Научная статья на тему 'Борьба с коррупцией методом провокации'

Борьба с коррупцией методом провокации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ПРОВОКАЦИЯ / БЮДЖЕТ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC SECURITY / CORRUPTION / PROVOCATION / BUDGET / PREVENTION / BUDGET DEFICIT / THE ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телицын Николай Александрович, Газиев Абдурашид Магомедшапиевич

В статье анализируется текущее состояние механизмов борьбы с коррупцией, приводятся результаты практической деятельности подразделений ЭБиПК. Обозначается важность и определяется возможность совершенствования деятельности по выявлению и профилактике коррупционных проявлений как в органах государственной власти, так и на уровне бытовой коррупции. Предлагается использование метода провокации как наиболее действенного в борьбе с коррупцией, а также приводится ряд аргументов в защиту данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Телицын Николай Александрович, Газиев Абдурашид Магомедшапиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fight against corruption the method of provocation

The article analyzes the current state of anti-corruption mechanisms, the results of the practical activities of divisions of economic security and combating corruption. Represented importance and is determined by the possibility of improving the identification and prevention of corruption in both the public authorities, as the level of everyday corruption ins. It is proposed to use the method of provocation, as the most effective in the fight against corruption, and also provides a number of arguments in favor of this method.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией методом провокации»

УДК 343

Телицын Николай Александрович Telitcin Nikolay A.

преподаватель кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

teacher at the department of professional activities of employees of economic security divisions Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: 120805@rambler.ru

Газиев Абдурашид Магомедшапиевич Gaziev Abdurashid M.

курсант 2 курса факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) student of 2 course of training faculty to investigate economic crimes

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: 120805@rambler.ru

Борьба с коррупцией методом провокации The fight against corruption the method of provocation

В статье анализируется текущее состояние механизмов борьбы с коррупцией, приводятся результаты практической деятельности подразделений ЭБиПК. Обозначается важность и определяется возможность совершенствования деятельности по выявлению и профилактике коррупционных проявлений как в органах государственной власти, так и на уровне бытовой коррупции. Предлагается использование метода провокации как наиболее действенного в борьбе с коррупцией, а также приводится ряд аргументов в защиту данного метода.

Ключевые слова: экономическая безопасность, коррупция, провокация, бюджет, профилактика, дефицит бюджета, экономический рост

The article analyzes the current state of anticorruption mechanisms, the results of the practical activities of divisions of economic security and combating corruption. Represented importance and is determined by the possibility of improving the identification and prevention of corruption in both the public authorities, as the level of everyday corruption ins. It is proposed to use the method of provocation, as the most effective in the fight against corruption, and also provides a number of arguments in favor of this method.

Keywords: economic security, corruption, provocation, budget, prevention, budget deficit, the economic growth.

Важность и значимость борьбы с коррупционными проявлениями продиктованы тем, что коррупция является фактором, обусловливающим дефицит бюджета ввиду необоснованного роста стоимости расходов по государственным контрактам, необоснованный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, цен на товары народного потребления, снижение инвестиционной привлекательности национальной экономики, снижение уровня доверия к власти и т. д.

Говоря об экономической составляющей угрозы такого явления, как коррупция, необходимо отметить, что так называемые «откаты» [1] неправомерно включаются в общую стоимость цены государственного заказа, что делает их экономически не обоснованными, а трату бюджетных средств — неэффективной. По экспертным оценкам размер «отката» составляет от 10 до 30% от суммы государственной закупки [2], что с учетом совокупной суммы всех размещенных

на сайте zakupki.gov.ru заказов [3] только за 2015 год формирует так называемый коррупционный фонд только в указанном направлении в объеме от 2,94 трлн рублей до около 10 трлн рублей [4].

При этом эффективность борьбы с таким явлением, как коррупция наглядно демонстрируется результатами выявления и раскрытия преступлений коррупционной направленности. Так, согласно официальному заявлению руководителя Следственного комитета РФ В.И. Маркина ежегодно выявляемый совокупный размер взяток по преступлениям коррупционной направленности составляет 40 млрд рублей [5], что составляет менее 2% от всего коррупционного фонда ежегодно «осваиваемого» коррупционерами РФ. При этом с коррупцией борются не только оперативные подразделения ЭБиПК Министерства внутренних дел, но и оперативные подразделения Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказания. И несмотря на столь внушительный штат борцов, о каком-то качественном переломе в борьбе с коррупцией говорить преждевременно.

А между тем в условиях санкционной политики США и ЕС, а также снижения цен на энергоносители и, как следствие, образовавшегося дефицита государственного бюджета актуальность повышения эффективности борьбы приобретает особое значение. Так, дефицит бюджета на 2016 год составляет 2,36 трлн рублей [6], на 2017 год планируется 2,74 трлн рублей [7]. Учитывая приведенные выше показатели коррупционного фонда можно утверждать, что качественное изменение ситуации в сфере борьбы с коррупцией в числе прочего позволит полностью покрыть дефицит государственного бюджета РФ.

В этой связи в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией Президентом РФ В.В. Путиным в начале 2016 года был утвержден план борьбы с коррупцией [8] с указанием конкретных мероприятий, подлежащих реализации. Кроме того, 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон [9] об изменении уголовного законодательства в части включения в УК РФ положений, которыми была введена уголовная ответственность за «мелкое взяточничество», то есть за взятку до 10 тысяч рублей. Это позволило сменить акценты в деятельности правоохранительных органов в части привлечения лиц к уголовной ответственности по коррупционным статьям. Так, ранее, учитывая специфику данной деятельности, оперативные подразделения боролись в подавляющем большинстве с так называемой «бытовой коррупцией» [10]. Как

отметил депутат и политик В.В. Жириновский: «Большинство взяткодателей, арестованных или взятых под суд, это взятка до 10 тысяч рублей» [11], иными словами, правоохранительные органы при подобном подходе к борьбе с коррупцией вряд ли сумеют коренным образом переломить ход событий, поскольку основная угроза обществу исходит все-таки от квалифицированной коррупции, выявление которой требует особой квалификации и, по мнению большинства сотрудников оперативных подразделений [12], в современных правовых условиях крайне затруднительна.

Некоторые положительные сдвиги в сфере борьбы с квалифицированной преступностью продемонстрировали оперативные подразделения ФСБ России. Здесь можно привести примеры задержания и экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина [13], и экс-губернатора Кировской области Никиты Белых [14], и министра экономического развития Правительства РФ Алексея Улюкаева [15]. Совокупный размер взяток, которые были получены (было совершено покушение) указанными должностными лицами, составляет 507 млн рублей, это 1,27% от 40 млрд рублей (общего среднегодового коррупционного фонда). Учитывая, что в среднем выявляется около 13 тысяч фактов коррупционной направленности [16], то средний процент на 1 взяточника составляет 0,01%. Эффективность задержания указанных трех должностных лиц демонстрирует крайне высокую степень эффективности такой борьбы и тем самым указывает на то перспективное направление в борьбе с коррупцией, в котором следует действовать правоохранительным органам.

При этом преобладающий ущерб государству наносится в результате деятельности коррупционеров «средней руки», таких как главы муниципальных органов власти, должностные лица конкурсных комиссий, государственных и муниципальных компаний и учреждений. Именно это направление представляется наиболее перспективным для оперативных подразделений ЭБиПК МВД России.

Ущерб от «бытовой коррупции» не менее внушителен, но, с одной стороны, учитывая ее масштабы и количество лиц, в ней участвующих, не хватит никакого штата оперативных подразделений правоохранительных органов для борьбы с ней, с другой стороны, она обусловлена объективными причинами — крайне низким уровнем жизни населения.

Учитывая эти обстоятельства, наиболее эффективным будет такая деятельность по борь-

бе с коррупцией, как ее предупреждение, поскольку, с одной стороны, позволяет вообще не допустить наступления общественно опасных последствий, с другой стороны, в целом разгрузить правоохранительную систему (каждый выявленный факт коррупции требует участия сотрудников оперативных подразделений (ЭБиПК, БСТМ, ОПБ системы МВД России), следственных органов (СУ СК России), суда, ФССП России, ФСИН России). Содержание такого штата сотрудников само по себе существенная нагрузка для бюджета РФ. К примеру, в СССР, в который входили как Россия, так и страны СНГ чиновников и иных служащих было почти в 3 раза меньше, чем в современной России, что наглядно демонстрирует возможные перспективы по повышению эффективности.

Учитывая все вышеизложенное, считаем, что применение такого метода борьбы с коррупцией, как провокация взятки будет иметь важное и ключевое значение в деле борьбы с коррупцией.

При этом необходимо четко разделять оказание давления на должностное лицо с целью склонения его к получению взятки и создание условий для добровольного получения взятки.

В качестве положительного примера можно привести правоприменительную практику по борьбе с коррупцией в США, где метод провокации позволяет им сохранять позиции в рейтинге стран мира по уровню восприятия коррупции на 16 месте, а Россия в этом же рейтинге занимает 119 место [17].

И хотя на законодательном уровне «провокация взятки» в США запрещена, важно отметить, что действующее законодательство не определяет четкой границы между провокацией и правомерными действиями агента. В соответствии с решением Верховного суда США не будет считаться провокацией, когда «лицам, намерившимся совершить преступление, может быть предоставлена возможность осуществить свой противоправный замысел». Провокацией считаются лишь такие действия осведомителя, которые направлены на то, чтобы побудить человека, который не имел преступного умысла, совершить преступление.

Кроме того, для европейских правовых систем и правоохранительных органов характерна тенденция к предоставлению подозреваемому лицу возможности совершить преступление под контролем правоприменительного органа в целях его изобличения.

Германские юристы исходят из того, что «уполномоченное лицо» не подлежит наказанию

за совершение подстрекательских действий, так как оно по указанию правоохранительных органов действует в целях предотвращения более опасных последствий.

Так, в Гамбурге, например, сенат принял правовую норму, наделяющую полицию правом не мешать «до поры до времени» преступлению, а то даже и специально «инициировать» его совершение [18].

Таким образом, учитывая, что законодательством США и западных государств допускается, что негласная операция может включать «приглашение к совершению противозаконных действий», «создание возможностей для противозаконных действий», аналогичные изменения целесообразно включить в Российскую правовую систему.

В данном случае в первую очередь данный институт должен преследовать цели эффективной профилактики преступлений коррупционной направленности и как результат должно принципиально уменьшить число коррупционеров. Иными словами, позволит использовать силу энергии самих коррупционеров.

В защиту данного метода также можно привести следующие доводы: 1) обеспечит эффективную профилактику общества (все будут бояться потерять рабочее место в случае положительной реакции на предложенную в результате провокации взятку); 2) люди, даже оступившись, остаются членами общества и могут попробовать себя в иной сфере деятельности (основная цель провокации в удалении должностного лица с текущей должности, а не его посадка в тюрьму); 3) не страдают иные члены семьи (не лишаются «кормильца», который может продолжать работать, но в иной сфере деятельности); 4) к профилактике подключается все общество (родители, супруги и дети, которые, интересуясь происхождением доходов, активно воздействуют на члена семьи — должностное лицо, убеждая его отказаться от коррупционной деятельности); 5) государство сможет повысить эффективность государственных расходов в части снижения цены на работы, услуги, товары для государственных нужд; 6) государство сможет укрепить свою национальную безопасность в результате достижения полноценного функционирования органов государственной и муниципальной власти.

Применение данного метода в настоящее время не возможно без внесения изменений в целый ряд нормативных правовых актов, которые в обязательном порядке должны корреспондировать нормам Конституции России и международного права.

Примечания

Notes

1. Откат — это коррупционная взятка в процентах, о которой договариваются чиновник и бизнесмен при получении выгодного заказа, победе на тендере и т. д. Моисеев В.В., Прокуратов В.Н. Противодействие коррупции в современной России: монография. М., 2014. 427 с.

2. URL: https://esquire.ru/rasp-calc

3. В рамках ФЗ № 44 — 6,4 трлн рублей, Ф3-223 — 23 трлн рублей (всего 29,4 трлн рублей).

4. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

5. URL: http://www.interfax.ru/russia/455704

6. URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2016/ 10/main/Materialy_SMI_04.10.16.pdf

7. URL: https://rg.ru/2016/10/12/deficit-federalnogo-biudzheta-v-2017-godu-sostavit-274-trln-rublej.html

8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016—2017 годы: указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г № 147 // СПС «КонсультантПлюс».

9. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 3 июля 2016 г. №324-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».

10. Термин «бытовая коррупция» применим к обычным гражданам, дающим взятку, для того чтобы улучшить или удовлетворить свои потребности. В данную область входят судебные органы, образование, медицина, здравоохранение и многие другие.

11. URL: http://ren.tv/novosti/2016-11-15/zhirinov-skiy-o-zaderzhanii-ulyukaeva-eto-ochen-horosho

12. Опрос проводился на базе Нижегородской академии МВД России среди сотрудников оперативного состава подразделений ЭБиПК, проходивших курсы повышения квалификации. Из 120 опрашиваемых 104 (86,6%) указали в ответах то, что наибольшая угроза экономической безопасности исходит от квалифицированной коррупции.

13. URL: http://www.interfax.ru/story/141

14. URL: http://www.rbc.ru/story/576d71339a794779 4c4edcdd

15. URL: http://www.interfax.ru/russia/537024

16. URL: http://corr.info/archives/3524

17. URL: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-per-ceptions-index/info

18. URL: http://www.pravo.vuzllib.su/book_z574_pa-ge_15.html

1. Otkat — is corrupt bribe in the percentage of which agree to an official and a businessman in obtaining profitable orders, winning the tender, etc. Moiseev V.V., Prokuratov V.N. Corruption in modern Russia: monograph. Moscow, 2014. 427 p.

2. URL: https://esquire.ru/rasp-calc

3. As part FZ № 44 — 6.4 trillion rubles, FZ-223 — 23 trillion rubles (total 29.4 trillion rubles).

4. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home. html

5. URL: http://www.interfax.ru/russia/455704

6. URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2016/ 10/main/Materialy_SMI_04.10.16.pdf

7. URL: https://rg.ru/2016/10/12/deficit-federalnogo-biudzheta-v-2017-godu-sostavit-274-trln-rublej.html

8. On the National anti-corruption plan for 2016— 2017: presidential decree № 147 of 01.04.2016 // SPS «ConsultantPlus».

9. On Amendments to the Criminal code of the Russian Federation and the Criminal procedure code of the Russian Federation: federal law dated 03.07.2016 № 324-FZ // SPS «ConsultantPlus».

10. The term «domestic corruption» applies to ordinary citizens, giving a bribe in order to improve or meet their needs. In this area includes the judiciary, education, medicine, public health and many others.

11. URL: http://ren.tv/novosti/2016-11-15/zhirinovs-kiy-o-zaderzhanii-ulyukaeva-eto-ochen-horosho

12. The survey was conducted on the basis of Nizh-ny Novgorod academy of Ministry of Interior of Russia among the employees of operational staff departments of economic security and combating corruption held refresher courses. Of the 120 respondents 104 (86,6%) of the responses that the greatest threat to the economic security comes from qualified corruption.

13. URL: http://www.interfax.ru/story/141

14. URL: http://www.rbc.ru/story/576d71339a794779 4c4edcdd

15. URL: http://www.interfax.ru/russia/537024

16. URL: http://corr.info/archives/3524

17. URL: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-per-ceptions-index/info

18. URL: http://www.pravo.vuzllib.su/book_z574_pa-ge_15.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.