Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)
e-ISSN: 2712-9780
ТКАЧЕНКО Павел Владимирович и другие ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ...
УДК 378.147:004 |@ ®® iBL0is2anLc°ss^5
QQJ. |() 57 145/27 1 29780 2022 11 02 04 Ifcde2e¡^ehttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
© Автор(ы) 2022
ТКАЧЕНКО Павел Владимирович, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии, директор научно-исследовательского института физиологии
Курский государственный медицинский университет 3050000, Россия, Курск, pwtkachenko@rambler.ru
SPIN: 3813-8010 AuthorID: 452040 Scopus ID:37075972700 ORCID: 0000-0002-2725-6482
БЕЛОУСОВА Надежда Игоревна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры
нормальной физиологии Курский государственный медицинский университет 305000, Россия, Курск, sokolowa.nadia@yandex.ru
SPIN: 3306-1212 AuthorID: 917482 ORCID :0000-0001-5299-6100
ПЕТРОВА Елена Владимировна, ассистент кафедры нормальной физиологии
Курский государственный медицинский университет 305000, Россия, Курск, lepetra@mail.ru
SPIN: 6064-8858 AuthorID: 918218 ORCID :0000-0002-2547-1701
БУКАНОВА Полина Александровна, студент лечебного факультета
Курский государственный медицинский университет 305000, Россия, Курск, polinabukanova02@gmail.com
SPIN: 2861-4163 AuthorID: 1166047 ORCID :0000-0002-9568-5174
Аннотация. 2020 год ознаменовался началом распространения новой коронавирусной инфекции, которая заставила пересмотреть многие аспекты жизнедеятельности. В кратчайшие сроки общеобразовательные, средние профессиональные и высшие учебные заведения перешли к дистанционному формату обучения. Тенденция перехода на дистанционное обучение в медицинских вузах демонстрирует высокую оценку обучающимися образовательных платформ, однако ими же отмечено, что традиционный формат обучения лучше, чем электронные ресурсы. В основном опрошенные студенты удовлетворены процессом обучения и хорошо оценивают содержание учебной программы и ее преподавание. Многие исследователи отмечают, что при всех плюсах дистанционного обучения данное образование не сможет полностью заменить студентам вузов живое общение с преподавателями, однако в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции другого выхода в сложившейся ситуации не существует. Единство и взаимосвязь активных и интерактивных методов дистанционного обучения позволяет реализовать процесс как совместную творческую деятельность преподавателя и обучающихся, сотворчество и сотрудничество. В настоящее время нельзя отрицать тот факт, что пандемия дала толчок применению дистанционного обучения и развитию инновационных процессов в образовании, а также появлению новых понятий в инноватике, позволяющих модернизировать подходы к образовательным процессам по разным направлениям знаний.
Ключевые слова: коронавирусная инфекция, дистанционное обучение, инновационные процессы, цифровые платформы, традиционное обучение.
FEATURES OF DISTANCE LEARNING AT A MEDICAL UNIVERSITY IN THE EYES OF STUDENTS
© The Author(s) 2022
TKACHENKO Pavel Vladimirovich, doctor of medical sciences, associate Professor, head of the department of normal physiology, director scientific-research Institute of physiology Kursk State Medical University 305000, Russia, Kursk, PWTkachenko@rambler.ru BELOUSOVA Nadezhda Igorevna, candidate of medical sciences, assistant of the department
of normal physiology Kursk State Medical University 305000, Russia, Kursk, sokolowa.nadia@yandex.ru PETROVA Elena Vladimirovna, assistant of the department of normal physiology Kursk State Medical University 305000, Russia, Kursk, lepetra@mail.ru BUKANOVA Polina Alexandrovna, student of the faculty of medicine Kursk State Medical University 305000, Russia, Kursk, polinabukanova02@gmail.com Abstract. The year 2020 was marked by the beginning of the spread of a new coronavirus infection, which forced many aspects of life to be reconsidered. In the shortest possible time, general education, secondary vocational and higher educational institutions switched to a distance learning format. The trend of switching to distance learning in medical universities demonstrates a high appreciation of educational platforms by students, but they also noted that the traditional format of training is better than electronic resources. In general, the interviewed students are satisfied with the learning process and evaluate the content of the curriculum and its teaching well. Many researchers note that with all the advantages of distance learning, this education will not be able to completely replace live communication with lecturer for university students, however, during the struggle against the spread of a new coronavirus infection, there is no other way out in this ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 5.8.1.; 5.8.2. 15
TKACHENKO Pavel Vladimirovich and others FEATURES OF DISTANCE LEARNING AT A MEDICAL ..
Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)
e-ISSN: 2712-9780
situation. The unity and interrelation of active and interactive methods of distance learning makes it possible to realize the process as a joint creative activity of the lecturer and students, co-creation and cooperation. Currently, it is impossible to deny the fact that the pandemic has given impetus to the use of distance learning and the development of innovative processes in education, as well as the emergence of new concepts in innovation, allowing to modernize approaches to educational processes in different areas of knowledge.
Keywords: coronavirus infection, distance learning, innovative processes, digital platforms, traditional training.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
На сегодняшний день система образования тесно взаимосвязана с научно-техническим прогрессом [1]. Информация - это основа для развития всех сфер деятельности человека. Из множества существующих способов получения знания эффективным будет считаться тот, при котором процесс происходит быстро и интенсивно [2; 3]. 2020 год ознаменовался началом распространения новой коронавирусной инфекции, которая заставила пересмотреть многие аспекты жизнедеятельности. В кратчайшие сроки общеобразовательные, средние профессиональные и высшие учебные заведения перешли к дистанционному формату обучения [4]. Данный формат рассматривается как система общения между педагогом и обучающимся с использованием специальных интерактивных технологий. Ссылаясь на данные Организации объединенных наций (ЮНЕСКО), примерно 1,5 млрд чел. не смогли посещать занятия в традиционном режиме в связи с пандемией. Большинство учебных заведений России и зарубежных стран для подачи учебного материала стали использовать дистанционные технологии [5]. К плюсам дистанционного формата обучения можно отнести:
• гибкий график процесса обучения, при котором студент может сам организовать свое учебное время;
• дистанционное обучение для высшего учебного заведения позволяет увеличить целевую аудиторию;
• повышение квалификации педагогических кадров по отдельным специальностям с использованием дистанционных технологий;
• данный формат носит распределительный характер образовательного процесса, который подразумевает обучение по месту жительства или работы.
Стоит отметить, что главное отличие дистанционного формата обучения от традиционного заключается в том, что студент, который точно знает, какое направление ему интересно, приходя в информационную среду, осваивает необходимые знания и получает требующуюся деенаправленную информацию [6].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Основы дистанционного обучения, а именно теоретическое обоснование, предполагающее различные средства, методы, формы, раскрыты в работах А.А. Андреева, Е.С. Полат, В.А. Траейнева и др. [7-9]. В последние годы изучаются вопросы оценки качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения, проблемы педагогического сопровождения дистанционного обучения, проводятся опросы студентов и преподавателей [10-12].
Тенденция перехода на дистанционное обучение в медицинских вузах демонстрирует высокую оценку обучающимися образовательных платформ, однако ими же отмечено, что традиционный формат обучения лучше, чем электронные ресурсы. В основном опрошенные студенты удовлетворены процессом обучения и положительно оценивают содержание учебной программы и ее преподавание [13]. Встречается также описание трудностей, с которыми столкнулись обучающиеся в ходе дистанционного обучения. В первую очередь отмечен ущерб развитию устной речи, умению грамотно использовать профессиональную терминологию и формированию навыков группового и парного взаимодействия
[12]. Многие исследователи отмечают, что при всех плюсах дистанционного обучения данное образование не сможет полностью заменить студентам вузов живое общение с преподавателями, однако в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции другого выхода в сложившейся ситуации не существует [13-18].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи.
Целью исследования стало изучение преимуществ и недостатков дистанционного обучения в период распространения новой коронавирусной инфекции на основании анкетирования студентов Курского государственного медицинского университета.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии.
В исследовании приняли участие 100 студентов второго курса лечебного факультета Курского государственного медицинского университета в возрасте от 18 до 22 лет (75 женщин и 25 мужчин). Анализ данных осуществлялся с помощью программы "Google Form" с расчетом абсолютных и относительных статистических величин.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
При анализе ответов на поставленные вопросы в анкете была выявлена следующая тенденция. Большинство студентов на вопрос «Удобно ли обучаться в дистанционном формате?» ответили, что «да, удобно» - 70 % (70 чел.); 20 % (20 чел.) - «да, но сложно»; 10 % (10 чел.) пришлось на ответы «нет, очень трудно» и «затрудняюсь ответить». Количество обучающихся, которые считают, что информация лучше всего воспринимается в очном формате составляет 90 % (90 чел.), их больше, чем тех, кто за дистанционный режим - 10 % (10 чел.). При оценке уровня мотивации к изучению предметов в период дистанционного обучения у 65 % (65 чел.) студентов он остался на прежнем уровне, у 15 % (15 чел.) - уменьшился, и у 15 % (15 чел.) обучающихся уровень мотивации увеличился. На вопрос «Как вы думаете, какая форма обучения наиболее приемлема в медицинском университете?» обучающие вуза ответили, что комбинированная форма обучения - 60 % (60 чел.), другая часть проголосовала за традиционный формат обучения - 40 % (40 чел.).
Дистанционное обучение негативно влияет на состояние здоровья человека, в первую очередь страдает костно-мышечный аппарат из-за малоактивного образа жизни, как следствие, возможно развитие сколиоза, дегенеративных изменений позвоночника и других заболеваний, связанных с нарушением осанки. Большинство респондентов ответили, что данный формат сказался на их общем состоянии, причем 68 % (68 чел.) опрошенных сослались на ухудшение состояния осанки, а у 32 % (32 чел.) - без изменений опорно-двигательного аппарата. Помимо этого, большинство обучающихся 89 % (89 чел.) отмечают ухудшение остроты зрения. При вопросе «Какие симптомы вас беспокоили?» многие студенты 35 % (35 чел.) пожаловались на усталость в глазах, другая часть - на жжение 20 % (20 чел.), а оставшаяся - на другие симптомы 55 % (55 чел.). Общее распределение жалоб на здоровье в процентном соотношении у студентов при обучении в дистанционном формате представлено на рисунке 1.
Развился так называемый компьютерный зрительный синдром - симптомокомплекс, возникающий из-за
Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)
e-ISSN: 2712-9780
ТКАЧЕНКО Павел Владимирович и другие ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ...
усталости глаз при работе за компьютером.
Рисунок 1 - Распределение жалоб на здоровье (в %) у обучающихся в дистанционном формате (составлено авторами)
При рассмотрении главного преимущества такого обучения, 56 % (56 чел.) студентов ответили, что это экономия времени, 34 % (34 чел.) - возможность работать дома. На вопрос «С какими трудностями вы столкнулись в период дистанционного обучения?» 66 % (66 чел.) опрощенных ответили, что столкнулись со сложностью выполнения практических заданий, а 34 % (34 чел.) - что недостаточно объема методического материала.
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Несмотря на то, что вопросы дистанционного обучения достаточно широко освещены в отечественной литературе и разрабатываются не одно десятилетие, опыт преподавания, полученный нами в период пандемии коронавируса с марта по июль 2020 года, и изучение мнения обучающихся нашего вуза, позволили выделить ряд процессуальных особенностей организации дистанционного обучения [1; 10]. Так большинство студентов отмечают удобство такой организации учебного процесса, что очевидно связано с нахождением в привычной «домашней» обстановке, практически со свободным графиком приема пищи и отдыха. Кроме того, немаловажным является значительное снижение затрат на приобретение новой сезонной одежды и поездки к месту учебы и обратно.
В тоже время характерным является выявленное положение, что учебная информация, по мнению опрошенных, лучше воспринимается при контактной работе. Здесь, вероятно, играет важную роль возможность непосредственной работы с преподавателем, вопросы и консультации по ходу разбора и объяснения материала. Кроме того, нам представляется немаловажным очное общение (психологическое взаимодействие) студентов между собой в группе с обсуждением услышанного, совместным решением проблемных и ситуационных задач, оформлением протоколов практических работ т.п. Это дает комфортное ощущение правильности и полноты освоения материала, уверенность в завершенности процесса. Опыт ряда исследователей показывает, что при правильном использовании контента с разумным сочетанием инфографики, видеовизуального ряда и текстовых составляющих затруднения в восприятии информации могут в известной степени нивелироваться. Эффективным способом обработки и компоновки информации является ее «сжатие», заключающееся в подаче любого материала в компактном и удобном для использования виде [19]. В данном случае под термином «сжатие» материала мы подразумеваем прежде всего его обобщение, укрупнение, систематизация, генерализация. И необходимым условием качественного дистанционного обучения, несомненно, является способность преобразовывать устную и письменную информацию в образную и визуальную форму.
Интересным является тот факт, что мотивационная
составляющая при освоении материала остается на достаточно высоком уровне, а в ряде случаев возрастает, что очевидно связано с высокой степенью ответственности в приобретаемой профессии, стремлением не упустить важных моментов и значимой информации, навыков и умений [13].
И конечно, не смотря на определенные удобства дистанционного обучения, несомненным является тот факт, что практически все респонденты в той или иной степени считают, что обучение в медицинском вузе должно носить очный характер. Никакая, даже самая продвинутая и совершенная дистанционная информационная система не заменит мануальных симуляционных навыков, самостоятельной постановки медико-биологического эксперимента, очного общения с больным, работы в лаборатории и операционной и т.п. Некоторые исследователи считают, что длительное и исключительно дистанционное обучение приводит к снижению качества обучения, его эффективности и результативности.
Установлено, что крайне негативным следствием дистанционного обучения является ухудшение здоровья обучающихся. Отмечено закономерное в данной ситуации негативное влияние на зрение работы за компьютером, осуществляемой с напряжением зрительного внимания и прямой нагрузкой на рецепторный и аккомодационный аппарат глаза, в том числе, в условиях не правильного освещения [13]. Не у каждого в домашних условиях или в условиях общежития имеются удобные столы, стулья и кресла с намеком на ортопедические приспособления. Зачастую используется то, что есть под рукой - бытовая мебель. Все это приводит к нарушениям со стороны опорно-двигательного аппарата и в первую очередь к изменениям осанки, что может привести в последствии к нарушению со стороны работы внутренних органов и систем.
Конечно, в условиях пандемии альтернативная организация учебного процесса представляется мало возможной. В тоже время, опыт работы показал высокую эффективность продолжающейся дистанционной поддержки уже очного обучения, при правильном наполнении контентом информационных систем, грамотном использовании Moodle, Zoom и т.п.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
Дистанционный формат обучения на данный момент широко используется во всем мире. Многие образовательные учреждения в различных странах мира используют этот формат, как некую поддержку, а иногда даже и замену привычного для нас традиционного режима изучения новой информации. Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что данный процесс обучения направлен на индивидуальный подход к каждому студенту, причем при рассмотрении уровня мотивации у многих студентов он увеличился. В медицинском университете использование только такого формата обучения является неприемлемым, так как врачам помимо получения теоретических знаний необходимы практические умения и владения, освоить которые в дистанционном формате невозможно.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Таким образом, единство и взаимосвязь активных и интерактивных методов дистанционного обучения позволяет реализовать процесс как совместную творческую деятельность преподавателя и обучающихся, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов в современных условиях, что требует дальнейшего совершенствования педагогического процесса и его изучения. В настоящее время нельзя отрицать тот факт, что пандемия дала толчок применению дистанционного обучения и развитию инновационных процессов в образовании, а также появлению новых понятий в инноватике, позволяющих модернизировать подходы к образовательным
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 5.8.1.; 5.8.2.
17
TKACHENKO Pavel Vladimirovich and others FEATURES OF DISTANCE LEARNING AT A MEDICAL ...
процессам по разным направлениям знаний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ткаченко П.В., Белоусова Н.И., Петрова Е.В. Опыт дистанционного преподавания нормальной физиологии в условиях коронавирус-ной инфекции //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2(35). С. 285- 287.
2. Итинсон К.С. Дистанционное обучение студентов в медицинском вузе // Наука сегодня: вызовы и решения [Текст]: материалы международной научно-практической конференции. Вологда: Маркер», 2019. С.131-133.
3. Леонтьева И.А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2019. №6. С. 84-88.
4. Ткаченко П.В., Белоусова Н.И., Петрова Е.В., Шапошников А.В. Опыт применения платформы Moodle в образовательном процессе на кафедре нормальной физиологии // Современные вызовы для медицинского образования и их решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 86-й годовщине КГМУ (Курск, 3 февраля 2021 г.). Курск: КГМУ, 2021. С.194-196.
5. Смирнова, А.С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. Биробиджан, 2020. №4. С. 93-99.
6. Водолад С. Н., Зайковская М. П., Ковалева Т. В., Савельева Г. В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze (дата обращения 15.03.2022).
7. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 196 с.
8. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25-33.
9. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие: (обобщение методологии и практики использования). М.: Дашков и К, 2006. 292 с.
10. Иванова А.Д., Муругова О.В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года) // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 2. С. 4-16.
11. Яшина Л.И., Горева О.М. Проблемы внедрения дистанционного обучения в вузе // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. № 4. С. 84-90.
12. Алехина Е. А. Особенности организации дистанционного обучения органической химии в педагогическом вузе в условиях пандемии коронавирусной инфекции /Е. А. Алехина, Н. А. Макарова // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 36-46.
13. Гамзатова С. А., Айдынбекова З. Т., Магомедбеков Р. Э. Дистанционное обучение студентов медицинского колледжа в условиях самоизоляции в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19 / Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 38 (328). С. 41-43. URL: https://moluch.ru/archive/328/73693/ (дата обращения: 05.09.2022).
14. Баклушина И. В., Куценко А. А., Башкова М. Н., Ефимова К. А. Об опыте дистанционного обучения в Сибирском государственном индустриальном университете в условиях распространения коронави-русной инфекции COVID-19 // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2020. № 4(34). С. 47-51.
15. Шутьков А. А., Шутьков С. А. Особенности организации активного и интерактивного дистанционного о обучения в условиях коронавирусной инфекции // Вестник Национального Института Бизнеса. 2020. № 39. С. 257-260
16. Камалеева В.Р., Хадиуллина Р.Р. Зарубежный и отечественный опыт использования дистанционного обучения в вузах (по результатам исследования официальных сайтов вузов) // Открытое образование. 2014. № 5 (106). С. 49-58.
17. Колесникова О.Б., Пьянзина Н.Н., ШнайдерМ.Г. Использование дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» // Известия Тульского государственного университета. Сер. Физическая культура. Спорт. 2019. № 10. С. 23-40.
18. Кочетова С.В. Эффективность использования системы дистанционного обучения студентов в вузе по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9-1. С. 32-34.
19. Жегалова М. Н., Скивко А. В., Кутенков В. Я., Гладкова Т. В. Новые реалии дистанционного обучения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 5(195). С. 135-139.
20. Дунин В. С., Клейменов Е. А., Чепиков Е. В. Обучение в образовательной организации МВД России с использованием дистанционных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Человек. Общество. Инклюзия. 2020. № 2(42). С. 2840.
21. Верещагина Т. Д. Инновации дистанционного обучения студентов - медиков в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. 2022. № 1(91). С. 22-35.
22. Tuech J J, Gangloff A., Schwarz L. Our challenge is to adapt the organization of our system to the six stages of the epidemic to go beyond the COVID-19 crisis.// British Journal of Surgery. 2020: Vol 107. № 7. P. 189-191.
Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)
e-ISSN: 2712-9780
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 25.10.2022 Revised date: 07.11.2022 Accepted date: 25.11.2022