стр. 51 из 184
УДК: 378.18 DOI: 10.12737/16084
ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Коленькова Мария Алексеевна, аспирант кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, mariya.rus@bk.ru
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье рассматривается понятие досуга, в частности, досуговой культуры современной студенческой молодежи, описываются функции и характерные
особенности досуговой деятельности в современных условиях, анализируется влияние досуговой деятельности на разные стороны личности студента. Автором на основе проведенного социологического исследования рассматриваются ценности современных студентов.
Ключевые слова: досуг, досуговая культура, социализация, функции досуга, ценности, студенты
Досуговая деятельность является частью тех основ социализации, которые способствуют становлению личности, ее стабилизации, укреплению культурных ценностей. Досуг сейчас оказывает сильнейшее воздействие на формирование личностных качеств у студентов, а также на их ценностные ориентации. В субъективном восприятии молодежи роль досуга предстает как одна из приоритетных.
Совокупность форм досуговой деятельности, т.е. использование свободного времени, есть досуговая культура личности и в конечном итоге общества в целом.
Досуговая культура уходит своими историческими корнями в древние времена, когда досуговые мероприятия были связаны непосредственно с трудовой деятельностью. Праздничные мероприятия носили единый сакральный характер для всех участников праздника. Через танцы, хороводы, пение песен участники праздника общались между собой, демонстрируя свою общую магическую связь с природой, небом и землей. Все игровые проявления праздника являлись связующим звеном для участников и выполняли общую мистическую цель - повышение урожайности, достижение плодородия земель, т.е. изначально досуг носил не столько развлекательный характер, сколько обслуживающий для основной трудовой деятельности.
Настоящее время не без основания можно назвать эпохой досуга, считает Н.А. Хренов: «Эпоха досуга в истории наступает по мере вытеснения сакральных ценностей светскими, мирскими.. .Чем больше утверждает себя светская культура, тем большую ценность приобретает досуг» [9, с. 141]. По мере усложнения общества,
стр. 52 из 184
развития светского сознания людей, досуг приобретает более развлекательный, потребительский характер. В сегодняшних реалиях «труда ради досуга», досуг выступает мерилом ценностей личности.
Досуг в группе студенческой молодежи следует рассматривать как отдельную сферу жизнедеятельности, содержание которой наполнено различной деятельностью, связанной с удовлетворением индивидуальных потребностей в отдыхе,
самосовершенствовании, самореализации, а также творческих стремлений, развлечении, личных желаний.
Исследование студенческого досуга, проведенное автором в 2014-2015 гг. в городе Москве и Московской области, позволило выявить ряд особенностей. Изучая особенности проведения студенческого досуга, можно выделить актуальные противоречия и проблемы, характерные именно для этой социальной группы. В выборе своих досуговых занятий почти половина опрошенных (48%) в Москве и Московской области руководствуются желанием «уйти от повседневных забот», провести время с друзьями, а многие студенты, несмотря на дефицит свободного времени и средств, занимаются спортом (табл. 1, 2).
Таблица 1 - К чему стремятся студенты в выборе досуговых занятий?
Варианты ответа Кол-во респондентов, %
Стремлюсь укрепить здоровье, развиться физически 46%
Хочу развлечься, уйти от ежедневных забот, тоски 48%
Потребность расширить свой кругозор, повысить культурный уровень 32%
Ничем не руководствуюсь, как пойдет 17%
Стремлюсь к общению со своими близкими, друзьями 69%
Желание больше проводить время на природе 18%
Необходимостью отдохнуть, восстановить физические силы 42%
Другое 2%
Таблица 2 - Отношение студентов к спортивным занятиям.
Варианты ответа Кол-во респондентов, %
Постоянно занимаюсь 31%
Занимаюсь, но нерегулярно 58%
Не занимаюсь спортом 11%
Развитие цивилизации предполагает появление и расширение поля влияния специальных развлекательных искусств, которые, с одной стороны, являются миром общественных ценностей, а другой - зеркалом индивидуальности. О. А. Кривцун считает целью сегодняшнего досуга избавление от монотонности жизни, обогащение спектра эмоциональных ощущений [4, с. 214].
стр. 53 из 184
Однако для современных студентов традиционные формы художественной занятости не считаются привлекательными. 86% опрошенных никогда (либо очень редко) не посещают соответствующие художественные студии. Художественное творчество также не является формой досуга, среди студентов всего 27% опрощенных время от времени «творят» своими руками - шьют, изготовляют hand made изделия, пишут стихи и т.д.
Формирование норм и ценностей социальных общностей и групп в рамках социальных институтов досуга позволяет говорить о некой досуговой культуре общества.
Досуговая культура - особая область художественной деятельности, вытекающая из процесса самоидентификации личности. Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести свои душевные переживания в каждую форму досуговой деятельности. Профессор В.В. Попов считает, что досуговая культура - это «некий качественный срез досугового времяпрепровождения» [7, с. 114].
Более половины опрошенных студентов не удовлетворены качественным заполнением своего досуга (табл. 3), но при этом считают, что от уровня культуры личности и от деятельности вуза досуг мало зависит (21%), а зависит в большинстве своем от индивидуальных склонностей и стремлений, а также от материальных возможностей (79%).
Таблица 3 - Удовлетворенность качественным заполнением досуга
Варианты ответа Кол-во респондентов, %
Вполне удовлетворителен 46%
Не всегда удовлетворителен 38%
Часто неудовлетворителен 8%
Не определился 8%
На личностном уровне досуговая культура проявляется в виде целого ряда духовных ценностей, норм, знаний в структуре личности человека, требующих более детального изучения. В первую очередь, это осознание ценности своей личности, своего здоровья, жизни, стремление к формированию саморазвивающейся направленности личности, высокой духовности, а также к накоплению знаний, необходимых для самостоятельной творческой деятельности. В этом случае одним из основных факторов развития и успешной социализации личности является высокая досуговая активность, которая составляет большую часть жизнедеятельности человека. Следует отметить, что
стр. 54 из 184
среди основных жизненных ценностей большинство студентов, с достаточно большим отрывом, выделяют здоровье и здоровый образ жизни (табл. 4). Забота о своем физическом теле и здоровье говорит о стремлении студентов к долголетию, наличию эстетической добродетели в сознании.
Таблица 4 - Приоритетные ценности в жизни
Варианты ответа Кол-во респондентов, %
Здоровье 1 место - 60%
Образование 2 место - 16%
Жилье, карьера, деньги 3 место - 6, 7, 10% соответственно
Инновационный подход к рассмотрению досуговой культуры состоит в том, чтобы рассмотреть ее через такую категорию, как «пространство». Категория «пространства» социальных сфер исследовались Л.И. Лубышевой и С.И. Филимоновой, которые предлагаю рассматривать пространство как совокупность физического (биологического) и социогенного полей [5, с. 3].
Для структурирования пространства досуговой деятельности следует обратиться к работам П. Будье, в которых человек рассматривается одновременно в качестве биологического индивида и в то же время социального существа, созданного через взаимодействие с социальным пространством (рис.) [2, с. 336].
Рисунок - «Пространство культуры досуга»
Физическое пространство досуговой деятельности определено связующими эту деятельность частями, где основой являются живые люди. Биологические особенности каждой личности в этом пространстве образуют сеть досуговых взаимоотношений.
стр. 55 из 184
Социогенное пространство досуговой деятельности представлено целым набором подполей: политическим, правовым, экономическим, образовательным, культурным. Проявляется социогенное поле в усвоенных ценностях и социальных ролях.
Совокупность физического и социогенного полей пространства досуговой деятельности образуют сеть досуговых взаимоотношений, направленных на самореализацию личности.
Аналогичное «досуговой культуре» понятие «досуговое воспитание»
подразумевает под собой существование воспитательных агентов. Воспитательные агенты - это та совокупность факторов, социальных или природных условий, под влиянием которых происходит социальное развитие, формирование личности, они и являются причиной ее изменения. В студенческой среде социализация осуществляется набором таких воспитательных средств, как мода и стандартизация, в основе которых лежат норма, эталон, стереотип.
Приведённый механизм социализации является основным в молодёжной возрастной группе. Самовыражение посредством моды - одно из проявлений молодёжного самовыражения. Ценности моды становятся не только основой стереотипного поведения, но формируют ценностные ориентации личности молодого человека [10].
В соответствии с приведёнными механизмами социализации студент выбирает определённый тип досуга в то или иное время, наиболее подходящий его личности. Целесообразно предложить типологизацию досуговой деятельности, характерную для современной российской действительности, которую можно было бы использовать в социологических исследованиях досуга различных общественных групп, включая студентов.
Можно выделить следующие типы студенческого досуга.
— развлекательный - распространенный среди молодёжи данный тип включает в себя такие занятия, как посещение баров, ресторанов, дискотек, пикников, вечеринок, просмотр телепередач, и т.д.;
— домашний — в этот тип досуга относят домашние формы организации досуга: компьютерные игры, Интернет-серфинг, пассивная рекреация, ТВ-передачи и т.д.;
— активный спортивный — досуговое время заполнено занятиями физической культурой, спортом, таким как серфинг, велоспорт, хоккей, футбол, альпинизм, сноубординг и др., оказывающим рекреативное воздействие на человеческий организм;
стр. 56 из 184
- активный общественный - в процессе данного типа досуга личность заполняет собой общественно-политическое пространство, люди такого типа поведения часто участвуют в общественно-политических мероприятиях своего региона, города, страны, кого-то поддерживают, что-то организовывают;
- развивающий - характеризуется направленностью, развивающей личность, такой тип досуга способствует личностному росту, самосовершенствованию, повышению квалификации и уровня образования, духовному росту, удовлетворению моральных потребностей в художественном, научном и техническом творчестве;
- разрушающий - социально-негативный тип досуговой деятельности,
наполненный деструктивными для личности занятиями: наркомания, хулиганство,
участие в криминальных группировках, драки, пьянство, и др.
Стоит отметить, что представленная классификация не является строгой. Определение типа досугового поведения кроется в его главенствующей направленности. Совокупность направленностей создаёт совокупные типы досуговой деятельности (домашне-развлекательный, домашнее-развивающий, домашне-разрушающий, и т.д.).
Выбор типа досуга личностью детерминирован различными обстоятельствами. Каждая личность уникальна и имеет индивидуальные предпочтения в том, как ей провести свое свободное время. Однако нельзя говорить о полной свободе выбора: «Досуг... содержит в самом себе дуализм свободы и управления, личной воли и принуждения» [3, т. 1, с. 19].
Так, проведенное автором исследование досуговых предпочтений студентов Москвы и Московской области в соответствии с приведенной типологией можно представить в виде таблицы (табл. 5, 6, 7).
Таблица 5 - Тип досуга в структуре досуга студентов Москвы и МО
Тип досуга Кол-во респондентов, %
часто \ время от времени редко \ никогда
Развлекательный досуг 90% 10%
Домашний досуг 65% 35%
Активный спортивный досуг 80% 20%
Активный общественный досуг 15% 85%
Развивающий досуг 55% 45%
Разрушающий досуг 10% 90%
стр. 57 из 184
Таблица 6 - Наиболее частые занятия студентов
Вид досуговой занятости Кол-во респондентов, %
Смотрю телевизор, видео, Интернет 90%
Помогаю дома по хозяйству 76%
Занимаюсь физической культурой, фитнесом, спортом 73%
Готовлюсь к учебным занятиям 79%
Подрабатываю, занимаюсь коммерческой деятельностью 55%
Читаю художественную литературу 46%
Хожу на дискотеки, в клубы, кафе 41%
Занимаюсь в художественной студии, участвую в творческой самодеятельности 27%
Таблица 7 -Наиболее редко были отмечены следующие занятия
Вид досуговой занятости Кол-во респондентов, %
Участвую в политической жизни стран 7%
Посещаю религиозные собрания, богослужения 14%
Занимаюсь в художественной студии, участвую в творческой самодеятельности 12%
Занимаюсь научной деятельностью 16%
Анализируя статистику, можно сделать ряд выводов.
1. Досуговая культура студента особенно тесно связна с модой. Мода сама по себе является культурно-воспитательным, социализирующим агентом для студента.
2. Досуговая культура личности - производное досугового пространства, которое является совокупностью биологического и социогенного полей в пространстве.
3. Коммуникационный тип досуга посредством Интернета сегодня является главенствующим типом среди студенческой молодёжи, он выполняет сразу несколько функций: общения, развлечения, и реже - познавательную. Причиной является следование за модой на «гаджеты» (смартфоны, айфоны, планшеты) и определенный стиль общения опосредованный «гаджетами».
4. Мода на самосовершенствование, пропагандирование в СМИ образов идеального тела, сети спортивных досуговых учреждений привели к распространению среди студентов спортивного типа досуговой деятельности, особенно среди юношей.
5. Развлекательный тип досуга также является популярным среди студентов. По мнению автора, это связано с дефицитом разнообразия в ежедневной занятости студентов, при котором психологами отмечается состояние моральной усталости, именуемое «сплином», что означает хандру, депрессивное состояние, нередко встречающееся в кругах молодых людей в современных социальных условиях. Развлечения выполняют рекреационные функции, которые призваны вывести человека из состояния скуки и однообразия, недостаточной информационной насыщенности жизни, ежедневной рутины.
стр. 58 из 184
6. Среди других ценностей следует отметить, что студенты часто планируют свой досуг и стремятся разнообразить его интересным творческим, художественным наполнением.
Литература
1. Абрамов Р.Н. Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 6(100).
2. Бурдье П. Социология и политика. - М.: Socio-logos, 1993.
3. Джери Дж. Досуг: большой толковый социологический словарь.- М., 1999.
4. Кривцун О.А. Эстетика. - М., 2000.
5. Лубышева Л.И., Филимонова С.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта // Теория и практика физической культур. -2004. - №2.
6. Павлов Б.Г. Над опасным «социальным придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) // Социологические исследования. - 2013. - № 2.
7. Попов В.В. Досуговая культура уходящего века // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2000. - № 5-6.
8. Рубинштейн А.Я., Музычук В.Ю. Оптимизация или деградация? // Между прошлым и будущим российской культуры. - 2014. - № 6.
9. Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. - СПб., 2005.
10. Эшфорт Б., Маил Ф. Теория социальной идентичности в контексте организации // Организационная психология. - 2012. - Т. 2, №1. [Электронный ресурс] URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 31.03.2015).
LEISURE CULTURE OF RUSSIAN STUDENTS Maria Kolenkova, PhD student, mariya.rus@bk.ru
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
The article discusses the concept of leisure, particularly, leisure culture of modern student's youth, describes the functions and features of leisure activities in modern conditions, and analyzes the influence of leisure activities on different sides of the personality of student.
The author on the basis of the sociological investigations considers valuables of today's students.
Keywords: leisure, leisure culture, socialization, functions of leisure, valuables, students
стр. 59 из 184
References
1. Abramov R.N., Zudina A.A. Social'nye innovatory: dosugovye praktiki i kul'turnoe potreblenie [Social innovators: recreational practices and cultural consumption] // Monitoring obshhestvennogo mnenija: ekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring of public opinion: the economic and social changes]. 2010. Iss. 6(100).
2. Burdie P. Sociologija i politika [Sociology and Politics]. Moscow: Socio-logos, 1993.
3. Dzheri Dzh. Dosug: bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar' [Leisure: big sociological explanatory dictionary]. Moscow, 1999.
4. Krivcun O.A. Estetika [Aesthetics]. Moscow, 2000.
5. Lubysheva L.I., Filimonova S.I. Sovremennyj podhod k issledovaniju prostranstva fizicheskoj kul'tury i sporta [Modern approach to research space of physical culture and sports] // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2004. Iss. 2.
6. Pavlov B.G. Nad opasnym «social'nym pridon'em» (o deviantnoj subkul'ture podrostkov) [The dangerous closeness to lowlife (about deviant subculture of teenagers)] // Sociologicheskie issledovanija [Sociological Studies]. 2013. Iss. 2.
7. Popov V.V. Dosugovaja kul'tura uhodjashhego veka [Leisure culture of the outgoing century] // Nalogi. Investicii. Kapital [Taxes. Investments. Capital]. 2000. Iss. 5-6.
8. Rubinshtein A.Ja., Muzychuk V.Ju. Optimizacija ili degradacija? [Optimization or degradation?] // Mezhdu proshlym i budushhim rossijskoj kul'tury [Between the past and the future of Russian culture]. 2014. Iss. 6. PP. 5-22.
9. Hrenov N.A. «Chelovek igrajushij» v russkoj kul'ture ["Man Gaming" in Russian culture]. St. Petersburg, 2005.
10. Ashforth B.E., Mael F. Teorija social'noj identichnosti v kontekste organizacii [Social identity theory and the organization] // Organizacionnaja psihologija [Organizational psychology]. 2012. Vol. 2, Iss. 1. PP. 4-27.