Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ИТИНСОН Кристина Сергеевна и другие ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ...
VTTK" I /T\fS\ I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
■> А14 1 |(сс) IfCg This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/bgz3-2021-1003-0018 iMth^m(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ К ЭЛЕКТРОННОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 777287 SPIN: 5121-8467 ORCID: 0000-0003-3039-9609
ИТИНСОН Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
иностранных языков Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected]) AuthorID: 538937 SPIN: 1324-6140 ORCID: 0000-0002-5212-772X
ЧИРКОВА Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
«Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Внезапно объявленная пандемия COVID-19 заставила обратиться к проблемам организации дистанционного образования во всех образовательных учреждениях, включая высшие учебные заведения. Под вопросом оказалась не только степень готовности преподавателей и учащихся к переходу на дистанционный формат обучения, но и проведение качественной аттестации. Авторы утверждают, что компьютерное тестирование может также рассматриваться не только как элемент контроля в процессе освоения той или иной учебной дисциплины, но и как элемент обучения. Цель статьи состоит в изучении отношения учащихся и преподавателей к компьютерному тестированию в системе управления обучением Moodle. Авторы отмечают, что введение компьютерного тестирования в процесс итоговой и промежуточной аттестации стало распространенным явлением для многих высших учебных заведений еще до перехода на дистанционную форму обучения. Преподаватели должны знать, насколько хорошо студенты усваивают полученные знания, чтобы никто не отставал в процессе обучения. В процессе исследования было проведено анкетирование преподавателей и учащихся медицинского вуза с целью оценки качества компьютерного тестирования в условиях дистанционного обучения. Были опрошены студенты лечебного факультета, обучающиеся в дистанционном режиме при помощи платформы электронного обучения и тестирования Moodle. Авторы установили, что 75% респондентов считают оценивание электронного обучения эффективным, в то время как c этим полностью или частично не согласны 25%. Авторы статьи анализируют проведенное ими анкетирование студентов, в результате которого удалось установить, что 34% студента считают, что объективность - главная положительная сторона компьютерного тестирования, 38% - моментальная оценка результата, 21% - самостоятельное обучение, 7% - экономия времени контроля знаний. В заключение авторы приходят к выводу, что преподаватели и студенты высших учебных заведений оценивают важность и перспективы электронного оценивания в сложившихся условиях пандемии.
Ключевые слова: дистанционное образование, COVID-19, пандемия, дистанционное обучение, Moodle, компьютерное тестирование, электронное оценивание, контроль знаний, тест, компьютер, языковое тестирование, инструменты оценивания, анкетирование, объективность, мгновенная оценка, экономия времени.
ATTITUDE OF TEACHERS AND STUDENTS TO ELECTRONIC ASSESSMENT OF KNOWLEDGE IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC AT A MEDICAL UNIVERSITY
© Author(s) 2021
ITINSON Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department
of foreign languages Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) CHIRKOVA Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of
«Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) Abstract. The suddenly announced COVID-19 pandemic forced us to address the problems of organizing distance education in all educational institutions, including higher education institutions. Not only the degree of readiness of teachers and students to switch to a distance learning format was questioned, but also the conduct of high-quality certification. The authors argue that computer testing can also be considered not only as an element of control in the process of mastering a particular academic discipline, but also as an element of learning. The purpose of the article is to study the attitude of students and teachers to computer testing in Moodle learning management system. The authors note that the introduction of computer testing in the process of final and intermediate certification has become a common phenomenon for many higher educational institutions even before the transition to distance learning. Teachers need to know how well students are assimilating what they have learned so that no one lags behind in the learning process. In the course of the research, a questionnaire was conducted among teachers and students of a medical university in order to assess the quality of computer testing in a distance learning environment. Medical students were interviewed who study remotely using Moodle eLearning and testing platform. The authors found that 75% of respondents consider e-learning assessment to be effective, while 25% disagree in whole or in part. The authors of the article analyze their survey of students, as a result of which it was possible to establish that 34% of students believe that objectivity is the main positive side of computer testing, 38% - instant assessment of the result, 21% - individual (independent) learning, 7% - saving time control of knowledge. In conclusion, the authors conclude that teachers and students of higher education institutions appreciate the importance and prospects of electronic assessment in the current pandemic.
Keywords: distance education, COVID-19, pandemic, distance learning, Moodle, computer testing, electronic assessment, knowledge control, test, computer, language testing, assessment tools, questionnaires, objectivity, instant assessment, time saving._
ITINSON Kristina Sergeevna and others ATTITUDE OF TEACHERS AND STUDENTS TO..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Внезапно объявленная пандемия, связанная с распространением вируса СОУТО-19, заставила обратиться к проблемам организации дистанционного образования во всех образовательных учреждениях, включая высшие учебные заведения. Под вопросом оказалась не только степень готовности преподавателей и учащихся к переходу на дистанционный формат обучения, но и проведение качественной аттестации по итогам такого обучения. Вузы, уже давно апробировавшие и использующие системы компьютерного тестирования оказались в более выгодном положении, нежели учебные заведения, признающие только традиционные очные формы проведения промежуточной аттестации учащихся.
Компьютерное тестирование может также рассматриваться не только как элемент контроля в процессе освоения той или иной учебной дисциплины, но и как элемент обучения. Применительно к изучению иностранных языков и их преподаванию использование компьютерного тестирования насчитывает уже не одно десятилетие и приобретает все большую масштабность.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. На сегодняшний день существует большое количество публикаций, посвященных вопросам компьютерного тестирования [19]. Многие исследователи рассматривают достоинства и недостатки программно-инструментальных средств, используемых в данном процессе. Большинство ученых сходятся во мнении, что компьютерное тестирование следует рассматривать как один из инструментов управления учебным процессом, предоставляющим возможность усовершенствовать процесс обучения учащихся через дополнение учебной информации по какой-либо дисциплине. Методисты отмечают, что, выполняя контролирующую функцию, тестирование также является элементом обратной связи, что позволяет следить за уровнем подготовки студентов в течение всего периода обучения.
Немало работ посвящены компьютерному тестированию как форме контроля в определении качества иноязычной подготовки студентов в различных сферах профессиональной специализации. А.В. Зиньковская и И.Ф. Андресян выделяют особенности компьютерного тестирования при обучении иностранным языкам, к которым относятся неадекватная психологическая реакция на компьютерное предъявление тестов; зависимость результатов тестирования от уровня владения компьютером; сомнения в достоверности результатов тестового контроля; обязательная апробация на большой выборке, в течение длительного времени [10-17].
Одним из главных преимуществ использования компьютерных тестов на занятии по иностранному языку, по мнению О. В. Масловой, Т. Е. Медведевой и А. Г. Пяткова является экономическая выгода, которая достигается не только за счет экономии материальных ресурсов, но и временных.
Обосновывается актуальность исследования. Тема электронного оценивания знаний студентов является актуальной в сложившихся условиях пандемии СОУ[Э-19, так как вузы были вынуждены в кратчайшие сроки перейти на дистанционное обучение. С помощью компьютерных тестов можно выполнять анализ знаний студентов, оценивать эффективность образовательного процесса и вносить изменения в методическую систему обучения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи состоит в изучении отношения учащихся и преподавателей к компьютерному тестированию в системе управления обучением Moodle.
Используемые методы, методики и технологии. В статье использованы методы комплексного теоретиче-80
ского и описательного анализа. Авторы статьи провели анкетирование преподавателей (27 чел.) и студентов (148 чел.) 1 курса лечебного факультета Курского государственного медицинского университета.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
История компьютерного языкового тестирования начинается с 1960-х гг. Вначале компьютеры использовались в языковом образовании только с целью оценки качества освоения иностранного языка. В 1990-х годах внедрение интернета в образовательный процесс произвело революцию в системе компьютерной оценки. В настоящее время наличие разнообразных средств тестирования, таких как электронные формы, виртуальные учебные платформы и онлайн-сервисы позволяют реализовать комплекс дидактических и методических программ, делая обучение интерактивным.
Введение компьютерного тестирования в процесс итоговой и промежуточной аттестации стало распространенным явлением для многих высших учебных заведений еще до перехода на дистанционную форму обучения. Преподаватели должны знать, насколько хорошо студенты усваивают полученные знания, чтобы никто не отставал в процессе обучения.
В создавшихся условиях пандемии инструменты компьютерного тестирования - важная часть электронного оценивая знания студентов в процессе дистанционного обучения. Понимая пробелы в знаниях студентов, преподаватели могут скорректировать план проводимых занятий, остановиться на какой-то теме более подробно. Инструменты компьютерного оценивания знаний, используемые преподавателем, могут быть формативными или итоговыми для оценивания текущих знаний или же для выставления оценок в конце обучения.
Инструменты формирующего оценивания - викторины, задания, вопросы, обсуждения на занятиях, которые преподаватели используют для оценки знаний и умений студентов в процессе обучения. Это работает в обоих направлениях, поскольку преподаватели анализируют ответы и выполненные задания студентов, чтобы направлять свои планы занятий и лекций.
Инструменты итогового оценивания представляют собой финальные занятия и итоговые тесты, которые студенты выполняют в конце дисциплины, семестра, программы или учебного года. Преподаватели обязательно сравнивают полученные результаты обучения учащихся с эталонной успеваемостью. Примерами являются промежуточная аттестация, курсовые работы, тесты, экзамены [18-22].
В процессе исследования было проведено анкетирование преподавателей и учащихся медицинского вуза с целью оценки качества компьютерного тестирования в условиях дистанционного обучения. Были опрошены студенты лечебного факультета, обучающиеся в дистанционном режиме при помощи платформы электронного обучения и тестирования Moodle.
Выборка состояла из 27 преподавателей и 148 студентов 1 курса лечебного факультета, изучающих дисциплину «Иностранный язык» в Курском государственном медицинском университете. Анкета включала вопросы, касающиеся восприятия компьютерного тестирования, его положительных и отрицательных сторон, намерения использовать компьютерное тестирование в будущем, при возможности очного обучения, качество тестовых заданий и эффективность электронного обучения, в котором тестированию отводится лидирующая роль.
Как показали результаты, 75% респондентов считают оценивание электронного обучения эффективным, в то время как с этим полностью или частично не согласны 25%. Аргументы, которые чаще всего приводились в поддержку компьютерного тестирования со стороны преподавателей были: облегчение работы педагога за счет освобождения от длительного и трудоемкого процесса контроля уровня знаний учащихся; выполнение
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ИТИНСОН Кристина Сергеевна и другие ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ...
постоянной мотивирующей функции и активизация усвоения учебного материала, дисциплинированная деятельность учащихся, мгновенная обратная связь и возможность немедленного устранения пробелов в знаниях. В качестве отрицательных сторон преподаватели отметили, что разработка компьютерного теста является длительным и сложным процессом, необходимо обладать тестологической компетенцией на достаточно высоком уровне для создания качественного банка тестовых заданий; данные, получаемые преподавателем о пробелах в знаниях у учащихся, не позволяют понять причину этих пробелов; оценить при помощи теста творческие умения и высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с аналитическим, абстрактным мышлением, не представляется возможным; при помощи тестового контроля нельзя проверить устную и письменную речь учащихся, а также уровень межкультурной компетенции, занимающей в изучении иностранных языков центральное место.
Сильные стороны оценки электронного обучения, которые были отмечены в ответах студентов: объективность тестирования за счет стандартизации процедуры проведения, отсутствие предвзятого отношения, влияющего на оценку; тестирование имеет более широкую шкалу оценивания, так, например, тест из 20 вопросов оценивается от 0 до 100%, а не по пятибалльной шкале как устный ответ. Также студентам нравится выполнять онлайн-тестирование в любое время, главное уложиться в срок. Зачастую преподаватели добавляют несколько попыток на выполнение тестов, пока студенты не смогут набрать минимальный балл. Студенты получают сразу же результаты тестирования, снижая беспокойство студентов в ожидании обратной связи. Вышеприведенные данные подтверждаются проведенным анкетированием студентов, в результате которого удалось установить, что 34% студента считают, что объективность - главная положительная сторона компьютерного тестирования, 38% - моментальная оценка результата, 21% - индивидуальное (самостоятельное) обучение, 7% - экономия времени контроля знаний (рисунок 1).
Отношение студентов к компьютерному тестированию
■ объективность оценки
идоведуальное
■ (самостоятельное} обучение
моментальнап оценка результата
экономия времени контроля знаний
Рисунок 1 - Результаты анкетирования студентов «Отношение к компьютерному тестированию» Наиболее существенными недостатками компьютеризированной оценки, по мнению учащихся, являются: ограничение времени, за которое необходимо выполнить тест, что добавляет нервозности и увеличивает количество случайных ошибок; проблемы со связью или оборудованием, которые могут повлиять на результаты теста.
Более 85% студентов положительно ответили на вопрос, хотели бы они, чтобы оценивание и в дальнейшем осуществлялось при помощи компьютерных тестов. Возможно, это связано с тем, что дать развернутый устный или письменный ответ современному учащемуся гораздо сложнее, чем выбрать из готовых формулировок, которые нет необходимости подкреплять фактами, примерами или конкретизировать. Около 90% преподавателей заявили, что готовы использовать компьютерные тесты в своей будущей практике, только при условии со-
четания их с другими формами контроля.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Полученные результаты анкетирования студентов и преподавателей доказывают, что компьютерное тестирование эффективно применяется для мгновенной оценки знаний студентов как на очных занятиях, так и в процессе онлайн-обучения. Однако нельзя умалять значимость традиционных методов оценки знаний студентов: устный индивидуальный, фронтальный или уплотненный опрос, письменные работы, которые можно использовать в тандеме с методами электронного оценивания.
Выводы исследования. С технологическим прогрессом и возросшими ожиданиями преподавателей в условиях пандемии использование информационных технологий в процессе преподавания и обучения стали важными. Компьютерные технологии постоянно развиваются и влияют на преподавание и обучение. Преподаватели и студенты высших учебных заведений по всему миру оценивают важность и перспективы электронного оценивания. Традиционное тестирование на бумаге в условиях падемии считается устаревшим в сравнении с новейшими методами преподавания, обучения и оценивания студентов. Компьютерная грамотность стала необходимостью из-за требований установленных образовательными стандартов, где есть потребность в грамотных высококвалифицированных сотрудниках.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшего изучения требуют вопросы отбора платформ электронного обучения, цифровых инструментов и приложений для создания тестов, и организации компьютерного тестирования. Важным этапом является профессиональная подготовка преподавателей и студентов к работе с системами управления обучением в процессе очного или дистанционного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крундышев М.А., Крундышева А.М. Презентация лексики языка средств массовой информации как элемент подготовки к тестированию по оценке языковой компетенции // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 27. С. 43-50.
2. Кривоногов С.В. Разработка информационной системы для контроля и оценки знаний студентов // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 30-41.
3. Итинсон К.С. Развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в электронной среде // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 18-20.
4. Павлова Е.С. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 124-127.
5. Алонцева Е.А., Васильева Ю.С., Козлов В.В. Формирование теста на основе шаблонов вопросов // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2A. С. 7-13.
6. Чиркова В.М. Роль образовательных информационных средств в процессе преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях //Региональный вестник. 2020. № 6 (45). С. 65-67.
7. Cox T. Understanding Intermediate-level speakers' strengths and weaknesses: An examination of OPIc tests from Korean learners of English //Foreign Language Annals. 2017. № 50 (1). P. 84-113.
8. Gass S., Winke P., Van Gorp K. The Language Flagship Proficiency Initiative [research in the news] //Language Teaching. 2016. № 49 (4). P. 592-595.
9. Knoch U., Chapelle C. A. Validation of rating processes within an argument-based framework // Language Testing. 2018. № 35 (4). P. 477499.
10. LaFlair G. T., Staples S. Using corpus linguistics to examine the extrapolation inference in the validity argument for a high-stakes speaking assessment//Language Testing. 2017. № 34(4). P. 451-475.
11. Thompson G. L., Cox T. L., Knapp N. Comparing the OPI and the OPIc: The effect of test method on oral proficiency scores and student preference //Foreign Language Annals. 2016. № 49(1). P. 75-92.
12. Wind S. A., Peterson M. E. A systematic review of methods for evaluating rating quality in language assessment // Language Testing. 2018. № 35(2). P. 161-192.
13. Tigchelaar M., Bowles R. P., Winke P., Gass S. Assessing the validity of ACTFL Can-Do Statements for spoken proficiency: A Rasch analysis //Foreign Language Annals. 2017. № 50 (3). P. 584-600.
14. Yarmolchuk T.M. Synchronous and asynchronous online tools, learning a foreign language in the process of professional training of specialists in information technology // Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1. С. 75-79.
15. Девдариани Н.В., Рубцова E. В. Цели, задачи и структура онлайн-тренажера по обучению грамматике английского языка // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33) С. 25-27.
ITINSON Kristina Sergeevna and others ATTITUDE OF TEACHERS AND STUDENTS TO..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
16. Писаренко Д.А. Оценивание внеучебной деятельности студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 37-40.
17. Равен Д., Фугард Э. В чем ошибочность применения факторного анализа тестов, соответствующих теории ответов на тестовые задания (IRT)? //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 391-395.
18. Швецов А.Н., Сергушичева А.П. Автоматизация построения компьютерных тестов контроля знаний //Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Технические науки. 2018. № 2 (2). С. 48
19. Груздева М.Л., Козицын А.Л. Тестирование как форма организации самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 118-121.
20. Маслова О. В., Медведева Т. Е., Пятков А. Г. Онлайн-тестирование как форма электронного обучения иностранному языку и контроля знаний // Решетневские чтения. 2016. №18. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/onlayn-testirovanie-kak-forma-elektronnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-i-kontrolya-znaniy (дата обращения: 27.02.2021).
21. Syaiful Jazil, Kurnia Firdaus Student's attitudes towards the use of Google forms as online grammar assessment tool // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 434. 2019. № 49(1). P. 166-169.
22. Erol Sozen The effect of online assessment on student's attitudes towards undergraduate-level geography courses //International Education Studies; Vol. 12, No. 10. 2019. P. 113-122.
Статья поступила в редакцию 11.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021
82
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA