УДК 159.922
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ
© 2013 г. И.В. Савенкова
Савенкова Ирина Витальевна -кандидат психологических наук, доцент,
кафедра психологии развития
и возрастной психологии,
Южный федеральный университет,
пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038.
E-mail: [email protected].
Savenkova Irina Vitalyevna -Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor,
Department of Developmental Psychology
and Age Psychology,
Southern Federal University,
M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038.
E-mail: [email protected].
Представлено первое в отечественной психологии эмпирическое исследование, посвященное анализу комплекса проблем, связанных с особенностями доверительного общения подростков, состоящих на учете в детских комнатах милиции. Приведенные данные позволят полнее ос-
мыслить особенности доверительного общения подростков-делинквентов, связанные со спецификой их взаимоотношений с родителями.
Ключевые слова: подростки, делинквенты, семья, взаимоотношения, доверие, родители.
The article considers the study of the first in Russian psychology empirical research devoted to the analysis of complex problems associated with the peculiarities of confidential communication adolescents registered in the children's rooms of the militsia (police). The author conducted the empirical research which allows better understanding the specifics of communication between delinquent teenagers associated with the specificity of their relationship with the parents.
Keywords: adolescents, delinquent teenagers, family, relationships, trust, parents.
Подростковый возраст - это период формирования личности, отрезок жизни, характеризующийся тем, что подростку необходимо общение со сверстниками. Они для него не только модель будущей жизни, но и сама жизнь. Подростковая группа, играя важную роль в формировании личности отдельных ее членов, может стать главным регулятором поведения подростка [1].
Однако, к сожалению, не все подростковые группы носят социально приемлемый характер. В настоящее время, по различным оценкам, от 30 до 50 % подростковых образований антисоциальны. Общение со сверстниками в таких группах для многих подростков выступает не как самостоятельная потребность, а как средство компенсации неудовлетворённости своим положением, средство самоутверждения. Подростки-правонарушители фактически игнорируются сверстниками, они выпали из круга нормального подросткового общения, что создает особые трудности в развитии их личности [2].
Исследование подростковых групп и делин-квентных особенно сопряжено с «непроницаемостью» для посторонних этих социальных образований. В силу этого тема мало изучена. Существует относительно небольшое число исследований в области подростковых групп, в том числе с девиантными и делинквентными проявлениями её участников [3 - 8].
Несмотря на то, что подростковый возраст является сензитивным для доверительного общения со сверстниками, у подростков-делинквентов не формируется способность к доверительному общению как со сверстниками, так и со взрослыми, включая родителей. Доверительное общение со сверстниками у подростков-делинквентов сводится просто к болтовне, с родителями - носит утилитарный, прагматический характер. Деформации доверительного общения с окружающими людьми происходят в силу того, что основные условия возникновения
доверия в межличностном общении «расщепляются» и доверие не выступает как целостное явление. Те, кто для подростка-делинквента значим, для него не безопасны, да и сама значимость другого понимается им как средство для достижения своих целей. Те, кто безопасны (это прежде всего мать), те не значимы. Круг доверительного общения подростков-делинквентов узок, содержит небольшое количество людей. Подростки-делинквенты по сравнению с просоциально направленными подростками, очень избирательны в доверительном общении. Выраженность других формально-динамических характеристик доверительного общения (глубины и широты), наоборот, является очень невысокой. Их доверительное общение характеризуется отсутствием глубины самораскрытия и незначительной широтой обсуждаемых по содержанию тем. Доказано, что деформации доверительного общения подростков-делинквентов, как правило, связаны с отсутствием к ним авансированного доверия со стороны родителей, в результате чего у них не формируется адекватный для этого возраста уровень доверия к себе [5, 7].
Нами были обследованы подростки, находящиеся в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, а также подростки из средних общеобразовательных школ, имеющие приводы в милицию, в количестве 50 чел. (36 мальчиков и 14 девочек) в возрасте от 12 до 15 лет. В качестве контрольной группы выступили подростки, не имеющие приводов в милицию, учащиеся средних общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону, общей численностью также 50 чел. (36 мальчиков и 14 девочек).
Проведенное эмпирическое исследование позволяет полнее осмыслить особенности доверительного общения подростков-делинквентов, связанные со спецификой их взаимоотношений с родителями, сверстниками и самими собой. Нами выявлено, что доверительное общение с родите-
лями либо отсутствует вообще, либо носит формальный, утилитарный и прагматический характер. Следовательно, можно предположить, что представления о семье и типе семейного воспитания у делинквентных подростков также будут отличаться от таковых у просоциально ориентированных подростков.
С целью проверки выдвинутого предположения нами были использованы методика «Моя семья», которая позволяет выделить типы взаимоотношений в семье: благоприятный, менее благоприятный и удовлетворительный [9], и методика «ADOR» (Подростки о родителях), которая позволяет выявить представления подростков об особенностях детско-родительских отношений (субъективная оценка подростком стиля родительского воспитания) [10].
Большинство авторов сходятся во мнении, что основные причины делинквентности лежат в семье, в особенностях семейных отношений и типах семейного воспитания. В этой связи важно изучить представления делинквентных подростков о
стратегиях семейного воспитания и типах семейных взаимоотношений.
Опросник «Моя семья» позволяет выделить представления подростков о типах взаимоотношений в семье, определить степень выраженности различных факторов в семейном воспитании подростков из разных групп. Согласно условию методики, выделяются следующие факторы:
1. Гибкость/строгость воспитательных установок.
2. Воспитание самостоятельности, инициативы.
3. Отношение к школе, учителям.
4. Гибкость/жестокость методов воспитания.
5. Взаимоотношения в семье: теплые или недружеские.
6. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел.
7. Общность интересов.
Результаты опроса показали, что подростки-делинквенты и подростки из контрольной группы по-разному оценивают типы взаимоотношений в своей семье (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение делинквентов и подростков контрольной группы с разными субъективными представлениями о типе взаимоотношений в семье, %
Тип взаимоотношений Контрольная группа Подростки-делинквенты
Благополучный 32 5
Менее благополучный 62,6 20
Удовлетворительный 5,4 50
Неблаго приятный - 25
Как видно из таблицы, подростки из контрольной группы склонны более позитивно оценивать свою семью. Они воспринимают взаимоотношения в семье в большей мере как благополучные и менее благополучные. Только 5,4 % оценивают их как удовлетворительные.
Подростки-делинквенты склонны воспринимать взаимоотношения в семье как удовлетворительные, менее благополучные и неблагополучные. Только 5 % респондентов считает, что у них благополучная семья.
На основе проведенного опроса также были выделены различия в представлениях подростков обеих групп о факторах семейного воспитания.
Практически они существуют по всем факторам, имеющимся в методике: воспитание самостоятельности, инициативы; гибкость/жесткость методов воспитания; взаимоотношения в семье: теплые и недружественные; взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел; общность интересов и по типу взаимоотношений в семье. Подростки-делинквенты оценивают все названные факторы
более отрицательно, чем подростки из контрольной группы. Значимых различий не найдено только по факторам гибкость и строгость воспитательных установок и отношение к школе, учителям.
Таким образом, результаты показали, что большинство подростков из группы делинквентов оценивают взаимоотношения в семье как менее благополучные, чем их законопослушные сверстники. Они также считают, что в семье им недостаточно предоставляется самостоятельности, инициативы, характерны жесткие меры воспитания и недружественные отношения, отсутствие общих дел, общих интересов и взаимопомощи.
Одна из гипотез нашего исследования заключается в том, что способность к доверительным отношениям и доверительному общению формируется в семье, и ее основанием является наличие доверия к детям со стороны взрослых членов семьи и прежде всего родителей. Поэтому переживания подростка связаны с наличием или отсутствием доверительного общения с ними. Для подтверждения данного предположения нами было изучено, как сам под-
росток субъективно воспринимает отношение к нему родителей. Использовалась методика «ADOR» («Подростки о родителях»), позволяющая выявить представления подростков об особенностях детско-родительских отношений (субъективная оценка подростком стиля родительского воспитания).
С целью проверки, насколько взаимосвязаны тип взаимоотношений в семье с особенностями Балл Ба
воспитательных установок родителей нами использовался коэффициент ранговой корреляции Спир-мена. Методика «ADOR» позволяет сравнить между собой группы подростков [7], чьи представления различаются по уровню показателей позитивного и негативного отношения (шкалы POZ/HOS), дирек-тивности и автономии (DIR/AUT), непоследовательности в воспитании (шкала NED) (рис. 1).
Наименование шкалы Наименование шкалы
а б
Рис. 1. Представления подростков о стратегиях родительского воспитания: а - воспитывающихся в семье; б - делинквентов
В контрольной группе самые высокие показатели у шкалы позитивного отношения к подростку (POZ). Причем это относится как к матери, так и к отцу, оба родителя позитивно относятся к ребенку и проявляют безусловное принятие, доброжелательность. Согласно условию методики, позитивное отношение матери характеризуется психологическим принятием, здесь на первый план выходит доверие и подчиняемость. У отцов в этом случае доминирует уверенность в себе и отсутствие жестокости, авторитатности, что исключает воспитание посредством силового давления. Как видно из рис. 1а, и у отца и у матери самые низкие показатели негативного отношения к подростку.
Согласно полученной кривой, позитивные и доверительные отношения с родителями не исключают в некоторых случаях директивности и автономии. Это может означать, что как мать, так и отец могут предоставлять ребенку определенную свободу, но в некоторых случаях проявлять строгость и контроль. Однако, учитывая, судя по графику, низкие значения шкалы непоследовательности, этот контроль и строгость не бывают завышенными и несправедливыми по мнению подростков.
Самый низкий показатель наблюдается по шкале негативного отношения, т. е. подростки уверены в безусловном позитивном принятии и проявлениях любви со стороны как отца, так и матери.
У подростков из группы делинквентов наблюдается совсем иная картина (рис. 1б). Если в контрольной группе представления о воспитательных установках отца и матери почти совпадают, то делинквенты приписывают матери очень высокий уровень позитивного
принятия и одновременно почти такую же директив-ность. По условию методики, это означает, что мать сильно претендует на власть над ребенком и осуществляет жесткий контроль за его поведением. При этом обращает на себя внимание противоречивость подростков-делинквентов в отношении воспитательных установок матери, так как, несмотря на высокий уровень оценки директивности в ее требованиях, она все-таки позволяет довольно высокий, хотя и ниже уровень автономии.
Что касается оценки отца, то здесь все шкалы не носят ярко выраженного характера, что, на наш взгляд, свидетельствует о незначительном влиянии отца на жизнь подростка и минимальное участие в процессе воспитания. Показатели всех шкал у отца значимо ниже, нежели у матери. Это не касается только шкалы непоследовательности в воспитании, где показатели отца и матери практически совпадают. По условию методики это означает непоследовательную воспитательную практику с враждебной непримиримостью у отцов и недоверием у матерей. По остальным позициям подростки-делинквенты выделяют у отцов негативное отношение, директивность. Автономия и позитивное отношение получили самые низкие показатели в этой группе испытуемых.
Поскольку представления подростков об особенностях детско-родительских отношений, в особенности в группе делинквентов, носят довольно противоречивый и непоследовательный характер, нами был проведен факторный анализ (табл. 2, 3, рис. 2а, б).
Проанализируем факторную матрицу, полученную на основе данных подростков из контрольной группы (табл. 2, рис. 2а).
Таблица 2
Матрица повернутых компонент (контрольная группа)
Фактор Компонента
1 2 3
Позитивность 0,904 0,096 0,011
Враждебность -0,872 0,201 0,106
Директивность 0,158 0,818 0,323
Рефлексия 0,248 -0,677 0,301
Непоследовательность -0,611 0,612 0,021
Дистанция 0,045 -0,186 0,866
Автономность 0,190 -0,298 -0,826
см
л) Ен К Ф К О В
s
О
Непоследоват о
Враждебност
Диста: О
Директивность
шфнос
Позитивность О
Автономность
Рефлексия
6 3
Комп
,9 о, 0 3 9 6
о»е
онента 1
Рис. 2. Повернутые компоненты: а - контрольная группа; б - делинквенты
б
а
Как видим, подростки из контрольной группы выделяют два фактора, наиболее близко расположенных друг к другу: директивность и непоследовательность, позитивность и автономность (метод выделения: анализ методом главных компонент; метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера; вращение сошлось за 5 итераций). Это может означать только одно, что подростки, в семье которых, по их оценке, благоприятные взаимоотношения, выделяют две основных установки родителей: позитивность и автономность, т.е. родители относятся к ним позитивно, принимают их и в то же время дают им достаточное количество свободы, не ставят в зависимое положение, позволяют быть автономными. Подростки, относящие себя к менее благополучным семьям, выделяют другие родительские установки - директивность и непоследовательность.
Остальные факторы находятся между собой на значительном расстоянии и не группируются в единое целое.
Таблица 3 Матрица повернутых компонент (делинквенты)
Фактор Компонента
1 2 3
Позитивность 0,896 0,057 -0,219
Враждебность -0,892 -0,121 -0,154
Рефлексия 0,880 0,313 0,059
Автономность 0,074 0,937 -0,278
Непоследовательность -0,261 -0,927 -0,184
Дистанция 0,282 -0,118 0,817
Директивность -0,452 0,058 0,754
Теперь проанализируем факторную матрицу и рисунок, полученные на основе результатов оценки подростков-делинквентов (табл. 3, рис. 2б). В их ответах наблюдается иная картина. Ими выделяются также два основных фактора: рефлексия и позитивность, директивность и враждебность, свидетельствующие о том, что подростки-делинквенты,
считающие, что их семейные отношения более или менее благоприятные, связывают между собой факторы позитивности и рефлексии. То есть их родители относятся к ним позитивно и переживают по поводу их неблагополучия. Другая группа подростков-делинквентов считает, что их отношения с родителями носят враждебный характер, что родители предъявляют к ним директивность и враждебность. Довольно близко к этим факторам стоит фактор дистанции. Подростки придерживаются ее в своих негативных отношениях с родителями.
Все полученные данные свидетельствуют о том, что подростки-делинквенты не имеют доверия к родителям, и родители тоже не доверяют им. Таким образом, предположение о способности к доверительному общению, формируемой из того, насколько родители способны делегировать или авансировать доверие своим детям, подтвердилось.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999. 621 с.
Поступила в редакцию
2. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. СПб., 2004. 322 с.
3. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2004. 520 с.
4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология де-виантного (отклоняющегося) поведения: учеб. пособие. СПб., 1993.
5. Савенкова И.В. Особенности доверительного общения подростков-делинквентов: дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2010. 189 с.
6. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.
7. Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. 250 с.
8. Скрипкина Т.П. Психологические особенности проявления доверия на основе интеграции внутренних ценностей на этапе ранней юности // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1987.
9. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М., 2006.
10. Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромици-на Е.Е. Тест: подростки о родителях. М., 1995.
21 октября 2013 г