Научная статья на тему 'Особенности деятельности оперативных подразделений ЭБиПК по предупреждению правонарушений в сфере государственных закупок'

Особенности деятельности оперативных подразделений ЭБиПК по предупреждению правонарушений в сфере государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
910
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / БЮДЖЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ХИЩЕНИЕ / МОШЕННИЧЕСТВО / PUBLIC PROCUREMENT / BUDGET / ECONOMIC SECURITY / WARNING / THEFT / FRAUD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телицын Н. А., Газиев А. М.

В статье анализируется деятельность подразделений экономической безопасности по предупреждению правонарушений в сфере государственных закупок, дается анализ эффективности осуществления данной деятельности в современных условиях, особенности ее правового регулирования, а также предложены пути возможного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ACTIVITY OF OPERATIONAL DEPARTMENTS OF GAESCC AT PREVENTION OF OFFENSES IN SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT

The article analyzes the activities of economic security units to prevent violations of public procurement, provides an analysis of the effectiveness of the implementation of this activity in modern conditions, the features of its legal regulation, as well as proposed ways for possible improvement.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности оперативных подразделений ЭБиПК по предупреждению правонарушений в сфере государственных закупок»

Юридические науки

УДК 351.74/76

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБиПК ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Н.А. Телицын, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: [email protected] А.М. Газиев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия), e-mail:

[email protected]

Аннотация. В статье анализируется деятельность подразделений экономической безопасности по предупреждению правонарушений в сфере государственных закупок, дается анализ эффективности осуществления данной деятельности в современных условиях, особенности ее правового регулирования, а также предложены пути возможного совершенствования.

Ключевые слова: государственные закупки, бюджет, экономическая безопасность, предупреждение, хищение, мошенничество.

PECULIARITIES OF ACTIVITY OF OPERATIONAL DEPARTMENTS OF GAESCC AT PREVENTION OF OFFENSES IN SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT

Abstract. The article analyzes the activities of economic security units to prevent violations of public procurement, provides an analysis of the effectiveness of the implementation of this activity in modern conditions, the features of its legal regulation, as well as proposed ways for possible improvement.

Keywords: public procurement, budget, economic security, warning, theft, fraud.

Государственные закупки являются одной из наиважнейших сфер деятельности государства, поскольку именно контрактная система нацелена на обеспечение наиболее разумного, экономного и эффективного расходования как бюджетных средств (ФЗ №44-Ф3 [1]), так и средств юридических лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к функционированию органов власти и реализации функций государства (ФЗ №223-Ф3 [2]). Все больший объем выделяемых для этих целей бюджетных и иных средств расходуется в рамках контрактной системы. Так совокупный объем проведенных государственных закупок только за первые 3 месяца 2017 года составляет 4,3 трлн. рублей [13]. Из указанной суммы 845 млрд. рублей было использовано в соответствии с Федеральным законом №44-Ф3, и 3,4 трлн. рублей в соответствии с Федеральным законом № 223-Ф3. Всего же за последние пять лет в рамках реализации положений Федерального закона №44-Ф3 было израсходовано 31 трлн. рублей, Федерального закона №223-Ф3 - 81,9 трлн. рублей [4] с положительной динамикой роста расходуемых средств.

Столь внушительный размер денежных средств просто не мог остаться без внимания со стороны коррумпированных должностных лиц заказчиков, а также исполнителей государ-

ственных контрактов. О масштабности наличия противоправных посягательств на средства, расходуемые в рамках государственных закупок могут свидетельствовать результаты проведенных проверок различными контролирующими органами. Так, например, только лишь Счетной Палатой РФ по результатам проведения контрольных мероприятий было выявлено: в 2014 г. - 276 нарушений на общую сумму 39,6 млрд. руб. [5]; в 2015 г. - 500 нарушений на общую сумму 126,1 млрд. руб. [6]; за 9 месяцев 2016 г. - около 2 тыс. фактов нарушений на общую сумму более 38 млрд руб. [7].

Статистические данные деятельности оперативных подразделений ЭБиПК за 2016 год [8] свидетельствуют о выявлении 489 преступлений, связанных с государственным заказом (прирост по сравнению с 2015 годом 35,1%), совокупный размер ущерба составил 2,1 млрд рублей (возмещено 437 млн. рублей - около 20% от выявленного ущерба).

Между тем необходимо понимать, что приведенные выше результаты профессиональной деятельности контролирующих и правоохранительных органов свидетельствуют лишь о части фактически совершенных противоправных посягательств на средства государственной контрактной системы государства. Одним из наиболее надежных критериев оценки размера предполагаемого причиненного ущерба контрактной системе может служить такое понятие, как «откат» [9]. По экспертным оценкам размер отката составляет от 10 до 30% от суммы заключенного государственного контракта[10]. Иными словами размер предполагаемо похищенных средств контрактной системы только по результатам 2016 года в рамках реализации ФЗ-44 и ФЗ-223 может составлять в диапазоне от 3,2 и до 9,6 трлн. рублей.

В связи с этим можно сделать следующие выводы:

1. Деятельность контролирующих и правоохранительных органов (оперативных подразделений ЭБиПК) в настоящее время способна выявить около 0,59% и 0,03% от общего предполагаемого расчетного размера причиненного ущерба.

2. Деятельность по возмещению причиненного ущерба не достаточна эффективна и позволяет возместить незначительный размер средств от выявленного. Так, например, из ежегодных отчетов председателя Счетной палаты Т.А. Голиковой следует, что за 2014 год Счетной палатой было зафиксировано всего 2,6 тыс. нарушений при поступлении и использовании средств бюджета на общую сумму 524,6 млрд. руб., по которым было возбуждено 24 уголовных дела, а возврат составил 1,3 млрд. руб. [11], в 2015 году выявлено нарушений на 516,5 млрд. руб., по которым было возбуждено 44 уголовных дела, а возвращено в бюджет 10,3 млрд. руб. [12]

3. Не допустить реализацию преступного посягательства намного эффективнее и результативнее, чем пытаться привлечь виновного к соответствующему виду ответственности и восстановить нарушенные права.

Все это предопределяет важность и значимость акцентирования внимания на деятельности оперативных подразделений ЭБиПК, направленной на предупреждение правонарушений в сфере государственных закупок (недопущения фактов преступных посягательств на них).

Эффективность этой деятельности во многом зависит от четкости постановки задач, наличия контроля за их исполнением и действенной системы оценки результатов. В этой связи можно выделить ряд важных проблем, препятствующих эффективному предупреждению правонарушений вообще и в сфере государственных закупок в частности.

Во-первых, до недавнего времени отсутствуют на федеральном уровне нормативные правовые акты, регламентирующие предупредительную деятельности оперативных подраз-

делений ЭБиПК, определяющее основы предупредительной деятельности. Вступивший с 23 июня 2016 года в законную силу Федеральный закон №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [3] содержит общие положения и не в достаточной мере адаптирован под потребности оперативных подразделений ЭБиПК, что затрудняет процесс централизованной постановки задач по указанному направлению деятельности;

Во-вторых, до настоящего времени критериями оценки деятельности оперативных подразделений ЭБиПК не предусмотрено таких позиций, как предупреждение преступлений.

В этой связи весьма затруднительно, с одной стороны, оценить эффективность и результативность этой деятельности, с другой - хоть как то нацеливать оперативные подразделения на данный вид деятельности (не понятно в каких направлениях и каких формах необходимо осуществлять предупредительную деятельность и как в последующем отчитываться о проделанной работе и оценивать результаты).

Между тем это совсем не означает, что оперативными подразделениями ЭБиПК деятельность по предупреждению правонарушений вообще и в сфере государственных закупок в частности не осуществляется.

Во-первых, в случае выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений (или иных правонарушений) оперативные подразделения ЭБиПК формулируют предложения по их устранению, т.е. по результатам отчетного периода или расследования наиболее значимых уголовных дел от оперативных подразделений в адрес руководства ГУ МВД региона поступают предложения о внесении изменений в нормативное правовое регулирование отдельных вопросов предоставления государственных средств, а также вопросов организации и проведения государственных закупок. Указанные предложения в последствии обсуждаются на межведомственных коллегиях с участием иных органов исполнительной власти. Отдельные вопросы данного направления деятельности с лета 2016 года регулируются ч.1 ст.22 Федерального закона №182-ФЗ [3].

Во-вторых, факт выявления отдельных типовых схем и способов совершения противоправных посягательств в сфере государственных закупок и привлечение виновных к ответственности уже сам по себе является профилактикой будущих нарушений, поскольку это в значительной мере повышает риски возможного наказания для нарушителей, желающих совершить правонарушение с использованием аналогичных схем.

В-третьих, имеются возможности оказания профилактического воздействия на сферу государственных закупок в процессе взаимодействия оперативных подразделений ЭБиПК, например, с Федеральной Антимонопольной Службы [14], Департаментом управления делами и контроля Минфин России [14], с Управлением федерального казначейства России [16], и т.д., например:

- мероприятия в процессе взаимодействия с контролирующими органами, например, такими как Счетная палата РФ [17], региона, города федерального значения, различными контрольно-ревизионными управлениями и отделами в составе органов исполнительной власти. Совместные мероприятия позволят упростить систему направления материалов в правоохранительные органы для дальнейшей передачи по подследственности, предоставят большее количество времени для расследования преступлений и правонарушений. Перечисленные обстоятельства играют значительную роль в предупреждении бюджетных преступлений, так как лица, их совершающие будут точно знать, что при обнаружении состава преступления уголовное дело может быть возбуждено незамедлительно.

- взаимодействие с такими организациями, как Фонд борьбы с коррупцией [18], Общественный антикоррупционный комитет [19], Центр противодействия коррупции в органах государственной власти [20] и т.д. Первоочередной целью названных проектов является формирование антикоррупционных барьеров в государственных структурах. В рамках профилактики преступлений, в сфере госзакупок и иных коррупционных преступлений в общем, в настоящее время, им приходится самостоятельно, без какой-либо поддержки со стороны государственных органов, проводить своего рода проверочные мероприятия на соответствие законности и экономической целесообразности тех или иных действий со стороны государственных структур и предприятий.

Как один из примеров, можно привести признание, Главным Контрольным Управлением г. Москвы, незаконным государственного контракта на сумму 292 млн. руб., после обращения Фонда борьбы с коррупцией к Начальнику ГУ МВД России по г. Москве [21]. Также результатом взаимодействия с этим фондом является сокращение госзакупок в режиме чрезвычайной ситуации, при котором исключалась фаза торгов и закупка производилась у того поставщика, который раньше предложит товар, работы или услуги, независимо от их стоимости [22].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Деятельность оперативных подразделений ЭБиПК по предупреждению правонарушений в сфере государственных закупок имеет очень важное значение.

2. В настоящее время она осуществляется довольно спонтанно, не имеет четкого нормативного регулирования, отсутствуют четко поставленные задачи, критерии оценки и соответствующий контроль за эффективностью ее осуществления.

3. Между тем эта деятельность оперативными подразделениями все же осуществляется и имеет свои положительные результаты, одним из которых в частности является усложнение схем совершения правонарушений в сфере государственных закупок.

4. В целях повышения эффективности деятельности оперативных подразделений ЭБ, связанной с предупредительной деятельностью вообще и в сфере государственных закупок в частности необходимо создание нормативного правового акта (например, ведомственного), который бы четко определил субъектов этой деятельности, их цели и задачи, критерии оценки и порядок осуществления контроля. Федеральный закон №182-ФЗ является основополагающим для осуществления предупредительной деятельности во всех сферах человеческой деятельности и для всех ее субъектов, что существенно снижает практическую значимость его использования для нужд оперативных подразделений ЭБиПК и предопределяет необходимость создания самостоятельного ведомственного нормативного правового акта.

Кроме того, считаем целесообразным внесение изменений в статью 6 Федерального закона №182-ФЗ путем добавления в перечень основных направлений профилактики правонарушений такое как «сфера государственных закупок».

Литература:

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Спра-вочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 №182-Ф3 // Справочно-правовая система «КонсультантП-люс».

4. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 03.04.2017г.).

5. http://audit.gov.ru/press_center/news/21438 (дата обращения: 25.03.2017г.).

6. http://audit.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/26774/ (дата обращения: 17.02.2017).

7. http://www.ach.gov.ru/activities/control/29015/ (дата обращения: 15.12.2016).

8. Статистическая форма ИЦ ГУ МВД России 5-БЭП за 2016 год.

9. Моисеев В.В., Прокуратов В.Н. Противодействие коррупции в современной России: монография. Москва: Директ-Медиа, 2014. 427 c..

10. https://esquire.ru/rasp-calc (дата обращения: 26.10.2016).

11. http://www.ach.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/21836/?sphrase_id=2590197 (дата обращения: 17.02.2017).

12. http://audit.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/26774/ (дата обращения: 02.07.2016).

13. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 21.03.2017г.).

14. http://fas.gov.ru/ (дата обращения: 18.02.2017).

15. http://minfin.ru/ru/ministry/structure/departments/?id_4=5 (дата обращения: 18.02.2017).

16. http://www.roskazna.ru/ (дата обращения: 18.02.2017).

17. http://www.ach.gov.ru/ (дата обращения: 18.02.2017).

18. https://fbk.info/ (дата обращения: 21.02.2017).

19. http://www.stopcorruption.ru/ (дата обращения: 21.02.2017).

20. http://www.ak-center.ru/ (дата обращения: 21.02.2017).

21. https://fbk.info/investigations/post/161/ (дата обращения: 20.01.2016).

22. https://fbk.info/investigations/post/208/ (дата обращения: 20.04.2016).

References:

1. Federal'nyj zakon «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» ot 05.04.2013 № 44-FZ // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tantPljus».

2. Federal'nyj zakon «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami juridi-cheskih lic» ot 18.07.2011 № 223-FZ // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tantPljus».

3. Federal'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» ot 23.06.2016 №182-FZ // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tantPljus».

4. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (data obrashhenija: 03.04.2017g.).

5. http://audit.gov.ru/press_center/news/21438 (data obrashhenija: 25.03.2017g.).

6. http://audit.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/26774/ (data obrashhenija: 17.02.2017).

7. http://www.ach.gov.ru/activities/control/29015/ (data obrashhenija: 15.12.2016).

8. Statisticheskaja forma IC GU MVD Rossii 5-BJeP za 2016 god.

9. Moiseev V.V., Prokuratov V.N. Protivodejstvie korrupcii v sovremennoj Rossii: monografija. Moskva: Direkt-Media, 2014. 427 c..

10. https://esquire.ru/rasp-calc (data obrashhenija: 26.10.2016).

11. http://www.ach.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/21836/?sphrase_id=2590197 (data obrashhenija: 17.02.2017).

12. http://audit.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/26774/ (data obrashhenija: 02.07.2016).

13. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (data obrashhenija: 21.03.2017g.).

14. http://fas.gov.ru/ (data obrashhenija: 18.02.2017).

15. http://minfin.ru/ru/ministry/structure/departments/?id_4=5 (data obrashhenija: 18.02.2017).

16. http://www.roskazna.ru/ (data obrashhenija: 18.02.2017).

17. http://www.ach.gov.ru/ (data obrashhenija: 18.02.2017).

18. https://fbk.info/ (data obrashhenija: 21.02.2017).

19. http://www.stopcorruption.ru/ (data obrashhenija: 21.02.2017).

20. http://www.ak-center.ru/ (data obrashhenija: 21.02.2017).

21. https://fbk.info/investigations/post/161/ (data obrashhenija: 20.01.2016).

22. https://fbk.info/investigations/post/208/ (data obrashhenija: 20.04.2016).

— • —

Сведения об авторах

Николай Александрович Телицын, преподаватель кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

Абдурашид Магомедшапиевич Газиев, курсант 2 курса факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.