vnii 1 4.7fif)4."S8 I (¡9£Г№2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
у А14 / о. 1-г / .UU-K JO |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOJ. | (j 57145/27128474 2022 11 02 03 lfcae3MI^Mhttps://cteativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ZOOM В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ ПО БОТАНИКЕ
© Автор(ы) 2022
ДРОЗДОВА Ирина Леонидовна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры фармакогнозии и ботаники
Курский государственный медицинский университет 305041, Россия, Курск, [email protected]
SPIN: 9699-0656 AuthorlD: 314793 ResearcherlD: V-2193-2017 ORCID: 0000-0002-2231-2772 ScopusID: 8879222600
Аннотация. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в России и в мире образовательные учреждения высшего образования вынуждены были перейти на дистанционный и/или смешанный формат обучения. Это потребовало срочного внедрения в учебный процесс новых современных образовательных технологий, в том числе различных интернет-сервисов и образовательных платформ. Наиболее часто вузы для организации дистанционного обучения с режимом видеосвязи из множества возможных вариантов используют онлайн-платформу Zoom. Цель данной статьи заключается в обобщении опыта использования онлайн-платформы Zoom при реализации дисциплины «Ботаника» в условиях гибридного обучения на фармацевтическом факультете КГМУ. В статье были проанализированы данные различных авторов об использовании онлайн-платформы Zoom в учебном процессе. А также представлен собственный опыт использования Zoom при реализации ботаники в Курском государственном медицинском университете на фармацевтическом факультете. Анализ применения онлайн-платформы Zoom показал, что данная платформа может достаточно успешно использоваться для организации образовательного процесса по ботанике. Zoom позволяет преподавателю максимально приблизить образовательный процесс к традиционному очному (аудиторному) формату; эффективно проводить все виды занятий, а также все виды контроля усвоения учебного материала. Наибольшая эффективность использования достигается при совместном использовании возможностей Zoom и LMS MOODLE.
Ключевые слова: ботаника, фармация, Zoom, платформа, вебинары, конференции, онлайн-занятия, образовательный процесс, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, учебный курс, качество образования, компетентностный подход, методы обучения, самостоятельная работа студента, профессиональная подготовка.
USING THE ZOOM EDUCATIONAL PLATFORM IN THE EDUCATIONAL
PROCESS OF BOTANY
© The Author(s) 2022
DROZDOVA Irina Leonidovna, doctor of pharmaceutical sciences, professor of the Department of Pharmacognosy and Botany Kursk State Medical University 305041, Russia, Kursk, [email protected] Abstract. Due to the current epidemiological situation in Russia and in the world, educational institutions of higher education were forced to switch to a distance and/or mixed learning format. This required the urgent introduction of new modern educational technologies into the educational process, including various Internet services and educational platforms. Most often, universities use the Zoom online platform to organize distance learning with a video communication mode from a variety of possible options. The purpose of this article is to summarize the experience of using the Zoom online platform in the implementation of the discipline "Botany" in the conditions of hybrid training at the Faculty of Pharmacy of KSMU. The article analyzed the data of various authors on the use of the online Zoom platform in the educational process. The author also presents his own experience of using Zoom in the implementation of botany at the Kursk State Medical University at the Faculty of Pharmacy. An analysis of the use of the Zoom online platform has shown that this platform can be successfully used to organize the educational process in botany. Zoom allows the teacher to bring the educational process as close as possible to the traditional full-time (classroom) format; effectively conduct all types of classes, as well as all types of control over the assimilation of educational material. The greatest efficiency of use is achieved when using Zoom and LMS MOODLE capabilities together.
Keywords: botany, pharmacy, Zoom, platform, webinars, conferences, online classes, educational process, distance learning, remote educational technologies, training course, quality of education, competence approach, teaching methods, independent work of a student, professional training.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в России и в мире образовательные учреждения высшего образования вынуждены были перейти на дистанционный и/или гибридный формат обучения. Это потребовало срочного внедрения в учебный процесс новых современных образовательных технологий, в т.ч. различных интернет-сервисов и образовательных платформ.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Пожалуй, единственным способом продолжить об-
разовательный процесс в условиях пандемии, было использование дистанционных информационных образовательных технологий, т.к. обучающиеся не могли лично присутствовать на территории университета; занятия в привычном очном формате были отменены. При этом необходимо было подобрать такие новые технологии, которые позволили бы, во-первых, осуществлять учебный процесс, а, во-вторых, провести контроль знаний студентов на всех этапах (текущий, рубежный, итоговый) [1; 2]. Для организации эффективного учебного процесса в сложившихся сложных условиях преподавателям пришлось оперативно решать вопросы выбора новых цифровых ресурсов и сервисов обучения, позволяющих в удаленном режиме проводить максимально полноценные занятия (включая лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия, самостоятельную
работу), а также организовывать промежуточную и итоговую аттестацию [3; 4]. Поэтому в последнее время происходит активное внедрение в учебный процесс элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые позволяют предоставлять образовательные услуги обучающимся в электронной информационно-образовательной среде с использованием компьютерных технических средств [1; 5-7].
Дистанционные технологии в системе современного образования позволяют менять содержание преподаваемых курсов, а также подачу информации; это не только демонстрация презентаций или видео, а прямые подключения к информационным сетям, базам данных, форумам [8]. Согласно работам [9], повсеместное, всепроникающее и всеобъемлющее электронное обучение получило определение как Ubiquitous learning (U-learning). U-learning базируется на условиях адаптивности и доступности, а именно: вся необходимая информация предоставляется по запросу студента и все обучающие материалы доступны для студента в любое время вне зависимости от его местонахождения [10-12]. Технологии U-learning эффективно используются при изучении самых разных дисциплин: информатики [13], иностранных языков [14], химии [15], а также медицинских наук [16]. Обучение в дистанционном режиме с помощью различных средств вещания в настоящее время является наиболее удобным и экономически эффективным способом обеспечения образования для всех [17] и в сложившихся условиях стало неотъемлемой частью системы высшего образования [18; 19].
В литературе приводится следующее определение дистанционного обучения: «метод обучения, при котором ученики и учителя не встречаются в классе, а используют Интернет, электронную почту и т.д. для проведения занятий» [20]. Применительно к высшему образованию дистанционное обучение характеризуется как: «комплекс современных технологий, которые обеспечивают передачу студентам необходимого объема учебного материала, а также возможность интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса и возможность самостоятельного процесса обучения» [20].
В сложившихся условиях дистанционного обучения перед вузами возникла необходимость в выборе образовательной оптимальной онлайн-платформы, способной организовать учебный процесс на высоком уровне и максимально эффективно заменить традиционный формат обучения [21]. В литературе встречается следующее определение онлайн-платформы (или платформы электронного обучения): «это информационное образовательное пространство, обеспечивающее безопасную среду обучения для участников процесса обучения с целью оптимизации их взаимодействия» [21]. Разными авторами описан опыт использования в образовательном процессе различных современных онлайн-платформ (Moodle, Zoom, Teams и многих других), особенности работы с их инструментами и функциями, а также их достоинства и недостатки [20-23].
Однако наиболее часто вузы для организации дистанционного обучения с режимом видеосвязи из множества возможных вариантов выбирают и используют онлайн-платформу Zoom, с помощью которой преподавателю удается наиболее приблизить образовательный процесс к традиционному аудиторному формату, обеспечивая возможность устного («живого») общения между всеми участниками учебного процесса [24-26]. Создателем платформы Zoom является американская компания коммуникационных технологий Zoom Video Communications, основанная в 2011 году. Программа Zoom была запущена в январе 2013 года [27]. Zoom предоставляет возможность преподавателям реализовывать синхронное онлайн общение со студентами посредством организации онлайн-видеоконференций, вебинаров, чатов в дистанционном формате [3; 28]. Zoom облада-
ет большим количеством функций, которые помогают организовать эффективный процесс онлайн-обучения и имеет ряд достоинств, которые делают его незаменимым в дистанционном (в т.ч. гибридном) обучении.
Среди основных преимуществ данной онлайн-плат-формы можно выделить:
- высокое качество соединения, скорость;
- полнофункциональные мобильные приложения для операционных систем iOS и Android;
- возможность подключения с любых, в т.ч. мобильных устройств (компьютера, ноутбука, планшета, смартфона);
- наличие бесплатной версии (до 40 минут использования);
- проведение занятий со студентами (создание конференций) в режиме реального времени;
- возможность организации обучения и контроля студентов;
- количество участников (одновременное подключение до 100 человек);
- HD-видео и HD-аудио связь;
- простота в использовании, удобный понятный интерфейс;
- режим полного экрана и вид галереи;
- возможность проведения опросов (бесед) со всеми участниками конференции;
- возможность обмениваться сообщениями в чате во время конференции;
- демонстрация экрана;
- показ презентаций, видеофильмов и др.;
- «белая доска» (доска для рисования);
- наличие «сессионных залов», «залов ожидания»;
- возможность идентификации личности студентов при ответе (контроль самостоятельного выполнения заданий студентами);
- конференцию можно запланировать заранее и сделать ее повторяющейся;
- запись конференций в MP4 и сохранение их на локальный компьютер или в облако;
- возможность делать скриншоты страниц [2; 3; 26; 27; 29-33].
Однако Zoom имеет и ряд недостатков, к которым можно отнести:
- ограниченность бесплатного сеанса подключения к конференции 40 минутами;
- необходимость стабильного и высокоскоростного Интернет-соединения;
- необходимость обеспечения всех участников техническими устройствами (современный компьютер, ноутбук, смартфон, веб-камера, наушники, аудио-гарнитура и др.);
- иногда выделяют трудности эмоционального характера, среди которых - стеснение некоторых студентов говорить на камеру [2; 27; 28; 32].
Обоснование актуальности исследования.
Таким образом, проведенный анализ данных литературы показывает, что онлайн-платформа Zoom является важным инструментом эффективной организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения. В связи с этим представлял интерес обобщить опыт использования платформы Zoom при реализации дисциплины «Ботаника» на фармацевтическом факультете в условиях гибридного обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи.
Цель работы заключается в обобщении опыта использования онлайн-платформы Zoom при реализации дисциплины «Ботаника» в условиях гибридного обучения на фармацевтическом факультете КГМУ.
Постановка задания.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- обобщить опыт использования онлайн-платформы Zoom в учебном процессе по ботанике;
- определить достоинства и недостатки онлаин-плат-формы Zoom (для преподавателей и студентов);
- провести анализ эффективности использования онлайн-платформы Zoom при реализации дисциплины «Ботаника» в условиях смешанного (гибридного) обучения.
Используемые методы, методики и технологии.
При написании данной статьи нами использованы методы обобщения, анализа и сравнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Дисциплина «Ботаника» относится к базовой части учебного плана образовательной программы по специальности 33.05.01 «Фармация». Студенты изучают ботанику на 1 (2 семестр) и 2 (3 семестр) курсах. Объем дисциплины - 7 зачетных единиц. Курс «Ботаника» предусматривает изучение студентами следующих разделов: на 1 курсе - «Морфология растений», «Систематика растений», «Ботаническая география»; на 2 курсе -«Цитология растений», «Анатомия растений». На 1 курсе во 2 семестре студенты рассматривают особенности внешнего строения различных вегетативных и репродуктивных органов растений (корень, стебель, лист, цветок, соцветия, плоды и семена); характеристику различных систематических групп растительных организмов (особенности строения прокариотических организмов и организмов эукариот, в т.ч. водорослей, грибов, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных (однодольных и двудольных) растений). Кроме того, программой предусмотрено изучение вопросов ботанической географии (флористической географии, экологии растений и геоботаники). На 2 курсе в 3 семестре студенты изучают разделы, связанные с внутренним строением растений, а именно: разделы, посвященные цитологии растений, особенностям строения клеток растений и грибов; гистологии и анатомии растений (строение тканей и особенности их расположения в различных органах растений в связи с выполняемыми функциями). Рабочей программой предусмотрена аудиторная работа (включая лекции и лабораторные работы), а также самостоятельная работа студентов. Каждый раздел заканчивается итоговым занятием. Перед экзаменом студенты обязательно сдают практические навыки, позволяющие оценить умение проведения морфологического и анатомического анализа растительных объектов с выявлением диагностических признаков. В 3 семестре предусмотрена промежуточная аттестация в виде экзамена. Кроме того, по окончании 1 курса учебным планом предусмотрена учебная полевая практика по ботанике (2 недели, 108 часов, 3 зачетные единицы) [34].
В учебном процессе используются следующие образовательные технологии, способы и методы обучения: традиционная лекция, лекция-визуализация, лабораторная работа, работа с муляжами, микропрепаратами и растительным материалом (коллекциями гербария, растительного сырья и др.), конференции в группах по отдельным разделам ботаники, решение ситуационных задач, учебно-исследовательская работа студента (в т.ч. составление информационного обзора литературы по предложенной тематике, подготовка реферата), а также оценка по результатам собеседования (устный опрос).
Формами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются: проверка выполнения письменных домашних заданий (обязательных для выполнения в процессе самоподготовки), тестирование, оценка освоения практических навыков (умений, владений), оценка по результатам собеседования (устный опрос), проведение контрольных работ, решение ситуационных задач.
Для организации образовательного процесса в дистанционном (гибридном) формате в период пандемии в Курском государственном медицинском университете используется ряд современных дистанционных техно-
логий и ресурсов. В частности, широко используется система управления дистанционного обучения (электронное обучение) или виртуальная обучающая среда LMS MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [35]. В системе LMS MOODLE в учебном курсе «Ботаника» на портале «Цифровой КГМУ» были размещены учебные и методические материалы для самостоятельной подготовки студентов, в т.ч.: тематические календарные планы лекционных и лабораторных занятий; список рекомендуемой основной, дополнительной литературы и профессиональных баз данных; ссылки на электронные учебные пособия, разработанные сотрудниками кафедры [36; 37]. Кроме того, LMS MOODLE позволяла проводить тестирование студентов на текущих, рубежных занятиях и при проведении промежуточной аттестации [38], а также проверку выполненных студентами заданий. Также в учебном курсе размещались презентации лекций и другие материалы в виде «Пакетов SCORM». Активно использовались функции «Форум» и «Чат».
Однако для организации образовательного процесса в максимально приближенном к традиционному очному формату одной LMS MOODLE оказалось недостаточно. Университетом было принято решение о совместном использовании LMS MOODLE и онлайн-платформы Zoom. Внедрение в учебный процесс Zoom позволило дополнить дистанционный формат «живым» общением студентов с преподавателем в онлайн формате.
Для преподавателей Zoom дает практически все необходимые возможности уже в бесплатной версии [39]. Однако в Курском государственном медицинском университете используется платная версия Zoom, что, соответственно, снимает ограничения, предусмотренные бесплатной версией программы.
При реализации ботаники на платформе Zoom преподаватели наиболее часто использовали следующие функциональные возможности.
Первое - создание конференции преподавателем (организатором конференции). К созданной конференции в указанное в расписании время присоединялась учебная группа (или курс) студентов. Конференции используются наиболее часто для проведения лекций на курсе и лабораторных занятий в каждой группе. При этом общение с обучающимися проводится в режиме реального времени в формате онлайн. Все участники конференции (занятия) видят друг друга, что, безусловно, максимально приближает такое занятие к традиционной очной форме. На занятии преподаватель имеет возможность задать вопрос персонально каждому конкретному студенту, при этом остальная часть группы может также дополнять и исправлять ответ. Это, безусловно, имеет огромное значение в условиях дистанционного обучения, при котором все обучающиеся находятся вне стен университета в разных городах.
Второе - при чтении лекций, а также при проведении лабораторных занятий в устном разборе материала преподаватель использует функцию «Демонстрация экрана». Данная возможность является очень важной, т.к. позволяет всем студентам видеть презентацию, а также работать с электронной доской (на которой можно рисовать, писать, чертить схемы, таблицы и др.). Наиболее часто на лекциях и лабораторных занятиях используются заранее подготовленные преподавателем презентации в формате Power Point. Кроме того, можно показывать любые текстовые файлы в формате Word, PDF, иллюстрации и т.д. для визуализации и наилучшего усвоения изучаемого материала. Следует отметить, что, кроме традиционных презентаций, в ZOOM можно демонстрировать видео и аудио материалы в высоком качестве. На платформе Zoom видео не только визуализирует учебный материал конкретного занятия, но и удерживает внимание обучающихся. Согласно исследованию О.А. Калугиной и Д.Г. Васбиевой, проведенному среди студентов, обучающимся нравится аудиовизуальные
материалы для интерактивного обучения в электронной среде [40]. При реализации ботаники наглядность очень важна, т.к. дисциплина имеет свою специфику и предполагает изучение большого количества природного растительного материала: на занятиях подробно рассматриваются особенности строения вегетативных и генеративных органов представителей различных таксономических групп.
Во время очных занятий студенты занимаются в специально оборудованной ботанической аудитории, оснащенной учебно-наглядными пособиями, цветными таблицами по различным разделам дисциплины, муляжами и моделями (вегетативных органов, цветков, плодов, грибов и др.), гербарными образцами, фиксированным спиртовым материалом для занятий по анатомии, морфологии и систематике растений, наборами постоянных микропрепаратов. Студенты обеспечены микроскопами, бинокулярами, лупами, необходимой лабораторной посудой и реактивами. Однако в период пандемии и дистанционного проведения занятий возможности аудитории оказались недоступны. Поэтому в этот период преподавателями активно использовалась демонстрационная функция онлайн-платформы Zoom. Для этого преподаватели готовили к занятиям тематические презентации с большим количеством визуального материала. Возможность показывать презентации и другой иллюстративный материал позволяет заменить раздаточный материал в аудитории (гербарий, муляжи, таблицы, фиксированный спиртовой материал и др.) и, тем самым, максимально приблизить проводимое дистанционно занятие к аудиторному. В виде презентаций на платформе Zoom во время онлайн-занятий студентам был представлен оцифрованный гербарий (включая коллекции «Многообразие листьев», «Многообразие соцветий», «Многообразие плодов», «Видоизменения вегетативных органов растений», а также гербарные образцы представителей различных систематических групп), фотографии растений в природе, схемы циклов развития растений, схематические рисунки морфологического строения различных органов растений, микрофотографии анатомического строения различных органов растений (стеблей, корней, корневищ, корнеплодов, листьев) и др. Использование на онлайн-занятиях вышеуказанных фотографий гербария, микропрепаратов различных органов растений и других визуальных материалов стало возможным благодаря демонстрационным функциям образовательной платформы Zoom. В процессе проведения онлайн-занятий каждый студент видел на экране заранее подготовленную преподавателем тематическую презентацию, содержащую необходимый иллюстративный материал, который он видел бы, находясь в очном формате в учебной аудитории (т.е. если бы анализировал растительный объект, держа в руках реальный гербарий или смотря постоянный или временный микропрепарат в микроскоп). При разборе материала преподавателем обращалось внимание на морфологические и анатомические признаки растений, имеющих важное диагностическое значение. Следует отметить, что все рассматриваемые гербарные образцы и микропрепараты впоследствии входили в перечень практических умений и навыков. Поэтому использование образовательной платформы Zoom в условиях дистанционного формата позволило обеспечить работу обучающихся с оцифрованным иллюстративным материалом, что, в свою очередь, способствовало развитию у студентов практических умений и навыков проведения морфолого-анато-мического анализа растительных объектов с выявлением их диагностических признаков.
Данный функционал позволил нам во время прохождения практики демонстрировать студентам учебные видеофильмы и виртуальные экскурсии из открытых Интернет-источников, полезные для рассмотрения изучаемых тем, такие как: «Что такое лес», «Хвойные леса», «Лиственные леса», «Что такое луг», «Пойменные
луга», «Заболоченные луга», «Суходолы», «Пресный водоем. Растительный мир водоемов», «Что такое особо охраняемая природная территория», «Заповедник и его устройство», «Национальный природный парк и его устройство», «Растительные сообщества»; экскурсия в ботанический сад ботанического института им. В.Л. Комарова РАН (Ботанический сад Петра Великого, г. Санкт-Петербург), экскурсия в Никитский ботанический сад (Крым), экскурсия в ботанический сад МГУ («Аптекарский огород», г. Москва), экскурсия в Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. профессора В.В. Алехина («Стрелецкая степь») и другие. Это очень важно для закрепления знаний и практических умений, полученных студентами на занятиях, т.е. при формировании компетенций, предусмотренных ФГОС ВО [41]. При этом особое внимание обращалось на виды, находящиеся в Красной Книге Курской области [42] и реликтовые растения Курской области, произрастающие в ЦентральноЧерноземном государственном природном биосферном заповеднике им. профессора В.В. Алехина [43], что способствует формированию экологической культуры наших студентов [44]. Кроме того, учитывая, что ботаника является базовой дисциплиной для изучения фармакогнозии, при подготовке презентаций особое внимание уделялось лекарственным растениям, входящим в Государственную фармакопею Российской Федерации [45].
Третье - в Zoom все участники конференции могут в режиме реального времени взаимодействовать друг с другом, а именно комментировать происходящее, то есть реагировать не только голосом (аудио), но и текстом. С этой целью в Zoom имеется функция «Чат», в который студенты пишут свои комментарии, вопросы. Имеется возможность обращения не только ко всем присутствующим, но и к конкретному участнику конференции. Преподавателю очень удобно размещать объявления для студентов, не потратив при этом дополнительное время на занятии. Наиболее часто функция «Чат» использовалась для вопросов, которые вызывали затруднения у студентов при самостоятельной подготовке к текущему занятию, а также возникших после написания теста по конкретной теме. Преподаватель имел возможность видеть все вопросы, задаваемые студентами, и оперативно разбирать их, проводить «работу над ошибками».
Четвертое - при проведении занятий преподаватель в Zoom имеет возможность включать/выключать микрофон студента, что, безусловно, важно для организации занятия (нет лишнего шума, посторонних звуков и т.д.). Также преподаватель может руководить демонстрацией окон выступающих (т.е. показывать только окна тех студентов, которые задают вопросы или отвечают на вопросы, и скрывать окна студентов, которые являются слушателями).
Пятое - в Zoom для студентов есть возможность выполнить определенное действие, выразить какую-то реакцию, например, «поднять руку», что также активно используется на занятиях.
Шестое - в Zoom предусмотрена возможность сделать скриншот страниц. Это очень удобно для студентов, когда необходимо сохранить рассматриваемый на занятии учебный материал в виде рисунков.
Седьмое - при чтении лекции или проведении занятия обязательно делается видеозапись, которую далее можно использовать для отсутствующих на данной лекции/занятии студентов, а также в том случае, когда студенту необходимо повторно просмотреть данный материал.
Все вышеперечисленное показывает достоинства платформы Zoom. Недостатки при ее использовании были минимальны и ограничивались чисто техническими причинами, такими как наличием устройств для подключения и высокоскоростным Интернет-соединением.
ОБСУЖДЕНИЕ_
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Во многих научных работах разными авторами показана возможность использования онлайн-платформы Zoom для организации учебного процесса (в т.ч. всех видов контроля: текущего, рубежного, промежуточного и итогового) в дистанционном формате. Проведенное исследование позволило выявить возможности и перспективность использования данной платформы при реализации учебного курса по ботанике у студентов фармацевтического факультета медицинского университета.
Использование онлайн-платформы Zoom позволило преподавателям во время вынужденного дистанционного обучения максимально приблизить форму проведения онлайн-занятий к аудиторной форме их проведения, сохранив при этом высокое качество учебного процесса. Для студентов во время дистанционного обучения Zoom, с одной стороны, помогает сохранить привычные традиционные формы обучения и контроля (прежде всего «живого» общения с преподавателем посредством видеосвязи). С другой стороны, Zoom позволяет студентам дополнить процесс освоения дисциплины новыми, современными, удобными, функциональными возможностями, сделать его более увлекательным и интересным. Однако, даже в условиях полного перехода к очной форме обучения, элементы Zoom, на наш взгляд, целесообразно сохранить и использовать при реализации образовательных программ и курсов, т.к. современные цифровые технологии (в т.ч. широкие возможности Zoom), позволяют эффективно дополнить и оптимизировать учебный процесс, повысить интерес студентов к изучаемому предмету, что, в конечном итоге, способствует формированию необходимых компетенций.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
Анализ применения онлайн-платформы Zoom показал, что данная платформа может достаточно успешно использоваться для организации образовательного процесса по ботанике. Zoom позволяет эффективно проводить все виды занятий, а также все виды контроля усвоения учебного материала. Наибольшая эффективность использования достигается при совместном использовании возможностей Zoom и LMS MOODLE.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Использование онлайн-платформы Zoom предоставляет широкие возможности для организации и проведения электронных учебных курсов, что обуславливает перспективность ее внедрения в образовательный процесс. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса возможно в направлении использования наиболее эффективных функциональных возможностей Zoom, в т.ч. в сочетании с возможностями других образовательных ресурсов (например, LMS MOODLE) в режиме дистанционного (смешанного/гибридного) обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лаптева А.В., Челнокова Е.А., Максимова К.А. Внедрение информационных технологий в систему профессионально-педагогического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 197-199.
2. Демцура С.С., Плужникова И.И., Гордеева Д.С., Якупов В.Р., Алексеева Л.П. Современные инновационные образовательные технологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 57-61.
3. Минеева О.А., ЛятенкоМ.С., БорщевскаяЮ.М. Дидактические возможности программы zoom для организации дистанционного обучения иностранному языку в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 5 (47). С. 172-178.
4. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Опыт использования дистанционных компьютерных технологий при организации самостоятельной работы студентов в условиях балльно-рейтинговой системы //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 192-195.
5. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Особенности использования дистанционных технологий при подготовке и проведении практических и лабораторных занятий по физике в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 213-216.
6. КолдинаМ.И., Гордеев К.С., Шагалова О.Г. Особенности применения дистанционных образовательных технологий в профессио-
нальном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 113-116.
7. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
8. Klinkov G.T. Specificity of training for professional development of teachers in economic specialties based on foreign experience // Научен вектор на Балканите. 2019. Т.3. №3 (5). С. 22-25.
9. Lopez G.A.M., Jovani A.J.B., Sindey C.B.V. Overview of u-learn-ing. Concepts, characteristics, uses, application scenarios and topics for research // IEEE Latin America Transactions. 2016. № 14(12), P. 4792-4798.
10. MacCallum K., Day S., Skelton D., Verhaart M. Mobile Affordances and Learning Theories in Supporting and Enhancing Learning // International Journal of Mobile and Blended Learning (IJMBL). 2016. Vol. 9. № 2. P. 61-73.
11. Motiwalla L.F. Mobile learning: A framework and evaluation // Computers & Education. 2007. Vol. 49. №3. P. 581-596.
12. Meishar-Tal H., Efrat P. Why Do Academics Use Academic Social Networking Sites? // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2017. Vol. 18. №1. P. 1-22.
13. Nazarova O., Maslennikova O., Davletkireeva L., Novikova T. Modeling and factor analysis of efficient increase of bachelors and masters' training connected with applied informatics // ARPN Journal Of Engineering And Applied Sciences. 2016. Vol. 11. №3. P. 2030-2036.
14. Chafiq N., Talbi M. Tutoring Functions in a Blended Learning System: Case of Specialized French Teaching // International journal of advanced computer science and applications. 2017. Vol. 8. № 2. P. 24-28.
15. Busstra M.C., Hulshof P.J., Houwen J., Elburg L., Hollman P.C. Nutrient analysis explained for non-chemists by using interactive e-learning material // Journal of Food Composition and Analysis. 2012. Vol. 25. №1. P. 88-95.
16. Karen S.M., Baur L., Barrett J. Evidence-Based Principles for Using Technology-Enhanced Learning in the Continuing Professional Development ofHealth Professionals // Journal of Continuing Education in the Health Professions. 2017. Vol. 37. № 1. P. 61-66.
17. Tajbiul H. Techniques of Educational Broadcasting in Distance Mode and Its Social Implication // Sociology and Anthropology. 2018. № 6(6). P. 557-562.
18. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коростелев А.А. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 21-24.
19. Широкова О.Л. Обучение иностранных слушателей подготовительного отделения информационным технологиям в условиях всеобщего дистанционного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 306-308.
20. Каплина Л.Ю., Банарцева А.В. Применение инновационных цифровых технологий в процессе дистанционного обучения (на платформах Moodle, Zoom, Teams) // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 162-166.
21. Итинсон К.С., Чиркова В.М. Обзор платформ электронного обучения: инструменты, преимущества, недостатки // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 194-197.
22. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 466-469.
23. Борщева О.В., Наволочная Ю.В. Обучение иностранному языку с помощью онлайн платформы Zoom: преимущества и трудности // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 54-59.
24. Самчик Н.Н. Интерактивность в дистанционном обучении русскому языку как иностранному //Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 240-242.
25. Федотова И.В. Организация основных этапов урока иностранного языка на платформе «Zoom» //Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 9-3 (77). С. 145-149.
26. Адигезалова И.В., Вязова А.В., Ядрихинская Е.А. Zoom — одна из востребованных платформ в практике обучения РКИ // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2021. № 5 (37). С. 3-7.
27. Гудкова Л.В. Использование платформы Zoom в процессе обучения иностранному языку в средней школе и вузе //Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. № 2 (40). С. 3-6.
28. Ляшенко М.С., Минеева О.А., Поваренкина И.А. Опыт использования платформы zoom для организации дистанционного обучения иностранному языку в вузе: мнение студентов //Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 12-4 (102). С. 54-57.
29. Глушонкова С.Н. Онлайн-урок на платформе Zoom // Учебный год. 2020. № 2 (60). С. 52-55.
30. Годлевская Л.И. Zoom — как одна из форм организации дистанционного обучения в начальных классах //Инновационная наука. 2021. № 12-1. С. 85-87.
31. Дубова М.А., Панкратова М.В. Организация дистанционной работы со студентами на образовательной платформе Zoom при изучении современного русского литературного языка // Педагогическое образование и наука. 2021. № 2. С. 67-69.
32. Жукова Д.Д. Опыт преподавания иностранного языка в ВЛГУ на платформе Zoom в условиях пандемии // Заметки ученого. 2021. № 5-1. С. 117-121.
33. Markova S.M., Zanfir L.N., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Tsyplakova S.A. Department of educational process in conditions of implementation of interactive training of future engineers // Amazonia Investiga. 2019. №8 (18). P. 450-460.
34. Дроздова И.Л. Роль учебной полевой практики по ботанике в
современной системе подготовки провизоров // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №2 (23). С. 13-16.
35. Сабирова Ф.М. Историко-биографический подход при изучении физики будущими учителями физики с использованием LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 287-290.
36. Дроздова И.Л. Роль электронных учебных пособий в образовательном процессе курса ботаники // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 13-16.
37. Дроздова И.Л. Организация самостоятельной работы по ботанике с применением LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. №2 (35). С. 99-102.
38. Дроздова И.Л. Тестирование как форма обучения и контроля в образовательном процессе курса ботаники // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13-16.
39. Гришанова Т.В. Преимущества использования площадки Zoom в процессе обучения // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. 2021. № 1 (17). С. 31-33.
40. Kalugina O.A., Vasbieva D.G., Shaidullina A.R., Sokolova N.L., Grudtsina L.Y. ESP blended learning based on the use of smart coursebook //XLinguae. 2018. № 11. P. 445-454.
41. Дроздова И.Л. Практико-ориентированный подход к контролю сформированности компетенций по ботанике // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 20-22.
42. Красная книга Курской области: редкие и исчезающие виды животных, растений и грибов /Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области. — Калининград; Курск: ИД РОСТ-ДОАФК, 2017. 380 с.: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ecolog46.ru/деятельность/особо-охраняемые-природные-терри-тор/красная-книга-курской-области / (дата обращения 25.01.2022).
43. Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина / Минприроды России, Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина; [под общей ред. А.А. Власова, О.В. Рыжкова, Н.И. Золотухина]. Курск: Мечта, 2016. 320 с.
44. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Гордиенко Л.А. Экологическое образование на фармацевтическом факультете Курского государственного медицинского университета // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. 2014. № 5. С. 61-63.
45. Государственная фармакопея Российской Федерации. XIV издание. Том IV. [Электронный ресурс]. Федеральная электронная медицинская библиотека. URL: http://resource.rucml.ru/feml/ pharmacopia/14_4/HTML/647/index.html (дата обращения: 25.01.2022).
Received date: 16.08.2022 Revised date: 15.09.2022 Accepted date: 10.11.2022