Особенности досуговой деятельности студенческой молодежи в 2020-х гг. (по материалам социологических исследований)
Равочкин Никита Николаевич,
д.ф.н., проф. кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, проф. кафедры педагогических технологий Кузбасского государственного аграрного университета имени В.Н. Полецкова E-mail: [email protected]
В рамках данной статьи на базе проведенных ранее социологических исследований рассматриваются и обобщаются особенности досуговой деятельности российской студенческой молодежи в 2020-е гг. Описана специфика группы социальной группы городская молодежь как проводника инноваций в сфере досуговых практик. Продемонстрировано влияние ключевых тенденций обозначенного периода, определивших специфику жизнедеятельности молодежи. Приведены основные отличительные характеристики жизнедеятельности студенческой молодежи. Проанализированы и интерпретированы данные, полученные по магистральным направлениям предпочтений студенческой молодежи по поводу организации и проведении свободного времени. Выявлены многочисленные ориентации российской студенческой молодежи 2020-х. На основе обобщения результатов проведенных социологических опросов уточнены связи досуга с другими сферами общественной жизни, главным образом с экономикой. Отмечено усугубление стратификации в данной группе В заключение подводятся итоги проведенного исследования.
Ключевые слова: досуговые практики, молодежь, город, повседневность, общество, свободное время, стиль жизни, студенты.
Актуальность представленной темы связана с динамикой происходящих в российском обществе процессов и фактической включенностью всех групп населения в те или иные разновидности организации и проведения досуга, который, вне всякого сомнения, становится одной из важнейших социологических категорий современности и позволяет выявить различные социальные тренды. Сосредоточение нашего внимания на социально-демографической группе студенческой молодежи обосновывается тем, что принадлежащим к этой общности людям характерна ин-новационность, которая дает возможности диагностировать так называемые «маркеры идентичности». Представители этой группы охотно отождествляют себя с одними практиками, критически относясь к другим сценариям проведения свободного времени, а также одновременно выказывают свое равнодушие к третьим версиям.
За минувшие десятилетия существенно изменился образ жизни россиян, особенности досуговой деятельности молодых людей, а также их восприятие в глазах иных социально-демографических групп. В частности, если в 90-х гг. прошлого столетия большинство россиян полагали, что молодым людям следует быть более трудолюбивыми, в 2023 году на крайнюю значимость указанного качества указали лишь 39% [8]. Снижение запроса на трудолюбие в среде молодежи может объясняться двумя факторами: (1) изменениями досуговой и трудовой деятельности молодых людей, которые сегодня могут зарабатывать, не выходя из дома при помощи ИКТ; (2) повышением уровня материального благополучия родителей, которые сегодня, в отличие от 90-х гг., меньше нуждаются в помощи детей. В частности, сегодня лишь 20% россиян подчеркивают, что они хотели бы, что-
47
бы молодые люди были способны обеспечить себя в материальном плане. Лишь 28% респондентов полагают, что основным фактором, который затрудняет жизнь молодежи, являются материальные трудности [8]. 39% молодых людей уверены в том, что их материальное положение будет улучшаться [12]. Т.е. стремление «делать деньги» в молодежной среде не исчезло (44% для юношей, 35% для девушек) [8], но оно в некоторой степени потеряло свою значимость, большую значимость стала приобретать возможность заниматься творческой деятельностью (71% опрошенных [24]), иметь интересную работу (44% опрошенных [5]. Отмечается увеличение доли молодых людей, успешно использующих кредитные инструменты (до 47% вместо 32% в 2013 г. [9]), что позволяет сделать вывод о дальнейшем повышении уровня финансовой грамотности молодых людей.
Отмечается дальнейшее усиление привлекательности образа предпринимательства и сущностных характеристик, с ним связанных. В 2023 году в ближайшем окружении 75% молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет представлены успешные предприниматели, еще 73% выражают интерес к предпринимательству [15]. В целом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день молодежь в меньшей степени, чем 30 лет назад, испытывает финансовые трудности, что находит свое отражение в любви к шопингу. 66% молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет признались, что в свободное время любят совершать покупки [18]. Стремление к самореализации сопровождается увеличением численности молодых россиян, вовлеченных в различные образовательные практики, т.е. посещение учебных курсов, чтение учебной литературы. В 2022 году в образовательные практики (помимо получения основного образования) были вовлечены 45% молодых людей [22].
При этом, в отличие от 1990-х гг., сегодня россияне полагают, что молодые люди должны быть более патриотичными (35% россиян) (Какой мы хотим видеть молодежь?, 2023). Патриотизм при
этом понимается как знание истории и культуры своей страны (18%), вклад в ее развитие [14]. Т.е. в условиях открытых границ, относительной доступности путешествий, повышения уровня академической и иных видов мобильности, молодые люди получают возможность сравнивать условия проживания в России и других мировых странах и, к сожалению, результаты сравнения не всегда в пользу РФ. При этом, как отражают результаты проведенных исследований, 60% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет являются типичными «домоседами», т.е. предпочитают не выезжать на отдых не то, что за границу, но и в туристические места РФ (лишь 27% молодых людей ездили отдыхать по стране прошлым летом [10], только 17% молодых россиян проявляют интерес к посещению исторических мест [6]. Примечательно, что в 2022 году 59% молодых людей проявляли интерес к внутреннему туризму. Соответственно, критическое восприятие образа России не основывается на сравнении с условиями проживания в других странах. Следовательно, можно сделать вывод, что критическое восприятие образа страны в среде молодых людей может быть обусловлено двумя основными факторами: (1) влиянием молодых людей, которые все же выезжают на границу, критически оценивают реалии РФ; (2) критическое восприятие государства, родителей, старших в целом характерно для молодежного возраста, периода, когда осуществляется личностное, социальное, профессиональное становление молодого человека, часто - за счет противостояния «я -они». В частности, треть молодых людей отмечает, что «взгляды представителей старших поколений устарели и вряд ли могут помочь с выбором правильных решений» [24]. Иными словами, молодые люди критически воспринимают условия проживания.
Говоря об особенностях отдыха молодых россиян, необходимо отметить, что больше трети опрошенных (39%) в возрасте от 18 до 24 лет предпочитают пассивный отдых, т.е. ничего не делать, а просто расслабленно отдыхать
48
[10], еще 60% предпочитают отдыхать дома на праздники [11]. При этом, 83% молодых людей подчеркивают, что полноценный отдых важен для них (Ценности молодежи, 2022). Предположительно, пассивный отдых связан у молодых россиян с усилением значимости общения в сети, иных пассивных видов проведения досуга, например, прослушивания музыки, пения, чтения. В частности, опрос 2023 года позволяет сделать вывод о повышении популярности чтения в среде молодых людей, 87% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет сказали, что читали книги за последние три месяца [17], 26% являются постоянными посетителями библиотек, 35% ежемесячно посещают книжные магазины [21]. Примечательно, что 30% молодых людей читают научно-популярную литературу, посвященную биологии и биотехнологиям. Еще 54% молодых людей любят петь, 19% - увлекаются рисованием [3].
Если в условиях проникновения ИКТ во все аспекты жизнедеятельности, повышения доступности общения россияне других социально-демографических групп демонстрируют желание избежать коммуникации, побыть в одиночестве. Часто испытывают стремление избежать общения, остаться наедине с собой почти три четверти молодых респонеднтов. В целом, стремление к уединению может быть обусловлено особенностями юношеском возрасте, в котором личность открывает свой внутренний мир. Важнейшим новообразованием данного периода выступает развитие самопознания, самообразования, главной целью которого становится открытие своего Я и обретение позитивной индивидуальности. Но при этом, 47% опрошенных людей в возрасте от 18 до 24 лет демонстрируют высокое стремление к общению, считают себя экстравертами. 43% молодых россиян подчеркивают необходимость наличия друзей [5], 51% в общении с друзьями проводит свое свободное время [3]. Необходимо подчеркнуть, что молодые люди, которые, как правило, выступают активными пользователями новых коммуникативных технологий, как правило, склонны критически
оценивать информацию, размещенную в сети, критически воспринимать партнером по интернет-общению. В частности, опрос ВЦИОМ свидетельствует, что 53% молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет высказали мнение о низком уровне доверия между гражданами. Т.е. формируется противоречивая ситуация: с одной стороны, молодые люди активно вовлечены в систему интернет-коммуникации, с другой - это общение носит поверхностный характер, доверие между коммуникантами отсутствует. В таких условиях возрастает роль оффлайн-общения, в 2022 году 64% россиян стали больше общаться с друзьями и знакомыми [22], 79% молодых людей ежемесячно ходят в гости (А не пойти ли нам в гости?, 2022). Т.е. наблюдается обратная выявленной в 2010-х гг. тенденция «возврата» молодых людей в реальное взаимодействие, что позволяет исследователям сделать вывод, что «вопреки распространенному мнению, что технологии и цифровизация сокращают живое общение, за три десятилетия россияне не стали реже встречаться с друзьями и близкими, принимая их в гостях или нанося ответные визиты» [1]. В ситуации отсутствия идеалов, нравственных ориентиров у 37% молодых россиян формируется мотивация к посещению психолога, чтению психологической литературы [22]. Полученные результаты позволяют сделать вывод о формировании в молодежной среде запроса на профессиональную психологическую помощь.
В целом, интернет, проведение времени в сети, безусловно, выступает ведущим видом досуговой деятельности молодых людей, что сопровождается повышением уровня информационной культуры, позитивным отношением к внедрению новых технологий в различные аспекты жизнедеятельности общества: к примеру, 55% россиян в возрасте от 18 до 24 лет хорошо знают нейросе-ти и хорошо к ним относятся [13]. Еще 75% молодых людей хорошо информированы о технологиях искусственного интеллекта и хорошо к ним относятся [7]. 96% молодых людей умеют работать на компьютере. Иными словами, мож-
но сделать вывод, что ИКТ не утратят своей значимости в будущем, они будут влиять на особенности профессиональной и досуговой деятельности молодых людей. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что критичность восприятия общения в сети, помимо прочего, указывает на высокий уровень сформированности информационной культуры молодых людей. Сами молодые россияне полагают, что «недостоверную информацию в интернете возможно отличить всегда или почти всегда» [19]. Такое мнение высказали 78% респондентов.
При этом, широкое распространение ИКТ приводит и к негативным последствиям: в частности, на сегодняшний день 56% молодых россиян играют в онлайн-игры, 38% являются заядлыми геймерами, 72% проводят в социальных сетях и мессенджерах больше 3-х часов, что влечет за собой риски формирования аддикции, стремления к уходу из реального мира в виртуальную среду [20]. Цифровизация приводит к формированию качественно новых в историческом плане вызовов и угроз, к примеру, сегодня 42% молодых людей сталкивались с треш-стримами как разновидности трансляций в прямом эфире, где организатор совершает с собой или окружающими людьми опасные для здоровья или унизительные действия, а этом зрители могут жертвовать некоторую сумму денег в обмен на исполнение их пожеланий, еще 8% - часто сталкивались [23].
Примечательно, что результаты опроса 2023 года позволяют сделать вывод о запросе на повышение религиозности в среде молодых людей (10% респондентов). В 1990-х гг. прошлого столетия численность россиян, которые говорили о религиозных ценностях, составляла лишь 5% [8], в 2010-х - 6% [16]. Можно говорить о поступательном увеличении численности молодых людей, на особенности жизнедеятельности которых оказывают влияние религиозные ценности. Прежде всего, ценности доброты и терпимости, на значимость которых указывают 36% молодых людей [8]. При этом 53% молодых россиян не считают обязательным соблюдать религиозные
правила [24]. Иными словами, в российском обществе отмечается постепенное усиление роли и значения религиозных ценностей, национальных личностных качеств, сформированных в России во многом под влиянием православья, прежде всего, качеств смирения, соборности, терпимости, но необходимость формирования этих качеств на поведение личности влияния не оказывает.
Отдельно хотелось бы отметить, что повышение значимости патриотизма (и связанных с ним молодежных течений), религии осуществляется на фоне повышения значимости проблемы отсутствия идеалов и атмосферы бездуховности, на что указывают 25% опрошенных [8]. Т.е. рост ценности патриотизма, религии может отражать поиски молодыми людьми нравственных ориентиров, идеалов. Стремление к формированию собственной иерархии ценностей, нравственных ориентиров сопровождаются вовлеченностью молодых людей различные молодежные движения патриотического характера, волонтерские организации и т.д. Важное место в последние годы в молодежной среде имеет экодвижение. В частности, проведенные опросы свидетельствуют о том, что 47% россиян в возрасте от 18 до 24 лет вовлечены в экологические практики. Однако практики экологического поведения у молодых россиян не сформированы, в частности, 59% молодых россиян не придают значения экологичности упаковки при приобретении товаров и/ или услуг. Как правило, молодые россияне активно участвуют в волонтерских движениях, результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что каждый пятый молодой человек (21%) не реже одного раза в неделю занимается волонтерской деятельностью в организации или самостоятельно, 14% -принимают участие в благотворительных акциях [4].
В качестве видов отдыха инициативных, активных молодых россиян следует назвать (1) поездки на природы (64% опрошенных); (2) посещение достопримечательностей (22%); (3) автотуризм (18%); (4) гастрономический
50
туризм (12%) [10]. 38% молодых людей посещают музеи. Среди зимних видов спорта следует назвать катание на коньках (30%) и на лыжах (27%) (Зима идет, вставай на лыжи!, 2023). 92% молодых людей в качестве любимого вида организации досуга называют прогулки на свежем воздухе. В целом, можно сделать вывод, что «за 30 лет досуг россиян стал разнообразнее, число активных и продуктивных видов досуга увеличилось в разы» [18]. К негативным тенденциям, которые влияют на особенности реализации жизнедеятельности молодых людей, следует назвать снижение ценности здоровья, стремления к ведению ЗОЖ, значимости физкультуры и спорта (на высокую значимость указали лишь 18% респондентов [8]). Во многом, полученные результаты могут объясняться влиянием ИКТ, обладающих высоким инклюзивным потенциалом, обеспечивающих возможности коммуникации, взаимодействия, осуществления профессиональной деятельности вне зависимости от физического состояния личности. Т.е. сегодня для молодых людей высокую значимость приобретают иные качества, не физическое здоровье. В то же время, как было выявлено раннее, в молодежной среде сегодня формируется запрос на психологическое здоровье. При этом 79% молодых россиян оценивают условия для занятий спортом положительно, еще 44% в 2022 году, после пандемии, стали уделять спорту больше внимания [22].
При этом, несмотря на отсутствие восприятия физической культуры и спорта как ценности, численность курильщиков среди россиян в возрасте от 18 до 24 лет составляет 23%, что существенно ниже, чем десять лет назад, еще 58% никогда не пробовали курить, что позволяет исследователям сделать следующий вывод: «В целом это частично подтверждает гипотезу о приверженности миллениалов здоровому образу жизни и более внимательному отношению к себе в сравнении с другими поколениями» [2]. 65% молодых россиян подчеркивают, что внимательно относятся к своему здоровью [24]. Иными сло-
вами, возникает противоречивая ситуация: с одной стороны, ЗОЖ, физкультура и спорт утрачивают свою значимость как ценность, с другой - снижается численность молодых людей с вредными привычками, формируется более бережное отношение к своему здоровью. Полученные результаты могут объясняться серьезной эволюцией российского общества на протяжении исследуемого периода: начиная с 90-х, когда асоциальный образ жизни был возведен в своеобразный культ, вредные привычки рассматривались как неотъемлемая составляющая привлекательного образа, постепенно в обществе сформировалось неприятие вредных привычек. Т.е. даже не воспринимая физкультуру и спорт как ценность, молодые люди стараются избегать привычек, которые могут навредить здоровью. Недостаточное понимание, восприятие спорта, физкультуры как ценности может объясняться недостаточным вниманием к пропаганде со стороны государства, системы образования. Хотелось бы подчеркнуть, что в 1990-х и 2000-х гг., когда сохранялась созданная в советское время система пропаганды физкультуры, большинство молодых людей отмечали высокую значимость спорта в их жизни, но, к сожалению, не имели возможности заниматься спортом. Сегодня, к счастью, нет таких материальных трудностей, с которыми сталкивалась молодежь 90-х гг., есть условия для занятия спортом, но нет восприятия его как ценности.
К негативным изменениям образа жизни молодежи следует также отнести увеличение численности россиян, посещающих заведения быстрого питания. Если в 2010 подобные учреждения посещали лишь 19% россиян, сегодня их численность достигает 38% [18;21], разумеется, целевой аудиторией точек питания является молодежь. Для молодых россиян посещение точек быстрого питания становится одной из форм проведения досуга, времяпровождения с друзьями (50%), что еще раз отражает повышение значимости оффлайн-общения сегодня. При этом основными темами разговорной повестки молодых людей выступа-
51
ют книги, фильмы, события культурной жизни (54%), обсуждение последних событий в городе, районе (36%), взаимоотношения с противоположным полом (34%) [1].
Обращение к обсуждению книг и фильмов позволяет сделать вывод о преобладании пассивных форм отдыха, просмотре фильмов, чтении книг, повышении популярности чтения, о чем говорилось выше. Кроме того, в отличие от молодых людей 2000-х гг., современная молодежь в большей степени интересуется культурой, культурными мероприятиями, фильмами. В целом, можно сделать вывод, что сегодня молодые люди в большей степени склонны к творчеству (техническому, художественной самодеятельности), к монетизации хобби, собственного творчества. Обсуждение проблем, связанных с отношениями с противоположным полом, обусловлено особенностями юношеского возраста, периода, когда молодые люди вступают в семейные отношения.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.
1. На сегодняшний день особенности жизнедеятельности формируется, в первую очередь, под влиянием глобализации и цифровизации, обеспечивающих высокую мобильность молодых людей, свободу передвижения по миру, негативными последствиями чего выступает «утечка мозгов», а также критичность восприятия отечественного ландшафта. При этом, наряду с усилением критичности восприятия условий проживания стране растет запрос на повышение патриотичности, что находит свое отражение в формировании просоциальных молодежных течений, например, в развитии волонтерства.
2. Времяпровождение в сети является одной из ведущих форм досуго-вой деятельности молодых людей, однако в условиях повышения критичности осмысления информации, представленной в сети, отсутствия доверия в онлайн-коммуникации возрастает роль и значение общения оффлайн.
3. Стремление «делать деньги» в молодежной среде не исчезает, однако сегодня привлекают молодого человека не только деньги, но и возможности самореализации в интересной или творческой деятельности, которая, к тому же, должна хорошо оплачиваться. Сформировавшийся в 1990-е гг. мотив «делать деньги любой ценой» сменяется стремлением заниматься творческой деятельностью, которая будет приносить высокий доход. Отмечается постоянное повышение финансовой грамотности молодых людей, которые активно используют инструменты кредитования, занимаются инвестициями, криптовалютами и пр., т.е. теми видами деятельности, которые требуют высокого уровня сформированности финансовой и информационной грамотности. Отмечается дальнейшее усиление привлекательности предпринимательства, инициативности, активности и самостоятельности молодых людей, стремящихся заниматься любимым делом, производить товары, услуги, самореализовываться в выбранной сфере профессиональной деятельности.
4. Все большее влияние на деятельность молодых людей оказывает стремление к саморазвитию, самореализации, что находит свое отражение как в активных, так и пассивных видах досуговой деятельности, в выборе профессиональной деятельности и проявлениях социальной активности. Например, цели самореализации в профессиональной деятельности выступает рост интереса к предпринимательству, вовлеченности в образовательные практики, в досуговой - рост интереса к чтению, расширению кругозора. Можно сделать вывод, что современная молодежь в большей степени тяготеет к творчеству, монетизации своих хобби, увлечений, чем молодые люди 1990-х и 2000-х гг., досуг которых был связан с необходимостью заработка денег. В целом, отмечается рост интереса к самопознанию, что формулирует
52
запрос на профессиональную психологическую помощь, поддержку.
5. В сознании молодых людей постепенно все большую значимость приобретают религиозные ценности, личностные качества терпимости и доброты, что позволяет сделать вывод, что российское общество постепенно возвращается к своим традиционным, «досоветским» ценностям. В частности, о том же может свидетельствовать рост предпринимательства, развитого в Российской империи. Обращение к религии, создание многочисленных патриотических движений отражает поиски молодыми людьми ценностей, аксиологем в условиях отсутствия идеалов. В целом, хотелось бы отметить, что сегодня, в отличие от 90-х гг. прошлого столетия, молодежь остро чувствует отсутствие доверия в обществе, недостаток терпимости, доброты. Можно сделать вывод, что за прошедшие 30 лет российская молодежь стала более гуманной, толерантной, демократичной, что сопровождается формированием волонтерских движений, созданием организации взаимопомощи людям, помощи животным и т.д. В целом, можно сделать вывод о существенной эволюции российского общества за исследуемый период.
6. Сложно однозначно охарактеризовать молодежь как активную, инициативную или, наоборот, пассивную социально-демографическую группы. С одной стороны, почти треть молодых людей предпочитают пассивный отдых, не стремятся к участию в различных движениях, главным для них становится проведение времени в сети, поверхностного общения, которое, к тому же, не отличается доверительностью. С другой - те молодые люди, которые отличаются активностью и инициативностью принимают участие в различного рода движениях, новых видах досуговой деятельности, в частности - в автотуризме, гастрономическом туризме и т.д. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о неоднородности молодежи как
социально-демографической группы, высокой зависимости характера жизнедеятельности от региона проживания, материального состояния семьи, социокультурного окружения.
Литература
1. А не пойти ли нам в гости? // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/a-ne-poiti-li-nam-v-gosti (Дата обращения: 28.12.2023).
2. Антитабачный закон в России: десять лет без сигарет? // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2023. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/antitabachnyi-zakon-v-rossii-desjat-let-bez-sigaret (Дата обращения: 28.12.2023).
3. Делу - время, а хобби? // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/delu-vremja-a-khob-bi (Дата обращения: 28.12.2023).
4. День молодежи // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wci-om.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-molodezhi (Дата обращения: 28.12.2023).
5. Жить полной жизнью: как и с кем? // ВЦИОМ [Электронный ресурс] -2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhit-polnoi-zhiznju-kak-i-s-kem (Дата обращения: 28.12.2023).
6. Идеальный зимний отдых россиян // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ idealnyi-zimnii-otdykh-rossijan-2022 (Дата обращения 28.12.2023).
7. Искусственный интеллект: угроза или светлое будущее? // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-ugroza-ili-svetloe-budushchee (Дата обращения: 28.12.2023).
8. Какой мы хотим видеть молодежь? // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2023. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/
53
obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring (Дата обращения: 28.12.2023).
9. Кредитная активность россиян: мониторинг // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2023. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ kreditnaja-aktivnost-rossijan-monitoring (Дата обращения: 28.12.2023).
10. Летние планы россиян - 2023: запросы, ожидания, направления // ВЦИОМ [Электронный ресурс] -2023. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ letnie-plany-rossijan-2023-zaprosy-ozhidanija-napravlenija (Дата обращения: 28.12.2023).
11. Майские планы россиян - 2023 // ВЦИОМ [Электронный ресурс] -2023. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/maiskie-plany-rossijan-2023 (Дата обращения: 28.12.2023).
12. Материальное положение - и как его улучшить? // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2023. - URL: https://wci-om.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/materialnoe-polozhenie-i-kak-ego-uluchshit (Дата обращения: 28.12.2023).
13. Нейросети и человек: начало пути // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2023. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ neiroseti-i-chelovek-nachalo-puti (Дата обращения: 28.12.2023).
14. Патриотизм: мониторинг// ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2023. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring (Дата обращения 28.12.2023).
15. Предпринимательство в России: мониторинг // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2023. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ predprinimatelstvo-v-rossii-monitoring (Дата обращения: 28.12.2023).
16. Савченко И.А., Устинкин С.В. Религия в восприятии современной молодежи: цифры и комментарии// Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 7 (63). -С. 232-263.
17. Самая читающая страна: мониторинг // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2023. - URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/samaja-chitajushchaja-strana-monitoring (Дата обращения: 28.12.2023).
18. Свободное время и как мы его проводим // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/svobodnoe-vremja-i-kak-my-ego-provodim (Дата обращения: 28.12.2023).
19. Социальные сети и цензура: за и против // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2021. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ socialnye-seti-i-cenzura-za-i-protiv (Дата обращения: 28.12.2023).
20. Стоп игра? Проблемы российского онлайн-гейминга // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/stop-igra-problemy-rossiiskogo-onlain-geiminga (Дата обращения: 28.12.2023).
21. Тренды культурного досуга: 19922022 // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ trendy-kulturnogo-dosuga-1992-2022 (Дата обращения: 28.12.2023).
22. Тренды-2022: больше общения, больше поддержки, больше здоровья! // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-2022-bolshe-obshchenija-bolshe-podderzhki-bolshe-zdorovja (Дата обращения: 28.12.2023).
23. «Треш-стримы» в интернете и как с ними бороться // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2023. - URL: https://wci-om.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tresh-strimy-v-internete-i-kak-s-nimi-borotsja (Дата обращения: 28.12.2023).
24. Ценности молодежи // ВЦИОМ [Электронный ресурс] - 2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (Дата обращения: 28.12.2023).
54
FEATURES OF LEISURE ACTIVITIES OF STUDENT YOUTH IN THE 2020 (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Ravochkin N.N.
Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, Kuzbass state agricultural university named after V.N. Poletskov
Within the framework of this article, on the basis of previously conducted sociological research, the features of leisure activities of Russian students in the 2020s are examined and generalized. The specificity of the social group urban youth as a conductor of innovation in the field of leisure practices is described. The influence of key trends of the designated period, which determined the specifics of youth life, is demonstrated. The main distinctive characteristics of the life activity of student youth are given. The data obtained on the main directions of preferences of student youth regarding the organization and spending of free time were analyzed and interpreted. Numerous orientations of Russian student youth in the 2020s have been identified. Based on a generalization of the results of sociological surveys, the connections between leisure and other spheres of public life, mainly with the economy, were clarified. A worsening of stratification in this group was noted. In conclusion, the results of the study are summarized.
Keywords: leisure practices, youth, city, everyday life, society, free time, lifestyle, students.
References
1. Shouldn't we go visit? // VTslOM [Electronic resource] - 2022.
2. Anti-tobacco law in Russia: ten years without cigarettes? // VTslOM [Electronic resource] - 2023.
3. Business takes time, but what about hobbies? // VTslOM [Electronic resource] -2022.
4. Youth Day // VTslOM [Electronic resource] -2022.
5. Live life to the fullest: how and with whom? // VTsIOM [Electronic resource] - 2022.
6. Ideal winter holiday for Russians // VTsIOM [Electronic resource] - 2022.
7. Artificial intelligence: threat or bright future? // VTsIOM [Electronic resource] -2022.
8. What kind of youth do we want to see? // VTsIOM [Electronic resource] - 2023.
9. Credit activity of Russians: monitoring // VT-sIOM [Electronic resource] - 2023.
10. Summer plans of Russians - 2023: requests, expectations, directions // VTsIOM [Electronic resource] - 2023.
11. May plans of Russians - 2023 // VTsIOM [Electronic resource] - 2023.
12. Financial situation - and how to improve it? // VTsIOM [Electronic resource] - 2023.
13. Neural networks and humans: the beginning of the journey // VTsIOM [Electronic resource] - 2023.
14. Patriotism: monitoring // VTsIOM [Electronic resource] - 2023.
15. Entrepreneurship in Russia: monitoring // VTsIOM [Electronic resource] - 2023.
16. Savchenko I.A., Ustinkin S.V. Religion in the perception of modern youth: figures and comments // Modern studies of social problems. - 2016. - No. 7 (63). - pp. 232-263.
17. The most reading country: monitoring // VT-sIOM [Electronic resource] - 2023.
18. Free time and how we spend it // VTsIOM [Electronic resource] - 2022.
19. Social networks and censorship: pros and cons // VTsIOM [Electronic resource] -2021.
20. Stop the game? Problems of Russian online gaming // VTsIOM [Electronic resource] -2022.
21. Trends in cultural leisure: 1992-2022 // VT-sIOM [Electronic resource] - 2022.
22. Trends 2022: more communication, more support, more health! // VTsIOM [Electronic resource]
23. "Trash streams" on the Internet and how to deal with them // VTsIOM [Electronic resource] - 2023.
24. Youth values // VTsIOM [Electronic resource] - 2022.
55