ITINSON Kristina Sergeevna and others
OVERVIEW OF ELECTRONIC LEARNING PLATFORMS...
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
V7TK" IH (Tl 0,202.1 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0
-'A14 J / l.JO |(сс) iTfnsis an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/bgz3-2021-1003-0048 iMiw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ОБЗОР ПЛАТФОРМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ИНСТРУМЕНТЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА,
НЕДОСТАТКИ
© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 777287 SPIN: 5121-8467
ИТИНСОН Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
кафедры иностранных языков
Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: bkristina89@gmail.com) AuthorlD: 538937 SPIN: 1324-6140
ЧИРКОВА Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru) Аннотация. В связи c пандемией COVID-19 и всеобщим переходом образовательных учреждений на дистанционный формат обучения возникли задачи, связанные с выбором подходящей платформы, способной если не заменить традиционный формат обучения, то организовать его на должном уровне для полноценной поддержки процесса обучения. Авторы утверждают, что применительно к сфере образования платформа электронного обучения - это информационное образовательное пространство, обеспечивающее безопасную среду обучения для участников процесса обучения, чтобы оптимизировать их взаимодействие. Цель статьи состоит в изучении и анализе современных цифровых образовательных платформ, используемых в процессе обучения, осуществляемого в дистанционном формате. Авторы отмечают, что любая образовательная платформа характеризуются следующими чертами: интерактивность, гибкость, масштабируемость, стандартизация. Авторы статьи анализируют инструменты, применяемые на платформах электронного обучения: инструменты, ориентированные на обучение, производительность, мотивацию и вовлечение студентов. Дается характеристика средствам технической поддержки; инструментам, предназначенным для публикации содержания курсов; системам управления знаниями в области образования. В статье авторы рассматривают преимущества и недостатки использования платформ электронного обучения, которые позволяют обеспечить процесс виртуального обучения, взаимодействия преподавателей и студентов. В заключение авторы приходят к выводу, что электронное обучение выходит далеко за рамки его технологической составляющей и необходимо анализировать и оценивать это обучение, понимать его потребности, предпочтения, чтобы понять данный феномен во всем его измерении.
Ключевые слова: дистанционное образование, COVID-19, пандемия, образовательная платформа, онлайн-плат-форма, платформа электронного обучения, дистанционное обучение, Zoom, Moodle, цифровая платформа, интерактивность, гибкость, инструменты, производительность, системы управления знаниями.
OVERVIEW OF ELECTRONIC LEARNING PLATFORMS: TOOLS, ADVANTAGES, DISADVANTAGES
© Author(s) 2021
ITINSON Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department
of foreign languages Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: bkristina89@gmail.com) CHIRKOVA Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department
of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru)
Abstract. In connection with the COVID-19 pandemic and the general transition of educational institutions to a distance learning format, problems have arisen related to the choice of a suitable platform that can, if not replace the traditional learning format, then organize it at the proper level to fully support the learning process. The authors argue that as applied to education, an e-learning platform is an informational educational space that provides a safe learning environment for participants in the learning process to optimize their interaction. The purpose of the article is to study and analyze modern digital educational platforms used in the learning process carried out in a distance format. The authors note that any educational platform is characterized by the following features: interactivity, flexibility, scalability, standardization. The authors of the article analyze the tools used on e-learning platforms: learning-oriented tools; productivity-oriented tools; tools to motivate and engage students; technical support tools; tools for publishing course content; knowledge management systems in education. In the article, the authors consider the advantages and disadvantages of using e-learning platforms that allow for the process of virtual learning, interaction between teachers and students. Finally, the authors come to the conclusion that e-learning goes far beyond its technological component and it is necessary to analyze and evaluate this learning, to understand its needs, preferences in order to understand e-learning in all its dimensions.
Keywords: distance education, COVID-19, pandemic, educational platform, online platform, e-learning platform, distance learning, Zoom, Moodle, digital platform, interactivity, flexibility, tools, productivity, knowledge management systems.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В последние годы все большую актуальность приобретают вопросы организации дистанционного образования. В связи с пандемией COVID-19 и всеобщим переходом образовательных учреждений на дистанционный формат обучения возникли
задачи, связанные с выбором подходящей платформы, способной если не заменить традиционный формат обучения, то организовать его на должном уровне для полноценной поддержки процесса обучения. Рассмотрим содержание понятия термина «онлайн-платформа», который используется для описания ряда услуг, доступных в интернете,
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ИТИНСОН Кристина Сергеевна и другие ОБЗОР ПЛАТФОРМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ...
включая торговые площадки, поисковые системы, социальные сети, маркетинговую деятельность, коммуникационные услуги, платежные системы и многое другое. В широком смысле онлайн-платформа определяется как цифровая услуга, которая облегчает взаимодействие между двумя или более отдельными, но взаимозависимыми группами пользователей (будь то предприятия или физические лица), которые взаимодействуют посредством услуги через интернет. Применительно к сфере образования, онлайн-платформа или платформа электронного обучения, - это информационное образовательное пространство, обеспечивающее безопасную среду обучения для участников процесса обучения, чтобы оптимизировать их взаимодействие.
Платформу электронного обучения можно определить как аппаратную и программную среду, предназначенную для автоматизации и управления образовательным процессом. Такие платформы обладают следующими функциями: управление и регистрация учащихся, загрузка учебных ресурсов, контроль и мониторинг процесса обучения, загрузка выполненных заданий студентами, их проверка и оценивание преподавателями.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Многие ученые и методисты в настоящее время уделяют пристальное внимание проблемам организации системы дистанционного образования [1-9]. Большинство исследований посвящено достоинствам и недостаткам современного дистанционного обучения, особенностям данного процесса [10-13]. Важной психологической проблемой дистанционного обучения, по мнению Н.Б. Кузняк и Е.Ю. Гаген, выступает недостаток общения и эмоционального взаимодействия между преподавателем и учащимися, а также между одногруппни-ками. Результативность дистанционного обучения может существенно повысится за счет использования программ, с помощью которых возможно синхронное интерактивное взаимодействие преподавателя с группой и студентов внутри этой группы [14]. Многие исследования посвящены практическому опыту работы с той или иной онлайн-платформой, дидактическому потенциалу, особенностям работы с инструментами и функциями [15-20]. О.В. Борщева и Ю.В Наволочная, рассматривая преимущества и трудности обучения иностранному языку при помощи онлайн-платформы Zoom, выделяют различные трудности методического и психологического характера и считают целесообразным при обучении иностранному языку сочетание платформы Zoom и платформы Moodle, применяемой для размещения заданий и тестов, выполняемых в качестве домашнего задания, а также для организации самостоятельной работы учащихся.
Однако, несмотря на достаточно живой интерес к данному вопросу, по-прежнему, исследования, посвященные сравнительному анализу современных онлайн-платформ, применяемых в процессе дистанционного образования, не многочисленны.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи состоит в изучении и анализе современных цифровых образовательных платформ, используемых в процессе обучения, осуществляемого в дистанционном формате.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Любая образовательная платформа характеризуются следующими чертами:
- интерактивность (каждый студент или преподаватель, использующий платформу, играет ведущую роль в образовательном процессе);_
- гибкость (образовательная платформа должна обладать набором функций, позволяющих легко изменять процесс обучения в зависимости от учебных планов образовательного учреждения, методов и средств обучения);
- масштабируемость (образовательная платформа позволяет работать большому количеству преподавателей и студентов одновременно);
- стандартизация (образовательная платформа должна предоставлять возможность использовать уже имеющиеся курсы, внедрять существующие разработки в электронную систему обучения).
Платформы электронного обучения обеспечивают возможность удаленного доступа как для преподавателей, так и для студентов в любой момент времени и из любого места с подключением к сети Интернет. Для этого используется любой браузер, позволяющий обучающимся получать доступ к информации на образовательных платформах.
Современные платформы электронного обучения предлагают множество функций с помощью многочисленных инструментов: инструменты, ориентированные на обучение; инструменты, ориентированные на производительность; инструменты для мотивации и вовлечения студентов; средства технической поддержки; инструменты, предназначенные для публикации содержания курсов; системы управления знаниями в области образования.
Дискуссионные форумы являются примером инструментов, ориентированных на обучение, которые могут быть организованы в хронологическом порядке, по категориям или по темам и могут разрешать или запрещать прикрепление файлов к сообщению. Чаты представляют собой средства синхронной связи для обмена мгновенными сообщениями между преподавателями и студентами, а электронная почта - инструмент асинхронной связи для обмена сообщениями. Еще одним важным инструментом могут быть блоги, позволяющие студентам и учителям делать записи в дневниках (тематические или учебные блоги преподавателей). Wiki-инструменты облегчают совместную проектную работу, разработку онлайн-до-кументов.
Примерами инструментов, ориентированных на продуктивность, могут быть следующие: закладки, позволяющие студентам и преподавателям вернуться к ранее посещенным страницам; календарь и обзор прогресса, которые упрощают планирование времени в отношении курса (дисциплины); поисковая система курсов для облегчения выбора курса; синхронизация и механизмы автономной работы.
Инструменты мотивации и вовлечения студентов: глобальные группы для организации занятий, где преподаватель загружает задания или соответствующие проекты; инструменты самооценки, инструменты просмотра онлайн-тестов; студенческий профиль, где он может хранить фотографии, личную информацию.
Преподаватели используют инструменты, предназначенные для публикации курсов и контента, а также администрирования и оценки готовых тестов. Преподаватели имеют возможность контролировать успеваемость студентов, подводить итоги успеваемости за семестр или учебный год.
В поисках эффективного средства повышения качества процесса обучения, исследователи создают и внедряют различные цифровые платформы в образовательный процесс. Рассмотрим самые популярные из них, имеющие большое количество пользователей и зарекомендовавших себя с положительной стороны в образовательных учреждениях (таблица 1).
Таблица 1 - Анализ цифровых образовательных платформ, используемых в высших учебных заведениях
ITINSON Kristina Sergeevna and others
OVERVIEW OF ELECTRONIC LEARNING PLATFORMS...
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
Название цифровой платформы Краткая характеристика платформы Положительные стороны платформы Недостатки цифровой платформы
Moodle Moodle - это бесплатная платформа для управления обучением с открытым исходным кодом. Moodle был создан группой разработчиков и включает ряд полезных инструментов и ресурсов. Платформа переведена более чем на 95 языков и используется для поддержки учебной среды по всему миру. - есть настольное и мобильное приложение (iOS и Android); - существует множество вариантов настройки и интеграции с плагинами и надстройкам; - доступ к сообществу разработчиков, пользователей и с ертифицированных партнеров, которые делятся передовым опытом использования платформы. нет поддержки по электронной почте; -возможности геймификации ограничены; - настройка может быть сложной и трудоемкой; - консультационные услуги могут предоставляться за дополнительную плату.
Blackboard Blackboard является системой управления обучением, которая предлагает адаптируемую среду обучения, подходящую как для академических целей, так и для целей развития бизнеса. В качестве учебной платформы он предоставляет ряд социальных и смешанных функций обучения, которые могут сделать любой тип обучения интересным на протяжении всего курса. - поставляется с мобильным приложением (iOS и Android); - возможно категоризировать пользователей по различным показателям; - интегрирована с социальными каналами и инструментами видеоконференцсвязи. - возможности создания отчетов ограничены; - геймификация миниминизирована; - нет функций повышения безопасности.
Coursera Coursera - это образовательная онлайн-платформа с миллионами пользователей, которая предлагает высококачественные онлайн-курсы по всему миру. Благодаря партнерству с университетами и предприятиями мирового уровня, она предоставляет студентам возможность получать сертификаты от известных учебных заведений при присоединении к платным курсам. Coursera предлагает индивидуальные и специализированные курсы и программы на получение степени. - предлагает множество вариантов обучения и занятий; - награждает студентов различными сертификатами и степенями; - включает высококачественные образовательные инструменты и взаимодействие с инструкторами. - получить доступ к платформе могут только сотрудники партнерских учреждений; - варианты создания курса менее гибкие по сравнению с другими платформами.
Udemy Udemy представляет собой одну из самых популярных площадок онлайн-курсов в сети. На этой образовательной платформе более 40 миллионов студентов и 50 тысяч преподавателей и предметных экспертов, создающих онлайн-курсы. Udemy делает возможным разработку курсов для всех с возможностью приобретения новых навыков. - наличие онлайн-учебных материалов, включая PDF- документы, PowerPoint, текст и видеоконтент; - минимальные затраты на установку; - нет необходимости в высоких технических знаниях; - существует приложение Udemy для iOS и Android. - взаимодействие со студентами очень ограничено (как для студентов, так и для преподавателей); - между создателями курсов существует высокая конкуренция; - платформа продвигает только те курсы, которые уже популярны; - нет права собственности на данные или контроль над брендингом.
EdX.org и Open-edX EdX.org и Open-edX были созданы группой ученых из Гарвардского университета и Массачусетского технологического института с целью предоставить онлайн-образование университетского уровня по всему миру. EdX.org - это обучающая платформа, на которой студенты находят онлайн-курсы из различных университетов, а Open-edX является системой управления контентом с открытым исходным кодом. На EdX. org работает более 8000 онлайн-курсов от 100 престижных университетов и предприятий, которые в настоящее время предлагают высшее образование по многим дисциплинам. В основном они специализируются на естественных науках -инженерии, информатике, математике, бизнесе и менеджменте. - платформа бесплатная и с открытым исходным кодом; - есть приложение, доступное для iOS и Android; - все онлайн-уроки интерактивны, что позволяет учащимся быть более вовлеченными в процесс обучения. - дискуссионные форумы кажутся устаревшими, и в них сложно ориентироваться; - для реализации требуются технические знания или инструкторы.
Docebo Онлайн-платформа Docebo предлагает возможности обучения и преподавания с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, ориентированных на обучение, которые помогают персонализировать данный процесс, осуществляемый под руководством инструктора более чем на 30 языках. - отвечает большинству потребностей и требований любой организации в обучении; - имеет увлекательные возможности геймификации и социального обучения; - возможность интеграции с инструментами видеоконференцсвязи и другими приложениями; - учащиеся получают сертификаты об окончании курсов. - не предлагает настраиваемых или расширенных возможностей отчетности; - имеет ограниченную функциональность для определенных объектов системы управления обучением.
Таким образом, рассмотрим преимущества и недостатки использования платформ электронного обучения, которые позволяют обеспечить процесс виртуального обучения, взаимодействия преподавателей и студентов:
- гибкое и открытое обучение без ограничений во времени и пространстве;
- информация может быть оцифрована и обработана относительно легко и с меньшими затратами;
- наличие инструментов для контроля и оценки знаний студентов;
- непрерывное обновление информации как преподавателями, так и студентами;
- способствуют совместной работе студентов, непрерывному взаимодействию преподавателей и студентов.
Конечно же, наряду с плюсами существуют и недостатки платформ электронного обучения для преподавателей и студентов:
- недостаточная подготовка преподавателей для работы на платформах электронного обучения;
- цифровые платформы создают изоляцию для тех студентов и преподавателей, у которых есть трудности с доступом к сети Интернет (цифровой разрыв);
- преподаватели должны обеспечить более детальный образовательный процесс, чем при использовании традиционных методов;
- при подготовке виртуального курса требуется больше времени (особенно в начале его разработки).
Выводы. В современных условиях пандемии платформы электронного обучения пришли на смену традиционному образовательному процессу, достигнув существенных преимуществ, которые отмечались ранее.
Однако всегда нужно помнить, что электронное обучение выходит далеко за рамки его технологической составляющей и что необходимо анализировать и оценивать это обучение, понимать его потребности, предпочтения, чтобы понять электронное обучение во всем его измерении. Выбор подходящей платформы электронного обучения является важной задачей каждого преподавателя, в процессе которой необходимо учитывать как минимум два разных уровня: пользовательский (модуль преподавания и обучения) и административный интерфейсы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богданов С.И. Обоснование легитимности дистанционного образования в рамках осуществления непрерывного медицинского образования (обзор законодательства и подзаконных актов) // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2018. № 2. С. 64-69.
2. Халиков А.А., Мусамедова К.А., Ибрагимова О.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях // Вестник научных конференций. 2017. № 5-6 (19). С. 171-173.
3. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., СимоненкоА.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 89-92.
4. Башина О.Э., Николенко В.Н. Онлайн образование: вызов современности (вызовы и перспективы в сфере российского образования) // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T5. С. 28-32.
5. Егоров В.Н., Шахова И.Ю., Тихомирова В.П. Применение дистанционных образовательных технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2017. № 13 (29). С. 71-79.
6. Осипова О.П. Бизнес-проектирование модели дистанционного сопровождения образовательной программы профессиональной переподготовки «менеджмент в образовании» как инструмент конкурентоспособности педагогического вуза // Открытое и дистанционное образование. 2018. № 2 (70). С. 18-28.
7. Гузуева Э.Р., Зияудинова С.М., Жамборов А.А. Роль дистанционного обучения в современном образовании //Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 242-243.
8. Ибрагимова М.С. Применение информационных технологий в условиях дистанционной формы обучения // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 357-358.
9. Бурков А.В., Мурзина Е.А. Развитие современного экономико-управленческого образования в контексте дистанционного обучения // Инновационные технологии управления и права. 2018. № 1 (21). С. 11-23.
10. Борисов Б.В., Нестеров И.А., Обыденова В.Р. Технологии реализации дистанционного образования // Вестник Рязанского
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
филиала Московского университета МВД России. 2018. № 12. С. 212-214.
11. Петрова С.Д. Применение различных форм и методов обучения в условиях дистанционного обучения // Тенденции развития науки и образования. 2020. №66-4. С. 82-85.
12. Романова М.Н., Филиппова С.Ф. Дистанционное обучение студентов очного обучения // Современное образование: традиции и инновации. 2020. №3. С. 41-44.
13. Якобюк Л.И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения //Мир науки, культуры, образования. — 2020. — №5(84). - С. 179-181.
14. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки //Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 466-469.
15. Лакотко Э. Coursera как альтернативное высшее образование // На путях к новой школе. 2016. № 2. С. 49-54.
16. Бойко Т.А. Анализ MOOC-курсов платформы Udemy с использованием методов описательной статистики // Modern Science. 2020. № 12-5. С. 331-337.
17. Борщева О.В., Наволочная Ю.В. Обучение иностранному языку с помощью онлайн платформы Zoom: преимущества и трудности //Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 54-59.
18. Архарова Т.А. Использование онлайн-платформы Learningapps для обучения студентов неязыковых направлений подготовки аудированию // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 40-45.
19. Итинсон К.С. Платформа электронного обучения Moodle в медицинском вузе // Региональный вестник - 2019. № 20(35). - С. 42-43
20. Рыбалкина Д.Х., Киспаева Т.Т., Салихова Е.Ю., Акашев Г.В. Создание учебного курса на платформе EDX для смешанного обучения // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 4. С. 293-303.
Статья поступила в редакцию 19.02.2021 Статья принята к публикации 20.08.2021
ИТИНСОН Кристина Сергеевна и другие ОБЗОР ПЛАТФОРМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ...