Features of leisure activities of student youth in the 2010s. (based on sociological research)
Ravochkin Nikita Nikolaevich, DSc of Philosophical sciences, Associate Professor, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev; Kuzbass State Agricultural University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo
Within the framework of this article, on the basis of previously conducted sociological research, the features of leisure activities of Russian students in the 2010s are examined and generalized. The specificity of the social group urban youth as a conductor of innovations in the field of leisure practices is described. The influence of key trends of this period, which determined the specifics of youth life, is demonstrated. The data obtained on the preferences of young people in organizing and spending free time are analyzed. The orientations of Russian student youth of the 2010s towards active forms of leisure have been revealed. In conclusion, the results of the study are summed up.
Keywords: youth; leisure practices; city; everyday life; society.
Цитировать: Равочкин Н.Н. Особенности досуговой деятельности студенческой молодежи в 2010-х гг. (по материалам социологических исследований) // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №2(18). – С. 147-152. EDN: FPKRZQ. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-18.20
Равочкин Никита Николаевич, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории, философии и социальных наук, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева; профессор кафедры педагогических технологий, Кузбасский государственный аграрный университет имени Т.Ф. Горбачева, Кемерово
В рамках данной статьи на базе проведенных ранее социологических исследований рассматриваются и обобщаются особенности досуговой деятельности российской студенческой молодежи в 2010-е гг. Описана специфика группы социальной группы городская молодежь как проводника инноваций в области досуговых практик. Продемонстрировано влияние ключевых тенденций указанного периода, определивших специфику жизнедеятельности молодежи. Проанализированы данные, полученные по предпочтениям молодежи в организации и проведении свободного времени. Выявлены ориентации российской студенческой молодежи 2010-х на активные формы досуга. В заключение подводятся итоги проведенного исследования.
Ключевые слова: молодежь; досуговые практики; город; повседневность; общество.
5.4.4
Равочкин Н.Н.
Особенности досуговой деятельности студенческой молодежи в 2010-х гг. (по материалам социологических исследований)
Актуальность темы исследования определяется динамичным характером протекающих в отечественных реалиях социальных процессов и включенностью абсолютно всех индивидов в досуговые практики. Произошедшие в России социокультурные изменения привели к становлению досуга в качестве отдельной сферы жизнедеятельности, что де-факто сделало ее не только самостоятельной отраслью, но и позволило по-особому понять, как в тех или иных практиках пересекаются индивидуальные и / или коллективные интересы и предпочтения по поводу форм и способов организации и проведения свободного времени [2; 7].
С прохождением российского общества сквозь переходный, постсоветский период и «сытые нулевые» стало очевидно, что населению открылись качественно новые досуговые практики. Сосредоточение нашего внимания на такой социально-демографической группе, которая именуется «студенческая молодежь», не является случайным, поскольку свойственная относящимся к данной выборке людей инновационность позволяет увидеть маркеры идентичности: индивиды с удовольствием отождествляют себя с одними практиками, резко отвергая другие варианты проведения свободного времени, а также одновременно выказывают свое равнодушие к третьим сценариям. Наконец, именно студенческой молодежи, находящейся в контакте с большим количеством людей, если сравнивать с безработными или трудящимися представителями данного поколения, открыто полное «меню» досуговой деятельности [3; 4; 6; 10].
В рамках данного исследования предполагается выявить наиболее значимые аспекты досуговой деятельности студенчества как особой социально-демографической группы, ведущим видом деятельности которой является образовательная. Таким образом, целью исследования выступает изучение особенностей досуговой деятельности студентов в реалиях российского общества. Хронологические рамки исследования охватывают период 2010-х гг. В качестве материалов для изучения использовались результаты проведенных ранее социологических опросов, исследований, то есть нами осуществляется вторичный анализ данных.
Отличительной характеристикой данного этапа развития российского общества выступает то, что ИКТ становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности, этап информатизации в России был завершен, современные коммуникативные технологии появились в каждом доме. Виртуальное общение стало вытеснять все прежние виды досуговой деятельности: кино и дискотеки для современных студентов заменил компьютер.
К этому этапу удалось в некоторой степени стабилизировать ситуацию с негативными тенденциями в молодежной среде. В частности, проведенные на данном этапе опросы свидетельствуют о том, что алкоголь и наркотики крайне негативно воспринимаются в молодежной среде. 37% молодых людей в 2014 году рассматривают наркоманию как острую социальную проблему . Разумеется, речь не идет о полном преодолении проблемы наркомании и алкоголизма, но асоциальные и антисоциальные формы поведения стали утрачивать собственную привлекательность. Необходимо отметить, что негативизм восприятия наркомании на данном этапе, к сожалению, не переносился на курение, в 2013 году среди 18-24-летних россиян было 23% заядлых курильщика, а общий процент курящих среди молодежи достигал 48% .
Уже на этом этапе было выявлено, что «современным студентам не присущ меркантилизм - их в два раза меньше беспокоят деньги, чем 20 лет назад» . Т. е. стабилизация ситуации в российском обществе сопровождалась снижением влияния материальных проблем на организацию академической, досуговой и социальную жизнедеятельность студентов, начинают формироваться новые мотивы деятельности, в том числе – стремление к реализации творческой деятельности, получению не только высокооплачиваемой, но и интересной работы.
При этом на данном этапе осуществляется развитие предпринимательства, в частности, 55% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет указывали, что в их ближайшем окружении представлены успешные предприниматели . В целом, формируется позитивный, привлекательный образ предпринимательства, а также личностных качеств, с ним связанных: инициативности, активности, новаторства.
Во многом снижению роли и значения фактора материальных трудностей способствовало развитие инструментов кредитования в РФ. В частности, в 2013 году 32% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет имели кредиты . Помимо всего прочего, увеличение численности молодых людей, обращающихся к кредитным инструментам, свидетельствует о повышении их финансовой грамотности, росте доверия к кредитным организациям, что представляется особенно важным после реформ 1990-х гг.
К сожалению, на данном этапе сохраняется тенденция к коммерциализации различных форм досуговой деятельности, следствием чего становится постепенное «одомашнивание» досуга, т. е. преобладать начинают домашние, малозатратные виды досуговой деятельности. Во многом ограниченность досуга домом в это время была обусловлена проникновением ИКТ в каждый дом, завершением периода информатизации в России. В эти годы вдвое по сравнению с показателями 1997 года увеличивается число студентов, вовлеченных в компьютерные игры [5, с. 65]. 55,9% молодых людей в свободное время «сидят в Интернете», 44,8% – смотрят телевизор, 34,5% – слушают музыку [1]. Преобладающими остаются «пассивно-развлекательные виды деятельности, связанные с использованием современных информационных устройств» [9, с. 161].
Основными формами организации и проведения свободного времени этого периода являлись просмотр видеофильмов, прослушивание музыки, общение с друзьями, чтение. Среди основных форм внедомашнего досуга можно выделить непосредственное общение молодых людей с друзьями, а также совместное посещение баров, дискотек, кафе, концертов, ночных клубов и иных мероприятий – все они так или иначе связаны с активной развлекательной деятельностью [5, с. 65]. Конечно, популярность указанных видов досуговых практик несколько снизилась по причине появления ИКТ, но они все же оставались ведущими среди иных форм проведения досуга.
На данном этапе отмечается снижение интереса к спорту, физической культуре, лишь 15,8% молодых людей отметили, что они посещают спортивные секции, кружки. В «аутсайдерах» оказали занятия художественной самодеятельностью, участие в клубах по интересам, секциях (9,1%) [1]. В отношении данных форм досуговой деятельности можно сделать вывод, что они выступали важным средством воспитания, организации досуга молодых людей в советское время, однако после коренных изменений, с которыми столкнулось общество в начале 90-х гг., распада прежней системы воспитания, введением досуговых услуг на коммерческой основе, указанные формы досуговой деятельности стали утрачивать свою актуальность.
Во многом, на упадок клубов по интересам, кружков и пр. форм организации досуга сказалось недофинансирование образовательно-воспитательных институтов, отсутствие должной материально-технической базы, правильного продвижения и др. Как отмечают ученые, «досуговые мероприятия, которые организуют местные органы власти, структуры, занимающиеся работой с молодежью, не пользуются популярностью среди тех, кому они предназначены» [9, с. 161].
В условиях относительной стабилизации российского общества, адаптации его к новым социокультурным условиям отмечается некоторое повышение значимости активных форм досуга. В частности, 20,2% респондентов отмечают, что хотели бы путешествовать, посещать разные города и страны, еще 17,5% опрошенных отмечают, что хотели бы посещать музеи, театры, выставки, 15,2% – кино, еще 15,2% – фестивали, концерты, массовые праздники. При этом, интерес к представленным формам досуговой деятельности не находит своего практического воплощения: ходят на концерты, фестивали, массовые праздники лишь 7,2% респондентов; посещают выставки, театры, музеи лишь 4%, путешествуют лишь 1,9% молодых людей. Одной из основных и наиболее распространенных активных форм досуговой деятельности остаются прогулки пешком, которые выбирают 59,3% молодых людей. Важно отметить, что прогулки пешком не утрачивают своей актуальности на протяжении всего анализируемого периода. Примечательно, что исследования данного хронологического этапа позволяют сделать вывод, что лишь 3,7% молодых людей посещают религиозные учреждения. Указанный показатель ниже, чем те, что имели место в 1990-х гг., фактически на этапе, когда самое большое в мире атеистическое государство перестало существовать, а господствовавшая идеология продолжала оказывать влияние на мышление и поведение людей [1].
Сложно объяснить, чем было вызвано неприятие религиозных ценностей, учреждений на данном этапе. Возможно, сказались особенности исторического развития государства: после практически полного запрета на религию в 90-х гг. прошлого столетия возникли многочисленные религиозные сообщества, секты и пр. Многие россияне столкнулись с негативным опытом, когда близкие, родные оказывались вовлечены в деятельность религиозных сект, что могло обусловить негативное восприятие соответствующих ценностей как таковых. Одновременно с неприятием посещения религиозных организаций в молодежной среде отмечается повышение роста значимости религиозных ценностей [8]. Т. е. формируется противоречивая ситуация: религиозные ценности, нравственные качества приобретают большую значимость при одновременном снижении стремления соблюдать религиозные предписания.
Итак, на основании анализа изменений жизнедеятельности студенческой молодежи на рассматриваемом этапе исторического развития российского социума сформулируем следующие тезисы по поводу особенностей их досуговой деятельности:
1. Усиление сформированных раннее тенденций на преодоление негативных тенденций в среде молодых людей, снижение привлекательности асоциальных, антисоциальных поведенческих паттернов, мотивации к вовлеченности в деструктивных молодежных течениях, движениях. Особенно ярко стремление к преодолению негативных тенденций в молодежной среде отражается на примере восприятия, оценивания наркомании, курение, к сожалению, на данном этапе острого негативизма не вызывает.
2. Сущностной характеристикой данного этапа следует назвать окончательное становление цифровизации в России, проникновение ИКТ в каждый дом и, как следствие, уход молодых людей в виртуальное пространство. Как и любой столь масштабный, глубокий процесс, цифровизация принесла не только новые возможности, но и новые риски, актуальные вызовы и проблемы, к важнейших из которых следует отнести усиление стратификации общества, отчужденности молодых людей друг от друга.
3. Важным новообразованием этого этапа в молодежной среде становится формирование финансовой грамотности, т. е. жизнедеятельность молодого человека в меньшей степени подчиняется стремлению «делать деньги», оставляя больше времени для личностного развития, саморазвития. С повышением финансовой грамотности связано и повышение привлекательности предпринимательства, а также инициативности, активности, предприимчивости, новаторства.
4. В условиях адаптации российского общества к новым социокультурным условиям отмечается усиление интереса к активным формам досуга, прежде всего, к путешествиям, посещению культурных мероприятий. При этом ведущими все же остаются пассивные, домашние формы проведения досуга.
На протяжении последних десятилетий Россия столкнулась с онтологическими изменениями каждого аспекта жизнедеятельности, и досуговая сфера не является исключением. С этого времени начинается стратификация российской молодежи как социально-демографической группы. Лишь в 2010-х гг. отмечается рост интереса к активным формам проведения досуга, в 2020-х можно сделать вывод о повышении форм и разнообразия досуговой активности. Деструктивные молодежные течения, движения, субкультуры постепенно вытесняются, на их место приходят просоциальные виды общественной деятельности, прежде всего, волонтерство, оказание помощи людям, животным, экодвижения и пр.
Развитие досуговой деятельности осуществляется под влиянием цифровизации, появления современных информационных технологий в каждом доме, что привело к становлению интернет-коммуникации, усилению роли и значения опосредованного общения с друзьями и родственниками. При этом, за минувшие десятилетия не утрачивает своей значимости оффлайн общение, визиты в гости и приглашение гостей к себе. Общение с друзьями выступает одним из приоритетных видов досуговой деятельности молодых людей. Более того, в последние годы отмечается рост недоверия к онлайн-общению, в результате чего молодежь все больше ориентируется на непосредственное общение с друзьями.
Результаты исследования также позволяют сделать вывод, что кризис чтения, о котором много говорят педагоги, сегодня преодолен: молодежь больше других социально-демографических групп читает, посещает библиотеки и книжные магазины. Существенно возрос запрос на научно-популярную и специальную психологическую литературы. Примечательно, что сегодня многих молодых людей не устраивает характер отношений в обществе, они отмечают отсутствие идеалов, ценностей. В процессе поиска собственных аксиологем, идеалов выявлено повышение запроса на патриотизм, а также религиозные ценности, идеалы, прежде всего, терпимость, доброту, стремление к взаимопомощи.
Подводя итоги работы, хотелось бы отметить, что российское общество значительно эволюционировало за прошедший временной период, стало более демократичным, более терпимым, удалось минимизировать привлекательность асоциальных и антисоциальных молодежных субкультур и течений. Разумеется, полученными результатами заявленная проблематика не исчерпывается, работа в этом направлении должна быть продолжена. Прежде всего, представляется целесообразным обратиться к изучению особенностей досуговой деятельности молодых людей в разных регионах страны, а также в различных странах.
Литература:
1. Бочарникова И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. – 2018. – №1(119). – С. 18-21.
2. Головина Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. – №4. – С. 156-161.
3. Григорьева Н.В., Маслова О.М. Молодежный досуг в условиях современного города // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. – №2. – С. 109-113.
4. Макарова Е.В., Русяева Е.С. Досуговые предпочтения современных студентов // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: сб. ст. конф. – 2016. – С. 1133-1142.
5. Прозорова Д.В. Трансформация форм проведения досуга молодежи в условиях постиндустриального общества // Смоленский медицинский альманах. – 2015. – №3. – С. 64–68.
6. Равочкин Н.Н. Теоретико-методологические аспекты изучения изменений в структуре досуговых практик городской молодежи под влиянием COVID-19 // KANT: Social Sciences & Humanities. – 2023. – №2(14). – С. 73-82.
7. Равочкин Н.Н., Попов Е.А. Концептуализация понятия «досуговые практики» в современной социологии // Социодинамика. – 2023. – №2. – С. 20-32.
8. Савченко И.А., Устинкин С.В. Религия в восприятии современной молодежи: цифры и комментарии // Современные исследования социальных проблем. – 2016. – №7(63). – С. 232-263.
9. Цветкова И.В. Типология студенческой молодежи по видам досуга // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6, №3(20). – С. 160-164.
10. Явон С.В. Молодежь в системе социальных отношений и городской среды // Система ценностей современного общества. – 2012. – №22. – С. 271-279.