Изменения досуга молодежи под влиянием COVID-19: социально-философский анализ
Равочкин Никита Николаевич,
доктор философских наук, доцент профессор кафедры педагогических технологий Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии профессор кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева E-mail: [email protected]
Бармашова Татьяна Ивановна,
доктор философских наук, профессор профессор кафедры философии Красноярского государственного аграрного университета E-mail: [email protected]
Мельникова Татьяна Витальевна,
доктор философских наук, доцент доцент кафедры гражданского права Сибирского федерального университета E-mail: [email protected]
Рахинский Дмитрий Владимирович,
доктор философских наук, доцент профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого профессор кафедры гражданского права и процесса Красноярского государственного аграрного университета E-mail: [email protected]
тик молодежи, произошедших под влиянием COVID-19, которые могут быть использованы в теоретико-методологическом и прикладном аспектах.
Ключевые слова: досуг, общество, коронавирус, трансформация, ограничения, свободное время, повседневность, город.
В статье через призму социальной философии рассматриваются изменения досуговых практик молодежи, произошедшие под влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции COVlD-19. Проанализирован потенциал досуга для молодых людей с позиции функциональности. Репрезентированы основания, в соответствии с которыми приверженность молодежи к тем или иным досуговым формам приводит к неравенству. В логике современной общественной жизни показана высокая значимость интернета при структурировании досуговых практик молодых людей. Демонстрируется, что пандемия новой коронавирусной инфекции существенно сузила привычный набор практик проведения свободного времени. Выявлены ключевые направления трансформации досуговых практик, позволившие молодым людям преодолеть негативные последствия коронавирусных ограничений. В заключение сформулированы выводы, пополняющие современное социально-философское знание в аспекте изучения изменения досуговых прак-
255
Пандемия, изоляционные меры и ограничения, с которыми столкнулись жители большинства национальных государств, привели к изменениям всех аспектов жизнедеятельности общества и становлению новой темпоральности, в которой осуществляется стирание границ между различными описывающими временные характеристики категориями. В условиях постковидной эры трансформировалась культура повседневности, характер производственной и досуговой деятельности. Изменился облик города по причине усиления разрыва между восприятием города как пространства публичной деятельности. Меняется восприятие урбанизированных территорий как кульминации постмодернистского места, с его современными улицами и многолюдностью, о которых сегодня пришлось забыть, а также музыкой, организующей пространство и время. Закрылись кафе, клубы, кинотеатры, заполненные ранее молодыми людьми.
Применительно к молодежному возрасту организация досуга должна способствовать социальной и психологический стабилизации, предоставлять возможности заниматься выбранными видами деятельности, общения с произведения искусства, конструировать культурную сферу, которая позволит защитить личность от стресса и негативных факторов трудовой деятельности. Организация досуга играет особо важную роль в жизни молодых людей. К сожалению, в современном российском обществе отмечается сокращение набора социальных ролей, культурных форм общения, что приводит к сужению привычного образа жизни, требует реализации научного подхода к организации культурно-досуговой деятельности указанной возрастной социальной группы. Говоря об особенностях молодежного досуга, следует прежде всего отметить, что он привлекает представителей данной группы такими сущностными чертами, как добровольный характер выбора, яркая эмоциональная окрашенность, демократичность и возможность одновременного сочетания нескольких видов деятельности [1, с. 336]. В то же время,
нельзя не отметить и негативные тенденции для досуга молодых людей. Исследователи отмечают, что приоритетными на сегодняшний день выступают его пассивные формы: «В структуре молодежного досуга преобладают пассивно-развлекательные виды деятельности, связанные с использованием современных информационных устройств. Занятия физкультурой, спортом популярны для сравнительно небольшой части молодежи» [4 с. 161].
Более того, само проведение досуга способствует сегодня дальнейшему расколу общества, его стратификации: молодежный туризм, посещение музеев и театров представляют собой дорогостоящие развлечения, которые могут позволить себе далеко не все, что соответствующим образом отражает неравенство на основании их материального положения и статуса. Формы досуга также отражают неравенство молодых людей и в региональном аспекте: в мегаполисах имеется несравнимо больше возможностей для удовлетворения потребностей, нежели у жителей небольших городов. Досуговая деятельность способствует личностному развитию, формированию общественных объединений молодежи, улучшению коммуникации между молодыми людьми, их интеграции в общество, в систему различных взаимоотношений, но приводит к закреплению расслоения общества по ряду оснований.
В последние годы появляются качественно новые виды досуговой деятельности, учитывающие изменения уровня материальной культуры, появление технологий и методов проведения свободного времени, а также изменения самой личности молодого человека. Учреждения социально-культурной сферы, перестраиваясь под изменения личности молодых людей, внедряют в свою деятельность такие формы работы, как конкурсы, фестивали, квесты, молодежный туризм. Значительное влияние на трансформацию досуговых практик оказали современные ИКТ. Интернет занимает доминирующую роль в процессах организации досуга, он способен удовлет-
256
ворить потребности в общении, познании, развлечении. Иначе говоря, интернет позволяет организовывать образовательные, развлекательные, игровые формы досуговой деятельности. Важно добавить, что новые формы организации досуга представляются особенно актуальными для молодых людей с ограниченными возможностями. При этом необходимо отметить, что вместе с возможностями, которые предоставляет интернет, онлайн-коммуникация таит в себе и риски. Как отмечает О.В. Ионова, «с одной стороны, Интернет предоставляет безграничные возможности для развития личности, получения новой информации, культурного развития, а с другой, при неправильном использовании может оказывать разрушительное действие как для личности, так и для организма в целом» [2, с. 110].
В условиях пандемии трансформации досуговой деятельности происходили преимущественно под влиянием новой темпоральности и отсутствии четкого разграничения между трудом и работой, между выходными и рабочими днями. Трудовая и многие другие виды деятельности частично или полностью были перенесены в виртуальную среду. Пандемия, по словам Н.И. Маслаковой-Клауберг, «формирует новый мир - мир виртуального и дистанционного общения, а значит - новые виды деятельности и потребности человечества» [3, с. 734]. Большая часть привычных до-суговых практик оказалась недоступна для молодых людей в разных странах мира: массовые и групповые мероприятия офлайн были просто запрещены. У оставшихся дома людей неожиданно оказалось много свободного времени, которое должно было быть организовано в пределах ограниченного пространства. По сути, пандемия и меры самоизоляции привели к увеличению свободного времени при снижении возможностей организации досуга [7].
Следствием ограничения возможностей проведения реальных встреч, физических контактов стало усиление значимости мероприятий онлайн, индивидуальных и групповых форм досуга в се-
ти. Режим самоизоляции, который свел к минимуму физические контакты, ожидаемо увеличил роль сетевого пространства в повседневной жизни людей. Для миллионов людей социальные сети, различные платформы и мобильные менеджеры стали не только главным источником получения информации, но и основным каналом связи с родственниками, друзьями и коллегами. В условиях изоляции получили распространение групповые и индивидуальные развлечения, связанные с сетевым взаимодействием: онлайн-клубы, интернет-соревнования, конкурсы, электронные книги, виртуальные выставки.
Анализ социальной практики показал, что во время пандемии наиболее распространенными видами досуговой деятельности в разных странах стали разговоры по телефону, видеозвонки, нахождение в социальных сетях, просмотр фильмов, шоу, чтение и занятия спортом дома. Таким образом, большая часть форм организации досуга связана с современными ИКТ, исключение составляют чтение и занятия спортом, что еще раз наглядно отображает глубинное проникновение современных технологий в привычную повседневность. В условиях пандемии роль и значение привычной иерархии потребностей по А. Мас-лоу изменились: на первое место вышли потребности в безопасности, причем не только в аспекте сетевых взаимодействий, сохранения конфиденциальности, отсутствия взломов, но и физическом, связанные со стремлениями обезопасить себя от вируса и заболеваний. Более того, сами виртуальные сети сегодня стали важнейшей потребностью.
Под влиянием потребности в безопасности изменились традиционные формы организации досуга, появились новые, а многие доковидные формы досуговых практик были утрачены либо существенно пострадали. В частности, одна из наиболее пострадавших сфер -туристическая - сегодня начинает восстанавливаться, однако говорить о достижении докризисного уровня на приходится. Многие отказываются выезжать за предел государства из-за опасений,
257
связанных как с продолжающейся пандемией, так и с рисками ее объективации. На смену привычному туризму пришел виртуальный. Одной из инновационных форм досуга стало путешествие при помощи веб-камер, которые стали своеобразным компенсаторным механизмом, средством связи с природой и местами, ассоциированных в сознании людей со счастливыми моментами прошлого.
В условиях ограничений досуг стал рассматриваться как средство удовлетворения потребности в безопасности. В частности, приготовление, кулинария «стали новым средством обретения покоя и уверенности в завтрашнем дне. Пробы новых рецептов позволяют минимизировать плохие мысли» [7]. Иными словами, в ситуации самоизоляции отдых, досуговая деятельность выступали жизненно важными элементами, но при этом отсутствующими в былых формах. Говоря о досуговой деятельности периода пандемии, следует отметить, что традиционная для России практика оказания помощи другим привела сегодня к появлению многочисленного волонтерского движения, участие в которое становится средством самореализации личности, помогая молодым людям приобрести навыки коммуникативного общения, духовно-нравственного опыта. Ведущей идеей волонтерского движения выступает «развитие и популяризация добровольческого труда, ориентированного на решение локальных проблем социального характера, формирование личной ответственности, социальной активности студенческой молодёжи» [5, с. 146].
Пандемия стала толчком к социальной мобилизации, реализуемой посредством цифровых технологий. Период самоизоляции стал для россиян временем демонстрации самых разнообразных форм демонстрации поддержки, солидарности. Иными словами, в условиях пандемии волонтерство как относительно новая для России форма досуговой деятельности изменилась, прежде всего, повысилась ее значимость, актуальность, отражающая усиление потребно-
сти в безопасности; изменились формы волонтерской деятельности: если в «до-ковидные» времена одной из излюбленных форм досуга волонтеров выступали так называемые «волонтерские пикники», в условиях запретов массовых собраний деятельность волонтёров заключалась в оказании помощи пожилым и маломобильным людям, заботе о домашних животных, чьи хозяева заболели. Новым направлением деятельности стала поддержка системы здравоохранения: сбор средств на приобретение вещей первой необходимости, консультирование, работа в «красной зоне» и т.д. Волонтерской помощью были охвачены различные категории населения, увеличилась численность людей, получивших помощь. Иными словами, влиянием пандемии изменились виды деятельности, повысился охват людей, которым была оказана помощь, увеличилась численность, граждан, вовлеченных в волонтерскую деятельность.
Важно добавить, что если традиционно волонтерство рассматривалось преимущественно как молодежная досуговая практика, в условиях пандемии к волонтёрским движениям присоединились представители других социально-демографических групп. В целом деятельность волонтерских движений отражает способности российского общества к консолидации в сложные, кризисные моменты. Трансформация традиционных досуговых практик, появление новых осуществляется на фоне роста интереса, вовлеченности в традиционные занятия. Одним из популярных видов семейной деятельности в условиях пандемии стали давно знакомые и всегда актуальные настольные игры и головоломки, шитье и кулинария. Эти формы организации досуга отразили, что люди все еще могут найти способы разнообразить свой досуг, просто быть вместе. Особую популярность в отдельных государствах приобрела кулинария: ограничения, закрытие отдельных магазинов, запрет на выход на улицу - все это привело к тому, что люди стали готовить дома то, что раннее приобретали в магазинах, прибегая к ностальгическим блюдам. На се-
258
годняшнии день в научной литературе был проведен ряд исследований, которые позволяют сделать вывод, что выпечка хлеба стала одним из излюбленных видов проведения досуга при ухудшении ситуации с коронавирусом, интерес к приготовлению еды был связан и с виртуальными акциями. Возвращаясь к теории потребностей Маслоу, обращение к кулинарии как форме досуговой деятельности отражает потребность личности в удовлетворении базовых потребностей, обеспечивающих физическое выживание личности. Приготовление пищи стимулирует творчество, воздействует на эмоциональный фон личности, приносит удовольствие. Приготовление пищи становится обеспечением пропитания, средством заполнения свободного времени, а также демонстрации своих навыков в социальных сетях, что отвечает удовлетворению потребности в самоактуализации. Следовательно, даже традиционные «ностальгические» формы досуговой деятельности чувствуют на себе сегодня влиянием цифровиза-ции, превращаются в средство самореализации личности в сетевом взаимодействии, создания виртуальных общество по интересом, средством коммуникации с другими [6; 7].
Важно добавить, что, если социальные сети, обмен сообщениями на сегодняшний день пользуется популярностью практически у всех социально-демографических групп, такие досуго-вые формы, как настольные игры, кулинария и пр. по-разному воспринимаются населением. В частности, Дж. Холлоуз на основании изучения особенностей восприятия кулинарии, приготовления как формы досуговой деятельности приходит к выводу, что домашняя кухня может восприниматься как приятный досуг лишь в том случае, если личность воспринимает дом как место для проведения свободного времени, а не труда, в ситуации четкого разграничения временных отношений между публичной и частной сферами собственной жизни [8].
Принимая во внимание, что во время пандемии именно пространственно-
временные отношения между рабочей и частной сферами подверглись своим трансформациям, а границы между домом и работой практически стерлись, приведенные положение не могут выступать полноценным объяснением причин популярности тех или иных видов досуговой деятельности. В целом, выявление причин предпочтений личностью, социально-демографическими группами тех или иных форм досуговой деятельности требует своего дальнейшего исследования, изучения.
Пандемия и самоизоляция не стали для человечества периодом переосмысления интенций дальнейшего развития, что глобальный кризис стал для человечества новым началом, а лишь усилил тенденции, которые сформировались раннее, обострив проблемы, которые появились задолго до пандемии, в том числе и цифровизацию, вовлеченность молодых людей в систему сетевых взаимодействий, обращенность на внешний по отношению к личности мир. Также не снизилась стратификация национальных обществ. Пандемия обнажила и без того актуальные проблемы социального неравенства и, как следствие, неодинакового доступа к досугу: отсутствие досуга для бездомных, которые не могут быть в безопасности, ограниченные возможности для организации досуга матерями-одиночками, рост насилия в семьях в условиях изоляции.
В «доковидные» времена молодые люди участвовали в массовых, групповых и индивидуальных формах досуговой деятельности, однако в связи с изоляцией массовые мероприятия стали невозможны, а две другие подверглись существенным изменениям. Основными факторами, которые обусловили трансформации досуговой деятельности, являются нивелирование границ между сферой частного и общего, между трудом и отдыхом как таковым; перемещение досуговой деятельности в виртуальное пространство и изменение потребностей личности. Под влиянием указанных факторов традиционные досуговые формы подверглись изменениям, произошел переход к новым вариантам досуга. В ка-
259
честве изменений традиционных форм досуга следует отметить, прежде всего, усиление роли и значения волонтерских движений, которые объединили не только молодых людей, но и представителей других социально-демографических групп. Волонтеры приняли на себя многочисленные обязанности, включая заботу о системе здравоохранения, оказание помощи отдельным категориям граждан. В целом, усиление значимости волонтерских движений стало средством удовлетворения потребностей в безопасности, самореализации, отразив консолидацию общества перед лицом экзистенциальных вызовов пандемии.
Ожидаемо усилилась роль и значение ИКТ, произошла интенсификация взаимодействий с другими в виртуальном сообществе, произошел переход к игровой деятельности, а также участился обмен информацией между различными субъектами (мы-медиа). Особую значимость приобрели «запущенные» в сети многочисленные акции и виртуальные конкурсы.
Под усилившимся влиянием ИКТ изменились традиционные виды досуговой деятельности: реальный туризм, оказавшийся недоступным, был заменен виртуальным, а «ностальгические» виды досуговой деятельности стали средством социальной коммуникации, объединив участников в сетевые сообщества. Период пандемии наглядно отобразил, что на сегодняшний день жизнь молодых людей сводится к внешней стороне, характеризуясь высокой зависимостью от социума, коллективного мнения и взаимодействий (как реальных, так и виртуальных), тогда как обращенность к себе и собственному внутреннему миру все еще остается выраженной менее ярко.
Сегодня исследованию подвергаются различные аспекты досуговой деятельности молодых людей: наиболее популярные виды в национальных странах, изучение причин повышения значимости тех или иных практик. Накоплен внушительный корпус работ, посвященных изучению влияния ИКТ на трансформации досуговой деятельности. В то же время, нерешенными являются проблемы из-
учения снижения ценности одних видов досуга при их замещении другими вариантами проведения свободного времени; при этом ожидаются фундаментальные работы, посвященные выявлению особенностей трансформации досуга в условиях пандемии в тех или иных эмпирических контекстах. В частности, это касается проведения сопоставительных исследований последующих изменений досуговых практик, отправной точкой чему послужило именно введение корона-вирусных ограничений.
Литература
1. Бабосова Е.С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 336-344.
2. Ионова В.О. Современные виды досуга студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 3 (35). С. 106-113.
3. Маслакова-Клауберг Н.И. Международные правовые, экономические и социальные последствия пандемии коронавируса в мире // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 4. С. 728-736.
4. Цветкова И.В. Типология студенческой молодежи по формам досуга// Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 160-164.
5. Шарковская Н.В. Аксиологическая направленность культурологических форм активного досуга современного студенчества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С.142-149.
6. Easterbrook-Smith G. By bread alone: baking as leisure, performance, sustenance, during the COVID-19 crisis // Leisure Sciences 2020. Vol. 43. № 1-2. pp. 1-7.
7. Güler O., Haseki M.i. Positive Psychological Impacts of Cooking During the COVID-19 Lockdown Period: A Qualitative Study // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. 635957.
260
8. Hollows J. Oliver's twist. Leisure, labour and domestic masculinity in The Naked Chef // International Journal of Cultural Studies. 2003. Vol. 6. № 2. pp. 229-248.
CHANGES IN YOUTH LEISURE UNDER THE INFLUENCE OF COVID-19: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Ravochkin N.N., Barmashova T.I., Melnikova T.V., Rakhinskiy D.V.
Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev; Krasnoyarsk State Agrarian University; Siberian Federal University; Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voino-Yasenetsky
The article, through the prism of social philosophy, examines changes in the leisure practices of young people that occurred under the influence of the pandemic of the new coronavi-rus infection COVID-19. The potential of leisure for young people is analyzed from the point of view of functionality. The reasons are presented according to which young people's commitment to certain leisure forms leads to inequality. The logic of modern social life shows the high importance of the Internet in structuring the leisure practices of young people. It is demonstrated that the pandemic of the new coronavirus infection has significantly narrowed the usual set of practices for spending free time. Key areas of transformation of leisure practices have been identified that have allowed young people to overcome the negative consequences of coronavirus restrictions. In conclusion, conclusions are formulated that complement modern socio-philosophical knowledge in the aspect of studying changes in the leisure practices of young people that occurred under the influence of COVID-19, which can be used in theoretical, methodological and applied aspects.
Keywords: leisure, society, coronavirus, transformation, restrictions, free time, everyday life,
city.
References
1. Babosova E.S. Leisure as a factor of youth involvement in sociocultural activities // Sociological almanac. 2012. No. 3. pp. 336344.
2. lonova V.O. Modern types of leisure for student youth // News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences. 2015. No. 3 (35). pp. 106-113.
3. Maslakova-Klauberg N.I. International legal, economic and social consequences of the coronavirus pandemic in the world // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Economics. 2020. T. 28. No. 4. pp. 728-736.
4. Tsvetkova I.V. Typology of student youth according to forms of leisure // Karelian scientific journal. 2017. T. 6. No. 3 (20). pp. 160164.
5. Sharkovskaya N.V. Axiological orientation of cultural forms of active leisure of modern students // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2018. No. 1 (81). pp. 142-149.
6. Easterbrook-Smith G. By bread alone: baking as leisure, performance, sustenance, during the COVID-19 crisis // Leisure Sciences 2020. Vol. 43. № 1-2. pp. 1-7.
7. Guler O., Haseki M.i. Positive Psychological Impacts of Cooking During the COVID-19 Lockdown Period: A Qualitative Study // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. 635957.
8. Hollows J. Oliver's twist. Leisure, labour and domestic masculinity in The Naked Chef // International Journal of Cultural Studies. 2003. Vol. 6. № 2. pp. 229-248.
261