Научная статья на тему 'Специфика досуговой деятельности студентов вуза: феномен и механизмы организации'

Специфика досуговой деятельности студентов вуза: феномен и механизмы организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
954
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / LEISURE / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEISURE ACTIVITIES / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES / СТУДЕНТЫ ВУЗА / UNIVERSITY STUDENTS / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДОСУГА / PHENOMENOLOGY OF LEISURE / МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MECHANISMS OF ORGANIZING LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оринина Лариса Владимировна, Марушкина Виктория Александровна, Стреляева Виктория Станиславовна

В данной статье рассмотрены феноменологические признаки досуговой деятельности студенческой молодежи в педагогической теории и практике с точки зрения системного, личностно-ориентированного, информационного и компетентностного подходов. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: досуг, досуговая деятельность, эффективные механизмы формирования досуговой деятельности, студенческая молодежь, организация досуга. Особое место занимает междисциплинарный характер анализа ключевого понятия «досуговая деятельность студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of leisure activities of university students: the phenomenon and mechanisms of organization

In this article, phenomenological features of leisure activities of student youth in pedagogical theory and practice are considered from the point of view of system, personality-oriented, information and competence approaches. Also in the article definitions of key concepts are revealed: leisure, leisure activities, effective mechanisms for the formation of leisure activities, student youth, organization of leisure. A special place is occupied by the interdisciplinary nature of the analysis of the key concept "leisure activities of university students": from the point of view of psychology, sociology, pedagogy and psychology.

Текст научной работы на тему «Специфика досуговой деятельности студентов вуза: феномен и механизмы организации»

Выводы:

1. Физическое воспитание в высших учебных заведениях должно иметь профессионально-прикладной характер в условиях компетентностного подхода, решая две задачи: оздоровительную и профессионально-образовательную.

2. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов подбираются с учетом профессиограммы будущей профессиональной деятельности, с целью оптимизации формирования профессиональных компетенций через успешное воспитание профессионально и социально важных качеств.

3. Наиболее эффективным средством ППФП студентов педагогических вузов являются физические упражнения организованные как спортивные игры. При этом образовательный процесс по дисциплине «Прикладная физическая культура» и дополнительные занятия в спортивных секциях должны быть организованы как игровая педагогическая технология, гарантирующая прогнозируемый результат. Педагогическая технология на основе спортивных игр интегрирует функции обучения, воспитания и здоровьесбережения.

4. Для студентов педагогических вузов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, оптимальным средством ПФП является настольный теннис. Данная спортивная игра выравнивает двигательный режим студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и органов зрения, а так же эффективно формирует основные СПВК будущих педагогов.

Литература:

1. Антонова Е.А. Формирование эмоциональной устойчивости студентов через межличностное взаимодействие в процессе занятия командными спортивными играми // Вестник орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (38). - С. 167-169.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. -Екатеринбург, 2011. - 345 с.

3. Ольховская Е.Б. Миронова С.П. Физическое воспитание студентов педагогических вузов: профессионально-образовательный аспект // Современные научные исследования и разработки. 2017. Т. 2. № 1 (9). С. 419-422.

4. Ольховская Е.Б. Педагогическое проектирование физического воспитания бакалавров в профессионально-педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 513. С. 231-237.

5. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 6 (37). С. 57-63.

6. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности // Научно-методический журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2316-2320.

7. Якимович И.Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1 (27). С. 381-384.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Оринина Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Магнитогорский государственный технический

университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

магистрант Марушкина Виктория Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Магнитогорский государственный технический

университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

магистрант Стреляева Виктория Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Магнитогорский государственный технический

университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

СПЕЦИФИКА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ФЕНОМЕН И МЕХАНИЗМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены феноменологические признаки досуговой деятельности студенческой молодежи в педагогической теории и практике с точки зрения системного, личностно-ориентированного, информационного и компетентностного подходов. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: досуг, досуговая деятельность, эффективные механизмы формирования досуговой деятельности, студенческая молодежь, организация досуга. Особое место занимает междисциплинарный характер анализа ключевого понятия - «досуговая деятельность студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии.

Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, организация досуговой деятельности, студенты вуза, феноменология досуга, механизмы организации досуговой деятельности.

Annotation. In this article, phenomenological features of leisure activities of student youth in pedagogical theory and practice are considered from the point of view of system, personality-oriented, information and competence approaches. Also in the article definitions of key concepts are revealed: leisure, leisure activities, effective mechanisms for the formation of leisure activities, student youth, organization of leisure. A special place is occupied by the interdisciplinary nature of the analysis of the key concept - "leisure activities of university students": from the point of view of psychology, sociology, pedagogy and psychology.

Keywords: leisure, leisure activities, organization of leisure activities, university students, phenomenology of leisure, mechanisms of organizing leisure activities.

Введение. Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, освобождаясь от администрирования, нормативности, поверхностно-назидательной просветительности и приобретая гуманистическое общечеловеческое содержание, чем, в свою очередь, конструирует актуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого культурного поостранства каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. Тема культуры молодежи, ее социальных проблем, воспитания, мотивации, стилей жизни раскрыта в нашей стране в большом количестве авторских исследований. В советское время различные стороны студенческой жизни, факторы, влияющие на выбор профессии, личность молодого рабочего изучались такими учеными, как И.В.Бестужев-Лада, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, М.Н.Руткевич, В.И. Чупров, В.А. Ядов, чьи труды заложили основу для последующих исследований в сфере осмысления специфики молодежного возраста. В 1990-е годы общественные перемены послужили импульсом к появлению на свет новых тем научных изысканий. Прежде всего актуальность получило изучение молодежных субкультур. Особенности их формирования, специфика языковых форм, символика подробно исследуются в работах Г.Г. Кириленко, А.А. Козлова, С.И.Левиковой, В.А. Лукова, Е.М.Лысенко, Е.Л. Омельченко, Д.В. Петрова, Е.В. Шевцова, Т.Б. Щепанской. Специфика молодежного досуга в современных условиях изучается И.Н. Андреевой,

A.С. Запесоцким, В.Я. Суртаевым, С.И. Хрупиным и молодыми учеными А.С. Батнасуновым, Т.Д. Косинцевой, Н.В. Рыбаковой. Проблемы взаимодействия средств массовой информации и молодежи становятся предметом широкого анализа. Здесь выделим работы С.А. Ворониной, Т.С. Петченко,

B.К. Сергеева, К.М. Тальжи, в которых внимание сконцентрировано на выявлении ценностных ориентаций молодого поколения в условиях широкого развития информационной культуры.

Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему формирования и развития досуговой культуры современной студенческой молодежи, формирования ее интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и культурного потенциала. Основная потребность российского общества, связанная с созданием эффективных условий для организации досуговой деятельности молодежи, представлена в содержании следующих нормативных документах: ФЗ «Об образовании РФ» № 273; «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.03.1993»; «Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 N 2688»; «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации», «Примерное положение о лагере юных туристов».

В условиях информационной трансформации общества сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, а сферой культурного времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал, активизирующий духовные, нравственные, творческие, эстетические и художественные ресурсы личности, влияя на модели социально значимого поведения молодых людей [1].

Изложение основного материала статьи. Актуальность проблематики формирования досуговой деятельности молодежи продиктована заинтересованностью как государства, так и самой молодежи. От эффективности организации досуга молодых людей зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, в частности, таких, как борьба с наркоманией и преступностью. Значительную роль формирование досуговой деятельности студенческой молодежи играет процесс социализации личности,что позволяет говорить об эффективном и успешном развитии личности в обществе [3].

Досуг как культурно и исторически обусловленный феномен организации деятельности выступает в качестве структурного элемента свободного времени студентов, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества, исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий досуг от свободного времяпрепровождения, - возможность выбора видов деятельности, исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений [4].

Обратимся к определению феноменологической сущности понятия «досуг», под которым понимается деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид

восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Сущность, специфика и социальная природа молодежной культурно-досуговой деятельности заключается в том, что она представляет собой систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующей духовное развитие, социально-культурную активность личности в социуме в условиях свободного времени.

Досуговая деятельность студенческой молодежи во многом зависит от состояния самой сферы досуга как элемента социально-экономической системы общества, от таких социальных условий, как доступность услуг рекреационного профиля, а также от масштабов распространения культурно-творческих и других учреждений. В течение последних десятилетий в сфере досуга обозначился целый ряд тенденций негативного характера, связанных с увеличением свободного времени у населения страны, что было обусловлено коммерциализацией досуговых услуг, а также низким уровнем доходов значительной части россиян. В ходе ломки старых традиций и зарождения новых тенденций в развитии нашего общества были отодвинуты на задний план важные проблемы воспитания молодёжи, развития творческих способностей, духовно-нравственного совершенствования. В отличие от прошлых лет, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившийся системы общественных связей, в нынешних условиях её становление осложнено рядом объективных (далеко не всегда позитивных) социально-экономических факторов, отсутствием чётких критериев в морально-духовной сфере общества. Следует отметить, что именно досуг в настоящее время оформился в качестве основной сферы вторичной социализации современной молодежи, в том числе и молодежи студенческой. Во многом это обусловлено тем, что традиционные институты социализации, образование и семья не выполняют в полном объеме свою функцию воспитания личности.

Досуговая культура молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания», повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе ее содержания не только отдых и развлечения, но и решение жизненных проблем, так как в этом возрасте идёт активный процесссамопознания, самореализации и самовыражения [1].

Обратимся к определению феномена более широкого понятия- «студенческая молодёжь", под которым понимается социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, формированием мировоззрения, духовного облика, становлением характера. Основные качества, присущие молодёжному поколению - это предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В юности человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяет место среди категорий добра, зла, чести, достоинства, права, долга, любви и счастья.

Студенческая молодежь, составляя будущую элиту страны, отличается также особенным интеллектуальным потенциалом, высокой гражданской и социальной активностью, стремлением к познанию нового и прогрессивного в обществе, умением реализовывать богатый внутренний мир и личностный резерв. Целесообразно организованный досуг молодежи - это, в первую очередь, пространство духовного общения (свободный выбор ценностной системы), а также социальная среда (овладение различными социальными ролями), художественная деятельность (развитие творческих способностей), самоорганизуемый континуум в условиях массовой культуры (открытость команды в условиях медиакультуры).

Культура молодежи и проблемы этой социально-демографической группы оказываются сегодня в сфере повышенного внимания российских исследователей. Такой интерес вполне закономерен и основывается на том, что молодежь, являясь полноценным ресурсом общества, определяет характер развития этого общества и воплощает в своей жизнедеятельности возможности раскрытия социально-культурного, социально-экономического потенциала государства. На фоне общемировой тенденции усиления значимости черт молодости в жизни старших поколений и тех преобразований, которые осуществляются в современной России, выявление доминант ценностного сознания молодежи представляется актуальной задачей [3].

В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.

Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению.

Определение досуга распадается на четыре основных группы.

1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени [2].

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития молодежи. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг - это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам [1].

Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодежи:

1. досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

2. досуг стимулирует творческую инициативу молодежи;

3. досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

4. досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

5. досуг детерминирован внутренне и внешнее [3].

Выводы. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга людей в культурно - досуговых объединениях предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Перечислим основные механизмы организации досуговой деятельности студенческой молодежи в условиях образовательного и социокультурного пространства современного университета:

-формирование в вузе соответствующей социокультурным, творческим и интеллектуальным потребностям современного молодого человека социокультурной среды;

-модернизация Положения о функционировании в вузе студенческих советов, призванных регулировать и направлять досуговую деятельность в вузе;

-расширение функциональных обязанностей молодежных студенческих объединений (волонтерского движения, донорских организаций, литературного клуба, лингвистического центра, студенческого научного общества, студенческого медиацентра);

-организация целенаправленной, систематической работы по созданию и регулированию деятельности института студенческих кураторов, кураторов из числа преподавателей вуза, старост, культоргов, профоргов; -пропаганда студенческого спорта, вовлечение студентов в молодежные спортивные организации; -осуществление целенаправленной планомерной работы по функционированию института сотрудничества вузов и работодателей-партнеров с выработкой единой стратегии взаимодействия и преемственности профессиональной линии развития молодежных квалификаций и трудоустройства выпускников;

-создание молодежного инновационного центра, курирующего генерацию и защиту научных и творческих проектов студентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема поиска эффективных механизмов организации досуговой деятельности студенческой молодежи остается актуальной и требующей дальнейшего разрешения и по сегодняшний день. Литература:

1. Демина, Е. Досуговые предпочтения современной студенческой молодежи // Культура и искусство: поиски и открытия: материалы межрегиональной науч. студ. конф. (г. Кемерово, 25 апр. 2005 г.) / Е. Демина; КемГУКИ. Кемерово, 2006. С. 187-189.

2. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен / А.Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2003. №2. С. 72-79.

3. Зеленин, А.А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: Концептуальные основы, Стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей [ Текст] А.А.Зеленин Нижний Новгород 2009. - 52 с.

4. Зубок, Ю.А. проблемы социального развития молодежи в условиях рынка // Социологические исследования. 2003. №4. С. 251-253.

Педагогика

УДК: 316.73

магистрант Пакина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); профессор Свадьбина Татьяна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Немова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Ретивина Вероника Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУПРУЖЕСКИХ РОЛЕЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕМЬИ

Аннотация. Данная статья посвящается анализу состояния современной российской семьи и распределения супружеских ролей в некоторых сферах ее жизнедеятельности.

Ключевые слова: семья, социальный институт, модель семьи, супружеская роль.

Annotation. The article is dedicated to analyzing of the state of modem Russian family and distribution of marital roles in some spheres of family life.

Keywords: family, social institution, the family model, marital role.

Введение. При всем обилии литературы о семье, недостаточное внимание уделяется рассмотрению гендерной специфики взаимодействия супругов. Многочисленные практические пособия в основном направлены к женской аудитории читательниц: это разнообразные советы, начиная от ухода за собой и домом и кулинарных рецептов до правил воспитания детей, рекомендаций терпимости по отношению к мужу. Но все же семейные взаимоотношения не сводятся к соблюдению практических правил, к технике совместной жизни, есть еще и индивидуально-психологические особенности людей, которые также необходимо учитывать, хотя нельзя не признать и наличия неких общих закономерностей, изменения общественного сознания - отношения к семье, ожиданий и, следовательно, поведения в ней. В чем же состоят особенности современного периода? Прежде всего, женщины освоили, помимо семейной, домашней, общественно-трудовую и политико-культурную сферы деятельности. Высокий уровень образования и экономическая независимость женщины сказывается и на изменениях в статусе мужчины, и на ценностях традиционной семьи. Мужчина, утратив общественно-трудовую монополию, не спешит расставаться со своей ролью патриарха, главы семьи, хотя его традиционная власть (основанная на собственности и силе) и авторитет поколеблены. Доля работающих женщин составляет 50-60% от всей численности рабочих и служащих в Европе и России. Женщина приобрела экономическую самостоятельность, а вместе с ней и возможность выбора - выбора удобного и приемлемого для нее количества детей, сферы интересов и круга общения и брачного партнера. Семья нуклеаризируется, отделяясь от прародительской, развивается сеть бытовых и детских воспитательных учреждений; репродуктивный период сокращается, и все более доступной (и желанной) для женщины становится профессиональная карьера, успех, благосостояние. Повышается индивидуальная ценность брака, значимость взаимной удовлетворенности партнеров, духовно-психологических качеств супругов, претензий к комфортности жизненных условий. И хотя до сих пор остаются значимыми воспитание и забота о детях, репродукция и самовыражение себя в них, не менее значимыми являются общие интересы и взгляды супругов, взаимная забота и нежность, общие радости и горести. Брачные установки мужчин и женщин сближаются, стремятся к равенству.

Статус личности по признаку пола меняется: современная женщина полифункциональна, выполняет три основные роли: хозяйки дома, матери (воспитательницы) и работницы; мужчина же монофункционален, в основном ограничивается своей ролью в общественном производстве, вытесняется из семьи (1, с. 16).

С одной стороны, женщины получили явные привилегии и права (в том числе законодательно гарантированное равенство с мужчинами), но, с другой, и двойную занятость (на работе и дома) и как следствие, двойную усталость. «Жена доиндустриального общества находила себе многостороннюю, хотя и замкнутую в тесные рамки, деятельность, ибо она была универсальным работником семьи как производственной единицы. Современной профессиональной работнице предоставлена возможность развития в более многочисленных сферах, однако в каждой из них крайне односторонне» (2, с. 179). Ответственность за дом и семью часто остается на тех же женских плечах, причем если раньше мужчина работал дома, а не на производстве, и мог помогать женщине (хотя бы в том же воспитании детей, поддержании порядка в доме, хозяйстве), то теперь он все время проводит на работе, а домой приходит отдыхать. Поэтому нередко возникает конфликт между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями.

Профессиональная деятельность расширяет круг контактов, коммуникаций, стимулирует духовную жизнь и обогащает личность женщины, повышает интерес к искусству и общественной жизни, но множество обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей в сочетании с профессиональной занятостью сужают сферу социального общения и возможности удовлетворения личностных интересов и потребностей в саморазвитии, духовном насыщении. Но данного конфликта ролей можно избежать благодаря новой иерархи семейных ценностей, взаимонаправленности мужских и женских ценностных ориентацией, поощрению мужем индивидуальных потребностей супруги, росту значимости ее личностных характеристик (развития, духовного роста) для него самого, доминированию в субъективной удовлетворенности браком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.