Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере Белгородской области//Научный резу льтат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №4:11-18
УДК 379.8
DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-4-11-18
Журик Т. С.1 Шерстюкова Е. А.2
РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1) Белгородский государственный институт искусств и культуры,
Королева, 7, г. Белгород, 308033, Россия E-mail: [email protected]
2) Белгородский государственный институт искусств и культуры,
Королева, 7, г. Белгород, 308033, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам формирования позитивной мотивировки у молодых людей к самостоятельному активному времяпрепровождению, в том числе и до-суговому. Культурно-досуговая деятельность формируется в ходе интенсивного изучения социальных и производственных взаимоотношений, а не в отрыве от увлечений и потребностей культурного, общественно-политического и нравственного становления студента. Созидательный характер работы вырабатывает познавательную активность, содействует самообразованию. В сфере досуга человек осуществляет самоценную отдельную досуговую деятельность, в основе действительного мотива которой лежит потребность в самой этой деятельности, продиктованной личными потребностями и интересами субъекта. Критерием определения уровней досуговой деятельности является отношение субъекта этой деятельности к ее процессу - пассивное или активное. По тому, как человек проводит свой досуг, можно сказать, какое у него было воспитание, чем он увлекается, какие у него интересы. В Белгородской области созданы всевозможные условия для активной досуговой деятельности молодого поколения. Участие во всевозможных творчески ориентированных проектах, акциях, фестивалях, конкурсах, квестах и т.д. способствует развитию личностного роста студента.
Ключевые слова: досуг; формирование личности; студент; Белгородская область.
Zhurik T. S.1 Sherstyukova E. A.2
THE ROLE OF ARRANGING LEISURE TIME
IN THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S PERSONALITY
ON THE EXAMPLE OF BELGOROD REGION
1)1 Belgorod State Institute of Arts and Culture, 7 Koroleva St.. Belgorod, 308033, Russia; E-mail: kafedra. rtp @yandex.ru
2) Belgorod State Institute of Arts and Culture, 7 Koroleva St.. Belgorod, 308033, Russia; E-mail: kafedra. rtp @yandex.ru
Abstract. Еру article is devoted to the problems of formation of positive motivation for young people to independent active pastime, including leisure. Cultural and recreational activities are formed in the course of an intensive analysis of social and production relationships, and are not isolated from the hobbies and needs of the cultural, socio-political and moral formation of the student. The creative nature of the work produces cognitive activity, promotes self-education. In the sphere of leisure, a person performs a self-valuable separate leisure activity, the basis of the actual motive, which lies in the very activity dictated by the personal needs and interests of the subject. The criterion for determining the levels of leisure activity is the ratio of the subject of this activity to its process - passive or active. By the way a person spends his/her leisure time, one can say what
Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере Белгородской области//Научный резу льтат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №4:11-18
kind of education he/she obtained, what he/she was interested in, what his/her interests were. In Belgorod region, all kinds of conditions are created for active leisure activities of the younger generation. Participation in all kinds of creatively oriented projects, promotions, festivals, contests, quests, etc. contributes to the development of the student's personal growth. Keywords: leisure, personality formation, student, Belgorod region.
Введение. Проблема воспитания подрастающего поколения всегда находилась в центре внимания всех социальных институтов государства и всегда являлась объектом научного интереса, так как именно от подрастающего поколения зависит будущее общество и его благополучие.
Современное время свидетельствует о стремительной замене общественных взглядов, условий труда и убеждений. Переосмысливаются многие приоритетные ценности и личностные качества. Следовательно, педагогическую работу необходимо оценивать не по тому, как полно удалось передать свои убеждения и знания студентам, а скорее по тому, смогут ли студенты воспользоваться ими, для дальнейшей самостоятельной деятельности и принятий решений в свое свободное время.
Основная часть. Воспитательный и развивающий потенциал досуга является достаточно широко обсуждаемой тематикой. На эту тему проводится много исследований и обсуждений. Так, ученый А.Д. Жарков описывает культуру досуга как многомерный общественный феномен, как концепцию формирования, сбережения, популяризации и потреблению нравственных ценностей, общепризнанных этических норм, познаний, а также различных символов и значений. Профессор Г.А. Аванесова выказывает точку зрения, согласно которой культура досуга - есть осуществление личностью незанятого времени, каковое сбалансировано согласно многообразным разновидностям рекреационной, воспитательной и развлекательной деятельности, наполнено общественно весомым значением и расценивается в настоящем обществе как согласованное с отечественными традициями и соответствующее нынешним потребностям человека [1].
В своих трудах М.А. Ариарский описывает культуру досуга как многоуровневое качество личности, отображающее умение и потребность человека плодотворно использовать
свободное время, реализуемое в удовлетворении, активном отдыхе, и постоянном повышении уровня духовных потребностей средствами творческой деятельности, направленной на освоение культурного наследия человечества и созидание новых культурных ценностей.
М.Б. Зацепина считает досуг способностью личности заниматься всевозможной деятельностью в свободное время по своему выбору. Эта деятельность вызвана не какими-либо внешними факторами, оказывающими влияние на человека, а продиктована личными потребностями и интересами [7].
В своей научной работе В.С. Соломенни-кова оценивает свободное время как пространство для реализации особых социальных процессов, акцентирует внимание на мотивы и потребности личности, обусловливающее поступки и поведение ее в этой сфере. В своей совокупности вышеуказанные данные указывают на доминирующую роль свободного времени, в течение которого происходит духовное и физическое развитие личности [10].
Однако приоритетное значение в изучении этого вопроса отдается возрастной категории детей и школьников. Проблеме досуго-вого времени студента уделяется несравнимо меньшее количество внимания.
Досуговое времяпрепровождение студентов первых курсов отличается высокой противоречивостью и сложностью. Большой объем свободного и неорганизованного времени, неумение молодых людей распорядиться им, нередко приводит к социальным проблемам.
Главной задачей культурно-досугового воспитания является создание механизмов социальной и психологической стабилизации и адаптации студента, предоставление ему возможностей общения с искусством, творческой деятельности, эстетического развития, а главное - формирование культурной и социальной сферы, оберегающей от негативного влияния, которым чревата современная экологическая,
Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере Белгородской области//Научный резу льтат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №4:11-18
социальная и политическая ситуация. Чем выше уровень организации досуга студента, тем больше его поведение приобретает творческий характер, который является системообразующим качеством личности.
Развитие каких-либо установок личности, качеств, убеждений, взглядов имеет особую важность не только в школьный, но и в студенческий период. Именно в этом возрасте происходит идентификация человека как уже полноправного, самостоятельного взрослого индивидуума, осознание себя членом определенного политического строя.
Свободное время - это условие для совершенствования студента в избранной деятельности, для углубления эмоционального восприятия современной жизни. Свободное время дает возможность углубить и расширить свои интересы, и возможность для самостоятельного творческого поиска в любой области.
Сегодня досуг приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса: видеотехники, персональных компьютеров, кинофотоаппаратуры. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь человеку реализовать то лучшее, что в нем есть, отмечает Н.П. Гончарова [4; с.152]. В свою очередь, К. Ф. Леонтович отмечает, что детскому досугу свойственна самореализационная функция [9].
Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Реализация принципов организации юношеского досуга на практике, как считает А.Д. Жарков, по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности [5; с.74].
Развитие структуры организации досуга происходит в направленностях, сопряженных
с образованием, укреплением физического здоровья, активной социальной деятельностью, формированием креативных способностей личности. Данные факторы предоставляют большой потенциал для вовлечения студентов в разнообразные типы деятельности.
Досуг молодых людей, как отмечалось ранее, отличается противоречивостью и сложностью. Обладая возможностью избирать вид досуговой деятельности согласно собственным желаниям, студенты часто оказываются не готовы к сознательному предпочтению видов деятельности, содействующих полноценному развитию человека. Существует расхождение между нуждами студентов активного проявления самостоятельности, использования досуга как области самореализации, полновесного общения, и неумением реализовать себя в досуге в силу недостаточности создания условий и среды для организации досуговой деятельности.
С точки зрения структурно-функционального подхода, под стратегиями досугового поведения подразумеваются методы повышения общественного статуса путем выбора престижных типов досуга. Поэтому для разработки грамотной стратегии досугового поведения необходимо изучение социально-культурного фона, в котором находится сегодня молодой человек.
Результаты исследования и их обсуждение. При рассмотрении этого вопроса необходимо выявить две его образующие: социальные трудности в сфере культуры региона и социально-культурную обстановку как фактор внешней среды, в котором действуют учреждения культуры.
С 15 по 25 августа 2017 года в Белгородском регионе проходило социологическое исследование «Досуг студента». Общее число респондентов составило 186 человек. Были опрошены молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет. Согласно исследованию 76,3% респондентов совмещают учебу с работой. Учитывая эти данные, у 61,8% опрошенных стабильно остается от часа до трех часов свободного времени в день. Как предпочитают распределять свободное время белгородские студенты можно увидеть на рисунке.
Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере Белгородской области//Научный резу льтат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №4:11-18
Рис. Результаты опроса студентов по выявлению предпочтений досуговой деятельности Fig. Results of a survey of students on the identification of preferences ща leisure activities
При выборе досуга 74,6% участников опроса руководствуются потребностью в изучении чего-либо нового, и 25,4% потребностью в общении и смене обстановки [11].
Такие достаточно высокие показатели являются возможными лишь потому, что в Белгородской области активно уделяется внимание сфере организации досуга молодежи и студентов.
На территории Белгородчины регулярно проводятся фестивали различных направлений. Например, студенческий фестиваль «Русь заповедная», проводящийся на территории БГТУ им. Шухова. В течение 4 дней проведения фестиваля участники фестиваля проживают на одной базе отдыха, проходят вместе различные мастер-классы, задания и семинары. Фестиваль направлен на развитие интереса у молодежи своим национальным колоритом, прошлым своей страны. Тут же можно вспомнить о фестивале «Маланья», проводимом в Прохоровском районе. Фестиваль приобретает статус международного, а также привлекает на свои площадки все больше молодых людей. Согласно данным организаторов проекта, в 2017 году фестиваль посетило более 10 000 человек. Фестиваль также посвящен народности и историческим реконструкциям.
Также достаточно масштабный проект фестиваля - «Белмелфест», проводимый непосредственно в г. Белгород. Этот фестиваль носит краеведческий характер и посвящен одному из главных полезных элементов Белгородчины -мелу.
Помимо этого, в Белгороде проходит достаточно необычный аэрофестиваль «Небосвод Белогорья». Фестиваль является ежегодным и проводится в начале августа. Этот масштабный проект посвящен воздухоплаванию. Ежегодно участники фестиваля поднимаются в воздух над поселком Дубовое, Белгородом и Прохоровкой. В Прохоровке фестиваль завершается. Участники становятся зрителями тщательно подготовленного шоу с показательными полётами легкой и сверхлегкой авиации, массовыми взлетами и парадом аэростатов. Помимо этого, участников ожидает обширная музыкальная программа, групповые прыжки с парашютом и ночное свечение тепловых аэростатов. Фестиваль длится на протяжении 3-х дней.
Преимуществом фестиваля как способом организовать досуг молодежи является его ненавязчивость, открытость к коммуникациям, помощь студенту в интеграции себя с обществом. Благодаря своей развлекательной, легкой форме фестиваль может заинтересовать
Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере Белгородской области//Научный резу льтат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №4:11-18
определенной тематикой большие массы людей. Однако фестиваль не может претендовать на полноценную досуговую стратегию в силу своего редкого проведения (в среднем, фестиваль проводится от 1 раза в год). Т.е. фестиваль может стать лишь мощным толчком для увлечения молодежи какой-либо темой или же поддержания интереса в данной области. Однако, заинтересовав молодых людей, нужно предоставить им что-то, что может стать для них регулярной формой досуга.
На это направлены, прежде всего, учреждения, непосредственно работающие со студентами - ВУЗы, ССУЗы и т.д. На территории образовательных учебных учреждений Белгородской области действуют различные коллективы, кружки, дискуссионные клубы, творческие объединения. Практически в каждом ВУЗе есть некий аналог студенческого научного общества или студенческого актива. Такие организации полезны не только тем, что помогают студентам ВУЗа самовыразиться, достичь каких-либо определенных успехов, но и наладить коммуникативные связи между студентами разных ВУЗов. Здесь можно привести пример комплексной деловой игры «Communication», проводимой в форме чемпионата между студентами Белгородских вузов. Организаторами чемпионата являются Студенческий совет БГТУ им. В.Г. Шухова, Управление молодёжной политики Белгородской области и Центр молодёжных инициатив.
Помимо этого, органы и учреждения культуры Белгородской области в последние годы активно и осознанно идут на сотрудничество с церковью в деле возрождения духовности населения, приобщения молодежь к ценностям православной культуры. В Грайворон-ском, Чернянском, Шебекинском и Яковлев-ском районах созданы духовно-просветительские центры, деятельность которых ориентирована на возращение духовных ценностей, воспитание у детей высокой нравственности и культуры.
Среди учреждений, занимающихся организацией досуга населения, лидирующее значение занимают учреждения культуры. В практическую работу учреждений вовлечены практически все категории населения, хотя,
несомненно, приоритет здесь отдается молодым людям.
В Белгороде регулярно проводятся такие мероприятия, как Конкурсы красоты «Мисс Белгород», «Краса Белогорья», Дни молодежи, Дни города, Фестивали уличных искусств: «Белая маска», «Белгородский Арбат», «Арт-фестиваль». На площадках этих мероприятий зачастую располагаются выставки, проводятся мастер-классы и выступления музыкальных коллективов.
Одной из инициатив активно поддерживаемой министерством культуры является акция «Ночь музеев». Акция приурочена к Международному дню музеев и проводится в конце мая. Целью проекта является популяризация музеев, разрушение стереотипа о музеях как сухих, не вызывающих интерес учреждениях. Ежегодно тематика акции меняется в зависимости от социокультурной ситуации в мире, организаторы стараются определить наиболее актуальную на момент проведения акции тему.
В 2017 году «Ночь музеев» в городе Белгород была посвящена сразу двум темам: 100-летию Октябрьской революции и Году экологии. В каждом из музеев города посетителей ожидало множество подготовленных мероприятий: кроме постоянных экспозиций были подготовлены и новые выставки, игры, рассчитанные на разнообразную возрастную аудиторию, мастер-классы, выступления музыкальных коллективов области. Также участники были допущены на экскурсию в фондохранилище музея, куда в другие дни вход для посетителей закрыт. В качестве выставок были подготовлены такие экспозиции как «Отечественное искусство XX-XXI вв.», «Русские платки и шали», персональная юбилейная выставка «Созерцая тишину» Владимира Желобока, выставка живописи «Иной путь Владимира и Марии Ломакиных», выставка сценографов белгородских театров «Приоткрыв кулисы», а также интерактивная детская экспозиция «Арт-поход».
Для посетителей разных возрастов были подготовлены музейные игры «Транзит по Советскому Союзу. Путешествие в страну, которой нет», «Музейные сыщики», «Вернисаж
Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере Белгородской области//Научный резу льтат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №4:11-18
профессий», «От картины к картине», музейная викторина «Мы новый мир построим», розыгрыш лотерейных билетов.
Поводом к празднику в этот день послужил не только Международный день музея, но и 30-летний юбилей диорамы. Организаторы подготовили содержательную программу. Акция проходила под девизом «Мы вместе!». В программе мероприятий было: акция «Музей - наше общее достояние» с участием артистов филармонии, ролевая реконструкция «Ожившая экспозиция», мастер-класс стеклодува Лыкова А.И. по изготовлению фигур, акция «Музейная маевка. Тексты к месту», театрализованное представление рукопашного боя кадетов Белгородчины, флешмоб «Я - экскурсовод музея-диорамы», «Солдатский привал с солдатской кашей. Василий Теркин приглашает!»: песни и танцы, интерактивная программа «День рождения - праздник детства! Музей приглашает своих ровесников - рожденных 4 августа 1987 года!».
В историко-краеведческом музее работало несколько тематических площадок, где гости играли в биологическое домино, проходили спринт-курс по подготовке метеорологов, участвовали в квестах, играх и викторинах. Все эти мероприятия проходили под девизом «И в музее будут яблони цвести».
Работа над организацией досуга студентов необязательно должна осуществляться только силами администрации города. Посильную помощь в создании благоприятного социокультурного фонда для досуга молодежи может сыграть благотворительная деятельность общественных организаций, предприятий, банков, акционерных обществ области. Например, на территории Белгородской области был специально создан попечительский совет «Прохоровское поле», в который вошли почти пять тысяч дарителей, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Попечительский совет обеспечил финансовую основу строительства памятника Великой Отечественной войне - мемориального комплекса «Прохоровское поле».
В случаях, когда социокультурная среда окружающая молодежи достаточно качественно сформирована, досуговая стратегия приобретает синергичный характер и молодые люди сами становятся создателями объединений направленных на организацию студенческого досуга. Такой феномен также можно пронаблюдать в Белгородской области. Например, а протяжение уже нескольких лет в г. Белгород существуют такие проекты как «Литературный слэм» и «Поэтейшен». Это вечера, проводимые в определенном интересном формате для молодежи: в форме «баттла», как называют его сами участники или же - соревнования. Участники на проекте могут прочесть стихотворения известных поэтов в своей интерпретации или прочесть произведение собственного сочинения. На данный момент проект развит достаточно широко, что позволяет ему приобретать даже коммерческий характер и проводится регулярно. В плане организации досуговой деятельности можно выделить два главных достоинства вышеобозна-ченного проекта: это избранный современный формат, интересный студентам и его тематическая составляющая. В совокупности оба этих качества позволяют увлечь достаточно большое количество молодых людей русской литературой и поэзией. Проект также активно сотрудничает с Городским клубом поэтов -площадкой для молодых авторов, как поэтов, так и прозаиков, и драматургов, на базе которой еженедельно проходят лектории и мастер-классы, позволяющие развить навыки работы с текстом, презентация произведений белгородских авторов, обмен мнениями.
На основе вышеописанных примеров можно сделать вывод о том, что организации студенческого досуга Белгородской области и непосредственно в г. Белгород уделяется достаточное количество внимания.
Заключение. Из всего вышесказанного следует, что одной из основных задач органов управления, образования и в первую очередь учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости молодежи и студентов, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг и
Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере Белгородской области//Научный резу льтат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №4:11-18
форм досуга, с учетом досуговых предпочтений этой категории населения. Так же необходимо развивать систему организации отдыха студентов и улучшить ее финансирование.
Основными формами организации досуга молодежи и их культурного обслуживания могут быть:
1. Организация работы студенческих коллективов, объединений, кружков;
2. Организация работы студенческого профкома, для обучения студентов доносить свою инициативу органам управления;
3. Проведение культурно-досуговых мероприятий и организация открытых кинопоказов для молодёжи;
4. Проведение Дней Студента (с организацией юридических и психологических консультаций, мастер-классов и пр.);
5. Привлечение молодежи в клубные объединения и коллективы самодеятельного творчества;
6. Организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного творчества, творческих и научных коллективов на базе профессиональных учебных заведений;
7. Проведение творческих студенческих фестивалей и пр.
Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется отрицательным, это могут быть различные вредные привычки, такие как наркомания, табакокурение, алкоголизм. Поэтому необходимо заполнять свободное время молодых людей, делать разнообразнее их культурно-досу-говую жизнь, выявлять новые формы работы со студентами, чтобы предотвратить асоциальное поведение в сложный период акклиматизации к новому статусу в обществе. Подтверждением этому выступает социокультурный фон Белгородской области, образовавшийся в результате активной деятельности, направленной на организацию и развитие студенческого досуга.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика орг.: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 235 с.
2. Акимова Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053100 «Соц.-культур. деятельность». М.: МГУКИ, 2003. 123 с.
3. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб: Эго, 2001. 287 с.
4. Гончарова Н.П. Социально-культурная деятельность учреждений клубного типа. Тверь, 2003. 377 с.
5. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки // Образование и общество. 2007. №2. С. 98-104.
6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуго-вой деятельности: учебное пособие. М.: 1998. 288 с.
7. Зацепина М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.,
2005. 44 с.
8. Зацепина М. Б. Организация культурно-до-суговой деятельности дошкольников: учеб.метод. пособие. М.: Педагогическое общество России,
2006. 144 с.
9. Леонтович К.Ф. Любительские объединения как средство социализации подростков и молодежи. М., 1991. 176 с.
10. Соломенникова В.С. Социальный проект на тему организации культурно-досуговой деятельности как средства успешной социализации в условиях школы https://infourok.ru/socialmy-proekt-organizaciya-kulturnodosugovoy-deyatelnosti-kak-sredstvo-uspeshnoy-socializacii-v-usloviyah-shkoli-429581 .html (дата обращения: 25 ноября.2017).
11. Социалогическое исследование «Досуг студента» http://belgorod.er.ru/news/2017/8/28/v-belgorodskoj-oblasti-centr-sociologii-studenchestva-provel-opros-dosug-studenta (дата обращения: 25 ноября 2017).
Журик Т.С., Шерстюкова Е.А. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере Белгородской области//Научный резу льтат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №4:11-18
References
1. Avanesova, G.A. (2006), Cultural-recreational activities: theory and practice: A textbook for university student, Aspect Press, Moscow, Russia
2. Akimova, L.A. (2003), Sociology of leisure: Proc. A manual for university students studying in specialty 053100 «Soc. -Cult. activity», MGUKI, Moscow, Russia.
3. Ariarsky, MA. (2001), Applied Culturology, Ego, SPb, Russia
4. Goncharova, N.P. 2003. Socio-cultural activities of institutions of the club type. Tver, Russia
5. Zharkov, A.D. (2007), «Cultural and leisure activities as an independent branch of pedagogical science». Education and society 2: 98-104.
6. Zharkov, A.D. (1998), Technology of cultural and leisure activities: a textbook. Moscow, Russia
7. Zatsepina, M.B. (2005), The formation of the foundations of a child's culture through cultural and leisure activities: Author's abstract, Moscow, Russia.
8. Zatsepina, M.B. (2006), The organization of cultural and recreational activities of preschool children: a manual, Pedagogical Society of Russia, Moscow, Russia.
9. Leontovich, K.F. (1991), Amateur associations as a means of socializing adolescents and the youth, Moscow, Russia.
10. Solomennikova, V.S. "Social project on the organization of cultural and leisure activities as a means of successful socialization in the school environment". https ://infourok.ru/socialniy-proekt-organi-zaciya-kulturnodosugovoy-deyatelnosti-kak-sredstvo-uspeshnoy-socializacii-v-usloviyah-shkoli-429581.html. (Date of access: November 25, 2017).
11. Social research "The Student's Leisure" http://belgorod.er.ru/news/2017/8/28/v-belgorodskoj-oblasti-centr-sociologii-studenchestva-provel-opros-dosug-student.html. (Date of access: November 25, 2017).
Данные авторов:
Журик Тамара Сергеевна, ассистент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников
Шерстюкова Елизавета Александровна,
преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников
About the authors:
Zhurik Tamara Sergeevna, Teacher, Department of Theatrical Performances and Festivities
Sherstyukova Elizaveta Aleksandrovna, Teacher, Department of Theatrical Performances and Festivities