Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

ПОДХОДЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-РЕЖИМ / ПАНДЕМИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ПРОБЛЕМА / МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порубайко Людмила Николаевна, Ковтун Римма Ивановна, Лучинина Инна Геннадьевна, Уразов Игорь Ярославович

В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство университетов по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на дистанционное обучение. Экстренный перенос обучения в дистанционный формат в условиях пандемии имеет существенные отличия от правильно спланированного онлайн-обучения на основе массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Образовательные организации, вынужденные работать со студентами дистанционно в целях снижения рисков распространения коронавируса, должны осознавать эту разницу при оценке эффективности так называемого «онлайн-обучения» с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В связи с этим все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные при наличии виртуальных аналогов, были перенесены в онлайн-среду. Преподаватели вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). По данным Минобрнауки, около 80 % российских университетов перешли полностью на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных Министерству вузов - все 100 %. Такой резкий переход на «дистант» - мера вынужденная и экстренная, не все университеты были готовы к этой кардинальной перестройке учебного процесса исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Порубайко Людмила Николаевна, Ковтун Римма Ивановна, Лучинина Инна Геннадьевна, Уразов Игорь Ярославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES AND EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF DISTANCE LEARNING IN EXTREME CONDITIONS

In the face of the threat of a spread of coronavirus infection, most universities, on the recommendation of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, decided to switch to distance learning. The emergency distance-learning approach in a pandemic environment differs significantly from well-planned online learning through mass open online courses (IOC). Educational organizations that are forced to work with students remotely to reduce the risks of coronavirus proliferation should be aware of this difference when assessing the effectiveness of so-called "online learning" using distance learning technologies (DOT). As a result, all face-to-face sessions, including lecture, practical and even laboratory sessions with virtual analogues, were moved to online environments. Educators are forced to organize the learning process through distance learning technologies based on various ways of delivering e-content and accessible communication tools for learners and educators in the e-learning environment (IEE). According to the Ministry of Education, about 80 % of Russian universities have completely switched to a distance format of work with students, and from the Ministry of Higher Education all 100 %. This abrupt shift to a "distance" - a measure that is necessary and urgent, not all universities were prepared for this radical overhaul of the educational process on the basis of objectively different levels of information infrastructure development, The availability of e-learning resources and the readiness of teachers to use digital platforms and services in education.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

PORUBAYKO Lyudmila Nikolaevna and others APPROACHES AND EVALUATION OF THE...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

УДК 378

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1004-0024

Т^Г^ГП ©2021 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0 4^7 | This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 li

(https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

ПОДХОДЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В

ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7984-1136 AuthorlD: 668507 ORCID: 0000-0002-8775-5726

ПОРУБАЙКО Людмила Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Физической культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля» Кубанский Государственный Медицинский Университет (350063, Россия, Краснодар, улица Митрофана Седина, 4, e-mail: porubaiko50@mail.ru) SPIN: 6842-4830 AuthorlD: 861828 ORCID: 0000-0002-8018-2224

КОВТУН Римма Ивановна, старший преподаватель кафедры «Физического воспитания и спорта» Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, улица Московская, 2, e-mail: nataliaiva67@mail.ru) SPIN: 2269-1630 AuthorlD: 657143 ORCID: 0000-0003-4241-3594 ЛУЧИНИНА Инна Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Физического воспитания и спорта» Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, улица Московская, 2, e-mail: luchinina35@mail.ru) SPIN: 3790-3220 AuthorID: 968714 ORCID: 0000-0002-4657-411X

УРАЗОВ Игорь Ярославович, преподаватель кафедры «Физического воспитания и спорта»

Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, улица Московская, 2, e-mail: Игорь Уразов goscha_1959@mail.ru) Аннотация. В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство университетов по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на дистанционное обучение. Экстренный перенос обучения в дистанционный формат в условиях пандемии имеет существенные отличия от правильно спланированного онлайн-обучения на основе массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Образовательные организации, вынужденные работать со студентами дистанционно в целях снижения рисков распространения коронавируса, должны осознавать эту разницу при оценке эффективности так называемого «онлайн-обучения» с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В связи с этим все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные при наличии виртуальных аналогов, были перенесены в онлайн-среду. Преподаватели вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). По данным Минобрнауки, около 80 % российских университетов перешли полностью на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных Министерству вузов - все 100 %. Такой резкий переход на «дистант» - мера вынужденная и экстренная, не все университеты были готовы к этой кардинальной перестройке учебного процесса исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, дистанционное обучение, онлайн-режим, пандемия, самоизоляция, проблема, малоподвижный образ жизни, двигательная активность, самостоятельные занятия.

APPROACHES AND EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF DISTANCE LEARNING IN

EXTREME CONDITIONS

© The Author(s) 2021

PORUBAYKO Lyudmila Nikolaevna, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of

«Physical Education, Physical Therapy and Medical Control»

Kuban State Medical University (350063, Russia, Krasnodar, st.Mitrofana Sedin, 4, e-mail: porubaiko50@mail.ru) KOVTUN Rimma Ivanovna, senior lecturer Department of «Physical Education and Sports» Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya street, 2, e-mail: nataliaiva67@mail.ru) LUCHININA Inna Gennadievna, senior lecturer Department of «Physical Education and Sports» Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya street, 2, e-mail: luchinina35@mail.ru) URAZOV Igor Yaroslavovich, senior lecturer Department of «Physical Education and Sports» Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya street, 2, e-mail: goscha_1959@mail.ru)

Abstract. In the face of the threat of a spread of coronavirus infection, most universities, on the recommendation of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, decided to switch to distance learning. The emergency distance-learning approach in a pandemic environment differs significantly from well-planned online learning through mass open online courses (IOC). Educational organizations that are forced to work with students remotely to reduce the risks of coronavirus proliferation should be aware of this difference when assessing the effectiveness of so-called "online learning" 106 OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ПОРУБАЙКО Людмила Николаевна и другие ПОДХОДЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ...

using distance learning technologies (DOT). As a result, all face-to-face sessions, including lecture, practical and even laboratory sessions with virtual analogues, were moved to online environments. Educators are forced to organize the learning process through distance learning technologies based on various ways of delivering e-content and accessible communication tools for learners and educators in the e-learning environment (IEE). According to the Ministry of Education, about 80 % of Russian universities have completely switched to a distance format of work with students, and from the Ministry of Higher Education all 100 %. This abrupt shift to a "distance" - a measure that is necessary and urgent, not all universities were prepared for this radical overhaul of the educational process on the basis of objectively different levels of information infrastructure development, The availability of e-learning resources and the readiness of teachers to use digital platforms and services in education.

Keywords: students, physical education, distance learning, online mode, pandemic, self-isolation, problem, sedentary lifestyle, physical activity, independent studies.

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с 2019 года по настоящее время большинство высших учебных заведений Российской Федерации перешли на дистанционную форму обучения, с учетом распространения коронавирусной инфекции.

В научной работе авторов [1; 2; 3; 4] отражены трудности, с которыми столкнулись студенты и преподаватели при осуществлении учебного процесса в онлайн-ре-жиме в условиях самоизоляции, представлен материал, касающийся изучения проблем физического состояния студентов российских вузов в период перехода образовательной системы в дистанционный формат обучения, а также рассмотрены вопросы по снижению уровня отрицательных последствий, вызванных снижением двигательной активности студентов в период самоизоляции.

Проанализированы результаты анкетного опроса обучающихся, характеризующие их двигательную активность, отношение к занятиям физической культурой в условиях самоизоляции, способности применять знания и умения при проведении самостоятельных занятий. Определены трудности, с которыми столкнулись как студенты, так и преподаватели высшей школы при осуществлении учебного процесса в онлайн-режиме. Предложены практические рекомендации, направленные на снижение уровня негативных последствий, вызванных резким снижением двигательной активности молодых людей в период коронавирусной эпидемии.

Как показал опыт, многие преподаватели вузов даже с ученой степенью не очень высоко оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями, а каждый четвертый из них ни разу за последние три года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видео-конференциях или проведения аналогичных мероприятий.

Что касается технического персонала, который мог бы оказать поддержку преподавателям в этот непростой период, штатная численность таких сотрудников в вузах невелика и, скорее всего, ресурсов хватит только на разработку стандартных решений и сопровождение небольшой части заинтересованных преподавателей. Остальным приходится довольствоваться имеющимися в вузе технологическими решениями в виде LMS-платформ или доставкой контента по электронной почте обучающимся.

Безусловно, стрессовая для всех участников ситуация не может не сказаться на отношении к онлайн-обучению и другим дистанционным образовательным технологиям. При этом сам термин «онлайн-обучение» употребляется всякий раз, когда речь идет об отсутствии очного контакта с преподавателем, что приводит к подмене понятий и неправильным выводам.

В сложившейся ситуации было бы не обоснованным использование термина «онлайн-обучение» даже в отношении использования массовых открытых онлайн-кур-сов, поскольку экстренный перевод студентов на них в середине семестра без предварительных организационных мероприятий и должного сопровождения со стороны авторов онлайн-курсов не позволяет обучающимся в полной мере ощутить преимущества этой технологии.

С этой проблемой столкнулись и многие преподаватели кафедр физической культуры и спорта, возникшей

в связи с организацией практических занятий в дистанционном формате. Что, в свою очередь, значительно сократило физическую активность студентов [5; 6], путем проведения большого объема времени сидя за компьютером, и, возможно, привело к снижения умственной и физической работоспособности [7; 8], а впоследствии к развитию различного рода заболеваний.

В связи с вышесказанным актуальность нашей темы обусловлена изучением основных проблем обучающихся, возникших в связи с организацией образовательного процесса по физической культуре в дистанционном режиме.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования является определение основных методов и форм реализации дистанционной формы обучения в процессе проведения занятий по физической культуре [9; 10; 11] для дальнейшего совершенствования образовательного процесса и изучения физической активности студентов в период самоизоляции.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование и математическая статистика.

Авторы научных работ [1; 3; 5; 8; 12] сходятся во мнении, что уровень двигательной активности молодых людей в период пандемии снизился. Это, скорее всего, вызвано тем, что занятия по физической культуре в дистанционном режиме не смогли полностью компенсировать ту нагрузку, которая осуществлялась на практических занятиях до введения режима карантина.

В сложившейся ситуации в условиях онлайн-обуче-ния напряженное состояние испытывали как преподаватели, так и обучающиеся.

При организации учебного процесса в период самоизоляции трудности коснулись и профессорско-преподавательского состава. Многие из преподавателей испытывали неудобства с наличием и практическим использованием необходимого оборудования, а также с отсутствием опыта по проведению учебных занятий [11; 15] в онлайн-режиме.

Проблема нехватки двигательной активности наиболее остро ощущалась в 2019-2020 учебном году, когда вся образовательная система работала дистанционно. В начале 2021 года недостаток двигательной нагрузки снизился в результате перехода многих вузов в режим контактного обучения.

Большинство участников процесса при дистанционном обучении отметили возникшие проблемы, с которыми они столкнулись при проведении занятий по физической культуре [13; 14] в онлайн-режиме:

Во-первых, резкий переход к малоподвижному образу жизни;

Во-вторых, проблемы с подключением к интернету;

В-третьих, низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой в домашних условиях;

В-четвертых, предлагаемые комплексы физических упражнений не вызывают интереса;

В-пятых, психологическая неготовность как студентов, так и педагогов к переходу на дистанционную форму обучения;

В-шестых, отсутствие опыта у преподавателей для ведения занятий в дистанционном режиме.

Студенты, положительно оценившие проведение двух

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

107

PORUBAYKO Lyudmila Nikolaevna and others APPROACHES AND EVALUATION OF THE...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

занятий по физической культуре в один учебный день, аргументировали свою точку зрения тем, что они освежили теоретические знания по предмету, выполняя рефераты на заданные преподавателями темы, познакомились с правилами соревнований по многим видам спорта, научились составлять комплексы физических упражнений для проведения занятий определенной направленности.

Большинство обучающихся предложили временно заменить практические занятия по физической культуре [15; 16; 17] в онлайн-режиме на выполнение реферативной работы по темам рабочей программы, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС для высших учебных заведений.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Полученные по итогам анализа научно-методической литературы и проведенного анкетного опроса студентов результаты дали основание авторам исследования предложить ряд практических рекомендаций, которые, по их мнению, позволят оптимизировать процесс поддержания здорового образа жизни обучающихся в период дистанционной формы обучения.

Практическая значимость исследования заключается в полученном опыте, приобретённом в процессе практической работы в онлайн-режиме, позволяющим сделать выводы, что для оптимизации учебного процесса и в целях поддержания здорового образа жизни обучающихся [18; 19; 20] в период самоизоляции необходимо:

1. Помимо учебных занятий по физической культуре необходимо уделять физическим нагрузкам от 30 минут до одного часа в день не менее трех раз в неделю.

2. После полутора-двух часов непрерывного сидения у экрана компьютера делать 15-20-минутные паузы, во время которых выполнять упражнения для глаз, снижающие зрительное напряжение.

3. Применять в домашних условиях в большей степени фитнес-технологии, позволяющие на ограниченном пространстве индивидуально дозировать нагрузку и не требующие специального оборудования.

4. При проведении дистанционных занятий преподавателям стараться чаще использовать не фронтальный, а групповой и индивидуальный подходы с целью оптимизации нагрузки студентов в соответствии с их физической подготовленностью.

5. Привлекать обучающихся к составлению и самостоятельному проведению комплексов физических упражнений, что позволит преподавателю осуществлять, в случае необходимости, их корректировку.

ОБСУЖДЕНИЕ

Известно, что низкая двигательная активность порождает ряд проблем со здоровьем, делая человека наиболее уязвимым к заболеваниям. И так как физическая активность является единственным средством, которое может минимизировать риск как физического, так и психологического перегруза молодого организма, то авторы надеются, что период пандемии в самое ближайшее время будет пройден и студенты, вернувшись в свой обычный режим, будут в полном объеме использовать выделенное время для физической культы в целях поддержания и сохранения своего здоровья.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что никакой современный формат дистанционного обучения никогда не сможет заменить обычных двухразовых двухчасовых занятий в неделю. И, как показывает опыт, одним из лучших противодействий неблагоприятным последствиям гиподинамии в период самоизоляции являются регулярные занятия физической культурой в штатном режиме, которые помогут восстановить и укрепить здоровье, адаптировать организм к дальнейшим значительным физическим нагрузкам. Таким образом, внедрение комплекса организационных, методических и содержательных технологий будет способствовать не только поддержанию здоровья на должном уровне, но и содействовать повышению физической ра-

ботоспособности студентов, направленной на освоение большого объема знаний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева А.А., Иванова Н.Г. Современные методы научных исследований в области физической культуры. — Краснодар. — 2016.

2. Блужин И.А. Соцкультурная среда отечественных и зарубежных вузов как интегральный показатель социализации и воспитания студентов / И.А. Блужин, И.Г. Лучинина, Н.Г. Иванова // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: материалы IIМеждународной научно-практической конференции. Краснодар,

2020. — С. 45-48.

3. Иванова Н. Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса: дис.... канд. пед. наук /Иванова Наталья Геннадьевна.

— Краснодар. — 2006. — 205 с.

4. Иванова Н.Г., Цаава С.В. Инновации — основной фактор совершенствования системы физического воспитания. Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». — 2014.

— № S4. — С. 123-130.

5. Иванова Н.Г. Формирование ценностей здорового образа жизни // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2017. — С. 342-345.

6. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов /Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 4. — С. 116118.

7. Иванова Н.Г. Здоровьесберегающий потенциал студентов, обучающихся в вузе /Н.Г. Иванова, И.Я. Уразов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 3. — С. 154-157.

8. Иванова Н.Г. Личная заинтересованность студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом мотивацион-но-потребностной сферы. Этнос и культура в эпоху глобализации.

— Краснодар. — 2019. — С. 205-209.

9. Иванова Н.Г., Уразов И.Я. Систематичность занятий физической культурой — залог успешности будущего специалиста. Этнос и культура в эпоху глобализации. — Краснодар. — 2019. — С. 198-204.

10. Иванова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии, направленные на формирование потребностей в занятиях физической культурой /Н.Г. Иванова, И.Г. Лучинина, А.С. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 4. — С. 181-184.

11. Иванова Н.Г. Реализация творческого потенциала через молодежные инновационные проекты /Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 3. — С. 173-177.

12. Иванова Н.Г. Формирование потребности в занятиях физической культурой как основной фактор повышения уровня физической подготовленности будущих специалистов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. —

2021. — № 1. — С.102-106.

13. Иванова Н.Г. Преобразования на пути становления современной системы профессионального образования: Проблемы и пути их решения / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 3 (193). — С. 135-141.

14. Ласкова И.С., Гринченко В.С., Иванова Н.Г. Здоровый образ жизни студента: Современный взгляд на проблему. Инновационные технологии, оборудование и добавки для переработки сырья животного происхождения. —Краснодар. — 2018. — С. 196-201.

15. Лучинина И.Г. Сознательно-устойчивая и личностно-ориен-тированная установка на здоровый образ жизни в эпоху глобализации / И.Г. Лучинина, Н.Г. Иванова // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020. — С. 329-332.

16. Лялюк А.В., Синельникова Н.А., Иванова Н.Г. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде / А.В. Лялюк, Н.А. Синельникова, Н.Г. Иванова // монография. — Краснодар. 2018. — 210 с.

17. Носарев В.В. Влияние здорового образа жизни на эффективность образовательного процесса / В.В. Носарев, Н.Г. Иванова // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2018. — С. 657-665.

18. Рыбачук Н.А., Романова А.П., Иванова Н.Г. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2019. — № 11.

— С. 380-383.

19. Федорова Н.П. Повышение безопасности образовательного процесса путем использования здоровьесберегающих технологий / Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова, Е.А. Мазуренко// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 6 (184). — С.377-381.

20. Федорова Н.П., Мазуренко Е.А., Щеглова П.Г. и др. Влияние занятий физической культурой и спортом на работоспособность студентов. Проблемы развития личности в условиях глобализации: Психолого-педагогические аспекты. — Ереван. — 2020. — С. 801-805.

Статья поступила в редакцию 21.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

108

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.