СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ SOCIOLOGY OF YOUTH
DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.01 7
YAK 316.454:379.8.093(571.1)
ББК 60.543.1 72(2Рос-6Хан-2Сургут)-6в6
H.C. АНФААОВА, E.A. ШИРОКОВА, Е.А. ШУКАИНА
N.S. ANFALOVA, E.A. SHIROKOVA, E.A. SHUKLINA
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕААЕКТУААЬНОГО ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОАОДЕЖИ СЕВЕРНОГО ГОРОДА
STUDENTS OF THE NORTHERN CITY: THEIR INTELLECTUAL LEISURE AND ITS FEATURES
В статье обосновывается значимость исследования интеллектуального досуга молодёжи как теоретической, так и практико-прикладной задачи. На материалах социологического исследования студенческой молодежи (анкетный опрос, квотная выборка, N = 375) и экспертных мнений представителей Департамента образования и молодёжной политики г. Сургута делаются выводы о том, что структура свободного времени студенческой молодёжи северного города идентична общероссийской: интеллектуальные виды досуговой деятельности не являются приоритетными. Интеллектуальный досуг как самостоятельный вид деятельности у студенческой молодежи не сформирован, во многом он определяется процессом получения высшего образования, потребностями общекультурного развития, соответствующего стандартам будущего социального статуса выпускника. Негативным фактором является отсутствие полноценной инфраструктуры интеллектуального досуга в городе, востребованной молодежью, отвечающей ее потребностям в современных и новых формах интеллектуальной досуговой деятельности. Ставится проблема корректировки культурной политики в городе и создания совместными усилиями молодежи, городских сообществ и муниципальных властей условий по развитию инфраструктуры интеллектуального досуга.
The authors of the article prove the significance of both theoretical and practical-applied approach towards the study of students' intellectual leisure. The materials of the sociological research comprise the study of students (questionnaire, quota sampling, N = 375) and expert opinions. The representatives of the Department of Education and Youth Policy of Surgut were experts of the study. They concluded that the structure of students' free time in the northern city is identical to all-Russian: intellectual types of activities are not prioritized. The reason, why intellectual leisure is not a priority of the students' free time, is that it is defined by the process of higher education and by the needs of general cultural development corresponding the standards of the future social status of the graduate. The lack of a full-fledged infrastructure of intellectual leisure in the city becomes a negative factor, which influences on students' leisure and doesn't form their needs for modern and new forms of intellectual leisure activities. The elements of cultural policy have to be formed by the joint efforts of young people, urban communities and municipal authorities - for the development of infrastructure of intellectual leisure.
Ключевые слова: досуг, интеллектуальный досуг, свободное время, студенческая молодежь.
Key words: leisure, intellectual leisure, free time, student youth.
Введение. Неотъемлемой частью жизнедеятельности современного общества является досуг. Сфера досуговой деятельности - важный фактор социализации и самоидентификации личности, она предоставляет большие возможности для проявления индивидуальности, реализации духовных потребностей человека, позволяет приобретать эмоциональные переживания, развивать интеллектуальные способности, расширять объем знаний и сферу социальных взаимодействий личности, наращивая ее социальный капитал. Культура досуга является частью общекультурного развития личности. Многообразие форм и видов досуговой деятельности тонко дифференцирует разные группы молодёжи в зависимости от потребностей, ценностных ориентаций, особенностей социокультурного окружения, моды, социально-экономического и политического контекста их жизни.
Существенным образом на характер и структуру досуга влияют как объективные, так и субъективные факторы: месторасположение, климатические особенности страны, темп и образ жизни населения, исторические и культурные традиции народа, экономический, социально-политический уровень развития государства, его финансовые возможности в организации до-суговой инфраструктуры и др.
Комплекс этих факторов обусловливает сложившиеся практики реализации различных моделей досуга. Так, характерной особенностью англосаксонской или либеральной модели (США, Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия) является развлекательная функция досуга в качестве определяющей. Континентально-европейская модель характеризуется тем, что главные функции досуга выражаются в самопознании и самосотворении, т.е. возвышенной деятельности личности. Такая модель характерна для Японии, Германии, Франции, государств Бенилюкса, Швейцарии. При социально-демократической модели досуга (Швеция, Дания, Финляндия) учитывается уровень участия населения в социальной политике как одном из важнейших направлений деятельности государства. Южно-европейская модель досуга содержит в себе основы англосаксонской и континентально-европейской моделей и характерна для Италии, Испании, Португалии и Греции.
Существенной особенностью современной Российской модели досуга является то, что она впитала в себя элементы европейской, американской, восточной моделей. И все же в качестве главной функции досуга в России выступает просвещение [12]. В настоящее время одной из значимых для российского общества является проблема формирования и сохранения человеческого капитала путем организации интеллектуального досуга в стране. При этом уровень научной разработанности проблемы интеллектуального досуга пока недостаточно высок.
Значимость исследования интеллектуального досуга молодёжи обусловлена тем, что он дает возможность личности проявить свою индивидуальность, раскрывать творческие и умственные способности, открывает перед ней новые социокультурные горизонты. Со временем формы интеллектуального досуга молодежи претерпевают изменения. Кроме традиционных форм интеллектуальной досугой деятельности появляются новые, пользуются популярностью виды интеллектуального досуга, совмещающие образование и развлечение, возникают новые технологии организации и реализации досуговой деятельности молодежи. В связи с этим изучение данной проблемы становится все более актуальным и требует пристального внимания.
Целью статьи является:
- обоснование значимости исследования интеллектуального досуга молодёжи как теоретической, так и практико-прикладной задачи;
- выявление на материалах социологического исследования места интеллектуального досуга в структуре свободного времени студенческой молодёжи северного города;
- анализ факторов, обусловливающих особенности интеллектуального досуга студенческой молодёжи северного города, рассмотрение роли культурной политики и городской инфраструктуры досуга в его формировании.
Теоретическая рамка исследования
Оговоримся сразу, что мы идентифицируем понятия «свободное время» и «досуг». Это одна из позиций, существующих в литературе, хотя есть и другой подход, связанный с разделением свободного времени на «досуг» и «более возвышенную деятельность» (К. Маркс). Принятая нами позиция является скорее «технической», поскольку вряд ли целесообразно противопоставление интеллектуального досуга и более возвышенной деятельности. Как раз наоборот, интеллектуальный досуг является формой «более возвышенной деятельности».
Для анализа нашей проблемы важной методологической базой является концепция цивилизации досуга (С. Паркер, П. Фельдхейм, Ж. Фурастье и др.), в рамках которой констатировалась идея изменения характера свободного времени в связи с «компьютерной революцией» и его социальной значимости как элемента образа жизни человека. Концепция серьезного досуга (Р. Стеббинс) также является определяющей в понимании сути интеллектуального досуга, поскольку рассматривает в качестве базовых виды досуговой деятельности, связанные с самореализацией личности и выполнением ею интеллектуально насыщенных социально значимых функций и ролей.
Развитие теорий свободного времени пришлось на вторую половину ХХ века. Значительный вклад в изучение феномена досуга внесли крупнейшие теоретики социологии досуга М. Каплан и Дж. Шивере, которыми были представлены несколько концептуальных моделей досуга. Так, гуманистическая модель предполагает, что досуг это удовольствие и путь к достижению счастья. Терапевтическая модель интерпретирует досуг как средство физической реабилитации. В рамках количественной модели досуг рассматривается как время, которое остается у человека после работы, которое ему необходимо для своего восстановления. Сущность институциональной концепции основывается на различиях в досуговой сфере на основе многообразных ценностных установок в разных областях деятельности. Экзистенциальная модель предполагает, что досуг - это сфера, в которой человек может достичь самореализации. Функциональная модель досуга предполагает, что досуг - это средство расширения сферы познания, проявления творческих способностей, но главная его функция - рекреация. Интерпретируя социальную модель, отметим, что досуговая деятельность рассматривается здесь как свободная и добровольная, создающая возможности для творчества [21].
Характеризуя существующие подходы к анализу сущности досуга, следует отметить, что интеллектуальный досуг присущ практически каждой из представленных моделей, каждая из них предполагает какой-либо определённый набор занятий, предназначенных не только для отдыха, но и для самореализации, духовного и физического самосовершенствования.
В отечественной социологии представлено три волны продуктивных исследований досуга: первая характерна для 60-70 гг. (В.А. Артемов, Б.А. Гру-шин, Г.Е. Зборовский, В.Д. Кутырев, Г.П. Орлов, Г.А. Пруденский, Г. Стру-милин и др.), вторая - 70-80 гг. (В.И. Болгов, Л.А. Гордон, Б.И. Дубсон, Э.В. Клопов, А.В. Неценко, В.Н. Пименов, Э.В. Соколов и др.). Начиная с 90-х гг. этой проблеме не уделялось достаточного внимания, тем не менее, необходимо отметить работы (Л.А. Акимовой, Е.М. Бабосова, И.А. Бутенко, Т.Г. Бутовой, А.Л. Маршака и др.), характеризующие социальную значимость досуга для молодежи. Специально интеллектуальный досуг не был объектом рассмотрения, однако сформулированные базовые концепции, идеи, принципы анализа свободного времени являются важными для его изучения.
Рассмотрим некоторые подходы к понятию досуга, представленные в литературе последних лет (табл. 1).
Понятие «досуг» в работах отечественных авторов
Автор, источник, страница Характеристика
Г.Е. Зборовский [7, с. 46, 48; 8, с. 60] Досуг - «подсистема социального времени и структурный элемент внерабочего (внеучебного) времени». «Досуг - это совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности человека, прежде всего восстанавливающего характера». Досуг - «основа и предпосылка развития культуры».
И.В. Шевчук [24] Досуг - это «социальная организация свободного времени, форма досуговых услуг». Досуг - «совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном свободновременного характера, в отличие от природной основы восстановления сил человека -это специфическое средство регенерации этих сил». Досуг - это «ощущение свободы, необязательности, возможности свободного выбора, не привычной деятельности». Досуг - «свободное время человека, во время которого он по своему выбору занимается разнообразной деятельностью». Досуг - «часовой период, освобожденный от обязательных и незыблемых дел».
Н.И. Бочарова. О.Г. Тихонова [3, с. 7] Досуг - это «часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей (время на дорогу на работу или учебу, сон, прием пищи, занятия домашним хозяйством и т.п.)».
И.Ю. Исаева [10, с. 10] Досуг - «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». Досуг - это «единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют саморазвитию личности, ее самоорганизации и самореализации».
Е.А. Горохова [4] Досуг - «часть свободного времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей».
О.В. Кабадейцева [11] Досуг - это «специфическая сфера свободного времени человека, являющаяся временем «свободного самовыражения» его сущностных сил».
Ю.А. Стрельцов [20, с. 6] Досуг - «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года) остающейся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат».
М.С. Либерова [14] Досуг «определяется как деятельность, способствующая духовному становлению и развитию личности».
И.В. Цветкова [22] Досуг - это «деятельность, направленная на свободное развитие личности».
Е.С. Берковченко [2] Досуг - «самостоятельный фактор, определяющий в разной степени и форме развитие материальной и духовной культуры».
Е.С. Батносунов [1, с. 50] Досуг - «время, заполненное разнообразными занятиям: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами искусством, музыкой, беседами, общением и т.п». Досуг - «интегрированный вид деятельности».
А.В. Попович [17] Досуг - «время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений».
Т. Кэндо [13] Досуг - это «состояние ума, форма свободы от повседневной необходимости».
А.А. Ескина [6] Досуг - «часть свободного времени человека, посредством которого он может реализовать себя с учётом собственных потребностей, предпочтений, уровня интеллектуального развития, социального положения».
Анализ предложенных дефиниций показывает, что досуг рассматривается авторами как:
1) подсистема социального времени и структурный элемент внерабочего (внеучебного) времени;
2) время, свободное от непреложных занятий;
3) сфера свободного выбора человеком своих занятий;
4) комплексный, интегрированный вид деятельности;
5) средство саморазвития и самореализации человека;
6) время «свободного самовыражения» его сущностных сил;
7) форма социальной организации свободного времени и досуговых
услуг;
8) фактор развития культуры.
Указанные подходы к определению понятия «досуг» не являются принципиально новыми. Они воспроизводят те же базовые идеи, которые были заложены исследователями классиками, начиная с 60-х годов. Вместе с тем, анализ сущности данного понятия в настоящее время заслуживает внимания, так как указанные характеристики дают представления о специфике феномена «интеллектуальный досуг», а его качество является важнейшим показателем образа жизни социальной группы молодёжи и общества в целом.
Анализ литературы позволяет выделить разные виды досуговой деятельности: активный и пассивный, спонтанный и организованный, индивидуальный и коллективный, развлекательный и «серьезный», а также дифференцированный в зависимости от мотивов, целей, ценностей личности (социальной группы). Их изучение показывает, что интеллектуальный досуг скорее нужно соотносить с активным, организованным, «серьезным» досугом, реализуемым индивидуально или коллективно и различающимся в зависимости от мотивации, целей и ценностей личности, ее представлений о роли досуга в своей жизни и жизни своего окружения.
Интеллектуальный досуг может быть рассмотрен как вид либо свободной, либо полусвободной деятельности (Ж. Дюмазедье). Если первая соотносится с различными видами неформального образования, то вторая представляет собой все разнообразие дополнительного образования, выбор которого осуществляется свободно, но реализация формализована, институционализирована.
Рассмотрение функций свободного времени позволяет углубить представления о специфике и видовом разнообразии интеллектуального досуга. Так, М. Вебер выделял функции регенерации (воспроизводства затраченных сил с помощью пассивного и активного отдыха), компенсации (удовлетворения нереализованных потребностей) и идеации (созерцательной деятельности ума). Интеллектуальный досуг в большей степени относится именно к этой последней категории, поскольку решает задачи общекультурного, мировоззренческого плана. Кроме того, интеллектуальный досуг выполняет и компенсаторную функцию, особенно, удовлетворяя потребности личности в интеллектуальной деятельности, не реализованные ею в профессиональной сфере.
В современной отечественной литературе (вслед за Ж. Дюмазедье) традиционно выделяются три базовых функции свободного времени: отдых, развлечение и развитие личности. Интеллектуальный досуг связан с осуществлением всех трёх названных функций.
Особенности современного интеллектуального досуга, разнообразие его форм и способов реализации позволяют увидеть и более широкий социальный контекст его функционирования. Попытаемся сформулировать функции интеллектуального досуга на двух уровнях: личностном и социальном (табл. 2).
Функции интеллектуального досуга
Личностные Социальные
- Интеллектуальный отдых (рекреационная деятельность); - Интеллектуальные развлечения; - Самореализация в сфере интеллектуальной деятельности; - Самоидентификация с сообществами, занятыми интеллектуальным трудом и интеллектуальными видами отдыха; - Компенсация неудовлетворенных интеллектуальных потребностей; - Удовлетворение образовательных потребностей; - Удовлетворение культурных потребностей личности; - Удовлетворение коммуникативных потребностей личности посредством интеллектуальной деятельности в рамках неформальных и формальных сообществ. - Культурная социализация личности; - Группообразование по видам и ценностям интеллектуальной деятельности; - Развитие субкультур, связанных с интеллектуальным досугом; - Трансляция культурных образцов и видов интеллектуальной деятельности; - Организация досуга как сферы деятельности в обществе; - Воспроизводство индустрии интеллектуального досуга; - Развитие услуг в сфере интеллектуального досуга; - Развитие разных видов неформального и дополнительного образования; - Развитие систем непрерывного образования; - Развитие человеческого капитала.
Нам представляется важным выделение комплекса социальных функций интеллектуального досуга, поскольку именно они выводят исследование этой проблемы в плоскость анализа эффективности социальной и культурной политики, реализуемой в современном обществе, рассмотрения сферы общественных инициатив по актуализации интеллектуальных видов деятельности как важного фактора общественного развития.
На основе анализа выделенных функций интеллектуальный досуг можно определить как социально-значимую деятельность, обусловленную интеллектуальными потребностями и интересами личности (социальной группы), свободным или полусвободным выбором форм её самосовершенствования с целью реализации на практике познавательного и творческого потенциала, являющуюся важным фактором развития человеческого капитала в обществе.
Материал и методы исследования. Особенности интеллектуального досуга разных групп молодёжи связаны с рядом объективных факторов, включая такой значимый, как специфика досуговой сферы северного региона. Целью нашего исследования было раскрыть особенности интеллектуального досуга студенческой молодёжи северного города. Методом анкетирования была опрошена студенческая молодёжь г. Сургута, выборка квотная (N = 375 студентов). Участие принимали студенты 1-4 курсов Сургутского государственного педагогического университета. Экспертные интервью с представителями Департамента образования и молодёжной политики г. Сургута позволили выявить их отношение к существующим муниципальным программам развития образования и культуры, уровню и потенциалу городской инфраструктуры досуга, перспективам развития интеллектуального досуга молодёжи в г. Сургуте.
Результаты и их обсуждение. Для понимания особенностей структуры свободного времени молодёжи рассмотрим общероссийские данные социологических исследований Фонда «Общественное мнение» (2013, 2016 гг.) и Левада-центра (2018 г.).
Доминирующие элементы структуры свободного времени молодежи по результатам исследований ФОМ (2013 г.)
Наибольшее количество молодёжи проводило своё свободное время Любимыми увлечениями российской молодёжи оказались
- в торговых центрах, магазинах (69%) - в кафе, ресторанах (54%) - в кинотеатрах (53%) - в ночных клубах (30%), - в спортивных секциях (24%) - общение с друзьями (54%) - социальные сети (49%) - просмотр телепередач (38%) - кино (30%)
Таким формам интеллектуального досуга, как чтение, отдал предпочтение только каждый четвертый (26%), художественному творчеству и искусству - 6% опрошенных [5].
Результаты исследования свободного времени молодежи «Левада-центра» в 2018 году показали, что большинство молодежи на первое место в качестве предпочитаемой формы времяпрепровождения ставит прослушивание музыки (39%), на второе - встречи с любимым человеком (38%), на третье - путешествия (33%) [18].
Как мы видим, по результатам общероссийских исследований первые позиции занимают рекреационные формы проведения свободного времени. Эта тенденция характерна и для студенческой молодежи северного города (рис. 1).
Занятость студенческой молодежи в свободное от учебы, работы время
Смотрю ф[[[[|.м|,[. сериалы
Отдыхаю дома 37
Хожу в гости 32
Гуляю по городу, б парках н т.д. 32
Социальные сеш 32
Практически нет свободного времени 29
Хожу по магазинам 29
Хожу в кино 24
Смотрю телевизор 22 Занимаюсь спортом 22 Х1итаю 17 Занимаюсь своим увлечением, хобби 12 Играю в компью терные игры,.. 12 Хожу в рестораны, нечернне клубы,.. I 10 Хожу смотр еть спор тивные.. 10 Хожу в [ |е|:'|'.ш;|| (храм. мечеть и т п.) 10 Хожу на дискотеки/ танцы 10 Занимаюсь творческимизанятнямп 10 Занимаюсь общественной работой 7 Путешествую 7 Хожу с театр, на концерты г: ыу ;еп 5 Занимаюсь самообразованием 5
Рис.
1. Студенческая молодежь г. Сургута о формах проведения свободного времени (в % к числу ответивших)
В свободное время студенты предпочитают смотреть фильмы, сериалы (73%), отдыхать дома (37%), ходить в гости (32%), гулять по городу, в парках (32%), часто они проводят время за компьютером, в социальных сетях (32%), ходят по магазинам (29%), занимаются спортом (22%).
Интеллектуальные виды досуговой деятельности реализует меньшая часть респондентов. Например, самообразованием постоянно занимаются только 5% студенческой молодёжи, творческими видами деятельности - 10%, посещают музеи, театры, концерты - 5%. Наиболее предпочитаемые виды самообразовательной деятельности - это тренинги, он-лайн вебинары, изучение иностранных языков. Основным препятствием для реализации интеллектуального досуга студенты называют большие учебные нагрузки (56%), работу (34%), недостаточность свободного времени (29%) и неумение правильно его распределять (32%).
Рассмотрим, каковы же желания студентов в реализации досуга и насколько они совпадают с реальностью. Свои предпочтения в видах досуговой деятельности были проранжированы студенческой молодёжью г. Сургута1 следующим образом:
1. Спорт.
2. Социальные сети.
3. Прослушивание музыки.
4. Посещение бара, кафе, ресторана.
5. Посещение секций, кружков (танцы, пение, театральные студии и др.).
6. Встреча с друзьями.
7. Просмотр сериалов.
8. Самообразование.
9. Изучение языков.
10. Чтение книг.
Мы видим, что в идеале студенты хотели бы в свободное время заниматься спортом, общаться в социальных сетях, слушать музыку, посещать бары, кафе, рестораны. Эти предпочтения не вполне соотносятся с реализуемыми на практике видами досуговой деятельности (рис. 1), но и среди них на первых позициях не присутствуют интеллектуальные формы досуга. Самообразование (8 ранг), изучение иностранных языков (9 ранг), чтение книг (10 ранг) являются значимыми для небольшого числа опрошенных.
Далее сопоставим структуру интеллектуального досуга молодежи 18-22 лет (активный период обучения, в том числе в вузах) и других подгрупп более старших возрастных категорий, представленную в исследованиях ФОМ (табл. 4).
Таблица 4
Элементы структуры интеллектуального досуга молодёжи по результатам исследований ФОМ (2016 г.) (в % к числу ответивших)
Что из перечисленного вы более или менее регулярно делаете в свободное время? Все опрошенные 18-22 года 23-27 лет 28-30 лет
1 2 3 4 5
Слушаю музыку, аудиокниги, смотрю фильмы, видео 46 58 45 35
Провожу время за компьютером (кроме работы), в интернете 41 46 41 36
Читаю 39 45 39 34
Хожу в кино 36 43 38 27
Играю в компьютерные игры, онлайн-игры 25 33 23 19
1 Респонденты определили место каждого из предложенных в опросе видов деятельности - проранжировав их от первого места, характеризующего наиболее предпочитаемый вид досуга, до 10 места, как наименее востребованного.
Окончание табл. 4
1 2 3 4 5
Занимаюсь своим увлечением, хобби самостоятельно или в группе, кружке, клубе 18 22 19 14
Повышаю образование, обучаюсь полезным навыкам, хожу на курсы, занятия, в библиотеку и т.п. 17 26 15 10
Путешествую, посещаю интересные места 17 18 17 14
Хожу в театр, на концерты, в музеи, на выставки, посещаю другие культурные мероприятия 15 15 14 14
Занимаюсь творческими занятиями: играю на музыкальных инструментах, рисую и т.п. 10 12 10 7
В этой продгруппе молодежи интеллектуальные виды деятельности преобладают, их интенсивность постепенно снижается к возрасту 30 лет. Доминирующим видом интеллектуального досуга молодёжи в возрасте от 18 до 22 лет является чтение (45%); 26% ответивших предпочитают заниматься самообразованием, обучаться полезным навыкам, ходить на курсы, занятия, посещать библиотеку; чуть меньше (22%) занимаются своим увлечением, хобби самостоятельно или в группе (в кружках, клубах); 15% молодёжи посещают театр, концерты, музеи, выставки и другие культурные мероприятия; творческая деятельность: игра на музыкальных инструментах, живопись и т.п. свойственна 12% опрошенных [16].
Доминанта интеллектуальной активности (и интеллектуального досуга, в частности) в этот временной период для молодежи является элементом образа жизни, связанного с получением профессионального образования. И если интеллектуальный досуг и не рассматривается молодыми людьми как предпочитаемый вид постоянных занятий, то разнообразные ситуативные его проявления свойственны для большей части студенческой молодёжи. Более того, они тесно переплетаются с образовательной деятельностью и часто инициируются ею. В таблице 5 представлены виды интеллектуальной деятельности, которые были реализованы студентами г. Сургута в свободное время за последний учебный год.
Таблица 5
Виды интеллектуальной деятельности, которые были реализованы студентами г. Сургута в свободное время за учебный год (в % к числу ответивших)
Чем Вам приходилось заниматься за последний учебный год? %
Участвовать в публичных образовательных, культурных проектах как участник, слушатель или зритель 61
Ходить в театр, посещать творческие вечера, выставки, концерты 46
Разрабатывать проекты 44
Принимать участие в научно-практических конференциях в стенах вуза, других городах, странах 41
Заниматься саморазвитием, читать дополнительную литературу 39
Принимать участие в бизнес-семинарах, специализированных конференциях и бизнес-форумах 37
Получать дополнительное образование, заканчивать курсы (водительские, языковые, компьютерные и т.д.) 34
Посещать интеллектуальные игры 32
Слушать он-лайн лекции 32
Принимать участие в образовательных онлайн-вебинарах, конференциях 29
Заниматься самосовершенствованием в творческой сфере 29
Самостоятельно путешествовать за рубежом 15
Так, за последний год 61% опрошенных были задействованы в публичных образовательных, культурных проектах в качестве участника, слушателя или зрителя, 46% - посетили театр, творческие вечера, выставки, концерты, 44% - разрабатывали проекты, 41% - принимали участие в научно-практических конференциях в стенах вуза, других городах, странах, 37% принимали участие в бизнес-семинарах, специализированных конференциях и бизнес-форумах, 29% ответивших занимались саморазвитием в творческой сфере.
Заслуживают внимания представления студентов о понятии «интеллектуальный досуг» (рис. 2). Вопрос был открытым, поэтому на рисунке продемонстрированы типичные ответы, указанные респондентами.
самообразование
самосовершенствование
посещение
бизнес-тренингов
общение с образованными людьми
занятие в свое удовольствие
саморазвитие
всестороннее развитие
повышение интеллектуального уровня
чтение
культурные посиделки
пассивное развитие
расширение кругозора
Рис. 2. Представления студенческой молодёжи о понятии «интеллектуальный досуг»
Анализируя ответы студентов по данному вопросу, отметим, что чаще всего встречались такие интерпретации понятия «интеллектуальный досуг», как саморазвитие, самосовершенствование, всестороннее развитие, самообразование, повышение интеллектуального уровня.
Особенностью самообразовательной деятельности студентов является то, что она во многом смещена в виртуальную среду. Как отмечали студенты, там они осуществляют изучение языков онлайн, просмотр научных видеофильмов, прослушивание онлайн лекций, чтение, обучение творческим видам деятельности (например, живописи, фотографии и др.). В связи с нехваткой времени у студентов виртуальные формы досуга набирают все большую популярность.
Мотивацией для интеллектуальных видов досуговой деятельности студенческой молодёжи является в основном потребность личностного развития, желание быть высококультурным человеком (59%), необходимость приобщения к профессиональной культуре (31%), желание соответствовать своему окружению (10%).
Данные исследования показывают, что только 5% анкетируемых выделяют время для интеллектуального досуга «каждый день», 41% студентов уделяют интеллектуальному досугу в среднем 1-2 часа в неделю.
Инфраструктура досуга города Сургута предлагает разнообразные условия для реализации интеллектуальной деятельности молодежи. В городе открыты для посещения библиотеки, музеи, Дворец искусств «Нефтяник», Сургутская филармония, Центр искусств «Камертон», МАУ «Городская дирекция культурных программ», МКУК «Районный организационно-методический центр» историко-культурный центр «Старый Сургут», Художественная студия имени Виталия Горды, Культурный центр «ПОРТ», Галерея современного искусства «СТЕРХ», МБУ по работе с подростками и молодёжью по месту жительства «Вариант», школа рока, школа дизайна, студии танцев, художественная студия, интеллектуальный клуб, центры дополнительного образования.
По результатам нашего исследования почти половина студенческой молодёжи (48%) считает, что в г. Сургуте досуговая деятельность достаточно разнообразна, насыщенна, можно найти любое направление по своим интересам. Несмотря на это, 34% респондентов не удовлетворены проведённым свободным временем, 41% анкетируемых выразили удовлетворенность, 10% отметили полную удовлетворённость проведённым свободным временем, а остальные 15% молодёжи не задумывались об этом.
Участникам анкетирования было предложено высказать свое мнение относительно проблем, которые существуют в досуговой сфере г. Сургута. Результаты представлены на рисунке 3.
Высокая стоимость предоставляемых услуг
Недостаточно современной инфраструктуры в городе для молодежи Нет современных направлений досуговойдеятельностив городедля молодежи Мало квалифицированных специалистов в области досуговой деятельности, культуры Недостаточность материально-технической базы учреждена культуры
Рис. 3. Мнения студентов о проблемах, существующих в досуговой сфере г. Сургута (в % к числу ответивших)
66% ответивших указывают на высокую стоимость предоставляемых услуг учреждениями, специализирующимися в сфере досуга, а также немаловажно, что 37% участников опроса отметили не современность досуговой инфраструктуры.
В настоящее время вопросы реализации молодёжной политики города Сургута являются актуальными. Муниципальная программа «Молодёжная политика Сургута на 2014-2030 годы» [15] предусматривает комплекс мероприятий по работе с молодёжью. Важнейшими направлениями в развитии молодёжной политики в ней являются:
1. Подготовка и повышение квалификации специальных кадров в системе органов по работе с молодежью.
2. Организация и развитие в городе Сургуте молодёжной инфраструктуры с участием самих молодых граждан.
3. Координация усилий различных городских ведомств и организаций, всех заинтересованных лиц города Сургута в решении проблем молодёжи и др.
В данной программе (как и в ряде иных нормативных документов) сложно выявить направления, специально ориентированные на развитие интеллектуальных видов деятельности молодёжи в досуговой сфере. По мнению экспертов отдела молодёжной политики, существующие дворовые клубы или клубы по месту жительства выполняют свою работу отлично, привлекая все больше и больше посетителей в свои секции и кружки, часть которых ориентирована на интеллектуальное развитие молодежи. Однако эксперты отмечают, что инфраструктура не совсем соответствует современным требованиям и тенденциям, аргументируя это тем, что «нужны современные мобильные пространства, в которых можно проводить комплексные мероприятия» (главный специалист отдела молодёжной политики).
Эффективность организации досуга молодёжи органами местного самоуправления по десятибалльной шкале эксперты оценили наивысшим баллом, главный специалист отдела молодёжной политики считает, что в рамках работы органов местного самоуправления, а если быть точнее, отдела молодёжной политики ежедневно осуществляется поддержка молодёжи города. Учреждением решается огромное количество задач по организации досуга как потенциальной молодёжи города (дети от 7 лет), так и активной студенческой и рабочей молодёжи Сургута. Специалистами молодёжного ресурсного центра реализуются программы, которые привлекают к своей деятельности сотни сургутян. Добровольчество, межкультурные коммуникации, творческая, вожатская виды деятельности - это лишь малая часть работы центра.
К собственно интеллектуальным формам досуговой деятельности эксперты относят работу Интеллектуального клуба, реализующуюся под руководством органов местного самоуправления в Сургуте. Кроме того, они указывают, что на базе ведущих вузов города проходят встречи клубов «Что? Где? Когда?», а муниципальные учреждения регулярно организуют интеллектуальные игры по различной тематике.
Приоритетными направлениями органов местного самоуправления в области финансирования досуговой сферы молодёжи города Сургута, по словам экспертов, являются: межкультурные коммуникации, социальные проекты, поддержка добровольческих организаций. Что касается перспектив развития интеллектуального досуга молодёжи города Сургута, то эксперты видят их в расширении сферы деятельности отдельных институций (например, интеллектуального клуба города), в дальнейшем развитии интеллектуальных направлений в системе дополнительного и высшего образования.
Выводы. Феномен интеллектуального досуга на сегодняшний день требует глубокого научного осмысления, формирования элементов социальной политики и необходимости реализации практических усилий по развитию данной сферы. Актуальными являются управленческие проблемы как организации, так и продвижения интеллектуального досуга среди разных социальных групп и сообществ северного города, прежде всего молодёжи.
В целом структура свободного времени студенческой молодёжи северного города идентична общероссийской. Интеллектуальные виды досуговой деятельности занимают далеко не первые позиции и не являются приоритетными в качестве постоянных видов деятельности. При этом именно в студенческий период досуговые интересы в интеллектуальной сфере проявляются наиболее явно. У старших возрастных групп молодежи потребность в интеллектуальном досуге постепенно снижается, смещаясь ко все более выраженной доминанте рекреационных форм проведения свободного времени. В целом можно говорить о том, что интеллектуальный досуг как самостоятельный вид деятельности у студенческой молодежи не сформирован, и его основные элементы определяются базовым видом деятельности - получением высшего образования.
Выбор форм интеллектуального досуга студенческой молодёжи обусловлен характером, разнообразием и интенсивностью образовательной и научно-исследовательской деятельности, которую ведут студенты. Его особенность заключается в том, что он трудно отделим, практически смыкается с этими видами деятельности. Видовое разнообразие интеллектуального досуга студентов коррелирует с условиями и требованиями образовательного процесса, потребностями формирования профессиональной культуры, мотивами самосовершенствования и общекультурного развития, необходимого для адаптации выпускников к профессиональным и социокультурным стандартам, соответствующим их будущему социальному статусу. На содержание и структуру интеллектуального досуга студентов оказывают влияние также и такие факторы, как наличие свободного времени, материальное благополучие студента и его семьи, уровень развития городской досуговой инфраструктуры.
Молодежь формирует особые требования к организации досуговой инфраструктуры городского пространства, которая должна быть, по мнению опрошенных студентов, доступна, разнообразна и современна, что далеко не всегда соответствует желаемому.
Сургут, приравненный к районам Крайнего Севера, является специфическим регионом для организации интеллектуальных форм досуговой деятельности. Он обладает мощным экономическим и промышленным потенциалом с ключевыми отраслями экономики в нефтегазодобывающей сфере, с ежегодной положительной динамикой миграционного прироста населения в трудоспособном возрасте. Его население поликультурно, этнически многообразно, что создает благоприятные условия для развития разнообразной досуговой инфраструктуры.
По оценкам экспертов, в настоящее время основными проблемами управления досуговой деятельностью являются совершенствование материально-технической базы учреждений культуры, строительство современных объектов культуры, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодёжи. Экспертное сообщество, рассматривая перспективы развития интеллектуального досуга в городе, считает необходимым строить современные объекты молодёжной инфраструктуры, повышать квалификацию специалистов в сфере культуры и досуга.
Вместе с тем интеллектуальный досуг не выделен в самостоятельный инфраструктурный кластер, такие задачи не ставятся как приоритетные, не предлагаются современные формы интеллектуального досуга, активно востребованные студенческой молодежью, молодыми специалистами с высшим образованием, школьниками. При этом важным аспектом развития современного города является создание и поддержание его интеллектуальной элиты, формирование у молодежи потребности в современных и новых формах интеллектуальной досуговой деятельности. Создание полноценной инфраструктуры интеллектуального досуга должно стать задачей для совместных усилий молодежи, городских сообществ и муниципальных властей.
Литература
1. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодёжи: дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь: Изд-во СтавГУ, 2004. 178 с.
2. Берковченко Е.С. Досуг Российский бедных: социологический анализ [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/dosug-rossijskLh-bednyh.html (дата обращения: 17.10.2018).
3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 218 с.
4. Горохова Е.А., Пушкарева А.С. Особенности досуговой деятельности современной студенческой молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://lib. knigi-x.ru/23raznoe/47541-1-gorohova-pushkareva-ekaterinburg-osobennosti-dosugovoy-deyatelnosti-sovremennoy-studencheskoy-molode.php (дата обращения: 01.02.2019).
5. Досуг россиян: развлечения и увлечения [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/10846 (дата обращения: 01.02.2019).
6. Ескина А.А. Продвижение современных форм интеллектуального досуга средствами btl-коммуникаций среди детей среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/18195 (дата обращения: 02.11.2018).
7. Зборовский Г.Е. Социология досуга и культуры. М.: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2006. 244 с.
8. Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социологические исследования. 2006. № 12. С. 56-63.
9. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А., Певная М.В., Кузьминчук А.А. Управление стратегиями поведения городских общностей: проблемы и возможности: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2014. С. 151-192.
10. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие. М.: Изд-во Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. 200 с.
11. Кабадейцева О.В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/evolyutsiya-ponyatiya-dosug-molodezhi-v-istorii-sotsiologicheskih-kontseptsiy (дата обращения: 01.02.2019).
12. Кутузовская А.С. Модели досуга в России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26603178_12102181.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
13. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_9158190_54041116. pdf (дата обращения: 01.02.2019).
14. Либерова М.С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/izmenenie-form-dosuga-molodezhi-rossiiskoi-provintsii#ixzz5WHAayTis (дата обращения: 17.10.2018).
15. Муниципальная программа «Молодёжная политика Сургута на 2014-2030 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/surgut/demography/ programs/molodezhnaya-politika-surguta-na-2014-2030-gody (дата обращения: 12.12.2018).
16. Опрос молодежи: досуговые и интернет-практики. Как молодежь проводит свободное время? [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/posts/13103 (дата обращения: 05.01.2019).
17. Попович А.В. Под досугом современного человека подразумевается время [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrar_ 20787599_96919381.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
18. Радостные занятия [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada. ru/2018/05/24/radostnye-zanyatiya (дата обращения: 01.02.2019).
19. Рукша Г.Л., Нужная А.Л. Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: теория и современная практика: монография. Красноярск, 2008. 166 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krskstate.ru/dat/bin/atlas_let_attach/ 1018_idosug.pdf. (дата обращения: 01.02.2019).
20. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М.: МГУКИ, 2013. 151 с.
21. Теоретико-методологические подходы к понятию досуг [Электронный ресурс]. URL: http://geolike.ru/page/gl_9445.htm (дата обращения: 15.02.2019).
22. Цветкова И.В. Типология студенческой молодежи по видам досуга [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30453058_87556283. pdf (дата обращения: 17.10.2018).
23. Чевтаева Н.Г., Стребкова Н.В. Оценка качества образования: социологический анализ групп интересов. Монография / Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Уральская акад. гос. службы, фил. в г. Лангепасе. Екатеринбург, 2009. 155 с.
24. Шевчук И.В. Сущность понятий «досуг» и «досуговая деятельность». [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25838237_ 59722421.pdf (дата обращения: 02.02.2019).
References
1. Batnasunov A.S. Dosug kak sfera zhiznedeyatel'nosti sovremennoj rossijskoj molodyozhi: dis. ... kand. soc. nauk [Leisure as a sphere of life of modern Russian youth Soc. D (sociology) Thesis]. Stavropol', 2004. 178 p.
2. Berkovchenko E.S. The leisure of the Russian poor's: sociological analysis. Available at: http://www.dslib.net/soc-struktura/dosug-rossijskih-bednyh.html (Accessed 17 October 2018) (in Russian).
3. Bocharova H.I., Tihonova O.G. Pedagogika dosuga. Organizaciya dosuga detej v sem'e [Organization of children's leisure in the family]. 2nd ed., Rev. Ed. Moscow: Publ. Urait, 2018. 218 p.
4. Gorohova E.A., Pushkareva A.S. Features of leisure activities of modern students. Available at: http://lib.knigi-x.ru/23raznoe/47541-1-gorohova-pushkareva-ekaterinburgsobennosti-dosugovoy-deyatelnosti-sovremennoy-studencheskoy-molode.php (Accessed 01 February 2019) (in Russian).
5. Leisure of Russians: entertainment and Hobbies. Available at: https://fom.ru/ Rabota-i-dom/10846 (Accessed 01 February 2019) (in Russian).
6. Eskina A.A. Promotion of modern forms of intellectual leisure by means of btl-communications among children of secondary school age. Available at: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/18195 (Accessed 02 November 2018) (in Russian).
7. Zborovskij G.E. Sociologiya dosuga i kul'tury [Sociology of leisure and culture]. Moscow: Publ. Humanitarian University, 2006. 244 p.
8. Zborovskij G.E. Sociology of leisure and sociology culture: finding a relationship. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2006. № 12. pp. 56-63 (in Russian).
9. Zborovskij G.E. Upravlenie strategiyami povedeniya gorodskih obshchnostej: problemy i vozmozhnosti. [Management of behavioural strategies of urban communities: challenges and opportunities]. monograph / G.E. Zborovskij, E.A. Shuklina, P.A. Ambarova, M.V Pevnaya, A.A. Kuz'minchuk; Ministry of science and education of the Russian Federation. Ekaterinburg: Publ. Ural federal University, 2014, pp. 151-192 (in Russian).
10. Isaeva I.Yu. Leisure pedagogy. Moscow: Publ. Flinta: NOU VPO "MPSI", 2010. 200 p.
11. Kabadejceva O.V Evolution of the concept of «youth leisure» in the history of sociological concepts. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/evolyutsiya-ponyatiya-dosug-molodezhi-v-istorii-sotsiologicheskih-kontseptsiy (Accessed 01 February 2019) (in Russian).
12. Kutuzovskaya A.S. Leisure models in Russia and abroad. Available at: https:// elibrary.ru/download/elibrary_26603178_12102181.pdf (Accessed 15 February 2019) (in Russian).
13. Kehndo T. Leisure and popular culture in dynamics and development. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_9158190_54041116.pdf (Accessed 01 February 2019) (in Russian).
14. Liberova M.S. Change of forms of leisure of youth of the Russian province. Available at: http://www.dissercat.com/content/izmenenie-form-dosuga-molodezhi-rossiiskoi-provintsii#ixzz5WHAayTis (Accessed 17 October 2018) (in Russian).
15. Municipal program "Youth policy of Surgut for 2014-2030 years" [Electronic resource]. URL: https://strategy24.ru/surgut/demography/programs/molodezh-naya-politika-surguta-na-2014-2030-gody (date accessed: 12.12.2018).
16. A survey of young people: leisure and Internet practices. How do young people spend their free time? Available at: https://fom.ru/posts/13103 (Accessed 05 January 2019) (in Russian).
17. Popovich A.V. The leisure of modern man means time. Available at: https://eli-brary.ru/download/elibrar_20787599_96919381.pdf (Accessed 01 February 2019) (in Russian).
18. Joyful classes. Available at: https://www.levada.ru/2018/05/24/radostnye-zan-yatiya/ (Accessed 01 February 2019) (in Russian).
19. Ruksha G.L. Intellektual'nyj dosug zhitelej megapolisov: teoriya i sovremennaya praktika. [The intellectual leisure of the inhabitants of megacities: theory and modern practice]. monograph / G.L. Ruksha, A.L. Nuzhnaya. Krasnoyarsk, 2008. 166 p. Available at: http://www.krskstate.ru/dat/bin/atlas_let_attach/1018_ido-sug.pdf. (Accessed 01 February 2019) (in Russian).
20. Strel'cov Yu.A. Kul'turologiya dosuga. [Cultural studies of leisure]. Moscow: MGUKI, 2013. 151 p. (in Russian).
21. Theoretical and methodological approaches to the concept of leisure. Available at: http://geolike.ru/page/gl_9445.htm (Accessed 15 February 2019) (in Russian).
22. Cvetkova I.V A typology of young people's leisure activities. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_30453058_87556283.pdf (Accessed 17 Oc-to-ber 2018) (in Russian).
23. Chevtaeva N.G., Strebkova N.V Ocenka kachestva obrazovaniya: socio-logicheskij analiz grupp interesov. [Evaluation of the quality of education: sociological analysis of interest groups.]: monograph / Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Federal'noe gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya Ural'skaya akad. gos. sluzhby, fil. v g. Langepase. Ekaterinburg, 2009. 155 p.
24. Shevchuk I.V. The essence of the concepts of «leisure» and «leisure activities». Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_25838237_59722421.pdf (Accessed 02 February 2019) (in Russian).