THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING CHANGES IN THE STRUCTURE OF LEISURE PRACTICES OF URBAN YOUTH UNDER THE INFLUENCE OF COVIB-i9
Ravochkin Nikita NikoUicvich, DSc of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical Technologies, Kuzbass State Agricultural Academy; Professor, Department of History, Philosophy and Social Sciences, Kuzbass State Technical University named after T.F, Gorbachev, Kemerovo
This article discusses the theoretical and methodological aspects of the sociological study of the transformation of leisure practices oj urban youth under the influence of the COVID-ig pandemic. The specificity of the group of the social group urban youth as a conductor of innovations and an expert in the leisure sphere is described From the standpoint of the organization of free time, urban spaces are critically analyzed and their advantages over other targeted objects are identified. The impact ofCOVID-ig on the change in urban everyday life is demonstrated. A methodology for sociological research of changes in the leisure practices of urban youth has been compiled. Keywords: youth; leisure practices; city; COVID-ig; everyday life. EDN: KDEWZY; DOI; 10.34933/2305-8757.30363-14.13
Цитировать: Равочкин H.H. Тшретико-методологичеШйеаспекты изучения изменений в структуре до-суттшых практик городской молодежи под влиянием COVID-ig // KAN'!': Social science & Humanities. -2023. - №2(14). - С. 73-82. EDN: KDEWZY. DOI; 10.24923/2305-8757.2023-14.13
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ
ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОУГО-1д
В ¡замках данной статьи рассматриваются теоретические и методологические аспекты социологического изучения трансформации дсхуговых практик городской молодежи под влиянием панделши СО\'Ю-1д. Описана специфика групп ы социальной группы го/зодекггя молодежь как проводника инноваций и эксперта в досуговой сф>ере. С позиции организации свободного времени критически проанализированы городские пространства и выявлены их преимущества перед другими адресными объектами. Продемонстрировано влияние СОУЮ-гд на изменение городской повседневности. Сосптвлена методика социологического исследования изменений досуговых щШтик городской молодежи.
Ключевые слов а: молодежь; досуговые практики; город; СОУЮ-1д; повседневность.
УДК 316 ВАК 5.4.4
! Ривочкин Н.Н., acuj
Выбор молодежи в качестве отдельной группы для заявленного исследовании связан с тем, что, как отметила C.B. Явон, именно в данной группе усматривается та символическая преемствен и ость между поколениями, которая становится витальной для последующего обеспечения нормального самовоспроизводства общества [ю;и]. Кроме этого, молодежь как фундамент будущего развития любой страны является одним из основных адресатов большого количества инициатив со стороны государства, а созидательный потенциал представителей данной группы позволяет им конструировать и модифицировать новую традиционность. Как правило, молодые люди являются инноваторами и именно их интересы, предпочтения и экспектации зачастую становятся предпосылками /утя прорисовывания векторов экономического развитая страны. Прежде чем переходить к изучению специфики досуговых практик городской молодежи, не-
РАВОЧКИН Никита Николаевич, доктор философских наук, доцент, доцент кафедры Педагогических технологий, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия; профессор кафедры Истории, философии и социальных наук, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Кемерово
обходимо репрезентировать сущностные характеристики заявленной группы.
Ранее мы отмечали, что под молодежью чаще всего понимаются люди в возрасте от I8 Д° 35 лет- Также необходимо подчеркнуть, что молодёжь представляет собой наиболее перспективную, динамичную и в то же время самую открытую по отношению к внешней среде и инновациям социально-демографическую группу. Индивидов, относящихся к молодежи, объединяют весьма схожие психофизиологические особенности, при этом следует сделать акцент, что их аксиологические модусы и экспектации вряд ли удастся привести к общему знаменателю, поскольку эти характеристики детерминированы ролевыми позициями, социальными статусами и контекстуальными реалиями, в которых бытийствуют представители российской молодежи. Важнейшей характеристикой социально-демографической группы выступает нахождение в состоянии интенсивного развития, поисков своего места в системе социальных взаимодействий, вхождения в профессию. Все это оказывает влияние на эмоциональный фон личности, ее состояния, которые могут отличаться отсутствием стабильности [5, с. 217].
Однако современная молодежь в реалиях российского государства - это еще и неоднородная социальная группа. Учитывая возрастное распределение ее представителей, мы можем зафиксировать, что дифференциация главным образом укоренена в общей институциональной неустойчивости, с чересчур частыми разрушениями и/или трансформациями этих первостепенно значимых для другого общества структур. Другим моментом, заслуживающим внимания при постижении сущности современной молодежи, является функционал социальных лифтов и связанные с ним затруднения по инкорпорации и успешному старту исследуемой группы.
В иерархии ценностей российской молодежи досуговые практики занимают видные
позиции, норой превалируя над многими остальными пунктами. Стоит задуматься, почему же именно эта область человеческой жизнедеятельности настолько превалируют над другими? С одной стороны, это самоочевидно по причине возможностей реализации социокультурных потребностей молодых людей, где на переднем плане оказываются их связанные с общением, оздоровлением и самообразованием свободы. Молодые люди самостоятельно сочетают факторы вариаций времени, места и форм реализации досуговых практик, отдаленных от профессиональной либо се мейно-бытовой сферы. Пребывая в досуге, молодежь также минимизирует оказываемое на нее институциональное давление посредством норм и правил [8].
В то же время, мы признаем некоторую нестабильность и даже наличие кризиса, касающегося нормативно-аксиологических систем в отечественном социальном пространстве. Привычные для представителей одних подгрупп молодежи социальные практики могут быть недоступными никогдадля других, что нормализует анемичность и конфликтность между относящимся к различным общностям индивидам. В этом обнаруживается также выделяемая многими современными исследователями "маргиналы-i ость" как сущностная черта отечественных молодых людей. Именно через нее возможно репрезентировать те поляризующие молодежь характеристики, порой приводившие к радикальным и трудно прогнозируемым изменениям. В течение всего периода принадлежности к группе "молодежь" индивиды множество раз проходят сквозь точки бифуркации, а при осуществлении того или иного выбора они оказываются в определенных, пусть даже в самых крайних социально-пространственных координатах: "Экономика, политика, развитие науки и следующей за ней технологии, состояние общества в целом определяют условия, в которых формируются ориентации и социальное поведение юношей и девушек.
На их ориентации и социальное поведение воздействуют демографические процессы, состояние системы образования, ценностные ориентации различных слоев общества, массовые коммуникации. Здесь проявляет себя сложная гамм а склон и остей, п ред почтен ий, социальных устремлений когорт молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь. Все это обусповли вает разнородность и неоднозначность в адаптации молодежи к изменяющимся условиям ее самоопределен ия, склонность ди намики процессов, связанных с разными аспектами самоопределения, к противоречивости и, как следствие, высокую вероятность возникновения конфликтов" [п, с. 272].
Именно молодежь с учетом аналитики их контактирования, как правило, присутствует в эпицентре социальных взаимодействий. В этом плане показательным выглядело бы переосмысление их статуса в контексте досуговых практи к. Повседневная жизнь молодежи, а именно городской молодежи, наполнена бесчисленным количеством вещей, максимальное количество которых маркируется в качестве "привычных", это для обозначенной нами социальной группы, Вещи и технологии, к некоторым из которых представители старших поколений даже опасаются подступиться ввиду "грандиозности" инструкции по эксплуатации, выглядят рутинными и неотъемлемыми для успешного осуществления множественной деятельности, как профессиональной, так и досуговой. Студепт-кальянщик, стремящийся обрести финансовую свободу от родителей, может готовить первоклассные паровые коктейли как на работе, так и среди близкого круга друзей и знакомых. Справедливо отметить, что именно молодежь продвигает те изобретения (пост)информационного общества, задавая новые векторы в части быта, работы, учебы и, конечно же, досуга.
Кроме этого, в руках городской молодежи оказывается весь мейнстрим досуговых практик, которые управляются и трансфор-
мируются преимущественно этими акторами. Город является перекрестком, на котором встречаются многочисленные интересы, ведь их архитектоника содержит куда большее количество повседневных объектов и эпизодов, так или иначе способных впечатлить, заинтересовать или же вовсе побудить к размышлениям представителей молодежи. В отличие от Меньших по масштабу и численности населения населенных пунктов, для которых свойственны консерватизм и рутинизированность, города пред-лагают огромное количество сред и пространств для организации и реализации досуговых практик [13; 14]. Условно можно сказать, что именно в городах, с их повышенным динамизмом и сложной организацией городской жизни, досуг молодых людей приобретает уже отмеченную нами самостоятельность.
Важно отметить, что в городах, где требуется инициативное участие молодых людей, весьма редки случая пассивного неприятия каких-либо инноваций, а их социокультурное пространство я вляется не иначе как перманентно развивающимся. Городская молодежь создает собственные нормативные матрицы социальных процессов, а не является реципиентом их готовых моделей извне. Инициативность - вот еще один краеугольный камень модификации и совершенствования досуговых практик. По сути, проживающие на урбанизированных территориях молодые люди являются гораздо более открытыми за счет, к примеру, более высококачественного образования, развитого кругозора и общекультурной компетентности в целом. По большому счету, культура досуга в городах не исчерпывается всеми многоч ис-лепными практиками за счет пополнения необходимого инновативногослоя [13Д4].
Воспроизводство городской молодежи также осуществляется более высокими темпами не благодаря миграционным процессам, но прежде всего за счет привлекательности повсеместно внедряемого "образа Горожанин!"- Специфика настоящего в ре-
"В МОМЕНТЕ" ПРОШЛЫМ и
мени богата на многочисленные медиареп-резентации, видное место среди которых занимают мифо- и йдеологемы, сосредоточенные возле фукианского концепта "заботы о себе". Одним из направлений данной дисциплинарной практики, фундирующей образ успеха, является умение управлять своим свободным временем и конструировать досуг, что как нельзя лучше укладывается в общеизвестную фразу: "Хорошо работает тот, что хорошо отдыхает".
Городской досуг позволяет индивиду стать свободным от рутинного груда, что не просто позволяет трансформировать системы аксиологических модусов личности, но и вовлечь молодежь в со-участие по преобразованию окружающей действительности: "Именно позиция "социальнойобязанности" формирует в системе общественных взаимодействий новую сферу досуга ил и "до-суговой деятельности", которая вытесняет представление о праздной свободе на периферию жизненных установок. Это происходит в связи с изменившейся ключевой ценностной установкой на личностную творческую активность, что не допускает в качестве положительных жизненных страте гай стратегию праздности" [7, с. 57].
Создавая множественные среда организации и протекания досуга, молодые люди по-своему (не)осознанному волению превращают город в центр самых различных практик, что вряд ли бы удалось сделать, к примеру, поместив рассматриваемую социальную группы в рамки домашней или родительской среды. Именно в данном аспекте молодежи удается возвыситься * од многими другими группами, поскольку в области досуга именно она становится тем специфическим субъектом, который правомерен скептически относиться к не-маргинальпости самых рззл ич ных коллекти вн ых образован ий, ведя вполне самостоятел ьную деятельность в обозначенном аспекте.
МЕЖДУ БУДУЩИМ.
Сущностная уникальность молодежи как таковой дополняется и благодаря тому, что данная группа находится "в моменте" между проо]лым и будущим, а их восприятие времени сочетается с многочисленными практржами интерсубъективных взаимодействий. Выигрышная позиция молодых людей в сравнении с рядом других объединений состоит еще и в том, что если досуговые практики - это всегда выбор, то относящиеся сюда индивиды в процессе социализации на пути к свободе находятся чаще, нежели остальные, в ситуациях выбора для преодоления насущных Трудностей. Пожалуй, именно городское пространство с его хитроумными переплетениями дает ключи к решению проблем и позволяет через новаторство выйти на стабильность и развитие, достигаемое к зрелости.
Итак, досуг привлекателен своей нерегламен-тиро ванн остью, которая усугубляется постоянными коренными онтологическими сдвигами Социальной реальности, что, тем не менее, открывает новые возможности для сочетания интеллектуальной и физической деятельности, неизбежным образом даря молодым людям новые эмоциональные переживания и окрашенность индивидуального и коллективного бытия. Уникальные комбинации "ума" и "физики", да еще с акцептом на созидание вместо простого пассивного созерцания, дают1 надежные маркеры для описания досуговых праьсгик городской молодежи как демократичных.
В то же время мы не можем не высказать некоторые критические замечания по поводу того, что анализ состояний и тенденций развития досуговых практик интересующей нас социальной категории обнажает некоторый пробел в системности как изучения, так и непосредственно организации свободного времени молодых людей. При этом согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", одним
из направлении ее практической реализации называют организацию досуга. С одной стороны, это позволило бы создать некоторую гибкую управленческую систему с архитектоникой условий для сохранения и приумножения человеческого капитала. С другой - в ряде работ исследователи словно "забывают" о чувствительности молодежи к социокультурным метаморфозам, которые могут на долгие годы привести к отчуждению целого ряда ее представителей. В этом плане досуговые практики выступают надежи ым инструментом адаптации молодых людей, реализуя нелинейные сценарии которых, они могут лучше приспособиться к изменениям политического или психологического климата в том или ином обществе, что расценивается нами в позитивной модальности для прорисовываний траекторий развития этой социальной категории.
Действительно, именно досуг, как отмечают отечественные социологии, становится не просто "критерием качества жизни. Досуговая деятельность дает возможность примерить на себя различные социальные роли - лидера, ведомого, партнера, добровольно выполнять различные правилаитре-бовалия, непри ну ждеино выстраи ват ь общение со новым окружением преподавателей и студентов, творчески проявлять себя" [1]. К примеру, молодые люди через участие в релевантных объединениях вполне могут преодолеть антисупружеские или антисемейные мировоззренческие установки, не говоря уже о приобщении к творчеству через развлекательные формы, что приводит к повышению не только досуговой, но и общесоциальной квалификации как самой молодежи, так и взаимодействующих с ними индивидов. Поэтому важным уточнением при изучении досуговых практик молодежи является преобладание активного и созидательного начала.
В целом наличие свободного времени у молодых людей в совокупности с качеством организации и проведения досуга отражает и общий уровень развития общества, чтослу-
жит валидным ориентиром для планирования и реализации политики институциональных преобразований в сфере культуры. Так или иначе, "основу функционирования институтов составляют типизация и хаби-туализация, предполагающие минимизацию затрат мышления и деятельности для предвидения действий, которые совершают и воспроизводят участники социальных взаимодействий. Такая пр и рода и нет и ту ци -опальных отношений позволяет вскрыть коммуникативную сущность институтов, снять неопределённость результатов и повысить эффективность за счет скоординированных действий акторов" [4, с. 24]. В соответствии с этим досуговые практики молодежи имеют ярковыражениый разнонаправленный характер, где переплетаются волонтерство, наука, спорт, творчество и многие другие виды осознанной и направленной активности.
Реализация интересов личности молодого человека и целенаправленный отбор со-циалы ю одобряемых практик - вот сложные векторы организации досуговых пространств в реалиях урбанизированных территорий. Общественная легитимация касается также и способов достижения результатов, поскольку излишне девиант-ные и деструктивные версии проявления молодыми людьми себя являются крайними формами проявления агрессивного и вплоть до граничащего с экстремизмом поведения.
В российских контекстах это, вне всякого сомнения, задает отдельную панораму исследований внеинституциональных форм досуговых практик молодежи. Ввиду социально-экономических параметров, куда относятся безработица и нестабильность на рынке труда, необходимо проявление демаркационных линий между подобным недосугом и собственно досуговым и практиками, которым, на наш взгляд, так и не уделяется должного внимания со стороны властных акторов и влиятельных субъектов
общественных отношений по созданию досуговых учреждений.
Таким образом, субъективный выбор досуговых практик городской молодежью при грамотно спроектированной и организованной среде позволяет обеспечить желаемые для большинства обществ сценарии эволюционного развития через нестандартные варианты и способы решения поданных для осмысления задач. Немаловажно, что города и особенно мегаполисы позволяют жестче подходить к организации свободного времени и по-другому осуществить взаимодействие с повседневными вещами и ценностями, с которыми люди регулярно сталкиваются в обыденной жизни. Поэтому досуг городской молодежи интересен еще и тем, что в отличие от линейности, к примеру, яр-ковыражешюгопреобладания развлекательного компонента в своей структуре, он сочетает в себе модусы восстановления сил, саморазвития, совершенствования окружающей деятельности через призму взглядов отдельной личности или целой группы, ярких впечатлений и переживаний. Понимаемые в таком "прогородском" ключе досу-говые практики, как представляется, позволяют неравнодушным молодым людям пережить не только удовлетворенность после окончания деятельности, но и всецело почувствовать полноту своей экзистенции [з].
Однако в современном мире все чаще встречаются случаи, когда привычные ежедневные взаимодействия претерпевают существенные изменения. В этом плане неминуемы трансформации досуговых пространств современной городской молодежи, что еще ожидает своего глубинного научного осмысления. При этом культурформи-рование и развитие молодых людей невозможно исключить, для чего необходимо обратить внимание на изменения в досуговых практиках и установках, которые бы привели к позитивному конечному результату по укреплению человеческого капитала. Одним из таких требующих исследова-
тельской оптики событий становится пандемия новой коронавирусной инфекции, когда при вычные разновидности досуговых практик оказались недоступны молодым людям, а привычный образ жизни попросту был нарушен.
Карантинные меры, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, привели к закрытию многочисленных, связанных с досуговыми практиками учреждений всех без исключения городов, и, как следствием, переносом свободного времени молодежи в новые пространства. Мы не можем утверждать, что в непростых наличных социально-экономических условиях функционирования бизнеса все участники следовали ограничительным мерам, поскольку за 2020-2021 гг. в региональных медиа был и сообщения по поводу судебных разбирательств с игроками рыночных отношений, главным образом нашедших свою нишу в сфере досуговой деятельности.
Свободное время и его наполненность, представляющие собой двуединую сложную структуру, - вот основной инструмент (само )фор мирова11ия личности молодых людей через запуск рекреацион и о- восстановительных процессов и конституирование ценностных составляющих их жизненных миров: "Способ проведения молодежью свободного времени является своеобразным индикатором ее культуры, духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы" [2, с. 1134].
Интенсификация ритма повседневной жизни молодь!х людей столкнулась со всевозможными ограничительными мерами, которые подтолкнули ее к пересмотру предпочтений и приоритетов, а также переориентировать структуру досуговых практик в сторону дома. Нахождение баланса между основной деятельностью и досугом, а также планирование свободного времени, да еще с учетом соблюдения карантинных предписаний, излишний раз доказывают, что городскую жизнь немыслимо рассматривать с допущением какой-либо статичности [6].
Тем не менее, вынужденный отказ от прежних форматов досуга не привлекли внимание широкой исследовательской аудито-рии, как, к примеру, это произошло с изучением непосредственно осуществляемой деятельности в удаленной форме или с применением дистанционных технологий.
Исследовательские проблемы кроются в фактическом отсутствии каких-либо обобщенных сведений по поводу изменений в структуре досуговых предпочтений и практик городской молодежи, которые произошли в связи с пандемией СОУИМу. Анализ трансформации досуговых практик мол одежи позволяет не просто получить данные о том, как данная социальная группа проводит свой досуг. Прежде всего, это позволяет выяснить аксиологическое отношение к наделенного новым смыслом свободному времени в реалиях изменившегося урбанизированного пространства, что открывает широкие возможности для компаративистского рассмотрения феномена досуговых практик в динамике и выявить их наиболее значимые изменения в локальной исторической специфике [12]. Прикладная направленность обозначенного исследован ия позволяет, на наш взгляд, использовать полученные результаты для преобразований досуговых практик анализируемого городского пространства и сделать его комфортным сучетом последних вызовов.
Основой нашего исследования стала не-обходимость подтвердить или опровергнуть некоторые предположения относительно [тезкой трансформации досуговых практик городской молодежи после объявления карантинных мер, связанных с распространен нием новой коронавируаюй инфекции. Первое предположение заключается в том, что пандемияСОУШ-19 одномоментно изменила досуг городской молодежи в сторону "домашнего" формата. Данное соображение связывается главным образом с введенными ограничениями. Другим тезисом, ожидающим своего подтвержден ия или опровержения, становится предположение о пересмот-
ре структуры досуговых практик ввиду изменения ситуации, произошедшей с занятостью населения на рынке труда. Целый ряд предприятий вынуждены были перевести свой персонал на удаленную работу, а кто-то и вовсе отказался от части заработной платы. Кроме этого, существенные изменения произошли с сектором неформал ь-ной занятости населения, где за молодежью традиционно закреплен большой сегмент. Отсюда же вытекает еще одно предположение о приоритетности прежних досуговых практик и тех, к которым адаптировались молодые люди в период пандемии.
Обоснование методов сбора информации. Многоаспектный характер проблемы позволяет утверждать о целесообразности использования различных методов сбора данных. Комплексный подход позволяет соединить количественные и качественные методы исследования, поскольку только в своей совокупности данные метода повышают степень достоверности получаемой информации. В качестве базисных инструментов исследования трансформации досуговых практик городской молодежи под влиянием СОУГОлд предлагается использовать методы анкетирования и экспертного опроса, проводимого в форме глубинного интервью.
Анкетный опрос позволяет охватить множество респондентов, относящихся к категории "городская молодежь" (18-35 лет). Для участия в социологическом исследовании в первую очередь могут быть выбраны студенты вузов, а также выпускники высших учебных заведений, проживающие и осуществляющие свою трудовую деятельность в том или ином городе. Выборочную совокупность целесообразнее построить по принципу доступной выборки с элементами стихийного отбора. Выборка выпускников была организована посредством метода "снежного кома", то есть сами информанты делились контактами своих друзей или знакомых, заинтересованных в прохождении анкетного опроса. Такое особое внимание к "простуде нческой" аудитории обусловливается
признанием наличия у них более высокого уровня интеллектуальных, информационных и организационных способностей применительно именно к конструированию образа жизни и разнообразия при выборе досуговых предпочтений, что позволяет преодолеть такое вульгаризованное понимание досуга, как, например, "развлечение", или вовсе его откровенно примитивные или чересчур элементарные формы, что было неоднократно выявлено в ходе личных бесед с представителями не-студенческой молодежи.
Более того, именно студенты и выпускники высших учебн ых заведеI шй в большей степени столкнулись с перестройкой своего графика, свидетел ьствующей об отсутствии должного упорядочивания когнитивной пары "учеба / труд - досуг", что, безусловно, затребовало новых взглядов на системное упорядочение и гармонизацию новых схем восприятия реальности, активности и последующего оцени ван и я свои х действи й [9]. По нашему мнению, пандемия коронавиру-са стала выражением тех идей, ориентиров и ценностей, которые связывают молодежь с освоением новых практик в видоизмененном городском пространстве.
Распространенность анкет связывается с их жесткостью и стандартизированным характером. Еще одна сильная сторона анкетирования заключается в удобстве оперирования с первичными данными, а их простая фиксация имеет определенную упорядоченность, поскольку содержание и формы вопросов связаны с представленными вариантами ответов. Другое преимущество анкетного опроса - в его экономичности, Позволяющей собрать массивы информации на относительно небольших временных отрезках благодаря заранее установленным и неизменяемым в ходе исследования письменным формам. В-третьих, организация и проведения анкетирования дают общую объективную картину, в последующем подразумевающую детализацию, за счет того, что интервьюер Не оказывает воздействия на респондентов. В то же время, с учетом
анонимности опрашиваемые дают обоснованные ответы в комфортное для них время и с привычной скоростью заполнения бланков. Наконец, в современных реалиях анкетирование может проводиться как в офф-лайн, так и в онлайн форматах.
Методом экспертного опроса (интервью) опрашиваются люди, непосредственно владеющие бизнесом в сфере досуга или же имеющие высокий уровень компетентности, позволяющий им ориентироваться в этой сфере в координатах городских пространств. Необходимо сказать, что экспертный опрос является надежным инструментом, позволяющим оценить достоверность и обоснованность полученной в ходе анкетирования информации, прежде всего, благодаря имеющимся в проблем атизирован-ной области знаниям и их непосредственной включенности в предметное поле.
Сильные стороны этого и нструмента по-зволяют глубже понять мнение эксперта и повысить полноту реализации гносеологического потенциала выбранных и формулируемых вопросов; самосгоятелыщрпределять интервьюеру длительность беседы и наблюдать за реакциями респондента, ввиду чего возможна корректировка получаемой информации - все это с учетом непринужденной обстановки повышает достоверность сведений. Таким образом,полуформализованное индивидуальное интервью позволило детальнее изучить влияние пандемии на изменения в структуре досуговых практик молодежи путем анализирования оценок и мнений опрошенных.
Инструментарий анкетного опроса можно разбить на несколько блоков, вопросы в которых направлены на выяснение:
- мнений о предназначении свободного времени;
- социально-демографических характеристик респондентов;
- оцепок респондентов по поводу изменений в структуре собственного досуга;
- смены приоритетов в рам ках досуговых практик до и после пандемии СОУШ-гд.
Содержание глубинного интервью состоит из открытых вопросов, которые охватывают проблемы:
- понимания наиболее пострадавших от карантинных мер сегментов досуговой индустрии;
- выяснения векторов трансформации досуговых практик городской молодежи;
- оценки новых предпочтений проведения молодежью свободного времени;
- Выявления траекторий развития досуговой инфраструктуры.
Нелинейный сценарий интервью позволяет информантам представить подробную информацию о специфике трансформации досуговых практик городской молодежи под влиянием пандемии ССМОлд.
Б заключение отметим, что к молодежи мы относим людей в возрастном диапазоне от Ш до 35 лет. Молодёжь - это наиболее активная, гибкая и перспективная социальная группа. Шовременныммолодым людям свойственны разнообразные психофизиологические особенности. В плане ценностей и экс-пектаций их модусы не могут быть рядоподожепы по причине бурной смены ролей и статусов, а также пребыванием в неодинаковых реалиях, детермнирующих их исходные возможности. В этом плане показательным является то, что досуговые практики городской молодежи приобретают все большую значимость для понимания общей логики развития городской инфраструктуры. Прежде всего, это связано с преодолением более чем упрощенного понимания досуг а для данной социальной общности исключительно как отдыха, а также в связи с возрастающей ролью представителей этого поколения в аспекте инновационного и эволюционного развития страны. Во-вто-рых, в координатах урбанизированных пространств у молодых людей имеется более чем исчерпывающий перечень предлагаемых досуговых практик.
В связи с новизной такого значимого фактора ре модели рован ия повседневности, которым оказался коронавирус, охвативш ий все
страны, потребовалось четкое понимание априори неизбежных сдвигов в структуре досуговых практик городской молодежи. В условиях многочисленных ограничений и переформатирования частного и публичного пространства произошли метаморфозы в привычных взаимодействиях между молодыми людьми, а также существенно снизилась активность данной социальной группы. Понимание векторов будущего развития городов и сферы досуга в частности появилась необходимость для вдумчивого социологического анализа обозначенных изменений, для чего была составлена методика, которая позволяет изучить общую картину трансформации досуговых практик городской молодежи под влиянием пандемии новой корон авирусной инфекции COVID-19. Комплексный подход, сочетающий количественные (анкетирование) и качественные (глубинное интервью) методы исследования, способен обеспечить более полную аналитическую картину заявленной проблемы.
Литература;
1. Братцева ОА., Козырева Т.В. Досуг как средство адаптации студентов-первокурсников в образовательном учреждении // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 9. - С. 39-43.
2. Макар)!» ВВ., Русяева ВС. Досуговые предпочтения современных студентов // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: сб. ст. конф. - 2016, - С1J33-Í142.
3. НадехинаЮ.П., Кол чин А.А, Крюкова [''.В. Место и рол ь досуга в повседневной жизни московских студентов в условиях раз вития информационного общества// Цифровая социология.-2022. - Т. 5. - № 2. - С. 78-86.
4. Равочкин H.H. Роль идей в становлении и трансформации политико-право в ых институтов: теоретико-методологические и прикладные аспекты. - Кемерово: ЩзГТУ, 2021. -258 с.
5. Равочкин H.H., Вобриков В.Н. Эмоции молодежи в поетковидном городе: coiшологический анализ. Современная молодежь и ее сущностные характеристики // Социология. - 2022. - № 2. -С 214-222.
6. Супоиова К,В. Философская рефлексия измененного состояния массового сознания // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2017. - N- 3. - С, 38-47-
7. Сурова Е-Э., Буга нова Н.В. Досуговые практики в пространстве повседневности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серии 6. Философия. Культурология. Г (о литология. Право. Между ш-родные отношения. - 2014. - № 2. - С. 53-60.
8. Фатенков АН. Эффективность как ложный ориентир развития общества? // Социолог ические исследования. 2018. - К- 7. - С. 135-145.
9. Храпов С А Проблемы формирования социальной памяти и гражданской идентичности обучающиеся в условиях цифрйвизации образовательного пространства // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2022, - № 2 (бо).-С. 69-74.
го.Явой С.В. Жизненноесамоопределение российский молодежи // Знание. Понимание. Умение. -2Ш2. - № 4. - С. 174-178.
и. ЯвонСВ. Молодежь в системе социальных отношений и городской среды // Система ценностей современного общества. - 2012. - № 22. -С. 271-279.
12.AntentasJ:M. Notes опсошпа crisis and temporality // Dialect Anthropol, • 2020. №7. • pp. 1-4.
13.Clarke j,, Critcher Ch.. Leisiitfsg and Inequality Sociology of LeisuM - London, 1994. - P. 247-255.
14.N'owotny H. Time: The Modern and Postmodern Experience. Cambridge; Wiley, 1996. -192 p.