/Д, 1998.

9. Скрипкина Т.П. Психология доверия. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия», 2000.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 2009.

11. Erikson E.H. Childhood and Society. New York: Norton, 1963. S. 592.

Китова Д.А.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОРРУПЦИИ В СОЗНАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Современная коррупция пронизывает все социальные институты общества, неуклонно расширяет свои границы, становится серьезной угрозой стабильному развитию государства, угнетает субъективное благополучие человека, деформирует его правосознание. В Стратегии национальной безопасности рФ до 2020 года коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности. несмотря на то, что в последние годы статистика коррупционных преступлений остается примерно на одном уровне, а по отдельным показателям даже снижается, коэффициент латентности этих посягательств остается крайне высоким. Коррупция в России «... представляется не только опасной с социальной точки зрения как фактор, подрывающий государственную власть, но и как одна из главенствующих причин, определяющих организованную, экономическую, политическую преступность». Так, согласно официальным данным МВД России, почти половину всех зарегистрированных в 2015 году преступлений (45,7%) составляют хищения чужого имущества, которые совершены путем: краж - 911,9 тыс. (+11,7%), грабежа - 65,1 тыс. (-6,7%), разбоя - 12 тыс. (-4,9%) .

В связи с этими обстоятельствами Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» провозглашает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ч. 1 ст. 3). Хотя эти направления просветительской деятельности наиболее трудоемки и не всегда дают быстрые и явные результаты, вести эту работу необходимо, и такая работа не может осуществляться вне взаимодействия с образовательными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.